УДК l (G9l)
UDC l (G9l)
Е.П. МАРКИНА
ассистент кафедры социологии и ювенальной политики Орловского государственного университета Email: Vital 0207 @yandex.ru
E.P. MARKINA
assistant to chair of sociology and juvenile policy Oryol
state university Email: Vital 0207 @yandex.ru
АНТРОПОКОСМИЗМ В КОНТЕКСТЕ ИДЕИ РУССКОГО КОСМИЗМА ANTROPOKOSMIZM IN THE CONTEXT OF THE IDEAS OF RUSSIAN COSMISM
Статья посвящена проблеме осмысления философских идей и сущности антропокосмизма, а также определению места и роли антропокосмизма в философии русского космизма. Актуальность обращения к данной проблеме обусловлена необходимостью практического применения их в жизни человечества и формирования идей нового видения мира и места в нем человека. Доказывается, что философское осмысление антропокосмического мировоззрения в русском космизме позволяет увидеть преемственность обращения к прошлому.
Ключевые слова: антропология, вселенная, единство, космические процессы, мировоззрение, многомерность, направление, объединение людей, перспектива, проблема, прогноз, сотрудничество, течения, техногенная концепция, требование, цивилизация, эволюция.
The article deals with the problem of making sense of philosophical ideas and the essence of antropokosmizma, as well as to the identification of the place and role of antropokosmizma in the philosophy of Russian cosmism. The relevance of this problem is to use them in the life of mankind and the formation of the ideas of the new vision of the world and man’s place in it. It is proved, that the philosophical judgement anthropcosmism outlooks in Russian cosmism allows to see continuity of the reference to the past.
Keywords: the anthropology installed, unity, space processes, outlook, multidimensionality, a direction, association of people, prospect, a problem, the forecast, cooperation, currents, the technogenic concept, the requirement, a civilization, evolution.
Учение об антропокосмизме представляет собой особую историческую традицию философско-антропологических исследований русской философии конца XIX - начала XX веков, которая основана на решении проблемы человека и его отношения к миру с точки зрения превалирования духовного над материальным, божественного над социальным. Формирование современного взгляда на дальнейшее исследование антропокосмизма во многом зависит от его интерпретации наследия прошлого, что показывает необходимость детального исследования антропокосмических идей сегодня и еще раз доказывает свою актуальность и необходимость обращения к этому философскому мировоззрению.1
В антропокосмизме человек «захвачен космосом», вписан в динамику его циклов (все периодично, все умирает и воскресает), но согласие с высшей волей принимается как естественное состояние, приводящее к осознанию сопричастности микро- и макрокосма. Обращение исследователей к идеям антропокосмизма и выработке новых подходов в нем является необходимым и с точки зрения его практического применения. Прогнозы антропокосмического мировоззрения ка-
саются технических, антропологических, социальнополитических, культурных и философских аспектов человеческой жизни.
Заслуга представителей русского космизма состоит в том, что на смену сциентистской, техногенной концепции цивилизации, выявившей кризисные отношения человека и природы, человека и общества, ученые-космисты предложили антропокосмическую теорию. Именно поэтому необходимо разобраться в истолковании и многозначной трактовке понятия «антропокосмизм» в научной литературе, раскрывающей его философский смысл.
Антропокосмизм (от древнегреч. «антропос» - человек, «космос» - мир как системно-гармоническое целое) - философская концепция, развивающая комплекс представлений о гармоническом единстве человека и Вселенной, о их своеобразной взаимозависимости и взаимопроникновении, а также о средствах достижения такого состояния.2 Антропокосмизм (от древнегреч. «антропос» - человек и «космос» - мир) - мировоззрение, осуществляющее снятие противоположности космоцентризма и теоцентризма, с одной стороны, и антропоцентризма - с другой. Антропокосмизм строится на диалоге и гармоничном развитии человека и мира,
1 Цесник Е.Е. Проблема антроподицеи в русской религиоз-
ной философии конца XIX - начала XX веков // Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос. на. Санкт-Петербург, 2008. С.3.
2 Кемеров В. Философская энциклопедия. М., «Панпринт»,
1998. С.14.
