УДК 378
Потенциал классической художественной литературы в профессионализации и социализации будущих актеров
The potential of classical fiction in the professionalization and socialization of future actors
Боякова Е.В., ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», [email protected]
Юдушкина О.В., ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», [email protected]
Климов С.И., ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», [email protected]
Boyakova E., The Federal State Budget Research Institution «Institute of Art Education and Culturology of Russian Academy of Education», [email protected]
Yudushkina O., The Federal State Budget Research Institution «Institute of Art Education and Culturology of Russian Academy of Education», [email protected]
Klimov S., Federal State Budgetary Scientific Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education», [email protected]
DOI: 10.34772/KPJ.2020.139.2.023
Ключевые слова: актер, художественная литература, ценностные ориентации, отношение, студенты, профессионализация, социализация.
Keywords: actor, fiction, value orientations, attitude, students, professionalization, socialization.
Аннотация. В статье раскрываются исследовательские подходы к изучению круга чтения и литературных интересов в контексте модернизации содержания театрального образования. Цель состоит в выявлении читательских предпочтений будущих актеров театральных вузов и их влиянии на профессионализацию и социализацию. Обсуждаются результаты анкетирования студентов по вопросам знания классической и современной литературы, наличия референтной группы, влияющей на круг чтения, отношения к экранизации литературных произведений и другие. Авторами показано, что художественная литература востребована будущими актерами, чаще они читают художественную и учебную литературу для расширения кругозора и повышения профессионального мастерства. В предпочтениях современных произведений молодежь акцентирует внимание на творчестве актуальных драматургов и «знаковой» литературе. Авторы массовой культуры представлены мало. Широкий выбор классики включает произведения читаемые для повышения культурного уровня и профессиональной деятельности. Выявлены проблемы школьного литературного образования в освоении классической литературы.
Abstract. The article reveals research approaches to the study of the reading circle and literary interests in the context of the theater education content modernizing. The goal is to identify the reading preferences offuture actors of theatrical universities and their impact on their professionalization and socialization. The results of a student survey on the knowledge of classical and modern literature, the presence of a reference group that affects the reading circle, attitude to the adaptation of literary works, and others are discussed. The authors have shown that fiction is in demand by future actors, more often they read fiction and educational literature to broaden their horizons and improve professional skills. In the preferences of contemporary works, young people focus on the work of contemporary playwrights and "iconic" literature. Authors of popular culture are represented a little. A wide selection of classics includes works readable to enhance cultural level and professional activities. The problems of school literary education in the development of classical literature are identified.
Введение. Значимые профессиональные компетенции актера - постижение искусства в культурно-историческом контексте,
осуществление на основе анализа межкультурной коммуникации, работа с информацией. Для их реализации в профессиональной деятельности необходимо знать классическую и современную драматургию и образные системы драматургов, ориентироваться в литературных стилях и жанрах, в творческом наследии отечественных и зарубежных писателей и поэтов, анализировать тексты с точки зрения их сценического воплощения, реализовывать постановочные задачи. Цель проведенного
исследования - определение отношения будущих актеров, обучающихся в театральном вузе, к литературе и их читательских предпочтений для социализации и профессионализации.
Несмотря на необходимость глубокого знания актерами литературы, проблема использования литературных произведений на занятиях актерским мастерством остается недостаточно изученной. В частности, не раскрыта такая важная составляющая развития личности будущего актера, как ценностные ориентации, читательские интересы и отношение к художественной литературе с точки зрения социализации и профессионализации.
Одна из составляющих социализации -умение понимать другого человека и принимать его роль, что для будущего актера - основа профессии. Методологические основы выявления и целостного анализа художественных интересов и ценностных ориентаций детей и молодежи заложены Ю.У. Фохт-Бабушкиным [11]. В экспериментальных исследованиях изучались социализация и формирование личности актеров на этапе обучения [9], взаимосвязь восприятия литературных произведений и их эстетической оценки, культурные предпочтения и ценностные ориентации детей и молодежи [3;10].
