Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ ДУХОВНОЙ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ'

ПОТЕНЦИАЛ ДУХОВНОЙ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
будущий учитель музыки / творческие качества личности / духовная хоровая музыка / future music teacher / creative personality traits / spiritual choral music

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шинтяпина Инна Викторовна

Целью статьи является анализ вопросов развития творческих качеств студентов средствами духовной хоровой музыки, как общепедагогической проблематики развития творческих качеств личности с опорой на методологические разработки в данной области. Автором рассматриваются возможности духовной музыки в условиях работы студенческого хорового коллектива. Процесс развития личности будущего учителя музыки в процессе профессиональной подготовки анализируется в двух направлениях: в пассивной роли как участника студенческого хорового коллектива и в активной роли как потенциального хормейстера, руководителя детского хорового коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шинтяпина Инна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of the article is to analyze the issues of developing the creative qualities of students by means of sacred choral music, as a general pedagogical problem of developing the creative qualities of a person, based on methodological developments in this area. The author considers the possibilities of sacred music in the conditions of work of the student choir. The process of personality development of a future music teacher in the process of professional training is analyzed in two directions: in a passive role as a member of a student choir and in an active role as a potential choirmaster, leader of a children's choir.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ ДУХОВНОЙ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ»

Педагогика

УДК 378.147:78

кандидат педагогических наук, доцент Шинтяпина Инна Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПОТЕНЦИАЛ ДУХОВНОЙ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ

УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ

Аннотация. Целью статьи является анализ вопросов развития творческих качеств студентов средствами духовной хоровой музыки, как общепедагогической проблематики развития творческих качеств личности с опорой на методологические разработки в данной области. Автором рассматриваются возможности духовной музыки в условиях работы студенческого хорового коллектива. Процесс развития личности будущего учителя музыки в процессе профессиональной подготовки анализируется в двух направлениях: в пассивной роли как участника студенческого хорового коллектива и в активной роли как потенциального хормейстера, руководителя детского хорового коллектива.

Ключевые слова: будущий учитель музики, творческие качества личности, духовная хоровая музыка.

Annotation. The purpose of the article is to analyze the issues of developing the creative qualities of students by means of sacred choral music, as a general pedagogical problem of developing the creative qualities of a person, based on methodological developments in this area. The author considers the possibilities of sacred music in the conditions of work of the student choir. The process of personality development of a future music teacher in the process of professional training is analyzed in two directions: in a passive role as a member of a student choir and in an active role as a potential choirmaster, leader of a children's choir.

Key words: future music teacher, creative personality traits, spiritual choral music.

Введение. В последние десятилетия возрос интерес к потенциалу духовной музыки, ее влиянию на формирование различных аспектов культуры личности студента, однако взаимосвязь ее компонентов с развитием творческих качеств будущего музыканта-педагога исследовано не в полной мере. Развитие творческих качеств у студентов, будущих учителей музыки, является необходимой составляющей профессиональной подготовки, направленной на последующую практическую деятельность. Творческая деятельность будущего специалиста-музыканта предполагает наличие нескольких факторов:

- системность знаний в области хорового искусства в целом и духовной музыки в частности, которые в совокупности формируют определенный теоретический тезаурус и уровень творческого кругозора;

- приоритеты и художественные принципы творческого процесса, способствующие повышению профессионального уровня будущих педагогов-музыкантов;

- непосредственно исполнительско-хоровая деятельность, направленная на накопление музыкального опыта и формирование творческих умений через практическое освоение разножанрового духовного хорового репертуара;

- эвристические методы, средства, приемы, необходимые для осуществления художественно-творческой деятельности;

- художественно-образный, эмоционально-чувственный уровень, интуитивные процессы, вдохновение, творческая динамичность, креативный риск как совокупность важных компонентов творческой активности [9].

