Научная статья на тему 'ПОСТРОЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ'

ПОСТРОЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / МОДЕЛЬ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ФСИН РОССИИ / КУРСАНТЫ / ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ДВИГАТЕЛЬНЫМ УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Звягинцев М.В.

Цель исследования - теоретически обосновать модель тренировочного занятия в рамках технологии формирования профессиональной спортивной культуры личности курсантов образовательных учреждений ФСИН России. Методика и организация исследования. В рамках эксперимента предлагается блочный метод построения занятия, согласно которому в водной и заключительной части урока решаются организационные задачи, а в основной части занятия выделяется следующие блоки, которые направлены на решение задач урока: блок координационной направленности, блок силовых упражнения для мышц пояса верхних конечностей, блок основного комплекса упражнений, блок силовых упражнений для пояса нижних конечностей, блок психоэмоциональной направленности, блок силовых упражнений для мышц туловища. Данная структура позволяет распределять нагрузку, контролировать достижение образовательных задач урока, менять блоки местами по необходимости. Результаты исследования и выводы. Предложенная структура тренировочного занятия позволяет решить следующие задачи: оптимально распределять и дозировать нагрузку исходя из темы занятия; организовать занятие таким образом, чтобы посредством тренировочной деятельности добиваться нужного кумулятивного эффекта у занимающихся; формировать у курсантов опыт соревновательной деятельности; формировать профессиональную спортивную культуру личности курсантов посредством развития ее мотивационного, когнитивного, деятельностного, рефлексивного компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Звягинцев М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION OF A TRAINING SESSION IN THE CONDITIONS OF THE IMPLEMENTATION OF THE TECHNOLOGY FOR THE FORMATION OF A PROFESSIONAL SPORTS CULTURE OF THE PERSONALITY OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FPS OF RUSSIA

Objective of the study was to theoretically substantiate the model of a training session within the framework of the technology for the formation of a professional sports culture of the personality of cadets of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia. Methods and structure of the study. Within the framework of the experiment, a block method of constructing a lesson is proposed, according to which organizational tasks are solved in the water and final parts of the lesson, and in the main part of the lesson the following blocks are allocated, which are aimed at solving the tasks of the lesson: a block of coordination orientation, a block of strength exercises for the muscles of the girdle of the upper limbs, a block of the main set of exercises, a block of strength exercises for the lower limbs, a block of psycho-emotional orientation, a block of strength exercises for the muscles of the body. This structure allows you to distribute the load, control the achievement of the educational objectives of the lesson, swap blocks as needed. Results and conclusions. The proposed structure of the training session allows you to solve the following tasks: optimally distribute and dose the load based on the topic of the session; organize the lesson in such a way that through training activities to achieve the desired cumulative effect in those involved; to form the experience of competitive activity among cadets; to form a professional sports culture of the personality of cadets through the development of its motivational, cognitive, activity, reflexive components.

Текст научной работы на тему «ПОСТРОЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ»

ПОСТРОЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ

УДК/UDC 372.879.6

Поступила в редакцию 14.03.2022 г.

Кандидат педагогических наук М.В. Звягинцев1

1Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, Новокузнецк

CONSTRUCTION OF A TRAINING SESSiON iN THE CONDiTiONS OF THE iMPLEMENTATiON OF THE TECHNOLOGY FOR THE FORMATiON OF A PROFESSiONAL SPORTS CULTURE OF THE PERSONALiTY OF CADETS OF EDuCATiONAL iNSTiTuTiONS OF THE FpS OF RuSSiA

PhD M.V. Zvyagintsev1

1 Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Novokuznetsk

Информация для связи с автором: maxim-zv@mail.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - теоретически обосновать модель тренировочного занятия в рамках технологии формирования профессиональной спортивной культуры личности курсантов образовательных учреждений ФСИН России. Методика и организация исследования. В рамках эксперимента предлагается блочный метод построения занятия, согласно которому в водной и заключительной части урока решаются организационные задачи, а в основной части занятия выделяется следующие блоки, которые направлены на решение задач урока: блок координационной направленности, блок силовых упражнения для мышц пояса верхних конечностей, блок основного комплекса упражнений, блок силовых упражнений для пояса нижних конечностей, блок психоэмоциональной направленности, блок силовых упражнений для мышц туловища. Данная структура позволяет распределять нагрузку, контролировать достижение образовательных задач урока, менять блоки местами по необходимости.

