Научная статья на тему 'Антрокосмическая концепция воспитания К. Э. Циолковского'

Антрокосмическая концепция воспитания К. Э. Циолковского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
833
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ЧЕЛОВЕК / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касаткина Светлана Николаевна

В центре созданной К.Э. Циолковским концепции человек, его будущее, которое во многом зависит от самого человека, его образования и воспитания, по своей сути она антропокосмическая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

K. E. TSIOLKOVSKI'S 'ANTHROCOSMIC' CONCEPTION OF EDUCATION

The author speaks about 'anthrocosmic' philosophy and pedagogics. About the worldview of the man, his moral values and priorities, which concerns not only the destiny of the terrestrial civilization, but the entire universe. Therefore k. E. Tsiolkovski's philosophy is not only cosmogonic but also moral and pedagogical.

Текст научной работы на тему «Антрокосмическая концепция воспитания К. Э. Циолковского»

РАЗДЕЛ V ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

УДК 37.0

С. Н. Касаткина

АНТРОПОКОСМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

В последние десятилетия совершается смелый и последовательный прорыв человека в космос, создаются проекты долговременного пребывания людей в космическом пространстве на орбитальных станциях. Человек, продолжая развивать земную цивилизацию, постепенно переходит к планомерному освоению космоса, внедряется во Вселенную. Космос все больше и больше становится ареной его активной преобразовательной деятельности. В данной связи современное звучание приобретают проблемы воспитания в свете идей актропокосмической философии и педагошки. От мировоззренческих позиций человека, его нравственных ценностных ориентаций зависит не только судьба земной цивилизации, но и судьба Вселенной. Это положение является ведущим в философско-педагогическом учении К.Э. Циолковского.

В центре созданной им концепции - человек, его будущее, которое во многом зависит от самого человека, его образования и воспитания. Концепция К.Э. Циолковского по самой сути своей антропокосмическая. Это подчеркивает ее актуальность, поскольку в отечественных науках человекоцентристское направление становится одним из ведущих, а антропокосмизм находится в русле этого направления.

Актуальность исследуемой концепции заключается и в ее аксиологических приоритетах, в тех идеалах и ценностях, на которые она ориентируется. Их аксиологическое содержание соответствует той системе духовных и нравственных ценностей, которые должны доминировать в гражданском обществе, построенном на подлинно гуманистических принципах, к утверждению которых стремится наше российское общество.

Кардинальной проблемой совершенствования системы отечественного образования является переход его на новое содержание, отвечающее современным социально-экономическим потребностям, научно-техническо-му прогрессу, а также перспективам развития страны. Однако, как свидетельствуют сегодняшние реалии, разработка основных направлений реформирования образования осуществляется сложно и неоднозначно. Чувствуется острый дефицит как новых идей, концепций, теорий, так и знания философско-педагогических концепций, созданных выдающимися отечественными мыслителями-космистами, в том числе и К.Э. Циолковским, основ-

ные положения которых мотуг быть использованы при определении стратегии развития образования в нашей стране на XXI в. и более далекую перспективу.

Хотя о К.Э. Циолковском написано немало, его «космическая философия» вплоть до 50-х гг. XX в. не привлекала особого внимания ученых. В таких крупных монографиях, как двухтомная «История русской философии»

B. Зеньковского, «История русской философии» Н. Лосского и др., имя К.Э. Циолковского даже не упоминалось, видимо, потому, что в них в основном рассматривались взгляды представителей религиозно-философской мысли, а не естественно-научной, к которой принадлежал ученый.

В 30-40-е гг. появился ряд избранных трудов К.Э. Циолковского, содержащих его работы в области дирижаблестроения и ракетной техники.

В 50-60-е гг. выходит в свет первое собрание сочинений К.Э. Циолковского, составленное Комиссией Отделения технических наук АН СССР по разработке научного наследия и подготовке к изданию трудов К.Э. Циолковского (отв. ред. В.Н. Юрьев). В нем нашли отражение работы в области аэродинамики, ракетной техники, дирижаблестроения. Лишь в четвертом томе был опубликован ряд трудов ученого в области естествознания. Интерес к наследию К.Э. Циолковского именно в этих областях науки и техники не был случайным. Наша страна стремилась завоевать первенство в ракет-но-космической области, обеспечивающей ее безопасность и обороноспособность в современном мире.

Определенным шагом вперед в изучении философского наследия К.Э. Циолковского стали диссертационные исследования В.А. Брюханова,

C.А. Щамова, И.А. Кольченко, B.C. Клементьева, И.А. Дудкиной, В.В. Лыткина, В.В. Казютинского и др. В них внимание авторов сосредоточено на философско-мировоззренческих взглядах К. Э. Циолковского, его отношении к религии и церкви, а также к философским проблемам, связанным с научно-техническим освоением Космоса и деятельностью человека в этой области.

В 60-е гг. наблюдается рост интереса к личности и творчеству К.Э. Циолковского, его научно-фантастическим произведениям, что во многом было обусловлено началом активного освоения космического пространства.

С 1966 г. в Калуге по инициативе РАН и Музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского стали проводиться ежегодные научные чтения, посвященные разработке многогранного наследия ученого. Большую работу по изучению философских взглядов мыслителя-космиста проводит вплоть до настоящего времени созданная в рамках чтений секция «К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса», что особенно важно для современного понимания роли К.Э. Циолковского в развитии мировой и отечественной науки и философской мысли. В исследованиях В.В.Раухпен-баха, А.Д. Урсула, В.В. Казютинского, Ф.П. Космолинского, Е.Т. Фаддеева, Н.К. Гаврюшина, Л.В. Лескова, И.В. Вишева, В.М. Мапельман, С.Г. Семеновой, Т.Н. Желниной и многих других ученых подробно анализируются историко-философские взгляды К.Э. Циолковского, структура и принципы его космической философии, созданная им научная картина мира; воззрения К.Э. Циолковского по религиозным и эзотерическим проблемам, принципам космизма, ключевым понятиям его этической концепции и т. п.

