Научная статья на тему 'Совершенствование преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт»'

Совершенствование преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическое воспитание / студенты медицинского университета / формирование универсальных компетенций / physical education / medical students / formation of general cultural competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прошляков Владимир Дмитриевич, Пономарева Галина Владимировна, Толстова Татьяна Ивановна

Статья посвящена анализу формирования универсальных компетенций у студентов медицинского вуза в условиях разделения дисциплины «Физическая культура и спорт» на две дисциплины – «Физическая культура и спорт» и «Элективные дисциплины по физической культуре». Изучение теоретических разделов учебной программы по физической культуре после такого разделения ограничено рамками осеннего семестра 1-го курса. Предлагается часть часов, отведенных на освоение прикладной физической культуры, выделять на изучение основ оздоровительной физической культуры, считая, что знания, умения и навыки по использованию средств физической культуры являются необходимыми в профессиональной деятельности врача.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прошляков Владимир Дмитриевич, Пономарева Галина Владимировна, Толстова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving teaching of the discipline “Physical culture and sport”

The article is devoted to the analysis of the formation of general cultural competencies among students of a medical university in the context of the division of the discipline “Physical culture and sport” into two disciplines – “Physical culture and sports” and “Elective disciplines on physical culture”. The study of the theoretical sections of the syllabus on physical culture is limited to the framework of the autumn semester of the 1st year after such a division. It is proposed to allocate part of the hours allocated for the development of applied physical culture to the study of the basics of health-related physical culture, considering that knowledge, skills, and abilities to use the means of physical culture are necessary in the professional activity of a doctor.

Текст научной работы на тему «Совершенствование преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт»»

ТЕРРИТОРИЯ СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ

Физическое воспитание и студенческий спорт. 2022. Т. 1, вып. 1. С. 73-79 Physical Education and University Sport, 2022, vol. 1, iss. 1, pp. 73-79

https://sport-journal.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-1-73-79

Научная статья УДК [796:378.4](470+571)

Совершенствование преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт»

В. Д. Прошляков^, Г. В. Пономарева, Т. И. Толстова

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова, Россия, 390026, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9

Прошляков Владимир Дмитриевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры физического воспитания и здоровья, vdproshlyakov41@yandex.ru, https://orcidorg/0000-0002-7170-6575

Пономарева Галина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания и здоровья, g.ponomareva@rzgmu.ru, https://orcidorg/0000-0002-0690-0136 Толстова Татьяна Ивановна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры физического воспитания и здоровья, lfk-doctor@mail.ru, https://orcidorg/0000-0003-2799-5442

Аннотация. Статья посвящена анализу формирования универсальных компетенций у студентов медицинского вуза в условиях разделения дисциплины «Физическая культура и спорт» на две дисциплины - «Физическая культура и спорт» и «Элективные дисциплины по физической культуре». Изучение теоретических разделов учебной программы по физической культуре после такого разделения ограничено рамками осеннего семестра 1-го курса. Предлагается часть часов, отведенных на освоение прикладной физической культуры, выделять на изучение основ оздоровительной физической культуры, считая, что знания, умения и навыки по использованию средств физической культуры являются необходимыми в профессиональной деятельности врача.

Ключевые слова: физическое воспитание, студенты медицинского университета, формирование универсальных компетенций

Для цитирования: Прошляков В. Д., Пономарева Г. В., Толстова Т. И. Совершенствование преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт» // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2022. Т. 1, вып. 1. С. 73-79. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-1-73-79

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

Improving teaching of the discipline "Physical culture and sport"

V. D. ProshlyakovH, G. V. Ponomareva, T. I. Tolstova

Ryazan State Medical University named after Academician I. P. Pavlov, 9 Vysokovoltnaya St., Ryazan 390026, Russia

