Научная статья на тему 'Потенциал космической педагогики как перспективного направления в образовательной политике XXI века'

Потенциал космической педагогики как перспективного направления в образовательной политике XXI века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пушкина И. М.

В данной статье раскрыта сущность космической педагогики и показана актуальность ее идей в образовании XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциал космической педагогики как перспективного направления в образовательной политике XXI века»

7. Колесов Д.В. Антиномии природы человека и психология различия (К проблеме идентификации и идентичности, идентичности и толерантности) / Д.В. Колесов // Мир психологии. - 2004. - №3. - С.9-19.

8. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции [текст] / З. Фрейд. - М.: Наука, 1989. - 456 с.

9. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг [текст] / Л.Б. Шнейдер. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 2004. - 600 с.

10. Эриксон Э. Детство и общество [текст] / Э. Эриксон. - СПб.: ЛЕ-НАТО, ACT. - 1996 - 592 с.

11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис [текст] / Э. Эриксон. -М.: Прогресс, 1996. - 344с.

12. Erikson E.H. The problem of ego identity. - N.Y.: JAPA, 1956. - Р.105.

13. Marcia J. Identity in adolescence // Handbook of adolescent psychology. N.Y., 1980. P. 159-187.

14. Waterman A.(ed.) Identity in Adolescence: Processes and Contents. San-Francisco, 1985.

ПОТЕНЦИАЛ КОСМИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

КАК ПЕРСПЕКТИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ XXI ВЕКА

© Пушкина И.М.

Архангельский государственный технический университет, г. Архангельск

В данной статье раскрыта сущность космической педагогики и показана актуальность ее идей в образовании XXI века.

Образованию XXI века принадлежит ведущая роль в распространении моральных и культурных ценностей глобального типа, которые, не отвергая национальных приоритетов, могут быть объединяющим началом, основой и стимулом интеграционных тенденций в современном мире. В документах, разработанных на уровне ЮНЕСКО и Совета Европы, сформулирована концепция глобального образования: «Земля - наш Дом». К основным задачам относятся следующие: формирование понимания Мира на основе холистических и гуманистических взглядов; воспитание Человека, ответственного за все формы жизни на Земле и в Космосе, способного сочетать свободу выбора с личной ответственностью за принятые ре-

шения, общечеловеческие интересы с национальными, безопасность в мире с толерантностью, дружбой народов.

Необходимо подчеркнуть, что идеи современного глобального образования предвосхитили основоположники космической педагогики - Константин Эдуардович Циолковский, Константин Николаевич Вентцель и Владимир Иванович Вернадский. Космическая педагогика возникла в 2030-е годы XX века в России как новое и перспективно-прогностическое направление.

Дело в том, что на рубеже XIX-XX веков человечество в лице своих лучших представителей пришло, с одной стороны, к осознанию огромной силы своего научного разума и порожденной им техногенной цивилизации, резко отделившей и даже противопоставившей этот разум миру природы и Космоса. С другой стороны к пониманию того, что корыстно и бесхозяйственно используя земные источники энергии и питания, человек породит нравственный, межнациональный, межрелигиозный, экологический, экономический и другие кризисы. Циолковский К.Э., Вентцель К.Н., Вернадский В. И. и др. стали осознавать, что человек оказался заложником своего стремительно развивающегося, технически ориентированного разума и может явиться источником не только возможной катастрофы своей цивилизации, но и гибели планеты в целом. Предвидя кризисные отношения человека и природы, человека и общества, они одни из первых стали говорить о смене техногенной парадигмы развития цивилизации на ан-тропокосмическую, которая и стала разрабатываться в рамках русского космизма.

Важно, что одним из главных принципов научного направления философии русского космизма явилось активно-эволюционное, т. е. сознательное, целенаправленно преобразовательное отношение к человеку и миру. Поэтому закономерно, что проблема преображения человека, т.е. дальнейшего качественного развития и трансформации его в более совершенное (в духовно-нравственном, волевом, интеллектуальном, сенсорном, энергетическом и соматическом смыслах) существо, была актуализирована, получила многоаспектную разработку в философии данного направления и логично перешла в педагогические идеи К.Э. Циолковского, К.Н. Вентцеля и В.И. Вернадского.

