of physical culture, No. 9, pp.62-64.
5. Zavalishina, S.Yu., Karpov, V.Yu., Rysakova, O.G., Rodionov, I.A., Pryanikova, N.G. and Shulgin, A.M. (2021), "Physiological Reaction of the Body of Students to Regular Physical Activity", Journal of Biochemical Technology, No. 12 (2), pp. 44-47.
6. Makhov, A.S. and Zavalishina, S.Yu. (2021), "Physiological reaction of cardiovascular system to vestibular irritation in athletes in different sports", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 97.
7. Karpov, V.Yu., Zavalishina, S.Yu., Romanova, A.V. and Voevodina, T.M. (2019), "Physiological Mechanisms of Rehabilitation in Vegetative Vascular Dystonia", Indian Journal of Public Health Research & Development, Vol. 10, No. 10, pp.1261-1265.
8. Komarov, M.N., Zavalishina, S.Yu., Karpushkin, A.A., Malyshev, A.V. and Kumantsova, E.S. (2019), "Rehabilitation Potential of Physical Activity Complex with Elements of Sports and Health Tourism in Case of Dysfunction of the Cardiovascular System in Adolescence", Indian Journal of Public Health Research & Development, No. 10 (10), pp.1814-1818.
9. Zavalishina, S.Yu. and Makhov, A.S. (2022) "Physical education for functional optimization of young body", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 58.
10. Karpov, V.Yu., Zavalishina, S.Yu., Gusev, A.V., Sharagin, V.I. and Petina, E.S. (2019), "Physical Rehabilitation of Girls with Neurocirculatory Dystonia", Indian Journal of Public Health Research & Development, Vol. 10, No. 10, pp. 2045-2050.
11. Zavalishina, S.Y. and Fadeeva, T.S. (2011), "Features erythrocytes in young people without physical training", RUDN Journal of Ecology and Life Safety, No. 2, pp. 55-62.
12. Vorobyeva, N.V., Glagoleva, T.I., Mal, G.S., Zavalishina, S.Y and Fayzullina, I.I. (2018), "Influence of physical exercise on the activity of brain processes", Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences, Vol. 9, No. 6, pp. 240-244.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.11.2022
УДК.796.035
ПОСТРОЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ЖЕНЩИНАМИ ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО САМОЧУВСТВИЯ
Ярослава Александровна Манакова, старший преподаватель, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар
Аннотация
В статье разработана модель физкультурно-оздоровительной деятельности женщин предпенсионного возраста, в которой отбор средств оздоровительной физической культуры, форм организации двигательной активности женщин осуществляется в соответствии с показателями их социально-психологического самочувствия и обусловливающих его факторов, а их реализация ориентирована на улучшение этих показателей. Цель исследования - разработка и обоснование эффективной модели физкультурно-оздоровительной деятельности женщин предпенсионного возраста. Организация исследования. На основании предварительных теоретических и эмпирических исследований составлена теоретико-методологическую базу моделирования физкультурно-оздоровительной деятельности женщин предпенсионного возраста. Выводы. Результаты теоретического анализа научной литературы и эмпирического исследования определяют правомерность и целесообразность построения физкультурно-оздоровительной деятельности женщин предпенсионного возраста на основе учета социально-психологического самочувствия.
Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная деятельность, женщины предпенсионного возраста, социально-психологическое самочувствие, педагогические условия, состав средств, модель, методика.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p346-355
CONSTRUCTION OF HEALTH-IMPROVING PHYSICAL CULTURE CLASSES WITH WOMEN OF PRE-RETIREMENT AGE, TAKING INTO ACCOUNT SOCIO-PSYCHOLOGICAL WELL-BEING
Yaroslava Aleksandrovna Manakova, the senior teacher, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar
Abstract
The article develops the model of health-improving activity of women of pre-retirement age, in which the selection of means of health-improving physical culture, forms of organization of women's motor activity is carried out in accordance with the indicators of their socio-psychological well-being and the factors that determine it, and their implementation is focused on improving these indicators. The purpose of the study is to develop and substantiate an effective model of sports and recreation activities for women of pre-retirement age. Organization of the study. Based on preliminary theoretical and empirical studies, a theoretical and methodological basis for modeling the physical culture and health-improving activities of women of pre-retirement age has been compiled. Conclusions. The results of the theoretical analysis of scientific literature and empirical research determine the legitimacy and expediency of building sports and health-improving activities for women of pre-retirement age based on the consideration of socio-psychological well-being.
