Секция «Метрология, стандартизация, сертификация»
процессов производства изделия в условиях массового, крупносерийного типа производства следует определять по уровню совокупности технологических процессов производства деталей, сборочных единиц, входящих в это изделие.
Уровень технологических процессов производства изделия в условиях среднесерийного, мелкосерийного и единичного типов производства следует определять по уровню технологических процессов видов производств по цехам, участкам производства.
Технологические процессы и виды производств, которые применяются при производстве изделия или типового представителя, входят в перечень технологических процессов и видов производств.
Расчет уровня технологических процессов производства изделия в условиях массового, крупносерийного типов производств ведется в следующей последовательности [1]:
- определяется по показателям уровень технологических процессов производства деталей по отдельным видам производств;
- определяется уровень совокупности технологических процессов каждого вида производства с учетом весовых соотношений каждого технологического процесса внутри вида;
- определяется уровень технологических процессов производства изделия как совокупность технологических процессов каждого вида с учетом весовых соотношений каждого вида производства изделия.
Оценка уровня технологических процессов производства на предприятии. Уровень технологических процессов производства на предприятии следует определять как совокупность уровней технологических процессов видов производств с учетом их весовых соотношений в общей структуре трудоемкости изготовления на предприятии.
Расчет уровня технологических процессов производства на предприятии ведется в следующей последовательности:
- определяется по показателям уровень технологических процессов вида производства;
- определяется уровень технологических процессов производства на предприятии, как совокупность уровней процессов каждого вида с учетом весовых соотношений.
Уровень технологии любого производства оказывает решающее влияние на его экономические показатели, поэтому выбор оптимального варианта технологического процесса должен осуществляться исходя из важнейших показателей его эффективности; производительности, себестоимости и качества производимой продукции.
Библиографическая ссылка
1. РД 50-532-85 ЕСТПП. Аттестация технологических процессов.
© Волкова Г. Д., Захарова Н. В., 2011
УДК 658.5
А. В. Дмитриева Научный руководитель - Е. А. Жирнова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПОСТРОЕНИЕ ВЗИМОВЫГОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ПОСТАВЩИКАМИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «КЗХ «БИРЮСА»
Рассмотрены перспективы создания стабильных долговременных отношений с поставщиками на основе улучшения действующей системы менеджмента качества на примере предприятия ОАО «КЗХ «Бирюса».
В настоящее время Красноярский завод холодильников «Бирюса» существенно корректирует, вносит изменения и улучшает действующую систему качества. Разработаны, утверждены и внедряются в практическую деятельность философия и концепция системы качества. Провозглашенная цель системы качества -понять конкурентоспособность ОАО «КЗХ «Бирюса» за счет радикального улучшения качества выпускаемой продукции и реорганизации производственной деятельности и производственных отношений на принципах всеобщего менеджмента качества (TQM).
Развитие системы качества предусматривает ряд мероприятий, одним из которых является создание новой системы взаимоотношений с поставщиками, позволяющей радикально улучшить качество поставок.
Для решения оперативных задач предприятие создает специальную систему оценки поставщиков, способную оказать экономическое и психологическое воздействие на поставщиков с тем, чтобы заставить
их неукоснительно выполнять требования контрактов, стандартов и технических условий.
Создание документированной системы сопровождается разработкой систем мотивации, вовлекающих весь персонал в процессы улучшения качества и побуждающих работать по правилам системы качества, а также массовым обучением персонала предприятия, принципам и методам менеджмента качества.
Залог успеха предприятия заключается в построении взаимовыгодного сотрудничества с поставщиками. Организация и поставщики взаимозависимы, и их взаимовыгодные отношения увеличивают их способность создавать ценности.
Применение принципа «Взаимовыгодные отношения с поставщиками» - это осуществление в организации деятельности, направленной на идентификацию и выбор основных поставщиков; установление взаимоотношений, уравновешивающих краткосрочные выгоды с долгосрочными целями предприятия и об-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки
щества; установление ясных и открытых контактов; объединение знаний и ресурсов основных партнеров; инициирование, поощрение и признание улучшений и достижений поставщиков; инициирование совместных разработок и улучшение продукции и процессов; совместную работу по четкому пониманию потребно -стей потребителя; разработку совместных действий по улучшению; обмен информацией и планами на будущее [1].
