Научная статья на тему 'Формирование универсальных компетенций на занятиях по физическому воспитанию у студентов образовательных организаций высшего образования'

Формирование универсальных компетенций на занятиях по физическому воспитанию у студентов образовательных организаций высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / физическое воспитание / универсальные компетенции / students / physical education / universal competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прошляков Владимир Дмитриевич, Пономарева Галина Владимировна, Котова Галина Владимировна, Левина Елена Александровна

Статья посвящена анализу организации учебного процесса по физическому воспитанию студентов в вузах, которая обязана обеспечить формирование у студентов необходимых универсальных компетенций в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Существующая организация физического воспитания не позволяет сформировать у студентов те универсальные компетенции, которые должны мотивировать их на регулярное выполнение физических упражнений для поддержания должного уровня физической подготовленности и ведение здорового образа жизни. Проведенные авторами олимпиады по оценке знаний основ оздоровительной физической культуры и онлайн-опрос студентов о занятиях самоподготовкой по физической культуре показали, что остаточный уровень необходимых знаний у студентов низкий, а физической самоподготовкой большая часть из них не занимается. Чтобы улучшить сложившуюся в вузах ситуацию, Научно-методическому совету по разработке и реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту Министерства науки и высшего образования Российской Федерации необходимо рассмотреть вопрос о совершенствовании учебного процесса по физическому воспитанию студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прошляков Владимир Дмитриевич, Пономарева Галина Владимировна, Котова Галина Владимировна, Левина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of universal competencies in physical education classes for students of educational institutions of higher education

The article is devoted to the analysis of organization of the educational process for physical education of students in universities, which is obliged to ensure the formation of students with the necessary universal competencies in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education. According to many authors, the existing organization of physical education does not allow students to form those universal competencies that should motivate them to regularly perform physical exercises to maintain a proper level of physical fitness and maintain a healthy lifestyle. The Olympiads conducted by the authors to assess students’ knowledge of the basics of health-improving physical culture and an online survey of students about self-training classes in physical culture showed that the residual level of necessary knowledge among students is low, and most of them are not engaged in physical self-training. In order to improve the current situation in universities, the Scientific and Methodological Council for the Development and Disciplines (Modules) on Physical Culture and Sports of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation needs to consider improving the educational process for physical education of students.

Текст научной работы на тему «Формирование универсальных компетенций на занятиях по физическому воспитанию у студентов образовательных организаций высшего образования»

Физическое воспитание и студенческий спорт. 2024. Т. 3, вып. 1. С. 79-83 Physical Education and University Sport, 2024, vol. 3, iss. 1, pp. 79-83

https://sport-journal.sgu.ru https://doi.org/l0.18500/2782-4594-2024-3-1-79-83, EDN: BHBRKE

Научная статья УДК 378:796

Формирование универсальных компетенций на занятиях по физическому воспитанию у студентов образовательных организаций высшего образования

В. Д. Прошляков, Г. В. Пономарева^, Г. В. Котова, Е. А. Левина

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова, Россия, 390026, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9

Прошляков Владимир Дмитриевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры физического воспитания, лечебной физкультуры и спортивной медицины, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7170-6575

Пономарева Галина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания, лечебной физкультуры и спортивной медицины, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0690-9136

Котова Галина Владимировна, старший преподаватель кафедры физического воспитания, лечебной физкультуры и спортивной медицины, [email protected], https://orcid.org/0009-0009-1162-3418 Левина Елена Александровна, старший преподаватель кафедры физического воспитания, лечебной физкультуры и спортивной медицины, [email protected], https://orcid.org/0009-0000-6054-0234

Аннотация. Статья посвящена анализу организации учебного процесса по физическому воспитанию студентов в вузах, которая обязана обеспечить формирование у студентов необходимых универсальных компетенций в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Существующая организация физического воспитания не позволяет сформировать у студентов те универсальные компетенции, которые должны мотивировать их на регулярное выполнение физических упражнений для поддержания должного уровня физической подготовленности и ведение здорового образа жизни. Проведенные авторами олимпиады по оценке знаний основ оздоровительной физической культуры и онлайн-опрос студентов о занятиях самоподготовкой по физической культуре показали, что остаточный уровень необходимых знаний у студентов низкий, а физической самоподготовкой большая часть из них не занимается. Чтобы улучшить сложившуюся в вузах ситуацию, Научно-методическому совету по разработке и реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту Министерства науки и высшего образования Российской Федерации необходимо рассмотреть вопрос о совершенствовании учебного процесса по физическому воспитанию студентов. Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, универсальные компетенции