Keywords: sports and recreation activities, women of pre-retirement age, socio-psychological well-being, pedagogical conditions, composition of means, model, methodology.
ВВЕДЕНИЕ
Как реакция научного сообщества на изменения социально-экономических основ общественной жизни, целевых ориентиров и приоритетов государственной социальной политики и т. д., в последние годы актуализировалась исследования, посвященные использованию средств оздоровительной физической культуры для поддержания и укрепления здоровья взрослого населения. Соответственно, и проблема сохранения здоровья женщин старших возрастных групп стала предметом многих научных исследований. В рамках данной проблематики выполнены работы, посвященные определению методологических основ и практических способов совершенствования показателей физического развития, физической подготовленности женщин второго периода зрелого возраста. В качестве эффективных средств раскрыты современные фитнес-технологии, различные виды оздоровительной гимнастики, формы рекреационной деятельности (скандинавскую ходьбу, туризм), а также использование интернет-технологий и дистанционных способов организации взаимодействия в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности и др. [2]. Обоснованы ключевые основания лимитирования нагрузок, отбора содержания, определения режимов физкультурно-оздоровительной деятельности, такие как: уровни здоровья, функциональные характеристики физической подготовленности с учетом возрастных особенностей, соматотип, специфика профессионального труда [1, 4, 6, 11]. Социально-психологические аспекты личности субъектов физкультурно-оздоровительной деятельности затронуты в исследованиях Н.Д. Самоделкиной (формирование ценностного отношения женщин к своему здоровью), Н.В. Селиверстовой (психофизическая коррекция Я-концепции лиц пожилого возраста) [8, 9].
Одновременно исследователи фиксируют внимание на том, что на психику такой демографической группы населения, как женщины предпенсионного возраста (55-60 лет) в последние годы усилилось воздействие комплекса негативных социально-экономических, психоэмоциональных, физических факторов что, в частности, проявляется в ухудшении показателей социально-психологического самочувствия [10]. Однако, собственно социально-психологическое самочувствие личности и определяющие его факторы в качестве оснований целеполагания и отбора содержания физкультурно-оздоровительной деятельности женщин предпенсионного возраста, в научных исследова-
ниях не рассматривались. При этом очевидна необходимость их учета с точки зрения формирования устойчивой мотивации двигательной активности, сознательного и ответственного отношения женщин к своему здоровью, создания оптимальных организационных основ физкультурно-оздоровительной деятельности названной категории населения и т. д. Таким образом, в настоящее время актуализирована научная проблема, заключающаяся в необходимости поиска ответа на вопрос: какова модель физкультурно-оздоровительной деятельности женщин предпенсионного возраста, учитывающая их социально-психологическое самочувствие?
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Движение к цели осуществлялось исходя из предположения о том, что физкультурно-оздоровительная деятельность женщин предпенсионного возраста будет эффективной, если при ее моделировании учитывается социально-психологическое самочувствие занимающихся, определяющее состав средств физической культуры, приоритетные формы физкультурно-оздоровительной деятельности; при организации занятий оздоровительной физической культурой используются или корректируются субъективные факторы, влияющие на социально-психологическое самочувствие и определяющие, наряду с двигательными средствами, режимы и формы двигательной активности, содержание про-светительско-мотивирующей деятельности.
