Научная статья на тему 'О физическом воспитании студентов с ограниченными возможностями здоровья'

О физическом воспитании студентов с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическое воспитание / студенты с отклонениями в состоянии здоровья / physical education / students with disabilities in the state of health

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прошляков Владимир Дмитриевич, Пономарева Галина Владимировна, Котова Галина Владимировна, Левина Елена Александровна

Анализ изданных в последние годы учебных пособий по совершенствованию учебного процесса по физическому воспитанию студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) показывает, что все авторы отмечают негативные тенденции в состоянии здоровья студенческой молодежи в большинстве вузов страны, при этом ежегодно увеличивается число поступающих студентов с ОВЗ и инвалидов с детства, у многих из них имеется патология двух и более систем одновременно. Главной задачей, стоящей перед преподавателями кафедр физического воспитания, является формирование у данной категории лиц умения оценивать свое физическое состояние на данный период времени и обучение выбору доступных физических нагрузок, т. е. формирование универсальных компетенций в сфере сохранения и укрепления здоровья. Реальная организация учебных занятий по физическому воспитанию студентов во всех вузах страны по 1-2 занятия в неделю на 1-2-3-х курсах не обеспечивает студентам с ОВЗ необходимой им физической реабилитации за период обучения, а сформировать у них универсальные компетенции по выполнению физических упражнений во внеучебное время (при самоподготовке) не удается из-за ограниченного количества часов в первом семестре на усвоение необходимого объема знаний по влиянию физических нагрузок на здоровье человека. Ссылаясь на Приказ № 245 Минобрнауки РФ, вступивший в силу с 1 сентября 2022 г., авторы предлагают с 1-го курса формировать группы из студентов с ОВЗ и планировать им занятия по физическому воспитанию по 45 мин не менее четырех раз в неделю на всем протяжении обучения, учитывая, что по Госстандарту на физическое воспитание отводится 400 ч. Кроме этого, для формирования универсальных компетенций в сфере сохранения и укрепления здоровья авторы предлагают на 3-х курсах во всех вузах страны ввести теоретический курс (модуль) по основам оздоровительной физической культуры (72 ч) за счет часов «Элективных дисциплин по физической культуре».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прошляков Владимир Дмитриевич, Пономарева Галина Владимировна, Котова Галина Владимировна, Левина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On physical education of students with disabilities

The analysis of the textbooks published in recent years and devoted to the improvement of the physical education of students with disabilities (health limitations) shows that all the authors point out negative trends in the health of students in most universities of the country, while the number of first-year students with disabilities and those disabled since childhood increases annually, many of them having the pathology of two or more systems simultaneously. The main task facing the teachers of the departments of physical education is the development of such students’ ability to assess their physical condition for a given period and training them in choosing available physical activities, i.e. the formation of universal competencies in the field of health preservation and promotion. The actual organization of physical education for students in all the universities of the country that includes 1-2 classes per week in the 1st-2nd-3rd years does not provide students with disabilities with physical rehabilitation they need during the study period. And it is not possible to form their universal competencies connected with performing physical exercises during extracurricular time (with self-training) due to the limited number of hours in the 1st semester that does not allow students to acquire the necessary amount of knowledge on the impact of physical activity on human health. Referring to Order No. 245 of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, which went into effect on September 1, 2022, the authors propose to form groups of students with disabilities starting with the first year and plan physical education classes for them for 45 minutes at least 4 times a week throughout their studies, given that according to the State Standard 400 hours are allotted for physical education. In addition, in order to form universal competencies in the field of health preservation and promotion, the authors propose to introduce a theoretical course (module) during the first 3 years of studies in all universities of the country that will be devoted to the basics of health-improving physical education (72 hours) at the expense of the course “Elective disciplines in physical education”.

