Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТА'

ПОТЕНЦИАЛ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ДУХОВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фаттахова Г.Р., Арсланов А.Н., Биктагирова А.Р.

Статья посвящена актуальной проблеме современности - необходимости повышения уровня образованности студентов в гуманитарном пространстве физической культуры и их готовности к постижению ее широкого ценностного содержания. Вступление системы российского образования в новый этап своего развития, связанный с изменением ценностных ориентаций, переменой менталитета общества и личности каждого студента явно обнаружило противоречие между заложенными в содержание образования гуманистическими ценностями и недостаточным использованием их потенциала в учебно-воспитательном процессе вуза физической культуры, поскольку физическая культура является составной частью всестороннего развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фаттахова Г.Р., Арсланов А.Н., Биктагирова А.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF PHYSICAL CULTURE AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF THE STUDENT'S VALUE ORIENTATIONS

The article is devoted to the actual problem of modernity - the need to increase the level of education of students in the humanitarian space of physical culture and their readiness to comprehend its broad value content. The introduction of the system of Russian education in a new stage of its development, connected with the change in value orientations, the change in the mentality of society and the personality of each student, clearly revealed a contradiction between the humanistic values laid down in the content of education and the insufficient use of their potential in the educational process of the physical education university, is an integral part of the all-round development of the individual.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТА»

УДК 159.9

Гульнара Рафгатовна Фаттахова, Айнур Нургалиевич Арсланов, Алсу Рашитовна

Биктагирова

12 3

' , Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы,

Уфа, Россия

7fattakhovagr@mail.ru

2bakr@bk.ru

3biktagirova-alsu@mail. ru

Автор, ответственный за переписку: Гульнара Рафгатовна Фаттахова,

fattakhovagr@mail. ru

ПОТЕНЦИАЛ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТА

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме современности - необходимости повышения уровня образованности студентов в гуманитарном пространстве физической культуры и их готовности к постижению ее широкого ценностного содержания.

Вступление системы российского образования в новый этап своего развития, связанный с изменением ценностных ориентаций, переменой менталитета общества и личности каждого студента явно обнаружило противоречие между заложенными в содержание образования гуманистическими ценностями и недостаточным использованием их потенциала в учебно-воспитательном процессе вуза физической культуры, поскольку физическая культура является составной частью всестороннего развития личности.

Ключевые слова: физическая культура, ценностные ориентации духовной направленности, моральная ответственность личности

Gulnara R. Fattakhova, Ainur N. Arslanov Alsu R. Biktagirova

12 3

' , Bashkir State Pedagogical University. M. Akmulla, Ufa, Russia

7fattakhovagr@mail .ru

2bakr@bk.ru

3biktagirova-alsu@mail. ru

Corresponding author: Gulnara R. Fattakhova, fattakhovagr@mail.ru

THE POTENTIAL OF PHYSICAL CULTURE AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF THE STUDENT'S VALUE ORIENTATIONS

Abstract. The article is devoted to the actual problem of modernity - the need to increase the level of education of students in the humanitarian space of physical culture and their readiness to comprehend its broad value content.

The introduction of the system of Russian education in a new stage of its development, connected with the change in value orientations, the change in the mentality of society and the personality of each student, clearly revealed a contradiction between the humanistic values laid down in the content of education and the insufficient use of their potential in the educational process of the physical education university, is an integral part of the all-round development of the individual.

Key words: physical culture, value spiritual orientations, moral responsibility of the individual

Студенчество представляет собой особую социальную группу. В этот период жизни

происходит изменение статуса, прежнего стереотипа поведения, мышления. Студенческий возраст, по утверждению Б.Г.Ананьева, является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека.

Опираясь на свои ценностные представления, свое восприятие окружающих реальностей, ценностные ориентиры, студент строит свои жизненные планы, определяет уровень своих притязаний.

Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. [1] Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в нашей стране, требуют от системы высшего профессионального образования подготовки специалистов, отличающихся как высоким уровнем общей культуры, так и развитостью системы ценностных ориентаций духовной направленности.

В современных реалиях проблема духовности для России является одной из самых актуальных. Социально-экономические преобразования, произошедшие в стране, привели к резкому падению нравственных устоев и смене духовных ориентаций, особенно в среде молодежи. Проводимая в системе образования работа по идейно-нравственному воспитанию личности не давала большого эффекта, поскольку исключала главную составляющую воспитательного процесса - духовность. С другой стороны, воспитание студенчества оказалось на втором плане после обучения, как необязательный компонент данной работы. Все это, в конечном счете, привело к определенному пренебрежению самой личностью студента, его насущными жизненными проблемами, а в итоге - к заметной деформации в развитии его личностных качеств.

Изучив Закон Российской Федерации «Об образовании» мы пришли к пониманию того, что он провозглашает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей. Это еще раз подтверждает, что воспитание было и остается важнейшей функцией образования.

Поскольку физическая культура является составной частью всестороннего развития личности, актуализируется научная задача теоретического и практического обоснования содержательно-технологического обеспечения процесса формирования ценностных ориентаций посредством физического воспитания.