© Е.П. Маркина © E.P. Markina
в рамках русского космизма оформился в XX столетии как мировоззренческая установка, а также как комплекс идей, характеризующийся утверждением о неразрывной связи судьбы человечества с освоением космоса.3
Философское понятие «антропокосмизм» представляет собой философскую концепцию, которая развивает комплекс представлений о гармоничном единстве человека и Вселенной, указывая при этом на взаимосвязь и взаимопроникновение между ними, а также о средствах достижения такого состояния. Поскольку проблема взаимосвязи человека и мира является одной из наиболее фундаментальных, понятие «антропокосмизм» оказывается широко распространённым в мировой философии и приобретает различные варианты своей интерпретации. Оказываясь благодатной почвой для широкой спекуляции, комплекс идей антропокосмизма присутствует во всём спектре метафизических позиций
- от мистико-оккультных течений до сциентистского модернизма XX века. Общим истоком всех идей данного направления является идея «кровного родства» человека и мира, их взаимосвязи и возможности представления одного через другое, а систематизация этих представлений по праву является заслугой мифологии.
В антропокосмизме дополняют друг друга две тенденции: постоянное влияние космических сил на зарождение, становление и развитие человека, а также влияние человека на Космос через способность освоения им Космоса и активное влияние на его эволюцию. Нельзя отрицать, что современное антропокосмическое мировоззрение в корне изменило представление о роли человека в природе и в космосе. Наука Нового времени, с одной стороны, развенчала человека, перестав рассматривать его как центральную фигуру всего мироздания, но с другой - подняла его значение во Вселенной, наделив его силами и средствами, необходимыми для перестройки окружающей природы для подчинения ее воле и разуму человеческого коллектива. Переворот во взаимоотношениях человека и природы должен, по мнению исследователей, оказать влияние на философские, этические и социальные идеи современности.4
Понятие «антропокосмизм» охватывает широкий круг проблем: морально-нравственных, технических, экологических, политических, космических, гуманитарных, мировоззренческих, антропологических, которые до сих пор не получили общепризнанного решения. В конце ХХ века философские идеи антропокосмизма и созвучных ему течений отечественной философской мысли получили поддержку со стороны государства и многочисленных исследователей. Существенный прорыв в решении фундаментальных проблем бытия, выхода человека в космос, интеграции человека и космоса, государственное сотрудничество стран по поводу развития космонавтики, прорыва и развития поставили
3 Сагатовский В.Н. Философские категории. Авторский словарь, 2011. С.17.
4 Ермакова В.В. Проблемы бытия человека в природном мире и осмысление их в различных философских учениях. // «Булгаковские чтения»: II Международная научная конференция памяти С.Н.Булгакова. Сборник научных статей / Под ред. Пахарь Л.И. Орел, «Изд-во ОГУ», 2008. С.116.
решение этих проблем на государственный, национальный уровень, задумываясь о состоянии космической среды и Вселенной.
Специфичность понятия «антропокосмизм» выражается в том, что антропокосмист работает не для себя, а для человечества и космоса. Антропокосмизм влечёт за собой принципиальное изменение отношений человека к природе, приводит к ощущению человеком своей органической, неразрывной и действенной связи с космосом. Он предлагает кардинальное переосмысление места человека в Космосе: человек становится (благодаря успехам науки и техники) космическим фактором, преобразующем природу. Если до возникновения антропокосмизма новые принципы отношения человека к миру находили свое воплощение лишь в космическом чувстве, в ощущении полноты, многообразия и красоты космической жизни и нашей связи с этой жизнью, то в XX веке привносится необходимость нового «космического мировоззрения», новой «космической философии», в которой антропокосмизм учит нас подходить к истории человечества с масштабами космической жизни.5
Впервые термин «антропокосмизм» стал использоваться в науке известным русским исследователем -
Н.Г. Холодным, учеником В.И. Вернадского, у которого под антропокосмизмом понималась целостная картина мира и человека в его космической перспективе. Философские взгляды Н.Г. Холодного были изложены им в работе «Мысли натуралиста о природе и человеке». Центральная проблема, поставленная им в его научной работе, состояла в историческом, логическом и естественнонаучном обосновании идеи антропокосмизма, а также была посвящена исследованию взаимоотношений человека и природы.6
Н.Г. Холодный пишет: «Антропокосмизм устраняет противопоставление человека и природы, морально осуждает все формы угнетения человека человеком. Антропокосмизм представляет собой оптимистическое понимание мира, дающее стимул к плодотворной деятельности, поднимает сознание человеком своей связи с природой на новую, высшую ступень и вносит гармонию в решение вопроса о месте человека в природе, его взаимоотношениях с космосом».7 Используя термин «антропокосмизм» в своем творчестве ученый указывал на вступление человека в новую фазу своего развития, так как деятельность человечества приобрела значение мощного космического фактора, изменяющего всю природу. Антропокосмизм Н.Г. Холодного выступает антропокосмизмом лишь по названию, так как оказывается, что даже на Земле человек, отвергая антропоцентрические цели, участвует в космических процессах. Проблема выхода за пределы Земли с этой точки зрения оказывается «несущественной деталью» и не случайно
5 Холодный Н.Г. Избранные труды. Киев, 1982. С.205.