В трудах В.В. Казютннского, К.Х. Хайруллина и др. рассматриваются мировоззренческие и методологические аспекты антропологического (антропного и антропокосмического) принципов в космологии, выделяются особенности антропокосмической концепции К.Э. Циолковского в сравнении с такими представителями этого направления, как В.И. Вернадский, Н.Г. Холодный, А.Л. Чижевский.

В последние годы начинается определенный поворот к переоценке философских взглядов русских космистов, в том числе и К.Э. Циолковского, трактовавшихся прежде в основном с позиций марксистско-ленинской методологии. Эти новые подходы получили свое воплощение в ряде публикаций: Гиренок В.И. «Русские космисты» (М., 1990), Куракина О.Д. «Русский космизм как социокультурный феномен» (М., 1993), «Грезы о Земле и Небе» (СПб., 1995) и др., но и в них антропокосмггческая концепция воспитания К.Э. Циолковского не получила специального освещения. В небольших очерках, посвященных ученому, рассматривается его особое место среди русских космистов, своеобразие воззрений на такие философские проблемы, как смысл и цель жизни, добро и зло, смерть и бессмертие; анализируется его теория «космических эр», основанная на эволюционных перспективах человека и человечества.

Все вышеназванные исследования определили основную проблематику в разработке философского наследия К.Э. Циолковского, хотя в рамках изучения «космической философии» ученого они, на наш взгляд, недостаточно внимания уделили раскрытию антропокосмической концепции воспитания К.Э. Циолковского, составляющей одну из основ его философии.

Что касается изучения педагогических взглядов К.Э. Циолковского, то здесь можно выделить книги В.П. Голоушкина, A.B. Костина и П.И. Леонтьева «Жизнь, отданная науке» (Тула, 1968), «К.Э.Циолковский - народный учитель» под редакцией В.Г. Андросовой, Д.М. Гришина, П.И. Леонтьева. (Тула, 1975), в которых освещаются основные этапы педагогической деятельности школьного учителя К.Э. Циолковского, его взгляды на приемы и методы обучения. Однако педагогические воззрения мыслителя рассматриваются авторами изолированно от его философии и особенно аксиологии, что не дает полного и глубокого понимания сущности его антропокосмической концепции воспитания.

А между тем проблема человека и его воспитания с космической точки зрения занимала в философско-педагогическом наследии великого русского ученого одно из центральных мест и представляет существенный интерес для педагогики и образования, для создания фундамента современной космической педагогики.

Выделяют такие основные мировоззренческие позиции, сложившиеся в русском космизме, как «антропоцентризм» (которого в основном придерживались отечественные философы религиозного направления - Вл. Соловьев, С, Булгаков, П. Флоренский и др.) и «антропокосмизм» (сторонники естественно-научного мировоззрения, в том числе и К.Э, Циолковский). Но есть то общее, что сближает и тех и других - идея свободы личности, ее высокого нравственного и исторического предназначения (в центре созданных «космистами» философско-педагогических концепций - человек, его совершенствование во имя «высшей идеи»), несмотря на различия во взглядах на человека и его предназначение в мире (для представителей первого

направления человек предстает как «богочеловек», «центр Вселенной» и конечная цель мироздания, результатом развития мира является утверждение царства Бога, а во взглядах антропокосмистов человек как существо, наделенное разумом, выступает непосредственным активным участником происходящих во Вселенной процессов, сознательно направляющим развитие мира и свое собственное совершенствование в ту сторону, в какую диктуют ему разум и нравственные чувства).

В результате систематизации соответствующих источников и в первую очередь философских работ К. Э. Циолковского в проведенном нами исследовании доказывается, что проповедуемое им новое мировоззрение - антропокосмизм - имеет свои особенности, что отличает концепцию этого философа и педагога от остальных мыслителей. Мировоззрение ученого основано на убежденности в наличии смысловой установленности космически целого и определенной (космической по природе и значению) миссии человека. Смысловая структура (содержание) космоса выступает и как основание этического, смысложизнениого (или культурно-исторического) самоопределения человека и человечества.

К.Э. Циолковский в своей «космической философии» выдвигал на первый план практически-деятельное начало человека, проникнутость его он-тологически-бытийным (космическим) смыслом науки и научного знания.

Для философа-космиста характерно и новое понимание идеи эволюционизма как необходимости сознательного этапа развития мира. В разработанной им «Теории космических эр», основанной на единстве эволюции космоса и человека, последний не только выступает как активная разумная сила, способная оказывать влияние на ход космического развития, но и сознающая за свою деятельность моральную ответственность по отношению к природе, самому себе и всей Вселенной. Поэтому составной и неразрывной частью космической философии и педагогики К. Э. Циолковского является учение о нравственности («космическая этика»).

Своей антро по ко см ич еско й концепцией К.Э. Циолковский обогатил традиционное представление о гуманизме, включив в него космос как будущую обитель человека, где он обретет все условия для своего нравственного и биологического совершенства, станет действительно свободным и счастливым.

Стремление познать космос, его эволюцию для того, чтобы познать самого человека - составную и органическую часть космоса, раскрыть перед ним грандиозные перспективы - вечную «блаженную» жизнь в космосе -составляет одну из ведущих идей антропокосмической концепции К.Э. Циолковского.

Гуманизм философов-антропокосмистов, основанный на глубоких знаниях о человеке и Вселенной, вытекающий из задач самой природной, космической эволюции - одна из ярких и отличительных черт представителей этого направлений русского космизма.

Каждая из антропокосмических теорий, созданных выдающимися русскими философами-гуманистами, при всем их своеобразии и оригинальности, является составляющей целостной отечественной концепции, представляющей несомненный интерес в педагогическом отношении и поэтому заслуживающей специального исследования.

