Научная статья на тему 'Антропологический подход к воспитанию - методологическая основа педагогической концепции К. Э. Циолковского'

Антропологический подход к воспитанию - методологическая основа педагогической концепции К. Э. Циолковского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
173
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ЧЕЛОВЕК / СУЩНОСТЬ И ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА / ВОСПИТАНИЕ / PEDAGOGIC ANTHROPOLOGY / HUMAN / HUMAN NATURE AND ROOT OF HUMAN'S MATTER / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Касаткина Светлана Николаевна, Климова Наталья Игоревна, Реймер Мария Валериевна

В статье раскрываются методологические основы педагогической концепции К.Э. Циолковского, приводится обоснование ученым и педагогом антропологического подхода к воспитанию, рассматриваются его исследования по выявлению природы и сущности человека, модусов человеческого существования, особенностей становлении человека как личности и субъекта Вселенной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The anthropological approach for the upbringing - the methodologic basis of Konstantin Tsiolkovsky’s pedagogic concept

The methodological basis of Konstantin Tsiolkovsky’s pedagogic concept is disclosed in the article. There is the substantiation of the anthropological approach to upbringing which was created by the scientist and the pedagogue, his researches of the human nature and the root of the human’s matter, the modus of the human existence, the human’s becoming as a personality and the subject of the Universe.

Текст научной работы на тему «Антропологический подход к воспитанию - методологическая основа педагогической концепции К. Э. Циолковского»

УДК 37.015

Касаткина Светлана Николаевна

доктор педагогических наук, профессор

Климова Наталья Игоревна

кандидат педагогических наук, доцент

Реймер Мария Валериевна

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского [email protected], [email protected]

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ -МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

В статье раскрываются методологические основы педагогической концепции К.Э. Циолковского, приводится обоснование ученым и педагогом антропологического подхода к воспитанию, рассматриваются его исследования по выявлению природы и сущности человека, модусов человеческого существования, особенностей становлении человека как личности и субъекта Вселенной.

Ключевые слова: педагогическая антропология, человек, его сущность и природа, воспитание.

Философско-педагогическая антропология - учение о природе (сущности) человека, его воспитании, служит исходной точкой и центральным предметом рассмотрения в антропокосмической концепции Циолковского. Он создал и обосновал программу философского и педагогического познания человека во всей полноте его бытия как на Земле, так и в будущей жизни в Космосе, предполагая, что антропология в его понимании соединит конкретное научное изучение различных сфер человеческого бытия (включая сферу образования и воспитания), с целостным философско-педагогическим его постижением.

В ряде своих работ и проектов, таких как, например: «Человек. Свойства человека», «Человек. Жизнь человечества», «Ум и страсти», «Животное космоса», «Идеальный строй жизни», «Какой тип школы желателен?» и других, мыслитель и педагог выдвинул задачу создания основополагающей науки о человеке, - «человекознания». Как педагог, Циолковский подчёркивал важность знания антропологии человека, его природы для дальнейшего её совершенствования. «Главное - сам человек может быть изменён в сторону ума, нравственности, знания, общественности, здоровья, долголетия... Вот вопросы, которые меня занимают» - писал он [2, с. 76].

В проекте школы будущего Константин Эдуардович указывал на необходимость разработки новых подходов к проблеме образования и воспитания «гражданина Вселенной» с учётом знаний антропологии. Предлагаемая им система наук включала и такой раздел как «наука о человеке» - его свойствах» [2, с. 76]. Включая «науку о человеке» в систему «наук общих», он считал её изучение особенно важным, так как она служит «главным основанием», вокруг которого «должны «ютиться» прикладные науки, описательные и технические» [2, с. 76].

В концепции Циолковского антропология есть не только знание о человеке, его природе и сущно-

сти, то есть знание о «человеке в себе», сколько как один из инструментов философско-педагогическо-го осмысления значимости человека «для судьбы Вселенной» и происходящих космических процессов в «человеческом измерении».

