Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ КУРСА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ИНСТРУМЕНТА РАЗВИТИЯ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ'

ПОТЕНЦИАЛ КУРСА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ИНСТРУМЕНТА РАЗВИТИЯ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / системное мышление / системный подход / общественные науки / методика преподавания / иностранный язык / РКИ / компетенции / higher education / system thinking / systems approach / social sciences / teaching methodology / foreign language / Russian as a foreign language / competences

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туктарова Гузель Мансуровна, Габдреева Наталия Викторовна, Афонина Елена Владимировна

Системное мышление, за которым стоит развитая методологическая традиция в общей педагогике и методике обучения в высшей школе, характеризует стиль мышления, эффективность которого доказана самой интеллектуальной историей человечества и является важной для специалистов современного общества. Системное мышление это мышление современного человека в целом, не только в его профессиональной деятельности. В отношении формирования и развития системного стиля мышления современное образование, получаемое в высшей школе, предоставляет обучаемым широкие возможности для достижения высокого уровня данного типа мышления. В статье поставлена цель исследования феномена развития системного мышления у студентов при изучении академических курсов иностранного языка и русского как иностранного (РКП). В качестве метода достижения цели авторами выполнено изучение проблемы развития у студентов в процессе образовательной деятельности системного мышления в трудах исследователей педагогических наук, как в аспектах возрастной педагогики, так и в предметных дидактиках. Данный подход позволил выявить общность некоторых дисциплин (математика, информатика, системология) и дисциплин «Иностранный язык» и «РКП» в опоре на схему «знание понимание умение» при работе над развитием у студентов системного стиля мышления. Язык является системой фонетических, лексических и грамматических средств и орудием выражения мыслей, служит важным средством общения людей. Однако обучение системному подходу без специальных мер, направленных на его развитие, не приводит автоматически к формированию системного мышления. Такими мерами нами определены развиваемые при изучении иностранных языков умение структурировать приобретаемые в процессе обучения в вузе знания; умение формулировать задачи в системных категориях. Результаты проведенного исследования с целью определения потенциала курса иностранного языка как инструмента развития системного мышления студентов отражают положение об эффективном подходе к формированию системности мышления в рамках академических курсов иностранных языков и РКИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Туктарова Гузель Мансуровна, Габдреева Наталия Викторовна, Афонина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Systemic thinking, with a developed methodological tradition in general pedagogy and teaching methodology in higher education, characterises a style of thinking, the effectiveness of which is proved by the very intellectual history of mankind and is important for specialists in modern society. Systemic thinking is the thinking of a modern person in general, not only in his professional activity. Regarding the formation and development of the systemic style of thinking, modern higher school education provides students with opportunities to achieve a high level of this type of thinking. The article sets the goal of researching the phenomenon of development of systemic thinking of students while studying academic courses of foreign language and Russian as a foreign language. As a method of achieving the goal, the authors have studied the problem of students’ development of systemic thinking in the process of educational activity in the works of researchers of pedagogical sciences, both in the aspects of age pedagogy and in subject didactics. This approach allowed to identify the commonality of some disciplines (mathematics, computer science, systemology) and disciplines «Foreign language» and «Russian as a foreign language» in relying on the scheme «knowledge understanding skill» when working on the development of students’ systemic thinking style. Language is itself a system of phonetic, lexical and grammatical means and it is a tool for expressing thoughts, it serves as an important means of human communication. However, teaching the systemic approach without special measures aimed at its development does not automatically form systemic thinking. We have defined such measures as the ability to structure the knowledge acquired in the process of learning foreign languages and the ability to formulate problems in system categories. The results of the research to determine the potential of a foreign language course as a tool for the development of students’ systemic thinking fairly reflect the position on the effective approach to the formation of systemic thinking within academic courses of foreign languages.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ КУРСА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ИНСТРУМЕНТА РАЗВИТИЯ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ»

8. Монина, Г.Б. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь: монография / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс, Л.С. Чутко. - СПб, 2007. - 186 с.

9. Мэш, Э. Детская патопсихология / Э. Мэш, Д. Вольф. - М. 2010. - 560 с.

10. Шевченко, Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом / Ю.С. Шевченко. - СПб., 2007. - 158 с.

