Научная статья на тему 'ПОСТСЕКУЛЯРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И ДУХОВНЫЙ ОПЫТ НЕОИНДУИЗМА'

ПОСТСЕКУЛЯРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И ДУХОВНЫЙ ОПЫТ НЕОИНДУИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
55
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТСЕКУЛЯРНОСТЬ / СЕКУЛЯРНЫЙ ЧЕЛОВЕК / НЕОИНДУИЗМ / ДХАРМА / БРАХМАН / НАРРАТИВ / РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шурупова Мария Васильевна

В статье рассматривается постсекулярность как такая установка в мышлении, которая допускает сосуществование секулярного и религиозного, теологии и философии, веры и знания. В исследовании производится намеренная экстраполяция европейского термина «постсекулярность» в сферу неоиндуизма с целью описания реформированного индуизма как реализации постсекулярной логики. Видится, что обращение к неоиндуизму может послужить ключом в ответе на вопрос как секулярному человеку выйти из кризиса, который связан с разрушением базовых ценностей и постмодернистким подрывом оснований реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POST-SECULAR REALITY AND SPIRITUAL EXPERIENCE OF NEO-HINDUISM

This paper deals with postsecularity as a way of thinking that allows for the coexistence of secular and religious entities, theology and philosophy, faith and knowledge. The study deliberately extrapolates the European term «postsecularity» into the realm of Neo-Hinduism in order to describe the reformed Hinduism as a realization of postsecular logic. It seems that the appeal to Neo-Hinduism can serve as a key in answering the question of how a secular man can recover from the crisis associated with destruction of basic values and postmodernist dismantlement of the foundations of reality.

Текст научной работы на тему «ПОСТСЕКУЛЯРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И ДУХОВНЫЙ ОПЫТ НЕОИНДУИЗМА»

Постсекулярная реальность и духовный опыт неоиндуизма Post-secular reality and spiritual experience of Neo-Hinduism

Шурупова Мария Васильевна

Студентка 2 курса (магистратура) Философский факультет Уральский федеральный университет e-mail: mariia. shurupova@gmail. com

Shurupova Maria Vasil'yevna

Student 2 term (magistracy) Faculty of Philosophy Ural Federal University e-mail: mariia. shurupova@gmail.com

Аннотация.

В статье рассматривается постсекулярность как такая установка в мышлении, которая допускает сосуществование секулярного и религиозного, теологии и философии, веры и знания. В исследовании производится намеренная экстраполяция европейского термина «постсекулярность» в сферу неоиндуизма с целью описания реформированного индуизма как реализации постсекулярной логики. Видится, что обращение к неоиндуизму может послужить ключом в ответе на вопрос как секулярному человеку выйти из кризиса, который связан с разрушением базовых ценностей и постмодернистким подрывом оснований реальности.

Annotation.

This paper deals with postsecularity as a way of thinking that allows for the coexistence of secular and religious entities, theology and philosophy, faith and knowledge. The study deliberately extrapolates the European term «postsecularity» into the realm of Neo-Hinduism in order to describe the reformed Hinduism as a realization of postsecular logic. It seems that the appeal to Neo-Hinduism can serve as a key in answering the question of how a secular man can recover from the crisis associated with destruction of basic values and postmodernist dismantlement of the foundations of reality.

Ключевые слова: постсекулярность, секулярный человек, неоиндуизм, дхарма, брахман, Tat twam asi, нарратив, реальность.

Key words: postsecularity, secular man, Neo-Hinduism, dharma, brahman, Tat twam asi, narrative, reality.

