УДК 332.012.33 БОРОВКОВА ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА
магистрант кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»,
e-mail: galya.borovkova.95@mail.ru
ЕРЕМЕЕВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
ассистент кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»,
e-mail: anka_2007_901@mail.ru
DOI: 10.26726/1812-7096-2018-11-183-190 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ В ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Аннотация. Целью работы является исследование процесса управления благоустройством городов-миллионников (Казань, Нижний Новгород, Самара) в современной России и разработка мероприятий по его совершенствованию. Методы: исследование основано на методах сравнительного анализа, ранжирования, анализа статистических данных. Результаты работы: дана характеристика сферы благоустройства изучаемых городов по 14 показателям из методических рекомендаций по подготовке государственных и муниципальных программ формирования современной городской среды. Также проанализировано финансирование сферы благоустройства в данных городах, положения о благоустройстве в стратегических документах региона и наличие муниципальных программ. Выводы. Анализ процесса благоустройства в городах-миллионниках показал, что каждый из городов имеет частные проблемы. Так, Казань имеет следующие проблемы: 1) недостаточное благоустройство периферийных территорий города; 2) озеленение центральной части города не удовлетворяет требованиям качества и необходимой площади; 3) общественные пространства характеризу-
О /""ч i \ w о
ются недостаточной утилитарностью; Самара: 1) низкий уровень экологической культуры жителей (затаптывание зеленых зон и стихийные парковки на них); 2) фрагментарность и несистемный характер расположения зеленых насаждений; 3) застройка территорий микрорайонов однотипными детскими площадками; Нижний Новгород: 1) внутригородские районы озеленены неравномерно; 2) проблемы несанкционированных городских свалок; 3) неухоженность и устаревание парковых зон города. Постоянный мониторинг и контроль имеющихся проблем поспособствуют повышению качества жизни населения города, привлечению ресурсов в города (кадровых, финансовых, инвестиционных) и пр., что в целом положительно скажется на привлекательности городов-миллионников.
Ключевые слова: благоустройство города; озеленение; городская среда; имидж города.
BOROVKOVA GALINA ALEKSEEVNA
master's student of the Department " State and municipal management»
KAZAN (Volga region) Federal University», e-mail: galya.borovkova.95@mail.ru
EREMEEVA EKATERINA ALEKSANDROVNA
assistant of the Department " State and municipal management» KAZAN (Volga region) Federal University», e-mail: anka_2007_901@mail.ru
COMPARATIVE ANALYSIS OF TERRITORIAL IMPROVEMENTS IN CITIES WITH THE POPULATION OF OVER A MILLION PEOPLE IN MODERN RUSSIA
Abstract. The goal of the study is researching the process of administration of improvements of cities with the population of over a million people (Kazan, Nizhny Novgorod, Samara) in
modern Russia and the development of measures of improving it. The study is based on the methods of comparative analysis categorization, analysis of statistical data. We have given characteristics of the sphere of improvements of the cities being studied based on 14 indicators from methodical recommendations on the preparation of state and municipal programs of forming a modern city environment. We have also analyzed the financing of the improvements industry in these cities, provisions on improvements in strategic documents of the region, and the availability of municipal programs.
Keywords: city improvements; landscaping; the city environment; the image of a city.
Введение. Благоустройство территории города - одно из приоритетных направлений деятельности муниципальных властей. Оно позволяет создать такие условия жизнедеятельности людей, которые способны обеспечить высокий уровень жизни и отдельного индивида, и жителей микрорайона, района, города в целом. В результате эффективной деятельности муниципальных властей по благоустройству и облагораживанию территории формируется благоприятный имидж города как для самих жителей, удовлетворенных созданными условиями, так и для потенциальных инвесторов, иммигрантов и пр. [1] Следовательно, благоустройство территории влечет за собой значительный социальный эффект, что и объясняет актуальность темы исследования, а также практическую значимость выработанных рекомендаций и мероприятий по благоустройству города. [2]
Однозначного определения благоустройства территории выделить не представляется возможным [3]. В данном исследовании мы будем придерживаться определения, содержащегося в пункте 3.2 Свода правил «Благоустройство территорий»: благоустройство территории - комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка [4].
