УДК 316.47:323.396:323.37(470.55)
Самохина Анна Владимировна
аспирант кафедры отечественной истории и права Челябинского государственного педагогического университета
ПОСТСОВЕТСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА:
ПОИСК ПУТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБЩЕСТВОМ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ) [1]
Samokhina Anna Vladimirovna
PhD student, National History and Law Subdepartment, Chelyabinsk State Pedagogical University
POST-SOVIET POLITICAL ELITE: THE SEARCH FOR WAYS TO INTERACT WITH THE SOCIETY (CASE STUDY OF THE CHELYABINSK REGION) [1]
Аннотация:
В статье выявляется эволюция региональной политической элиты, раскрываются основные формы и методы ее взаимодействия с обществом в сложный, переходный период развития российского государства. Появляются и получают дальнейшее развитие новые акторы политики. Анализу подвергаются процессы, происходившие в органах государственной власти Челябинской области в постсоветский период.
Ключевые слова:
актор политики, власть, диалог, гражданское общество, политические партии, религиозные организации, союзы предпринимателей, профсоюзы.
Summary:
The paper deals with the evolvement of the regional political elite, reveals the basic forms and methods of its cooperation with the society during the complicated transitional period of the Russian state’s development. The new actors of the politics show up and develop. The author analyzes processes, which have taken place in the state authorities of the Chelyabinsk region.
Keywords:
political actor, power, dialogue, civil society, political parties, religious organizations, business associations, trade unions.
В 90-е гг. XX в. в России происходят кардинальные изменения в политической, экономической, социальной сферах жизни общества. Меняется система управления страной. Появляются самостоятельные акторы, обладающие значительными ресурсами. В этот период активное развитие получает гражданское общество, возникает большое количество политических партий и движений, исчезает партийный контроль над средствами массовой информации. Это говорит, с одной стороны, о том, что общество и власть стали готовы к диалогу, с другой - о поиске новых путей этого взаимодействия, выстраивании отношений в изменившихся исторических условиях.
В настоящее время в отечественной политической науке и социологии сложились целые направления изучения власти на региональном уровне. Реже встречаются исследования историков. Одно из таких направлений - изучение взаимодействия между основными акторами региональной политики. На общероссийском уровне можно выделить исследования Н.Ю. Лапиной и
А.Е. Чириковой, которыми были предложены оригинальные классификации моделей взаимоотношений между административно-политическими элитами и бизнес-элитами регионов и обществом. Авторы описывают динамику, основные формы, методы и ресурсы влияния региональных элит на общество, раскрывают внутриэлитные взаимодействия, их отношения с политическими элитами федерального уровня [2].
Региональный аспект разрабатывается А.В. Дахиным, Н.В. Зубаревичем, А.Ю. Зудиным, Д.Б. Тевом. На «уральском» материале следует выделить таких исследователей, как С.Г. Зырянова, В.А. Германа, С.В. Нечаеву, Е.Г. Прилукову, А.И. Попова, А.С. Саломаткина.
В статье анализу подвергаются основные методы и формы взаимодействия политической элиты Челябинской области с обществом в 90-е гг. Придерживаясь работ Н.Ю. Лапиной и А.Е. Чириковой, под политической элитой мы будем понимать те административные и общественные структуры, которые влияют на принятие решений в субъекте Федерации. К ним относят губернатора и его «команду», членов Законодательного собрания области, бизнес-элиту (влиятельных предпринимателей, руководителей фирм регионального уровня), руководителей неправительственных организаций, партий, средств массовой информации и некоторых других [3, с. 38].
Анализируя эволюцию основных форм и методов взаимодействия региональной политической элиты с обществом, необходимо выявить те качественные изменения, которые произошли внутри самой элиты. Основаниями будут выступать возраст, стаж работы на государственной службе, образование. В составе Законодательного собрания в области первого (1994-1996) и второго (1996-2000) созывов доминирует группа в возрасте от 40 лет и старше, наблюдается
тенденция ее незначительного уменьшения с 85 % человек в первом созыве до 80 % человек во втором. Данную возрастную группу составляет бывшая номенклатура. Важно заметить, что это люди с достаточно солидным опытом партийной, советской комсомольской работы от 2 до 14 лет. Это говорит о сохранении ею основных черт советской элиты, что будет отражаться в стиле работы. Сохранение в органах власти «старой» советской номенклатуры способствовало использованию традиционных подходов во взаимодействии с обществом.