Изложение основного материала статьи. Анализ научной литературы по проблеме исследования позволяет констатировать, что аспект развития творческих возможностей студента рассматривается с разных позиций музыкально-профессионального становления. Вопросы развития творческой личности педагога-музыканта во взаимодействии с возможностями хорового искусства актуализируются А.И. Анисимовым, Г.А. Дмитриевским, A.A. Егоровым, В.Л. Живовым, В.И. Краснощековым, A.A. Юрловым и др. Современные условия профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов высшей школы требуют особого внимания к воспитанию и развитию компетентной творческой личности, способной осуществлять самостоятельную художественно-исполнительскую деятельность в разных направлениях профессиональной реализации. Но наиболее востребованным видом будущей деятельности педагога в школе является вокально-хоровая работа, как максимально доступная школьникам и востребованная школой. В свою очередь, это требует от студентов овладения навыками дирижерско-хоровой деятельности, методами ансамблевой работы с представителями различных возрастных групп, профессиональных и любительских коллективов, индивидуальной работы [1].

Таким образом, будущий учитель музыки в процессе профессиональной подготовки выступает в двух ипостасях: в пассивной роли как участник студенческого хорового коллектива и в активной роли как потенциальный хормейстер (на занятиях дирижирования, чтения хоровых партитур, практики работы с хором).

Рассматривая аспекты развития творческих качеств личности студента в первом, внешне пассивном случае, необходимо акцентировать внимание на репертуарных возможностях хорового коллектива. Среди духовных жанров, возможных для исполнения в Вузах можно, прежде всего, назвать произведения паралитургической музыки малых форм барочного периода: канты, кондукты, мотеты, лауды, духовные стихи, мадригалы и т.д. Данные произведения, чаще исполняемые a cappella, наполненные тонкой поэзией света, любви и красоты, несут фиоритурную изящность мелодики, витиеватость и полифоническую орнаментальность фактуры изложения, метро-ритмическое и гармоническое разнообразие. К наиболее востребованным, в студенческом исполнительстве, относятся части кантатно-ораториальных произведений барочного, классического и более поздних музыкальных периодов. Эти монументальные произведения с сопровождением, написанные на канонические духовные тексты, позволяют максимально полно и глубоко погрузиться в единое возвышенное благородство мелодии, гармонии, формы и содержания, формируя систему духовных ценностей личности. Не менее востребованными являются современные духовные произведения XX-XXI столетий: спиричуэле, литургические песнопения, хоровые концерты, хоровые циклы на библейско-христианскую тематику, современный жанр духовной музыки «New Age».

Выступая в роли хориста-исполнителя, студенту необходимо овладеть «всей гаммой интонационно-выразительных средств, быть готовым к необходимости художественно-вокального осмысления и воспроизведения не только разно-стилевой, разножанровой музыки, но и быть универсалом в сфере звукоизвлечения и акустики звучания голоса». Исполнителю духовной музыки необходимо научиться, не нарушая интонационно-целостного хорового строя произведения, индивидуализировать вокализацию звуковысотного контекста мелодической линии соответственно своему эмоционально-творческому восприятию и возможностям. «Творческая интонация является не только важнейшей, но и самой трудной стороной исполнительства, поэтому очень важно развивать возможности творческого художественного интонирования, поскольку любое музыкальное произведение имеет свой собственный неповторимый музыкальный строй.

Интонация включает все свойства звука, вплоть до тесснтурных нюансов, до оттенков вибрации». Вокально интерпретируя разнообразные образцы духовной музыки исполнителю необходимо сравнивать варианты интонационных градаций, тембральных и позиционных возможностей своего голоса, находя художественную и смысловую логику, содержательно-образное соответствие. Соответственно индивидуальной манере интонирования, студент-хорист в границах строя должен научиться создавать собственную интонационную интерпретацию хорового произведения [10, С. 86].

Рассматривая студента в активной роли будущего педагога-хормейстера, важно в процессе обучения определить комплекс исполнительских и творческих умений, которым он должен овладеть, но при этом ведущей задачей становится способность к воплощению художественно-музыкального образа хоровых произведений. В сложной художественно-информативной схеме «композитор - дирижер - хор - слушатель» дирижер несет самую ответственную творческую нагрузку. Художественный результат интерпретации хорового произведения зависит от того, как дирижер осмысливает его структурные элементы: архитектонику, темп, артикуляцию, агогику, штрихи, динамику, тембр, способы мануальной техники, кульминационные эпизоды [5]. Ведущей задачей становится степень владения законами развития музыкальной драматургии, основанной на приемах сопоставления, сравнения, контрастности, ассоциативности и понимание основного конфликта. Вышеперечисленные компоненты требуют создания такой системы образования педагога-хормейстера, в которой интегрированы обще-культурологические и музыкально-художественные компоненты.