Роль города как важнейшего фактора формообразования жилых пространств заключается в постоянной организации текущей жизнедеятельности человека [6]. В силу этого действительно важно, чтобы он был эстетически приятным, облагороженным, чистым и многоаспектным, то есть был благоустроенным. Вопросы благоустройства становятся особенно актуальными для развитых городов, для которых благоустроенное пространство - это не просто комфортная среда для общества, но и элемент имиджа, привлекательности территории, его «лицо». Именно поэтому в рамках исследования проведены анализ и оценка благоустройства таких городов, как Казань, Самара и Нижний Новгород - городов-миллионников, являющихся административными, экономическими, культурными центрами своих регионов и всего Поволжья. Цель работы: на основе изучения благоустройства данных городов определить уровень и перспективы совершенствования их благоустройства.
Методы исследования. Исследование благоустройства городов-миллионников - Казани, Самары и Нижнего Новгорода - включало в себя два этапа. Первый этап был посвящен оценке уровня благоустроенности данных городов. Оценка проводилась на основании показателей, рекомендованных для подготовки государственных и муниципальных программ по формированию комфортной городской среды [7]. Такими показателями являются:
1) протяженность улично-дорожной сети, км;
2) светофорные объекты, ед.;
3) памятники (скульптуры), шт.;
4) наружное освещение, км;
5) количество организаций по вывозу мусора, ед.;
6) площадь зеленых насаждений (парки, скверы), га;
7) сумма, потраченная на благоустройство, млн руб.;
8) количество вывезенного снега, тыс. тонн;
9) спецтехника, ед.;
10) оборудованные остановки, шт.;
11) фонтаны, шт.;
12) сети ливневой канализации, км;
13) светильники, тыс. шт.;
14) экологическая обстановка, место в экологическом рейтинге.
Далее в работе указанные критерии будут обозначаться порядковым номером в данном списке. В целом данный этап исследования позволил оценить состояние городов с точки зрения их благоустройства и на основании этого провести сравнение городов. Оценка указанных показателей проводилась за период с 2015 по 2017 гг., что позволило не просто сравнить города друг с другом по каждому из критериев, но и оценить динамику показателей в каждом из городов с целью определения тенденций их изменения.
Второй этап исследования предполагал анализ деятельности органов местного самоуправления в сфере благоустройства городов. Анализ проводился по нескольким основаниям. Во-первых, был рассмотрен объем бюджетного финансирования вопросов благоустройства. Во-вторых, было рассмотрено, как вопросы благоустройства освещены и затронуты в основных документах городского стратегического планирования. В-третьих, были подробно изучены программы по благоустройству исследуемых городов.
Данный этап позволил определить основные цели, задачи и направления деятельности, являющихся приоритетными в вопросах благоустройства для властей каждого их городов.
Сравнение результатов первого и второго этапов исследования позволило определить, как на данный момент соотносятся друг с другом цели и результаты деятельности органов местного самоуправления по благоустройству территории. На основании этого были выделены ключевые проблемы благоустройства каждого из указанных городов-миллионников и предложены рекомендации по их преодолению и устранению.
Результаты. Изначально был проведен анализ статистических данных о благоустройстве городов, представленных в табл. 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ сферы благоустройства в Казани, Нижнем Новгороде и Самаре за 2015-2017 гг.
№ Казань Нижний Новгород Самара
Годы
2015 2016 2017 2015 2016 2017 2015 2016 2017
1 1847 1847 1879,9 1489,9 1489,9 1489,9 1751 1751 1756
2 293 312 335 284 298 326 301 321 337
3 69 72 74 54 58 61 111 114 118
4 1688 1715 1745 1512 1543 1594 1486,9 1489,88 1499,9
5 36 38 38 23 23 24 60 65 69
6 3969 4003 4003 1360 1400 1400 500 500 500
7 2736,6 922,3 912,1 677,8 614,9 948,6 909,1 921,3 934,3
8 250 650 700 240 435 550 274 397 505
9 320 427 487 254 304 404 115 115 135
10 446 480 509 315 330 350 335 350 376
11 9 11 11 8 9 9 8 9 10
12 371 380 384 414 414 435 250 254 261
13 74 78 80 58 60 63 40 43 44
14 8 - 2 54 - Искл. 25 - 33
Уточним, что экологический рейтинг российских городов проводится Минприроды 1 раз в 2 года (2015 и 2017 гг.). В 2017 г. Нижний Новгород был отнесен к числу городов, исключенных из рейтинга. Это значит, что власти города не предоставили достаточный объем информации о состоянии экологии [8].