Результаты исследования и выводы. Предложенная структура тренировочного занятия позволяет решить следующие задачи: оптимально распределять и дозировать нагрузку исходя из темы занятия; организовать занятие таким образом, чтобы посредством тренировочной деятельности добиваться нужного кумулятивного эффекта у занимающихся; формировать у курсантов опыт соревновательной деятельности; формировать профессиональную спортивную культуру личности курсантов посредством развития ее мотивационного, когнитивного, деятельностного, рефлексивного компонентов.

Ключевые слова: профессиональная спортивная культура личности, модель тренировочного занятия, образовательные учреждения ФСИН России, курсанты, обучение профессиональным двигательным умениям и навыкам.

Abstract

Objective of the study was to theoretically substantiate the model of a training session within the framework of the technology for the formation of a professional sports culture of the personality of cadets of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Methods and structure of the study. Within the framework of the experiment, a block method of constructing a lesson is proposed, according to which organizational tasks are solved in the water and final parts of the lesson, and in the main part of the lesson the following blocks are allocated, which are aimed at solving the tasks of the lesson: a block of coordination orientation, a block of strength exercises for the muscles of the girdle of the upper limbs, a block of the main set of exercises, a block of strength exercises for the lower limbs, a block of psycho-emotional orientation, a block of strength exercises for the muscles of the body. This structure allows you to distribute the load, control the achievement of the educational objectives of the lesson, swap blocks as needed. Results and conclusions. The proposed structure of the training session allows you to solve the following tasks: optimally distribute and dose the load based on the topic of the session; organize the lesson in such a way that through training activities to achieve the desired cumulative effect in those involved; to form the experience of competitive activity among cadets; to form a professional sports culture of the personality of cadets through the development of its motivational, cognitive, activity, reflexive components.

Key words: professional sports culture of a person, model of a training session, educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia, cadets, training in professional motor skills and abilities.

Введение. Исследования последних лет убедительно показывают необходимость изменения подхода к организации

физического воспитания в учреждениях образования и перенос акцента непосредственно на формирование спортивной

52

http://www.teoriya.ru

2022 Июнь | Juni

культуры личности обучающегося [1, 4]. В данном контексте приобретение навыков профессиональной деятельности будущих специалистов возможно в рамках реализации технологии формирования профессиональной спортивной культуры личности в системе спортивной подготовки в условиях образовательного учреждения ФСИН России.

Цель исследования - разработать модель тренировочного занятия в рамках технологии формирования профессиональной спортивной культуры личности курсантов образовательных учреждений ФСИН России.

Методика и организация исследования. Структура учебно-тренировочного занятия по физической подготовке в образовательных учреждениях ФСИН России определена приказом от 12.11.2001 № 301 (ред. от 19.05.2008) «Об утверждении наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России» [3]. Согласно документу в учебно-тренировочном занятии выделяются три части: подготовительная, основная и заключительная.

Подготовительная часть по времени длится 20-25 мин и включает две составляющие:

• организационную, в которую входят построение, рапорт, доведение цели и задач занятия;

• разминочную, в которую входят непосредственная разминка в движении и на месте, а также подготовительные упражнения согласно теме занятия.

Основная часть длится 50-55 мин и направлена на решение задач занятия и достижение его цели.

Заключительная часть длится 5-10 мин и состоит из упражнений на снижение физического и эмоционального напряжения, приведение организма в нормальное физиологическое и психологическое состояние, а также подведение итогов и выставление отметок.

Несмотря на простоту построения занятия, такая структура имеет ряд недостатков, в частности, отсутствуют четкие указания на распределение физической нагрузки в процессе занятия. При этом невозможно точно определить, в какой момент времени в организме происходят физиологические сдвиги, как они накапливаются, как возникает тренировочный эффект. В то же время, если возникает необходимость внести какие-то изменения в содержание занятия, то применяемая на сегодняшний день структура его построения не позволяет это сделать. Также к недостаткам можно отнести то, что в структуре занятия не определена часть для спортивной деятельности.