Педагогика

УДК 378:81'276.6

кандидат филологических наук Туктарова Гузель Мансуровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева - КАИ» (г. Казань); доктор филологических наук, профессор Габдреева Наталия Викторовна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань); кандидат исторических наук Афонина Елена Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева - КАИ» (г. Казань)

ПОТЕНЦИАЛ КУРСА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ИНСТРУМЕНТА РАЗВИТИЯ СИСТЕМНОГО

МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Системное мышление, за которым стоит развитая методологическая традиция в общей педагогике и методике обучения в высшей школе, характеризует стиль мышления, эффективность которого доказана самой интеллектуальной историей человечества и является важной для специалистов современного общества. Системное мышление - это мышление современного человека в целом, не только в его профессиональной деятельности. В отношении формирования и развития системного стиля мышления современное образование, получаемое в высшей школе, предоставляет обучаемым широкие возможности для достижения высокого уровня данного типа мышления. В статье поставлена цель исследования феномена развития системного мышления у студентов при изучении академических курсов иностранного языка и русского как иностранного (РКИ). В качестве метода достижения цели авторами выполнено изучение проблемы развития у студентов в процессе образовательной деятельности системного мышления в трудах исследователей педагогических наук, как в аспектах возрастной педагогики, так и в предметных дидактиках. Данный подход позволил выявить общность некоторых дисциплин (математика, информатика, системология) и дисциплин «Иностранный язык» и «РКИ» в опоре на схему «знание - понимание - умение» при работе над развитием у студентов системного стиля мышления. Язык является системой фонетических, лексических и грамматических средств и орудием выражения мыслей, служит важным средством общения людей. Однако обучение системному подходу без специальных мер, направленных на его развитие, не приводит автоматически к формированию системного мышления. Такими мерами нами определены развиваемые при изучении иностранных языков умение структурировать приобретаемые в процессе обучения в вузе знания; умение формулировать задачи в системных категориях. Результаты проведенного исследования с целью определения потенциала курса иностранного языка как инструмента развития системного мышления студентов отражают положение об эффективном подходе к формированию системности мышления в рамках академических курсов иностранных языков и РКИ.

Ключевые слова: высшее образование, системное мышление, системный подход, общественные науки, методика преподавания, иностранный язык, РКИ, компетенции.

Annotation. Systemic thinking, with a developed methodological tradition in general pedagogy and teaching methodology in higher education, characterises a style of thinking, the effectiveness of which is proved by the very intellectual history of mankind and is important for specialists in modern society. Systemic thinking is the thinking of a modern person in general, not only in his professional activity. Regarding the formation and development of the systemic style of thinking, modern higher school education provides students with opportunities to achieve a high level of this type of thinking. The article sets the goal of researching the phenomenon of development of systemic thinking of students while studying academic courses of foreign language and Russian as a foreign language. As a method of achieving the goal, the authors have studied the problem of students' development of systemic thinking in the process of educational activity in the works of researchers of pedagogical sciences, both in the aspects of age pedagogy and in subject didactics. This approach allowed to identify the commonality of some disciplines (mathematics, computer science, systemology) and disciplines «Foreign language» and «Russian as a foreign language» in relying on the scheme «knowledge - understanding - skill» when working on the development of students' systemic thinking style. Language is itself a system of phonetic, lexical and grammatical means and it is a tool for expressing thoughts, it serves as an important means of human communication. However, teaching the systemic approach without special measures aimed at its development does not automatically form systemic thinking. We have defined such measures as the ability to structure the knowledge acquired in the process of learning foreign languages and the ability to formulate problems in system categories. The results of the research to determine the potential of a foreign language course as a tool for the development of students' systemic thinking fairly reflect the position on the effective approach to the formation of systemic thinking within academic courses of foreign languages.

Key words: higher education, system thinking, systems approach, social sciences, teaching methodology, foreign language, Russian as a foreign language, competences.

Введение. Язык не может существовать без мысли, также как мышление не может протекать без языка, поэтому связь языка и мышления не вызывает сомнений. Неверной считаем позицию отождествлять язык и мышление, как и мнение о возможности разрывать язык и мышление, при котором допускается существование мышления без языка, то есть без материальной оболочки. Важным считаем также учет взаимосвязей в общественных науках, таких как педагогика высшей школы, лингвистика, когнитивистика, как теоретическую, методологическую и практическую проблему. Данный постулат позволил нам рассмотреть потенциал курсов английского языка и русского как иностранного (далее РКИ) как инструмента формирования и развития системного мышления у студентов неязыковых специальностей.