Vladimir D. Proshlyakov, vdproshlyakov41@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7170-6575 Galina V. Ponomareva, g.ponomareva@rzgmu.ru, https://orcid.org/0000-0002-0690-0136 Tatyana I. Tolstova, lfk-doctor@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2799-5442

Abstract. The article is devoted to the analysis of the formation of general cultural competencies among students of a medical university in the context of the division of the discipline "Physical culture and sport" into two disciplines - "Physical culture and sports" and "Elective disciplines on physical culture". The study of the theoretical sections of the syllabus on physical culture is limited to the framework of the autumn semester of the 1st year after such a division. It is proposed to allocate part of the hours allocated for the development of applied physical culture to the study of the basics of health-

related physical culture, considering that knowledge, skills, and abilities to use the means of physical culture are necessary in the professional activity of a doctor.

Keywords: physical education, medical students, formation of general cultural competencies

For citation: Proshlyakov V. D., Ponomareva G. V., Tolstova T. I. Improving teaching of the discipline "Physical culture and sport". Physical Education and University Sport, 2022, vol. 1, iss. 1, pp. 73-79 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-1-73-79

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC0-BY 4.0)

Введение

Социальное значение физической культуры невозможно переоценить прежде всего потому, что она является частью общей культуры общества. Физическая культура - это сложное многофункциональное явление в жизни людей, призванное укреплять их здоровье. Медицинские вузы выполняют социальный заказ на подготовку специалистов, обладающих теоретическими знаниями и практическими навыками применения физической культуры в лечебно-профилактической деятельности.

Врачи обязаны понимать, какие процессы происходят под воздействием физической нагрузки, а также какую нагрузку следует рекомендовать конкретному человеку, учитывая его возраст, физический статус, наличие хронических заболеваний. Практика же показывает, что профессиональная деятельность врачей в большей степени направлена на лечение, а профилактика различных заболеваний с помощью средств физической культуры проводится ими недостаточно широко.

Уровень подготовки выпускников медицинских вузов оценивается по степени сфор-мированности у них универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций (УК, ОПК и ПК).

«Компетентность - как определяет это понятие заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации Т. В. Семенова, - это владение достаточным уровнем знаний, умений и навыков, в том числе коммуникативных и технических, в какой-то определенной области на определенных этапах образовательного процесса» [1, с. 10].

Проблема формирования компетенций при освоении дисциплины «Физическая культура и спорт» волнует многих педагогов [28]. Считается, что степень сформированно-сти компетенций в первую очередь зависит от объема знаний, получаемых студентами на занятиях, а также от умения преподавателей использовать межпредметные связи при рассмотрении вопросов влияния физических

нагрузок на организм занимающихся. Учебный процесс должен быть направлен, в первую очередь, на обучение студентов коррекции собственного здоровья и удовлетворение их лич-ностно-значимых потребностей. Таким образом, формирование компетенций возможно при условии одновременного решения двух задач - повышения уровня физической подготовленности студентов и приобретения ими конкретных знаний о воздействии регулярных физических нагрузок на функциональное состояние человека [9-11].

Цель исследования: обосновать идею о том, что для успешного формирования у студентов медицинского вуза общекультурных компетенций при освоении дисциплин «Элективные дисциплины по физической культуре» необходимо изучать теоретические разделы курса преимущественно на 3-х курсах. Задачи исследования:

1) доказать, что разделение дисциплины «Физическая культура и спорт» на две дисциплины с указанием срока на изучение теоретического раздела только в осеннем семестре первого курса неприемлемо для медицинских вузов;

2) предложить объединить дисциплины «Физическая культура и спорт» и «Элективные дисциплины по физической культуре» в медицинских вузах в одну дисциплину «Физическая культура и спорт»;

3) предложить считать одной из главных задач дисциплины «Физическая культура и спорт» в медицинских вузах изучение теоретического раздела, позволяющего успешно формировать универсальные компетенции, которые для студентов этих вузов являются и профессиональными.