Для Циолковского, в контексте его космической философии и педагогики, характерна диалектическая двойственность понятия сущности человека как «Человека разумного» - «гомо сапиенс» и «Человека природного» - «антропос». Используемый в первом случае корень «гомо» придаёт образуемым с его помощью понятиям то «взаимнообщее», что позволяет говорить о родовой и субстанциональной сущности человека - разумности, выделяющей его из мира всех живых, но неразумных существ. Именно разум, как утверждал Циолковский, «сделает человека когда-нибудь хозяином Земли. Он будет распоряжаться жизнью растений и животных, даже собственной судьбой. Он будет преобразовывать не только Землю, но и существа, не исключая самого себя» [9, с. 92].

В свою очередь «антропо» работает на уровне отличия от всех возможных, в том числе и иных разумных, живых существ, указывая на видовую субстратность человека. В этом заключается идея единства человека и Вселенной, идея монизма, лежащая в основе антропокосмической концепции учёного.

Так, в родовом значении, разум определяется Циолковским как «величайшая сила в космосе». Причём, сила - порождённая Космосом и господствующая над всем космосом. «В космосе господствовал, господствует и будет господствовать разум», - уверенно утверждал он. Именно благодаря причастности к этой силе, как считал Константин Эдуардович, человек (разум вида) в динамике своего развития с неизбежностью «будет преобразовывать ... самого себя».

Каждый из этапов освоения космоса связан у К.Э. Циолковского с последовательным преобразованием биосоциальной природы человека в целях его приспособления к новой среде обитания.

© Касаткина С.Н., Климова Н.И., Реймер М.В., 2016

Так, чтобы возможно было жить в непривычных условиях Космоса, Константин Эдуардович считал необходимым создать существо, которое «не нуждается ни в растениях, ни в почве, ни в атмосфере. Ему довольно одного своего тела и солнечных лучей» [6, с. 95]. Такие существа, по словам учёного, «непроницаемы для газов, потому что переносят пустоту, и проницаемы для эфирных лучей, потому что живут солнечной энергией» [6, с. 95].

Смысл этих преобразований, как считал ученый-гуманист Циолковский, заключается в достижении человеком полного совершенства, а значит и подлинного счастья.

Некоторые современные учёные утверждают, что нельзя считать научными даже вполне конкретно сформулированные идеи о превращении человека в существо, способное жить в космическом пространстве. Наука ни в начале XX века, когда создавались труды К.Э. Циолковского, ни в его конце, когда обсуждаются соответствующие его идеи, решительно ничего не знает о возможности создания таких существ, да и сам Константин Эдуардович неоднократно подчёркивал свои разногласия с официальной наукой. Особенно много споров сегодня вызывают его прогнозы о грядущем превращении человечества - через «дециллионы лет» - в лучистую энергию.

На наш взгляд, современным исследователям следовало бы быть более корректными в оценке этих идей мыслителя, так как К.Э. Циолковскому всегда были свойственны «более чем странные мысли», оказавшиеся с течением времени прогрессивными. Умение находить нетрадиционные решения встававших перед ним проблем - именно в этом проявляется гениальность учёного.

Идея нового типа человека, который придёт на смену «гомо сапиенс» волновала Циолковского. Волнует она и многих современных учёных. Развитие информатизации, появление биотехнологий, техногенное воздействие на биосферу, подводит учёных к идее «постгомо» - нового человека. Речь идёт не только о трансформации биологических структур человека, но и об эволюции интеллекта, ибо информационные технологии с элементами искусственного интеллекта обладают мощным гносеологическим и культурогенным воздействием на человека. И хотя масштабы внедрения искусственного интеллекта в практику пока ещё не столь велики, тем не менее проблема «постгомо» занимает умы современных мыслителей» [1, с. 77].

Существуют концепции эсхатологического толка, связанные с описанием «киборгов» - кибернетических кентавров, техноантропоидных гибридов, лишенных тела, страстей и эмоций. Во взглядах теоретиков информационных версий развития цивилизации, новый человек предстаёт как «гомо информатикус», существенной чертой которого является способность использовать ком-

пьютер в качестве «основы» воображения, мышления, межличностных отношений и т. д.

Проблемой нового человека, как известно, занимался и К.Э. Циолковский. Рассматривая человека (его природу и сущность), как в Земном, так и в космическом измерении он много внимания уделял таким вопросам как селекция, искусственный отбор, самоусовершенствование личности, научно-технический прогресс и воспитание.