Анализ научной литературы показал, что в теоретическом и практическом аспектах наиболее разработанными являются вопросы технологии хормейстерско-дирижерской деятельности. В то же время проблема развития творческих качеств дирижеров-хормейстеров еще не получила комплексного научно-теоретического обоснования. Таким образом, актуальность дальнейшего изучения этой проблемы и направления усилий на повышение качества профессиональной подготовки будущих учителей музыки - хормейстеров очевидна.

В исследованиях по теории и практике хормейстерской работы по разработке вопросов структуры творческой личности будущего руководителя хорового коллектива определяются так называемые «наборы качеств», необходимых специалисту, но определенной научной их классификации не существует. Под моделью будущего специалиста в области хорового искусства следует понимать эталон, идеал специалиста, который должен быть реализован в ходе вузовской подготовки с тем, чтобы деятельность выпускника отвечала современным требованиям социокультурной практики. Существующие модели обучения будущего специалиста, на которые можно ориентироваться в отношении профессии учителя музыки -хормейстера, включают следующие параметры: требования к специалисту; необходимые знания и умения; специфические социальные, психологические, педагогические свойства и профессиональные качества. Каждый из этих параметров в модели может быть представленным в определенном ракурсе [4].

Деятельности хормейстера характерна полифункциональная структура, широкий диапазон видового проявления, реализация в социокультурной среде и соответствие показателю - макро-социокультурного уровня. В этой связи направленность личности дирижера-хормейстера это определенная система взглядов, убеждений, отношения к хоровому искусству как комплексу культурно-духовных ценностей в целом, которые являются стержнем художественно-творческой ориентации в ценностях хоровой музыкальной культуры, в интерпретации произведений, в просветительской, учебной, воспитательной работе в творческом коллективе.

Фундаментом формирования творческих качеств будущего учителя музыки, основой профессиональной креативности выступает направленность личности: система взглядов, убеждений, осознанность в отношении к общечеловеческим ценностям, а именно: ориентация на социокультурные и гуманистические ценности хорового искусства и собственной творческой деятельности; стремление достигать новых творческих результатов в музыкальной деятельности; склонность к творческой активности в соответствии с эстетическими нормами, морали, гуманизма, духовности; понимание исторического развития и специфических закономерностей функционирования хорового искусства в социуме; знание специфики искусства хорового пения; понимание особенностей духовной хоровой музыки; знание психолого-педагогических механизмов управления хором; владение техникой хорового дирижирования, структурой деятельности хормейстера.

Существенным в данном аспекте является то, что процесс овладения всей суммой знаний, понимания характера деятельности дирижера-хормейстера на социокультурном уровне происходит благодаря осознанию основных эстетических понятий и природы их единства. Культурно-эстетическая направленность художественно-творческой подготовки хормейстеров, безусловно, способствует превращению продуктивной деятельности студентов в их внутреннюю потребность с максимально полной реализацией их познавательной и эвристической активности, личностных возможностей, способностей и творческих качеств. Структура профессиональной деятельности хормейстера включает следующие компоненты: ценностно-ориентационный, мотивационно-познавательный, информационно-ориентировочный, исследовательский, коммуникативный, эмоционально-волевой.

Музыкально-творческие способности как интегральные качества дирижера-хормейстера имеют важное значение в его деятельности, поскольку они, вызывая полноценное восприятие и осмыслением музыкальных образов, влияют на процесс художественного творчества в самостоятельной исполнительской деятельности и развитие личности в целом. Музыкальность, как интегральное целое, укрепляет волевой потенциал художника, помогает овладеть важной в творческом развитии формой активного эмоционально-художественного познания искусства духовной хоровой музыки. Творческий потенциал дирижера-хормейстера определяется сформированностью его чувства темпометроритма и лада в процессе художественной интерпретации музыкального произведения. Искусство музыки - это звуковой процесс, который осуществляется во времени и пространстве.