Текст научной работы на тему «О физическом воспитании студентов с ограниченными возможностями здоровья»

ТЕРРИТОРИЯ СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ

Физическое воспитание и студенческий спорт. 2024. Т. 3, вып. 2. С. 170-175 Physical Education and University Sport, 2024, vol. 3, iss. 2, pp. 170-175

https://sport-journal.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2782-4594-2024-3-2-170-175, EDN: TUXOEC

Научная статья УДК 616-036.8+613.7

О физическом воспитании студентов с ограниченными возможностями здоровья

В. Д. Прошляков, Г. В. Пономарева^, Г. В. Котова, Е. А. Левина

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова, Россия, 390026, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9

Прошляков Владимир Дмитриевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры физического воспитания, лечебной физкультуры и спортивной медицины, vdproshlyakov41@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7170-6575 Пономарева Галина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания, лечебной физкультуры и спортивной медицины, g.ponomareva@rzgmu.ru, https://orcid.org/0000-0002-0690-9136

Котова Галина Владимировна, старший преподаватель кафедры физического воспитания, лечебной физкультуры и спортивной медицины, galina.kotova.51@mail.ru, https://orcid.org/0009-0009-1162-3418 Левина Елена Александровна, старший преподаватель кафедры физического воспитания, лечебной физкультуры и спортивной медицины, Levlen73@mail.ru, https://orcid.org/0009-0000-6054-0234

Аннотация. Анализ изданных в последние годы учебных пособий по совершенствованию учебного процесса по физическому воспитанию студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) показывает, что все авторы отмечают негативные тенденции в состоянии здоровья студенческой молодежи в большинстве вузов страны, при этом ежегодно увеличивается число поступающих студентов с ОВЗ и инвалидов с детства, у многих из них имеется патология двух и более систем одновременно. Главной задачей, стоящей перед преподавателями кафедр физического воспитания, является формирование у данной категории лиц умения оценивать свое физическое состояние на данный период времени и обучение выбору доступных физических нагрузок, т. е. формирование универсальных компетенций в сфере сохранения и укрепления здоровья. Реальная организация учебных занятий по физическому воспитанию студентов во всех вузах страны по 1-2занятия в неделю на 1-2-3-х курсах не обеспечивает студентам с ОВЗ необходимой им физической реабилитации за период обучения, а сформировать у них универсальные компетенции по выполнению физическихупражнений во внеучебное время (при самоподготовке) неудается из-за ограниченного количества часов в первом семестре на усвоение необходимого объема знаний по влиянию физических нагрузок на здоровье человека.

Ссылаясь на Приказ № 245 Минобрнауки РФ, вступивший в силу с 1 сентября 2022 г., авторы предлагают с 1-го курса формировать группы из студентов с ОВЗ и планировать им занятия по физическому воспитанию по 45 мин не менее четырех раз в неделю на всем протяжении обучения, учитывая, что по Госстандарту на физическое воспитание отводится 400 ч. Кроме этого, для формирования универсальных компетенций в сфере сохранения и укрепления здоровья авторы предлагают на 3-х курсах во всех вузах страны ввести теоретический курс (модуль) по основам оздоровительной физической культуры (72 ч) за счет часов «Элективных дисциплин по физической культуре».

Ключевые слова: физическое воспитание, студенты с отклонениями в состоянии здоровья

Для цитирования: Прошляков В. Д., Пономарева Г. В., Котова Г. В., Левина Е. А. О физическом воспитании студентов с ограниченными возможностями здоровья // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2024. Т. 3, вып. 2. С. 170175. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2024-3-2-170-175, EDN: TUXOEC

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

On physical education of students with disabilities

V. D. Proshlyakov, G. V. Ponomareva0, G. V. Kotova, E. A. Levina

Ryazan State Medical University named after Academician I. P. Pavlov, 9 Vysokovoltnaya St., Ryazan 390026, Russia

Vladimir D. Proshlyakov, vdproshlyakov41@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7170-6575 Galina V. Ponomareva, g.ponomareva@rzgmu.ru, https://orcid.org/0000-0002-0690-9136 Galina V. Kotova, galina.kotova.51@mail.ru, https://orcid.org/0009-0009-1162-3418 Elena A. Levina, Levlen73@mail.ru, https://orcid.org/0009-0000-6054-0234