Согласно космической философии К.Э. Циолковского «гомо сапиенс» - лишь «временное образование», находящееся в восходящей эволюции, в том числе и в Космосе. Для того чтобы не вносить дисгармонию в мировые процессы, он должен быть воспитан в «духе космической этики», суть которой заключается в устранении зла во Вселенной. В концепции Циолковского зло и связанные с ним страдания ассоциируется с застоем, т. е. консервацией низших структур, с творческим бессилием и т. п. Обитатель Земли - «гомо сапиенс», может удовлетворить этому условию лишь в случае космизации своей деятельности и разума, ибо человек как один из видов космического разума не может реализовать свой гуманистический потенциал, не войдя в контакт с другими космическими разумами, не занимаясь общей с ними творческой деятельностью по совершенствованию Вселенной во имя всеобщего блага её жителей. «Совершенство космоса - результат разума, сознания и высокой деятельности, - писал К.Э. Циолковский. - Не будет их, и жизнь Вселенной превратится в ад. Эта угроза, истекающая из знания, должна побуждать нас к великим, но радостным трудам, к работе сознательной, обдуманной...» [7, с. 17].

«Как усовершенствовать человека?». «Куда деть землян» неспособных к перевоспитанию, носителей зла?». В поисках решения этих сложных вопросов Циолковский ищет ответы в опоре «на космическую точку зрения». По мысли учёного, в космосе давно и успешно действует «система отбора лучших», гениев, признаки которых: «мощный разум», нечувствительность к земным радостям и страданиям, равнодушие к материальным благам, то есть то, что не характерно для большинства жителей Земли.

Как педагог, Константин Эдуардович в этой связи возлагает большие надежды на воспитание, подчёркивая, что «...силы истинного воспитания мы ещё не знаем».

Веря в то, что в будущем человек станет творцом собственной природы, К.Э. Циолковский полагал, что современный человек представляет весьма пока несовершенное биосоциальное существо. «Человек, - писал он, - сделал великий путь от «мёртвой» материи к одноклеточным существам, а отсюда к своему теперешнему полуживотному состоянию. Остановится ли он на этом пути? Если и остановится, то не сейчас, ибо мы видим,

какими гигантскими шагами прогрессирует в настоящее время наука, техника, обстановка жизни и социальное устройство человечества. Это указывает и на перемены в нём самом. «Однако, - по словам К.Э. Циолковского, - пока сам человек мало изменяется. Те же остатки животных страстей, инстинктов, слабость ума, рутинность. В отношении общественного развития он даже уступает муравьям и пчёлам. Но, в общем, - делает оптимистический вывод Константин Эдуардович, - человек опередил животных и, следовательно, сильно прогрессировал» [4, с. 151].

Как учёный и педагог К.Э. Циолковский часто задавал себе вопрос: «Как преобразить человека?». Он размышлял над тем, как «сделать человека разумным».

Проблеме освобождения человека от низменных страстей посвящено значительное число трудов Циолковского, и один из самых крупных из них «Свойства человека». Как учёный и педагог он был убеждён в том, что просто необходимо освободить человека от заложенных в его природе животных страстей. «Сейчас многие люди, - рассуждал Константин Эдуардович, - не могли бы обойтись без страстей, потому что разум и воля их слабы». «Но со временем, - предполагал он, - с помощью предлагаемых им и изложенных выше средств, может быть «произведено» «существо без страстей, но с высоким разумом».

Поначалу может сложиться впечатление, что отказывая человеку в страстях, К.Э. Циолковский обедняет его природу, но если соответствующие суждения мыслителя не вырывать из контекста развиваемой им концепции, а рассматривать строго в системе составляющих её идей, то нетрудно будет понять, что под страстями он разумел все те свойства человеческой природы, которые роднили ее, так или иначе, с миром низших животных и существ.

К.Э. Циолковского отличает убеждённость в восходящем развитии мира и самой природы человека, благодаря которому его разум становится сознательным орудием такого восхождения. Для учёного отрыв сознательных существ от материнского лона своей планеты, «колыбели человечества», выход в космос для его освоения и преобразования - неизбежный этап в развитии цивилизации.