Будущему учителю музыки, выступающему в роли хормейстера, необходимо овладеть умениями четкого взаимодействия и взаимозависимости средств музыкальной выразительности, выступающих в качестве решающего фактора успешности художественной интерпретации произведения. Ощущение дирижером всех нюансов темпометроритма, адекватного художественному замыслу, образу, программе исполнительской интерпретации, имеет творческую личностно-качественную природу и проявляется в художественно-творческой реализации профессиональных возможностей дирижера-хормейстера. Ключевыми в работе с хоровым коллективом интегральными темпо-метроритмическими качествами дирижера-хормейстера являются: чувство устойчивого темпа; чувство темпометроритмических сочетаний слова и музыки; чувство метрической и ритмической пульсации; чувство взаимозависимости темпометроритма с пульсацией, стилем, жанром; чувство полиметрии и полиритмии.

Оригинальной творческо-исполнительской деятельности дирижера-хормейстера характерно интенсивное освоение партитуры произведения: воспроизведение голосом и на инструменте, создание комплекса музыкально-слуховых представлений средств звуковой выразительности, разработка плана дирижерско-мануального воплощения. В деятельности хормейстера анализ партитуры музыкального произведения позволяет осмыслить его структурные компоненты, соотношение этих компонентов, дифференцированно подойти к репетиционной работе с хором. Через звуко-образный синтез все структурные компоненты приобретают целостно-контекстуальное значение, рождается содержательно-

технологическая партитура нюансов и кульминаций, благодаря чему конструируется личная интерпретационная концепция [3].

К характерным признакам творческого музыкального мышления можно отнести: восприимчивость, чувствительность, готовность к новым музыкальным знаниям, закономерностям, к новой музыкальной информации, связанной с хоровой духовной музыкой; способность к творческому анализу, то есть выделение существенных необычных нестандартных характерных особенностей духовной хоровой музыки и различных аспектов ее использования в социокультурной сфере; способность к творческому синтезу, то есть созданию оригинальных художественно-творческих интерпретаций разножанровых произведений духовной музыки.

Рассмотрим базовые характеристики понятия «духовная музыка» смысло-содержательные и художественно-выразительные возможности музыки данного направления. Духовная музыка вмещает разнообразный спектр музыкальных сочинений религиозной направленности. Поэтической основой произведений данной категории могут являться тексты, несущие канонически-закрепленный характер (месса, литургия, всенощное бдение, реквием, пассион и т.д.), или свободные авторские трактовки, написанные по мотивам священных книг, либо отражающие исторически-библейские события и реалии (оратории, мотеты, канты, хоровые концерты и т.д.) [8].

Духовная музыка затрагивает все существующие в мире религии, но традиционно к этому понятию принято относить церковную музыку представителей христианства. Духовная музыка несет в себе высокую нравственность: патриотизм, любовь к окружающему миру, любовь и сострадание к человеку, учение о доброте, чувство красоты, гармонии, внутреннего покоя и сосредоточенности, дисциплины мыслей и чувств [2].

Искусство в целом есть порождение духовного творчества человека, но именно музыкальное искусство максимально полно и точно способно реализовать духовно-творческие потребности личности через возможность интерпретировать комплекс музыкально-выразительных средств. Считается аксиомой, что духовная музыка способствует активному приобщению хормейстера к общечеловеческим ценностям, нормам художественной культуры, существующим традициям. Она способствует его контактам с миром художественных достижений, в способности отражать тенденции жизнетворчества в специфически-художественных формах [6].

Православная духовная музыка рассматривается исследователями как феномен отечественной национальной культуры благодаря характерным художественно-музыкальным особенностям: ярко выраженной духовно-ценностной ориентацией; образно-смысловой направленностью на внутренний духовный мир человека; музыкально-поэтической целостностью духовных произведений; ведущей роли текста и его философско-бытийного осмысления; сдержанностью применения музыкально-выразительных средств; коллективно-исполнительским характером в изложении а capella [7].

Обращаясь к истории развития духовной музыки в России, как процессу становления специфического вида хорового пения, важно подчеркнуть ее значимость, сформировавшую в течение времени общекультурный уровень личности хормейстера как художника, воспитателя, просветителя. Хормейстер, опираясь на личностные мировоззренческие ориентации, воспринимает, переживает и находит свое проявление в раскрытии художественного образа конкретного произведения духовной музыки. Создавая художественно-завершенную концепцию интерпретации духовного произведения, хормейстер вбирает в себя весь социальный опыт культуры определенного направления, стиля, жанра, спецификации, закрепляемый в процессе индивидуальной работы с партитурой, выразительными средствами звукового воплощения искусства духовной музыки, используя все это в дальнейшей практической деятельности как личностно-приобретенный потенциал художественного творчества. Этими качествами в полной мере должен овладеть будущий учитель музыки в процессе профессиональной подготовки к работе с подрастающим поколением в ходе личного хорового исполнительства и самостоятельной работы с учебным хоровым коллективом.

