Научная статья на тему 'Построение системы стратегического управления развитием муниципального образования на примере городского округа Казань'

Построение системы стратегического управления развитием муниципального образования на примере городского округа Казань Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
588
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гусева Л. А., Волкова Н. В.

В статье обосновывается необходимость стратегического планирования на муниципальном уровне. Исторический и логический методы исследования позволили выявить особенности стратегического планирования муниципально- го образования город Казань. Проведенный анализ Стратегии развития города Казань подчеркнул необходимость применения комплексного подхода к опреде-лению целей и приоритетов перспективного развития муниципальных образо- ваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Гусева Л. А., Волкова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Построение системы стратегического управления развитием муниципального образования на примере городского округа Казань»

2. Astashova N.A. Kontseptual'nye os-novy pedagogicheskoy aksiologii // Pedagogi-ka. 2002. № 8. S. 8-13.

3. Zeer E.F. Psikhologiya professii: ucheb. posobie. M.: Akadem. proekt; Ekaterinburg: Delovaya kn., 2003. 330 s.

4. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya: uchebnik dlya vuzov: izd. vto-roe, dop., ispr. i pererab. M.: Logos, 2002. 384 s. S. 75.

5. Rudenko O.S. Professional'naya poz-itsiya prepodavatelya vuza kak uslovie obe-specheniya kachestva ego deyatel'nosti v obrazovatel'nom protsesse: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. Sankt-Peterburg, 2006. 243 s.

6. Lel'chitskiy I.D., Ershov V.A., Shcher-bakova S.Yu. Professional'naya pozitsiya prepodavatelya vuza v kontekste kompetent-nostnogo podkhoda // Vestnik TvGU. Seriya: Pedagogika i psikhologiya. 2012. № 4. S. 107111.

7. Kabachenko T.S. Tsennostnye orien-tatsii personala kak otrazhenie protivorechiy organizatsionnoy sredy. Sovremennye prob-lemy psikhologii upravleniya. M.: Institut psikhologii RAN, 2002. S. 257-275.

8. Kovalenko V.I. Polisub"ektnoe uprav-lenie razvitiem obrazovatel'noy sistemy (na primere vuzov MVD Rossii): Monografiya. M.; Belgorod: Izd-vo Bel GU, 2004. 300 s.

9. Altunina V.V. Kontseptsiya obra-zovatel'noy deyatel'nosti vuza v usloviyakh modernizatsii vysshego professional'nogo ob-razovaniya: dis. ... doktora ped. nauk: 13.00.08. Kaliningrad, 2012. 399 s.

10. Oboznaya L.A. Optimizatsiya obrazovatel'noy sistemy filiala universiteta na osnove polisub"ektnogo vzaimodeystviya: Monografiya. Elets: EGU im. I.A. Bunina, 2012. 107 s.

Зарегистрирована: 29.09.2014

Болтунова Светлана Владимировна (г. Ульяновск), Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия имени П.А. Столыпина, кафедра права, педагогики и психологии, старший преподаватель. Тел.: 8-937-458-81-39. E-mail: svetb@mail.ru

Boltunova Svetlana Vladimirovna (Ulyanovsk), the Ulyanovsk State Agricultural Academy named after P.A. Stolypin, the chair is right, pedagogies and psychology; the senior Lecturer. Ph.: 8-937-458-81-39. E-mail: svetb@mail.ru

УДК 37:352.075.1

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАЗАНЬ

Л.А. Гусева, Н.В. Волкова (г. Казань, Российская Федерация)

В статье обосновывается необходимость стратегического планирования на муниципальном уровне. Исторический и логический методы исследования позволили выявить особенности стратегического планирования муниципального образования город Казань. Проведенный анализ Стратегии развития города Казань подчеркнул необходимость применения комплексного подхода к опреде-

77

лению целей и приоритетов перспективного развития муниципальных образований.

Ключевые слова: городской округ, местное самоуправление, муниципальное образование, социально-экономическое развитие, стратегический план.

THE SYSTEM CONSTRUCTION OF STRATEGIC MANAGEMENT OF THE MUNICIPAL UNIT ON THE EXAMPLE OF KAZAN URBAN

DISTRICT

L.A. Guseva, N.V. Volkova (Kazan, Russian Federation)

The article proves necessity of strategic planning at municipal level. Historical and logical methods of research allow revealing features of strategic planning of municipality of Kazan city. The analysis of development strategy of Kazan city underlines necessity of application of an integrated approach to definition of the purposes and priorities perspective development of municipal unit.