В его неопубликованных записях последних лет можно найти и предвосхищение антропного принципа. Так, К.Э. Циолковский был убеждён, что поскольку человек как микрокосм имманентен космосу, «тот космос, который мы знаем, не может быть иным» [8, с. 262]. В антропокосмической концепции учёного космос (Вселенная) выступает как объект человекомерный. По мнению Константина Эдуардовича, Вселенная такова, какой мы её наблюдаем, потому что существует человек - «на-

блюдатель». Циолковский в своих работах пытался по-своему, исходя из своего антропокосмического мировоззрения, переосмыслить проблему человека и пути его совершенствования.

Мыслитель не считал человека последним венцом творения, остро чувствовал его несовершенную, промежуточную, кризисную пока природу. «Разве человек не имеет бездну физических, умственных и социальных недостатков, чтобы оставаться с тем, что он имеет!» - восклицал Циолковский и выражал уверенность в том, что настанет время, когда «человек примется за преобразование своего тела!».

К.Э. Циолковский предлагал радикальные приёмы совершенствования «человеческого материала», считал необходимым научиться управлять «жизнью и природой». Но в то же время он обращал внимание на «постепенное развитие организма без резких колебаний в отрицательную и положительную сторону, ибо эти колебания преждевременно подрывают нравственные и физические силы» [8, с. 11]. Развивая эту мысль, К.Э. Циолковский писал: «...гармоническое развитие всех человеческих сил, без напряжённого, мучительного труда, на пользу живому; победа человека над природой; избавление всего страдающего от мук -вот необходимые условия для достижения счастливой жизни» [8, с. 11]. Он был убеждён в том, что можно «в течение тысячелетий выработать очень совершенные организмы», создать «бессмертные существа».

Учёный-космист искал пути совершенствования природы человека, связанные с его здоровьем и долголетием, считая, что космическое будущее требует радикального прогресса в самой физической структуре человеческого существа, в том числе и в продолжительности его жизни. Константин Эдуардович представлял себе такое будущее человечества, которое могло бы быть максимально независимым буквально от всех ограничивающих условий нашего теперешнего существования, от всех - вплоть до пищи.

В работе «Живые существа в космосе» Константин Эдуардович как истый механик опробы-вает различные варианты «конструкции» таких возможных существ: тех или иных размеров, от карликов до гигантов, с теми или иными органами. Воображение и мысли его работают подчёркнуто в поле гипотетически научно возможного. Правда, всё это в пределах механических и физико-химических знаний, которыми он хорошо владел: масса тончайших параметров живого и необходимостей, им управляющих, почти не принималась во внимание [3, с. 110].

К.Э. Циолковский был абсолютно уверен в том, что приспосабливаясь к разнообразным условиям космоса, человек изменится не только социально и нравственно, но и в биологическом отношении.

Разнообразные прогнозы находим мы в антропо-космической концепции учёного и педагога, относительно биологической природы человека, развития его природных свойств и качеств. По его словам, когда «человечество найдёт возможность значительного продления жизни, ... научится жить в среде без тяжести... можно будет ожидать высокого совершенствования человека».

В последнее время ведутся острые дискуссии вокруг перспектив человека как биологического вида. Некоторые современные естествоиспытатели считают неизбежным его вырождение за сравнительно короткое по космическим масштабам время (десятки тысяч лет); о бессмертии для общества и тем более для индивида, по их мнению, не может быть и речи. Однако, сделанные в последнее время открытия по выращиванию клетки могут позволить решить проблему долголетия. В прогнозах будущего биологического человека ещё много разного рода гипотез...

Наиболее сложной остаётся проблема изменения биологической природы человека, вмешательство в эволюцию вида «гомо сапиенс». Даже постановка такой проблемы с позиций современного гуманизма выглядит малопривлекательной. Но не будем забывать, что у К.Э. Циолковского все эти проблемы рассматривались в плане далекого космического будущего человека и связаны с расселением его в космическом пространстве.