Abstract. The analysis of the textbooks published in recent years and devoted to the improvement of the physical education of students with disabilities (health limitations) shows that all the authors point out negative trends in the health of students in most universities of the country, while the number of first-year students with disabilities and those disabled since childhood increases annually, many of them having the pathology of two or more systems simultaneously. The main task facing the teachers of the departments of physical education is the development of such students' ability to assess their physical condition for a given period and training them in choosing available physical activities, i.e. the formation of universal competencies in the field of health preservation and promotion. The actual organization of physical education for students in all the universities of the country that includes 1-2 classes per week in the 1st-2nd-3rd years does not provide students with disabilities with physical rehabilitation they need during the study period. And it is not possible to form their universal competencies connected with performing physical exercises during extracurricular time (with self-training) due to the limited number of hours in the 1st semester that does not allow students to acquire the necessary amount of knowledge on the impact of physical activity on human health.

Referring to Order No. 245 of the Ministry of Science and Higher Education ofthe Russian Federation, which went into effect on September 1,2022, the authors propose to form groups of students with disabilities starting with the first year and plan physical education classes for them for 45 minutes at least 4 times a week throughout their studies, given that according to the State Standard 400 hours are allotted for physical education. In addition, in order to form universal competencies in the field of health preservation and promotion, the authors propose to introduce a theoretical course (module) during the first 3 years of studies in all universities ofthe country that will be devoted to the basics of health-improving physical education (72 hours) at the expense ofthe course "Elective disciplines in physical education". Keywords: physical education, students with disabilities in the state of health

For citation: Proshlyakov V. D., Ponomareva G. V., Kotova G. V., Levina E. A. On physical education of students with disabilities. Physical Education and University Sport, 2024, vol. 3, iss. 2, pp. 170-175 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2782-4594-2024-3-2-170-175, EDN: TUXOEC

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC0-BY 4.0)

Введение

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации издало Приказ № 245 от 6 апреля 2021 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования -программам бакалавриата, программам специ-алитета, программам магистратуры», который вступил в силу с 1 сентября 2022 г. В третьем разделе Приложения к этому приказу «Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья» указывается на необходимость создания специальных условий, под которыми понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование обра-

зовательных программ, учебников, учебных пособий, специальных технических средств обучения, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Впервые этот Приказ разрешает обучать студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как совместно с другими обучающимися (как практикуется во всех вузах до настоящего времени), так и в отдельных группах, и ссылается на часть 4 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

На кафедре физического воспитания, лечебной физкультуры и спортивной медицины РязГМУ преподаватели в течение многих лет проводили и продолжают поиск наиболее эффективных подходов к организации учебного процесса со студентами с ограниченными воз-

можностями здоровья. Этой проблеме были посвящены и успешно защищены 3 кандидатские (Л. А. Травинская, 1979; Е. А. Трутнева, 1999; А. Ю. Лутонин, 2009) и одна докторская (В. Д. Прошляков, 1997) диссертации [1], подготовлены и изданы учебные пособия и монографии [2, 3].

Большой вклад в совершенствование учебного процесса по физическому воспитанию студентов с ОВЗ внесли ученые Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта во главе с профессором С. П. Евсеевым по обоснованию и открытию специальности 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» [4].

Во многих вузах страны педагоги продолжают работу по совершенствованию учебного процесса по физическому воспитанию студентов с ОВЗ, о чем говорят многочисленные публикации в сборниках по итогам международных и Всероссийских научных и учебно-методических конференций, издание учебных пособий [5-11].

Цель исследования - анализ методических рекомендаций по организации учебного процесса по физическому воспитанию студентов с ограниченными возможностями здоровья и реальных условий их выполнения в вузах.

Материал и методы

Оценка физического воспитания студентов с отклонениями в состоянии здоровья, занимающихся в специальной медицинской группе, и поиск путей улучшения этого педагогического процесса.