Сегодня нет ни одной сферы человеческой деятельности, которая не была бы связана с физической культурой, т.к. она является общепризнанной материальной и духовной ценностью общества в целом и каждого человека в отдельности.

В соответствии с ФЗ РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», физическая культура - это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с ее влиянием на духовную сферу человека, как одного из действенных средств интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания.

Н.Ю. Мазов отмечает, что физическая культура «усиливает духовное «Я» личности, помогает познать самого себя... помогает обществу взращивать духовную обеспокоенность социальными и этическими проблемами, желает физически и духовно остепенить субъект» [2].

Вместе с тем анализ теоретических источников и изучение современной практики подготовки специалистов в сфере физической культуры, демонстрируют отсутствие целостного, основанного на современных подходах представления о формировании ценностных ориентаций духовной направленности у студентов в процессе обучения в вузе.

В качестве опытно-экспериментальной базы исследования выступили студенты второго курса естественно-географического факультета и студенты физико-математического

факультета Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.

Гипотеза нашего исследования заключается в том что, эффективное формирование ценностных ориентаций духовной направленности студентов педагогических вузов средствами физической культуры может быть обеспечено путем формирования представления о физической культуре как о способе включения личности в систему общественных отношений;

Достижение поставленной цели может быть обеспечено путем разработки программы педагогической и методической подготовки студентов с целью формирования их ценностных ориентаций.

Ценностные ориентации представляют собой важнейший компонент структуры личности и наряду с другими социально-психологическими образованиями являются регуляторами поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности [3].

С целью проведения эксперимента студенты были разделены на экспериментальную и контрольную группы. Общее количество студентов составляло 60 человек.

Экспериментальная группа:

- студенты естественно-географического факультета - 30 человек.

Контрольная группа:

- студенты физико-математического факультета - 30 человек.

В соответствии с планом исследования представим результаты исследования и проведем анализ полученных данных.

Работа в контрольной группе велась традиционно, в экспериментальной - в образовательный процесс внедрялась авторская психолого-педагогическая программа «Жизнь - будь в ней», направленная на формирование моральной ответственности личности за состояние собственного здоровья и образа жизни, способствующая формированию ценностных ориентаций студентов духовной направленности. Для этого был применен комплекс средств: обязательная сдача нормативов «Горжусь тобой, Отечество», участие в мероприятиях, проводимых спортивным клубом БГПУ им. М. Акмуллы «Арслан», занятия физической культурой по индивидуальному плану, организация и проведение мероприятий по присвоению ценностных ориентаций духовной направленности и здорового образа жизни в базовых общеобразовательных учреждениях, бимодальное обучение, элективные курсы, модульная система, индивидуальные консультации, индивидуальные и коллективные проекты. Была разработана имитационная игра «Создай свой маршрут».

В соответствии с планом исследования представим результаты исследования и проведем анализ полученных данных.

На первом этапе эксперимента по методике «Ценностные ориентации» М.Рокича была выявлена система ценностных ориентаций студентов. Цель данной методики -изучение ценностных ориентации личности, посредством выбора терминальных и инструментальных ценностей. Была определена содержательная сторона направленности личности как основа ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к самому себе, регулирующих поведение человека. Методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Анализируя иерархию ценностей испытуемых, мы условно их сгруппировали в содержательные блоки по различным основаниям. Все предложенные 18 терминальных ценностей (ценности - цели) мы сгруппировали следующим образом:

1. Ценности личной жизни (здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, наличие

хороших и верных друзей, развлечения).

2. Ценности профессиональной самореализации (познание, интересная работа, общественное признание, активная деятельная жизнь, творчество, материально обеспеченная жизнь, продуктивная жизнь).

3. «Абстрактные» ценности» (красота природы и искусства, свобода, жизненная мудрость, счастье других).

Второй перечень - 18 инструментальных ценностей (ценности - средства) также были сгруппированы:

1. Этические ценности (воспитанность, образованность, честность, жизнерадостность, аккуратность);

2. Индивидуалистические ценности (твердая воля, непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы, смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов).

3. Ценности самоутверждения (независимость, самоконтроль, рационализм, эффективность в делах).

4. Конформистские ценности (терпимость, широта взглядов, чуткость, исполнительность) (Таблица 1).

Ценности - это не только предметы, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей, но также идеи и побуждения в качестве нормы и идеала. Ценность - это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением. Ценности - это предпочтение (или отвержение) определенных смыслов, построенного на их основе способов поведения.

Таблица 1

Результаты исследования ценностных ориентации студентов_

№ Ценности Экспериментальная группа Контрольная группа

Те рминальные ценности

1 Ценности личной жизни 25% (1) 22% (1)

2 Ценности профессиональной самореализации 16% (3) 14% (5)

3 Абстрактные ценности 7% (6) 7% (6)

Инструментальные ценности

1 Этические ценности 19% (2) 20% (2)

2 Индивидуалистические ценности 14% (4) 15% (4)

3 Ценности самоутверждения 14% (5) 18% (3)

4 Конформистские ценности 5% (7) 4% (7)

В нашем исследовании выявлены разделяемые личностью социальные ценности, которые выступают в качестве целей жизни и основных средств их достижения. В силу этого приобретают функцию важнейших регуляторов социального поведения студентов.