В практической работе со студенческим хоровым коллективом наиболее востребованными являются и произведения напрямую не связанные с церковно-певческими традициями. Это композиторские произведения, рожденные внутренне-свободным творческим побуждением авторов («Запечатленный ангел» Р. Щедрина, «Духовные песнопения» Г. Свиридова, «Свете тихий» и «Да исправится молитва моя» П. Чеснокова и др.). Главной особенностью исполнения данных произведений является их пение а cappella, что, прежде всего, предполагает высокий технический уровень развития хорового коллектива. Русской хоровой исполнительской школе также присущ приоритет смысло-содержательной составляющей, зашифрованной в поэтическом тексте произведения и его эмоционально-образной основе. Важно отметить и особые характеристики русской вокально-хоровой манеры исполнения, выступающие основой творческого отношения к интерпретации художественного строя произведений: пение в удобной певческой тесситурной организации среднего регистра голосов, использование своеобразной подголосочной распевности, подвижного цепного дыхания, максимально выразительной дикционной подачи музыкального текста и др. [11].

Рассматривая хоровое студенческое исполнительство как концертный вариант воплощения духовной музыки, необходимо подчеркнуть его светский характер, допускающий более эмоционально-живое, образно-яркое выражение чувств через более подвижную и разнообразную динамическую палитру, свободную темповую характеристику, агогически-ньюансовую фразировку, содержательно-оправданную систему кульминаций.

Выводы. Суммируя сказанное, следует остановиться на следующих опорных моментах: деятельность учителя музыки

- хормейстера полиаспектна и содержит различные компоненты творчества, которые обеспечивают механизм его развития как творческой личности, как художника, воспитателя, руководителя; такими компонентами выступают ценностно-ориентационный, мотивационно-познавательный, информационно-ориентировочный, исследовательский, коммуникативный, эмоционально-волевой и художественно-творческий.

Анализ проблемы развития творческих качеств будущего учителя музыки - хормейстера в процессе творческой деятельности - исполнительстве духовной хоровой музыки, является частным аспектом обще-педагогической проблематики развития творческих качеств личности и опирается на методологические разработки в данной области.

Литература:

1. Абдулина, O.A. Общепедагогическая подготовка учителей в системе высшего педагогического образования / O.A. Абдулина. -М.: Просвещение, 1990. - 141 с.

2. Барковская, С.П. Русская православная музыка как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в средних специальных учебных заведениях: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Барковская Светлана Петровна. - М., 1999. - 160 с.

3. Бартенева, Л.Б. Влияние занятий хорового класса на формирование исполнительских качеств будущих учителей музыки / Л.Б. Бартенева // Теория и практика вокально-хоровой подготовки учителей музыки общеобразовательной школы.

- М.: МГПИ им. Ленина, 1980. - С. 3-12

4. Живов, В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: Учеб. пособие для студентов ВУЗов / В.Л. Живов. - М.: ВЛАДОС,2003. -272 с.

5. Марченко, Л.А. Реализация педагогического потенциала православной духовной музыки в образовательном

процессе педагогического вуза: автореферат дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Марченко Любовь Андреевна. - М., 2008.-26 с.

6. Минин, В.Н. К проблеме подготовки дирижера хора / В.Н. Минин // Труды ГМПИ им. Гнесиних. - Вып. 19. -Проблемы высшего музыкального образования. -М.: Музыка, 1985. - С. 17-26

7. Пырикова, О.В. Средства духовной музыки как фактор формирования нравственно-эстетической культуры будущего учителя музыки / О.В. Пырикова // Вестник брянского гос. ун-та. -№ 2 (56). - 2008. - С. 56-63

8. Трубин, Н.Г. Духовная музыка / Н.Г. Трубин. - М.: Изд-во «Смя-дынь», 2004. - 278 с.