6 Холодный Н.Г. Биобиблиография ученых Украинской СССР. Киев, «Наукова Думка», 1982. С.45-46.
7 Холодный Н.Г. Академия Наук Украинской ССР инсти-
тут ботаники им. Н. Г. Холодного. Избранные труды. Киев, «Наукова
Думка», 1982. С.124.
задумывается о выходе за пределы планеты.8
Как уже отмечалось, антропокосмизм включает в себя отношение «Человек - Космос», в котором провести границу между ними трудно и почти невозможно. И все же такое членение - Человек и Земля, Человек и Космос в философии русского космизма и в творческой деятельности ученых этого направления является обоснованным и необходимым.
Универсальная типология термина антропокосмизм была предложена В.В. Казютинским. В своей классификации типов русского космизма он выделяет следующие формы: теоантропокосмизм (христиански ориентированные версии космизма), антропокосмизм (научно-ориентированные версии космизма), эзотерический антропокосмизм (версия космизма в русле идей Е.П. Блаватской, Е.И. Рерих, Н.К. Рериха), кос -мическую философию К.Э. Циолковского и эклектические версии космизма. В классификации этого исследователя понятие «антропокосмизм» трактуется широко и с уточнениями используется для обозначения трех крупнейших направлений русской космической мысли: естественнонаучного (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский), религиознофилософского (Н.Ф. Федоров) и художественного (В.А. Левшин, С.П. Дьячков, В.Ф. Одоевский). При всем своеобразии этих философских течений их пронизывают идеи единого, целостного и гармоничного мира.
Как утверждает С.Р. Аблеев, решение проблемы идейных истоков евразийского антропокосмизма находится в сфере пересечения четырех семантических плоскостей: общекультурной, философской, научной и исторической. Концепция многомерности космического бытия является одним из фундаментальных оснований всей философской картины мироздания евразийского антропокосмизма. Она может рассматриваться в трех взаимосвязанных между собой плоскостях. При исследовании истории понятия «антропокосмизм», а также его места в философии русского космизма исследователю необходимо взять во внимание данные семантические плоскости, в которых раскрывается сущность того или иного философского направления русского космизма9.
Культурно-семантическая плоскость предполагает определение устойчивых мировоззренческих традиций, в русле которых развивался евразийский антропокосмизм. К этим традициям принято относить: этико-философский гнозис, эзотеризм и духовную практику йоги.
Философско-семантическая плоскость предполагает определение конкретных философских течений, идейная и понятийная база которых использовалась в разработке доктринальных источников теософии и Живой Этики. Такими течениями являются: индийский
8 Берзина Т.А. Принцип развития и концепция антропокосмизма // Дисс. на соиск. уч. степени канд. философ. н. Москва, 1985. С.133.
9 Аблеев С.Р. Онтология сознания в философской традиции антропокосмизма: теоретический анализ и системная реконструкция // Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. доктора философ. н.-Вятский государственный гуманитарный университет, 2010. С.6-7.
и тибетский буддизм; индийский эпический спиритуализм; классические ортодоксальные даршаны индийской мысли; натурфилософия китайского даосизма; античная философия; египетский и европейский гер-метизм; христианская патристика и гностическая философия; каббалистическая философия; европейский пантеизм и алхимическая мысль эпохи Возрождения; европейский философский эмпиризм и рационализм Нового времени.