В данной работе под секуляризацией мы будем понимать особую установку, которая была характерна для Нового времени и определялась в первую очередь через конфронтацию светского и религиозного в социальном и политическом пространстве. Хочется отметить, что при описании современного состояния общества секулярная парадигма не дает возможности к пониманию всей широты происходящих в нем процессов. Согласимся с позицией Кристины Штёкль, которая в своем докладе «К определению "постсекулярного"» определяет данный термин указывая на важность мылить его не через приставку «де-», поскольку акцент в термине «де-секуляризация» сделан на движении вниз к предшествующему состоянию. И не через приставку «пост-», где пост-секулярное мыслится во временном отношении (т.е. общество перестает быть секулярным и становится пост-секулярным). Штёкль предлагает определять термин «постсекулярное» как сосуществование секулярного и религиозного в одном едином времени. [13]

В статье «Введение в постсекулярную философию» Дмитрий Узланер проводит обзор текущих позиций в отношении постсекулярного и рассматривает то, как решается проблема взаимосвязи философии и религии в современных исследованиях. Он выделяет следующие варианты: стратегия границ в работах Юргена Хабермаса; превращение философии в теологию в работах Энтони Пола Смита и Дэниела Уистлера; стратегия аутомутации в работах Славоя Жижека, Алена Бадью, Джорджо Агамбена; попытка определения с помощью понимания секулярного как эпистемического образования или как матрицы в работах Талала Асада и Чарльза Тейлора и др. Так или иначе, в своей статье он констатирует тот факт, что теология устремляется в философию, а философия в

теологию, и в этой встрече религиозное и философское обретают новое качество, которое автор и определяет как постсекулярность. [7] Таким образом, при рассмотрении постсекулярного, мы имеем дело не только с проблемами политического и социологического дискурса, но и с трансформациями, которые затрагивают основы нашего мышления и сборку новой конфигурации реальности.

Определяя постсекулярность как особую установку в отношении западно-европейской реальности, интересно обратиться к духовным наработкам неоиндуизма. В данном исследовании производится экстраполяцию европейского термина «постсекулярность» в сферу неоиндуизма. Мы полагаем, что обращение к мировоззрению неоиндуизма может дать ответы на вопросы, с которыми сталкивается западная цивилизация при переходе к постсекуляризму, поскольку, как нам видится, в современной Индии удалось сохранить экзистенциально-важные моменты, нехватку которых ощущает современный секулярный человек. Полагаем, что опыт неоиндуизма может стать ключом в ответе на вопрос, как возможно сохранение целостности экзистенциального пространства, и как может быть реализован гармоничный диалог между различными вероисповеданиями. Для ответа на этот вопрос в ходе исследования мы также будем обращаться к идеям Жана-Франсуа Лиотара, чье представление об обществе, описанное при помощи термина «языковые игры», даст нам возможность взглянуть на неоиндуизм как на реализацию постсекулярного, которое раскрывается в виде диалога малых рассказов, не претендующих на тотализацию и при этом имеющих целостность.

Хочется отметить, что на настоящий момент отдельную проблему составляет трактовка идей индуистского мировоззрения как с христианской точки зрения, так и описание неоиндуизма с позиции секулярного мышления. Как нам видится, в обоих случаях мы имеем дело с такой ситуацией, когда, присутствует жесткая нормативность, которая характерна, если выражаться терминологией Лиотара, для большого нарратива. По мысли Лиотара, это означает, что теории, существующие в режиме великих рассказов нацелены на террористическое отношение к малым рассказам, они агрессивны и стремятся исключить другие легитимизующие рассказы. Нарративы постмодернистского дискурса, напротив, существуют в режиме языковых игр и допускают сосуществование различных легитимизующих рассказов. В данном случае мы заимствуем терминологию Лиотара и вводим логическое сравнение: большие рассказы претендуют на эпистемологическую привилегированность в той же мере, как это происходит в случае установки секулярного или христианского мышления.

Почему неоиндуизм?