Для цитирования: Прошляков В. Д., Пономарева Г. В., Котова Г. В., Левина Е. А. Формирование универсальных компетенций на занятиях по физическому воспитанию у студентов образовательных организаций высшего образования // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2024. Т. 3, вып. 1. С. 79-83. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2024-3-1-79-83, EDN: BHBRKE

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

Formation of universal competencies in physical education classes for students of educational institutions of higher education

V. D. Proshlyakov, G. V. PonomarevaH, G. V. Kotova, E. A. Levina

© Прошляков В. Д., Пономарева Г В., Котова Г В., Левина Е. А., 2024

Ryazan State Medical University named after Academician I. P. Pavlov, 9 Vysokovoitnaya St., Ryazan 390026, Russia

Vladimir D. Proshlyakov, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7170-6575 Galina V. Ponomareva, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0690-9136 Galina V. Kotova, [email protected], https://orcid.org/0009-0009-1162-3418 Elena A. Levina, [email protected], https://orcid.org/0009-0000-6054-0234

Abstract. The article is devoted to the analysis of organization of the educational process for physical education of students in universities, which is obliged to ensure the formation of students with the necessary universal competencies in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education. According to many authors, the existing organization of physical education does not allow students to form those universal competencies that should motivate them to regularly perform physical exercises to maintain a proper level of physical fitness and maintain a healthy lifestyle. The Olympiads conducted by the authors to assess students' knowledge of the basics of health-improving physical culture and an online survey of students about self-training classes in physical culture showed that the residual level of necessary knowledge among students is low, and most of them are not engaged in physical self-training. In order to improve the current situation in universities, the Scientific and Methodological Council for the Development and Disciplines (Modules) on Physical Culture and Sports ofthe Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation needs to consider improving the educational process for physical education of students.

Keywords: students, physical education, universal competencies

For citation: Proshlyakov V. D., Ponomareva G. V., Kotova G. V., Levina E. A. Formation of universal competencies in physical education classes for students of educational institutions of higher education. Physical Education and University Sport, 2024, vol. 3, iss. 1, pp. 79-83 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2782-4594-2024-3-1-79-83, EDN: BHBRKE

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC0-BY 4.0)

Введение

В федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) по любой специальности указывается на необходимость формирования у студентов универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций (УК, ОПК, ПК). При освоении дисциплины «Физическая культура и спорт», которая в ФГОС ВО «3++» разделена на 2 дисциплины - «Физическая культура и спорт» и «Элективные дисциплины по физической культуре», у студентов лечебного факультета медицинского вуза должны быть сформированы универсальные компетенции: способность определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни (УК-6); способность поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (УК-7). Формулировки УК, ОПК И ПК утверждены Приказом Минобрнауки России от 12.08.2020 № 988 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 31.05.01 "Лечебное дело"».

Вопрос о формировании у студентов на занятиях по физическому воспитанию универсальных компетенций волнует многих педагогов в разных вузах страны [1-9]. Студентам

лечебного и педиатрического факультетов медицинских вузов универсальные компетенции необходимы не только для сохранения собственного здоровья, но и для использования приобретенных знаний и навыков в будущей профессиональной деятельности.

Как считают многие авторы [4, 6, 7, 9], сами по себе компетенции не формируются, необходимо организовывать специальный процесс обучения. Компетенция определяется не просто как сумма полученных знаний, умений и навыков, но и как опыт их использования в жизни для успешной деятельности. Важнейшим моментом при формировании компетенций является личное отношение студента к физической культуре, к освоению двигательных навыков, приобретению физкультурного опыта, стремление к регулярному выполнению физических нагрузок во внеучебное время.

Цель исследования - обратить внимание педагогического сообщества в области физического воспитания студенческой молодежи на необходимость повышения уровня теоретической подготовки учащихся по основам оздоровительной физической культуры с целью повышения у них мотивации к физическому самосовершенствованию.

Материалы и методы

В РязГМУ были проведены 2 олимпиады по оценке теоретических знаний по основам

оздоровительной физической культуры у студентов первого курса лечебного факультета (декабрь 2021 и 2022 гг.) и 2 олимпиады для оценки остаточных знаний у студентов третьего курса лечебного факультета (май 2022 и 2023 гг.), а также проведен онлайн-опрос студентов третьего курса лечебного факультета -занимаются ли они самостоятельно физической подготовкой в объеме часов, выделяемых по учебному плану на «Элективные дисциплины по физической культуре»?