Научно-семантическая плоскость предполагает определение научных традиций и парадигм, на которые опирались антропокосмисты в своих теоретических работах. Это традиция эзотерического познания, включавшая в себя широкий спектр различных наук, а также традиция европейского экспериментальноматематического естествознания Нового и Новейшего времени.
Историко-семантическая плоскость предполагает анализ культурно-исторического фона, на котором формировались концептуальные источники евразийского антропокосмизма. Его появление совпало с глобальными историческими процессами и фундаментальными изменениями основ человеческой цивилизации, которые начали стремительно нарастать с конца XIX века и проявились в полную мощь в веке ХХ. Они не могли не повлиять на философский облик и мировоззренческие акценты евразийского антропокосмизма.10
В космологической плоскости отражается структурный космогенез и глобальная онтологическая эволюция многомерного универсума. В антропологической плоскости антропокосмизм представлен как многомерность человеческой природы и человеческого сознания. В зоне пересечения этих плоскостей находится актуальная проблема взаимосвязи и взаимопереходного состояния природы, Вселенной и космоса с человеком, обществом, государством.
Дальнейшее исследование истории и эволюции термина антропокосмизма имеет тесную связь с раскрытием возможных перспектив развития и усовершенствования человека как разумного существа. Антропокосмическая философия имеет своей целью теоретическое обоснование и практическое осуществление духовной эволюции человеческой сущности, которая затрагивает моральные, ментальные и витальные аспекты человеческой экзистенции. Дальнейшее развитие человека в антропокосмизме рассматривается в интегральном природном контексте глобального совершенствования жизни и не ограничивается планетарными пределами. Нельзя отрицать, что «Человек - это процесс, и всё в нём происходящее космично и стремится к бесконечному развитию».11
А. Д. Урсул создает концепцию не просто антро-
10 Аблеев С.Р. Антропокосмическая парадигма эволюции сознания: от философской эвристики к научному рационализму // «Философия науки», 2010, № 2 (45). С.116-127.
11 Аблеев С.Р Онтология сознания в философской традиции
антропокосмизма: теоретический анализ и системная реконструкция
// Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. доктора философ. н. Вятский государственный гуманитарный университет, 2010 г. С.11.
покосмизма, а антропоэкокосмизма. Социум и космос должны развиваться, полагает ученый, не за счет друг друга, а взаимно. До сих пор каждая более высокая ступень развития оказывалась менее распространенной в природе, чем нижестоящая: физическая форма движения материи более распространена, чем химическая, химическая более чем биологическая, а на вершине этой пирамиды находится социальная форма движения материи. Ученый считает возможным появление «обратной» пирамиды, когда расширение социальной формы движения повлечет за собой расширение биологической и химических форм, включенных в раздвигающуюся в пространстве социосферу.12 А. Д. Урсул задумывается о появлении на базе космической деятельности людей более высокой по сравнению с социальной - постсоциальной формы движения материи. В результате возникает научный взгляд на человека как на общественное и космическое существо, эволюционирующее вместе с космосом.
А.В. Гулыга тоже затрагивает проблематику изучения антропо-космизма и выраженного его преобладания в естественнонаучном направлении космизма. Ученый рассматривает человека как космическое существо и полагает, что «освоив Землю, он проникает в Космос, становясь фактом космического бытия, а также несет ответственность за судьбы Вселенной, ее самопознания и дальнейшего развития».13
Исследователи сущности антропокосмизма рассматривают совершенного человека в качестве экзистенциальной ступени сознания к более совершенному сверхчеловеку и восхождение на эту качественно высшую ступень есть результат упорных духовных усилий личности. Вселенная, космос и природа в состоянии указать на этот сокровенный путь качественного изменения, усовершенствования человека. В результате творческой деятельности ученых человек осознал необходимость прислушиваться к требованиям природы и космоса, а также гармонично развиваться, дополнять друг друга не только на Земле, но и Вселенной.
Разделяя тезис о направленности эволюции, мыслители-космисты по-разному понимали ее цели и возможные антропокосмические перспективы. В «планетарном ноосферном космизме» В.И. Вернадского -это формирование «ноосферы» как высшей стадии биологической эволюции. В «синтетическом космоцентризме» К. Э. Циолковского - это появление небиологического «лучистого человечества». В евразийском антропокосмизме цель планетарной человеческой эволюции заключается в возникновении разумного существа нового типа - «астрального человека», в котором жизнь и сознание лишены биологической детерминации.
