Научная статья на тему 'Постсоветская историография истории общественных движений в Беларуси (XIX - начало хх века)'

Постсоветская историография истории общественных движений в Беларуси (XIX - начало хх века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
31
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ / ПОСТСОВЕТСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ / ИСТОРИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / БЕЛАРУСЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соколова М.А.

В постсоветской отечественной историографии тематическое поле изучения общественных движений расширилось за счет актуализации проблематики, формирования системы общественных движений и сети добровольных общественных объединений деятельности римско-католических организаций, сельскохозяйственных и медицинских обществ, краеведческого движения, социальной работы и благотворительных объединений. Поиск новых подходов к изучению тем, связанных с историей общественных движений, сопровождается стремлением историков адаптировать новый терминологический аппарат (публичная сфера, общественные объединения, молодежное движение), что, безусловно, позволяет сформулировать новые проблемы и существенно дополнить картину сложных связей и переплетений в общественной жизни на территории Беларуси ХІХ - начала ХХ века. Это в свою очередь влечет за собой необходимость синтеза и переосмысления концептуальных подходов к исследованию общественных движений, которые стали рассматриваться как особый, не редуцированный к революционной борьбе и политической активности феномен. В связи с этим актуализируется проблема разработки стратегий и методологических принципов общественных движений как специального объекта исторических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POST-SOVIET HISTORIOGRAPHY OF SOCIAL MOVEMENTS’ HISTORY IN BELARUS (19 TH - BEGINNING OF 20 TH CENTURIES)

In the post-soviet native history studies the thematic field of the social movements research has been widened due to actuality topicalization, the development of the social movements system, and the voluntary social associations network, the activity of Roman Catholic organisations, agricultural, and medical communities, local history movements, social work, and charitable foundations. The search for new methods of studying themes connected with the social movements history is accompanied by historian’s aspiration to adopt a new conceptual vocabulary (public sphere, social associations, youth movement), which certainly allows to formulate new problems and considerably complete the picture of complex ties and interrelations in the social life on the territory of Belarus in the XIX th - the beginning of the XX th century. This, in turn, entails the necessity of synthesis and reconsideration of the conceptual approaches to the investigation in the field of social movements, which are examined in the capacity of a special phenomenon, not reduced to revolutionary struggle and political activity. In connection with the above-mentioned, the problem of strategy and methodology principle generation for the social movements as an ad-hoc test subject of the historical studies is topicalized.

Текст научной работы на тему «Постсоветская историография истории общественных движений в Беларуси (XIX - начало хх века)»

УДК 94:061.236.66(476)

ПОСТСОВЕТСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ В БЕЛАРУСИ (XIX - НАЧАЛО ХХ ВЕКА)

канд. ист. наук М.А. СОКОЛОВА (Институт истории НАНБеларуси, Минск)

В постсоветской отечественной историографии тематическое поле изучения общественных движений расширилось за счет актуализации проблематики, формирования системы общественных движений и сети добровольных общественных объединений деятельности римско-католических организаций, сельскохозяйственных и медицинских обществ, краеведческого движения, социальной работы и благотворительных объединений. Поиск новых подходов к изучению тем, связанных с историей общественных движений, сопровождается стремлением историков адаптировать новый терминологический аппарат (публичная сфера, общественные объединения, молодежное движение), что, безусловно, позволяет сформулировать новые проблемы и существенно дополнить картину сложных связей и переплетений в общественной жизни на территории Беларуси Х1Х - начала ХХ века. Это в свою очередь влечет за собой необходимость синтеза и переосмысления концептуальных подходов к исследованию общественных движений, которые стали рассматриваться как особый, не редуцированный к революционной борьбе и политической активности феномен. В связи с этим актуализируется проблема разработки стратегий и методологических принципов общественных движений как специального объекта исторических исследований.