Анализ табличных данных показал, что лидирующие позиции по большинству показателей занимает г. Казань, затем Самара и Нижний Новгород. При этом во всех исследуемых городах по большинству критериев наблюдается стабильный рост, что говорит о положительной тенденции в области их благоустройства.
Далее проведем сравнительный анализ процесса управления благоустройством территории в исследуемых городах.
Объем израсходованных средств из местных бюджетов городов-миллионников на благоустройство отражен в табл. 2.
Таблица 2
Объем израсходованных средств из бюджетов городов-миллионников на благоустройство, млн руб.
^^^^^^^ Год Город ^^^^^ 2013 2014 2015 2016 2017
Казань 2 890,5 2 546,6 2 736,6 922,4 912,1
Самара 1 574,9 1 964,9 1 846,7 1 035,9 934,3
Нижний Новгород 1 726,9 709,8 677,8 614,8 948,6
Анализ данных табл. 2 демонстрирует сокращение объемов расходов на благоустройство городских территорий в среднем на 40-60% относительно уровня 2013 г. Также если обратить внимание на то, какую долю в общегородском объеме расходов составляет статья благоустройства в 2017 г., то картина следующая: Казань - 4,7% расходов, Самара - 6,8% расходов, Нижний Новгород - 3,5% расходов. Таким образом, и по абсолютным показателям, и по относительным в 2017 г. исследуемые города находятся на примерно одинаковом уровне.
Следующий этап анализа включает в себя анализ стратегий социально-экономического развития выбранных городов на предмет упоминания сферы благоустройства.
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования г. Казани до 2030 г. [11] содержит отдельный параграф «Благоустройство, общественные пространства», где прописаны основные охраняемые территории, муниципальные и региональные программы, а также проблемы в сфере благоустройства.
В параграфе «Жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство» Стратегии комплексного развития городского округа Самара на период до 2025 г. [12] содержится недостаточно информации о благоустройстве, так как параграф преимущественно посвящен сфере ЖКХ. Однако составители стратегии уделили внимание тому, что благоустройство города на низком уровне, что отрицательно сказывается как на качестве жизни горожан, так и на инвестиционной привлекательности территории.
Стратегия социально-экономического развития города Нижнего Новгорода на 20172022 гг. [13] также включает в себя отдельный параграф «Благоустройство городских территорий и охрана окружающей среды». Так, благоустройство города является одним из основных направлений деятельности властей города, предполагающих увеличение площади озелененных территорий общего пользования с 21 млн кв. м. в 2015 г. до 23 млн кв. м. к 2022 г. и доли жителей, положительно оценивающих уровень озеленения и благоустройства городских территорий, до 75%.
Таким образом, в стратегиях развития Казани, Самары и Нижнего Новгорода выделены отдельные параграфы про благоустройство, однако информационная насыщенность этих параграфов разнится. В частности, стратегия развития города Самары отличается наименьшим вниманием к данной сфере.
Далее отметим, какие муниципальные программы действуют в данной сфере. В Казани реализуются республиканские программы «Зеленый рекорд», конкурс «Цветущая Казань» [14]; муниципальные программы «Осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства на территории города Казани на 2016-2018 гг.», «Развитие и повышение уровня благоустройства территории г. Казани на 2016-2018 гг.». На территории городского
округа Самара действуют программы «Благоустройство парков и скверов городского округа Самара», «Озеленение территории городского округа Самара», «Развитие системы дождевой канализации городского округа Самара» на 2013-2022 гг., «Цветущий город» на 2016-2020 гг.
В Нижнем Новгороде реализуются программы «Благоустройство города Нижнего Новгорода» и «Формирование комфортной городской среды города Нижнего Новгорода» на 20182022 гг.