Результаты и их обсуждение

Дисциплина «Физическая культура и спорт» в объеме не менее 72 академических часов реализовалась в первом семестре в форме лекций, методико-практических занятий, а также в начале и в конце семестра у студентов принимались нормативы для оценки уровня их физической подготовленности. Чтобы оценить уровень приобретенных студентами знаний в начале обучения по физической культуре, в декабре 2021 г. и в декабре 2022 г. студенты первого курса лечебного факультета приглашались на Олимпиаду, которая проводилась во внеучебное время и участие студентов было добровольное. Предлагалось дать ответы на 25 вопросов, которые должны были освещаться или на лекциях, или на методико-практических занятиях, время на ответ на каждый вопрос ограничивалось.

В декабре 2021 г. из почти 500 студентов первого курса лечебного факультета приняли участие в олимпиаде всего лишь 155 человек, которые надеялись на то, что они какие-то знания приобрели. Точность ответов составила 62%. В декабре 2022 г. в олимпиаде участвовало 390 первокурсников, точность ответов составила 45%.

Оценку остаточных знаний у студентов третьих курсов по основам оздоровительной физической культуры мы также попытались получить после проведенных олимпиад в мае 2022 г. и в мае 2023 г. На первую олимпиаду пришел 181 человек из 513 третьекурсников, точность ответов на 25 вопросов составила 61%, а в мае 2023 г. участвовало всего лишь 170 человек, точность их ответов составила 53%.

ФГОС ВО «3++» разрешает из 328 часов, отведенных на «Элективные дисциплины по физической культуре», в учебное расписание вносить половину этих часов, а другую половину планировать в виде самоподготовки студентов во внеучебное время. В РязГМУ

учебный отдел в 2022/23 учебном году планировал и в 2023/24 учебном году также планирует в учебном расписании только одно учебное занятие в неделю на 1-3-х курсах.

Мы решили провести онлайн-опрос студентов третьего курса лечебного факультета в середине шестого семестра (март 2023 г.) -занимаются ли они самоподготовкой по физической культуре? Из 513 студентов ответили только 122 человека (88 девушек и 34 юноши). Из этих студентов 87 человек занимались в основной медицинской группе, 10 человек -в подготовительной и 25 человек - в специальной медицинской группах. Из участвовавших в онлайн-опросе только 60,9% третьекурсников занимались или в спортивных секциях, или самостоятельно выполняли физические нагрузки. 39,1% студентов откровенно признались, что никакой самоподготовкой они не занимаются. Если учесть, что 391 студент вообще не захотел отвечать на вопрос, то можно предположить, что эти студенты также не занимаются физической самоподготовкой. Получается, что только 74 студента из 513 выполняют учебный план по данной дисциплине, что составляет всего лишь 14,4%.

Проведенный нами анализ формирования у студентов универсальных компетенций показывает, что организация физического воспитания в вузах не обеспечивает в полной мере решение тех задач, которые прописаны в ряде правительственных документов. Так, в «Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации» [10] указано, что здоровье человека - это процесс, которым необходимо управлять. Один из пяти федеральных проектов, включенных в Национальный проект «Демография», так и называется: «Укрепление общественного здоровья». В этих документах прописана важная задача, стоящая перед образовательными организациями страны: научить человека самодиагностике, самооценке, самокоррекции (психофизической и физической), самоконтролю и саморазвитию индивидуальных резервных возможностей организма, а также сформировать ценностные и жизненные приоритеты здоровья, рационального поведения и самореализации личности.

Здоровье значительной части студентов в большинстве вузов страны за годы учебы ухудшается, на что указывают многие авторы [1, 5, 11]. Заметный след в этом процессе оставила пандемия COVID-19. Выделение в учебных планах значительной части часов «Элективных дисциплин по физической культуре» на самоподготовку, которой многие

студенты не занимаются, также уменьшило реальную физическую нагрузку молодых людей, а планирование теоретической подготовки в виде лекций и методико-практических занятий только в первом семестре не обеспечивает приобретение студентами необходимых знаний для формирования прописанных в ФГОС ВО «3++» универсальных компетенций.