Изложение основного материала статьи. Системное мышление отличает мышление современного человека. Университетское образование имеет колоссальные возможности для развития у студентов этого типа мышления.

Актуальность исследования этих возможностей с выработкой некоторых рекомендаций по их применению, на наш взгляд, определяется самими вызовами современности, где профессионалы с развитым системным мышлением будут достойно отвечать этим вызовам и талантливо решать стоящие перед ними задачи профессиональной сферы.

По мнению Ю.П. Сурмина, в настоящее время наблюдается кризис образования, заключающийся в его ориентированности на компетенции, но не на понимание [6, С. 4]. Данная схема - развитие знаний, умений, навыков - в его представлении «малоэффективна в обучении инженера, менеджера, экономиста, социолога и т.п., поскольку в этих профессиях важны не просто знания, а их системность и понимание» [там же]. Студенту, а в будущем - специалисту любого профиля приходится иметь дело с систематизацией информации, системными исследованиями. Осуществлять такую деятельность возможно только обладая специальными знаниями и навыками. Н.В. Ронжина, исследуя роль компетенции «системное и критическое мышление» в формировании профессионального мышления в ряде компетенций, которые необходимо формировать в системе образования XXI века, отмечает, что «умение работать с информацией (поиск, преобразование, применение в профессиональной деятельности) ... необходимо формировать в системе профессионального образования независимо отнаправления ипрофиля подготовки» [4, С. 116]. Роль курса иностранного языка, РКИ, изучаемых студентами неязыковых специальностей, в достижении цели формирования их профессионального мышления посредством развития навыка работы с информацией, представляется значимой. В Казанском национальном исследовательском техническом университете им. А.Н. Туполева - КАИ (далее КНИТУ-КАИ) академические дисциплины «Иностранный язык» и «РКИ» изучаются на протяжении первых четырех семестров обучения, и, начиная с первых дней студенчества, на практических занятиях по английскому, немецкому, французскому языкам и русскому как иностранному при ознакомлении обучаемых с планом на весь курс изучения дисциплины преподавателями кафедры иностранных языков, русского и русского как иностранного студентам в обязательном порядке озвучиваются задачи поиска текстового материала на изучаемом языке с целью формирования языкового портфолио, где отражается деятельность студента (большей частью, самостоятельная работа) по поиску информации (оригинальный текст) по специальности студента (авиастроение, двигатели летательных аппаратов, приборостроение, оптотехника, радиотехника, информационная безопасность и др.), ее последующей обработке (составление глоссария, резюме). Отметим здесь, что согласно рабочим программам дисциплин «Иностранный язык» и «РКИ» в первый год обучения в указанном вузе студенты изучают курс общего иностранного языка, не профессионального. При этом, приведенный выше пример решения обучаемыми задачи формировании языкового портфолио реализуется уже в первом семестре. Таким образом, на наш взгляд, дисциплина оказывает непосредственное влияние на формирование, а в определенной степени и начало работы над развитием у студентов профессионального мышления. A.C. Крылова, Е.Ю. Лаптева и Ж.И. Айтуганова, авторы исследования вопросов повышения эффективности формирования компетенций по иностранному языку у обучающихся в техническом вузе, справедливо подчеркивают: «Обучение иностранному языку в техническом вузе является неотъемлемой частью профессиональной подготовки специалиста на всех этапах и ступенях его обучения» [2, С. 131]. В порядке дискуссии, считаем возможным дополнить указанное профессиональное мнение в проекции на вопросы формирования системного мышления студентов следующим положением: обучение иностранному языку, являясь неотъемлемой частью профессиональной подготовки студентов, при успешной реализации задач развития у них системного мышления может иметь результатом применение соответствующих навыков в их постдипломной профессиональной деятельности. А.Г. Бердникова и М.И. Мазур в их практикоориентированной научной статье, посвященной описанию «понятийного аппарата, необходимого для работы с феноменом системного мышления» [1] заключают: «От стиля и типа мышления во многом зависит не только процесс и результат обучения, но и успешность выпускника во взрослой жизни» [там же].

Проблемы развития у студентов в процессе образовательной деятельности системного мышления находят отражение в трудах многих исследователей педагогических наук, как в аспектах возрастной педагогики, так и в предметных дидактиках. И.А. Сычев в исследовании системного мышления учащихся в процессе преподавания курса информатики предлагает следующие два организационных подхода к формированию системного мышления школьников: 1) в рамках соответствующей дисциплины, например, «Системологии» и 2) в рамках существующих учебных курсов [7, С. 112]. Некоторые аспекты теории систем и системный анализ изучаются студентами КНИТУ-КАИ в курсах инженерных специальностей, введенных в учебный план. Вместе с тем, изучение теории системологии без специальных мер, направленных на развитие у студентов системного подхода не обязательно автоматически приводит к формированию у них системного мышления.