Индуизм - это живая традиция, которая охватывает все сферы жизни индуиста: вопросы этики, права, общественной, частной и религиозной жизни. Несмотря на свои вариации в истории, сами индуисты мыслят индуизм как санатана-дхарму, то есть вечную традицию. Индуистское мировоззрение определяет историю как вечный круговорот, в котором реализуется божественная игра, поэтому линейное понимание истории для индуистов не играет важной роли. Однако исходя из научного интереса данного исследования, обратимся к европейскому термину «неоиндуизм». Под термином понимается реформаторский индуизм, который сформировался после деятельности таких модернизаторов ведической традиции как Вивекананда, Ауробиндо, Шри Чинмой и др., начиная с XIX века. Видится, что именно в неоиндуизме особенно ярко проявляется европейская идея постсекулярности. Отличительной чертой неоиндуизма является нацеленность на глобальный духовный проект по обновлению ведической традиции. Причем реформаторские индуистские мыслители ставили своей целью создать универсальную практическую систему, которая была бы применима не только к индуистам, но и включала бы весь западный и восточный мир. Реформаторский индуизм привнес в ведическую традицию возможность мыслить космоцентрический статус любого человека независимо от его места проживания и религиозной традиции. А также был очищен от излишних и устаревших обрядов, таких как,

например, самосожжение вдов и др. Для того, чтобы увидеть характерные черты неоиндуизма, обратимся к ключевым понятиям ведической традиции в том виде, в котором их определяют представители реформаторского индуизма.

A. Дхарма

Это центральное понятие в индуизме, которое происходит от санскритского корня «дхри» -«придерживаться». Дхарма - это закон, которой раскрывается как на уровне микро-, так и на уровне макрокосма. Отличительной чертой раскрытия этого понятия в неоиндуизме является нацеленность не столько на онтологическую плоскость, сколько на сферу антропологии. С точки зрения неоиндуистских мыслителей, у каждого человека с рождения есть только его собственный смысл существования, своя миссия, которую он должен реализовать как активный участник космического процесса. Главная цель человека состоит в том, чтобы следовать своей дхарме, тем самым быть включенным в благоустроенный космос, который сам по себе выражает мировой закон. Шри Чинмой в своей работе «Йога и духовная жизнь: путешествие души Индии» говорит о дхарме следующее: «Индуизм - это внутренний опыт, это опыт души. Индуизм - это не религия <...> Слова «религия» фактически нет в словаре индуса. В его словарь входит слово дхарма. Дхарма <...> включает в себя религию, но понятие дхармы выходит далеко за пределы обычной концепции религии. Дхарма означает внутренний закон жизни, более глубокий смысл человеческого существования <...> То, чего придерживается человек, - это его внутренний закон. Этот внутренний закон есть божественный <.> » [11]

Б. Брахман

Это понятие отсылает нас к источнику всего творения: «В области осознания Брахман — Верховный Абсолют. В области раскрытия Брахман — вездесущая Реальность. И в области проявления Брахман — приносящее бессмертие Совершенство. Брахман Творец — это Сознание-Свет, Брахман Исполнитель — Сознание-Восторг. Брахман — это внутренняя Душа всего и единственная Цель во всем» [12]. Поскольку Брахмана невозможно концептуализировать, постольку можно говорить о том, что это понятие утверждает множественность как основной космический закон. Проявление Брахмана можно созерцать в проявлении бесконечного количества божеств или в природе. Однако с ним можно соприкоснуться не только через внешнюю форму, но и через внутреннее переживание, если человек осознает, что «Tat twam asi».

B. «Tat twam asi» — «Ты есть То»

Принцип, о котором пойдет речь - это единство и тождество творения и творца. По мысли индуистских мыслителей, цель человека - осуществить Бога в каждой индивидуальной жизни, помочь миру можно только лишь осознав Всевышнее в себе и проявив его. В своих работах Шри Ауробиндо определяет человека соотнося его с Абсолютом: «Человек в его реальной натуре <...> есть дух, использующий ум, жизнь и тело для индивидуального и общественного переживания и самопроявления во Вселенной. Этот дух есть бесконечное существование, ограничивающее себя в видимом существе для личного опыта. Это безграничное сознание, которое обозначает себя в конечных формах для проявления разносторонней силы и разнообразного познания.» [10, с.44]

Свами Вивекананда, провозглашая веданту как религию будущего, многократно повторяет:

«Но Бог - Бесконечное, Безличное Бытие. Всегда пребывающий, Неизменный, Бессмертный, уничтожающий всякий страх, и вы все - Его воплощение. Его манифестация. Вот что такое Бог Веданты, и Его небеса повсюду» [6, с. 15]