Концепция Н.Ф. Федорова, вытекающая из его «Философии общего дела» и ориентированная на воспитание человека в духе родства и единства не только со своими предками, но и со всем когда-либо жившим и живущим человечеством во имя поисков путей бессмертия («воскрешения отцов»), весьма актуальна для нашего времени, когда разобщены не только нации и народы, но и во многом утрачены семейные корни. Предложенная Н.Ф. Федоровым вместо традиционной «школы учебы» «школа-храм», «школа-музей» представляет несомненный интерес в плане воспитания человечества единой семьей во имя достижения (через освоение космоса) счастья и бессмертия.

Ценность антропокосмичеекой концепции В. И. Вернадского и его последователя Н.Г. Холодного заключается, на наш взгляд, прежде всего в том, что они стремились с помощью создания «ноосферной школы» восстановить естественную живую связь человека с природой и окружающим миром в целом; расширить миропонимание до планетарного, ноосферного уровня; понять свою причастность к земным и космическим процессам и свою ответственность за дела, поступки и мысли, «за судьбу ноосферы», определяемую человеческим разумом. В этом, по их мнению, заключается одна из существенных основ образования и воспитания человека.

Близка этим идеям и концепция А. Л. Чижевского, направленная на воспитание человека, стремящегося к научному познанию Вселенной, к изучению солнца, его влияния на человека, его психику, историю и судьбу. Самой науке, точнее, синтезу наук, объединенных во всеобщую космическую науку, дается в трудах А.Л. Чижевского новое направление развития. Это относится также к педагогике и школе. Ученый предлагал свою модель школы - «Академию поэзии», в которой даются соответствующие его воззрениям знания о земле, солнце, космосе и воспитывается «поэтическое», «космическое чувство», дающее возможность человеку глубже осознать свою неразрывную связь и единство с космосом.

На основе обобщения цикла разнообразных источников нами доказывается, что созданная К.Э. Циолковским антропокосмическая гуманистическая концепция представляет самостоятельное оригинальное учение, направленное на воспитание «гражданина Вселенной», способного осваивать космос и перестраивать его на основах разума и нравственности. Его «космическая педагогика» и школа прямо нацелены на воспитание в человеке предназначения вселенского, космического масштаба, на формирование человека как активного преобразователя самого себя, своей внутренней природы, земли и космоса на гуманистических началах. Концепция К.Э. Циолковского устремлена в будущее, в далекую перспективу, в то время, когда человек обживет космос, вольется, благодаря развитою собственного разума в общую эволюцию Вселенной и обретет «бессмертный статус бытия».

Однако несмотря на далекую «космическую» ориентацию, концепция К.Э. Циолковского приобретает уже сегодня большое практическое значение для веет земного человечества. Именно Циолковский стоял у истоков космонавтики, получившей в наше время свое дальнейшее развитие, что в свою очередь побуждает пересмотреть сложившиеся традиционные взгляды на образование и воспитание, обратить внимание на предложенные К.Э. Циолковским пути и средства воспитания «человека космического».

Антропокосмическая концепция воспитания К.Э. Циолковского построена с учетом как национальных, так и общечеловеческих начал. Его педагогика основана на воспитании любви к Родине, ее природе и культуре, формировании высоких гражданских качеств и, прежде всего стремления «принести как можно больше пользы Отечеству». Вместе с тем она ориентирована на воспитание «гражданина Вселенной», в котором национальное начало сочетается с общечеловеческим. В связи с этим много внимания в концепции К.Э. Циолковского уделяется нравственному воспитанию человека в духе «космической этики», «космического единства», высоких идеалов.

Концепция К.Э. Циолковского, гармонично сочетающая в себе национальное и общечеловеческое начала, отчетливо построена с учетом исторически сложившихся социально-экономических, политических и культурных условий России, оказавших свое влияние на формирование мировоззрения ученого. Все наиболее значимые достижения духовной жизни России, ее культуры, литературы, науки и техники в той или иной степени посредством отражения их в содержании трудов и социально-педагогических проектов К.Э. Циолковского приобретают национальное значение и направлены на формирование гражданина своего Отечества.

Таким образом, специфика концепции философа-космиста заключается в том, что он решает проблемы воспитания не только в плане национальном, но и в общечеловеческом, тем самым расширяя понятие «гражданина» до космических, вселенских масштабов, утверждая необходимость «космической точки зрения» на проблемы образования и воспитания человека.

Он создал и обосновал прщрамму философского и педагогического познания человека во всей полноте его бытия как на Земле, так и в будущей жизни в Космосе, предполагая, что антропология и аксиология в его понимании соединяют конкретное научное изучение различных сфер человеческого бытия (включая сферу образования и воспитания), с целостным фило-софско-педагогическим его постижением.

Теоретический анализ ряда источников (как архивных, так и печатных) позволил утверждать, что в концепции К.Э. Циолковского антропология выступает не только как знание о человеке, его природе и сущности, т. е. знание о «человеке в себе», но и как один из инструментов философского педагогического осмысления значимости человека «для судьбы Вселенной» и происходящих космических процессов «в человеческом измерении».

По Циолковскому, эволюция космоса, не говоря уже об эволюции самого человека, совершается через человека. В его концепции человек рассматривается и как «человек природный» - «антропос» и как «человек разумный» - «гомо сапиенс» и как «постгомо» - «человек космический». Именно благодаря причастности человека (как разума вида) к Разуму («величайшей силе космоса») он в динамике своего развития «будет преобразовывать самого себя». Поэтому каждый из этапов освоения космоса связан у К.Э. Циолковского с последовательным преобразованием биосоциальной природы человека в целях его приспособления к новой среде обитания. Он верил в то, что осваивая и обживая космос, человек преобразит и самого себя, сможет стать «лучистым существом», способным жить за счет энергии солнца или других источников тепла и света. Смысл подобных преобразований К.Э. Циолковский видел в достижении человечеством полного совершенства, бессмертия и подлинного счастья.