Исследование осуществлялось как процесс последовательного решения задач с использованием адекватных научных методов:
- методом теоретического анализа и синтеза научной (психологической, социологической, физиологической, педагогической) литературы уточнены показатели социально-психологического самочувствия и обусловливающие его факторы; методами анкетирования и экспертной оценки выявлены специфические значения компонентов и факторов социально-психологического самочувствия женщин предпенсионного возраста, как основания моделирования физкультурно-оздоровительной деятельности;
- методом теоретического анализа результатов научных исследований, нормативно-правовых документов, методических разработок, а также путем изучения и обобщения практического опыта организации двигательной активности разных демографических групп населения определен комплекс педагогических условий эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности женщин предпенсионного возраста;
- методом теоретического анализа научных данных с последующим анкетированием и экспертной оценкой обоснован состав средств физической культуры, как содержание физкультурно-оздоровительной деятельности женщин предпенсионного возраста с учетом показателей и факторов социально-психологического самочувствия, определены востребованные организационные формы и режимы занятий.
Вышеназванные результаты позволили разработать модель физкультурно-оздоровительной деятельности женщин предпенсионного возраста, учитывающую показатели и факторы их социально-психологического самочувствия.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В качестве оснований для разработки модели физкультурно-оздоровительной деятельности женщин зафиксированы нижеследующие положения.
Социально-психологическое самочувствие отражает восприятие и оценку личностью социального окружения, текущей социальной ситуации, собственной роли и места в ней, а также перспектив дальнейшего личностного и общественного развития. Показателями благоприятного социально-психологического самочувствия личности выступают: удовлетворенность жизнью; удовлетворенность социальным взаимодействием (удовлетворение потребностей в общении); эмоциональная стабильность, устойчивость; позитивное самоотношение, самопринятие; социально-психологическая адаптированность;
низкий уровень тревожности [5].
Наиболее значимыми субъективными факторами социально-психологического самочувствия являются: состояние здоровья (отсутствие серьёзных травм и хронических заболеваний, функциональных отклонений); физическое состояние (внешний вид, параметры фигуры, оптимальная работоспособность); благоприятные межличностные взаимоотношения (гармоничные отношения с близкими, дружба, достаточный объем и удовлетворяющее качество общения); творческая самореализация (самовыражение в значимых для личности сферах жизнедеятельности); профессиональная стабильность (устойчивость трудового статуса, положения в профессиональном сообществе); рациональная организация досуга (наличие свободного времени, возможность и желание его использовать продуктивно) [4].
Указанные общие структурно-содержательные характеристики, а также их эмпирически выявленные специфические показатели у женщин предпенсионного возраста позволяет зафиксировать, что социально-психологическое самочувствие определяет характер (особенности) моделирования физкультурно-оздоровительной деятельности женщин предпенсионного возраста в следующих аспектах:
- целевом - ориентация на улучшение показателей социально-психологического самочувствия посредством прямого и косвенного (через обусловливающие факторы) воздействия на его компоненты средствами физической культуры;
- содержательном - отбор физических упражнений, физкультурно-оздоровительных комплексов, систем и технологий, оказывающих направленное и сопряженное (комплексное) воздействие на показатели и факторы социально-психологического самочувствия; проектирование и реализация мотивационно-просветительских мероприятий на основе информации о детерминации социально-психологического самочувствия факторами физического состояния, развития, самочувствия и о воздействии двигательной активности на эти факторы;
- организационно-методическом - организационные формы, периодичность, режимы физкультурно-оздоровительной деятельности определяются характеристиками образа жизни, режима труда и отдыха, социально-коммуникативными потребностями; отбор методов активизации физкультурно-оздоровительной деятельности, обеспечения ее систематичности и непрерывности определяется характером и уровнем мотивированности к двигательной активности.