Итак, нами были проанализировано управление благоустройством в городах-миллионниках по трем критериям. Результаты сравнения наглядно представлены в табл. 3.
Таблица 3
Итоговая таблица показателей управленческого воздействия
Критерий сравнения Казань Самара Нижний Новгород
1) Бюджетные расходы на сферу благоустройства, млн руб. 912,1 934,3 948,6
2) Уделение внимания сфере благоустройства в стратегических документах города Присутствует, выделен параграф Присутствует, выделен параграф Присутствует, выделен параграф
3) Имеющиеся муниципальные программы, направленные на развитие сферы благоустройства города 1. 2016-2018 2.2016-2018 1. 2013-2017 2.2013-2017 3. 2013-2022 4.2016-2020 1. 2017-2020 2.2018-2022
Итого, в рамках управленческого воздействия на сферу благоустройства в исследуемых городах-миллионниках особых различий не выделено.
Таким образом, можно сказать, что сфера благоустройства пока не является приоритетной для городских властей. И, несмотря на то что показатели, отражающие благоустройство городского пространства, в Казани, Самаре и Нижнем Новгороде увеличиваются, политика в данном направлении, ее разработанность, финансовая обеспеченность, оставляют желать лучшего.
Выводы. На основании изложенных выше результатов анализов документов и статистики для каждого из городов были выделены ключевые проблемы в области благоустройства территории. Так, несмотря на позитивные изменения показателей благоустройства города Казани и ее лидерство среди исследуемых городов, есть ряд проблем в области благоустройства Казани, отраженных в табл. 4.
Таблица 4
Проблемы благоустройства территории г. Казани и рекомендации по их устранению
Проблемы
Недостаточное благоустройство периферийных территорий города Озеленение центральной части города не удовлетворяет требованиям качества и необходимой площади Общественные пространства характеризуются недостаточной утилитарностью
Рекомендации
Периферийные территории города можно использовать как центры притяжения молодежи через выделение общественных пространств уличной культуры для самовыражения Вертикальное озеленение центральных районов, зданий, требующих ремонта фасадов, позволит эстетически украсить город. Например, применение такой технологии при декорировании жилого дома возле парка «Черное озеро» Общественные пространства города можно использовать многофункционально через проведение мастер-классов, фуд-фестивалей, этно-фестивалей, открытых спортивных занятий, городских квестов, направленных на «узнавание» города и пр.
Проведение на территории городского лесопарка Лебяжье арт-фестиваля, результатом которого будет размещение современных урбанизированных арт-объектов на периферии города Ремонт и замена пешеходной инфраструктуры, дорожно-тропиночной сети
Самара в рамках сферы благоустройства также характеризуется рядом проблем (табл. 5).
Таблица 5
Проблемы благоустройства территории г. Самары и рекомендации по их устранению
Проблемы
Низкий уровень экологической культуры жителей (затаптывание зеленых зон и стихийные парковки на них) [ 16] Фрагментарность и несистемный характер расположения зеленых насаждений [17] Застройка территорий микрорайонов однотипными детскими площадками [18]
Рекомендации
Необходимо правильное проектирование газонов. В Самаре газоны всегда подняты, дождевая или талая вода вместе с почвой стекают на проезжую часть и пешеходные дорожки, создавая грязь. Необходимо, чтобы уровень газона был вровень или ниже уровня проезжей части или тротуара, чтобы население ходило по пешеходным зонам и не затаптывало газон Реконструкция системы зеленых насаждений, включающая в себя мониторинг имеющихся насаждений, удаление старых и аварийных деревьев, высадка объектов озеленения многоярусного характера Повсеместное проведение общественных слушаний на предмет благоустройства общественных зон города
В рамках борьбы со стихийными парковками возможно строительство экологически чистой парковки на набережной реки Волги. Она предполагает строительство каркаса, под которым будет расти трава, зеленые насаждения, и на этот каркас будут заезжать транспортные средства, не повреждая зелени. Это эстетично, практично и позволяет создать дополнительные парковочные места Перенятие зарубежного опыта (вертикальное озеленение общественных пространств, высаживание зеленых насаждений в контейнеры) Активное содействие активистам Центра мониторинга благоустройства городской среды при учете мнения населения и совместного анализа состояния дворов микрорайонов и общедоступных рекреационных зон
Проблемы, характерные для сферы благоустройства города Нижнего Новгорода, рекомендации по их устранению отражены в табл. 6.