До 20 % депутатов - это «молодое» поколение, пришедшее в политику в начале 90-х гг. Его лицо представлено преимущественно руководителями торгово-промышленных предприятий, занимающих крупные административно-хозяйственные должности. Новое явление этого времени: власть стала носить более элитарный характер с активным включением бизнеса в сферу управления. Уходят в прошлое представители рабочих специальностей, меньший процент приходится на долю служащих и интеллигенции. Промышленный профиль области обусловливает преобладание инженерно-технических кадров среди представителей законодательной власти, также представлены выходцы из сферы образования и медицины.
Такой состав во многом определяет зарождение качественно нового этапа политических интеракций. Прежде всего это выражается в экономическом соперничестве между «старой» и «новой» региональной политической элитой, переделе собственности (приватизация), стремлении предпринимателей укрепить свои позиции во власти, лоббировании своих интересов, повышении правового и социального статуса представителей бизнеса. Описываемое явление находит отражение в средствах массовой информации: в 90-е гг. резко увеличивается количество печатных изданий различной направленности, финансируемых предпринимателями. Возникают новые негосударственные организации, призванные выражать их интересы. В числе таких организаций Южно-Уральская торгово-промышленная палата (президент Ф.Л. Дегтярев), «Союз промышленников и предпринимателей Челябинской области» (президент В.В. Рашников).
«Новое» поколение политиков ориентируется на развитие рыночных отношений, однако ресурсов для этого недостаточно. Банкротство предприятий приводит к тому, что в рассматриваемый период времени социальная сфера уходит на второй план. Растут задолженности по выплате заработной платы, детских пособий, пенсий, наблюдается недофинансирование социальных программ. Вследствие этого возникает целая волна протестных движений, выступления проходят на территории всей России. Ответной реакцией со стороны власти становится переход от патерналистской модели поддержки населения к либеральной. В области пенсионного обеспечения предусматриваются индексации пенсий в зависимости от роста цен на потребительские товары, меры социального страхования, развитие негосударственных пенсионных фондов, увеличение заработной платы рабочим; в области охраны материнства и детства - совершенствование системы социальных пособий и компенсационных выплат. Для поддержки населения создаются кордоны по вывозу продукции, для безработных - биржи труда. На региональном уровне разрешается помимо федеральных социальных пособий оказывать и другие виды социальных выплат [4].
На предприятиях сохраняются профсоюзы, но их роль заметно ослабевает по сравнению с советским временем. В этот период в России формируется новая модель взаимодействия профсоюзов с органами государственной власти, что вполне закономерно и отвечает требованиям времени.
Первая половина 90-х гг. отличается повышенной активностью гражданского общества. Возникают такие общества, как «Общество охраны природы», «За ядерную безопасность», «Кыштым-57», «Союз арендаторов Урала» (А.П. Починок). В эти годы формируется многопартийная система. В Челябинской области действуют порядка тридцати отделений партий федерального уровня. Наряду с федеральными партиями в области функционируют и «местные», которые были созданы по инициативе «снизу» и стремились выразить региональные проблемы. Представители ряда партий входят в состав Законодательного собрания Челябинской области и представляют интересы населения уже на государственном уровне. Известен случай резко негативного отношения общества, вызванного высказыванием экс-губернатора Челябинской области
В.П. Соловьева, который заявил: «Не можете прокормить детей - не рожайте» [5, с. 7]. После описанного инцидента население области выбрало нового губернатора - П.И. Сумина.
Челябинская область - один из самых стабильных полиэтнических и поликонфессиональ-ных регионов России, на территории которого проживают представители десятков этносов и практически всех мировых религий. Отличительной особенностью данного периода становится усиление внимания власти к религиозным организациям. Такому оживлению способствует принятие ФЗ «О некоммерческих организациях», где прямо указывается на возможность создания религиозных организаций [6]. В структуре органов областной администрации с 1995 г. действует комитет по связям с религиозными организациями администрации Челябинской области, который был преобразован из службы уполномоченного по связям с религиозными организациями
администрации области. Одной из задач комитета является координация связей государственных, общественных и религиозных организаций [7]. Председатель комитета Г.А. Костенко участвует в съездах, конференциях, представляя регион на федеральном уровне.