При моделировании физкультурно-оздоровительной деятельности женщин предпенсионного возраста целесообразно использование специальных и общепедагогических средств. Специальные средства включают системы оздоровительного фитнеса различных направлений, виды и формы физической рекреации, подвижные игры и пр., которые как непосредственно обеспечивают улучшение показателей социально-психологического самочувствия занимающихся, так и опосредованно - благодаря обеспечению профилактики и стабилизации негативных возрастных изменений физического состояния, повышению уровня физической подготовленности женщин. Общепедагогические средства обеспечивают оптимизацию влияния субъективных внешних факторов на социально-психологическое самочувствие занимающихся и включают мотивационные беседы и консультации, здоровьесберегающее просвещение, обучение навыкам самоорганизации двигательной активности.
Разработанная модель предназначена для оптимизации социально -психологического самочувствия женщин предпенсионного возраста путем прямого воздействия на его компоненты и опосредованного воздействия через оптимизацию определяющих его факторов. Она обеспечивает создание педагогических условий для комплексного положительного воздействия средств оздоровительной физической культуры на физические и социально-психологические качества женщин предпенсионного возраста с учетом актуального состояния их здоровья, физической подготовленности, а также ин-
тересов и потребностей в области двигательной активности. Показатели социально-педагогического самочувствия и обусловливающих его факторов составляют проективный блок модели. Модель характеризует реализацию средств оздоровительной физической культуры и общепедагогических средств, соответствующих объективным потребностям (исходящим из физического состояния и физиологических особенностей женщин предпенсионного возраста), субъективным интересам (отражающим мотивы и привлекательные формы двигательной активности, проблемы социально-психологического самочувствия), отраженных в содержательном блоке модели; предполагает систематический мониторинг социально-психологического самочувствия, состояния здоровья и физического состояния, физической подготовленности посредством использования специального критериально-диагностического инструментария (контрольно-учетный блок) и на этой основе своевременное или превентивное осуществление коррекции содержания, форм и объемов двигательной активности женщин предпенсионного возраста (организационно-методический блок) в соответствии с субъективно-объективными возможностями занимающихся (связанными с социальным положением, образом жизни, профессиональной и семейно-бытовой загруженностью).
Итак, структурно модель, которая представлена в таблице 1, включает четыре взаимосвязанных блока: проективный, содержательный, организационно-методический и контрольно-учетный.
Таблица 1 - Модель организации физкультурно-оздоровительной деятельности женщин предпенсионного возраста на основе учета социально-психологического самочувствия
Блоки методики и их элементы Состав элементов методических блоков Содержание элементов методических блоков
Проективный блок
Цель Оптимизация социально-психологического самочувствия женщин предпенсионного возраста посредством рациональной организации двигательной активности
Задачи 1. Мониторинг социально-психологического самочувствия. 2. Мониторинг факторов социально-психологического самочувствия (физического состояния, состояния здоровья, образа жизни) 3. Определение рациональных режимов двигательной активности и форм ее организации. 4. Отбор и реализация специальных и общепедагогических средств (в соответствии с социально-психологическим самочувствием, физическим состоянием, состоянием здоровья, двигательными интересами). 5. Определение оптимальных двигательных режимов, систематическая коррекция содержания и режимов двигательной активности на основе данных мониторинга.
Содержательный блок
Средства физической культуры Специальные средства непосредственного, направленного и сопряженного, воздействия Системы йоги, китайской гимнастики ушу и ее разновидностей; подвижные игры, дыхательная гимнастика, оздоровительное плавание, формы рекреационной деятельности (прогулки на свежем воздухе, оздоровительная ходьба, оздоровительный туризм и др.)
Специальные средства опосредованного, направленного и сопряженного, воздействия Разные виды гимнастики (включая фейсбилдинг) и аэробики (включая аквааэробику), силовые фитнес-программы (включая атлетическую гимнастику), фитнес-программы функциональной направленности с оборудованием (гантели, бодибары, амортизаторы, мячи, core, bosu и др.)