Результаты и их обсуждение

Мы проанализировали доступные нам учебные пособия, опубликованные в последние годы, и решили выделить наиболее значимые вопросы, освещенные в этих работах. Главное, на что указывают все авторы, это негативные тенденции в состоянии здоровья студенческой молодежи в большинстве вузов страны:

1) ежегодно ухудшаются показатели уровня физической подготовленности студентов, поступающих на первый курс;

2) увеличивается число поступающих студентов с ОВЗ и инвалидов с детства;

3) увеличивается количество студентов с ОВЗ, имеющих патологию двух и более систем одновременно;

4) за годы обучения в вузе уровень здоровья значительной части студентов снижается. Целью адаптивного физического воспитания является формирование у данной категории лиц умения оценивать свое физическое состояние на данный период времени и обучение выбору доступных физических нагрузок для успешного приобретения знаний, умений и навыков будущей профессиональной деятельности.

Задачи в адаптивной физической культуре, как указывают все авторы, определяются исходя из конкретных особенностей каждого занимающегося, но, как правило, эти задачи классические: коррекционные, компенсаторные, образовательные, воспитательные и оздоровительно-развивающие. Одной из важнейших задач, стоящих перед студентами с ОВЗ, является формирование у них положительной мотивации к занятиям физическими упражнениями и обучение правильному выполнению этих упражнений, т. е. формирование универсальных компетенций в сфере сохранения и укрепления здоровья.

Во всех учебных пособиях указывается на требования к преподавателям, проводящим учебные занятия со студентами специальной медицинской группы:

1) преподавателю на занятиях необходимо быть очень внимательным и наблюдательным, чтобы по внешним признакам определять самочувствие занимающихся;

2) уверенно ориентироваться в классификации различных отклонений в состоянии здоровья и помнить противопоказания при различных заболеваниях;

3) хорошо знать анатомию, физиологию, гигиену, лечебную физкультуру и спортивную медицину.

Как видно, рекомендаций по организации и проведению учебных занятий по физическому воспитанию студентов в специальной медицинской группе много, сформулированы они достаточно грамотно, но все ли эти рекомендации учитываются и выполняются в реальных условиях вуза, факультета и самой кафедры физического воспитания?

В специальную медицинскую группу врачи направляют студентов, имеющих третью или четвертую группы здоровья. Сформировать группы с однородными заболеваниями у студентов редко в каких вузах удается, поэтому одновременно в одной группе могут

заниматься лица с врожденными пороками сердца, вегето-сосудистой дистонией, бронхиальной астмой, сахарным диабетом 1-го типа, с опущением почек, с поражениями опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие, посттравматические артриты и артрозы разных суставов, дистрофические поражения позвоночника), с миопией высокой степени, с заболеваниями эндокринной, нервной и пищеварительной систем. Каждый студент имеет какие-то противопоказания, и преподавателю необходимо помнить о них и стараться предлагать и упражнения, и нагрузки, которые доступны большинству занимающихся. При таких занятиях очень трудно обеспечить каждому студенту индивидуальные коррекци-онные нагрузки, о которых пишут во всех пособиях.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) по специальности 31.05.01 «Лечебное дело», утвержденном Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12 августа 2020 г. № 988, указано, что программа специалите-та должна обеспечить реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту: в объеме не менее 2 зачетных единиц (з. е.) в рамках первого семестра (72 ч), а также в объеме не менее 328 ч, которые являются обязательными для усвоения, но не переводятся в з. е. и не включаются в объем программы.

Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном Организацией (вузом), а в ФГОС ВО «3++» Организациям разрешено половину из 328 ч, отведенных на «Элективные дисциплины по физической культуре», выносить на самоподготовку. Учебные отделы многих вузов, учитывая такое разрешение, планируют учебные занятия по физическому воспитанию по 2 ч в неделю (одно занятие) на 1-2-3-х курсах. Таким образом, при одноразовых занятиях в неделю необходимую студентам с ОВЗ реабилитацию с использованием физических нагрузок они не получают, а самоподготовкой эти студенты, как правило, не занимаются. Еще в 1999 г. Е. А. Трутнева выявила основное отличие, определяющее неодинаковое отношение к занятиям физической культурой у студентов основной и специальной медицинских групп: у студентов основной медицинской группы в мотивационной структуре преобладают познавательный и состязательный мотивы, тогда как у студентов специальной медицинской

группы - мотивы избегания и смены деятельности, т. е. большинство студентов с ОВЗ физической подготовкой заниматься не хотят [1, с. 15].