Тех же принципов в определении человека через Божественное придерживается и Шри Чинмой: «Религия, какой бы могущественной она ни была, не является и не может являться посланием Индии. Её послание

— осознание своего «Я». Совершенная истина религии Индии заключается в её внешнем и внутреннем осознании Единого, который есть, Единого, который находится в процессе становления.» [11]

Постсекулярность неоиндуизма

В начале статьи мы определили постсекулярность как такую конфигурацию реальности, в которой допускается сосуществование теологии и философии, секулярного и религиозного, веры и знания. Можно сказать, что постсекулярность реализуется в диалоге малых нарративов, которые не претендуют на тотализацию и при этом имеют целостность. Описывая состояние постмодерна, Лиотар склонялся к мысли, что без существования террористических языковых игр, общество существовать не сможет, отсюда следуют неутешительные выводы в отношении постсекулярного европейского общества. Однако нам видится, что в случае индуизма и, неоиндуизма, в частности, реализация постсекулярной логики уже существует. Рассматривая логику неоиндуисткой реальности, мы видим, что с одной стороны в ней присутствует ведическая основа как ядро неоиндуизма. Это дает возможность индийцам использовать языковую игру, которая выстраивает общую реальность для большинства членов индийского общества и способствует диалогу между различными школами внутри неоиндуизма. А с другой стороны, индуисты имеют возможность самостоятельно определять свои принципы и артикулировать свои личные потребности и интересы. Неоиндуисткая реальность, открытая с помощью понятий дхарма, брахман и «Tat twam asi», утверждает тождество творения и творца, множественность как основной принцип космического закона и главенство индивидуального опыта. Можно заключить, что неоиндуизм нацелен на переход от внутрицивилизационного синтеза к синтезу планетарного масштаба. Провозглашая принцип равенства на все мировые религии, представители неоиндуизма постулируют идею о возможности гармоничного сосуществования цивилизаций. Таким образом, проведенное исследование имело своей целью описать скрытые возможности неоиндуизма как демонстрации того, каким образом постсекулярность может быть реализована. Опыт неоиндуизма может рассматриваться не только как демонстрация мирного сосуществования множественности религиозного и секулярного, но и как помощь в решении вопроса духовного кризиса, который так остро переживает секулярный человек.

Список используемой литературы:

1. Воронина М. В. Объединяющий потенциал индуизма // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2011. Т. 17. № 1. - С. 270-275.

2. Воронина М. В. Понятие духовного сердца в философии Шри Чинмоя // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. № 3-1 (59). - С. 192-198.

3. Герасимов С. В. Постсекулярность как индикатор расширения и смены концепта реальности // Человек. Культура. Образование. - 2017. № 4 (26). - С. 47-60.

4. Костюченко В. С. Классическая веданта и неоведантизм. - М.: Мысль, 1983. - 272 с.

5. Лиотар, Ж. Состояние постмодерна - СПБ: Алетейя, 2013. - 159 с.

6. Свами Вивекананда. Веданта как религия будущего? - СПБ., 1991.

7. Узланер Д. А. Введение в постсекулярную философию // Логос. - 2011. № 3 (82). - С. 3-32.

8. Узланер Д. А. Конец религии? История теории секуляризации. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. - 240 с.

9. Швейцер А. Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика - М.: Алетейя, 2002. — 288 с.

10. Шри Ауробиндо. Интегральная йога. - М.: Профит Стайл. - 2019. - 480 с.

11. Шри Чинмой. Йога и духовная жизнь: путешествие души Индии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://srichinmoYworks.org/p15/index.html (дата обращения: 17.01.2021).

12. Шри Чинмой. Комментарии к Ведам, Упанишадам и Бхагавад-Гите» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://srichinmoyworks.org/p02/index.html (дата обращения: 17.01.2021).

13. Штёкль К. К определению «постсекулярного» // Человек^и. - 2012. № 8. - С. 51-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.