Таблица 6
Проблемы благоустройства территории г. Нижнего Новгорода и рекомендации по их устранению
Проблемы
Внутригородские районы озеленены неравномерно [19] Проблемы несанкционированных городских свалок Неухоженность и устаревание парковых зон города
Рекомендации
Парки и скверы Ленинского района Нижнего Новгорода являются наименее благоустроенными. В частности, парк им. Маяковского, парк «Дубки» нуждаются в озеленении: посадка деревьев и кустарников, уход за газонами, облагораживание цветников В Нижнем Новгороде насчитывается около 60 несанкционированных свалок [20] Эффективное взаимодействие властей города и населения в рамках проекта ОНФ «Генеральная уборка»: отслеживание нанесенных на «карту свалок» несанкционированных мест складирования мусора и их последующая уборка За 60 лет в Нижнем Новгороде не разбили ни одного нового парка, да и «старые» парки и скверы не претерпели с тех пор значительных улучшений. Привлечение средств частных инвесторов на благоустройство ключевых парковых зон города посредством разрешения на установку коммерческого объекта, который будет приносить инвестору выгоду (например, в парке им. 1 Мая есть единственный в городе дельфинарий, который приносит выгоду инвесторам)
Создание «народных парков». По закону управлять парками могут попечительские советы, общественные организации, куда войдут и активные общественники, и спонсоры. Активисты обращаются к властям, им выделяют средства на начало работ. На плане города появляется новый парк. Потенциальные «народные парки»: возле Мещерского озера, в Лопатин-ском овраге, на Гребном канале и др. Перенятие зарубежного опыта (вертикальное озеленение фасадов зданий, высаживание зеленых насаждений в контейнеры) поможет разнообразить озеленение города, так как около 60% горожан недовольны однообразием ландшафта
Из табл. 4-6 видно, что для всех трех городов характерна проблема озеленения: недостаток озеленения, его неравномерность, потребительское отношение населения к зеленым насаждениям. Также среди выделенных проблем можно выделить общую закономерность благоустройства городов-миллионников: городская периферия благоустроена значительно хуже, нежели центральная часть, что создает социальный дискомфорт для граждан (периферийные районы не привлекательны для проживания, они однообразны и не интересны для граждан). Остальные проблемы (благоустройство отдельных парков, укладка новых тротуарных дорожек и т. д.) являются по своей природе следствием указанных выше проблем. Предложенные нами рекомендации смогут не только улучшить городское пространство и повысить уровень его благоустройства, но и положительно отразятся на комфортности пребывания в городе и его привлекательности для жизни.
Литература
1. Хмельченко, Е. Г., Заиц, К. И. Роль управления благоустройством территории в формировании имиджа города Москвы //Вестник ГУУ. 2017. № 4. С. 38-42.
2. Липатникова, И. А. Теоретические основы программ социально-экономического развития муниципального образования // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 11. С. 275-280.
3. Фролова, Е. В., Носов, А. Н. Благоустройство городов : основные проблемы и тенденции //Материалы Ивановских чтений. 2016. №1 (5). С. 292-294.
4. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75: СП 82.13330.2016 [Электронный ресурс] // АО «Кодекс». - URL : http://docs.cntd.ru/document/456054208 (Дата обращения: 15.09.2018 г.).
5. Об утверждении методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов : Приказ Минстроя России от 13.04.2017 г. № 711/пр [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - URL : http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215687/(Дата обращения: 20.09.2018 г.).
6. Цветкова, И. В. Социальные аспекты благоустройства города в контексте устойчивого развития //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2017. №3 (41). С. 152-157.
7. Об утверждении методических рекомендаций по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2018-2022 гг. : Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.04.2017 г. № 691/пр [Электронный ресурс] //АО «Кодекс». - URL : http:// docs.cntd.ru/document/456057487 (Дата обращения: 15.10.2018 г.).