Представители естественнонаучного направле-
12 Урсул А.Д., Школенко Ю.А. Человек и космос. М., «Политиздат», 1976. С.119-120.
13 Ефимова Н. М. Русский космизм о природе жизни и смерти (Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский) // Дисс. на соиск. уч. ст. канд. философ. н. Киров, 1996. С.5.
Также см. Гулыга А.В. Уроки классики и современность. М., 1990. С.227.
ния русского космизма рассматривают человечество как субъект космической деятельности, а его историю
- как историю всемирную, вплетенную в ткань эволюции космоса, а также преобразование социума в свете единой глобальной социоприродной системы «человек
- общество - природа». Исследователи утверждали, что на смену сциентистской, техногенной концепции общества, выявившей кризисные отношения человека и природы, человека и общества, преодолевая нравственный, экологический, экономический и другие кризисы, вызревает антропокосмическая теория, которая необходима обществу как воздух.
Мировоззренческие идеи данного направления философии русского космизма обретают сегодня популярность, оказавшись в ситуации напряженных философских поисков понимания места и значения человека как в социальных, природных условиях, так и в масштабах Вселенной. В центре внимания космистов стоит вопрос: «Способен ли человек, ощутив себя частицей Вселенной, преобразить собственную природу и внешний мир?». Общая цель этого философского направления заключается в формировании общепланетарного сознания, которым можно было бы удержать распадающийся мир.14 Именно поэтому русский космизм является комплексным мировоззрением, изучающим влияние Космоса на жизнь и человека, а антропокосмизм в рамках этой философии представляет собой самобытное стилевое единство, выраженное в рамках отечественной философии и культуры и имеющее всемирноисторическое значение для человечества.15
Представители естественнонаучного направления в космизме занимались исследованием роли человека в отечественной антропокосмической мысли, а также последовательно изучали антропокосмический потенциал в преемственности мировоззренческих идей русского космизма как философского течения конца XIX века. Изучение человека и Космоса в их взаимосвязи были плодотворны и значительны для отечественной философской мысли и науки в частности. Учёные попытались выявить самобытный потенциал космизма, способствующий гуманизации отношений личности и общества, а также рассмотреть антропокосмический идеал человека и отказ от идеала западного индивидуализма в пользу более широкого осознания единства личности с интересами всего человечества и, шире, ответственность перед будущими поколениями, признание целостности и самоценности природных экосистем. В антропокосмизме предлагаются различные варианты соотношения человека и природы, где объединяющим всех началом выступает деятельность человека по преобразованию своей жизнедеятельности на Земле и в Космосе. Понятие «антропокосмизм» и русский космизм объединяет формула нравственного императива для всего человечества: «не навреди себе,
14 Хабибуллина З. Н. Мировоззренческая парадигма русского космизма: социально-философский анализ // Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. доктора философ. н. УФА, 2012. С.3-4.
15 Абрамов М.А. Русский космизм: идея единства культуры и многоплановая реальность // Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. доктора культур. Саранск, 2007. С.5-6.
другим и окружающему миру».
Всех исследователей сущности антропокосмизма объединяет возрождение идеи спасения человечества через активное преобразование земной и космической природы, а также переживание единства человека с трансцендентным космосом. Ученые видят спасение современной цивилизации и России в осуществле-
нии космических идей русской философии и именно поэтому ими тонко осознается зависимость будущего человечества от космоса. Прогнозы исследователей сориентированы на потребностях и интересах земной цивилизации, а также на процессах, связанных с развитием социума в направлении разрыва его зависимости от земной среды обитания.
Биб.шографический список
1. Аблеев С.Р. Антропокосмическая парадигма эволюции сознания: от философской эвристики к научному рационализму. Философия науки, 2010, № 2 (45). С.116-127.
2. Аблеев С.Р. Онтология сознания в философской традиции антропокосмизма: теоретический анализ и системная реконструкция. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. доктора философ. н.. - Вятский государственный гуманитарный университет, 2010 г С.6-7.