9. Шинтяпина, И.В. Развитие творческих способностей студентов-хормейстеров в процессе профессиональной подготовки / И.В. Шинтяпина // Гуманитарные науки. - № 3 (43). - 2018. - С. 100-104

10. Шинтяпина, И.В. Возможности использования импровизации в современном вокально-хоровом исполнительстве / И.В. Шинтяпина // Таврический научный обозреватель. - № 8-1 (13). - 2016. - С. 85-89

11. Щеткина, O.K. Русская духовная музыка в системе профессиональной подготовки студентов педагогического университета: авторефератдисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Щеткина Ольга Константиновна. -М., 2007. -23 с.

Педагогика

УДК 159.9

кандидат педагогических наук, доцент Шкунова Анжелика Аркадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат технических наук, доцент Булганина Светлана Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У БАКАЛАВРОВ

МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация. Проявление эмоционального интеллекта у современных менеджеров бакалавров является весьма актуальной задачей современного образования. В современных условиях высокоразвитой конкурентной и деловой среды, уровню изучения эмоционального интеллекта в образовательных организациях уделяется недостаточно внимания, но с другой стороны, именно повышение уровня знаний о формировании организационной культуры у руководящих работников является очевидным приоритетом. Для Российской практики образования диагностика параметров эмоционального интеллекта является весьма затруднительным, это связано с отсутствием профессионально-адаптированных методик. В статье рассматриваются компоненты эмоционального интеллекта на основе компетентностного подхода. Этапами исследования выступали: определение параметров исследования; мониторинг параметров исследования; подведение итогов исследования. В качестве рекомендаций адекватным поставленной задаче методом развития компонентов эмоционального интеллекта может является разработка и внедрение активных форм обучения: тренинг, образовательное событие, кейс метод. В российских компаниях прослеживается ориентация на групповую работу и налаживание дружеских отношений.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, компоненты эмоционального интеллекта, эмоциональные ожидания, эмоциональная осведомленность, смысл эмоционального интеллекта.

Annotation. The manifestation of emotional intelligence in modern bachelor managers is a very urgent task of modern education. In modern conditions of a highly developed competitive and business environment, insufficient attention is paid to the level of studying emotional intelligence in educational organizations, but on the other hand, it is precisely increasing the level of knowledge about the formation of organizational culture among managers that is an obvious priority. For Russian educational practice, diagnosing the parameters of emotional intelligence is very difficult, this is due to the lack of professionally adapted methods. The article discusses the components of emotional intelligence based on the competency-based approach. The stages of the study were: determination of research parameters; monitoring of research parameters; summing up the research results. As recommendations, an adequate method for developing the components of emotional intelligence can be the development and implementation of active forms of learning: training, educational event, case method. Russian companies tend to focus on group work and building friendly relationships.

Key words: emotional intelligence, components of emotional intelligence, emotional expectations, emotional awareness, meaning of emotional intelligence.

Введение. Проявление эмоционального интеллекта у современных менеджеров бакалавров является весьма актуальной задачей современного образования. В современных условиях высокоразвитой конкурентной и деловой среды, уровню изучения эмоционального интеллекта в образовательных организациях уделяется недостаточно внимания, но с другой стороны, именно повышение уровня знаний о формировании организационной культуры у руководящих работников является очевидным приоритетом. Согласно целям устойчивого развития, компании сталкиваются с необходимостью принимать ответственные решения и внедрять практики, которые помогут быть более чувствительными к запросам внешней среды. Это означает, что при принятии решений и разработке практик управления человеческими ресурсами необходимо учитывать потребности текущего поколения сотрудников, а также предусматривать меры, которые не несут вреда будущим поколениям и помогут выстроить конструктивные отношения в коллективе.

Для Российской практики образования диагностика параметров эмоционального интеллекта является весьма затруднительным, это связано с отсутствием профессионально-адаптированных методик. По мнению авторов, это связано с различием в восприятии национальных аспектов и с пониманием культурных различий рынка человеческих ресурсов страны, ведь Россия это многонациональное государство. Во многих научных исследованиях весьма однозначно выражена позиция, что эмоциональный интеллект, это часть организационной культуры компании или организации, характеризующий потенциал руководителя как лидера [2].

В профессиональном стандарте «Специалист по управлению персоналом», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от «09» марта 2022 г. № 109н., формирование одним из основных требованиям к специалистам является деятельность по развитию персонала [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.