В настоящее время принято рассматривать человека как существо космобиосоциальной природы. Создан специальный институт человека, так как оказалось недостаточным изучение этой проблемы отдельными специалистами. До сих пор не существует обобщённой информации, всесторонне освещающей «феномен человека». Задача осложняется ещё и тем, что изучение человеческого индивида имеет смысл лишь при изучении человека в его взаимоотношениях с другими людьми на различных уровнях: семейном, родовом, этническом, национальном, государственном, общественном. И, наконец, немаловажным является вопрос о связях человека с природными и космическими факторами.

Изучение человека имеет конечной целью улучшение многих человеческих качеств, определяющих повышение уровня жизни и её безопасности. Так как генетические и эволюционные качества человека подвергаются изменениям более медленно, чем социально-психологические, связанные с адаптацией к жизни индивида в быстро меняющемся социуме, то последние подвергаются исследованию в первую очередь.

В антропокосмической концепции К.Э. Циолковского человек предстаёт как существо космо-биосоциальное. Особое место в его творчестве занимают работы, посвящённые проблеме человека и направленные на совершенство свойств и качеств его природы, в том числе и средствами воспитания.

Одно из основных положений антропологического принципа концепции учёного и педагога - человечество никогда не сможет обрести высшей свободы, а значит, совершенства, если оно не научится преобразовывать свою собственную «несовершенную» пока природу. Нравственное совершенство возможно только вместе с умственным и физическим его преобразованием, освобождением от «низменных природных качеств и инстинктов».

К.Э. Циолковский подчёркивал, что необходима реальная, активная работа в этом направлении. В его большом рукописном труде «Свойства человека» содержатся достаточно конкретные советы и рекомендации педагога по поводу «улучшения природных качеств» человека, выясняются возможные пути, ведущие к постепенному преображению его природы: это и создание долго-живущего поколения, обретение автотрофности, постепенного самосозидания; это и регуляция природных, космических сил и стихий, и преодоление смерти и другие.

Рукопись Константина Эдуардовича поражает, прежде всего, многосторонностью подхода к человеку, благодаря чему создаётся интегральный обобщённый образ его как биосоциального существа. Циолковский рассматривает и оценивает с точки зрения аксиологии и антропологии биологические, психические, физические, умственные, нравственные, эмоциональные и другие «свойства человека». При этом он не вдаётся в крайности биологизации человека, что позволяет подробно рассматривать и социальную сущность человека - его взаимосвязи в семье, в общественной жизни и т. д.

Разделы рукописи наглядно показывают широту охвата К.Э. Циолковским проблем человекоз-нания. Он подробно останавливается на характеристике физических, нравственных, умственных свойств человека с учётом разнообразия народов и рас; умственных способностей человека, свойств его памяти, мышления и т. д. Важнейшими разделами труда учёного являются: Отношение человека к природе и животным; Проблема эгоизма, любви, семьи и брака, сознательного отношения к улучшению потомства; Сам человек, свойства его характера и их воспитание [10, с. 86].

К.Э. Циолковским в характеризуемом труде подняты как проблемы биологические, так и социально-педагогические и психологические, демографические, этические и философские. Мы же концентрируем своё внимание на тех вопросах, которые непосредственно относятся к теме данной статьи.

К.Э. Циолковский пытается проследить эволюцию человека в биологическом и социально-педагогическом отношении, отмечает зависимость человека от социальных условий и воспитания, его изменения во временном, историческом плане, а также изменения в характере и психологии человека в разные возрастные периоды его жизни.

Сущность человека, по мнению К.Э. Циолковского, состоит в его постоянном изменении. И это изменение во многом зависит от условий жизни и воспитания. «В детские годы человека можно многое создать в душе и подавить дурное врождённое», - писал он [10, с. 86].

Распределив свойства человека на три группы (физические, умственные и нравственные), он объединяет их одной формулой - «достоинство человека» и подчёркивает, что «человек - есть произведение: 1) его растительных качеств - здоровья, 2) качеств органов чувств и 3) качеств ума и нравственности».

Изучение человека, его свойств у К.Э. Циолковского имеет целью улучшение всех природных человеческих качеств, что, как он считал, имеет очень важное значение как для самого человека, в целом человеческого общества, так и для Космоса.