Со второй половины 1980-х годов и в еще большей степени после создания независимой Республики Беларусь, по справедливому замечанию немецкого историка Р. Линднера, стратегия, направленная на формирование самоидентичности и признание Беларуси как равноправной державы была тесно связана с осмыслением культурного и исторического наследия страны. Проводившиеся в это время конференции, семинары, симпозиумы, круглые столы не только создали условия для открытых дискуссий по различным историческим проблемам, но и способствовали восстановлению нормальной структуры научного дискурса, а также его интернационализации [1, с. 413]. Создание новых учебников и синтетических работ по истории Беларуси, выход профессиональных исторических журналов, переиздание трудов В. Ластовского, В. Игнатовского, А. Довнар-Запольского, издание «Энциклопедии истории Беларуси» обозначили начало процесса избавления отечественной исторической науки от советского идеологического наследия. Этот процесс сопровождался переориентацией исследований на создание национальной концепции истории, основанной на «деидеологизации и департизации исторической науки», «методологическом плюрализме, основанном на общечеловеческих и национальных ценностях» [2, с. 5], а также переходом от трактовки истории Беларуси с точки зрения экономического детерминизма и классового подхода к телеологической концепции национальной истории. В рамках этой концепции (впоследствии получившей в отечественной историографии название «нациографической» [3, с. 258]) формирование белорусской нации представлялось как имманентная цель исторического развития региона, которая объективно обусловливала и определяла все другие аспекты национальной истории. В этом контексте, как отмечал М.П. Костюк, в центре внимания оказались вопросы политической истории, события, факты, исторические деятели, «которые не получили достаточного отражения в исторических исследованиях или вовсе игнорировались» [4, с. 44].

Приоритетное значение проблематики истории белорусской государственности, белорусского национального движения в постсоветской историографии имело своим следствием то, что в этой области были достигнуты наиболее значительные результаты. Именно исследователи истории белорусского национального движения (возрождения) первыми в отечественной историографии проблем, связанных с общественными движениями, предприняли попытки сравнительного анализа [5]. Периодизация белорусского национального движения также стала объектом исследовательского интереса в отечественной историографии. Одним из первых к данной проблеме обратился М.О. Бич. В докладе «Белорусское возрождение в Х1Х - начале ХХ века» в качестве переломных моментов он определил такие политические события, как восстание 1863 - 1864 годов и революция 1905 - 1906 годов [6]. Позднее С. Токць предложил периодизацию белорусского национального движения в рамках концепции В. Хлебовчика [7]. Серьезной теоретической проработкой вопросов национализма, в том числе и истории национальных движений в Беларуси в XIX - начале ХХ века, характеризуются публикации П.В. Терешковича [8]. Анализ историографии истории белорусского национального движения представлен в работах Кулевич [9].

Исследователи национальных движений в Беларуси в Х1Х - начале ХХ века рассматривают различные аспекты польского [10] и белорусского [11] национальных движений, уделяя основное внимание межреволюционному периоду. Гораздо меньше внимания уделяется истории еврейского движения в Беларуси [12]. При анализе белорусского национального движения преобладает точка зрения на нацио-

нальные движения как на движения политические, связанные главным образом с вопросом самоопределения и создания белорусского государства.

При изучении тематических областей, связанных с историей общественных движений в Беларуси в конце XIX - начале ХХ века, в отечественной историографии наблюдается стремление отойти от идеологически отягощенной советской исследовательской программы. Это стремление реализуется прежде всего в интересе к изучению сюжетов, которые ранее были исключены из круга разрешенных тем. Исследователи Н.С. Сташкевич [13], В.А. Снытков [14], Д.С. Лавринович [15], К.М. Бондаренко [16], И.В. Шардыко [17] и др. обращаются к истории либерального и консервативного движения, анализируют деятельность таких политических партий, как конституционные демократы, октябристы, эсеры и т.п.

Консерватизм стал рассматриваться как целостное общественное движение, а либерализм уже не трактуется как узкоклассовое буржуазное течение. Именно с таких позиций рассматривается либерализм в работах М. Соколовой [18; 19], В. Шалькевича [20], К.Н. Кунцевич [21]. Вместе с тем в постсоветской белорусской историографии либеральное движение Х1Х века специально не исследовалось. Консерватизм как идейное течение, политическая доктрина и общественное движение в XIX веке в Беларуси до сих пор является наименее изученным явлением в отечественной историографии.

Следует отметить, что общественное движение по традиции, унаследованной от советской историографии, часто отождествляется с деятельностью политических партий. Так, в монографии В. Вернигорова «Политические партии и общественные движения в России и Беларуси: вторая половина Х1Х - первая треть ХХ ст.» общественное движение определяется как добровольное объединение граждан на основе общности интересов для их свободного и сознательного волеизъявления [22, с. 3]. Однако на практике данное определение имеет исключительно декларативный характер и не влечет за собой ни переосмысления объекта исследования, ни пересмотра понятийного аппарата: общественное движение рассматривалось как ступень формирования политических партий, не имеющая самостоятельного значения. Эта позиция нашла отражение в учебном пособии для высших учебных заведений, подготовленном Е.Н. Су-валовой (2004) [23] и в монографии В.В. Коклюхина (2002) [24]. В качестве «общественных движений» в них рассматриваются нелегальные объединения, функционировавшие на территории Беларуси до создания первых политических партий.