Во всех рекомендациях по организации физического воспитания студентов с ОВЗ указывается на одну из главных задач -формирование универсальных компетенций по использованию физических упражнений для укрепления здоровья. Как считают многие авторы, эти компетенции возможно сформировать только при одном условии - при получении студентами большого объема знаний о влиянии физических нагрузок на органы и системы человека. В ФГОС ВО «3++» на теоретическую подготовку студентов медицинских вузов отводится время только в первом семестре при освоении дисциплины «Физическая культура и спорт» (72 ч), в последующих семестрах студенты занимаются «Элективными дисциплинами по физической культуре» (2-й - 6-й семестры), теоретическая подготовка по Госстандарту в этих семестрах не предусмотрена. Практика работы со студентами специальной медицинской группы в последние годы показывает, что сформировать мотивацию у них к регулярным самостоятельным занятиям физическими упражнениями не удается, что подтверждается ухудшением показателей физической подготовленности у студенток третьего курса в сравнении с их показателями на первом курсе [3, 8, 11-13].

Главная задача любого вуза - это профессиональная подготовка студентов по выбранным ими специальностям, а для оздоровления студентов, имеющих серьезные отклонения в состоянии здоровья, во многих вузах нет необходимых условий: нет должного врачебного наблюдения (в штатах кафедр физического воспитания нет должности врача по спортивной медицине); физическое воспитание лиц с ОВЗ проводится только на младших курсах, а не на всем протяжении обучения; нет профилакториев, которые были в большинстве вузов во времена СССР; не проводится оценка уровня физической подготовленности абитуриентов и отбор по этому показателю на многие факультеты, как в военных и физкультурных вузах. Если бы вузы требовали от абитуриентов не только хороших знаний, но и крепкого здоровья, то и школьники не только стали бы усиленно готовиться по профильным дисциплинам, но и заниматься физической подготовкой.

Многолетняя практика работы на кафедре физического воспитания показывает, что многие задачи, стоящие перед дисциплиной «Физическая культура и спорт», можно решать без дополнительных учебных часов, за счет хорошей организации учебного процесса. Мы уже многократно в разных публикациях указывали на необходимость введения четко прописанного теоретического курса (модуля) по оздоровительной физической культуре за счет часов по «Элективным дисциплинам по физической культуре» [13, 14]. Мы считаем, что студенты третьих курсов медицинских, да и других факультетов, наиболее подготовлены к осмыслению данных о влиянии регулярных физических нагрузок и малоподвижного образа жизни на человека.

Чтобы обеспечить в вузе реальную физическую реабилитацию студентов с ОВЗ, необходимо их с первого курса объединять в отдельные группы и планировать занятия по физической подготовке по 45 мин не менее 4 раз в неделю на всем протяжении обучения в вузе. Дополнительных часов выделять не потребуется, достаточно 400 ч, определенных ФГОС ВО «3++» [15].

После вступления в силу Приказа Ми-нобрнауки России № 245 мы в РязГМУ попытались сформировать на первом курсе такие группы, но методисты в учебно-методическом отделе нам объяснили, что без согласия студентов с ОВЗ такие группы сформировать невозможно, многие студенты скрывают свои заболевания.

Мы не согласны с доводами методистов по следующим моментам:

1) Приказ № 245, разрешающий объединять студентов с ОВЗ в отдельные группы, ссылается на часть 4 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», значит, при такой организации физического воспитания закон не нарушается;

2) Правительство России выделяет большие средства на профессиональное образование студентов, а каждый вуз старается не только подготовить специалиста, но и, по возможности, оздоровить его, поэтому студенты должны обучаться в тех условиях, которые обеспечивает вуз;

3) администрациям вузов следует предупреждать абитуриентов с ОВЗ, что учебный процесс для них будет организовываться с формирования отдельных групп, и оздоровительные занятия с использованием

физических упражнений будут планироваться не менее четырех раз в неделю на всем периоде обучения.

Список литературы

1. Прошляков В. Д. Научное наследие кафедры физического воспитания и здоровья РязГМУ: монография. Рязань : ОТСиОП, 2019. 147 с.