Циолковский К.Э., Вентцель К.Н. и Вернадский В.И. как педагоги -космисты не только ставили задачу - воспитать Человека, способного усовершенствовать общество на принципах добра и справедливости, но и рассматривали его как неотъемлемую часть всеобщего, целостного Космоса, исходя из органического единства человека, человечества и Вселенной. Они представляли человека как космическое явление, а процесс становления и развития человечества как неотъемлемую часть «общеэволюционного потока космической жизни» (В .И. Вернадский).

Общими в педагогическом творчестве К.Э. Циолковского, К.Н. Вент-целя и В.И. Вернадского являются идеи: о Человеке как главной ценности Мироздания, его неотделимости от процессов космического развития; о восходящем характере творческой эволюции человечества к ноосферному обществу; о пути к высшей духовности посредством целостного слияния с человечеством, природой, Космосом через развитие космического сознания. По их мнению, духовно-нравственное воспитание Человека должно быть на первом месте, т.к. высшие ценности на Земле и в Космосе - Человек и Жизнь во всех ее проявлениях. Общество они рассматривали как единство творческих индивидуальностей, цель которого - установление закона Гармонии (Равновесия) на Земле и в Космосе. На их взгляд, образование должно развивать в человеке желание находить гармонию между земным и космическим, помочь осуществить гармонизацию каждым человеком своего внутреннего мира, своих отношений с человечеством, природой, Космосом. Поэтому, в содержании образования приоритетом, по мнению педагогов-космистов, должно стать развитие творческого потенциала человека и «человековедческие» знания (К.Н. Вентцель).

Космическая педагогика - это перспективно-прогностическое направление в воспитании и развитии свободной творческой личности, осознающей свою сопричастность с человечеством, природой и Космосом (К.Н. Вентцель). Космическая педагогика - наука о воспитании Человека как Гражданина Вселенной (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский). Главная цель космической педагогики - развитие космического сознания, основанного на чувстве единения и общности человека с человечеством, природой, Космосом (К.Н. Вентцель). Основной задачей является становление у подрастающего человека на базе целостной картины Мира и способности личности к самораскрытию, самосовершенствованию и самореализации, ответственности за пути, цели и прогнозируемые последствия преобразований, производимых на Земле и в Космосе (В.И. Вернадский). Одной из задач образования должно стать раскрытие перед учеником глобальной взаимозависимости, целостности всего существующего во Вселенной, открытие логики развития этой взаимосвязи, определение особой роли и ответственности человека за сохранение этой целостности и себя в ней (К.Э. Циолковский).

Основными понятиями космической педагогики являются: «Человек», «Мир», «космическое воспитание», «космическое сознание», «космическое мышление» и «космическое чувство».

Человек рассматривается учеными-педагогами как самоценная и неотъемлемая часть человечества, природы и Космоса, как активный преобразователь Космоса, как творец космической культуры. Мир - это единая, целостная и взаимосвязанная система: «Человек - Человечество - Природа - Космос». Космическое воспитание - воспитание Человека в качестве

полноправного члена Космоса (К.Э. Циолковский). Под космическим воспитанием также понимается развитие личности, обладающей космическим сознанием (К.Н. Вентцель).

Космическое сознание - осознание человеком своей взаимосвязи с Космосом, потребность научного осмысления своего места и роли в общей эволюции Вселенной, целостный подход к пониманию Мира, экологический и этический подходы в изучении и освоении Космоса (К.Э. Циолковский). Космическое сознание - это осознание ответственности за возможные последствия своей деятельности на планете и в Космосе. Космическое сознание - система мышления и образ жизни Человека, который вырабатывает привычку жить согласно космическим законам (В .И. Вернадский). У человека с космическим сознанием происходит «освобождение от всего мелкого и ограниченного, его душа наполняется свободой и беспредельно широкой творческой любовью к Жизни, Человеку, Миру» (К.Н. Вентцель).