Keywords: urban district, municipal government, municipal unit, social and economic development, strategic plan.

В Российской Федерации формируются новые направления государственной политики при планировании социально-экономического развития регионов и муниципальных образований, принципиально отличные от политики советских времен: вместо планирования сверху, когда распределение всех компетенций и ресурсов было максимально централизовано, новые направления гармонично учитывают интересы развития как каждого поселения в отдельности, так и регионов и страны в целом.

Эффективное стратегическое управление комплексным социально-экономическим развитием невозможно без построения системы управления. Проектирование системы стратегического управления - это сознательное формирование нового института и поэтому представляет задачу институционального проектирования.

При таком проектировании должны быть определены такие компоненты этой деятельности как: субъект и объект управления; средства воздействия; знания субъекта о том, как воздействовать на объект; цели, мотивы и стимулы субъекта; условия соединения компонентов в порядке, позволяющем деятельности осуществляться [1, с.10].

В настоящее время управление перспективным социально-экономическим развитием России регулируется Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» № 115-ФЗ от 20.07.1995. Основные положения данного Закона могут и должны быть использованы при разработке прогнозов, концепций и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований. Разработана Концепция

социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Необходимо отметить, что в российском законодательстве нет положений об обязательности стратегического планирования на муниципальном уровне. Федеральный закон № 131 (пункт 6 части 1 статья 17) лишь относит к полномочиям органов местного самоуправления принятие и организацию выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования без указания временных горизонтов.

Необходимость стратегического планирования комплексного социально-экономического развития муниципальных образований все больше осознается органами местного самоуправления. Документы социально-экономического планирования, содержащие описание целей и задач планируемого периода, формируются, принимаются и реализуются органами местного самоуправления самостоятельно, без обязательств по их согласованию с органами государственной власти федерального уровня [2, с. 317]. Основными документами в данной сфере являются концепция социально-экономического развития и разрабатываемый на ее основе стратегический план социально-экономического развития. Главная задача концепции - формулирование миссии муниципального образования, идеологии и стратегических задач его развития на длительный период (15-20 лет). В стратегическом плане конкретизируются положения концепции, формулируются отдельные стратегические цели,

задачи, пути и механизмы их достижения.

Первые стратегические планы и программы развития городов появились в России в середине 1990-х годов. Первой была стратегия г. Санкт-Петербурга до 2005 года (разработана в 1997 году). Решением Казанского Совета народных депутатов от 24.04.2003 №2-16 принята «Стратегия развития города Казани до 2015 года». Стратегия развития Казани до 2015 года определяет главную цель развития города - постоянное повышение качества жизни населения. Цель стратегии развития - уютный и процветающий город равных возможностей.

Все положения Стратегии в целом направлены на создание образа города процветающего, уютного и равных возможностей, выражают единство развитых общественных институтов, динамичной, эффективной экономики, чистой и комфортной среды обитания горожан. В Стратегии с учетом специфики современной ситуации в г. Казани выделено 3 крупных блока: «Сплоченное общество»; «Динамичная экономика»; «Устойчивая среда». Отдельным блоком выделен мегапро-ект «Реформирование и развитие жилищной сферы».

Стратегия развития Казани создавалась на основе самых современных подходов с учетом опыта европейских и российских городов при консультационной поддержке Международного центра социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» (Санкт-Петербург). Стратегия развития города была вынесена на широкое обсуждение населения, общественности, трудовых коллективов. В целях

обсуждения Стратегии были проведены 3 семинара с участием сотрудников городской администрации, народных депутатов, экспертов и членов Генерального Совета стратегического развития г. Казани. Состоялось 32 заседания тематических комиссий по основным направлениям Стратегии. Первая редакция Стратегии обсуждалась на заседаниях всех районных депутатских объединений и постоянных комиссий. Стратегия опубликована в сети Интернет. Структура документа и его основных разделов рассматривалась на двух расширенных заседаниях Генерального Совета стратегического развития г. Казани.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» город Казань является городским поселением. Законом Республики Татарстан от 15.09.2004 № 46-ЗРТ «О границах территории и статусе муниципального образования города Казани» установлены границы муниципального образования, город Казань наделен статусом городского округа.