Наряду с этим в современной отечественной историографии наблюдается существенное расширение проблемного поля изучения общественных движений, прежде всего за счет актуализации проблематики истории легальных общественных объединений. Здесь следует в первую очередь упомянуть статьи Е. Ани-щенко о легальных культурно-просветительских организациях в Беларуси в начале ХХ века [25], О. Кныш -о благотворительных и медицинских организациях на территории Беларуси в 1860 - 1890-е годы [26], А. Гончара - о религиозных братствах и «Христианском союзе рабочих» [27], И. Гребенчука - о краеведческом движении в Беларуси во второй половине Х1Х - начале ХХ века [28], А. Богдановича - о культурно-просветительской деятельности интеллигенции [29], М. Соколовой - о легальных общественных объединениях в Беларуси в конце Х1Х века [30].

В историографии истории общественных движений проявилась также зафиксированная Р. Линд-нером тенденция к персонализации истории. Белорусские историки публикуют биографические исследования, посвященные отдельным деятелям общественных движений Х1Х - начала ХХ века [31 - 33]. В исследованиях общественной активности и массового поведения появляются такие измерения, как «историческое сознание» [34] и массовая психология [35]. В рамках гендерной истории рассматриваются отдельные аспекты участия женщин в общественной жизни Беларуси в XIX веке [36]. Объектом исследовательского интереса стала история масонства [37].

Историки, ощущая необходимость учета неинституциональных характеристик общественной деятельности и неэффективность «революционного телеологизма», активно вводят в свои работы термины «общественно-политические движения» и «общественно-политическая жизнь». Так, концепты «общественно-политическая жизнь» и «общественно-политическое движение» избрали в качестве общей интерпретационной рамки для своих исследований Н.М. Забавский [38], Н.Е. Семенчик [39], В.В. Швед [40], А.Ф. Смоленчук [41], А.В. Ерошевич [42], Р.С. Литвиненок [43], Н.С. Сташкевич [44].

Анализируя явления, которые не вписываются в рамки «освободительной борьбы» и политической деятельности исследователи используют также термин «литературно-общественное движение». При этом в фокусе внимания оказываются главным образом философско-мировоззренческие аспекты общественных движений [45]. «Культурно-национальное движение» - еще один термин, с помощью которого историки интерпретируют общественную активность на территории Беларуси в XIX - начале ХХ века [46]. Его толкование практически ничем не отличается от трактовки, предложенной В. Пичета еще в начале 1920-х годов, суть которой была тесно связана с понятием культурно-национальной автономии. Так, А. Ковко в 1991 году писал: «Наиболее очевидно и последовательно культурно--национальные, возрожденческие стремления народа проявились в новой белорусской литературе». В основе движения лежал «стихийный протест против официальной политики российско-царских властей... Протест вызывало игнорирование исторической самостоятельности белорусского этноса, языка, культуры, ассимиляция белорусского населения» [47, с. 6]. Следует

отметить, что отечественными историками до сих пор не было предложено четкое определение национального движения с учетом двух его специфических аспектов - политического и культурного.

Вместе с тем ряд исследователей рассматривает общественные движения как особый, не редуцированный к политическому или литературному процессу феномен. В частности, А. Дашкевич, определяя общественное движение как самодеятельную целенаправленную социальную активность и как важнейшее проявление общественной жизни, предпринял попытку вычленения в рамках этой активности «молодежного движения» на основе «социально-демографического состава». Существенным вкладом исследователя является анализ легальных молодежных объединений, которые выявляются как по собственно-демографическому признаку (возрасту участников), так и по их статусу. Значительный интерес представляют также сведения об организационных основаниях землячеств с «участием выходцев из западных губерний» в различных университетах [48].

