Научная статья на тему 'Потенциал интерактивного обучения в становлении полноценных межличностных отношений учащихся среднего профессионального образования'

Потенциал интерактивного обучения в становлении полноценных межличностных отношений учащихся среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛНОЦЕННЫЕ (ГАРМОНИЧНЫЕ) МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / FULL (HARMONIOUS) / INTERPERSONAL RELATIONS / LEARNING / INTERACTIVE TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуляева Ирина Владимировна

В статье представлены основные направления в изучении проблемы межличностных отношений. Рассматриваются особенности интерактивного обучения, влияющие на развитие межличностных отношений учащихся среднего профессионального образования (на примерах курса интерактивных занятий по математике), обоснована результативность интерактивного обучения в рамках развития межличностных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуляева Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The potential of interactive learning in the development of fully fledged interpersonal relations of students of secondary vocational education

Basic directions in the study of problems of interpersonal relationships are presented in this article. Features interactive learning which influence on the development of interpersonal relations of students of secondary vocational education are considered (examples of interactive math lessons). Effectiveness of interactive learning in the development of interpersonal relations is justified in this article.

Текст научной работы на тему «Потенциал интерактивного обучения в становлении полноценных межличностных отношений учащихся среднего профессионального образования»

УДК 377.02 ББК 74.560.0

Гуляева Ирина Владимировна

кандидат педагогических наук кафедра гуманитарных, естественнонаучных и математических дисциплин Брянский филиал Московского психолого-социального университета

г. Брянск Guliaeva Irina Vladimirovna candidate of pedagogical sciences department of Humanities, natural sciences and mathematics Bryansk branch of the Moscow psycho-social University

Bryansk Irina24061981@yandex.ru Потенциал интерактивного обучения в становлении полноценных межличностных отношений учащихся среднего профессионального образования The potential of interactive learning in the development of fully fledged interpersonal relations of students of secondary vocational education В статье представлены основные направления в изучении проблемы межличностных отношений. Рассматриваются особенности интерактивного обучения, влияющие на развитие межличностных отношений учащихся среднего профессионального образования (на примерах курса интерактивных занятий по математике), обоснована результативность интерактивного обучения в рамках развития межличностных отношений.

Basic directions in the study of problems of interpersonal relationships are presented in this article. Features interactive learning which influence on the development of interpersonal relations of students of secondary vocational education are considered (examples of interactive math lessons). Effectiveness of interactive learning in the development of interpersonal relations is justified in this article.

Ключевые слова: полноценные (гармоничные) межличностные отношения, интерактивное обучение, методы интерактивного обучения.

Key words: full (harmonious), interpersonal relations, learning, interactive teaching methods.

В современном обществе одним из требований, предъявляемых к выпускнику среднего профессионального образования, является готовность к позитивному сотрудничеству, что предполагает сформированность коммуникативной компетенции, и как следствие, умения строить гармоничные взаимоотношения с окружающими.

Под гармоничными (полноценными) межличностными отношениями мы понимаем такие взаимоотношения, которые характеризуются тем, что субъекты отношений уважают различия между ними, поддерживают открытое выраже-

ние чувств и мыслей, распознают барьеры в отношениях, умеют их предупреждать и преодолевать, поддерживают друг друга, проявляя взаимный интерес и сотрудничество.

Анализ исследований показал, что различные аспекты проблемы становления межличностных отношений отражены в ряде фундаментальных теоретических трудов. Работы Б.Г. Ананьева [3], А.А. Бодалева [5], В.Н. Мясищева [11] посвящены вопросам социальной перцепции. В трудах указанных авторов межличностные отношения трактуются как понимание других людей - их качеств, настроения и способности интерпретировать и разрешать конфликтные ситуации; рассматриваются закономерности формирования отношений, подчеркивается необходимость управления этим процессом.

В исследованиях таких ученых, как Я.Л. Коломинский [6], М.И. Лисина [8] рассматривается структура и возрастные изменения детского коллектива, подтверждается тот факт, что взаимоотношения между учащимися объективно опосредованы социально-психологическими эталонами, стандартами, стереотипами, которые усвоены ими в процессе коллективной деятельности и воспитания.

Вопросы психологии труда учителя, широко представленные в работах Ш.А. Амоношвили [2], Г.В. Анохиной [4], В.А. Кан-Калика [7], А.В. Мудрика [10], Н.Н. Михайловой, С.М. Юсфина [9], акцентируют внимание на идеях гуманистического характера педагогических взаимоотношений. Отмечается роль взаимоотношений педагога с учащимися в овладении знаниями и умениями, процессе развития межличностных отношений учащихся с окружающими.