8. Экологический рейтинг российских городов 2017 : список [Электронный ресурс] // Август Новости Тольятти. - URL : https://augustnews.ru/ekologicheskij-rejting-rossijskih-gorodov-2017-spisok/ (Дата обращения: 15.10.2018 г.).
9. Семкина, О. С., Скопинский, А. И., Свиридова, Е. С. Роль управления благоустройством в развитии территории муниципального образования // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences.
2014. № 3-4. С. 159-161.
10. Смирнова, А. В. Что необходимо учитывать при благоустройстве территории // Бухгалтерский учет. 2013. № 12.
11. Стратегия Казани-2030 [Электронный ресурс] // Официальный портал органов местного самоуправления города Казани. - URL : https://www.kzn.ru/o-kazani/strategiya-kazani-2030/ (Дата обращения: 15.10.2018 г.).
12. Стратегия 2025. «Живая стратегия города» [Электронный ресурс] // Администрация ГО Самара. - URL : http://samadm.ru/docs/strategiya-2025/ (Дата обращения: 15.09.2018 г.).
13. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Нижнего Новгорода на 2017-2022 гг. : Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 25.01.2017 г. № 190 [Электронный ресурс] // Система «Гарант». - URL : http://base.garant.ru/45715938Mblock_103 (Дата обращения: 15.09.2018 г.).
14. Mingazova, N. M., Nikitin, A. V., Yupina, G. A. & Derevenskaya, O. Yu. Strategy of Management of City Development with Using «Green» Technologies (Kazan City, Russia) // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2014. Vol. 5. No. 18. P. 341-344.
15. Почтовая, А. В. Современное состояние городской среды : основные понятия, проблемы и особенности управления //Вопросы экономики и управления. 2017. № 4. С. 3-7.
16. Гладов, А. В. Озеленение как фактор повышения благоустройства города (на примере городского округа Самары) //Вестник Самарского государственного университета. 2015. №2 (124). С. 207214.
17. Vasilyeva, E. Eco-city or «steady city» as the way of improvement of living conditions for urban population //MATEC Web of Conferences. 2018. Vol. 193. P. 1-8.
18. Karakova, T. Approaches to developing the design code as part of the modern city improvement standard // MATEC Web of Conferences. 2017. Vol. 106. P. 1-6.
19. Козлов, А. В., Медведева, Е. Б. Оценка обеспеченности горожан озелененными территориями в условиях современного развития города Нижнего Новгорода // Приволжский научный вестник.
2015. №12-1 (52). С. 15-18.
20. Карта свалок [Электронный ресурс] // Интерактивная карта свалок. -URL : http:// www.kartasvalok.ru/ (Дата обращения: 12.10.2018 г.).
References:
1. Khmelchenko, E. G., Zaits, K. I. Rol upravleniya blagoustroystvom territorii v formirovanii imidzha goroda Moskvy // Vestnik GUU. 2017. No. 4. P. 38-42.
2. Lipatnikova, I. A. Teoreticheskie osnovyi programm sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya munitsipalnogo obrazovaniya //Sovremennyie nauchnyie issledovaniya i innovatsii. 2013. No. 11. P. 275-280.
3. Frolova, E. V., Nosov, A. N. Blagoustroystvo gorodov : osnovnyie problemyi i tendentsii // Materialyi ivanovskih chteniy. 2016. No. 1 (5). Р. 292-294.
4. Blagoustroystvo territoriy. Aktualizirovannaya redaktsiya SNiP III-10-75: SP 82.13330.2016 [Elektronnyiy resurs] //AO «Kodeks». - URL : http://docs.cntd.ru/document/456054208 (Data obrascheni-ya: 15.09.2018 g.).
5. Ob utverzhdenii metodicheskih rekomendatsiy dlya podgotovki pravil blagoustroystva territoriy pose-leniy, gorodskih okrugov, vnutrigorodskih rayonov: Prikaz Minstroya Rossii ot 13.04.2017 g. №711/pr [Elektronnyiy resurs] // SPS «KonsultantPlyus». - URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_215687/ (Data obrascheniya: 20.09.2018 g.).