3. Абрамов М.А. Русский космизм: идея единства культуры и многоплановая реальность. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. доктора культур. Саранск, 2007. С.5-6.
4. Берзина Т.А. Принцип развития и концепция антропокосмизма. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. философ. н. М. 1985. 219 с.
5. ГулыгаА.В. Уроки классики и современность. М., 1990. С.227.
6. Ермакова В.В. Проблемы бытия человека в природном мире и осмысление их в различных философских учениях. // «Булгаковские чтения»: II Международная научная конференция памяти С.Н.Булгакова. Сборник научных статей. Под ред. Пахарь Л.И. Орел, «Изд-во ОГУ», 2008. С.116.
7. Ефимова Н.М. Русский космизм о природе жизни и смерти (Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский). Дисс. на соиск. уч. ст. канд. философ. н. Киров, 1996. 176 с.
8. КемеровВ. Философская энциклопедия. М., «Панпринт», 1998. С.14.
9. Сагатовский В.Н. Философские категории. // Авторский словарь, 2011. С.17.
10. Салминна И.Ю. История формирования идей философии космизма в русской культуре. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. философ. н. Мурманск, 2005. 22 с.
11. Сергеева Т.Б. Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультета. Ставрополь, «СТГМА», 2009. С.22-23.
12. Урсул А.Д., ШколенкоЮ.А. Человек и космос. М., «Политиздат», 1976. 136 с.
13. Хабибуллина З.Н. Мировоззренческая парадигма русского космизма: социально-философский анализ. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. доктора философ. н. УФА, 2012. С.3-4.
14. Холодный Н.Г. Академия Наук Украинской СССР институт ботаники им. Н.Г.Холодного. Избранные труды. Киев, «Наукова Думка», 1982. С.124.
15. Холодный Н.Г. Биобиблиография учёных Украинской СССР. Киев, «Наукова Думка», 1982. С.45-46.
16. Холодный Н.Г. Избранные труды. Киев, 1982. С.205.
17. Цесник Е.Е. Проблема антроподицеи в русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. философ. н. Санкт-Петербург, 2008. 21 стр.
References
1. Ableev S.R Antropokosmic paradigm evolution of consciousness: philosophical heuristics to scientific rationalism // «Philosophy of science», 2010, no. 2 (45). P. 116-127.
2. Ableev S.R. Ontology of consciousness in the philosophical tradition of antropokosmizma: theoretical analysis and system reconstruction // Avtoreferat of the dissertation on competition of a scientific degree of doctor of philosophy sciences. - Vyatka State Humanities University, 2010 г. P.6-7.
3. Abramov M.A. Russian space art: the idea of unity of culture and multifaceted reality the dissertation on competition of a scientific degree of the doctor of culturologists. - Saransk, 2007. -5-6.
4. Berzina T.A. Principle and development concept antropokosmizma the principle of development and antropokosmizma concept // Dissertation on competition of a scientific degree of candidate of philosophical sciences. Moscow, 1985. 219 p.
5. GulygaA.V. Lessons the classics and modernity. M., 1990. S.227.
6. Ermakova V.V. The problem of human existence in the natural world and their understanding of the various philosophical
teachings. // “Read Bulgakov ‘s: II international scientific conference S.N.Bulgakov’s memory. Collection of scientific articles. Plowman L.I. Orel, Publishing House “OGY”, 2008. Р.116.
7. Efimova N.M. Russian cosmism the nature of life and death (N.F.Fedorov, K.E.Tsiolkovsky) // Dissertation on competition of a scientific degree of candidate of philosophical sciences. Kirov, 1996. - 176 p.
8. Kemerov V. Philosophical encyclopedia. M., «Panprint», 1998. - S.14.
9. Sagatovsky V.N. Philosophical categories. // Author’s dictionary, 2011. - S.17.
10. Salminna I.Y. History of philosophy in Russian cosmism ideas culture // Avtoreferat of the dissertation on competition of a
scientific degree of candidate of philosophical sciences. Murmansk, 2005. 22 p.
11. Sergeeva T.B. Dictionary-reference book on philosophy for medical students, pediatric and dental faculty. Stavropol, “STGMA”, 2009. - S.22-23.