Республика Татарстан состоит из районов и городов республиканского значения, перечень которых устанавливается Конституцией Республики Татарстан. Районы состоят из городов районного значения, поселков городского типа и сельских населенных пунктов с подчиненными им территориями, составляющими в системе административно-территориального устройства республики первичный уровень. В настоящее время в Республике Татарстан 43 муниципальных района и 2 городских округа.

На сегодняшний день в Республике Татарстан городской округ город Казань является одним из двух городских округов Республики Татарстан. Существование города как социально-экономического комплекса неразрывно связано с развитием на его территории экономической деятельности, которая выражается в функционировании производств или сферы услуг. Всю эту деятельность осуществляют предприятия, которые часто не имеют административных или имущественных отношений с органами местной власти. Но, местная власть, имея целью стабильное сосуществование в развитии города, использует имеющие у нее инструменты - финансовые рычаги, налоговую политику, нормативно-правовые акты, кадровую политику, успешно управляет экономическими процессами на своей территории с применением важнейших составляющих элементов механизма на местном ровне - это принципы, функции, структуры, технологии, инструменты, которые включают в себя управленческие воздействия.

Местное самоуправление является конкретной и непосредственной формой народовластия, обеспечивающей защиту интересов граждан на относительно маленькой территории. Сущность местного самоуправления как субъекта демократической власти и организации саморазвития состоит в реализации многообразных потребностей населения в труде и социальных благах, и эти задачи имеют общегосударственное значение.

Для муниципальных образований особенно важна взаимосвязь задач регионального и муниципального

развития, так как любой хозяйственный комплекс располагается на территории конкретного муниципального образования. Так, городской округ Казань через возможные принципы политики муниципального образования ориентируется на повышение качества и уровня жизни населения округа, укрепление общественного здоровья, совершенствование образа жизни, например в 2012 году по сравнению с 2011 годом уровень жизни населения города возрос на 10%, и составил средний возраст мужчин 60 лет 8 месяцев, женщин 74 года 3 месяца. Население города Казань увеличилось на 150 тысяч жителей. Муниципальным образованием проводится учет всех имеющихся и достигнутых для привлечения материальных, финансов, человеческих и интеллектуальных ресурсов.

Решением Казанской городской Думы утверждена «Программа социально-экономического развития муниципального образования города Казани на 2011-2015 годы». Целью Программы является повышение качества жизни населения на основе устойчивого динамичного развития экономики города и создание благоприятной среды обитания человека [3]. В рамках реализации программ социально-экономического развития Казани власти города начали разработку концепции вывода промышленных предприятий на окраины столицы Татарстана. Это один из серьезных шагов на пути к формированию эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечению экологической безопасности города, а также

эффективному использованию территориальных ресурсов города.

Подводя итоги 2012 года, средства массовой информации назвали ушедший год для г. Казани «годом трех рекордов». Наряду с повышением рождаемости, колоссальной работой по озеленению и посадке деревьев, важным достижением для нашего города стал беспрецедентный, рекордный объем ввода жилья. В г. Казани впервые введено в эксплуатацию 1 миллион и 8 кв. метров жилья. Доведенное Правительством Республики Татарстан задание по вводу жилья в объеме 980 тыс.кв.м. перевыполнено на 102%. Ввод 2011г. перевыполнен на 106,2% (2011г. - 942 тыс.кв.м). Это достижение стало самым высоким, превысив показатели времен массового жилищного строительства советской эпохи и российского периода истории города. По сравнению с 2005 годом объем ввода жилья вырос на 58%, более чем в полтора раза.

Все эти успехи стали результатом ежедневной работы более 25 тыс. строителей, это позволило задействовать смежные предприятия, производящие строительные материалы, транспортные, сетевые организации, проектные институты, торговые сети. Нет сомнения, что строительная отрасль в целом и жилищное строительство в частности является локомотивом социально-экономического развития города Казань.