В 2007 году была опубликована монография В.Ф. Батяева, посвященная развитию белорусских общественных объединений в XIX - 20-х годах ХХ века [49]. Автор рассматривает общественные объединения как объект этнологического исследования, отмечая, что с точки зрения современной культурной антропологии такие объединения являются важным элементом социальной культуры, поскольку в общественном объединении развиваются склонности и способности индивидов, обогащается их интеллект, индивиды приобщаются к общественной жизни. Личность в общественных объединениях, по его словам, через свой личный индивидуальный интерес идет к общественному прогрессу, так как результат реализации личного интереса составляет фактический вклад, который вносит общественное объединение в развитие общества, а сам процесс реализации личного интереса в рамках общественного объединения содействует развитию личности. Батяев дает определение общественного объединения главным образом через перечисление различных форм таких объединений. Однако важным с методологической точки зрения является фиксация проблемного характера анализа места общественных объединений в структуре общества, изучение их роли в обществе, а также изменений самих объединений, происходящих в связи с переменами в обществе. Характерной чертой общественных объединений В. Батяев считает то, что они создаются в основном для непосредственного воздействия «на внутреннюю среду»: главные их задачи обращены внутрь, к своим членам (на удовлетворение их интересов, воспитание), а воздействие на внешнюю среду является вторичным фактором [49, с. 10 - 12, 16]. Автор подробно рассматривает всю совокупность благотворительных, хозяйственных, духовных (научных, просветительных, художественных) объединений и объединений охраны здоровья, существовавших в Беларуси в XIX - 20-х годах ХХ века, их образование, деятельность, организационную структуру и функции. Особого внимания заслуживает его анализ «этнических аспектов» деятельности общественных объединений - изучения и распространения белорусской традиционной культуры. В частности, В.Ф. Батяев показывает активную роль таких обществ в становлении белорусской этнологии, краеведения, фольклористики, истории, археологии, а также в пропаганде белорусского театрального, музыкального, изобразительного искусства, стремлении использовать белорусский язык в издательской работе и делопроизводстве [49, с. 289 - 305].

В отечественной историографии предпринимались также попытки интерпретировать общественное движение в рамках теорий гражданского общества и публичной сферы. В частности, выдвигался тезис о том, что участие индивидов в общественной жизни (публичной сфере деятельности) в Российской империи и, в частности в Беларуси, которое определялось в XIX веке двумя терминами: «общественная самодеятельность» и «общественность» [50].

В зарубежной историографии нет системных исследований общественных движений в Беларуси в XIX - начале ХХ века. Частично данная проблематика затрагивается в работах Ст. Ланца [51; 52], Т. Зенкевича [53], Д. Файнхауза [54], опубликованных в 1990-х годах. Ряд интересных концептуальных подходов используется в работах, посвященных общественным движениям в Российской империи в XIX - начале ХХ века [55 - 64]. Эти работы, однако, не содержат специального анализа истории общественных движений на территории Беларуси.

Таким образом, в постсоветской отечественной историографии тематическое поле изучения общественных движений расширилось за счет актуализации проблематики истории легальных общественных объединений. Формирование системы общественных движений и сети добровольных общественных объединений стало рассматриваться как фактор формирования гражданского общества в Беларуси. Историки обратились к изучению таких проблем, как деятельность римско-католических организаций на территории Беларуси, сельскохозяйственные объединения и медицинские общества, краеведческое движение и создание публичных музеев, социальная работа и благотворительные объединения. Вместе с тем основной интерес вызывают объединения, существовавшие в Беларуси на рубеже XIX - XX веков.

В белорусской постсоветской историографии выявляются три основные тенденции. С одной стороны, в рамках различных тематических областей, связанных с историей общественных движений, в том числе движений социального протеста, национальных движений, деятельности политических партий, восстаний и революций, в работах отечественных историков накоплен новый эмпирический материал, требующий глубокого теоретического осмысления. А с другой - значительная часть работ носит эмпи-

рический характер и написана в рамках методологических подходов, характерных для историографии советского периода. Вместе с тем в отечественной историографии четко проявилась тенденция к переопределению совокупности феноменов, которые в советской исторической науке трактовались в рамках революционной традиции.

Заключение. Поиск новых подходов к изучению тем, связанных с историей общественных движений, сопровождается стремлением историков адаптировать новый терминологический аппарат (общественно-политическая жизнь, публичная сфера, общественные объединения, молодежное движение), что, безусловно, позволяет сформулировать новые проблемы и существенно дополнить картину сложных связей и переплетений в общественной жизни на территории Беларуси Х1Х - начала ХХ века. Это в свою очередь влечет за собой необходимость синтеза и переосмысления концептуальных подходов к исследованию перечисленного выше круга явлений, поскольку они стали рассматриваться как особый, не редуцированный к революционной борьбе и политической активности феномен. В связи с этим актуализируется проблема разработки стратегий и методологических принципов общественных движений как специального объекта исторических исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лшднэр, Р. Псторыш i улада: нацыятворчы працэс i пстарычная палггыка у Беларуа Х1Х - ХХ ст. / Р. Лшднэр. - СПб., 2005. - 540 с.