Большой пласт исследований посвящен педагогическим методам и приемам работы над литературным произведением на занятиях по профессиональным дисциплинам в театральных вузах и колледжах. Для изучения литературы на занятиях сценической речью предлагалось использовать этюды. Такой прием создает ситуацию проникновения будущими актерами в логику текста, обеспечивает лучшее понимание описаний, размышлений, монологов героев [4]. Дебаты о произведении, выбранном для постановки или выполнения учебных заданий, об его эстетическом и нравственном содержании способствуют глубокому пониманию текста и побуждают будущих актеров к духовной
рефлексии, поддерживают культурно-творческую инициативу, конструктивное общение [2]. В практике преподавания культуры речи на занятиях актерским мастерством замечено, что студенты зачастую не вычленяют исходную авторскую идею литературного произведения, подвергшегося сокращению и интерпретации в ходе театральной или кинематографической постановки [7]. Следовательно, у будущих актеров необходимо формировать культуру прочтения текста, с которым им придется работать в качестве актеров или режиссеров [1;8].
На примере анализа музыкальных произведений выявлено, что студенты демонстрируют невысокий уровень понимания и анализа художественных текстов, что затрудняет восприятие современной культуры. Среди приемов активизации восприятия и интерпретации произведений называются «умения занимать позицию автора, участника событий, адресата, а также ... раскрывать образную сферу художественного произведения с точки зрения культурно обусловленного символического воплощения содержания» [6, с.161].
Изучение моноспектакля по литературному произведению как способа творческой самореализации студентов установило, что подобная форма работы позволяет определить опорные точки и событийный ряд произведения, его жанровые и стилистические признаки, основной конфликт, поставить сверхзадачу, найти художественное решение пространства спектакля [5]. Качество этой работы зависит от читательской компетенции обучающегося, уровня развития литературного вкуса и общих художественных способностей.
Таким образом, художественная литература является фактором профессионального становления и социализации будущих актеров, влияя на качество подготовки. Литературное произведение, которое нравится и входит в круг индивидуальных ценностных ориентаций, будет с большей отдачей воплощаться на сцене или в учебном задании. Безусловно, названный подход не применим к опытным актерам. Ценностные ориентации в литературе накладывают отпечаток на общий культурный уровень, кругозор, обеспечивают профессиональное саморазвитие будущих актеров.
Материалы и методы исследования. Анкета содержала вопросы, касающиеся отношения будущих актеров к художественной литературе и их читательских предпочтений. Вопросы носили закрытый и открытый характер: респонденты выбирали ответ из перечня или давали свой.
Анкетирование проводилось письменно, каждый участник заполнял бумажную форму.
Общее отношение к чтению выявлялось с помощью вопросов о причинах чтения или отказа от него. Читательские интересы и предпочтения респонденты высказывали в ответах на вопросы: «Какие издания преобладают на Вашей книжной полке?», «Какую книгу Вы прочитали за последнее время?» и др.
Вопросы типа «Назовите имена современных российских писателей (начала XXI века), которые Вам известны и чьи произведения Вы хотели бы прочитать?» отмечали читательский кругозор студентов и его влияние на круг чтения. Фиксировалась референтная группа, влияющая на выбор литературы для чтения. Несколько вопросов концентрировались на соотношении личного и профессионального отношения к литературным произведениям.
Результаты исследования. В анкетировании приняли участие 136 студентов, получающих высшее образование в российском вузе по специальности «артист драматического театра». Из них девушки - 105 человек (72,2%) и юноши -31 человек (22,8%). Возраст респондентов - от 17 до 21 года. По возрастам группы распределились следующим образом: 17 лет -5 человек (3,6%), 18 лет - 52 (38,2%), 19 лет - 38 (27,9%), 20 лет - 26 (19,1%), 21 год - 2 (1,5%), 22 года - 3 (2,2%), 23 года - 2 (1,5%). Наиболее активными оказались студенты 18 - 20 лет в силу их большей представленности в контингенте обучающихся.
На вопрос «Читаете ли Вы художественную литературу?» ответили положительно 86,8%.
На вопрос «На Ваш взгляд, пригодится ли знание классической литературы в Вашей будущей профессии?» большинство будущих актеров драматического театра ответили: «Безусловно, пригодится - нужно быть культурным и развитым человеком, знания не бывают лишними» (82,4%). Отрицают необходимость литературной классики для профессии 1,5% ответивших, и еще 8,8% -выразили сомнение. Большинство
индивидуальных мнений раскрывали значимость
Значимой разницы между девушками и юношами не отмечено. Из тех, кто не читает книги, 61,1% сослались на отсутствие времени, 27,8% опрошенных чтение не приносит удовольствия и утомляет, 5,6% читают научную литературу. Один студент написал: «Читаю редко, потому что считаю, что книга это не основной источник для реализации себя».