Феномен системного стиля мышления или системного подхода представляет собой «специфическое содержание, аспект, принцип мышления, при котором категория «система» применяется в качестве метода, инструмента познания» [6, С. 31. В качестве системного мышления Л.И. Шрагина предлагает рассматривать «мышление, уровень развития которого при познании человеком мира предметов и явлений объективной действительности позволяет устанавливать взаимосвязи между ними, выявлять закономерности протекания процессов их взаимодействия и развития, прогнозировать это развитие и эффективно решать возникающие при этом проблемы» [91. Нельзя не согласится и с позицией по исследуемому вопросу A.A. Саблиной, о том, что системное мышление и логическое мышление как часть системного, более объемного понятия, необходимо «развивать, в том числе средствами конкретным предметов» [5, С. 871. В связи с предметами «Иностранный язык» и «РКИ» считаем немаловажным привести здесь толкование лингвистического термина «язык» в Словаре-справочнике Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой: «Язык - система (курсив наш, Г.Т., Н.Г., Е.А.) фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей (курсив наш, Г.Т., Н.Г., Е.А.), чувств, волеизъявлений и служащая важным средством общения людей» [3, С. 5411. Резюмируя авторитетное мнение исследователей, приведенное выше, а также с учетом дефиниции феномена «язык», мы предлагаем следующее представление о роли академических дисциплин «Иностранный язык» и «РКИ» в вузе, их потенциале как инструменте развития системного мышления студентов: формирование у студентов системного мышления закономерно осуществлять на материале предметных областей, основой, сутью которых является системный подход, что полностью соответствует дисциплинам «Иностранный язык» и «РКИ».

В Толковом словаре маркетинговых терминов под редакцией С. Корчанова в словарной статье «системное мышление» отмечается, что системное мышление, «в отличие от линейного, ориентировано на видение целого вместо набора разрозненных частей» [81. Л.И. Шрагина, исследуя проблему системного мышления в контексте педагогики и психологии мышления, указывает: «Системное мышление ориентировано на выявление не вещей, а связей между ними, не мгновенных состояний, а закономерностей изменений. Системное мышление необходимо, чтобы различать структуры, образующие основу сложных ситуаций» [91. В процессе изучения иностранного языка, РКИ при формировании системности мышления, обучаемые проявляют умение видеть систему как иерархическую структуру взаимодействующих между собой элементов. Так, например, при изучении видо-временных форм английского глагола, подача учебного материала может быть организована так, что студентам предлагается вся система соответствующих форм английского глагола, но не изучение и последующая практика его видо-временных форм фрагментарно (отдельно the Present Simple Tense (настоящее

неопределенное время), отдельно the Present Continuous Tense (настоящее продолженное время) и т.д.). Из нашей многолетней практики преподавания иностранных языков в вузе, мы можем свидетельствовать о том, что видение студентами всей системы видо-временных форм глагола активного залога и также системы видо-временных форм глагола пассивного залога в английском языке, понимание особенностей корректного употребления форм глагола мотивирует их на изучение грамматики этого языка. При обучении грамматике сквозь призму ее системности, мы достигаем академической цели развития у студентов не только знаний, умений и навыков, но и понимания, переводя обучаемых к схеме «знание -понимание - умение». В результате изучения иностранных языков, РКИ вырабатывается не только знание, но понимание и умение этого понимания материала применять на практике.

Выводы. Наблюдаемый в настоящее время рост профессиональной информации, требует от студентов запоминания массивов знаний. Развиваемое при изучении иностранных языков умение структурировать приобретаемые в процессе обучения в вузе знания, на наш взгляд, развивает, в свою очередь, у будущих специалистов умение формулировать задачи в системных категориях и способность воплотить идеи в такие действия, которые не нарушали бы системные законы природы и общества. Результаты проведенного исследования с целью определения потенциала курса иностранного языка как инструмента развития системного мышления студентов отражают положение об эффективном подходе к формированию системности мышления в рамках академических курсов иностранных языков и РКИ.