2. Кушнер, В.Ф. Аб канцэптуальных праблемах вывучэння i выкладання йсторьп / В.Ф. Кушнер, У.Н. Одар-цоу // Метадалапчныя праблемы йстарычнай навуш: зб. артыкулау па матэрыялах мiжнар. навук. канф., Мшск, 29 верасня - 1 кастрычнка 1992 г. / рэдкал.: В.Ф. Кушнер [i шш.]. - Мшск, 1993. - С. 3 - 11.

3. Коваленя, А.А Современные методологические проблемы исторической науки Беларуси / А.А. Коваленя // Теории и методы исторической науки: шаг в ХХ1 век: материалы междунар. науч. конф. / редкол.: Л.П. Репина (отв. ред.). - М., 2008. - С. 256 - 258.

4. Костюк, М.П. Современные подходы к историческим исследованиям и национальная концепция истории Беларуси / М.П. Косцюк // Метадалапчныя праблемы гютарычнай навуы: зб. арт. па матэрыялах м1жнар. навук. канф., Мшск, 29 верасня - 1 кастрычтка 1992 г. / рэдкал.: В.Ф. Кушнер [i шш.]. - Мшск, 1993. - С. 43 - 51.

5. Рудовiч, С.С. 1рляндсш рух за незалежнасць i беларускае адраджэнне першае чвэрщ ХХ ст.: паралел^ кантакты, уплывы / С.С. Рудовiч // Спадчына. - 2000. - № 2. - С. 107 - 126.

6. Бiч, М.В. Беларускае адраджэнне у Х1Х - пачатку ХХ ст. Пстарычныя асаблiвасцi, узаемаадносiны з шшыш народамi / М.В. Бiч. - Мiнск, 1993. - 30 с.

7. Токць, С. Беларуси нацыянальны рух Х1Х - пач. ХХ ст. У кантэксце нацыянальных рухау народау Цэнтральна-Усходняй Еуропы / С. Токць // Беларуака. Albaruthenika. Нацыянальныя пытаннi: матэ-рыялы II мiжнар. кангрэса беларуастау «Беларуская культура у дыялоге цывшзацый», Мiнск, 2000 г. -Мшск, 2001. - С. 68 - 76.

8. Терешкович, П.В. Белорусы в контексте национального возрождения народов западного пограничья Российской империи на рубеже Х1Х - ХХ вв. / П.В. Терешкович // Cesty k narodnimu obrozeni: belorusky a cesky model. - Prag^ 2006. - S. 41 - 61.

9. Кулевiч, 1.Р. Беларускi нацыянальны рух (1902 - 1925): гiстарыяграфiя праблемы / 1.Р. Кулевiч. -Гродна, 2007. - 139 с.

10. Смалянчук, А.Ф. Пашж краёвасцю i нацыянальнай даяй. Польски рух на беларусшх i лиоусшх землях. 1864 - люты 1917 г. / А.Ф. Смалянчук. - СПб., 2004. - 406 с.

11. Нацыянальныя пытант: матэрыялы III мiжнар. кангр. беларуастау «Беларуская культура у дыялогу ц^1-вшзацый», Мiнск, 21 - 25 мая, 4 - 7 снеж. 2000 г. / Э. Дубянецю (гал. рэд.) [i 1нш.]. - Мшск, 2001. - 224 с.

12. Функ, Ю.В. Еврейская благотворительность в Беларуси в Х1Х - начале ХХ в. и источники ее исследования: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.09 / Ю.В. Функ; БелНИИДАД. - Минск, 1999. - 27 с.

13. Сташкевiч, М.С. Перадумовы i працэс стварэння палиычных партый на Беларуа (канец Х1Х ст. -люты 1917 г.) / М.С. Сташкевiч // Беларуси пстарычны часошс. - 1999. - № 3. - С. 18 - 19.

14. Снытко, В.А. Местные организации «Союза 17 октября» в период первой Российской революции (на примере Могилевской губернии) / В.А. Снытко // Весн. Магшёуск. дзярж. ун-та iмя А.А. Куляшова. -2004. - № 4. - С. 23 - 28.

15. Лавринович, Д.С. Либеральное движение в Могилевской губернии (1905 - октябрь 1917 г.) / Д.С. Лав-ринович // Весн. Магшёуск. дзярж. ун-та 1мя А.А. Куляшова. - 2005. - № 4. - С. 3 - 8.