Из таблицы видно, что для обеих групп более значимыми ценностями являются ценности личной жизни (здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей, развлечения).

Этические ценности (воспитанность, образованность, честность, жизнерадостность, аккуратность) занимают второе по значимости место в иерархии ценностей обеих групп.

Ценности профессиональной самореализации (познание, интересная работа, общественное признание, активная деятельная жизнь, творчество, материально обеспеченная жизнь, продуктивная жизнь) занимают 3 место в контрольной группе и 5 место в экспериментальной.

Индивидуалистические ценности (твердая воля, непримиримость к недостаткам в себе

и других, высокие запросы, смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов) занимают 4 место в иерархии ценностей обеих групп.

Конформистские ценности (терпимость, широта взглядов, чуткость, исполнительность) занимают позиции наименьшей значимости.

В данном исследовании при построении образовательного процесса нами был сделан акцент на становление моральной ответственности обучающихся за состояние собственного здоровья и образа жизни, способствующий формированию ценностных ориентаций студентов духовной направленности средствами физической культуры. В данном аспекте нас интересовал личностный результат, который должен быть достигнут студентом по окончании освоения образовательной программы.

Личностные результаты включают:

- готовность и способность студентов к саморазвитию и личностному самоопределению;

- сформированность системы значимых ценностных ориентаций, социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Мы считаем, что системно-деятельностный подход в сочетании с компетентностным позволит эффективно организовать образовательный процесс, направленный на формирование ценностных ориентаций студентов духовной направленности средствами физической культуры, что будет способствовать не только повышению результативности образовательного процесса, но и сохранению психического, психологического, социального и физического здоровья личности студента.

Организация образовательного процесса на основе названных подходов также будет способствовать личностному и профессиональному самоопределению, что позволит сформировать общекультурные и личностные ценностные ориентации у студентов в соответствии с его интересами.

Так как в контрольной группе соответствующая работа не проводилась, следовательно, существенных изменений в личности студентов не произошло.

В экспериментальной же группе установлены положительные изменения в ценностных ориентациях и типах ценностей.

Сравним результаты по методике Рокича в экспериментальной группе в начале и в конце эксперимента. Результаты представлены в таблице 2.

Если в начале эксперимента на первом месте были ценности личной жизни, то в конце эксперимента студенты отдают предпочтение этическим ценностям. На втором месте ценности профессиональной самореализации и ценности самоутверждения. Еще более снизился процент конформистских ценностей, хотя он и на начало эксперимента занимал последнее место в иерархии ценностных ориентаций студентов.

Таблица 2

Результаты исследования ценностных экспериментальной группы ориентаций

студентов

№ Ценности Экспериментальная группа (начало эксперимента) Эксперимента льная группа (конец эксперимента)

Терминальные ценности

1 Ценности личной жизни 25% (1) 16% (4)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Ценности профессиональной самореализации 16% (3) 20% (2)

3 Абстрактные ценности 7% (6) 4% (5)

Инструментальные ценности

1 Этические ценности 19% (2) 21% (1)

2 Индивидуалистические ценности 14% (4) 17% (3)

3 Ценности самоутверждения 14% (5) 20% (2)

4 Конформистские ценности 5% (7) 2% (6)

Проведенное нами исследование показало, что формирование ценностных ориентаций у студентов вуза в процессе образовательной деятельности будет осуществляться более успешно при реализации разработанной психолого-педагогической программы с использованием средств физической культуры.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания / Б.Г.Ананьев. - М.: Наука, 2001. - 231 с.

2. Мазов, Н.Ю. Спорт как социально-ценностная система / Н.Ю. Мазов, Лукьянов А.В. // Философия и общество. - 2008. - № 2. - С. 168-184.

3. Трещев, А.М., Романовская И.А. Формирование ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности у будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта // Известия ВГПУ. Педагогические науки. 2015. - № 3 . - С. 64-70.

REFERENCES

1. Anan'ev, B.G. Psixologiya chuvstvennogo poznaniya / B.G.Anan'ev. - M.: Nauka, 2001.

- 231 s.

2. Mazov, N.Yu. Sport kak social'no-cennostnaya sistema / N.Yu. Mazov, Luk'yanov A.V. // Filosofiya i obshhestvo. - 2008. - № 2. - S. 168-184.

3. Treshhev, A.M., Romanovskaya I.A. Formirovanie cennostny'x orientacij grazhdansko-patrioticheskoj napravlennosti u budushhix specialistov v sfere fizicheskoj kul'tury' i sporta // Izvestiya VGPU. Pedagogicheskie nauki. 2015. - № 3 . - S. 64-70.

Информация об авторах

Г.Р. Фаттахова — кандидат психологических наук, доцент;

А.Н. Арсланов — магистр психологии, преподаватель;

А.Р. Биктагирова - кандидат психологических наук, доцент.

Information about the authors

G.R. Fattakhova - candidate of psychological sciences, associate professor;

A.N. Arslanov - Master of Psychology, lecturer;

A.R. Biktagirova - candidate of psychological sciences, associate professor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.