Материалы и методы исследования

Проведен анализ требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО «3++») по специальности «Лечебное дело» к формированию универсальных компетенций у сту-

дентов при освоении учебной дисциплины «Физическая культура», а также рассмотрены имеющиеся условия для более успешного формирования этих компетенций.

Результаты и их обсуждение

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по специальности «Лечебное дело» указано, что после обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» у каждого студента должны быть сформированы универсальные компетенции: способность определять и реали-зовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни (УК-6); способность поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения социальной и профессиональной деятельности (УК-7).

Кроме универсальных компетенций у студентов лечебного и педиатрического факультетов должны быть сформированы общепрофессиональные и профессиональные компетенции, включающие в себя знания и умения, которые должны быть приобретены на занятиях по физической культуре, а именно: способность и готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни; готовность к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, навыкам самоконтроля основных физиологических показателей, способствующих сохранению и укреплению здоровья, профилактике заболеваний; готовность к просветительской деятельности по устранению факторов риска и формированию навыков здорового образа жизни.

После освоения учебной дисциплины «Физическая культура и спорт» выпускники медицинских факультетов, как указано в учебной программе [12], обязаны: знать социальную роль физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности; уметь разбираться в вопросах физической культуры, применяемой в целях профилактики и лечения больных; владеть доступными методами физического самосовершенствования и самовоспитания, доступными методиками оценки физического состояния человека и методиками коррекции этого со-

стояния с использованием средств физической культуры.

При выполнении задач, определенных учебной программой, можно было бы надеяться на то, что и универсальные компетенции у студентов будут сформированы. Однако реально ни задачи учебной программы, ни универсальные компетенции у студентов медицинских вузов в настоящее время в полной мере не решаются и не формируются, и причин тому много.

Дисциплина «Физическая культура и спорт», которая в течение длительного времени преподавалась в объеме 400 часов, в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования «3++» была разделена на 2 дисциплины - «Физическая культура и спорт» и «Элективные дисциплины по физической культуре».

В Письме Научно-методического совета по физической культуре Министерства образования и науки Российской Федерации (№ 55-02 от 12.01.2016), направленного всем руководителям вузов России, указано, что дисциплина «Физическая культура» в объеме не менее 72 академических часов для очной формы обучения должна быть реализована в форме лекций, методических занятий, а также занятий по приему нормативов для оценки уровня физической подготовленности. Дисциплина «Прикладная физическая культура» в объеме не менее 328 академических часов для очной формы обучения реализуется в форме практических занятий для обеспечения выполнения студентами нормативов по физической подготовленности, в том числе профессионально-прикладного характера.

Выделение «Элективные дисциплины по физической культуры» в отдельную дисциплину связано с одной причиной - крайне низким уровнем физической подготовленности значительного количества студентов во всех вузах России. Чтобы повысить их мотивацию к регулярным занятиям физической культурой и студенческим спортом, вузам предоставлено право организовывать учебные занятия студентов с учетом выбора ими любимых видов спорта. Такое разделение одной дисциплины на две с конкретным распределением задач применимо для всех вузов страны, но неприемлемо для медицинских университетов.

Специфика образовательного процесса будущих врачей требует от дисциплины «Физическая культура и спорт» вооружения студентов большим объемом знаний и умений, ведь физическая культура вместе с гигиеной

являются базовыми во всей профилактической медицине и среди задач, стоящих перед любым врачом, обучение населения грамотному использованию физических нагрузок и ведению здорового образа жизни является одной из главных.

Каждый врач, работая в медицинских учреждениях здравоохранения России, должен в полной мере выполнять свои профессиональные обязанности, руководствуясь положениями Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в котором указано: «Формирование здорового образа жизни у граждан, начиная с детского возраста, обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом» (статья 30, п.3 Федерального закона № З23-Ф3) [13].

