Научная статья на тему 'Потенциал физического воспитания как инструмента формирования метапредметных компетенций и целостно развитой личности'

Потенциал физического воспитания как инструмента формирования метапредметных компетенций и целостно развитой личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентность / компетенции / куррикулум / личностные результаты / метапредметные результаты / мягкие навыки / навыки XXI века / обучение действием / общее образование / физическая культура / физическое воспитание / competency / competencies / curriculum / personal outcomes / meta-subject competencies / soft skills / 21st century skills / learning by doing / basic education / physical culture / physical education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сельский Андрей Константинович

Физическое воспитание и соответствующий ему предмет физической культуры в образовательных программах традиционно воспринимается как инструмент освоения навыков, непосредственно связанных со спортом и отдельными его видами. Между тем в рамках компетентностного подхода к образованию физическое воспитание может пониматься в значительно более широком контексте, способствуя развитию «мягких» навыков и даже когнитивных способностей. В статье рассматриваются предпосылки и несколько страновых примеров интеграции компетентностного подхода в учебные программы физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сельский Андрей Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Potential of physical education as a tool for the formation of meta-subject competencies and holistic personality development

Physical education and the corresponding subject in educational programs are traditionally considered as the tools for mastering skills directly related to sport and its certain disciplines. Meanwhile, within the competency-based education approach, physical education can be understood in a much wider context, as a source of development of soft skills and even cognitive abilities. This article considers the preconditions and several country cases of integration of the competency-based approach into the physical education curricula.

Текст научной работы на тему «Потенциал физического воспитания как инструмента формирования метапредметных компетенций и целостно развитой личности»

СПОРТ И ОБЩЕСТВО

Физическое воспитание и студенческий спорт. 2024. Т. 3, вып. 3. С. 227-231 Physical Education and University Sport, 2024, vol. 3, iss. 3, pp. 227-231

https://sport-journal.sgu.ru https://doi.org/l0.18500/2782-4594-2024-3-3-227-231, EDN: GBTOCX

Научная статья УДК 37.016.017:796

Потенциал физического воспитания как инструмента формирования метапредметных компетенций и целостно развитой личности

А. К. Сельский

компания «Иннопрактика», Россия, 119192, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корпус 1 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия, 109028, г. Москва, Покровский бульвар, д. 11

Сельский Андрей Константинович, руководитель направления «Инновационные спортивные технологии», профессор, aselskiy@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-3014-5257

Аннотация. Физическое воспитание и соответствующий ему предмет физической культуры в образовательных программах традиционно воспринимается как инструмент освоения навыков, непосредственно связанных со спортом и отдельными его видами. Между тем в рамках компетентностного подхода к образованию физическое воспитание может пониматься в значительно более широком контексте, способствуя развитию «мягких» навыков и даже когнитивных способностей. В статье рассматриваются предпосылки и несколько страновых примеров интеграции компетентностного подхода в учебные программы физического воспитания.

Ключевые слова: компетентность, компетенции, куррикулум, личностные результаты, метапредметные результаты, мягкие навыки, навыки XXI века, обучение действием, общее образование, физическая культура, физическое воспитание

Для цитирования: Сельский А. К. Потенциал физического воспитания как инструмента формирования метапредметных компетенций и целостно развитой личности // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2024. Т. 3, вып. 3. С. 227-231. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2024-3-3-227-231, EDN: GBTOCX Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

Potential of physical education as a tool for the formation of meta-subject competencies and holistic personality development

A. K. Selskiy

1lnnopraktika company, building 1,27 Lomonosovsky prospect, Moscow 119192, Russia

National Research University "Higher School of Economics", 11 Pokrovsky Boulevard, Moscow 109028, Russia

Andrey K. Selskiy, aselskiy@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-3014-5257

Abstract. Physical education and the corresponding subject in educational programs are traditionally considered as the tools for mastering skills directly related to sport and its certain disciplines. Meanwhile, within the competency-based education approach, physical education can be understood in a much wider context, as a source of development of soft skills and even cognitive abilities. This article considers the preconditions and several country cases of integration of the competency-based approach into the physical education curricula.