Проблема «нового» человека, который придет на смену «гомо салиен-су», волновала мыслителя-педагога. В своих трудах, таких как «Ум и страсти», «Животное космоса», «Органический мир Вселенной», «Свойства человека» и многих других К.Э. Циолковский, обращаясь к природе человека, «его переделке», уделял внимание таким вопросам, как селекция, искусственный отбор, желая с их помощью как можно быстрее создать «породу» совершенных людей, избавить человека от «животных», низменных страстей. В то же время он не отрицал в этом плане и значение научно-техни-ческого прогресса, и особенно воспитания и образования, подчеркивая, что «мы до сих пор пока не знаем силы истинного воспитания».

С точки зрения современной этики предложенная К.Э. Циолковским селекция в отношении к человеку выглядит негуманно, но исходя из принципов антропокосмической концепции ученого она имеет свое оправдание. Он верил в то, что человек способен подняться над своей пока несовершенной природой, «превозмочь» себя как землянина.

Специальный анализ работ К.Э. Циолковского показывает, что проблеме освобождения человека от «животных» страстей посвящено значительное число трудов ученого, как опубликованных, так и рукописных. Особый интерес для педагогики в этом плане представляет неоконченная работа Циолковского «Человек. Свойства человека», в которой он не только дает подробную характеристику различных свойств человека, но и предлагает радикальные приемы их совершенствования путем развития всех человеческих сил «без напряженного, мучительного труда, на пользу всему живому». Он обращал внимание на условия быстрого развития разума, отдавал приоритет науке и образованию, которые помогут человеку преодолеть свое несовершенство, стать физически здоровым, подчеркивал, что космическое будущее требует радикального прогресса и в самой физической структуре человеческого существа, в том числе и в продолжительности жизни.

Одно из основных положений антропологического принципа концепции ученого и педагога заключается в том, что человечество никогда не сможет стать совершенным, если не научится преобразовывать себя, свою собственную природу. К.Э. Циолковский считал, что нравственное совершенство возможно только вместе с умственным и физическим его преобразованием, освобождением от «низменных природных качеств и инстинктов».

Как показывает анализ источников и прежде всего архивных материалов и трудов К.Э. Циолковского, для него характерен многосторонний подход к человеку. В концепции ученого человек предстает как биосоциальное существо. Он рассматривает и оценивает с точки зрения аксиологии и антропологии биологические, психические, физические, умственные, нравственные, эмоциональные и другие «свойства человека», не вдаваясь в крайности биологиза-ции человека, что позволяет подробно рассматривать социальную сущность человека - его взаимосвязи в семье, в общественной жизни и т. д.

К.Э. Циолковский пытается проследить эволюцию человека в биологическом и социально-педагогическом отношении, признает зависимость человека от социальных условий и воспитания, его изменения во временном, историческом плане, а также изменения в характере и психологии человека в разные возрастные периоды его жизни. На основе знания эволюции человека К.Э. Циолковский делает вывод о том, что «человек не остановится в

своем развитии». Сущность человека, по его мнению, состоит в постоянном изменении. И это изменение во многом зависит от условий жизни и воспитания.

Конечно, не все вопросы, относящиеся к антропологии, были освещены К.Э. Циолковским с педагогических позиций. Но тем не менее позитивной, в плане образовательно-воспитательном, представляется следующая концептуальная по своему значению мысль ученого и педагога: «не лучше ли выработать породу, слушащую голос рассудка, голос разума и науки», чем потакать развитию природных, животных страстей и низменных инстинктов человека.

Подводя итог своим размышлениям о человеке и его свойствах, Циолковский отмечал, что «нами должны управлять не инстинкты и страсти, а разум». На это и должно быть направлено воспитание, без которого сам человек вряд ли способен избавиться от «животных» свойств.

Общефилософские принципы понимания сущности и природы человека, выдвинутые К.Э. Циолковским (такие как значимость человека для судьбы Вселенной, взаимосвязь, эволюции человека и космоса; родовая и субстанциональная сущность - разумность, которая дает возможность человеку распоряжаться судьбой Земли и Вселенной, преобразовывая их и себя самого (свою собственную природу) для достижения счастливой и бесконечной жизни в космосе), могут служить перспективным основанием для углубленного философско-педагогического и антропологического исследования в целях выработки специального учения о человеке, конкретизирующего общефилософские и педагогические положения о его социальной и предметно-деятельной сущности, о его месте в природе и роли в развитии и познании общества, истории, Вселенной.

В основе аксиологических воззрений К.Э. Циолковского лежат не только земные, но и космические идеалы и ценности. По глубокому убеждению философа-педагога, главная задача педагогической аксиологии заключается в решении вопросов, связанных с целелолаганием, определением приоритетной системы ценностей. В связи с этим К.Э. Циолковский призывал более глубоко заняться разработкой целей образования и воспитания с учетом «высших», «космических» проблем жизни человека. В созданной им концепции развивается мысль о том, что от того, какие идеалы и ценностные ориентиры будут сформированы в человеке, зависит не только судьба каждого из нас, но и всего человечества, судьба всей Вселенной, так как будущее человека самым тесным образом связано с освоением космического пространства и совсем не безразлично, какие нравственные ценности он понесет с собой в космос, чем будет руководствоваться в процессе своей преобразовательной деятельности.

К.Э. Циолковский исследует природу ценностей, их место в земной реальности и во Вселенной в целом, рассматривает взаимосвязь различных ценностей между собой, их отражение в структуре и деятельности личности.

В теории ценностей, составляющей одну из философских основ антро-покосмической концепции воспитания К.Э. Циолковского, главное место отводится приоритету общечеловеческих и гуманистических начал в мировоззрении людей. Он верил, что в мироощущении новых поколений все большую роль будут играть категории Мира, Жизни, Человека, жизнетвор-чества; знания о человеке как педагогической цели будут в свою очередь

опираться на обновленную философию картины мира, на высокие общечеловеческие идеалы и ценности.