Большинство респондентов читают книги для повышения культурного уровня (62,7%) и получения удовольствия от чтения (55,1%). Это самые распространенные ответы. Для реализации себя в актерской профессии читают 38,1%. В анкетах студенты выбирали несколько вариантов, что свидетельствует о выполнении книгой в их жизни разных функции. Расширение кругозора и обращение к художественной литературе для выполнения профессиональных функций актера взаимосвязаны, поэтому эти два утверждения часто соседствовали в ответах. Для 22,0% будущих актеров книга является «энциклопедией жизни», подсказывает образцы поведения, помогает в поиске идеала или смысла жизни. Это важно для их профессионального развития, т.к. художественная литература в снятом, концентрированном, преобразованном виде содержит «коллекцию» человеческих характеров, воплощаемых в пространстве сцены. Чтение помогает пережить различные по модальности эмоции, которые не переживались в реальной жизни, но необходимы для создания образа в театральных постановках, или которых не хватает в жизни (15,2%), см. таблицу 1.
классической литературы для профессии актера: «К моей профессии классическая литература имеет прямое отношение», «Неотъемлемая часть моей будущей профессии», «Нужно уметь применять такие знания в своей профессии. Сколько бы книг я не прочел, все равно нужно им находить применение», «Чтобы глубже и точней воспроизвести (сыграть, понять, воплотить) роль, необходимо «знать и понимать язык того времени», «Обязательно пригодится, так как моя специальность тесно связана с классической
Таблица 1. - Ответы на вопрос о причинах чтения
Содержание ответов Процент(%)
Для повышения своего культурного уровня, для расширения кругозора 62,7
Мне это нужно по работе (учебе) 38,1
Мне нравится читать, я получаю удовольствие от чтения 55,1
Чтение помогает мне найти смысл жизни, свой идеал, подсказку поведения 22,0
Чтение дает мне возможность эмоционального сопереживания, которого не хватает в реальной жизни 15,2
Собственный вариант ответа 3,4
литературой», «Думаю, это важно, но если я вдруг что-то не прочитал раньше, я смогу прочитать это по мере надобности». Таким образом, классическая литература остается востребованной для современной молодежи, выбравшей профессию актера.
Прямым показателем востребованности разных видов и жанров книг в повседневной жизни является их присутствие на личной книжной полке. Как правило, там располагаются издания, к которым часто обращаются, либо книги, которые хочется прочитать, полистать, или
Реализация интереса к чтению часто зависит от внешних факторов: моды, рекламы, мнения окружающих (друзей, родственников, учителей, средств массовой информации, медийных личностей, критиков). При сформировавшихся читательской, профессиональной или культурной позициях выбор книги зависит преимущественно от собственных взглядов и миропонимания. Студентам предложили отметить круг лиц, чье мнение оказывает влияние на выбор той или иной книги. Единственный ответ из предложенных вариантов дали 23,5% респондентов. Остальные отметили от двух до семи ответов. Референтной группой, влияющей на круг чтения большинства опрошенных, названы друзья и знакомые. Меньше учитываются мнения родственников, критиков, известных людей, учителей и средств массовой информации. На свой выбор полагаются 58,8% будущих актеров.
Молодежь показала достаточную осведомленность в современной российской литературе. Вопрос звучал так: «Назовите, пожалуйста, имена современных российских писателей (начала XXI века), которые Вам известны и чьи произведения Вы хотели бы прочитать». В ответах проявилась некорректность понимания содержания вопроса, что, к сожалению, традиционно. Например, некоторые респонденты назвали зарубежных авторов (С. Кинг, П. Коэльо, А. Мартен-Люган (в анкете написана с двумя ошибками в фамилии) и
просто приятно иметь перед глазами. Из предложенных вариантов ответов о том, что преимущественно стоит на личной книжной полке студентов, наибольшее количество ответов набрало сочетание художественной и учебной литературы. Только художественная литература занимает пространство у 33,8% студентов, только учебная - у 11,8%. Газеты и журналы соседствуют с художественной или учебной литературой в 7,4% ответах. Художественная литература в разных сочетаниях с другими изданиями стоит у 84,6% будущих актеров, см. таблицу 2.
других). Высокое качество произведений С.Д. Довлатова (2,2%) и братьев А.Н. и Б.Н. Стругацких (2,9%) нельзя оспаривать. Однако время творчества названных писателей не относится к началу XXI века.
Наибольшее число предпочтений отдано В.О. Пелевину (10,3%) - лауреату и победителю многочисленных значимых литературных премий, и Дарье Донцовой (8,1%) - лидеру рейтинга суммарных издательских тиражей. Названы победители и лауреаты премий «Большая книга» и «Русский Букер»: А.В. Иванов (2,9%), Л.Е. Улицкая (2,2%) и М.П. Шишкин (2,2%). В анкетах есть имена писателей массовой литературы, но их число не оказывает значимого влияния на качество читательских предпочтений респондентов.