2. Чоговадзе А. В., Прошляков В. Д., Мацук М. Г. Физическое воспитание в реабилитации студентов с ослабленным здоровьем : учебное пособие / под ред. А. В. Чоговадзе. М. : Высшая школа, 1986. 144 с.

3. Прошляков В. Д., Никитин А. С. Физическое воспитание студентов с отклонениями в состоянии здоровья: монография / под ред. В. Д. Прошлякова. СПб. : Эко-Век-тор, 2016. 160 с.

4. Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. М. : Спорт, 2016. 616 с.

5. Абраменко М. Н., Абульханова М. В. Основы проведения занятий по дисциплине «Физическая культура» для студентов в специальной медицинской группе юридического вуза [Электронный курс]: учебное пособие. Электрон. текстовые данные. М. : Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), 2015. 64 с.

6. Башмаков В. П. Педагогические и медицинские аспекты занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы: учебно-методическое пособие. Электрон. текстовые данные. СПб. : Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2011. 52 с.

7. Вяткина А. А. Физическое воспитание студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья // Novainfo.ru. 2019. № 111. С. 60-61. EDN: ZYAJPV

8. Ильин А. А., Капилевич Л. В. Физическое воспитание студентов с ослабленным здоровьем: учебное пособие. Томск : В-Спектр. 2011. 148 с.

9. Пулина В. В. Физическое воспитание студентов специального учебного отделения в вузе: учебно-методическое пособие. Владимир : Изд-во ВлГУ, 2014. 79 с.

10. Токарь Е. В. Организация занятий по физической культуре в вузе со студентами спецмедгруппы: учебное пособие. Благовещенск : Амурский гос. ун-т, 2019. 96 с.

11. Физическая культура студентов с особыми образовательными потребностями: учебное пособие / под ред. С. И. Филимоновой. М. : ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2020. 138 с.

12. Мазикина А. В., Дубяга В. И., Акулина М. В., Прошляков В. Д., Куликова Н. А. Физическое состояние студентов-медиков и его влияние на уровень физической подготовленности // Человек. Спорт. Медицина. 2022. Т. 22, № 3. С. 23-29. https://doi.org/10.14529/hsm220303, EDN: RQPFOY

13. Прошляков В. Д., Пономарева Г. В., Толстова Т. И. Совершенствование преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт» // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2022. Т. 1, вып. 1. С. 73-79. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-1-73-79, EDN: IEMLAN

14. Прошляков В. Д., Пономарева Г. В., Котова Г. В., Левина Е. А. О здоровье и двигательной активности студентов образовательных организаций высшего образования // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2023. Т. 2, вып. 2. С. 188-193. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2023-2-2-188-193, EDN: ZJLFLT

15. Прошляков В. Д., Пономарева Г. В., Толстова Т. И., Котова Г. В., Левина Е. А. О физическом воспитании студентов в специальном учебном отделении // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2023. № 2 (216). С. 385-387. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2023.04.p330-333, EDN: MXDVCL

References

1. Proshljakov V. D. Nauchnoe nasledie kafedry fizicheskogo vospitanija i zdorov'ja RjazGMU: monografija [Scientific heritage of the Department of Physical Education and Health of Ryazan State Medical University: Monograph]. Rjazan, OTSiOP, 2019. 147 p. (in Russian).

2. Chogovadze A. V., Proshljakov V. D., Matsuk M. G. Fizicheskoe vospitanie v reabilitatsii studentov s oslablennym zdorov'em: uchebnoe posobie. Pod red. A. V. Chogovadze [Chogovadze A. V., ed. Physical education in the rehabilitation of students with poor health: A textbook]. Moscow, Vysshaja shkola, 1986. 144 p. (in Russian).

3. Proshljakov V. D., Nikitin A. S. Fizicheskoe vospitanie studentov s otklonenijami v sostojanii zdorov'ja: monografija. Pod red. V. D. Proshljakova [Proshljakov V. D., ed. Physical education of students with health problems: Monograph ]. Saint Petersburg, Jeko-Vektor, 2016. 160 p. (in Russian).