© Сельский А. К., 2024

Keywords: competency, competencies, curriculum, personal outcomes, meta-subject competencies, soft skills, 21st century skills, learning by doing, basic education, physical culture, physical education

For citation: Selskiy A. K. Potential of physical education as a tool for the formation of meta-subject competencies and holistic personality development. Physical Education and University Sport, 2024, vol. 3, iss. 3, pp. 227-231 (in Russian). https://doi.org/l0.18500/2782-4594-2024-3-3-227-231, EDN: GBTOCX

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

Стремительное развитие науки и технологий в XXI веке на глазах преобразует все стороны жизни людей, трансформируя общество в целом. Человеку становится необходимо учиться на протяжении всей жизни и адаптироваться к непрерывным, быстрым и неожиданным изменениям. От выпускников школ и вузов общественность ожидает подготовленности к жизни, работе и самореализации в новых условиях.

С учетом глобальных трендов социального и технологического развития меняется и содержание образования. В учебных планах (куррикулумах) передовых стран происходит смещение акцентов в образовании от получения предметных знаний к развитию когнитивных и некогнитивных универсальных ключевых компетенций (часто используется аналогичное понятие «навыки XXI века», в российском общем образовании введены понятия метапредметных и личностных результатов обучения, а также универсальных учебных действий [1]).

Согласно одному из определений, сформулированных еще в 1990-х гг., компетенции -это базовые качества и способности людей, которые обозначают варианты поведения или мышления, распространяемые на различные ситуации и длящиеся довольно значительный период времени [2]. Различные исследования предлагают разные рамки универсальных компетенций. К таковым часто относят решение проблем, критическое мышление, креативность, коммуникацию, кооперацию, социально-эмоциональный интеллект и другие.

Целью внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс является обеспечение целостного развития личности для оптимальной подготовки к реалиям быстроменяющегося мира XXI века. Целостность личности в данной парадигме базируется на нескольких составляющих: когнитивной (развитие мышления), аффективной (развитие качеств личности), социальной (развитие

навыков взаимодействия с другими) и физической (развитие понимания и управления своим телом, грамотности в области здоровья).

Результаты и их обсуждение

Одной из ключевых дисциплин, способных обеспечить комплексное развитие всех перечисленных составляющих, согласно ряду исследований, является физическое воспитание (физическая культура). Еще Аристотель высказывался о том, что физическое образование должно помогать ученикам выработать привычки к занятиям, помогающим им развить здоровое и гибкое тело и ум. Дж. Дьюи в прорабатывавшейся им концепции «инструментальной педагогики» предполагал, что только когда телесная активность понимается как часть процесса создания смысла, обучающиеся могут достичь глубины понимания: мышление и действие связаны друг с другом взаимным и непрерывным диалогом [3]. Уроки физической культуры хорошо иллюстрируют такой подход, поскольку:

1) обучение в ходе занятий физической культурой практически ориентировано;

2) индивидуальный опыт является неотъемлемой составляющей учебного процесса;

3) на учебный процесс влияет более широкий культурный контекст;

4) на динамику учебного процесса имеют четкое влияние хорошо выстроенные взаимоотношения.

Изыскания Дьюи глубоко проникли в многочисленные теоретические работы в сфере образования и педагогики, в том числе в сфере физического развития. В частности, Э. Рейд указывает на то, что специалисты по физическому образованию обычно выбирают один из трех концептуальных подходов в рамках сугубо академического взгляда на образование:

1) признать «необразовательный» и «маргинальный» статус физического образования на основании того, что оно не способно генерировать теоретическое знание;

2) объяснить, как привычный учебный план по физической культуре может повлиять на дальнейшее обучение по «академически ценным» дисциплинам;

3) отринуть академический подход к образованию, взамен пересмотрев его основы так, чтобы практические навыки наравне с теоретической базой составляли образовательные результаты.

Согласно Рейду, знание не только и не столько означает логику или теорию; оно принимает практические, а не только теоретические формы [4].

Применение методов развития ключевых компетенций (например, командных активностей), а также внедрение принципов инклю-зивности и развития телесности позволяют трансформировать подход к преподаванию физической культуры, содействуя целостному развитию личности. Логика приведенных выше концептуальных подходов на сегодняшний день в ряде стран уже отражена в учебных планах по физическому воспитанию. Приведем несколько примеров.