Все это особенно актуализируется в наше время, когда процессы переориентации и стремление выработать новые аксиологические представления о мире и человеке многими воспринимаются как движение к более гуманистическому мировоззрению, проникнутому идеями самоценности личности, ее нерушимых прав на достойную человека жизнь. Обострившаяся потребность в духовности, возрождении традиционных национальных и общечеловеческих ценностей ищет выхода в новых философских (или религиозных) и педагогических теориях. В этом плане антропокосми-ческая концепция воспитания Циолковского и базирующаяся на ней фи-лософско-педагогаческая аксиология заслуживают пристального внимания и изучения.

Анализ широкого круга источников позволяет сделать вывод о том, что достоинство человека, «его цена», как считал К.Э. Циолковский, «выражается произведением здоровья, нравственных качеств и ума», направленных иа пользу людям, человечеству.

Поскольку в концепции К.Э. Циолковского человек рассматривается как основная и высшая ценность в мире, закономерно и то, что он был сторонником гуманистической педагогики, ориентированной на общечеловеческие ценности. В представлении педагога великой ценностью является способность личности к такому нравственному саморазвитию и преобразованию, которым не может обладать никто, кроме человека. К.Э. Циолковский видел ценность человека в его духовности и утверждал, что человек безграничен в своем духовном развитии, как безгранична и бесконечна сама Вселенная.

Развивая общую теорию ценностей, К.Э. Циолковский стремился разобраться в вечных философско-этических и педагогических проблемах, но подходил к ним с точки зрения «космической педагогики» (взаимоотношения человека и Вселенной), размышлял о ценностных ориентациях человека «космического».

В качестве высшей ценности он призвал «совершенного человека», обладающего «высшим разумом и нравственностью». Воспитание такого человека, по мнению Циолковского, нужно начинать «в земной период его жизни», создать для этого необходимые условия жизни и школу.

Рассуждая о том, что прежде всего «развитый ум» и «высокие нравственные чувства» преобразовывают человека в высшее совершенное существо, К.Э. Циолковский настаивает на необходимости глубокого научного образования и тесно связанного с ним нравственного воспитания. Он не только определяет ряд ценностных качеств, нравственных аксиологических приоритетов, которые необходимо формировать в человеке («доброжелательство и сострадание, совесть, самоотречение, великодушие» и др.), но и рассматривает пути их воспитания через развитие ума, «изучение души», устранение «неестественных возбудителей нервов», таких как алкоголь, наркотики и др.

Отвергая тезис о порочности человека, К.Э. Циолковский доказывал, что с помощью воспитания можно добиться многого, потому что доброе, нравственное начало, по его глубокому убеждению, заложено в каждом человеке и лишь ждет освобождения, а общество и школа призваны научиться давать выход этим добрым потенциям.

В антропокосмнческой концепции К.Э. Циолковского постулируются такие ценности жизни и цели развития человечества, которые соответствуют общечеловеческим и гуманистическим идеалам, но они воз-ведены ученым-космистом до уровня вселенских масштабов. Выдвинутые им приоритетные ценностные категории, среди которых такие как Разум, истинное научное Знание, нравственность, освещенная светом Разума, дополнены новыми для тех, кто был воспитан в духе строгой коллективистской морали - «жить прежде всего для общества», идти для этого всегда на самопожертвование. Это такие категории, как «любовь к самому себе» или «истинное себялюбие». В качестве специфической ценностной ориентации мыслителем выдвигается моральная ответственность человека не только за себя, но и за судьбу Космоса.

Выдвинутые К.Э. Циолковским ценностные категории и ориентиры, их сущностное содержание, раскрытые в антропокосмнческой концепции, имеют прямое отношение к сфере образования и воспитания, поскольку именно через их посредство могут войти в сознание и душу юного человека. Вместе с тем они дают возможность прогнозировать пути дальнейшего развития познания личности и решать тесно связанные с этим вопросы формирования «совершенного человека».

Непредвзятый подход с позиции научного историзма к идеям и принципам антропокосмнческой концепции К.Э. Циолковского позволит поднять ее роль и в развитии современней аксиологии, в частности педагогической, как новой отрасли науки о воспитании и образовании.

Согласно мировоззрению ученого-космиста, только осваивая и обживая космос и совершенствуя самого себя, человек сможет обрести истинное счастье. Поэтому К.Э. Циолковский призывал человечество не мириться «с тяготами земного существования», «с желанием оставаться такими как есть, ничего не изменяя в себе», а постоянно стремиться к совершенству. Он доказывал, что позиция смирения и безразличия к своему духовному росту есть «результат незнания и заблуждения, подобно тому, как несовершенное животное с ограниченным сознанием хотело бы остаться только самим собой».

Этим положением ученый хотел подчеркнуть, что наша будущая жизнь зависит во многом от нас самих, от того, какой путь выберет человечество -путь пассивного наблюдателя или активного участника преобразования мира и самого себя во имя того, чтобы «сделать жизнь совершенной и бесконечной».

Развитие разума, его торжество и могущество, по Циолковскому, создаются самим человеком. И если мы, сознательные существа космоса, не будем стремиться к этому и не сделаем для этого все от нас зависящее, то не будет ни творчества разума, ни счастья. Данная идея заложена К.Э. Циолковским как одна из концептуальных основ в созданную им антропокосми-ческую концепцию воспитания человека.

Целенаправленное преобразование человеческой природы, прежде всего разума, посредством науки, образования и воспитания рассматривается им как один из главных путей достижения вечной, «блаженной» жизни.