В предисловии к рассматриваемой работе он писал: «...Говорить о свойствах человека можно без конца. Но дух работы, её направление, я надеюсь, достаточно выяснен... Надо иметь высшую точку зрения - космическую» [10, с. 87]. Он надеялся на то, что эта работа и «её продолжение представляют ту основу, тот материал, из которого будет построено общественное здание человечества. Архитектура этого здания определяется качеством материала. Но и сам он переделывается к лучшему...». Тем самым К.Э. Циолковский-педагог стремился подчеркнуть и значение воспитания, а не только создания необходимых социальных условий, и даже ставил воспитание на первое место в плане «переделки природы человека». «Изучение качеств человека должно предшествовать науке о социальном строе», - был твёрдо уверен учёный, настаивая на необходимости глубокого знания антропологии.

Исходя из своего антропологического мировоззрения, К.Э. Циолковский пытался строить и свою «космическую педагогику», опираясь на знания природы человека, его «свойств».

С первых страниц работы К.Э. Циолковский рассматривает свойства человека в аспекте их земного и космического значения. Так, например, он утверждал, что «Государственное устройство -есть среднее выражение умственных, физических и душевных свойств народа, у которого мы видим эту общественную форму». Из этого он делал вывод о том, что «каждый народ достоин своей общественной конституции" и это зависит от «разнообразия свойств разных народов и рас».

Мечтая о создании идеального общественного строя и воспитании совершенного человека, учёный предлагал начинать работу с изучения и воспитания самого человека, думать и заботиться «об улучшении его свойств».

Много внимания Константин Эдуардович уделяет физическим свойствам человека и их совершенствованию. Его волнуют проблемы долголетия

и здоровья. «Здоровье человека, - делился он своими мыслями с А.Л. Чижевским, - его долголетие и возможность быть сильным и крепким и ничем не болеть до самой глубокой старости - этому нет цены в прейскуранте человеческих ценностей» [5, с. 128].

Размышляя о причинах старости и болезней, К.Э. Циолковский не ограничивался только рассуждениями по поводу того, что это «преступление природы против человека», но и предлагал различные пути преодоления всяческих недугов. Во-первых, через развитие медицины, которая, по его мнению «ещё не наука, так как не умеет лечить старость. Врачи до сих пор не проникли в интимные основы жизни. Низкий уровень медицинских наук порождает в человеке тревогу за своё существование... порождает уныние, печаль». К.Э. Циолковский писал о том, что «человека надо сделать уверенным, молодым, с большой жизнью, медленно стареющим». Во-вторых - это забота самого человека о своём здоровье, занятие физкультурой, длительные прогулки, закалка организма; в-третьих - роль учителя в пропаганде здорового образа жизни, разъяснение вреда алкоголя, курения, наркотиков и т. д. Эти мысли ученого как никогда актуальны в наше время.

Сам Константин Эдуардович заботливо берёг здоровье. «В течение 70 лет, - писал он, - вина никогда не пил и возбуждающих средств никогда не принимал (даже не курил)» [5, с. 53].

Деля свойства человека на физические, умственные и нравственные, педагог Циолковский отдаёт предпочтение развитию нравственных качеств, имеющих, по его мнению, особое значение как для человека Земного, так и Космического. В этой связи Константин Эдуардович уделяет внимание проблемам этики: любви, пола, страстей и чувств, взаимоотношению людей. Всё это в его работах окрашено гуманным отношением к человеку, стремлением исправить ошибки в его поведении, помочь ему избавиться от «животных инстинктов», воспитать разумное отношение к семье и браку. Он рассуждает о пользе единобрачия, осуждает ранние браки, даёт вполне современный совет: «Работа, развлечения, обильный приток впечатлений разного рода, глубокое физическое и умственное развитие должны отдалять брачную потребность» [10, с. 88].

Для улучшения природы будущего потомства человека он рекомендует «разумные основы брака», сущность которых видит, «...в соединении альтруизма с умеренным семейным эгоизмом, обусловленным строем современной жизни». Учёный допускает определённый «разумный эгоизм» в отношениях между людьми. Так, он пишет: «Право на некоторую степень эгоизма, на разумную его степень, клонящуюся к выгодам человечества, человек должен иметь... Но ему нет никакой надобности в гастрономических наслаждениях, в роскоши

одежд и обстановки, в золоте и серебре, в распутстве, в пьянстве, во всём том, чего обыкновенно достигает, чем часто пользуется сильный в современном обществе» [2, с. 89].