В Финляндии школьный куррикулум, вступивший в силу в 2016 г., базируется на сквозных компетенциях, интегрированных в программы по всем предметам. Сквозные компетенции включены как в каждый школьный предмет, так и в междисциплинарные образовательные модули. Они включают знания, навыки, ценности, установки и мотивацию и означают способность применять знания и навыки в определенных ситуациях. В частности, дисциплина «Физическая культура» имеет следующие ключевые параметры оценки и обратной связи:

- успеваемость в области поиска соответствующих решений в ситуации выполнения упражнений;

- успеваемость в области практики и освоения основных двигательных навыков;

- успеваемость в области соблюдения правил безопасной деятельности при выполнении согласованных задач;

- успеваемость в области умения работать самостоятельно и вместе с другими [5].

В Республике Корея физическая культура выступила драйвером развития ключевых компетенций в системе общего образования в целом. С 2017 г. в стране внедрен новый учебный план в школах. Дополнительно к традиционным урокам по предметам он включает:

- креативно-экспериментальные занятия, направленные на развитие ключевых уни-

версальных компетенций (доля в общей учебной нагрузке 10-15%);

- занятия по выбору (составляют существенную - до 40% - долю учебной нагрузки в старших классах);

- клубные / кружковые занятия, образовательные услуги для местного населения и занятия, связанные с карьерой / профориентацией.

Ключевым элементом креативно-экспериментальных занятий на этапе пилотирования нового учебного плана выступили активности школьных спортивных клубов. Цель этих активностей - обеспечение сбалансированного развития ума и тела, а также развитие социально-эмоциональных навыков. Креативно-экспериментальными занятиями можно заменять до 34 часов уроков физической культуры в семестр, а также переносить на активности школьных спортивных клубов до 20% объема занятий по другим предметам. При этом школы должны обеспечивать разнообразие активностей в соответствии с предпочтениями и склонностями учеников (не менее двух типов активностей на школу, по выбору) [6].

В Сингапуре для развития ключевых компетенций в рамках предмета физической культуры используется «нелинейная педагогика» - подход к обучению, подразумевающий наличие развивающей среды, снимающей ограничения, а разноплановость дизайна учебных модулей с разнообразием игр с модифицированными правилами, свободу выбора, фокус на исследование и решение проблем. Рост мотивации и удовлетворенности учеников в результате применения «нелинейной педагогики» способствует развитию таких компетенций, как гражданская грамотность, глобальная осведомленность, межкультурное взаимодействие, коммуникация, работа в команде, работа с информацией, автономная работа, решение проблем [7].

Важность этих тенденций осознана и в нашей стране. В частности, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденный в 2021 г., вводит понятие универсальных учебных действий (УУД), то есть обобщенных учебных действий, позволяющих решать широкий круг задач в различных предметных областях и являющихся результатами освоения обучающимися программы основного общего образования.

Программа формирования УУД в соответствии со ФГОС ООО должна, в частности, обеспечивать: развитие способности

к саморазвитию и самосовершенствованию; формирование внутренней позиции личности, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками и так далее. ФГОС ООО устанавливает также требования как к предметным, так и метапредметным и личностным результатам освоения обучающимися образовательных программ. Таким образом, можно констатировать существенное внимание, уделяемое на сегодняшний день компетентностному подходу в отечественном общем образовании.

Перечисленные требования более подробно детализированы в примерных рабочих программах (ПРП) основного общего образования применительно к каждой конкретной учебной дисциплине. Рассматривая действующую ПРП по физической культуре [8], нельзя не отметить ее однобокую нацеленность на освоение техники спортивных упражнений, достижение спортивных результатов и продвижение здорового образа жизни. Универсальные учебные действия, метапредметные и личностные результаты по физической культуре недостаточно раскрывают потенциал данной дисциплины с точки зрения формирования ряда ключевых навыков, напрямую связанных с командной физической активностью, например, навыков коммуникации. Таким образом, фактически, программа социализации и воспитания на сегодняшний день не связывает физическую культуру с развитием метапредметных и личностных результатов, упуская не только социальную, аффективную и когнитивную составляющие данной дисциплины, но и часть физической плоскости развития обучающихся, в том числе различий в физическом развитии разных учеников (за исключением тех, у кого имеются ограниченные возможности здоровья).