Как установлено в исследовании, антропокосмическая концепция, составляющая идейно-творческое ядро созданной им космической педагоги-

ки, построенной на основе «монизма Вселенной», означает прежде всего единство человека и космоса, их тесную и неразрывную взаимосвязь, взаимовлияние и соразвитие. Эта идея определила и важнейшие направления «космической педагогики» мыслителя - духовность и разумность. Отсюда такое пристальное внимание К.Э. Циолковского-педагога в его аксиологических воззрениях к проблемам нравственности - воспитанию человека в духе «космической этики», приоритетности разума и образования.

Антропокосмизм К.Э. Циолковского нацеливает на прогнозирование будущего всего человечества - создание сферы нравственного разума на планете и за ее пределами. Своей концепцией он расширяет рамки понятия нравственности как особой формы общественного сознания (мировоззния человека) и вводит его в контекст глобальных, общепланетарных отношений, без которых он не мыслит построение гармоничного целостного мира.

Постоянное обращение к космосу К.Э. Циолковский аргументировал гуманистическими соображениями, подчеркивая, что без освоения космоса невозможен прогресс и самого человека. «Космическая точка зрения» на человека, его образование и воспитание, обоснованная К.Э. Циолковским, представляет собой не простое экстенсивное расширение сферы деятельности человека, а коренной качественный сдвиг в мировоззрении вообще, и во взглядах на воспитание в частности. В этом смысле позиция К.Э. Циолковского - новый этап в развитии антропокосмизма.

В созданной им концепции, инновационной по своей сути, утверждается тезис о том, что выход человека в космос и соответствующая деятельность по его преобразованию требуют прежде всего специальной подготовки в процессе воспитания и образования, что ведет к изменению наших представлений о самом гуманизме.

К.Э. Циолковский, как показывает исследование, был убежден, что именно в космосе и проявятся в полной мере те гуманистические идеалы (идеалы добра, справедливости и счастья), к которым всегда стремилось человечество.

Антропокосмизм К.Э. Циолковского, составляющий его идеологию воспитания, связан с освоением космоса развивающимся человечеством, которое он рассматривал как новый активный, преобразующий фактор эволюции космоса. Отсюда и новые «космические» взгляды на образование и воспитание человека, на котором лежит ответственность выбора им собственных действий на пользу всему человечеству и всей Вселенной.

Антропокосмическая концепция воспитания как идейная основа космической педагогики К.Э. Циолковского содержит пути решения социально-педагогических проблем нашего времени посредством воспитания «совершенного человека» - «гражданина Мира». Преобразование человеком самого себя, системы ценностей и целевых установок, всей совокупности взаимоотношений людей с окружающим миром и космосом - в этом главное содержание космической педагогики К.Э. Циолковского, отражающей гуманные замыслы великого ученого и педагога, исторически преемственно связанные с идеалами прогрессивного человечества, возникшими еще в античном мире и остающимися жизненными в мире, вступающем в XXI в.

Вокруг идеи воспитания человека для счастливой жизни во Вселенной, составляющей ядро его актропокосмической концепции, концентрируются

все мысли К.Э. Циолковского,, к ней устремляются выдвинутые им гипотезы и проекты переустройства общества и школы.

Хотя специально педагогических трудов у Циолковского нет, почти все его работы и проекты так или иначе обращены к проблемам воспитания человека. В них содержатся глубокие раздумья педагога-космиста о судьбе человека, истории человечества, его прошлом и космическом будущем, о самом человеке, свойствах его характера, о возможностях разума, способного понять законы Вселенной и развиваться в соответствии с ними до вершин совершенства.

К.Э. Циолковский много внимания уделял таким факторам формирования личности, как наследственность, среда и воспитание, пытался дать свои ответы на эти вопросы.

Особое место в его педагогических воззрениях занимает проблема «выращивания гениев», воспитания одаренных людей, способных, как считал К.Э. Циолковский, «продвинуть человечество вперед». Рассуждая об истоках гениальности на основе изучения биографий выдающихся ученых, педагог пришел к выводу о том, что «гений более создается условиями, чем передается от родителей или других предков». Тем не менее советовал не забывать и о влиянии наследственности, обратить внимание «на детские годы человека», создать условия для того, чтобы в школе «не смог пропасть ни один талант».

К.Э. Циолковский предлагал свой проект многоступенчато-пирамидаль-ной системы отбора и воспитания наиболее одаренных детей в специальных сообществах - «общественных домах», где будут созданы все условия для их совершенствования. При этом он исходил из того, что «подобная организация» свойственна всей разумной Вселенной и человек как часть «вселенского разума» должен следовать ей.

Как педагог К.Э. Циолковский считал важным не только тщательную разработку целей образования и воспитания, но и средств достижения этих целей, и прежде всего через содержание образования. Он предлагал отказаться от существующих образовательных парадигм, в которых содержание образования обычно ограничивается достаточно узко трактуемым учебным материалом, а подходить к этому «с космической точки зрения», с позиций космического будущего человечества.

В рукописном проекте К.Э. Циолковского «Какой тип школы желателен?» нашли отражение все основные позитивные идеи и принципы антропокос-мической концепции воспитания, такие как гуманизм, свобода и ненасилие над личностью ребенка, развитие ума и нравственности в плане познания Вселенной (о чем свидетельствует разработанная К.Э. Циолковским «система наук», включающая знания о Вселенной и человеке, помогающая лучше осознать их единство и взаимосвязь).

Составленные педагогом-космистом образовательные программы (земная и космическая) дополняют друг друга. В них даются знания в области математических наук; космические познания; биологические сведения о жизни живых существ (особенно человека); «социологические знания».

В программе «космических наук» много места отводится «космической философии и этике», которые, по Циолковскому, помогут человечеству решить наиболее волнующие его вопросы («добра и зла», «смерти и бессмертия» и т. п.)

Образование (как земное, так и космическое) в педагогических воззрениях выдающегося гуманиста К.Э. Циолковского направлено на достижение главной цели - сделать человека сильным, могущественным, разумным и нравственным. Он был убежден в том, что только истинное знание сделает человека счастливым.