Дисциплина «Физическая культура и спорт» в объеме 72 часов в Учебном плане планируется для освоения только в осеннем семестре 1-го курса. В действующей учебной программе, утвержденной в 2012 г., учебные 400 часов распределены на 5 лет обучения. В этой программе было предложено прочитать студентам лекционный курс объемом 40 часов, провести 20 методико-практических занятий, ежегодно в каждом семестре проводить тестирование студентов для оценки уровня их физической подготовленности. Указанные разделы распределялись на все годы занятий, а в настоящий период за 72 часа, да только в первом семестре студенты должны получить и знания, и умения, и навыки, определенные учебной программой, а также у них должны быть сформированы универсальные компетенции (УК-6 и УК-7). На первом курсе студенты понимают, что изучение нормальной анатомии им необходимо для освоения клинических дисциплин, а вот знания по физической культуре, как они думают, совсем не обязательны. Студенты в начале своего обучения в вузе еще не могут представить и понять, что очень многое из того, что они должны усвоить на кафедре физического воспитания, им потребуется в будущей профессиональной деятельности и, как правило, к данной дисциплине относятся без должного уважения.

Исследования, проведенные на кафедре физического воспитания и здоровья РязГМУ А. В. Ивановым, показали, что студенты лечебного факультета начинают понимать значение

регулярных физических нагрузок только после изучения ими теоретических дисциплин (анатомии, гистологии, физиологии, биохимии, гигиены, патологической физиологии) и уже на 4-м курсе значительная часть студентов начинает или заниматься физическими упражнениями самостоятельно, или регулярно посещать бассейны и фитнес-клубы [14].

Надежды на то, что универсальные компетенции в процессе занятий по физическому воспитанию сформируются у студентов-первокурсников, не оправдываются. Выпускники лечебного и педиатрического факультетов не обладают достаточными знаниями и навыками, чтобы давать рекомендации своим пациентам с учетом их физического состояния. Таким образом, компетенции сами по себе не формируются. Должен быть организован специальный курс обучения, завершающийся практикой. Компетенции определяются не просто как сумма полученных знаний, умений и навыков, но и как опыт их использования [7]. Следовательно, для формирования у студентов медицинского вуза универсальных компетенций (УК-6 и УК-7), которые в медицинском образовании следует рассматривать и как профессиональные, необходимо прохождение студентами практики, как это делается для формирования профессиональных компетенций [6].

Изучение спортивной медицины и лечебной физкультуры, которые в настоящее время представлены в учебном плане дисциплиной «Медицинская реабилитация», также не обеспечивает студентов знаниями по оздоровительной физической культуре, которые необходимы всем выпускникам лечебного и педиатрического факультетов.

В настоящее время в нашей стране стала стремительно развиваться такая массовая оздоровительная система, как фитнес, который, как международное явление, решает одну из глобальных задач в современном обществе -содействие оздоровлению населения страны. Фитнес - явление социальное, это массовый формат оздоровительной физической культуры. Базовой основой фитнеса являются добровольные, систематические занятия физическими упражнениями, согласованные с индивидуальным состоянием человека [15].

Если инструкторов по фитнесу необходимо готовить в высших учебных заведениях физкультурного профиля по единому государственному стандарту, а контролировать занятия в фитнес-клубах должны спортивные врачи, то рекомендовать занятия фитнесом должны

практикующие врачи поликлиник и больниц с учетом функционального состояния своих пациентов. Но чтобы врачи знали, кому и какие оздоровительные программы рекомендовать, их надо этому учить еще в медицинском университете. Необходимо создавать мобильную систему подготовки специалистов, которая реально могла бы помогать улучшать состояние здоровья населения России, особенно подрастающего поколения, и способствовать успешному решению Национального проекта «Демография».

