Научная статья на тему 'ПОСТСТРУКТУРАЛИСТСКИЙ ПОДХОД В СПОРЕ МЕЖДУ СТОРОННИКАМИ ПРИМОРДИАЛИЗМА И КОНСТРУКТИВИЗМА'

ПОСТСТРУКТУРАЛИСТСКИЙ ПОДХОД В СПОРЕ МЕЖДУ СТОРОННИКАМИ ПРИМОРДИАЛИЗМА И КОНСТРУКТИВИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОСТСТРУКТУРАЛИСТСКИЙ ПОДХОД В СПОРЕ МЕЖДУ СТОРОННИКАМИ ПРИМОРДИАЛИЗМА И КОНСТРУКТИВИЗМА»

и творческая деятельность университета.

Для достижения поставленной цели исследования мы проинформировали аудиторию о приближающемся фестивале «Студенческая весна» с помощью Instagram. Пост набрал 786 лайков, следовательно, все эти люди точно узнали об этом мероприятии. По окончанию фестиваля, был проведен опрос38, который показал, что социальная сеть Instagramявляется эффективным каналом коммуникации, т.к.

1. В ходе работы люди были проинформированы о предстоящем мероприятии.

2. Мы получили обратную связь.

Проведённый нами теоретический и эмпирический анализ показал: социальные сети становятся одним из наиболее эффективных каналов коммуникации, внося заметные коррективы в деятельность маркетологов и PR-специалистов. Грамотная, тщательно спланированная SMM-стратегия позволит вывести на новый уровень общение с действующими и потенциальными клиентами, проинформировать аудиторию о мероприятия и собрать обратную связь.

Использованные источники:

1. Некляев, С.Э. Инфографика: принципы визуальной журналистики. Современное журналистское образование: технологии и особенности преподавания / под ред. Е.Л. Вартановой. - М.: Медиа-Мир, 2008. - 248 с.

2. http://salesgeneration.ru/pyat-urovney-effektivnosti-prodvizheniya-v-sotsialnyih-setyah/

Белков Е.Н. аспирант СПбУУиЭ, г. СПб РФ, г. Сертолово

ПОСТСТРУКТУРАЛИСТСКИЙ ПОДХОД В СПОРЕ МЕЖДУ СТОРОННИКАМИ ПРИМОРДИАЛИЗМА И КОНСТРУКТИВИЗМА

Сложность и многомерность проблемы национальной идентичности сопряжена с серьезными понятийно-категориальными трудностями в современной гуманитарной науке, обусловленными неоднозначностью трактовок самого термина «нация». Теоретические различия конструктивистских и примордиалистских подходов в известной степени сложились сугубо исторически. Приверженцы конструктивистского направления рассматривают нацию в качестве результата целенаправленной осознанной деятельности того или иного субъекта. В этом смысле нация трактуется либо как «воображаемая общность» (Б. Андерсон), либо как итог деятельности интеллектуальной элиты, создающей образы национальной солидарности (К. Касьянова), либо как следствие культивируемой властями

общегосударственной солидарности (В. Розенбаум).[7]Здесь свою роль сыграл структуралист и позитивист де Соссюр, который говорил, что знак в языке имеет психическую, а не материальную природу и пытался очистить язык от экстралингвистических аспектов, что сейчас является центром дискуссии и оспаривается. Соссюр утверждал, что языковой знак состоит из означающего (акустического образа) и означаемого (понятия). Языковой знак имеет два основных свойства. Первое заключается в произвольности связи между означающим и означаемым, то есть в отсутствии между ними внутренней, естественной связи. Второе свойство языкового знака состоит в том, что означающее обладает протяжённостью в одном измерении (во времени). [8, с.44]

Связь языка и устройства общества мы можем проследить в ритуале. Ритуал выступает в качестве древнейшей из социальных семиотик, из которой развились такие семиотики, как искусства, религии, звуковой язык слов, а также многие знаки в семиотике поведения. В ритуале есть три компонента разной семиотической природы: 1) ритуальное действие; 2) мифологическое представление; 3) словесные формулы.[6]

Интеллектуальное неудовлетворение, связанное с холистической тупиковостью ортодоксальной марксистской культурологии, сопровождалось на рубеже 70-80-х гг. глубинным культурным кризисом, точнее, кризисом идентичности модернистского субъекта.[9]

В области языка я предлагаю вернуться к примордиализму на другом основании: постструктурализм повлиял на развитие постмодернизма как нового типа теоретизирования и размышления о реальности.

Предлагаю своё видение проблемы: рассматривать мир как текст на основе философии постструктуралиста Р. Барта, в частности его произведения S/Z, где он выделяет пять голосов в тексте — Голос Эмпирии (проайретизмы), Голос Личности (семы), Голос Знания (культурные коды), Голос Истины (герменевтизмы) и Голос Символа.[1, c.31] Только к коду Фрейда добавить код архетипов Юнга, то е. национальный язык несёт в себе скрытый дискурс об архетипах этноса, и необходим для его нормального функционирования, поскольку у первобытных народов связь означающего и означаемого мотивированна.

Дюран предлагает порвать с европейскимлогоцентризмом и перевернуть стартовые позиции. По Дюрану, первично воображение: именно оно в ходе своей динамической работы создает внутреннее измерение субъекта и объекты внешнего мира.