Выводы

Сложившуюся ситуацию, на наш взгляд, можно изменить в лучшую сторону при следующих условиях:

1) обеспечить теоретическую подготовку студентов по основам оздоровительной физической культуры и ввести на третьих курсах в рамках «Элективных дисциплин по физической культуре» во всех вузах страны теоретический курс (модуль) в объеме 72 часов. На необходимость получения студентами хороших теоретических знаний указывают многие авторы [2, 6,12,13];

2) повысить требования к студентам и обязать каждого ежегодно увеличивать уровень физической подготовленности по результатам сдачи контрольных нормативов, как это требуют на других кафедрах при освоении любой дисциплины на государственную оценку (3, 4, 5 баллов);

3) преподавателям кафедр физической культуры следует заострить внимание на теоретической подготовке студентов по основам оздоровительной физической культуры, на что также указывают многие авторы [14, 15];

4) научно-методическому совету по разработке и реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту Министерства науки и высшего образования Российской Федерации необходимо рассмотреть вопрос о сложившихся в вузах страны неудовлетворительных условиях формирования универсальных компетенций при освоении дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Элективные дисциплины по физической культуре».

Список литературы

1. Абдулов М. Р., Шамхалова К. Н. Актуальные проблемы формирования физической культуры студентов в системе высшего образования // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 8-10.

2. Вольский В. В., Коваленко В. Н., Батурин В. Н. Рассмотрение модели физического воспитания студентов

на основе накопления ими знаний по здоровому образу жизни // Ученые записки университета имени П. Ф. Ле-сгафта. 2019. № 2 (168). С. 84-87.

3. Горшков А. Г. Физическое воспитание в процессе адаптации студентов первого курса высшего учебного заведения : монография. М. : Русайнс, 2020. 98 с.

4. Лапонова Е. Д., Адарченкова А. В., Пазова А. А., Абаева А. А. О формировании здоровьесберегающих компетенций у студентов медицинских вузов // Здоровье населения и среда обитания - ЗНиСО. 2018. Май № 5 (302). С. 22-26. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2018-302-5-22-26

5. Мазикина А. В., Дубяга В. И., Акулина М. В., Прошля-ков В. Д., Куликова Н. А. Физическое состояние студентов-медиков и его влияние на уровень физической подготовленности // Человек. Спорт. Медицина. 2022. Т. 22, № 3. С. 23-29. https://doi.org/10.14529/hsm220303

6. Прошляков В. Д., Пономарева Г. В., Толстова Т. И. Совершенствование преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт» // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2022. Т. 1, вып 1. С. 73-79. https:// doi.org/10.18500/2782- 4594- 2022-1-1- 73- 79

7. Толстова Т. И., Шумова А. Л., Прошляков В. Д. Расширение задач физического воспитания в контексте формирования физической грамотности и модели спортивного образования // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 3. С. 300-302. https://doi.org/10.24411/2073-3305-2021-3-300-302

8. Челнокова Е. А., Лукина Е. В., Терехина А. Е. Формирование здоровьесберегающих компетенций студентов высшей школы в области физической культуры // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 57-2. С. 232-235.

9. Шутова Т. Н., Антонова И. Н., Копылова Н. Е., Бочка-рева С. И. Деятельностный и компетентностный подходы в совершенствовании физического воспитания студентов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта.

2017. № 11 (153). С. 300-303.

10. Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации: приложение к Приказу № 113 от 21 марта 2003 г. Министерства здравоохранения РФ // Законодательная база Российской Федерации. URL: http://zakonbase.ru/content/base57720 (дата обращения: 20.12.2015).

11. Прошляков В. Д., Пономарева Г. В., Котова Г. В., Левина Е. А. О здоровье и двигательной активности студентов образовательных организаций высшего образования // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2023. Т. 2, вып. 2. С. 188-193. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2023-2-2-188-193

12. Прошляков В. Д., Лапкин М. М. Основы оздоровительной физической культуры: справочник. Рязань: РязГМУ,

2018. 86 с.

13. Бальсевич В. К. Стратегия реализации здоровьеформи-рующих технологий физического воспитания в образовательных учреждениях // Физическая культура и здоровье студентов вузов: материалы 6-й Всероссийской научно-практической конференции (29 января 2010 г.). СПб. : СПбГПУ, 2010. С. 27-28.

14. Болотин А. Э., Караван А. В. Показатели, определяющие эффективность деятельности преподавательского состава кафедр физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2015. № 9. С. 36-38.

15. Прошляков В. Д., Пономарева Г. В., Толстова Т. И. О профессиональных качествах преподавателя физической культуры // Образование. Наука. Научные кадры.

2018. № 4. С. 285-287.

References

1. Abdulov M. R., Shamhalova K. N. Current problems of the formation of physical culture of students in the system of higher education. World of Science, Culture, Education,

2019, no. 2 (75), pp. 8-10 (in Russian).