Дисциплины «Физическая культура и спорт» и «Элективные дисциплины по физической культуре» следует объединить в одну дисциплину «Физическая культура и спорт» с обязательным освоением в объеме 400 академических часов на 1, 2, 3-х курсах. В учебной программе по физической культуре Министерства здравоохранения РФ и в рабочих программах кафедр по этой дисциплине необходимо выделить теоретический раздел (модуль) «Основы оздоровительной физической культуры», который следует изучать на 3-х курсах всех факультетов в форме теоретических занятий по 2 академических часа в неделю (72 часа в год). Распределение учебных часов на весь период обучения может быть представлено так: по 140 часов практических занятий на 1-м и 2-м курсах; 72 часа теоретических и 48 практических занятий на 3-х курсах.

В новой учебной программе по дисциплине «Физическая культура и спорт» на 1-2-х курсах необходимо планировать тематику лекций и методико-практических занятий, направленных на обучение студентов самооценке своего физического развития и уровня физической подготовленности, самооценке своих физических качеств и овладению методиками их развития, влиянию регулярных физических нагрузок на умственную деятельность и физическую работоспособность.

На третьих курсах в теоретический раздел учебной программы следует включать вопросы, освещающие морфологические и функциональные изменения, возникающие в органах и системах человеческого тела при гипокинезии и при регулярных физических нагрузках, а также студентов необходимо познакомить с наиболее популярными среди населения и доступными видами спорта, особенностями их влияния на организм занимающихся.

Предлагаемая организация учебного процесса, как показали исследования, проведенные ранее на кафедре физического воспитания и здоровья нашего вуза [14], должна реально

обеспечить формирование необходимого уровня универсальных компетенций, которые у студентов медицинского вуза одновременно являются и профессиональными. На наш взгляд, профессионально-прикладная подготовка студентов при освоении дисциплины «Физическая культура и спорт» должна заключаться не только в повышении уровня физических качеств, необходимых врачам в их профессиональной деятельности, но и в получении необходимого объема знаний о важности регулярных физических нагрузок в жизни каждого человека.

Желательно после окончания обучения по данной дисциплине в конце 3-го курса завершить учебный процесс или экзаменом, или дифференцированным зачетом, которые должны обеспечить более серьезное отношение студентов к приобретению знаний, умений и навыков по изучаемому предмету, а преподавателям - дать возможность видеть, что требуемые компетенции сформированы у студентов в необходимом объеме.

Выводы

Разделение Министерством образования и науки Российской Федерации дисциплины «Физическая культура и спорт» в ФГОС ВО «3++» на две дисциплины - «Физическая культура и спорт» и «Элективные дисциплины по физической культуре» - нарушило образовательный процесс в медицинских вузах, когда на теоретический раздел учебной программы выделяется только осенний семестр 1-х курсов. Такое ограничение не может обеспечить будущим врачам получения необходимого объема знаний, умений и навыков по использованию средств физической культуры в их будущей профессиональной деятельности из-за отсутствия у первокурсников базовых знаний по теоретическим основам медицины.

Предлагаемое выделение 72 часов на третьих курсах на изучение модуля «Основы оздоровительной физической культуры» не требует дополнительных часов и позволит студентам получить более глубокие профессиональные знания о роли физической культуры и спорта в сохранении здоровья населения России.

Список литературы

1. Семенова Т. В., Балкизов З. З., Алексеева А. Ю. Обновленный глоссарий терминов в области медицинского образования // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3 (39). С. 8-20.

2. Оплетин А. А. Формирование физкультурно-спортив-ных компетенций саморазвития у студентов на занятиях физической культурой // Теория и практика физической культуры. 2016. № 8. С. 103-104.

3. Пантелеева Н. Г. Профессиональная подготовка студентов в высшей школе на основе компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2020. Т. 67, № 4. С. 324-328.

4. Петровский А. М., Смирнова Ж. В., Ваганова О. И. Формирование профессиональных компетенций студентов вуза в ходе практического обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. Т. 56, № 1. С. 213-216.

5. Прошляков В. Д., Пономарева Г. В., Толстова Т. И. О профессиональных качествах преподавателя физической культуры // Образование. Наука. Научные кадры. 2018. № 4. С. 285-288.