Основной целью данного принципа является изменение стратегии предприятия ОАО «КЗХ «Бирюса» в отношении взаимодействия со своими поставщиками. Только взаимовыгодные отношения обеспечивают обеим сторонам наилучшие возможности и выгоды.
Взаимные усилия по обеспечению непрерывного улучшения должны стать нормой деятельности для обеих сторон. Система менеджмента качества должна включать предпосылки построения именно такого взаимодействия.
Стабильные долгосрочные отношения с поставщиком ведут к тому, что поставщик будет в большей степени заботиться о качестве поставок. Кроме того, ОАО «КЗХ «Бирюса» станет для него постоянным потребителем.
Если относиться к поставщику как к источнику дополнительной прибыли и постоянно требовать от него снижения цен или работать на краткосрочных контрактах, то бизнес поставщика будет сопровождаться повышенным риском, и он, в свою очередь, начнет страховать свои риски повышением цен.
Рассмотрим построение системы взаимоотношений с поставщиками. Она должна строиться в первую очередь на основе партнерства, когда сотрудничество выгодно и престижно не только ОАО «КЗХ «Бирюса», но и его поставщикам, именно в этом случае можно ожидать эффективной работы от завода «Бирюса». Необходимо стремиться к сотрудничеству исключительно с лучшими поставщиками, которых ОАО «КЗХ «Бирюса» будет воспринимать как партнеров по бизнесу.
В настоящее время не выгодно покупать продукцию «по дешевке», поскольку при ближайшем рассмотрении оказалось, что это себе дороже. При переработке низкокачественного сырья обычно ухудшаются расходные коэффициенты, увеличивается доля несоответствий и затрудняется реализация технологического процесса. Все это ведет к остановкам, задержкам, и, в конечном счете, к росту себестоимости продукции.
Не стоит устраивать конкуренцию между поставщиками для снижения цен. Это может привести к по-
тере перспективных поставщиков. А поиск поставщика и налаживание отношений с ним - дело долгое, дорогое и не очень надежное. Лучше стремиться к постоянным отношениям. Тогда появляется возможность управления цепочками ценностей. Управление цепочками добавленных ценностей для клиентов создает новый тип отношений между поставщиком и потребителем, получивший название «комейкершип», что значит: «вместе сделаем, вместе выиграем». Именно такие отношения создают конкурентные преимущества для пары поставщик-потребитель.
Анализ взаимоотношений между поставщиками и потребителями показывает, что не удается ограничиться только цепочками ценностей. Действительно, каждое предприятие вступает в многочисленные разнообразные отношения. Так, ОАО «КЗХ «Бирюса» может у своего поставщика покупать сырье, у другого поставщика - оборудование, у третьего - какие либо услуги и так далее. Приходится говорить не о цепочках, а, скорее, о сетях организаций (так называемое корпоративное взаимодействие).
Вовлечение поставщика в отношения с ОАО «КЗХ «Бирюса» проходит через серию естественных этапов. В обычной практике все начинается с формальных отношений чужих людей - производителя и потребителя. Они подписывают контракт, на основании которого производитель действует строго по чертежу и техническим условиям. При этом он совершенно равнодушен, у него нет никакого отношения к чертежу. Поэтому, поставщика надо вовлекать гораздо раньше, еще в процессе анализа концепции, а затем при изучении конструкции. Окрыленный вниманием, поставщик захочет начать у себя внедрение системы «точно вовремя» и сделает, таким образом, первый шаг к непрерывному совершенствованию своего производства.
Сотрудничество должно стать важнейшим фактором в выработке политики. Оно не должно учитываться лишь от случая к случаю, случайным образом, оно должно быть целью. Это нужно для становления нового стиля управления. Это и есть преобразование -от грубого индивидуализма к настоящему сотрудничеству.
Библиографическая ссылка
1. Дмитриева А. В., Жирнова Е. А., Шамлицкий Я. И. Порядок оценки и мотивации поставщиков ОАО «Красноярский завод холодильников «Бирюса» // Вестник СибГАУ. 2009. 1 (22). С. 124-129.
© Дмитриева А. В., Жирнова Е. А., 2011