4. Evseev S. P. Teorija i organizatsija adaptivnoj fizicheskoj kultury: uchebnik [Theory and organization of adaptive physical education: Textbook]. Moscow, Sport, 2016. 616 p. (in Russian).

5. Abramenko M. N., Abul'hanova M. V. Osnovy prove-denija zanjatij po distsipline "Fizicheskaja kul'tura" dlja studentov v spetsial'noj meditsinskoj gruppe juridicheskogo vuza [Basics of conducting classes in the discipline "Physical Education" for students in a special medical group of a law school [Electronic course]. Moscow, All-Russian State University of Justice Publ., 2015. 64 p. (in Russian).

6. Bashmakov V. P. Pedagogicheskie i medicinskie as-pekty zanjatij fizicheskoj kulturoj so studentami special'noj medicinskoj gruppy: uchebno-metodicheskoe posobie [Pedagogical and medical aspects of physical education classes with students of a special medical group: Teaching and methodological manual]. Saint Petersburg, St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, JeBS ASV Publ., 2011, 52 p. (in Russian).

7. Vjatkina A. A. Physical education of students with deviations in health. Novainfo.ru, 2019, no. 111, pp. 60-61 (in Russian). EDN: ZYAJPV

8. Il'in A. A., Kapilevich L. V. Fizicheskoe vospitanie studentov s oslablennym zdorov'em: uchebnoe posobie [Physical education of students with poor health: A textbook]. Tomsk, V-Spektr, 2011. 148 p. (in Russian).

9. Pulina V. V. Fizicheskoe vospitanie studentov spet-sial'nogo uchebnogo otdelenija v vuze: uchebno-metodich-eskoe posobie [Physical education of students of a special educational department at a university: Teaching and methodological manual]. Vladimir, Vladimir State University Publ., 2014. 79 p. (in Russian).

10. Tokar' E. V. Organizatsija zanjatij po fizicheskoj kulture vvuze so studentami spetsmedgruppy: uchebnoe posobie [Organization of physical education classes at a university with students of a special medical group: A textbook]. Blagovesh-hensk, Amur State University Publ., 2019. 96 p. (in Russian).

11. Fizicheskaja kul'tura studentov s osobymi obrazova-tel'nymi potrebnostjami: uchebnoe posobie. Pod red. S. I. Filimonova [Filimonov S. I., ed. Physical culture of students with special educational needs: Textbook]. Moscow, Russian University of Economics named after G. V. Plekhanov Publ., 2020. 138 p. (in Russian).

12. Mazikina A. V., Dubjaga V. I., Akulina M. V., Pro-shljakov V. D., Kulikova N. A. Physical status of medical students and its influence on the level of physical fitness. Human. Sport. Medicine, 2022, vol. 22, no. 3, pp. 2329 (in Russian). https://doi.org/10.14529/hsm220303, EDN: RQPFOY

13. Proshljakov V. D., Ponomareva G. V., Tolstova T. I. Improving teaching of the discipline "Physical education and sport". Physical Education and University Sport, 2022, vol. 1, iss. 1, pp. 73-79 (in Russian). https://doi.org/10.18500/ 2782-4594-2022-1-1-73-79, EDN: IEMLAN

14. Proshljakov V. D., Ponomareva G. V., Kotova G. V., Le-vina E. A. On the health and physical activity of students of educational institutions of higher education. Physical Education and University Sport, 2023, vol. 2, iss. 2, pp. 188-193 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2782-4594-2023-2-2-188-193, EDN: ZJLFLT

15. Proshljakov V. D., Ponomareva G. V., Tolstova T. I., Ko-tova G. V., Levina E. A. On physical education of students in a special educational department. Uchjonye zapiski univer-siteta imeni P. F. Lesgafta [Scientific notes of the university named after P. F. Lesgaft], 2023, no. 2 (216), pp. 385-387 (in Russian). https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2023. 04.p330-333, EDN: MXDVCL

Поступила в редакцию 08.12.2023; одобрена после рецензирования 26.01.2024; принята к публикации 25.02.2024 The article was submitted 08.12.2023; approved after reviewing26.01.2024; accepted for publication 25.02.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.