Верный своим космическим идеям, К.Э. Циолковский пытался выявить условия и пути познания Вселенной. Здесь он не уповает только на опыт, чувства и разум, а выдвигает такой компонент знания, как вера. В его концепции вера предстает не как ортодоксальная, сугубо религиозная, хотя К.Э. Циолковский высоко ценил учение Христа, а как потребность иметь твердые, непоколебимые взгляды, желание и смелость идти вперед, хотя бы и рискованным путем. У Циолковского вера выступает как атрибут высшего миропознания, потому что дает человеку уверенность в том, что нет конца прогрессу науки, человеческой мысли. Он был уверен в том, что гармония веры и знания доведут нас до «победы над всей планетной системой и окружающими нас солнцами».

Таким образом, как показывает проведенное исследование, в педагогических воззрениях К.Э. Циолковского выдвигается предположение о будущем статусе образования как новой мировой религии, способной воспитать в человеке веру в смысл жизни на основе высших нравственных ценностных приоритетов. Эти мысли ученого приобретают особую актуальность в свете прогностических аспектов развития образования.

Своей антропологической концепцией Циолковский делает попытку устранить с помощью образования тот разрыв между знанием и верой, который характерен для вашего времени. Он рассматривает образование в качестве своеобразного «мировоззренческого синтезатора». Главная цель и ценность образования связаны в его концепции с движением человеческой цивилизации ко все большей целостности и всеединству во имя достижения счастливой жизни в масштабах всей Вселенной.

К.Э. Циолковский понимал, что для космического будущего человеческого сообщества нужны и соответствующие свойства и иные человеческие качества. Отсюда его интерес и обращение к проблемам педагогики и психологии, к наукам, напрямую связанным с человеком. Он был уверен в том, что будущее «общественное здание человечества», его «архитектура определяется качеством материала», т. е. свойствами человека. Эту мысль он развивал в целом ряде своих работ.

Изучение и обобщение широкого круга источников документального материала по теме исследования дало возможность проанализировать педагогическую деятельность К.Э. Циолковского в роли школьного учителя, выявить предложенные им конкретные пути и средства воспитания человека в духе идей антропокосмической концепции.

Внутренним содержанием всей многолетней педагогической деятельности Циолковского-учителя был гуманизм, любовь и уважение к достоинству ребенка, отрицание всякого насилия над личностью, стремление к воспитанию своих учеников творчески активными, смелыми, обладающими «пытливостью ума и дерзанием творить». Все это соответствовало личностным качествам самого К.Э. Циолковского и отвечало духу выдвинутых им идей.

Для К. Э. Циолковского-учителя был характерен новаторский подход, использование в процессе обучения активных методов (опытов, уроков на природе, наглядности), развивающих познавательный интерес у учащихся.

В процессе исследования установлено, что педагогическая деятельность ученого-космиста была тесно взаимосвязана с его научным творчеством. Это нашло отражение в составленных К.Э. Циолковским программах по арифметике, физике, астрономии; в поурочных планах к отдельным урокам, которые дают основание утверждать, что учитель вводил в учебные курсы новые научные понятия, знакомил учеников с проблемами, которые волновали его самого; с категориями и методами научного исследования, такими как «Гипотеза, Наблюдение, Опыт, Исследование». Программа по физике включала в себя разделы «Изучение Космоса, Вселенная, Время, Чувства и Разум» и др., потому что К.Э. Циолковский считал, что «наука с ее выводами - отражение космоса», а «разум и чувства есть источник науки». Поэтому он и включал в свои программы новые научные данные, позволяющие проникнуть в тайны Вселенной, не забывая при этом об изучении свойств самого человека (как неразрывной части Вселенной), его чувств и эмоций.

Как показывает анализ составленных им программ, К.Э. Циолковский строил их на принципе межпредметных связей, считая его важным для формирования у учащихся целостного восприятия явления или предмета; обращал внимание на связь теоретических знаний с практикой, подчеркивал практическую пользу для человечества тех или иных научных открытий; много размышлял о методике преподавания, искал наиболее эффективные средства «возбуждения у учащихся интереса к учению», развитию их любознательности.

Представляют интерес созданные К.Э. Циолковским программно-мето-дические документы, в которых изложены те положения и принципы, которых придерживался учитель в течение своей почти 40-летней педагогической деятельности. В них содержатся рекомендации идти от простого к сложному, использовать принцип доступности излагаемого материала, судить о познании по ответам слабых учеников, применять индивидуальный и фронтальный опрос для проверки понимания нового материала, строить процесс обучения, «сообразовываясь с душевными свойствами учеников», устранить всякое насилие над ребенком.

В сформулированных К.Э. Циолковским методических требованиях заключены гуманистические по своему смыслу аксиологические установки, составляющие основу его антропокосмической концепции воспитания: личностно-ориентированные приемы и методы обучения, принцип свободы и ненасилия над личностью, учет природных «душевных сил» ребенка при выборе тех или иных средств и методов обучения, и воспитания; педагогическое сотрудничество учителя с воспитанниками, основанное на любви и уважении к ним; вера в их собственные познавательные силы и др.

Все это позволяет сделать вывод о том, что в своей педагогической работе К.З. Циолковский исходил из поставленной им главной цели образования и воспитания - сформировать человека разумным, жаждущим знаний, творчески активным, нравственным, способным к преобразовательной деятельности, направленной на благо человечества, что соответствовало основным идеям и положениям его антропокосмической концепции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В исследовании выясняется научное и практическое значение антро-покосмической концепции воспитания К.Э. Циолковского в контексте современных реформ отечественного образования. Представляются актуальными его мысли о социализации образования, о единстве процесса реформирования общества и воспитания человека, об ориентировании образования не только на сегодняшний день, но и на далекую «космическую» перспективу человечества, что в свою очередь связано с воспитанием человека «гражданином Мира», в котором сочетаются национальные и общечеловеческие духовно-нравственные ценности, лучшие достижения человеческой цивилизации, высокие гуманистические ценностные ориентиры - стремление к устранению зла и насилия во имя достижения счастливой жизни как на земле, так и в будущей жизни в космосе. Во имя этой высшей цели, как считал Циолковский, и должен воспитываться человек.