Будущие актеры хотели бы прочитать стихи И. Астаховой и В. Полозковой, книги художника И.И. Кабакова (1,5%). Среди современных российских писателей выбраны несколько драматургов: И.А. Вырыпаев (7,4%), Н.В. Коляда (2,9%), В.В. Сигарев (2,2%). Перечислим авторов, получивших более одного читательского выбора: Борис Акунин (4,1%), Д.Л. Быков (3,7%), Д.А. Глуховский (2,2%), Е.В. Гришковец (1,5%), С.В. Лукьяненко (3,7%), Д.И. Рубина (2,3%), П.В. Санаев (1,5%), В.Г. Сорокин (2,2%), Т.Н. Толстая (4,1%).
Отказы получены в 44,1% анкет, что, на наш взгляд, указывает на незнание современной
Таблица 2. - Ответы на вопрос об изданиях на личной книжной полке
Содержание ответов Процент(%)
Техническая литература 1,5
Художественная литература 33,8
Учебная (специальная) литература 11,8
Газеты, журналы 0,7
Что угодно, только не книги 1,5
Художественная литература; учебная (специальная) литература 40,4
Художественная литература в разных сочетаниях ответов 84,5
Учебная литература в разных сочетаниях ответов 59,6
Другие сочетания ответов 10,3
литературы и ее отсутствие в круге чтения. Большинство авторов вписаны без имен или инициалов, что свидетельствует о некотором пренебрежении. В ответах на вопрос о прочитанных недавно книгах респонденты почти всегда указывали фамилию и инициалы писателя.
Какие же книги читают студенты театрального вуза? Чаще всего - У. Шекспира (8,1%): «Буря» (18,2% от всех выборов У. Шекспира), «Гамлет» (54,5% от всех выборов У. Шекспира), «Венецианский купец», «Король Лир», «Ромео и Джульетта». Античная литература представлена произведениями: Аристофан комедия «Птицы», пьесы Аристотеля, Еврипид «Лягушки» (единичные ответы). Интересуются студенты советской литературой: А.А. Фадеев «Молодая гвардия», В.Г. Распутин «Живи и помни» (в анкете без указания автора), Е.И. Замятин «Мы», А.В. Вампилов «Прощание в июле», Д.А. Гранин «Мой лейтенант» (2,2%), С.Д. Довлатов «Заповедник», В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям» (5,1%). Из классической русской литературы будущими артистами драматического театра прочитаны: А.И. Куприн («Яма» - 3,7%), М.А. Булгаков (2,2%), Л.Н. Толстой (2,2%), А С. Пушкин (1,5%), А.П. Чехов (0,7%), Н.В. Гоголь (0,7%), Ф.М. Достоевский (3,7%) и др. Зарубежная литература представлена произведениями Стендаля («Красное и черное» -2,3%), В. Гюго (0,7%), С. Моэма (1,5%), Г. Гессе
(0,7%) др. По просьбе составителей анкеты респонденты иногда указывали жанр произведения: исторический роман, повесть, антиутопия, пьеса, фантастика, роман-драма, роман-эпопея. Не читали в последнее время 7,4% студентов.
Известно, что классическая литература -основа российских театральных постановок. Мы попросили респондентов ответить, какое из произведений они прочитали до конца, какое - до середины, какое только начали или совсем не открывали. В список вошли жемчужины литературного наследия. Роман, который дочитали до конца большинство респондентов -«Евгений Онегин» А.С. Пушкина (82,4%). Бросили чтение в самом начале романа «Война и мир» Л.Н. Толстого 15,4% студентов. Самым мало читаемым оказался «Гамлет» У. Шекспира (37,%). Не дочитывали до конца чаще других «Тихий Дон» М.А. Шолохова (30,1%) и роман-эпопею Л.Н. Толстого (37,5%). Таким образом, получив роль в спектаклях по этим произведениям, от 30 до 60% будущих актеров придется в процессе постановочной работы все из названных литературных шедевров изучать заново, вероятно, в высоком темпе, что отразится на качестве реализации ролей, см. таблицу 3. Ответы на указанный вопрос выявили недостатки школьного литературного образования.
