Научная статья на тему 'Построение стратегического взаимодействия с поставщиками на основе логистического подхода'

Построение стратегического взаимодействия с поставщиками на основе логистического подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
939
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ЦЕПЬ ПОСТАВОК / ЗАПАСЫ / ДИСТРИБУЦИЯ / ОБМЕН ДАННЫМИ / ПАРТНЕРСТВО / LOGISTICS / SUPPLY CHAIN / STOCK / DISTRIBUTION / DATA INTERCHANGE / PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Астафьева Н. В., Швецов И. А.

Изложены принципы построения стратегического взаимодействия с поставщиками в ходе осуществления процедуры пополнения запасов и рассмотрена возможная модель применения данного подхода в логистике снабжения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTABLISHMENT OF STRATEGIC INTERACTION WITH SUPPLIERS ON THE BASIS OF LOGISTIC APPROACH

The article outlines a set of principles of strategic interaction with suppliers by the procedure of stocks replenishment. It also considers the possible pattern of application of the given approach.

Текст научной работы на тему «Построение стратегического взаимодействия с поставщиками на основе логистического подхода»

УДК 001.895:378

Н.В. Астафьева, И.А. Швецов

ПОСТРОЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПОСТАВЩИКАМИ НА ОСНОВЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Изложены принципы построения стратегического взаимодействия с поставщиками в ходе осуществления процедуры пополнения запасов и рассмотрена возможная модель применения данного подхода в логистике снабжения.

Логистика, цепь поставок, запасы, дистрибуция, обмен данными, партнерство N.V. Astafieva, I.A. Shvetsov

ESTABLISHMENT OF STRATEGIC INTERACTION WITH SUPPLIERS ON THE BASIS OF LOGISTIC APPROACH

The article outlines a set of principles of strategic interaction with suppliers by the procedure of stocks replenishment. It also considers the possible pattern of application of the given approach.

Logistics, supply chain, stock, distribution, data interchange, partnership

В процессе развития бизнеса и логистики снабженческая деятельность претерпела существенные изменения. Планирование потребности в сырье, система своевременности производства, новый акцент на качество и производительность потребовали пересмотра традиционных концепций закупок. Развитие новых областей экономики и все более разнообразное предложение товаров на рынках усложнили функции сферы закупок материальных ресурсов.

Значительную часть потребительской ценности, создаваемой в цепи поставок, на сегодняшний день обеспечивают поставщики. В настоящее время компании тратят в среднем примерно 60 % своих доходов на

закупку необходимых им товаров и услуг [1]. Снижение их стоимости в конечном счете приведет к существенному повышению рентабельности предприятия.

На ранних стадиях развития рынка от функции снабжения требовалось только одно - постоянное наличие необходимых ресурсов. Позднее появилось требование обеспечить закупку по минимальной цене. В настоящее время процесс выбора поставщика следует рассматривать как совокупность стоимостных и качественных параметров оказываемых поставщиками услуг. Налаживание стратегических связей с поставщиками в конечном итоге сможет улучшить обслуживание клиентов и тем самым увеличить доходы компании.

С учетом высокой степени влияния уровня производственных запасов на образование и использование дохода предприятия в современных экономических условиях основное внимание уделяется периодичности и надежности поступления партий продукции от поставщиков, определяющим необходимый уровень производственных запасов. А это во многом зависит от обоснованного выбора хозяйственных связей, становящегося неотъемлемым элементом планирования закупок, основанного на логистических принципах.

Традиционно существует практика, при которой заказчики размещают заказы у поставщиков. Несмотря на то, что данный процесс является весьма типичным для снабженцев, ему присуща низкая эффективность. Поставщику приходится делать весьма большие страховые запасы в связи с отсутствием предварительной информации о заказах. Также поставщик зачастую сталкивается с явлением непредвиденного колебания спроса на товар, которое приводит к изменению потребляемого ассортимента, графиков доставки продукции, и в результате к дополнительным логистическим издержкам. Окончательным результатом такой ситуации является ухудшение обслуживания потребителей и неизбежное повышение уровня цен [1].

В связи с этим на современном этапе развития бизнеса и логистики появился альтернативный подход к управлению запасами у потребителя (промышленного предприятия, фабрики, производственного объединения). Потребитель, вместо того, чтобы оформлять заказы на закупку, просто обменивается информацией с поставщиком. Эта информация затрагивает вопросы фактически существующего спроса или продаж продукции, наличие соответствующих запасов у поставщика, осуществление любой маркетинговой деятельности потребителя. На основе данной информации поставщик берет на себя ответственность за пополнение материальных запасов потребителя. Система с приемом заказов трансформируется в новую систему, когда потребителям выдается информация о низших и высших пределах запасов, которые им разрешается иметь в наличии. Поставщик же несет ответственность за поддержание необходимого количества запасов у потребителя.

Данная логистическая концепция управления пополнением запасов получила название VMI (Vendor Managed Inventory). В ходе применения данной концепции происходит тесное сотрудничество между заказчиком и поставщиком, а процедура управления запасами становится совместной. Для потребителя в данном случае выгодно, что уровень запасов может быть значительно уменьшен, в то время как риск дефицита снижается. Преимущества для поставщика заключаются в получении доступа к информации о реальном спросе, благодаря которой появляется возможность лучше планировать график производства [1].