2. Vol'skijV. V., Kovalenko V. N., Baturin V. N. Consideration of model of physical education of students on the basis of accumulation by them of knowledge on healthy lifestyle. Uchjonye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P. F. Lesgaft], 2019, no. 2 (168), pp. 84-87 (in Russian).

3. Gorshkov A. G. Fizicheskoe vospitanie v protsesse adaptatsii studentov pervogo kursa vysshego uchebnogo zavedenija: monografija [Physical education in the process of adaptation of first-year students of a higher educational institution: Monograph]. Moscow, Rusajns, 2020 98 p. (in Russian).

4. Laponova E. D., Adarchenkova A. V., Pazova A. A., Abaeva A. A. On the formation of health-saving competencies of medical students. Public Health and Life Environment - PH&LE, 2018, May, no. 5 (302), pp. 22-26 (in Russian). https://doi.org/10.35627/2219-5238/2018-302-5-22-26

5. Mazikina A. V., Dubjaga V. I., Akulina M. V., Proshl-jakov V. D., Kulikova N. A. Physical status of medical students and its influence on the level of physical fitness. Human. Sport. Medicine, 2022, vol. 22, no. 3 , pp. 23-29 (in Russian) https://doi.org/10.14529/hsm220303

6. Proshljakov V. D., Ponomareva G. V., Tolstova T. I. Improving the teaching of the discipline "Physical culture and sport". Physical Education and Student Sports, 2022, vol. 1, iss. 1, pp. 73-79 (in Russian) https://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-1-73-79

7. Tolstova T. I., Shumova A. L., Proshljakov V. D. Expansion of the problems of physical education in the context of

formation of physical literacy and the model of sports education. Education. The Science. Scientific Personnel, 2021, no. 3 , pp. 300-302 (in Russian). https://doi.org/10.24411/ 2073- 3305- 2021- 3- 300- 302

8. Chelnokova E. A., Lukina E. V., Terjohina A. E. Formation of health-preserving competencies of high school students in the field of physical culture. Problems of Modern Pedagogical Education, 2018, no. 57-2, pp. 232-235 (in Russian).

9. Shutova T. N., Antonova I. N., Kopylova N. E., Bochka-rjova S. I. Activity-based and competence-based approaches to improving the physical education of students. Uchjonye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta [Scientific notes of the P. F. Lesgaft], 2017, no. 11 (153), pp. 300-303 (in Russian).

10. The concept of protecting the health of healthy people in the Russian Federation: appendix to Order No. 113 of March 21, 2003 of the Ministry of Health of the Russian Federation. Zakonodatel'naja baza Rossijskoj Federacii (Legislative framework of the Russian Federation) (in Russian) Available at: http://zakonbase.ru/content/base57720 (accessed December 20, 2015).

11. Proshljakov V. D., Ponomareva G. V., Kotova G. V., Le-vina E. A. On the health and physical activity of students of educational organizations of higher education. Physical Education and Student Sports, 2023, vol. 2, iss. 2, pp. 188-193 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2782-4594-2023-2-2-188-193

12. Proshljakov V. D., Lapkin M. M. Osnovy ozdorovitel'noj fizicheskoj kultury: spravochnik [Fundamentals of health-improving physical culture: A reference book]. Ryazan, RyazSMU Publ., 2018. 86 p. (in Russian).

13. Bal'sevich V. K. Strategy for the implementation of health-forming technologies of physical education in educational institutions. In: Fizicheskaja kul'tura i zdorov'e studentov vuzov: mater. 6 Vseros. nauch.-prakt. konf. (29 janvarja 2010 g.) [Physical culture and health of university students: Materials of the 6th All-Russian scientific and practical conference (January 29, 2010)]. Saint Petersburg, SPbSPU Publ., 2010, pp. 27-28 (in Russian).

14. Bolotin A. Je., Karavan A. V. Indicators that determine the effectiveness of the teaching staff of physical education departments. Theory and Practice of Physical Culture, 2015, no. 9, pp. 36-38 (in Russian).

15. Proshljakov V. D., Ponomareva G. V., Tolstova T. I. On the professional qualities of a physical education teacher. Education. Science. Scientific Personnel, 2018, no. 4, pp. 285-287 (in Russian).

Поступила в редакцию 25.09.2023; одобрена после рецензирования 31.10.2023; принята к публикации 20.11.2023 The article was submitted 25.09.2023; approved after reviewing31.10.2023; accepted for publication 20.11.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.