12. UrsulA.D., Shkolenko Y.A. Man and the cosmos. M., “Politizdat”, 1976. 136 p.
13. Habibulina Z.N. World Outlook paradigm of Russian cosmism: socio-philosophical analysis // Avtoreferat of the dissertation on competition of a scientific degree of doctor of philosophy sciences. UFA, 2012. S.3-4.
14. ColdN.G. Academy of Sciences of the Ukrainian SSSR Institute of Botany. name N.G.Cold. Selected works. Kiev, «Naukova dumka», 1982. - S.124.
15. Cold N.G. Bio-bibliography of scientists of the Ukrainian SSSR. Kiev, «Naukova dumka», 1982. S.45-46.
16. Cold N.G. Selected works. Kiev, 1982. -S.205.
17. CesnikE.E. Problem antropodicei in Russian religious philosophy of the end of XIX - beginning of XX centuries // Avtoreferat of the dissertation on competition of a scientific degree of candidate of philosophical sciences. - St. Petersburg, 2008. 21 p.
УДК 37.013.73 UDC 37.013.73
И.Г МУХИНА I.G. MUKHINA
кандидат исторических наук, доцент кафедры candidate of historical sciences, docent to faculty of social
социально-гуманитарных дисциплин Харьковского ин- humanitarian disciplines Kharkov Institute of Finance
ститута финансов Е-mail: [email protected]
Е-mail: [email protected]
СОВЕТСКОЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СТРАТЕГИИ КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
SOVIET CULTURAL-EDUCATION'S SPACE THROUGH PRISM OF STRATEGICS CULTURAL PROJECTION TO PERSONALITY
В статье раскрыты некоторые аспекты критического переосмысления западных философских теорий о воспитании и образовании личности, которые имели место в советском научном поле, основные механизмы культурного проектирования личности в советском обществе. Автор обращает внимание на идеи представителей нативизма, прагматизма, экзистенциализма, бихевиоризма и др., которые были отвергнуты как реакционные и противоречащие системе советского образования.
Ключевые слова: культурно-образовательное пространство, нативизм, прагматизм, экзистенциализм, бихевиоризм, личность, воспитание.
The article some aspects critical revision to west philosophical theories of upbringing and education to personality, which had took place in soviet scientific field, main mechanisms cultural projection to personality in soviet society are snowed. Author turn draw attention to ideas of representatives to nativism, pragmatism, exsistentialism, behaviourism and others, which as reactionary and contradictory system soviet education was turn back.
Keywords: cultural-education’sspace, nativism,pragmatism, exsistentialism, behaviourism, personality, upbringing.
Постановка проблемы. На постсоветском пространстве одной из главных проблем трансформации общества является проблема создания современного культурно-образовательного поля, которое бы в полной мере обеспечило демократизацию общества на основе общечеловеческих ценностей. Если переход к рыночной экономике уже практически состоялся, то в духовной сфере существует ряд серьезных проблем, связанных с формированием и воспитанием личности, адекватно воспринимающей все социально-политические и экономические процессы. Изменение ментальности общества, отказ от тоталитарного советского мышления так или иначе связаны с переосмыслением исторического прошлого, которому была присуща коммунистическая идеология и своеобразная картина восприятия мира. Попытка перечеркнуть советскую систему образования и воспитания, откинуть духовный опыт предыдущих поколений оказалась ошибочной, так как на протяжении ХХ века была сформирована биполярная система
© И.Г. Мухина © I.G. Mukhina
мира, которая влияла на культурные мировые процессы. Без глубокого изучения этого периода невозможно сформировать новую систему ценностных координат, на основе которых будет происходить формирование современной личности.
Историография проблемы. Анализ западных теорий об образовании и воспитании личности раскрывается во многих научных трудах советских теоретиков, в том числе Каменоградского И.С., Маслина А.Н., Пилиповского В.Я., Соболя О.Н., Штерна В. и др., но они имеют преимущественно субъективный характер исследования и высокую степень идеологизации. Однако в этих трудах раскрывается весь спектр проблем в сфере воспитания и образования личности, которые критически переосмысливались с позиций западной и советской науки. Это актуализирует необходимость современного осмысления философских концепций образования и воспитания личности, которые имели место в советской общественно-экономической формации и