16. Бондаренко, К.М. История возникновения и деятельности консервативно-монархических партий России на территории Беларуси в 1905 - 1907 гг. / К.М. Бондаренко, Д.С. Лавринович // Весн. Магшёуск. дзярж. ун-та iмя А.А. Куляшова. - 2000. - № 4. - С. 13 - 23.

17. Шардыко, И.В. Кадеты и их аграрная программа в 1905 - 1914 гг. // Весн. Магшеуск. дзярж. ун-та iмя А.А. Куляшова / И.В. Шардыко. - 2008. - № 4. - С. 15 - 20.

18. Соколова, М.А. Кансерватызм на Беларуа у XIX ст. / М.А. Соколова // Беларуси пстарычны часотс. -1997. - № 1. - С. 22 - 34.

19. Соколова, М.А. Пачатак лiберальнага руху на Беларуа / М.А. Соколова // Шгогодшк 1н-та гiсторыi НАН Беларусi: зб. артыкулау / 1нстытут гiсторыi НАН Беларусi; гал. рэд. М.П. Касцюк. - Мшск, 1999. - С. 48 - 56.

20. Шалькевич, В.Ф. В.Д. Спасович и возрождение либерализма в Беларуси / В.Ф. Шалькевич // Белару-ская думка. - 1993. - № 3. - С. 14 - 19.

21. Кунцевич, К.Н. Либерализм, сущность, истоки, перспективы / К.Н. Кунцевич. - Минск, 1993. - 118 с.

22. Вернигоров, В.И. Политические партии и общественные движения в России и Беларуси: вторая половина XIX - первая треть XX века / В.И. Вернигоров. - Минск, 2001. - 176 с.

23. Сувалова, Е.Н. История общественных движений и политических партий: учеб. пособие / Е.Н. Сува-лова; Акад. МВД Респ. Беларусь. - 2-е изд., испр. и доп. - Минск, 2005. - 216 с.

24. Коклюхин, В.В. История общественных движений и политических партий / В.В. Коклюхин. - Брест, 2002. - 384 с.

25. Ашшчанка, Я. Царызм i легальныя культурна--асветнщия аргашзацьи на Беларуа у пачатку XX ста-годдзя / Я. Ашшчанка // Навшы Беларус. акад. навук. - 1992. - № 45 - 46. - С. 25 - 29.

26. Кныш, В. Сацыяльная работа на тэрыторш Беларуа у 1860 - 1890-я гады / В. Кныш // Беларуси пстарычны часотс. - 2007. - № 9. - С. 17 - 22.

27. Ганчар, А.1. Дзейнасць рымска-каталщих аргашзацый на тары-горш Беларуа у другой палове Х1Х - пач. ХХ ст. / А.1. Ганчар // Вес. Нац. акад. навук Беларуй. Сер. гуматтар. навук. - 2008. - № 2. - С. 49 - 48.

28. Грабянчук, I. Краязнаучы рух i стварэнне першых публiчных музеяу у Беларуа / I. Грабянчук // Беларуси пстарычны часошс. - 2007. - № 4. - С. 38 - 45.

29. Багдановiч, А.1. Народныя чытанш у культурна-асветнщкай дзейнасцi iнтэлiгенцыi Беларусi у другой палове Х1Х ст. / А.1. Багдановiч // Айчынная i сусветная гюторыя: сучасныя падыходы i метады дасле-давання: зб. навук. арт. У 2 ч. Ч. 1: Актуальный пытанн йсторып Беларусi. - Мiнск, 2002. - С. 99 - 108.

30. Сакалова, М.А. Легальныя грамадсия аргашзацып Беларусi у 70 - 90-х гадах XIX ст. / М.А. Сакалова // Беларуси пстарычны часошс. - 1999. - № 3. - С. 29 - 39.

31. Мыслщелi i асветнЫ Беларуа. Энцыклапедычны даведнк / рэдкал.: Б.1. Сачанка (гал. рэд.) р iнш.]. -Мiнск, 1995. - 671 с.

32. Шалькевич, В.Ф. Кастусь Калиновский. Страницы биографии / В.Ф. Шалькевич. - Минск, 1988. - 240 с.

33. Смалянчук, А.Ф. Краевец Антон Луцкевiч / А.Ф. Смалянчук // Пстарычны альманах. - 1998. - № 1. -С. 27 - 44.

34. Смоленчук, А.Ф. Историческое сознание и идеология поляков Литвы / А.Ф. Смоленчук // Славяноведение. - 1997. - № 3. - С. 100 - 105.