Согласно концепции VMI, поставщик получает электронные данные по системам связи и информации EDI (Electronic Data Interchange), которые отражают объемы продаж заказчика и его уровни запасов. Поставщик может видеть всю картину по остаткам по всей номенклатуре, а также реальную картину о спросе конечных потребителей. Производитель несет ответственность за планирование и выполнение планов по уровням запасов. Поставщик же осуществляет расчет необходимых заказов для поставки заказчику [1].

В настоящее время концепция VMI реализуется в основном на двух уровнях:

1) дистрибьютор управляет запасами производителя. VMI в этом контексте также называется Efficient Consumer Response, ECR (Эффективная реакция заказчика). При этом производитель владеет товарно-материальными запасами, несмотря на то, что заказ на пополнение осуществляется дистрибьютером;

2) производитель управляет уровнем запасов на складах дистрибьютора. При этом дистрибьютор владеет товарно-материальными запасами, несмотря на то, что заказ на пополнение осуществляется производителем [2].

Концепция VMI основана на убеждении в том, что производитель занимает лучшие позиции для управления товарно-материальными запасами, так как имеет больше информации относительно производственных возможностей и сроков. Кроме того, передача производителю функции управления товарноматериальными запасами дистрибьютора сокращает логистическую цепочку, увеличивая прозрачность поставок и уменьшая общий уровень запасов. Для управления поставками в соответствии с VMI-подходом производителю на регулярной основе требуются данные по продажам, передаваемые дистрибьютором посредством EDI, другим электронным способом, либо через традиционных агентов, например при помощи RFID-технологии. На основании полученных данных производитель видит актуальную картину по остаткам продукции на складах дистрибьютора, динамике спроса конечных потребителей и рассчитывает объем заказа для отгрузки дистрибьютору.

Основные условия реализации концепции УМІ заключаются в следующем. В первую очередь, поставщик должен обладать высокой компетентностью в технологиях пополнения заказов. Кроме того, организация эффективного функционирования концепции УМІ требует серьезных инвестиций в налаживание процессов обмена информацией между компаниями-партнерами. Принятие решения об использовании УМІ является решением о стратегическом сотрудничестве. Необходимо понимать, что при внедрении концепции УМІ есть вероятность столкнуться с проблемами, не учтя которые, можно негативно настроить стороны по отношению друг к другу. Существенные разногласия в союзе заказчика и поставщика могут вызвать различное понимание системы и принципов расчета. Заказчик должен полностью согласиться с нормами запасов, которые предлагает поставщик. Стороны должны согласовать частоту пополнения запасов. Также необходимо уделить внимание корректности данных, которые заказчик предоставляет по системе ББІ. Предоставленные данные должны отражать реальную картину спроса [3].

Следует учесть, на наш взгляд, что данная схема наиболее оптимально функционирует в рамках одной организации, когда поставщики являются дочерними компаниями. В остальных случаях зачастую возникают проблемы. Поэтому наиболее целесообразно создавать совместные предприятия либо кластеры с поставщиками для более свободного обмена информацией и повышения контроля. Также целесообразно проводить совместные проекты с поставщиками и обмениваться передовой практикой.

Рассмотрим возможность применения концепции УМІ на примере взаимодействия компаний в области реализации товаров повседневного спроса (рисунок). Данная категория товаров характеризуется следующими чертами: высокая частота обновления ассортимента; большое число розничных точек продаж; сильная конкуренция; сезонность продаж; невысокая цена.

! Поставщики ресурсов

Поставщики сырья и технологических материалов

У

Л Г Компания-производитель продукции

Отдел щ_. снабжения ^ Отдел центрального ^ планирования

і 4 г і і

Производство

1 г Отдел

Склад готовой продукции логистики

<— .. .4 4

і ! V У !

Система сбыта 1 1 1 і і і : 1 1 1 1 /

Склады распределения Компания-дистрибьютор " готовой продукции

1 1 1 1 1 1 1 1 1_ ♦

III :

________▼________ж_________ж___________________ж____

Конечный потребитель

---------^ - потоки готовой продукции

---------- распределение продукции по розничным точкам

---------- информационные потоки

Модель цепи поставок в рамках концепции УМ!

Получить конкурентные преимущества в этих условиях возможно за счет снижения потребительской стоимости, ускорения реакции на изменение картины спроса, а также за счет хорошо налаженной сети сбыта. Этого можно достичь за счет совершенствования взаимодействия производителя и дистрибьютора в области обмена информацией по процедуре пополнения запасов. Реализуя данный подход, дистрибьютор

по каналу ББ1 предоставляет стратегическую информацию о потребительском спросе и планы по продажам в отдел центрального планирования предприятия-производителя, которое будет являться поставщиком в данной схеме.