Утверждение космической точки зрения на человека и соответствующий этому новый взгляд на воспитание и образование, их приоритетные ценности, является одним из исходных методологических положений ан-тропокосмической концепции выдающегося ученого и педагога, и в этом ее несомненная научная и практическая значимость для разработки концепции современного образования.

Создание перспективной образовательной модели невозможно, на наш взгляд, без учета философско-педагогических идей выдающихся русских космистов XX в., одним из которых был К.Э. Циолковский, так как их педагогическое наследие содержит в себе методологически значимые подходы к философским аспектам отечественного образования, к отбору его приоритетных ценностных ориентиров, которые естественно включаются в их современную систему, во многом призванную активно влиять на формирование мировоззрения и реализацию гуманистических целей нашей школы, определяющих ее путь в XXI в.

К важнейшим результатам исследования относятся установление принципов и ведущих идей антропокосмического учения К.Э. Циолковского в целом, которые непосредственно способствуют пониманию сущности исследуемой концепции как органичной составной части этого учения; раскрытие философских и педагогических основ воспитательной концепции К.Э. Циолковского и ее неразрывной связи с традициями отечественной философии и педагогики (такими, как идея всеединства (у Циолковского -«монизма» - единства человека и космоса, их взаимозависимость: отсюда -развитие разумности и нравственности человека как главная задача педагогики); идея гуманизма (внимание к человеку, его судьбе, вера в разум человека, его творческие способности). При этом особенностью взглядов К.Э. Циолковского является то, что он обогатил традиционное представление о гуманизме, включив в него космос как будущую обитель человечества - обитель счастья и бессмертия.

Одним из важных результатов исследования является то, что в нем показана преемственность антропокосмических взглядов Циолковского и других русских философов-космистов: Н.Ф. Федорова, В.И. Вернадского, Н.Г. Холодного, А.Л. Чижевского на воспитание человека, проблемы образования и школы. Вместе с тем доказано, что К.Э. Циолковский создал свое оригинальное антропокосмическое учение, вытекающее из его «космиче-

ской философии» и ее составных частей - «космической этики» и «космической педагогики».

В итоге исследования выяснено, что согласно концепции К.Э. Циолковского человек воспитывается не только как гражданин своего Отечества, сохраняющий в себе все национальные особенности, но и как гражданин Вселенной, осознающий свою «космическую миссию», свой нравственный долг и ответственность за собственную преобразовательную деятельность перед всеми жителями Вселенной.

На указанной основе определены реальные пути применения идей исследуемой концепции К.Э. Циолковского в современном опыте отечественной школы и педагогики. В первую очередь, это гуманизация и демократизация общества, образования и школы; внимание к проблемам «социализации» и «космизации» образования; обоснование новой философии образования и воспитания, связанной со взглядами человека, чья деятельность приобретает новые измерения: общепланетарное к космическое.

Целенаправленный анализ архивных и печатных источников создал основу для определения антропологических и аксиологических основ и ведущих идей антропокосмической концепции воспитания К.Э. Циолковско-

го, раскрытия ее человекоцентристской направленности; в свою очередь это позволило проанализировать практическую педагогическую деятельность ученого-космиста в плане выяснения ее важности для понимания реальных путей воплощения им идей антропокосмического воспитания; обосновать современное значение для педагогики концепции К.Э. Циолковского в контексте осуществляемых на современном этапе реформ отечественного образования.

Современное научное значение антропокосмической концепции воспитания К.Э. Циолковского заключается в том, что ученый придал человеку и его воспитанию «космическое измерение», созданная им концепция ориентирована на космическую перспективу человечества, в ней раскрываются пути и средства достижения идеала - «совершенного человека».

В исследовании установлено, что К.Э. Циолковский стремился преодолеть ограниченность рамок земного образования, расширить его до космических высот. На это была ориентирована предложенная им школа будущего, ее устройство, цели и задачи образования, «система наук», разработанная ученым-космистом, а также те приоритетные ценностные качества и свойства, которые необходимо воспитать в человеке (развитый ум, высокая нравственность, «любовь человека к самому себе», моральная ответственность не только за себя, свою судьбу, но и за судьбу космоса.). Главное в его педагогической аксиология отводится таким ценностям, как сам человек, его образование, с помощью которого формируются общечеловеческие гуманистические начала в мировоззрении людей.

Для К.Э. Циолковского характерен выход на новую образовательную парадигму, в основе которой лежит идея гуманизации, субъектноличностной ориентации, признания человека высшей ценностью во Вселенной. Воспитание и образование человека во имя счастья - главное в космической педагогике К.Э. Циолковского. Цель и назначение человека заключается в его способности создать как на земле, так и в космосе, мир без зла и насилия. Во имя достижения этой «высшей» цели

и должен быть воспитан человек. Именно на это и направлена созданная К.Э. Циолковским антропокосмическая концепция воспитания.

Одним из существенных, как мы полагаем, результатов исследования является определение его научного значения, заключающегося в том, что оно кладет начало новым актуальным направлениям и проблемам изучения такого существенного аспекта духовного наследия К.Э. Циолковского, каким является его философско-педагогическая концепция - органическая часть всего того, что создал великий ученый-космист.

В рассмотренных направлениях выполненное исследование способствует тому, что позитивный творческий потенциал, заложенный в антропокосми-ческой концепции воспитания К.Э. Циолковского, был может быть воспринят и учтен при разработке стратегии развития отечественного образования и школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.