Анализ современной педагогической литературы свидетельствует об актуальности исследований зависимости развития межличностных отношений учащихся от применения разнообразных форм и методов педагогического сопровождения в учебно-воспитательном процессе. В трудах ученых, занимающихся проблемами педагогического сопровождения, значительное внимание уделено его влиянию на процесс овладения учащимися конструктивной комму-

никацией, приобретение навыков сотрудничества и взаимодействия (Т.В. Анохина [4], Н.Н. Михайлова [9]).

Не смотря на широкое представление вопросов развития взаимоотношений в психолого-педагогической литературе, очевидна недостаточная разработанность проблемы становления межличностных отношений учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования.

Изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме, а также проведенное нами исследование свидетельствует о том, что у значительной части обучающихся в системе СПО-НПО наблюдаются некомфорные тенденции в межличностных отношениях и склонность к дизъюнктивным (конфликтным) проявлениям. По результатам проведенного исследования у 50% учащихся, принявших участие в эксперименте, проявляются склонность к соперничеству, трудности в установлении межличностных контактов, эгоистичность. 45% учащихся идеальным типом межличностных отношений считают независимо-соперничающий, еще 45% - прямолинейно-агрессивный, 10% учащихся в качестве идеального типа межличностных отношений выделяют зависимо-послушный, 10% - сотрудничающий-конвенциональный.

Актуальность проблемы становления межличностных отношений учащихся СПО определяется, прежде всего, острой необходимостью поиска педагогических условий, способствующих формированию полноценных (зрелых) межличностных отношений учащихся среднего профессионального образования. На наш взгляд, значительный потенциал в создании таких условий заключается в реализации интерактивного обучения, позволяющего обеспечивать широкое взаимодействие учащихся с преподавателями и друг с другом, доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Интеракция (в педагогике) - способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся, все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, решают проблемы совместно, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое

собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем [12]. В настоящий момент к пониманию сущности интерактивного обучения существует несколько подходов. В частности под интерактивным обучением понимается:

- обучение, построенное на взаимодействии учащихся с учебным окружением;

- обучение, основанное на психологии взаимоотношений и взаимодействий;

- обучение, как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности.

При интерактивном обучении педагог осуществляет педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса и процесса взаимодействия учащихся, их общения, выполняя функции помощника, консультанта. Центральное место в его деятельности занимает группа учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.

Осуществление интерактивного обучения предполагает применение специальных методов обучения, которые условно можно разделить на две группы: имитационные и неимитационные интерактивные методы. К первой группе относятся игровые (игровое проектирование, стажировка, разыгрывание ролей, деловая игра, игровое занятие на машинных моделях, др.) и неигровые методы обучения (действия по инструкции, групповой тренинг, ситуационные (кейс-технологии, анализ конкретных ситуаций, решение ситуативных и производственных задач) и т.п.).

К неимитационным интерактивным методам можно отнести активные и интерактивные лекции, семинары, метод мозговой атаки, защиту презентаций, тематические дискуссии (круглый стол, пресс-конференция, научно-практическая конференция).

С целью развития межличностных отношений учащихся посредствам интерактивного обучения нами был разработан курс интерактивных занятий по математике для учащихся СПО, предполагающий применение указанных методов. Разработанный нами курс включает интерактивные занятия по таким те-

мам как, «Векторы на плоскости и в пространстве», «Решение уравнений и неравенств», «многогранники и круглые тела», «Начала математического анализа». В структуре каждого интерактивного занятия по математике выделяются следующие этапы:

1. Подготовительный этап, предполагающий деятельность педагога по определению темы, выбору формы занятия, подготовке раздаточного материала.

2. Организация начала занятия. Данный этап предполагает совместную деятельность педагога и учащихся в определении темы и целей, уточнении правил работы, понятийного аппарата.

3. Основная часть занятия, предполагает совместную деятельность в сформированных группах по выяснению основных позиций изучаемого материала, переосмысление основного содержания.

4. Рефлексия. Данный этап включает оценку отношения к содержательному аспекту и концентрацию на чувственном аспекте.