6. Прошляков В. Д., Толстова Т. И. Формирование компетенций у студентов медицинского вуза при изучении дисциплины «Физическая культура и спорт» // Российский медико-биологический вестник имени академика И. П. Павлова. 2017. Т. 25, № 3. С. 501-506.

7. Урясьев О. М., Прошляков В. Д. Как обучить студентов медицинского вуза основам оздоровительной физической культуры // Электронный научный журнал «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие» (Рязань). 2018. Т. 6, № 2 (21). С. 292-304. URL: http:// www.humjoumal.rzgmu.ru/art&id=323 (дата обращения: 12.12.2021).

8. Челнокова Е. А., Лукина Е. В., Терехина А. Е. Формирование здоровьесберегающих компетенций студентов высшей школы в области физической культуры // Проблемы современного педагогического образования. 2018. Т. 57, № 2. С. 232-235.

9. Агранович Н. В., Рубанова Н. А., Кнышова С. А., Анопченко А. С. Трудности в обучении и практической подготовке молодого врача в условиях реформирования российского здравоохранения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т.10, № 2. С. 75-78.

10. Аладова Л. Ю., Шукуров Б. В., Бегматов Б. Х. Роль самостоятельной работы в формировании профессиональных компетенций студентов медицинских вузов // Воспитательный процесс в медицинском вузе : теория и практика: сборник научных трудов по материалам III межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (Иваново, 29-31 января 2020 года). Иваново : Ивановская государственная медицинская академия, 2020. С. 11-13.

11. Доронцев А. В., Зинчук Н. А. Оценка состояния теоретического модуля по предмету «Физическая культура» студентами 5 курса в медицинском вузе // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2020. № 8 (186). С. 100-105.

12. Примерная программа учебной дисциплины «Физическая культура» для медицинских и фармацевтических вузов РФ. М. : ВУНМЦ Минздравсоцразвития России, 2012. 27 с.

13. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». М., 2011. 23 с.

14. Иванов А. В., Прошляков В. Д., Лапкин М. М. Системный подход как методологическая основа учебного процесса по физическому воспитанию в медицинском вузе // Валеология: проблемы и перспективы развития : тезисы докладов Международной научно-практической конференции. Ижевск : Издательство Ижевской государственной медицинской академии, 1998. С. 132-133.

15. Сайкина Е. Г., Смирнова Ю. В. Концептуальные основы фитнеса в теории и практике физической культуры // Российская академия естествознания. Электронный научно-методический журнал «Фитнес: теория и практика». 2019. № 3. С. 16-24. URL: http://rkn.gov.ru/mass-communications/reestr/media/?id=606303&page= (дата обращения: 12.12.2021).

References

1. Semyonova T. V., Balkizov Z. Z., Alekseeva A. Yu. An updated glossary of terms in the field of medical education. Medical Education and Professional Development, 2020, vol. 11, no. 3 (39), pp. 8-20 (in Russian).

2. Opletin A. A. Formation of physical culture and sports competencies of self-development among students in physical culture lessons. Theory and Practice of Physical Culture, 2016, no. 8, pp. 103-104 (in Russian).

3. Panteleeva N. G. Professional training of students in higher education based on the competence-based approach. Problems of Modern Pedagogical Education, 2020, vol. 67, no. 4, pp. 324-328 (in Russian).

4. Petrovsky A. M., Smirnova Zh. V., Vaganova O. I. Formation of professional competencies of university students in the course of practical training. Problems of Modern Pedagogical Education, 2018, vol. 56, no. 1, pp. 213216 (in Russian).

5. Proshlyakov V. D., Ponomareva G. V., Tolstova T. I. On the professional qualities of a teacher of physical culture. Education. Science. Research Personnel, 2018, no. 4, pp. 285288 (in Russian).