Общепедагогич. средства опосредованного воздействия Оптимизируют мотивационно-ценностные и когнитивные составляющие факторов социально-психологического самочувствия Мотивационные беседы и консультации, здоровьесбере-гающее просвещение, обучение навыкам самоорганизации двигательной активности
Блоки методики и их элементы Состав элементов методических блоков Содержание элементов методических блоков
Средства методического сопровождения Обеспечивают самостоятельную двигательную активность Рекомендации по объемам и интенсивности физических нагрузок; рекомендации по содержанию двигательной деятельности; комплексы физических упражнений
Средства обеспечения обратных связей Икт Общий чат группы (вк, вотсап, фейсбук, телеграмм )
Консультации Плановые и по запросу, индивидуальные и групповые
Организационно-методический блок
Формы занятий Организованные групповые Занятия в группах здоровья Групповые занятия по фитнес-программам
Организованные индивидуальные Индивидуальные занятия по фитнес-программам Индивидуальные занятия в тренажерном зале Индивидуальные занятия оздоровительным плаванием
Самостоятельные Утренняя гигиеническая гимнастика Занятия в режиме дня Рекреационная деятельность
Режимы занятий Организованные (на базе физкультурно-оздоровительных центров) 3 раза в неделю в условиях реального взаимодействия (оптимально); 2 раза в неделю - занятия в условиях реального взаимодействия, 1 раз в неделю - занятие в условиях дистанционного взаимодействия (средняя оптимальность); 1 раз в неделю - занятие в условиях реального взаимодействия, 2 раза в неделю - занятия в условиях дистанционного взаимодействия (оптимальность ниже среднего).
Самостоятельные в режиме дня Ежедневно, при методическом сопровождении инструктора (превентивном и актуальном, реальном и дистанционном)
Самостоятельные рекреационные 1 раз в неделю
Методы Реализации специальных средств ФК Сопряженного воздействия, круговой и соревновательный методы
Просвещения и стимулирования активности занимающихся, Беседа, соревнование, педагогическое оценивание, убеждение
Установления и поддержания обратных связей Опрос, беседа, консультирование
Контрольно-учетный блок
Методики диагностики социально- психологического самочувствия Удовлетворенностью жизнью Тест «индекс жизненной удовлетворенности» Н.В. Паниной
Удовлетворенность социальным взаимодействием Тест-анкета «причины эмоционального дискомфорта» Л.В. Куликова (шкала коммуникативных показателей)
Эмоциональная устойчивость Тест «методика определения доминирующего состояния: краткий вариант» Л.В. Куликова (шкале «эмоциональная устойчивость-неустойчивость»)
Социально-психологическая адаптированность Тест социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда
Самоотношение Тест социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда (шкала самопринятия) Тест «методика определения доминирующего состояния: краткий вариант» Л.В. Куликова (шкала «положительный-отрицательный образ себя»)
Тревожность Тест «методика определения доминирующего состояния: краткий вариант» Л.В. Куликова (шкала «спокойствие-тревога»)
Физического состояния Тест контрэкс-2
Состояния здоровья Методика определения уровня здоровья Г.Л. Апанасенко
Отношения к своему здоровью, внешности, образу жизни Тест - анкета «причины эмоционального дискомфорта» Л.В. Куликова
Образа жизни Методика «индекс физической активности» Е.М. Ревенко, Т.Ф. Зелова, О.Н. Кривощекова
Блоки методики и их элементы Состав элементов методических блоков Содержание элементов методических блоков
Уровни социально- психологического самочувствия Определяются на основе диагностированных уровней шести показателей; тестовые результаты переводятся в условные баллы (усл. б.): низкий уровень - 1 усл. б. Средний уровень - 2 усл. б. Высокий уровень - 3 усл. б. Уровни определяются с на основе суммирования условных баллов по всем тестам (всего 6): Низкий уровень - 6-10 усл. б. Средний уровень - 10-14 усл. б. Высокий уровень - 14-18 усл. б.
Уровни физического состояния В соответствии с использованными методиками, определяются уровни: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий. * - по данному показателю выделяются три уровня (низкий, средний, высокий)
Уровни здоровья
Уровни отношения к значимым факторам*
Степень активности образа жизни
Очевидно, важнейшей частью модели, непосредственно определяющей содержание и организацию физкультурно-оздоровительной деятельности женщин предпенсионного возраста, выступают используемые средства. Выделенные специальные средства, представленные в таблице 2, дифференцированы в зависимости от направленности воздействий и организационных форм, в которых они применяются.