Кратко представим некоторые особенности разработанного курса. На этапе организации начала занятия для выяснения темы урока считаем целесообразным разгадывание ребуса или шарады, с помощью которого зашифрована тема, что способствует привлечению внимания учащихся к изучаемому предмету (теме), активизирует познавательную деятельность, способствует формированию благоприятного психологического климата на занятии.

Применение метода «Мозговой штурм» на данном этапе урока обеспечивает генерацию всех идей и используется нами для решения задачи повторения и обобщения знаний, полученных в школе, например, по темам «Векторы», «Решение уравнений». Указанный метод позволяет в течение короткого периода времени выявить подготовленность учащихся к изучению темы, сделать выводы из получившихся результатов, связать изученную ранее тему с новым материалом.

При изучении новой темы на основном этапе занятия проводим интерактивные мини-лекции, сопровождающиеся демонстрацией презентаций, по окончании которых совместно со студентами подводим итоги, озвучивая извлеченные выводы. Каждое занятие, посвященное изучению новой темы, включает в себя работу обучающихся в микрогруппах с опорными конспектами, заранее разработанными педагогом. Опорные конспекты содержат задания по заполнению таблиц, созданию кластеров, схем, позволяющих обобщить теоретические знания, а также ряд задач на их применение. При возникновении определенных сложностей учащиеся имеют возможность сначала обратиться за помощью к участникам других групп, после чего происходит совместное с педагогом обсуждение решения возникшей проблемы. Использование таких конспектов позволяет не только формировать математические и общие знания и умения, развивать самостоятельность, умение работать с книгой, но и формировать партнерские взаимоотношения между учащимися.

На занятиях, посвященных закреплению изученного материала, используем технику групповой работы, в частности в четверках - «междусобойчик». Например, при закреплении темы «Решение уравнений» учащиеся получают задание составить математическую карту темы. В течение 20 мин обучающиеся работают самостоятельно, после чего, имея собственный вариант выполненного задания, выбирают себе партнера и совместно находят общее решение поставленной задачи. По истечению контрольного времени (10 минут) пары меняются. Новые партнеры ищут возможные обновления проблемы, после чего члены группы (четверки) собираются вместе и вырабатывают общее решение. Таким образом, каждый учащийся имеет возможность развивать такие составляющие коммуникативной компетенции, как умения слушать, доказывать собственную точку зрения.

На занятиях разработанного нами курса интерактивных занятий мы используем и такие методы, как проведение «конференций», «пресс-конференций», «защиту разработанных проектов», «разработку и защиту пре-

зентаций». Создание презентаций нами используется при работе над темами «Числа», «Решение показательных уравнений», «Решение логарифмических уравнений», др. Проектную деятельность организуем при работе над объемными телами, создавая модели зданий, различных сооружений из бумаги с оформлением «паспорта проекта», предполагающего вычисление площадей поверхностей, объемов.

Важным этапом каждого занятия с точки зрения становления межличностных отношений является рефлексия, позволяющая каждому учащемуся определить его личный уровень продвижения, сделать совместную деятельность более продуктивной. Приведем примеры методов обратной связи, используемых нами на интерактивных занятиях. Один из методов - «Образ лица», его суть в том, что учащимся предлагается в пустом круге нарисовать свое настроение или эмоциональное состояние. Еще один метод - метод «незаконченных предложений». Учащиеся заканчивают предложения вида: «Сегодня на занятии я узнал...», «Сегодня на занятии я понял...», «Самым сложным для меня было...». Помимо указанных методов мы используем графические: «Эллипс», «Снежинка», а также всевозможные анкеты.

Следует отметить, что рефлексию целесообразно проводить не только в конце всего занятия, но и после отдельных его этапов. Например, после групповой работы, осуществляя обратную связь, мы предлагаем учащимся подобрать пять-семь определений, которыми они могли бы охарактеризовать свою работу в группе.

Таким образом, осуществление интерактивного подхода в обучении является одним из условий, способствующих становлению межличностных отношений, позволяя создавать развивающее образовательное пространство, направленное на формирование опыта общения, преодоление конфликтных ситуаций, а также способствуя реализации педагогического сопровождения межличностных отношений учащихся. Этот факт подтверждается результатами проведенного исследования по средствам таких эмпирических методов, как

«Диагностика поликоммуникативной эмпатии» (И.М. Юсупов), «Диагностика ценностно-ориентационного единства», «Профиль чувств в отношениях», «Интерперсональная диагностика межличностных отношений Т. Лири» (адаптированная Л.Н. Собчик), «Мотивация аффилиации», «Субъективная оценка межличностных отношений» (С.В. Духновский), социометрия. По нашему мнению, применение указанных методик в совокупности позволяет достоверно оценить уровень сформированности межличностных отношений (низкий, средний, высокий) по каждому из критериев: поведенческому, эмоционально-ценностному, мотивационно-потребностному, рефлексивному.