Заключение

Итак, в России в соответствии с имеющимися глобальными трендами создана необходимая нормативная и методическая база для успешного развития компетенций (универсальных учебных действий, метапредметных и личностных результатов). Вместе с тем, потенциал развития компетенций в рамках дисциплины физической культуры раскрыт пока не в полной мере.

Очевидна потребность в современных исследованиях, устанавливающих доказатель-

ную взаимосвязь между физическим воспитанием, когнитивным, аффективным и социальным развитием. Несмотря на реализованные в стране исследования, связанные с формированием рамки ключевых компетенций и их интеграцией в учебный план, вопрос развития ключевых компетенций в рамках уроков физической культуры и спортивной подготовки на сегодняшний день не охвачен подобными исследованиями.

Отдельным направлением исследований, очевидно, могут быть установки и навыки ключевых вовлеченных в преподавание физической культуры и спортивную подготовку сторон (преподавателей физкультуры, директоров школ, методистов, тренеров, родителей), а также уровень их соответствия потребностям во внедрении компетентностно-го подхода в образовании для обеспечения целостного развития личности.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/401333920/ (дата обращения: 26.05.2024).

2. Спенсер Л. М., Спенсер С. М. Компетенции на работе / пер. с англ. М. : HIPPO, 2005. 384 с.

3. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М. : Лабиринт, 1999. 186 с.

4. Reid A. Physical Education, Cognition, and Agency // Educational Philosophy and Theory. 2013. Vol. 45, iss. 9. P. 921-933. https://doi.org/10.1080/00131857.2013.785357

5. National Core Curriculum for Basic Education. Finnish National Board of Education. Helsinki : National Board of Education, 2016. 21 p.

6. Добрякова М. С., Фрумин И. Д. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности. М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2020. 469 с.

7. Bailey R. P., Armour K., Kirk D., Jess M., Pickup I., Sandford R. The educational benefits claimed for physical education and school sport: An academic review // Research Papers in Education. 2009. Vol. 24, iss. 1. P. 1-27.

8. Примерная рабочая программа основного общего образования «Физическая культура», одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021. URL: https://fgosreestr.ru/oop/primernaia-rabochaia- programma- osnovnogo- obshchego- obrazovaniia-fizicheskaia-kultura (дата обращения: 26.05.2024).

References

1. Federal state educational standard of basic general education, approved by the order of the Ministry of Education

of Russia, No. 287 dated May 31, 2021. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (accessed May 26, 2024) (in Russian).

2. Spencer L. M., Spencer S. M. Competence at Work. Moscow, HIPPO, 2005. 384 p. (in Russian).

3. Dewey J. Psychology and pedagogy of thinking. Moscow, Labirint, 1999. 186 p. (in Russian).

4. Reid A. Physical Education, Cognition, and Agency. Educational Philosophy and Theory, 2013, vol. 45, iss. 9, pp. 921-933. https://doi.org/10.1080/00131857.2013.785357

5. National Core Curriculum for Basic Education. Finnish National Board of Education. Helsinki, National Board of Education, 2016. 21 p.

6. DobryakovaM. S., Fruminl. D. Universal'nye kompetent-nosti i novaja gramotnost': ot lozungov k real'nosti [Key

Competences and New Literacy: From Slogans to School Reality]. Moscow, Higher School of Economics Publ., 2020. 469 p. (in Russian).

7. Bailey R. P., Armour K., Kirk D., Jess M., Pickup I., Sandford R. The educational benefits claimed for physical education and school sport: An academic review. Research Papers in Education, 2009, vol. 24, iss. 1, pp. 1-27.

8. Approximate work program for basic general education "Physical Education", approved by the decision of the Federal Educational and Methodological Association for General Education, protocol 3/21 of September 27, 2021. Available at: https://fgosreestr.ru/oop/primernaia-rabochaia- programma- osnovnogo- obshchego- obrazovaniia-fizicheskaia-kultura (accessed May 26, 2024) (in Russian).

Поступила в редакцию 11.06.2024; одобрена после рецензирования 23.06.2024; принята к публикации 15.08.2024; опубликована 30.09.2024 The article was submitted 11.06.2024; approved after reviewing23.06.2024; accepted for publication 15.08.2024; published 30.09.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.