Таблица 2 - Средства оздоровительной физической культуры, дифференцированные по направленности воздействий и организационным формам_
Задачи применения средств Организационные формы физкультурно-оздоровительной деятельности / используемые средства оздоровительной физической культуры
Организованные Самостоятельные
Групповые Индивидуальные В режиме дня Рекреационные
Снижение тревожности Аквааэробика пила-тес ритмическая и танцевальная гимнастика Йога; оздоровительное плавание Дыхательные упражнения Прогулки на свежем воздухе
Повышение эмоциональной устойчивости Подвижные/ спортивные игры ритмическая и танцевальная гимнастика Йога; оздоровительное плавание Оздоровительный бег и ходьба
Снижение массы тела, снижение доли жировой массы Пилатес; степ-аэробика аквааэробика Тренажеры Стретчинг Велосипедные прогулки
Улучшение рельефов тела Пилатес фитбол-аэробика Тренажеры; йога Суставная гимнастика; стретчинг; фит-бол-аэробика; утренняя гигиеническая гимнастика
Улучшение состояния кожи Пилатес аквааэробика Утренняя гигиеническая гимнастика Прогулки на свежем воздухе
Повышение работоспособности, активности Подвижные/спортивные игры ритмическая и танцевальная гимнастика Тренажеры Утренняя гигиеническая гимнастика оздоровительный бег и ходьба Прогулки на свежем воздухе
Укрепление опорно-двигательного аппарата Степ-аэробика фит-бол-аэробика Оздоровительный бег и ходьба; суставная гимнастика; стрет-чинг
Профилактика заболеваний ССС Аквааэробика Тренажеры; оздоровительное плавание Оздоровительная ходьба Прогулки на свежем воздухе
Развитие гибкости Пилатес аквааэробика фитбол-аэробика Суставная гимнастика; стретчинг
Задачи применения средств Организационные формы физкультурно-оздоровительной деятельности / используемые средства оздоровительной физической культуры
Организованные Самостоятельные
Групповые Индивидуальные В режиме дня Рекреационные
Развитие координации Степ-аэробика подвижные/спортивные игры ритмическая и танцевальная гимнастика
Развитие общей выносливости Аквааэробика Тренажеры; оздоровительное плавание Оздоровительный туризм
В заключение отметим, что теоретические данные о целесообразном содержании занятий оздоровительной физической культурой с женщинами предпенсионного возраста, полученных в результате теоретического анализа научной литературы, были уточнены путем проведения пилотных исследования на базе физкультурно-оздоровительных центров г. Краснодара, Минеральных вод, Кисловодска. В пилотных исследованиях приняли участие порядка 300 испытуемых; их результаты подтвердили, как привлекательность, так и действенность отдельных средств, содержания, форм и режимов организации двигательной активности женщин 55-60 лет.
Комплексная проверка эффективности целостной модели физкультурно-оздоровительной деятельности женщин предпенсионного возраста с учетом социально-психологического самочувствия составляет содержание отдельного эмпирического исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
О целесообразности построения физкультурно-оздоровительной деятельности женщин предпенсионного возраста на основе учета социально-психологического самочувствия свидетельствуют специфические характеристики показателей социально-психологического самочувствия (сниженные величины эмоциональной устойчивости, самоотношения, социально-психологической адаптированности, удовлетворенности разными сторонами жизни; завышенные показатели тревожности) и обусловливающих его факторов. Разработанная модель способствует оптимизации социально-психологического самочувствия женщин предпенсионного возраста путем прямого воздействия на его компоненты и опосредованного воздействия через оптимизацию определяющих его факторов. Она обеспечивает создание педагогических условий для комплексного положительного воздействия средств оздоровительной физической культуры на физические и социально-психологические качества женщин предпенсионного возраста с учетом актуального состояния их здоровья, физической подготовленности, а также интересов и потребностей в области двигательной активности. Показатели социально-педагогического самочувствия и обусловливающих его факторов составляют проективный блок модели.