Для устранения этих недостатков перспективным видится использование блочного метода построения занятия. Блочный метод построения урока физической культуры был предложен и обоснован С.И.Петуховым для проведения занятий в школе [2]. Он предлагает в водной и заключительной части урока решать организационные задачи, а в основной части занятия выделяет следующие блоки, которые помогают в решении задач урока: блок координационной направленности, блок силовых упражнений для мышц пояса верхних конечностей, блок основного комплекса упражнений, блок силовых упражнений для пояса нижних конечностей, блок психоэмоциональной направленности, блок силовых упражнений для мышц туловища [2]. Данная структура позволяет распределять нагрузку, контролировать достижение образовательных задач урока, менять блоки местами по необходимости.

Результаты исследования и их обсуждение. Для разработки модели структуры тренировочного занятия по физической подготовке в рамках технологии формирования ПСК личности курсантов образовательных учреждений ФСИН России был использован блочный подход к построению занятия.

Структура состоит из семи блоков, где 1-й и 7-й блоки -это организационные части, в которых происходит построение, рапорт, доведение цели и задач занятия, подведение итогов, выставление отметок.

Блоки динамической и статической разминки позволяют подготовить организм курсанта к дифференцированному восприятию физической нагрузки.

В тренировочном блоке происходит формирование и развитие необходимых двигательных умений и навыков, а также физических качеств.

В соревновательном блоке осуществляется выполнение соревновательных упражнений, формируется опыт соревновательной деятельности, а также умения судить соревнования. В этом блоке используются также упражнения на развитие физических качеств.

В заключительном блоке происходит снижение физиологических параметров организма до исходного уровня, приведение в норму его психоэмоционального состояния, формируется рефлексия в отношении соревновательной деятельности и подготовки к ней.

Выводы. Предложенная структура тренировочного занятия позволяет решить следующие задачи:

• оптимально распределять и дозировать нагрузку исходя из темы занятия;

• организовать занятие таким образом, чтобы посредством тренировочной деятельности добиваться нужного кумулятивного эффекта у занимающихся;

• формировать у курсантов опыт соревновательной деятельности;

• формировать профессиональную спортивную культуру личности курсантов в аспекте развития ее мотивационно-го, когнитивного, деятельностного, рефлексивного компонентов.

Литература

1. Лубышева, Л.И. Спортивная культура как перспективная предметная область / Л.И. Лубышева // Педагогика. - 2005. - № 6. -С. 44-49.

2. Петухов, С.И. Формирование здоровья и развитие младших школьников в системе физического воспитания: теория и практика (Монография) / С.И. Петухов. - Новокузнецк, 2о0о. - 107 с.

3. Приказ от 12.11.2001 № 301 «Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России». - 125 с.

4. Столяров, В.И. Понятие и формы спортивной культуры личности / В.И. Столяров, С.Ю. Баринов // Вестник спортивной науки. -2009. - № 6. - С. 17-21.

References

1. Lubysheva L.I. Sportivnaya kultura kak perspektivnaya predmetnaya oblast [Sports culture as a promising subject area]. Pedagogika. 2005. No. 6. pp. 44-49.

2. Petukhov S.I. Formirovanie zdorovya i razvitie mladshih shkolnikov v sisteme fizicheskogo vospitaniya: teoriya i praktika [Formation of health and development of younger schoolchildren in the system of physical education: theory and practice]. Novokuznetsk, 2000. 107 p.

3. Prikaz ot 12.11.2001 № 301 «Ob utverzhdenii Nastavleniya po fizicheskoj podgotovke sotrudnikov ugolovno-ispolnitelnoj sistemy Minyusta Rossii» [Order dated November 12, 2001 No. 301 "On approval of the Manual on the physical training of employees of the penitentiary system of the Ministry of Justice of Russia"]. 125 p.

4. Stolyarov V.I., Barinov S.Yu. Ponyatie i formy sportivnoj kultury li-chnosti [The concept and forms of sports culture of the individual]. Vestnik sportivnoj nauki. 2009. No. 6. pp. 17-21.

№6 • 2022 Июнь | Juni

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.