Таблица 3. - Ответы на вопрос об объеме прочтения литературных произведений (%)
Произведение Объем прочитанного
До конца До середины Начало Не читал
Война и мир 37,5 36,8 15,4 10,2
Тихий дон 30,1 33,8 8,1 27,9
Мертвые души 76,5 11,0 2,9 9,6
Преступление и наказание 77,2 11,0 7,4 4,4
Ревизор 77,2 6,6 4,4 11,8
Недоросль 77,2 6,6 3,7 12,5
Гамлет 44,9 7,4 10,2 37,5
Евгений Онегин 82,4 10,3 2,2 5,1
Вопрос «Как Вы относитесь к фильмам, снятым по книгам?» показал отношение студентов театральных вузов к результатам профессионального актерского и режиссерского труда с позиции зрителей. Проблема воплощения литературных произведений в самом популярном и массовом виде искусства дискуссионная. Она обсуждается зрителями, критиками и киноведами. Большинство респондентов ответили, что их мнение о фильме зависит от соответствия сюжетов фильма и книги (64,7%). Очень важно, что студентами понимается роль режиссерской
трактовки произведения. Показательно в контексте профессионализации и социализации сочетание ответа «многое зависит от режиссера и постановки, соответствия сюжета» с ответами «не очень, чаще фильмы хуже книг» (8,1%) и «вполне положительно» (9,6%). Большинство будущих актеров понимают первичность текста литературного произведения в его киновоплощении и, следуя философии современного искусства, утверждают право режиссера на собственное видение, см. таблицу 4.
Таблица 4. - Ответы на вопрос об отношении к фильмам, снятым по книгам
Содержание ответов Процент(%)
Лучше посмотреть фильм, чем прочитать 0,7
Вполне положительно 28,7
Многое зависит от режиссера и постановки, соответствия сюжета 64,7
Отлично, люблю их смотреть 14,0
Не очень, чаще фильмы хуже книг 15,4
Равнодушно 2,9
Сочетание ответов: вполне положительно; многое зависит от режиссера и 9,6
постановки, соответствия сюжета
Сочетание ответов: многое зависит от режиссера и постановки, соответствия 8,1
сюжета; не очень, чаще фильмы хуже книг
Другие сочетания ответов 7,4
Заключение. Владение классической литературой актуально для овладения профессией драматического актера. Исследование, основанное на анализе анкет студентов театрального вуза, показало, что художественная литература рассматривается ими как источник культурного и профессионального роста, поиска смысла жизни, расширения спектра переживаемых эмоций. Круг чтения охватывает художественную и специальную литературу, произведения современных российских и зарубежных авторов, советских и классических произведений. Авторы массовой литературы для них мало привлекательны. Выявились пробелы в
освоении курса литературы общеобразовательной школы, влияющие на профессиональное становление будущих актеров.
Широта проявленных читательских интересов и владение классической литературой обеспечивают интеграцию будущих актеров в социальную среду, способствуют
профессиональному становлению, развитию профессионально значимых личностных качеств, глубокому освоению социальных и сценических ролей, представленных в художественных произведениях и театральных постановках через видение автора и актерское воплощение.
Литература:
1. Баженова Л.М. Работа с фильмами-экранизациями в процессе кинообразования школьников / Л.М. Баженова // Литература на экране: взгляд психологов, писателей и кинематографистов / Материалы междунар. науч. конф.; под общ. ред. Н.Л. Карповой. - М.: ПИ РАО, 2016. - С. 19-24.
2. Береговая Е.В., Стукалова О.В., Ситников Ф.С. Педагогические возможности коллективной творческой деятельности в социализации современных подростков / Е.Б. Береговая, О.В. Стукалова, Ф.С. Ситников // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 5. - С. 168-172.
3. Боякова Е.В., Олесина Е.П., Радомская О.И. Культурные предпочтения подростков и молодежи Ростовской области (по результатам исследования) / Е.В. Боякова, Е.П. Олесина, Е.И. Радомская // Педагогика искусства. - 2020. - № 1. - С. 15-23.
4. Вановская Е.В. Этюд в освоении текста литературных произведений (в контексте преподавания сценической речи) / Е.В. Вановская // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 15. Искусствоведение. - 2013. -Вып. 4. - С. 37-42.
5. Гальчук О.В. Театр у доски: феномен моноспектакля в контексте творческой самореализации студентов / О.В. Гальчук // Среднее профессиональное образование. - 2013. - № 4. - С. 15-17.
6. Звонова Е.В. Формирование объектно-аналитического метода понимания языка художественных произведений - опыт экспериментального исследования / Е.В. Звонова // Образование личности. - 2016. - № 4. - С. 155-163.