35. Крук, У.П. Грамадска-палтычныя погляды сялян / У.П. Крук // Псторыя сялянства Беларуа: Са стара-жытных часоу да 1996 г.: у 3 т. Т. 1 - 2 / рэдкал.: М.П. Касцюк (гал. рэд.) р шш.]. - Мшск: Беларус. навука, 1997 - 2002. - Т. 2: Псторыя сялянства Беларуа ад рэформы 1861 г. да сакавжа 1917 г. -С. 241 - 247.

36. Анофранка, Н.В. Шляхцяни-польи у грамадсим жыцщ Беларуа канца ХУШ ст. - 1813 г. / Н.В. Аноф-ранка // Эттчныя супольнасцi у Беларуа: псторыя i сучаснасць: канф. / рэдкал.: У.1. Навiцкi [i шш.]. -Мiнск, 2000. - С. 110 - 114.

37. Вольныя муляры у беларускай гiсторыi. Канец ХУШ - пачатак ХХ ст. / рэдкал.: А.Ф. Смалянчук (складальшк) р iнш.]. - Вiльня, 2005. - 280 с.

38. Забауси, М.М. Грамадска-палиычная барацьба у Беларуа у ходзе выбарау i дзейнасщ Расiйскай Дзяр-жаунай Думы I i IV склiканняу (1906 - 1917): аутарэф. д^1с. д-ра гют. навук: 07.00.02 / М.М. Забауси; Беларус. дзярж. пед. ун-т iмя М. Танка. - Мшск, 2000. - 40 с.

39. Сяменчык, М.Я. Грамадска-палiтычнае жыццё на Беларуа у перыяд Лютаускай i Кастрычнiцкай рэ-валюц^1й (сакавiк 1917 - сакавш 1918 г.): аутарэф. дыс. . д-ра гiст. навук: 07.00.02 / М.Я. Сяменчык; Беларус. дзярж. пед. ун-т iмя М. Танка. - Мшск, 2002. - 40 с.

40. Швед, В.В. Пашж Польшчай i Рас1яй: Грамадска-паллычнае ж^шцё на землях Беларусi (1772 - 1863 гг.) / В.В. Швед. - Гродна, 2001. - 416 с.

41. Смалянчук, А.Ф. Польски грамадска-паллычны рух на беларускх i лггоусих землях, 1864 - люты 1917 года: аутарэф. дыс. ... д-ра гют. навук: 07.00.02 / АФ. Смалянчук; НАН Беларуй, 1н-т гiсторыi. - М1нск, 2002. - 39 с.

42. Ерашэвiч, А.У. Уплыу напалеонауск1х войнау на грамадска-палиычнае ж^шцё Беларусi (1799 - 1815): аутарэф. дыс. ... канд. йст. навук: 07.00.02 / АУ. Ерашэвiч; НАН Беларусi, 1н-т гiсторыi. - М1нск, 2003. - 21 с.

43. Литвиненок, Р.С. Польское общественно-политическое движение в Беларуси и в Литве (конец Х1Х - 1907 г.): автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Р.С. Литвиненок; Белорус. гос. ун-т. - Минск, 1999. - 19 с.

44. Сташкевич, Н.С. Белорусское общественно-политическое движение и польские партии левой ориентации (конец Х1Х в. - 1907 г.) / Н.С. Сташкевiч // ХХ стагоддзе у пстерыи палякау i беларусау: матэрыялы бе-ларуска-польскай навук. канф., 20 - 21 лютап. 2001 г. / Бел. дзярж. ун-т; пад рэд. У. Мiхнюка. -Мшск, 2001. - С. 127 - 131.

45. XaycTOBÎ4, М.В. Беларуси лггаратурна-грамадсш рух у 30 - 40-я гады Х1Х ст.: аутарэф. дыс. ... канд. фшал. навук: 10.02.01 / М.В. Хауст^ч; Беларус. дзярж. ун-т. - Мшск, 1993. - 17 с.

46. Бiч, М.В. Беларускае адраджэнне у Х1Х - пачатку ХХ ст. Пстарычныя асаблiвасцi, узаемаадносшы з ШшьЕШ народамi / М.В. Бiч. - Мiнск, 1993.

47. Каука, А. Беларускi вызваленчы рух: спроба агляду / А. Каука // Спадчына. - 1991. - N° 1. - С. 4 - 10.

48. Дашкевiч, А.А. Маладзёжны рух Беларусi 30-х - пачатку 60-х гг. Х1Х ст.: дыс. ... канд. йст. навук: 07.00.02 / А.А Дашкевiч. - Мшск, 2003. - 120 л.