Модель характеризует реализацию средств оздоровительной физической культуры и общепедагогических средств, соответствующих объективным потребностям (исходящим из физического состояния и физиологических особенностей женщин предпенсионного возраста), субъективным интересам (отражающим мотивы и привлекательные формы двигательной активности, проблемы социально-психологического самочувствия), отраженных в содержательном блоке модели; предполагает систематический мониторинг социально-психологического самочувствия, состояния здоровья и физического состояния, физической подготовленности посредством использования специального критериально-диагностического инструментария (контрольно-учетный блок) и на этой основе своевременное или превентивное осуществление коррекции содержания, форм и объемов двигательной активности женщин предпенсионного возраста (организационно-методический блок) в соответствии с субъективно-объективными возможностями занимающихся (связанными с социальным положением, образом жизни, профессиональной и семейно-
бытовой загруженностью).
ЛИТЕРАТУРА
1. Кабачкова А.В. Возможности оздоровительной физической культуры для женщин пожилого возраста (55-68 лет) / А.В. Кабачкова, А.М. Дмитриева // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - № 391. - С. 195-201.
2. Киреева А.В. Экономическая эффективность занятий оздоровительной физической культурой работников умственного труда / А.В. Киреева, И.В. Антипенкова, Ю.А. Буслаева // "Физическая культура и спорт. Олимпийское образование": материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Краснодар. - 2021. - С. 179-181.
3. Курова Т.В. Технология применения средств фитнеса в психофизической подготовке женщин пожилого возраста сферы умственного труда / Т.В. Курова // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 7. - С. 55-58.
4. Ладыгина Е.Б. Университет старшего возраста: новые возможности продления активного периода жизни лицам предпенсионного и пенсионного возраста / Е.Б. Ладыгина, Б.А. Ладыгин, О.Э. Евсеева // Адаптивная физическая культура. - 2020. - № 2 (82). - С. 10.
5. Мосина О.А. Педагогическая модель геронтообразования // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 3 (70). - С. 268-270.
6. Резников В.А. Технология оздоровительной тренировки женщин среднего возраста с отклонениями в состоянии здоровья : дис. ... канд. пед. наук / Резников Владимир Александрович.
- Москва, 2017. - 207 с.
7. Романенко Н.И. Содержание физической подготовки женщин 35-45 лет с использованием различных видов фитнеса на основе учета сомтатотипа: дис. ... канд. пед. наук / Романенко Наталия Ивановна. - Краснодар.,2013 - 195 с.
8. Самоделкина Н.Д. Формирование целостного отношения женщин к своему здоровью средствами комплексных оздоровительных технологий: дис. ... канд. пед. наук / Самоделкина Надежда Дмитриевна. - Челябинск, 2009. - 214 с.
9. Селиверстова Н.С. Психофизическая коррекция Я-концепции лиц пожилого возраста: дис. ... канд. пед. наук / Селиверстова Надежда Сергеевна. - Санкт-Петербург, 2017. - 175 с.
10. Шабунова А.А. Разработка методологического подхода к изучению социального здоровья как индикатора общественного развития / А.А. Шабунова, М.В. Морев // Социологический альманах. - 2015. - № 6. - С. 473-489
11. Шпагин, С. В. Содержание и направленность оздоровительной физической культуры женщин пожилого возраста: дис.. .канд. пед. наук / Шпагин Сергей Владимирович. - Тамбов, 2018.
- 146 с.
REFERENCES
1. Kabachkova, A.V. and Dmitrieva, A.M. (2015), "Possibilities of health-improving physical culture for elderly women (55-68 years old)", Bulletin of the Tomsk State University, No. 391, pp. 195201.