XXVII Всемирные летние студенческие игры 2013 года - один из ключевых проектов города Казани. В городе создана уникальная инфраструктура международного уровня, которая доступна каждому жителю

города. Именно благодаря проведению Универсиады Казань улучшила свои позиции на мировой арене и станет намного более узнаваемой в мире. В 2015 году в городе Казани будет проводиться чемпионат мира по водным видам спорта, а в 2018 - чемпионат мира по футболу. Началась реализация уникального проекта российского масштаба. Под Казанью возводится город-спутник Иннополис на 150 тыс. человек, из которых 60 тыс. - высококлассные специалисты в области 1Т-, био-, медицинских и космических технологий, а также энергоресурсосбережения и станкостроения. По итогам VI Всероссийского конкурса муниципальных образований Российской Федерации город Казань названа лучшим муниципальным образованием России.

Казань является одним из самых успешных региональных городов-лидеров с растущими возможностями и перспективами развития. На прошедшем в октябре 2010 года третьем международном инвестиционном форуме Еигошопеу отмечалось, что Татарстан - один из наиболее привлекательных и безопасных для инвестиций регионов. У Казани и Татарстана есть все, чтобы иностранные инвесторы могли выгодно вкладывать деньги. Более того необходимым условием нормальной жизнедеятельности, устойчивого развития города Казани является его целенаправленная деятельность по управлению стратегией социально-экономического развития.

Сложное социально-экономическое положение муниципальных образований в современной России во

многом объясняется серьезными преобразованиями политического и экономического характера, происходящими в нашей стране. Одной из наиболее важных задач сегодня для местного самоуправления является разработка четких ориентиров социально-экономического развития муниципальных образований. Без разработки стратегических вопросов развития территории, определения цели развития, путей достижения этих целей и достаточно материально-финансовых ресурсов устойчивое развитие муниципального образования невозможно. Недостаток опыта стратегического планирования, комплексного подхода к определению целей и приоритетов перспективного развития муниципальных образований может привести к тому, что разработанные концепции и стратегические планы будут иметь больше декларативный характер, а также будут отсутствовать механизмы их реализации.

Сегодняшние успехи экономического развития города Казань позволяют уверенно прогнозировать дальнейший стабильный рост экономики города и устойчивое социально-экономическое развитие в обозримой перспективе. Возникают новые точки роста в городской экономике, повышается уровень жизни населения, повышается его качество. На новом этапе развития город Казань должен сам формировать преобразования и предлагать новые, креативные решения городских проблем. В сегодняшнем мире только такой путь позволит быть Казани преуспевающим и привлекательным городом.

Источники:

1. Управление развитием региона и города: теория и практика / Г.А. Суль-дина, И.С. Глебова, С.А. Владимирова и др. / под ред. Г.А. Сульдиной. Казань: Казанский государственный университет, 2009. 352 с. [Managing the region and the city development: theory and practice/ G.A. Sul'dina, I.S. Glebova, S.A. Vladimirova and others/under the editorship G.A. Sul'dina.-Kazan: Kazan state university, 2009. 352 p. (In Russ.)]

2. Бабун Р.В. Организация муниципального управления. СПб.: Питер, 2012. 336с. [Babun R.V. Organization of municipal government. Saint Petersburg: Piter, 2012. 336 p. (In Russ.)]

3. Программа социально-экономического развития муниципального образования город Казань на 2011-2015 годы. Утверждена решением Казанской городской Думы от 24.11.2011. №2-8 [Socio-economic development programme of the municipality of Kazan city, 2011-2015. Approved by the Kazan City Duma on 24.11.2011. No. 2-8 (In Russ.)]

4. Минниханов Р.Н. Государственность. Инновационность. Конкурентоспособность // История. Право. Политика. 2012. №3-4. [Minnikhanov R.N. Statehood. Innovativeness. Competitiveness // Istoriya. Pravo. Politika. 2012. No. 3-4 (In Russ.)]

5. Методические рекомендации по согласованной подготовке и реализации документов планирования развития муниципальных образований / Л.В. Перцев, В.Ю. Прокофьев, Э.К. Трутнев, К.В. Хо-лопик, С.А. Крымов / под ред. Л.Ю. Па-дилья Сароса. Москва: Институт экономики города, 2010. 112с. [Guidelines for the preparation and implementation of a coherent planning documents of municipalities / L.V. Pertsev, V.U. Prokofyev, E.K.Trutnev, K.V. Kholopik, S.A. Krymov/ under the editorship L.U. Padiliya Sarosa Moscow: IUE, 2010 112 p. (In Russ.)]