Исходя из полученной информации, отделом планирования формируются производственные графики и расписания. График производства рассчитывается таким образом, чтобы минимизировать уровень запасов на собственных складах, экономя тем самым оборотные средства. Отдел логистики предприятия-производителя координирует отгрузку, транспортировку и пополнение запасов готовой продукции на складах распределения дистрибьютора. Склады распределения могут быть в собственности дистрибьютора, либо предоставляться сторонними фирмами (3-РЬ провайдерами). Товарный запас может предоставляться на условиях покупки дистрибьютором, либо на условиях ответственного хранения, когда расчеты производятся только после реализации продукции конечному потребителю.

Благодаря постоянному электронному обмену информацией между производителем и дистрибьютором, значительно сокращается время на подготовку заказа, повышается надежность доставки. Запасы на складах дистрибьютора теперь регулируются самим производителем - пропадает необходимость в больших страховых запасах. Для дистрибьютора также существенно сокращаются затраты на закупку и управление запасами, т.к. данные операции производятся за счет информационных технологий производителя. Производитель получает возможность более точно прогнозировать спрос и наиболее оптимально выстраивать графики производства. Используя концепцию УМ1, производитель получает возможность видеть потенциальную потребность дистрибьютора еще до того как заказ сделан. Повышение рентабельности предприятия-дистрибьютора дает возможность производителю повысить отпускную цену.

Таким образом, в результате совместного планирования и постоянного обмена информацией налаживаются долгосрочные стратегические связи между компаниями, а дистрибьютор и производитель начинают действовать как единая команда.

По мнению авторов, данную схему можно расширить за счет налаживания отношений в рамках концепции УМ1 между производителем и поставщиками сырья и технологических материалов. Поставщики должны будут обеспечивать пополнение запасов необходимых материалов, ориентируясь на информацию, предоставленную отделом снабжения и отделом логистики предприятия-производителя. Данная информация, в свою очередь, будет являться отражением тех данных, которые предоставил дистрибьютор. Таким образом, все участники данной цепи в конечном итоге будут заинтересованы в повышении качества обслуживания конечного потребителя. Весь поток - от создания до реализации - становится полностью скоординированным, позволяя предприятиям, участвующим в данной цепи, оптимизировать свои внутренние процессы и функционировать наиболее эффективно. Компании, участвующие в данном процессе, образуют мощнейший механизм, в котором достоверность предоставляемых данных и скорость обмена информацией будут играть ключевую роль.

К сожалению, на российском рынке концепция УМ1 используется весьма ограниченно. В основном она находит применение в компаниях с иностранным капиталом. Причиной тому является недоверие со стороны российских компаний и нежелание делиться стратегической информацией о своем бизнесе. Тем не менее концепция УМ1 имеет большой потенциал. Для успешного ее внедрения на российском рынке отечественным компаниям необходимо изменить тактику взаимодействия с поставщиками в области обмена информацией, а также осознать необходимость применения комплексного подхода к их выбору. Необходимо в полной мере оценить преимущества долгосрочного партнерства с проверенным и надежным поставщиком, что возможно только за счет установления доверительных отношений.

С развитием экономических отношений в России, как и во всех странах с развитой экономикой, будет приобретать все большее значение получение прибыли за счет снижения издержек производства, а также снижения риска получения прибыли, то есть должно возрастать число устойчивых деловых связей между партнерами, основанных на логистических принципах.

Повышение способности логистики снабжения наилучшим образом реагировать на все более жесткие требования конкуренции представляет собой один из важнейших способов обеспечения долгосрочных отношений между потребителем и поставщиком. Это обстоятельство особенно отчетливо просматривается в сферах перемещения товаров и послепродажного обслуживания, где качество услуги способствует обеспечению постоянных контактов с потребителями и росту доходов предприятия. Одной из важнейших задач, решаемых логистикой снабжения, при этом становится организация таких логистических связей между поставщиками и потребителями продукции, которые приводят к рационализации транспортных процессов и выбору правильных форм и методов закупок, а также установлению и укреплению взаимовыгодных партнерских отношений с поставщиками.

В целом концепцию УМ1 следует рассматривать как один из мощнейших инструментов управления цепями поставок при взаимодействии с поставщиками, однако важно правильно определить области ее применения, а также возможности и опасности, которые возникают при ее внедрении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Логистика: учеб. I В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев, В.И. Сергеев, А.Н. Стерлигова; под ред. В.И. Сергеева. М.: Эксмо, 2009. 944 с. (Полный курс MBA).

2. VMI (Vendor Managed Inventory) - запасы, управляемые поставщиком. Сайт: http:IIwww.bsc-consulting.ruIcompanyIanalyticsIvmi.

3. Эффективное управление запасами I Джон Шрайбфедер; пер. с англ. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 304 с.

Астафьева Наталия Валерьевна -

доктор экономических наук, заведующая кафедрой «Экономика и управление на автотранспорте» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.

Швецов Игорь Александрович -

студент кафедры «Экономика и управление на автотранспорте» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.

Natalia V. Astafieva -

Dr. Sc.

Head: Department of Economics and Logistics Gagarin Saratov State Technical University

Igor A. Shvetsov -

Undergraduate

Department of Economics and Logistics Gagarin Saratov State Technical University

Статья поступила в редакцию 24.11.11, принята к опубликованию 01.12.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.