6. Proshlyakov V. D., Tolstova T. I. Formation of competencies among students of a medical university in the study of the discipline "Physical culture and sport". Rossijskij mediko-biologicheskij vestnik imeni akademika I. P. Pavlova [I. P. Pavlov Russian Medical Biological Herald], 2017, vol. 25, no. 3, pp. 501-506 (in Russian).

7. Uryasiev O. M., Proshlyakov V. D. How to teach medical students the basics of health-improving physical culture. Electronic Scientific Journal "Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development" (Ryazan), 2018, vol. 6, no. 2 (21), pp. 292-304 (in Russian). Available at: http://www.humjournal.rzgmu.ru/art&id=323 (accessed 12 December 2021).

8. Chelnokova E. A., Lukina E. V., Terekhina A. E. Formation of health-preserving competences of higher school students in the field of physical culture. Problems of Modern Pedagogical Education, 2018, vol. 57, no. 2, pp. 232-235 (in Russian).

9. Agranovich N. V., Rubanova N. A., Knyshova S. A., Anopchenko A. P. Difficulties in education and

practicaltraining of a young doctor in the context of the Russian health care reforming. Medical Education and Professional Development, 2019, vol.10, no. 2, pp. 75-78 (in Russian).

10. Aladova L. Yu., Shukurov B. V., Begmatov B. Kh. The role of independent work in the formation of professional competencies of students of medical universities. Vospitatel'nyj process v medicinskom vuze : teorija ipraktika: sbornik nauchnyh trudov po materialam III mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 75-letiju Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne (Ivanovo, 29-31 janvarja 2020 goda) [Educational process in a medical university : theory and practice : a collection of scientific papers based on the materials of the 3rd international scientific-practical conference, dedicated to the 75th anniversary of Victory in the Great Patriotic War (Ivanovo, January 29-31, 2020)]. Ivanovo, Ivanovo State Medical Academy Publ., 2020, pp. 11-13 (in Russian).

11. Dorontsev A. V., Zinchuk N. A. Assessment of the state of the theoretical module on the subject "Physical culture" by 5th year students at a medical university. Scientific Notes of the University named after P. F. Lesgaft, 2020, no. 8 (186), pp. 100-105 (in Russian).

12. Primernaja programma uchebnoj discipliny "Fizicheskaja kultura" dlja medicinskih i farmacevticheskih vuzov RF [A sample program of the academic discipline

"Physical culture" for medical and pharmaceutical universities of the Russian Federation]. Moscow, ARESMC/All-Russian Educational, Scientific and Methodological Center of Ministry of Health and Social Development of Russia Publ, 2012. 27 p. (in Russian).

13. Federal'nyj zakon ot21 nojabrja 2011 g. № 323-FZ "Ob osnovah ohrany zdorov'ja grazhdan v Rossijskoj Federatsii" [Federal Law of November 21, 2011 No. 323-FZ "On the Basics of Health Protection of Citizens in the Russian Federation"]. Moscow, 2011. 23 p. (in Russian).

14. Ivanov A. V., Proshlyakov V. D., Lapkin M. M. A systematic approach as a methodological basis for the educational process in physical education in a medical university. In: Valeologija : problemy i perspektivy razvitija: tezisy dokladov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Valeology: Problems and development prospects : Abstracts of the international scientific and practical conference]. Izhevsk, Izhevsk State Medical Academy Publ., 1998, pp. 132-133 (in Russian).

15. Saikina E. G., Smirnova Yu. V. Conceptual foundations of fitness in the theory and practice of physical culture. Electronic Scientific and Methodological Journal "Fitness : Theory and Practice", 2019, no. 3, pp. 16-24 (in Russian). Available at: http://rkn.gov.ru/mass-communications/reestr/ media/?id=606303&page= (accessed 12 December 2021).

Поступила в редакцию 21.12.2021; одобрена после рецензирования 28.12.2021; принята к публикации 01.03.2022 The article was submitted 21.12.2021; approved after reviewing28.12.2021; accepted for publication 01.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.