6. http://www.tatarstan.ru - Официальный сайт Республики Татарстан (дата обращения 28.04.2014). [http://www.tatarstan. ru - The official website of the Republic of Tatarstan (date accessed 4/28/2014) (In Russ.)]

7. http://www.kzn.ru - Официальный сайт города Казани (дата обращения 28.04.2014). [http://www.kzn.ru - The official website of Kazan (date accessed 4/28/2014) (In Russ.)]

8. http://www.urbaneconomics.ru -Официальный сайт фонда «Институт экономики города» (дата обращения 28.04.2014). [http://www.urbaneconomics.ru -The official website for the Fund «Institute for Urban Economics» (date accessed 4/28/2014) (In Russ.)]

References:

1. Upravlenie razvitiem regiona i goroda: teoriya i praktika / G.A. Sul'dina, I.S. Glebova, S.A. Vladimirova i dr. / pod red. G.A. Sul'dinoy. Kazan': Kazanskiy gosudarst-vennyy universitet, 2009. 352 s.

2. Babun R.V. Organizatsiya munit-sipal'nogo upravleniya. SPb.: Piter, 2012. 336 s.

3. Programma sotsial'no-ekonomi-cheskogo razvitiya munitsipal'nogo obra-zovaniya gorod Kazan' na 2011-2015 gody. Utverzhdena resheniem Kazanskoy gorodskoy Dumy ot 24.11.2011. №2-8.

4. Minnikhanov R.N. Gosudarstven-nost'. Innovatsionnost'. Konkurentosposob-nost' // Istoriya. Pravo. Politika. 2012. № 3-4.

5. Metodicheskie rekomendatsii po so-glasovannoy podgotovke i realizatsii dokumen-tov planirovaniya razvitiya munitsipal'nykh obrazovaniy / L.V. Pertsev, V.Yu. Prokof'ev, E.K. Trutnev, K.V. Kholopik, S.A. Krymov / pod red. L.Yu. Padil'ya Sarosa. Moskva: Institut ekonomiki goroda, 2010. 112 s.

6. http://www.tatarstan.ru - Ofitsial'nyy sayt Respubliki Tatarstan (data obrashcheniya 28.04.2014).

7. http://www.kzn.ru - Ofitsial'nyy sayt goroda Kazani (data obrashcheniya 28.04.2014).

8. http://www.urbaneconomics.ru -Ofitsial'nyy sayt fonda «Institut ekonomiki goroda» (data obrashcheniya 28.04.2014).

Зарегистрирована: 22.09.2014

Гусева Любовь Акимовна (г. Казань), ЧОУ ВПО «Академия социального образования», кафедра гражданского и арбитражного процесса, заведующая, кандидат политических наук, доцент. Тел.: 29б-82-80. Е-mail: guseva, Lyubov50@mail.ru

Волкова Наталья Васильевна (г. Казань), Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, Институт управления и территориального развития, кафедра государственного и муниципального управления, доцент, кандидат социологических наук. E-mail: volk.nata2@list.ru

Guseva Lyubov Akimovna (Kazan), PEI WEI «Academy of Social Education», the department of civil and arbitration proceedings, Head, candidate of political sciences. Assistant Professor. E-mail: guseva.lyubov50@mail.ru

Volkova Natalia Vasilievna (Kazan), Kazan (Volga) Federal University, Institute of Governance and Territorial Development, the Department of State and Municipal Management, Associate Professor, candidate of sociological sciences. E-mail: volk.nata2@list.ru

УДК 371.123

СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

И.А. Карпачева (г. Елецк, Российская Федерация) Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Факторы развития профессиональной мобильности учителя в условиях малого города» (№ 14-16-48011).

В статье предлагается четырехкомпонентная структура профессиональной мобильности учителя, разработанная на основе анализа современных исследований по данной проблеме и особенностей содержания деятельности учителя в условиях модернизации отечественного образования.

Ключевые слова: профессиональная мобильность учителя, структура профессиональной мобильности.

STRUCTURE OF PROFESSIONAL TEACHER MOBILITY

I.A. Karpachyova (Yelets, Russian Federation) The study was sponsored by the RHF as part of the research project «Factors of occupational mobility of the teacher in a small town» (№ 14-16-48011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.