В ходе экспериментальной работы нами было установлено, что изменилось количество учащихся со средним и высоким уровнем развития межличностных отношений в среднем на 12.056% и 15.732% соответственно, уменьшилось количество учащихся с низким уровнем межличностных отношений на 13%. Достоверность и результативность экспериментальной работы подтверждается с помощью вычисления статистических критериев «хи-квадрата» К. Пирсона, коэффициентов Стьюдента, Фишера.

Библиографический список

1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие [Текст] / сост. Т.Г. Мухина. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. - 97 с.

2. Амонашвили, Ш.В. педагогика сотрудничества: гуманизация педагогического процесса [Текст]/ Ш.А. Амонашвили // Перспективы: вопросы образования.- 1990.-№4.- 157 с.

3. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды.: В 2 т. [Текст] / Б.Г. Ананьев.-М., 1980.Т. 1. - 230с.

4. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования / Т.В. Анохина // Клас. руководитель. - 2000. - № 3. - С. 63-81.

5. Бодалев, А.А. Психология общения: монографическое издание [Текст] / А. А. Бодалев.- Москва - Воронеж: Изд-во Модэк, 2002.

6. Кан-Калик В. А. Грамматика общения [Текст]/ В. А. Кан-Калик.- М., 1995

7. Коломенский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) [Текст] / Я. Л. Коломенский.- Минск, 2001.

8. Лисина, М.Л. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.Л. Лисина.-Питер, Серия: Мастера психологии, 2009.- 320с.

9. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки. Учебно-методическое пособие [Текст] / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. - М.: МИРОС, 2001. -207 с.

10. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания [Текст] / А. В. Мудрик.- М: Педагогическое общество России., 2001.- 320 с.

11. Мясищев, В.Н. Психология межличностных отношений [Текст] / В.Н. Мясищев.-МПСУ, Серия: Психологи России, 2011.- 400с.

12. Ступина, С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: Учебно-методическое пособие [Текст] / С.Б. Ступина. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - 52 с.

Bibliography

1. Active and interactive educational technologies (a form of) high school: tutorial [Text] / compl. T.G. Muchina. -Nizhny Novgorod: UNIVERSITY, 2013. -97w.

2. Amonashvili, Sh.V. pedagogy of cooperation: humanization of the pedagogical process [Text] / Sh. Amonashvili//Prospects: educational issues.-1990.-No 4.-157w.

3. Ananiev, B.G. Favorite psychological writings: in 2 T. [Text] / B.G. Ananiev.-M., 1980 Tom 1. -230 w.

4. Anohina T.V. Pedagogical support as a reality of modern education[Text] / T.V. Anohina//Klas. head. -2000. - № 3.w. 63-81.

5. Bodalev, A.A. Psychology: monographic Edition [Text] / A.A. Bodalev.-Moscow-Voronezh: IZD-vo Modèk, 2002.

6. Kan-Kalik V.A. The Grammar of communication [Text] / V.A. Kan-Kalik.-M., 1995.

7. Kolomensky, Ja. L. Psychology relationships in small groups (General and age peculiarities) [Text] / Ja. L. Kolomensky.-Minsk, 2001.

8. Lisina, M.L. Forming a child's personality in communication [Text] / M.L. Lisina.-Peter, series: Masters of psychology, 2009.-320w.

9. Mikhailova, N.N. Jusfin, S.M. Pedagogy support. Scholastic-methodical allowance [Text] / N.N. Mikhailova, S.M. Jusfin. -M.: MIROS, 2001. -207 w.

10. Mudrik, A.V. Interaction in the process of education [Text] / A.V. Mudrik.-Moscow: pedagogical society of Russia, 2001.-320 w.

11. Myasishchev, V.N. Psychology of interpersonal relationships [Text] / V.N. Myasishchev.- MPSU, series: Psychologists Russia, 2011.-400w.

12. Stupina, S.B. Interactive Learning Technology in higher education: training manual [Text] / S.B. Stupina. — Saratov: "Nauka" Publishing House, 2009. -52w.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.