6. Tsvetkova, I. V. Sotsialnyie aspektyi blagoustroystva goroda v kontekste ustoychivogo razvitiya // Vektor nauki Tolyattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017. No. 3 (41). Р. 152-157.
7. Ob utverzhdenii metodicheskih rekomendatsiy po podgotovke gosudarstvennyih programm sub'ektov Rossiyskoy Federatsii i munitsipalnyih programm formirovaniya sovremennoy gorodskoy sredyi v ramkah realizatsii prioritetnogo proekta «Formirovanie komfortnoy gorodskoy sredyi» na 2018-2022 godyi: Prikaz Ministerstva stroitelstva i zhilischno-kommunalnogo hozyaystva Rossiyskoy Federatsii ot 06.04.2017 g. N 691/pr [Elektronnyiy resurs] // AO «Kodeks». - URL : http://docs.cntd.ru/document/456057487 (Data obrascheniya: 15.10.2018 g.).
8. Ekologicheskiy reyting rossiyskih gorodov 2017: Spisok [Elektronnyiy resurs] //Avgust Novosti Tolyatti. - URL : https://augustnews.ru/ekologicheskij-rejting-rossijskih-gorodov-2017-spisok/ (Data obrascheniya: 15.10.2018 g.).
9. Semkina, O. S., Skopinskiy, A. I., Sviridova, E. S. Rol upravleniya blagoustroystvom v razvitii territorii munitsipalnogo obrazovaniya //Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. No. 3-4. Р. 159 -161.
10. Smirnova, A. V. Chto neobhodimo uchityivatpri blagoustroystve territorii //Buhgalterskiy uchet. 2013. No. 12.
11. Strategiya Kazani-2030 [Elektronnyiy resurs] // Ofitsialnyiy portal organov mestnogo samoupravleniya goroda Kazani. - URL : https://www.kzn.ru/o-kazani/strategiya-kazani-2030/ (Data obrascheniya: 15.10.2018 g.).
12. Strategiya 2025. «Zhivaya strategiya goroda» [Elektronnyiy resurs] // Administratsiya GO Samara. -URL : http://samadm.ru/docs/strategiya-2025/ (Data obrascheniya: 15.09.2018 g.).
13. Ob utverzhdenii Strategii sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya goroda Nizhnego Novgoroda na 20172022 godyi : Postanovlenie administratsii goroda Nizhnego Novgoroda ot 25.01.2017 g. N 190 [Elektronnyiy resurs] // Sistema «Garant». - URL : http://base.garant.ru/45715938Mblock_103 (Data obrascheniya: 15.09.2018 g.).
14. Mingazova, N. M., Nikitin, A. V., Yupina, G. A. & Derevenskaya, O. Yu. Strategy of Management of City Development with Using «Green» Technologies (Kazan City, Russia) // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2014. Vol. 5. No. 18. P. 341-344.
15. Pochtovaya, A. V. Sovremennoe sostoyanie gorodskoy sredyi: osnovnyie ponyatiya, problemyi i osoben-nosti upravleniya // Voprosyi ekonomiki i upravleniya. 2017. No. 4. Р. 3-7.
16. Gladov, A. V. Ozelenenie kak faktor povyisheniya blagoustroystva goroda (na primere gorodskogo okruga Samaryi) // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. No. 2 (124). Р. 207-214.
17. Vasilyeva? E. Eco-city or «steady city» as the way of improvement of living conditions for urban population // MATEC Web of Conferences. 2018. Vol. 193. P. 1-8.
18. Karakova, T. Approaches to developing the design code as part of the modern city improvement standard //MATEC Web of Conferences. 2017. Vol. 106. P. 1-6.
19. Kozlov, A. V., Medvedeva, E. B. Otsenka obespechennosti gorozhan ozelenennyimi territoriyami v usloviyah sovremennogo razvitiya goroda Nizhnego Novgoroda // Privolzhskiy nauchnyiy vestnik. 2015. No. 12-1 (52). Р. 15-18.
20. Karta svalok [Elektronnyiy resurs] //Interaktivnaya karta svalok. - URL : http://www.kartasvalok.ru/ (Data obrascheniya: 12.10.2018 g.).