Литература:

1. Бердникова, А.Г. Возможности развития системного мышления ученика на уроках математики / А.Г. Бердникова, М.И. Мазур // Universum: Психология и образование: электрон, научн. журн. - 2015. - № 8 (18) [Электронный ресурс]. -Режим доступа. -URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/2505 (дата обращения: 16.08.2023)

2. Крылова, А.С. Повышение эффективности формирования компетенций по иностранному языку у магистров в техническом вузе / А.С. Крылова, Е.Ю. Лаптева, Ж.И. Айтуганова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №66-3. - С. 131-134

3. Розенталь, Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей. Изд. 2-е, испр. и доп. / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. - Москва, «Просвещение», 1976. - 543 с.

4. Ронжина, Н.В. Роль универсальной компетенции «системное и критическое мышление» в формировании профессионального мышления / Н.В. Ронжина // Профессиональное образование и рынок труда. - 2020. - № 2. - С. 116-121

5. Саблина, А.А. Сравнение системного мышления с логическим мышлением / А.А. Саблина // Вопросы математики, ее истории и методики преподавания в учебно-исследовательских работах. Материалы Всеросс. научно-практ. конф. студентов математических факультетов с международным участием. Под общей ред. А.Ю. Скорняковой. -2019. - С. 87-88

6. Сурмин, Ю.П. Теория систем и системный анализ: Учеб. пособие / Ю.П. Сурмин. - Киев: МАУП, 2003. - 368 с.

7. Сычев, И.А. Исследование системного мышления учащихся в процессе преподавания курса информатики / И.А. Сычев // Мир науки, культуры, образования. - 2008. -№3 (10).- С. 111-115

8. Толковый словарь маркетинговых терминов под редакцией С. Корчанова / [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://mraketing.ru/dict/dict.php?ss=%Fl%E8%Fl%F2%E5%EC%ED%EE%E5+%EC%FB%F8%EB%E5%ED%E8%E5&sbmt=% CF%EE%E8%F 1%ЕА (дата обращения: 17.08.2023)

9. Шрагина, Л.И. Системное мышление в контексте педагогики и психологии мышления [Электронный ресурс] / Л.И. Шрагина. - Режим доступа. -URL: https://psyfactor.org/lib/shragina3.htm (дата обращения: 18.08.2023)

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания Уварова Наталья Николаевна

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (г. Москва); студент Борисова Елизавета Алексеевна

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (г. Москва); студент Маркарова Дарья Вячеславовна

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (г. Москва)

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД СЕССИИ

Аннотация. В данной работе представлены исследования образа жизни современного студента. Рассмотрены такие важные составляющие здорового образа жизни, как сон, питание и физические нагрузки. Выявлены проблемы студентов, которые негативно влияют на их психическое и физиологическое состояние. Разработан комплекс упражнений и приведены рекомендации для подготовки и укрепления организма к сессии. Данную работу со студентами авторы статьи рекомендуют проводить кураторам академических групп, приглашая в качестве экспертов преподавателей кафедры физической культуры и других кафедр гуманитарного направления.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, студенты, питание, физические нагрузки, сон, режим дня.

Annotation. This paper presents studies of the lifestyle of a modem student. Such important components of a healthy lifestyle as sleep, nutrition and physical activity are considered. The problems of students that negatively affect their mental and physiological state are revealed. A set of exercises has been developed and recommendations are given for preparing and strengthening the body for the session. Данную работу со студентами авторы статьи рекомендуют проводить кураторам академических групп, приглашая в качестве экспертов преподавателей кафедры физической культуры и других кафедр гуманитарного направления.

Key words: healthy lifestyle, students, nutrition, physical activity, sleep, daily routine.

Введение. Здоровье является важной составляющей для успешной долгой жизни молодых людей. Оно является фундаментом для улучшения качества жизни, получения образование, развития по карьерной лестнице, а также для создания благополучной семьи. Под термином здоровье понимается не только отсутствие болезней и физических дефектов. Внешне человек может выглядеть абсолютно здоровым и по нему не скажешь, что он на самом деле болен. Таким образом, здоровье складывается из физического, душевного, социального благополучия. Физическое здоровье - это состояние подготовленного организма к различным жизненным условиям и ситуациям. Например, выносливость мышц, дыхательного аппарата требуется не только при выполнении тяжёлых физических нагрузок, но ив повседневной жизни, особенно в жизни студента, когда он не может позволить себе дорогие средства транспортного передвижения. Жизнь молодых людей, в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.