К.Э. Циолковский был твёрдо уверен в том, что всякого рода «излишества» развращают человека. Он выделял особую этическую категорию «истинного эгоизма», восходящего к человеку будущего и «разумным силам космоса». Истинный эгоизм как своеобразную форму заботы индивида о своём благополучии и здоровье, он понимал как эгоизм справедливый, то есть полезный для общества.

К.Э. Циолковский осуждает такие человеческие пороки как ложь, зависть, злоба и считает «величайшей задачей воспитания... полное устранение лжи из обихода» и вышеперечисленных «негативных свойств природы человека».

Вместе с тем он призывает заботиться и развивать такие свойства человека как правдивость, бескорыстие, доброта, доброжелательность и сострадание, справедливость и самоотречение во имя блага другого человека, совесть и великодушие.

Но одних нравственных качеств, по мнению педагога К.Э. Циолковского, мало, чтобы стать «совершенным человеком». Человек должен обладать «умом, силой, красотой, здоровьем». Следовательно, нужна совокупность ценных качеств, свойств человека. Он рассматривал феномен человека в целом, в единстве духовного и физического, биологического и социального.

В своих работах учёный поставил и в свете своей антропокосмической концепции рассмотрел множество проблем, связанных с изучением и «улучшением природы человека», его свойств и качеств, особо подчёркивая при этом роль воспитания в изменении целого ряда отрицательных качеств.

Анализируя путь развития человечества, начиная с первобытного состояния, учёный-педагог подчёркивал, что человек без соответствующего воспитания и образования вряд ли способен сам избавиться от недостатков.

Вместе с тем, он всегда исходил из принципиального тезиса о том, что сущность человека состоит в его постоянном изменении, что природа человека стремится к совершенству, потому что человек - это существо активное, творческое и деятельное.

Общефилософские принципы понимания сущности и природы человека, выдвинутые К.Э. Циолковским (такие, как значимость человека для судьбы Вселенной, взаимосвязь эволюции человека и Космоса; родовая и субстанциональная сущность - разумность, которая даёт возможность человеку распоряжаться судьбой Земли и Вселенной, преобразовывая их и себя самого (свою собственную природу) для достижения счастливой и бесконечной жизни в Космосе), могут служить перспективным основанием для углублённого философско-педагогического антропологического исследования в целях выработки специального учения о человеке, конкретизирующего общефилософские и педагогические положения о его социальной и предметно-деятельной сущности, о его месте в природе, роли в развитии и познании общества, истории, Вселенной.

Библиографический список

1. Голубева Л.Н. К проблемам постчеловека в русском космизме // Труды XXIX Чтений Циолковского. - М.: ИИЕТ РАН, 1996. - С. 77.

2. Касаткина С.Н. Антропокосмическая концепция воспитания К.Э. Циолковского. - Калуга: КГПИ им. К.Э. Циолковского, 2010. - 200 с.

3. Циолковский К. Э. Животное космоса // Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. - М.: ПАИМС, 1992.

4. Циолковский К.Э. Монизм Вселенной // Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. - М.: ПАИМС, 1992.

5. Циолковский К.Э. Неизвестные разумные силы // К.Э. Циолковский. Очерки о Вселенной. -М.: ПАИМС, 1992.

6. Циолковский К.Э. Органический мир Вселенной // К.Э. Циолковский. Собр. соч. Т. 4. - М.: АН СССР, 1964.

7. Циолковский К.Э. Причина космоса. - Калуга, 1925.

8. Циолковский К.Э. Русский космизм // Антология философской мысли / сост. С. Семенова. -М.: Педагогика-Пресс, 1993.

9. Циолковский К.Э. Ум и страсти // К.Э. Циолковский. Очерки о Вселенной. - М.: ПАИМС, 1992.

10. Чижевский А.Л. На берегу Вселенной. Годы дружбы с Циолковским: Воспоминания. - М.: Мысль, 1995. - 125 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.