2. Kireeva, A.V., Antipenkova, I.V. and Buslaeva, Yu.A. (2021), "Economic efficiency of health-improving physical education for mental workers", Physical education and sports. Olympic education": materials of the International scientific and Practical conference, Krasnodar, pp. 179-181.
3. Kurova, T.V. (2013), "Technology of using fitness means in the psychophysical training of elderly women in the sphere of mental labor", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 55-58.
4. Ladygina, E.B., Ladygin, B.A. and Evseeva, O.E. (2020), "University of senior age: new opportunities for prolonging the active period of life for persons of pre-retirement and retirement age", Adaptive physical culture, No. 2(82), pp. 10.
5. Mosina, O.A. (2018). "Pedagogical model of geronto education", World of science, culture, education, No. 3 (70), pp. 268-270.
6. Reznikov, V.A. (2017), Health-improving training technology for middle-aged women with health problems, dissertation, Moscow
7. Romanenko, N.I. (2013), The content ofphysical training of women aged 35-45 using different types of fitness based on somatotype accounting, dissertation, Krasnodar.
8. Samodelkina, N.D. (2009), Formation of a holistic attitude of women to their health by means of integrated health technologies, dissertation, Chelyabinsk.
9. Seliverstova, N.S. (2017), Psychophysical correction of the self-concept of the elderly, dissertation, St. Petersburg.
10. Shabunova A.A. and Morev M.V. (2015), "Development of a methodological approach to the study of social health as an indicator of social development", Sociological almanac, No. 6, pp. 473-489/.
11. Shpagin S. V. (2018), The content and orientation of health-improving physical culture of elderly women, dissertation, Tambov.
Конт актная информация:yas8102@yandex. ru
Статья поступила в редакцию 09.11.2022
УДК 796.011.3
ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОЙ
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Татьяна Юрьевна Маскаева, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет транспорта, г. Москва; Елена Владимировна Жирнова, доцент, Юлия Сергеевна Князева, старший преподаватель, Московский государственный технический университет им. Н. Э Баумана, Москва
Аннотация
В статье представлен опыт применения дистанционных технологий в процессе реализации дисциплин по физической культуре со студентами специального медицинского отделения в период пандемии. Цель исследования: провести анализ последствий дистанционной формы обучения для физической подготовленности студентов специальной медицинской группы. Исследование было проведено с участием 39 студентов 2-3 курсов, технического университета им. Н.Э. Баумана, относящихся по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занимающихся плаванием в период 2020-2021 учебного года. В работе использовались следующие методы исследования: изучение и анализ специальной литературы, педагогическое тестирование и наблюдение, методы математической статистики. Полученные результаты и их обсуждение. За период дистанционного обучения у студентов специальной медицинской группы не произошло значительного снижения физических качеств, что свидетельствует об эффективности разработанной модели с применением дистанционных технологий для данного контингента занимающихся и возможности её дальнейшего использования в процессе физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем.
Ключевые слова: физическая подготовленность, студенты специального медицинского отделения, дистанционные технологии.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p355-358
DYNAMICS OF PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS OF THE SPECIAL MEDICAL GROUP DURING THE PERIOD OF DISTANCE LEARNING
Tatyana Yuryevna Maskaeva, the candidate of pedagogical sciences, docent, Russian University Transport, Moscow; Elena Vladimirovna Zhirnova, the docent, Yulia Sergeevna Knyazeva, the senior teacher, Bauman Moscow State Technical University
Abstract
The article presents the experience of using remote technologies in the process of implementing disciplines in physical culture with students of the special medical department during the pandemic. The purpose of the study: to analyze the consequences of distance learning for the physical fitness of students of the special medical group. The study was conducted with the participation of 39 students of 2-3 courses, Technical University. N.E. Bauman, related to the state of health to a special medical group, involved in swimming during the 2020-2021 academic year. The following research methods were used in the work: the study and analysis of special literature, pedagogical testing and observation, methods of mathematical statistics. The results obtained and their discussion. During the period of distance learning, students of the