Космическое мышление - способность Человека воспринимать себя во взаимосвязи с окружающим Миром, осознание приоритета общечеловеческих ценностей. Космическое чувство - чувство единения со всем человечеством как носителем космической жизни, чувство любви и ответственности к природе и Космосу, бережное отношение к ним. Космическое чувство - это чувство «сыновности» в себе и в других по отношению к человечеству, природе и Космосу (К.Н. Вентцель).

Педагогические идеи К.Э. Циолковского, К.Н. Вентцеля и В.И. Вернадского выступают не только как идеал, но и как альтернатива традиционному пониманию воспитания Человека, утверждают веру в достоинства человеческой личности, способной преобразовать мировую реальность к добру и красоте, путем неустанной творческой работы над собой. Идеи космической педагогики ориентируют современный образовательный процесс на подготовку учащихся к решению глобальных проблем, на духовно-научное освоение окружающего Мира, на воспитание нравственных качеств, отвечающих императиву выживания и устойчивого развития человеческой цивилизации, природы, Космоса. Космическая педагогика К.Э. Циолковского, К.Н. Вентцеля и В.И. Вернадского должна рассматриваться как один из возможных и значимых путей в таком преобразовании общества, которое приведет к гармонии Человека и Человечества, Человека и Природы, Человека и Космоса.

И хотя это оригинальное и уникальное направление, созданное российскими учеными-педагогами в начале XX века, не стало основным в отечественной педагогике, но оно не только обогатило мировую педагогику идеями, представляющие прогностическую и эвристическую ценность, но и может способствовать духовному оздоровлению человека и человеческой цивилизации в XXI веке.

Для этого, в первую очередь, необходимо интенсивно развивать у ребенка такие аспекты сознания, как аксиологический (выработка нравственных установок), онтологический (формирование представлений об окружающем Мире) и рефлексивный (осознание себя и своего места в Мире). Выживание человечества невозможно без соблюдения универсальных (космических) законов. Отражая их в содержании образования, необходимо освободиться от догм, штампов и клише. В программы и учебники желательно включать альтернативные теории, концепции и идеи. Знакомясь с плюралистическим знанием, растущий человек научится вырабатывать не только критическое, но и новое мышление. Знание должно быть представлено детям как целое и единое и, таким образом, чтобы они самостоятельно приходили к выводам о связи между явлениями во всем Мире. Познание ребенком окружающего Мира происходит по различным направлениям, дополняющим и обогащающим друг друга, -через науку, философию, искусство, религию. Поэтому для становления у ребенка космического сознания требуется интеграция знаний, объединение естественных и гуманитарных наук, т. е. при изучении человека, человечества, природы и Космоса должен соблюдаться принцип целостности и системности. Овладевая научными знаниями о Мире, растущий человек, «будет все больше осознавать себя как существо, связанное в своем бытии с человечеством, природой, Космосом». В результате к нему придет «понимание необходимости заботы об окружающей среде» (К.Н. Вентцель).

Итак, ориентация мышления ребенка на космическое начало, развитие у него космического сознания и чувства должны учитываться в содержании образования XXI века.

Список литературы:

1. Касаткина С.Н. Приоритетные ценности образования и воспитания в антропокосмической концепции К.Э.Циолковского / С.Н.Касаткина // Национальные ценности и приоритеты сферы образования и воспитания, (вторая половина XIX - 90-е гг. - XX веков). - М., 1997. - С.144-169.

2. Лукина С.Ф. Антропокосмическая педагогика В.И Вернадского: дис... канд. пед. наук. - Петрозаводск, 1998. - 168 с.

3. Михалева О.М. Педагогические идеи в русском космизме: дис.. канд. пед. наук / О.М. Михалева. - Белгород, 2000. - 155 с.

4. Пушкина И.М. Генезис идей К.Н.Вентцеля как основоположника космической педагогики: дис. канд. пед. наук. - М., 2007. - 261 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.