Согласно Дюрану, приписывание реальности субъекту и объекту и лишение свойства реальности воображения в конечном итоге есть всего лишь философская гипотеза, имеющая давнюю историю и ставшая в западноевропейской мысли безусловным консенсусом. Однако стоит только выйти за рамки этой мысли и обратиться к структурам мышления других культур - восточных, мистических, религиозных, архаических или к сфере искусства, мы можем убедиться, что субъект-объектный дуализм отнюдь не

исчерпывает возможных философских установок, и многие не западные (развитые или примитивные) культуры понимают онтологический статус воображения, mundusimaginalis, совершенно иначе.К этому выводу подвела Дюрана вся совокупность исследований участников семинара «Эранос», изучавших конститутивную роль мифа или коллективного бессознательного Юнга как некую самостоятельную структуру, не являющуюся свойством ни мыслящего субъекта, ни объективного внешнего мира.Понять содержание мистических теорий исламской традиции, иудейской каббалы, китайского даосизма, алхимических учений и процедур, мифов и легенд примитивных народов, в конце концов, мирового фольклора возможно только в том случае, если мы отойдем от жесткой дуальности «субъективное-объективное» и признаем онтологическую самостоятельность за той инстанцией, которая находится между ними, то есть за воображением, «имажинэром».[3,глава 7] Элементы постобщества или социальные структуры постмодерна даже в западном обществе представляют собой лишь отдельные тенденции, далёкие от того, чтобы предопределять социальную структуру. Западное общество находится в состоянии перехода от гражданского общества к его законченной форме - обществу глобальному, а взгляд в постмодерн, т.е. в то, что логически должно прийти на смену глобальному обществу (основанному на либеральной идеологии и соответствующей парадигме), представляет собой авангардные интуиции возможного или вероятного будущего. Чаще всего это проявляется на уровне культуры, искусства, архитектуры, философских и социологических конструкций и концептов, хотя зона применения постмодернистских сценариев постоянно расширяется.

Постобщество мыслится в теории как продление тенденций освобождения от всех форм коллективной идентичности до последнего логического предела, когда индивидуальная идентичность (идеотес) сама осознаётся как нечто составное и «делимое». На признании этой делимости индивидуума и строится основная постсоциальная конструкция, предполагающая появление постлюдей - киборгов, мутантов, клонов и т.д.

Западное общество прошло почти все эти фазы,завершает глобализацию и заглядывает в постмодернистское будущее, которое для него не за горами.

Но при чём здесь российское общество? В России пока и нации - то толком не сформировались, не говоря уже о гражданском обществе, а идентичность народа ещё не до конца разделена на отдельные рациональные гражданские единицы (индивидуумы).[4]

Для успешного развития России необходимо выравнивание социокультурного пространства, достижения большей однородности, синхронизации социокультурной динамики, выбора общего вектора развития в сторону постиндустриального общества. Регионы, которые по каким-либо причинам не смогут развиваться в этом направлении, скорее всего, будут вольно или невольно способствовать дезинтеграционным

процессам.[2, c.81]

Поэтому необходимо разфундировать означающее и означаемое в языке трансформируя общество, чтобы вернуться к конструктивизму.

Использованные источники:

1. Барт Ролан S/Z. Пер. с фр. 2-е изд., испр. Под ред. Г. К. Косикова. — М.: Эдиториал УРСС, 2001.

2. Гавров С.Н. Социокультурная традиция и модернизация российского общества. М.: МГУКИ, 2002.

3. Дугин А.Г. Социология воображения.

4. Дугин А.Г. Этносоциология. - М.: Академический проект; Фонд «Мир» , 2011

5. Ионин Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М.: Логос, 2000.

6. Мечковская Н.Б. История языка и история коммуникации от клинописи до Интернета: курс лекций по общему языкознанию. - М.: Флинта; Наука, 2009

7. Нации и национализм / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др.; Пер. с англ. и нем. — М.: Праксис, 2002.

8. Соссюр Ф. де. Заметки по общей лингвистике / Пер. с фр. Б. П. Нарумова. М.: Прогресс, 1990.

9. Согомонов А. Толкование культурно-исторических кодов.

Белков Е.Н. аспирант СПбУУиЭ, г. СПб РФ, г. Сертолово

ФРЕЙМОВЫЙ ПОДХОД К «ПОЛЮ» ПРИТЯЖЕНИЯ В ОБЩИНУ У

НАРОДА МАРИ

Некоторые обычаи, связанные с семейными отношениями марийцев, свидетельствуют о том, что у них еще в XIX — начале XX в. сохранялись пережитки весьма древних стадий развития семьи, носившие даже следы существовавшего некогда группового брака. Исследователи отмечали бытование у марийцев левирата, сорората. В терминологии родства запечатлены следы половозрастного деления общества.

Среди пережитков родового строя многие были связаны с его начальной стадией — материнским родом. Отражением этого был развитый в прошлом культ женских божеств: у марийцев насчитывалось 14 божеств, носивших название ава—мать (мать земли, мать воды и т. п.). Наряду с этим в марийском пантеоне было много и мужских божеств: например, хранитель дома кудоводыж (кудойвож, суртымбал и др.), которого можно рассматривать как предка-родоначальника. Переход к отцовскому роду выражался в том, что женщинам запрещалось принимать участие в некоторых жертвоприношениях, в основном при молениях мужским божествам. При отправлении ритуальных действий основная роль отводилась мужчине-жрецу (карт).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.