49. Батяев, В.Ф. Развитие белорусских общественных объединений в XIX - 20-е годы ХХ века. Этнологическое исследование / В.Ф. Батяев. - Минск, 2007. - 381 с.

50. Соколова, М.А. Общественные объединения и движения в Беларуси в конце ХУШ - начале ХХ века: проблемы становления гражданского общества / М.А. Соколова. - Минск, 2002. - 136 с.

51. Laniec, St. Ziemie Bialoruskie w latach reformy agrarnej, manifestacji patryotysznych i konspiracji narodowej (1860 - 1862) / St. Laniec. - Torun, 1998. - 77 s.

52. Laniec, St. Bialorus w dobie krzyzisu spoleszno-politysznego. 1900 - 1914 / St. Laniec. - Olsztyn, 1993. - 133 p.

53. Zienkiewicz, T. Polskie zycie literackie w Minsku w XIX i na pocz^tku XX wieku (do roku 1921) / Т. Zien-kiewicz. - Olsztyn, 1997. - 253 s.

54. Fajnhauz, D. 1863. Litwa i Bialorus / D. Fajnhauz. - Warszawa, 1999. - 357 с.

55. Confino, M. Idéologie et sémantique: Le vocabulaire politique des anarchistes russes / M. Confino // Cahiers du monde russe et soviétique. - 1989. - № 3 - 4. - P. 255 - 284.

56. Confino, M. Révolte juvénile et contre-culture: Les nihilistes russes des «années 60» / M. Confino // Cahiers du monde russe et soviétique. - 1990. - № 4. - Р. 489 - 537.

57. Confino, M. Present events and the representation of the past / M. Confino // Cahiers du monde russe: Russie, Empire russe, Union soviétique, États indépendants. - 1994. - № 4. - P. 839 - 868.

58. Гордеева, И. «Забытые люди». История российского коммунитарного движения / И. Гордеева. - М., 2003. - 240 c.

59. Шпорлюк, Р. Iмперiя та наци (з вторичного досвщу Украши, Росл, Польщi та Бшоруй) / Р. Шпорлюк. -Кив, 2000. - 354 с.

60. Будницкий, О.В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина XIX - начало ХХ в.) / О.В. Будницкий. - М., 2000. - 399 с.

61. Волков, В. Общественность: забытая практика / В. Волков // Pro et Contra. - 1997. - № 4. - С. 82 - 85.

62. Карпачев, М.Д. Разночинная интеллигенция как феномен политической культуры пореформенного времени / М.Д. Карпачев // Освободительное движение в России: межвуз. сб. науч. тр. / Саратовский гос. ун-т; гл. ред. Н.А. Троицкий. - Саратов, 2003. - Вып. 20. - С. 78 - 89.

63. Калашников, М.В. Понятие «либерализм» в политическом дискурсе русского общественного сознания первой трети XIX в.: (опыт историко-семантического анализа) / М.В. Калашников // Освободительное движение в России: межвуз. сб. науч. тр. / Саратовский гос. ун-т; гл. ред. Н.А. Троицкий. -Саратов, 2001. - Вып. 19. - С. 163 - 174.

64. Парсамов, В.С. Декабристы и французский либерализм / В.С. Парсамов. - М., 2001. - 240 с.

Поступила 05.10.2009

POST-SOVIET HISTORIOGRAPHY OF SOCIAL MOVEMENTS' HISTORY IN BELARUS (19th - BEGINNING OF 20th CENTURIES)

M. SOKOLOVA

In the post-soviet native history studies the thematic field of the social movements research has been widened due to actuality topicalization, the development of the social movements system, and the voluntary social associations network, the activity of Roman Catholic organisations, agricultural, and medical communities, local history movements, social work, and charitable foundations. The search for new methods of studying themes connected with the social movements history is accompanied by historian's aspiration to adopt a new conceptual vocabulary (public sphere, social associations, youth movement), which certainly allows to formulate new problems and considerably complete the picture of complex ties and interrelations in the social life on the territory of Belarus in the XIXth - the beginning of the XXh century. This, in turn, entails the necessity of synthesis and reconsideration of the conceptual approaches to the investigation in the field of social movements, which are examined in the capacity of a special phenomenon, not reduced to revolutionary struggle and political activity. In connection with the above-mentioned, the problem of strategy and methodology principle generation for the social movements as an ad-hoc test subject of the historical studies is topicalized.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.