Можно отметить сотрудничество областной администрации с теми религиозными конфессиями, которые помогают содержать приюты, дома престарелых, развивают волонтерство, добровольчество, то есть помогают в решении социальных проблем. В начале 90-х гг. наблюдается активная передача культовых зданий верующим. Так, были переданы церкви в Карталах, селе Чудиново, Уфалее, Сатке, Миньяре, здание бывшей Свято-Троицкой церкви в Челябинске, мечети в Пласте, в селе Муслюмово [8, с. 3]. Правительство Челябинской области помогает в восстановлении и строительстве храмов, мечетей, синагог, дацанов.
«Митинговая демократия» первой половины 90-х гг. отражает сложность и поиск новых путей взаимодействия. К 2000-м гг. ситуация стабилизируется, уменьшается количество партий, что приводит к появлению новых каналов связи. Одним из таких явлений становится создание общественной палаты для эффективного взаимодействия граждан и их объединений с областными органами государственной власти. Она формируется из числа граждан, достигших 18 лет, имеющих заслуги перед Челябинской областью. Общая численность общественной палаты составляет 57 человек. Она призвана обеспечивать принятие согласованных решений по наиболее важным для населения вопросам экологического, экономического и социального развития, укрепления правопорядка и общественной безопасности, защиты основных прав и свобод человека и гражданина. За исследуемый период общественной палатой было проведено 8 заседаний, работали 11 комиссий, реализовано 79 общественно значимых проектов [9, с. 673]. Еще одним новым «каналом» связи становится координация деятельности общественными приемными, которые информируют граждан о деятельности органов государственной власти, поддерживают постоянную связь с населением, изучают общественное мнение. Общественные приемные созданы на всех уровнях региональной власти: от губернатора до главы муниципального района. Общественные приемные направляют в соответствующие инстанции принятые от населения устные и письменные жалобы, предложения по улучшению работы органов власти, отчитываются о результатах рассмотрения обращений.
В результате глубоких политических, экономических реформ в регионе, как и в стране в целом, формируется новая модель взаимодействия власти и общества, намечаются и начинают отрабатываться «каналы» этих взаимодействий. Это сложный этап становления новых отношений, положительным моментом которого является большая открытость власти. В этот период происходит создание новых структур взаимодействия: национальных, конфессиональных, общественных и других. В то же время политический плюрализм содержит в себе элементы конфрон-тационности и не способствует стабилизации в экономической, политической сфере. Диалог между ними был достаточно резким. Только с середины 90-х гг. проявляется тенденция к достижению консенсуса между основными политическими силами. Одновременно намечается тенденция к росту авторитарных методов управления, что отразило общероссийские процессы укрепления вертикали власти.
Ссылки и примечания:
1. Статья подготовлена при поддержке гранта ректората ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» 2013 г., проект № УГ-099/13/А.
2. Лапина Н.Ю., Чирикова А.Е. Региональные элиты в РФ: модели поведения и политические ориентации. М., 1999.
3. Лапина Н.Ю., Чирикова А.Е. Реформа российского федерализма: региональные элиты в поисках стратегии // Россия: трансформирующееся общество. М., 2001.
4. О мерах по устранению задержек в выплате пенсий : постановление № 86 // Сб. законов Челябин. обл. Челябинск, 1997.
5. Кудряшова М. Вадим Соловьев: «Я всегда говорю правду» // Вечерний Челябинск. Челябинск, 2008. 28 нояб.
6. О некоммерческих организациях : федер. закон от 12.01.1996 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». 11Р1_: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142050 (дата обращения: 25.02.2013).
7. О преобразовании службы уполномоченного по связям с религиозными организациями в комитет по связям с религиозными организациями администрации Челябинской области : постановление от 15.12.1995 [Электронный ресурс] // Портал Челябинской области. 11^: http://chelyabinsk.news-city.info/docs/sistemav/dok_leqytb.htm (дата обращения: 12.02.2013).
8. Чистосердова Н. Возвращение Храма // Вечерний Челябинск. 1990. 13 апр. № 86.
9. Бочкарев К.Н. Челябинская область : энциклопедия. Челябинск, 2008. Т. 4.