7. Ельникова И.Г. Русский язык на перекрестке актерского мастерства и литературы / И.Г. Ельникова // Вестник Новосибирского государственного театрального института. - 2011. - № 3. - С. 36-44.
8. Мелик-Пашаев А.А. Визуализация словесного образа. Трудности и возможности / А.А. Мелик-Пашаев // Литература на экране: взгляд психологов, писателей и кинематографистов / Материалы междунар. науч. конф.; под общ. ред. Н.Л. Карповой. -М.: ПИ РАО, 2016. - С. 11-15.
9. Собкин В.С., Лыкова Т.А. К вопросу о психологических особенностях развития личности актера: опыт типологического анализа / В.С. Собкин, Т.А. Лыкова // Консультативная психология и психотерапия. - 2019. - Т. 27. - № 2. - С. 129-146.
10. Торшилова Е.М., Копылов Р.В., Полосухина И.А. Типы взаимосвязи восприятия произведения искусства и его эстетической оценки в практике общения детей с искусством [Электронный ресурс] / Е.М. Торшилова, Р.В. Копылов, И.А. Полосухина // Педагогика искусства. - 2013. - № 4. - Режим доступа: http://www.art-education.ru/sites/default/ffles/journal_pdf.
11. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная Фохт-Бабушкин. - М.: Наука, 1986. - 240 с.
культура: проблемы изучения и управления / Ю.У.
References:
1. Bazhenova L.M. Work with film adaptations in the process of film education of schoolchildren / L.M. Bazhenova // Literature on the screen: a view of psychologists, writers and filmmakers / Materials of the international. scientific conf.; under the general. ed. N.L. Karpova. - M.: PI RAO, 2016. - S. 19-24.
2. Coastal E.V, Stukalova O.V, Sitnikov F.S. The pedagogical possibilities of collective creative activity in the socialization of modern adolescents / E.B. Beregovaya, O.V. Stukalova, F.S. Sitnikov // Kazan Pedagogical Journal. - 2019. - № 5. - S. 168-172.
3. Boyakova E.V., Olesina E.P., Radomskaya O.I. Cultural preferences of adolescents and youth of the Rostov region (according to the results of the study) / E.V. Boyakova, E.P. Olesina, E.I. Radomskaya // Pedagogy of art. - 2020. - № 1. - S. 15-23.
4. Vanovskaya E.V. Study in the development of the text of literary works (in the context of the teaching of stage speech) / E.V. Vanovskaya // Bulletin of St. Petersburg State University. Ser. 15. Art criticism. - 2013. - Issue. 4. -S. 37-42.
5. Galchuk O.V. Theater at the blackboard: the phenomenon of solo performance in the context of creative self-realization of students / O.V. Galchuk // Secondary vocational education. - 2013. - № 4. - S. 15-17.
6. Zvonova E.V. Formation of the object-analytical method for understanding the language of fiction - the experience of experimental research / E.V. Zvonova //
Personality education. - 2016. - № 4. - S. 155-163.
7. Elnikova I.G. Russian language at the crossroads of acting and literature / I.G. Elnikova // Bulletin of the Novosibirsk State Theater Institute. - 2011. - № 3. - P. 3644.
8. Melik-Pashaev A.A. Visualization of the verbal image. Difficulties and opportunities / A.A. Melik-Pashayev // Literature on the screen: a view of psychologists, writers and filmmakers / Materials of the international. scientific conf.; under the general. ed. N.L. Karpova. - M.: PI RAO, 2016. - S. 11-15.
9. Sobkin V.S., Lykova T.A. To the question of the psychological characteristics of the development of the personality of an actor: the experience of a typological analysis / V.S. Sobkin, T.A. Lykova // Consultative psychology and psychotherapy. - 2019. - T. 27. - № 2. - S. 129-146.
10. Torshilova E.M., Kopylov R.V., Polosukhina I.A. Types of the relationship between the perception of a work of art and its aesthetic assessment in the practice of communication between children and art [Electronic resource] / E.M. Torshilova, R.V. Kopylov, I.A. Polosukhina // Pedagogy of art. - 2013. - № 4. - Access mode: http://www.art-education.ru/sites/default/files/ journal_pdftorshilova_kopylov_polosukhina.pdf
11. Fokht-Babushkin Yu.U. Art culture: problems of study and management / Yu.U. Foht-Babushkin. - M.: Nauka, 1986. - 240 p.
13.00.08 - Теория и методика профессионального образования