Научная статья на тему 'Стратегия и методы привлечения инвестиционных ресурсов на муниципальном уровне'

Стратегия и методы привлечения инвестиционных ресурсов на муниципальном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1829
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / МЕТОДЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / INVESTMENTS / METHODS OF ENGAGING OF INVESTMEN / INVESTMENT CLIMATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гимадиева Лилия Шарифзяновна

В статье рассмотрены методы привлечения инвестиционных ресурсов и стратегии их использования на муниципальном уровне. В статье выделяются несколько аспектов привлечений инвестиций и возможности их использования. Приведен пример инвестиционной политики муниципального образования город Казань по привлечению инвестиционных ресурсов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY AND METHODS OF ENGAGING OF INVESTMENT RESOURCES AT MUNICIPAL LEVEL

The article deals with methods of engaging of investments and strategies for their use at the municipal level. In the article, some aspects of engaging of investments and possibility of their use are allocated. The example of an investment policy of municipal union of the city of Kazan in engaging of investment resources is resulted

Текст научной работы на тему «Стратегия и методы привлечения инвестиционных ресурсов на муниципальном уровне»

УДК 332.145 UDC 332.145

СТРАТЕГИЯ И МЕТОДЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ STRATEGY AND METHODS OF ENGAGING

ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ НА OF INVESTMENT RESOURCES AT

МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ MUNICIPAL LEVEL

Г имадиева Лилия Шарифзяновна Gimadieva Liliia Sharifzianovna

к.э.н., доцент Cand.Econ.Sci, associate professor

Казанский государственный архитектурно- Kazan State University of Architecture and

строительный университет, Казань, Россия Engineering, the city of Kazan, Russia

В статье рассмотрены методы привлечения The article deals with methods of engaging of

инвестиционных ресурсов и стратегии их investments and strategies for their use at the

использования на муниципальном уровне. В статье municipal level. In the article, some aspects of выделяются несколько аспектов привлечений engaging of investments and possibility of their use are

инвестиций и возможности их использования. allocated. The example of an investment policy of

Приведен пример инвестиционной политики “municipal union of the city of Kazan” in engaging of

муниципального образования город Казань по investment resources is resulted

привлечению инвестиционных ресурсов

Ключевые слова: ИНВЕСТИЦИИ, МЕТОДЫ Keywords: INVESTMENTS, METHODS OF

ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ, ENGAGING OF INVESTMEN, INVESTMENT

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ CLIMATE

Анализ позиций города Казани в сфере экономики, социальной сферы, инфраструктуры и экологии в сравнении с крупнейшими городами России и Приволжского Федерального округа свидетельствует о том, что город имеет достаточно высокий уровень конкурентоспособности. Казань отличается сильными конкурентными позициями в плане производственного потенциала, развитости экономической базы и её привлекательности для инвестиций.

Инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность объектов инвестирования определяют активность инвестиционной деятельности любого муниципального образования.

Г ород, имеющий стабильную политическую, законодательную, природоохранную ситуацию, высокий уровень экономических, инфраструктурных, демографических, природно-климатических показателей в сочетании с ресурсной обеспеченностью, имеет высокий индекс инвестиционного климата.

Разработка и реализация муниципальной инвестиционной политики осуществляются на основе концепции социально-экономического развития города и включают [7]:

— определение приоритетов, целей и задач инвестиционной политики, т.е. формирование инвестиционной стратегии;

— разработку комплекса мероприятий по инвестированию;

— определение потребности в инвестиционных ресурсах;

— поиск и выбор источников инвестиций;

— формирование инвестиционных возможностей и мер по их расширению.

В 2003 году Казанским Советом народных депутатов была принята «Стратегия развития Казани до 2015 года». Приоритеты в документе были отданы таким направлениям, как рост показателей экономического развития города, улучшение инвестиционного климата, дальнейшее развитие рынка земли и недвижимости, а также реформирование жилищно-коммунального хозяйства. Для повышения

конкурентоспособности города Казань в документе предлагалось создать благоприятный инвестиционный климат, контролировать деятельность естественных монополий, повысить эффективность работы городских предприятий, улучшить качество производимой ими продукции и совершенствовать инфраструктуру.

Для создания благоприятного инвестиционного климата, способствующего привлечению инвестиций, необходимо уделить внимание трем методам: организационно-технологическим,

информационным аспектам и экономическому стимулированию [7].

Правовые и организационно-технологические методы позволяют снизить инвестиционные риски. Они включают в себя:

— открытость процедуры предоставления налоговых льгот и прозрачность нормативной базы;

— принятие правил регулирования землепользования и застройки, развития вторичного рынка прав аренды;

— реализация проектов на концессионной основе;

— участие муниципалитетов в предпроектных разработках и в подготовке технической документации.

При формировании благоприятного инвестиционного климата одним из направлений деятельности местных властей будет презентация муниципального образования, что может быть реализовано через:

— разработку и издание рекламных материалов;

— проведение культурных, массовых, научных мероприятий, способствующих повышению имиджа муниципального образования, а также участие местных организаций различного толка в подобных мероприятиях на территориях других муниципальных образований;

— создание бизнес-карты территории [2].

В России и уже в мире сегодня город Казань связывают с 1000-летием и Универсиадой, с брендом «Третья столица», с Шаляпинским и Нуриевским фестивалями, с «Аксенов-фэст», «Сотворением мира»,

детским фестивалем «Созвездие», с победами «Ак Барса» и «Рубина». В 2001 году Казанский Кремль был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Для участия в церемонии открытия памятных знаков на Казанском Кремле Татарстан посетил заместитель генерального директора ЮНЕСКО Мунир Бушенаки. Значимым итогом сотрудничества с ЮНЕСКО стало проведение в период с 6 по 8 июня 2001 года в Париже Дней Республики Татарстан в ЮНЕСКО, посвященных 1000-летию Казани.

В рамках проведения международной конференции «Исламская культура в Волго-Уральском регионе» в августе 2001 года Казань посещает личный представитель генерального секретаря ООН Джандоменико Пикко, генеральный директор международного Центра

научных исследований истории, культуры, искусства ислама (IRCICA) при Организации Исламской Конференции Экмеледдин Ихсаноглы.

В мае 2009 года согласно независимому рейтингу «Лучшие города России для ведения бизнеса» журнала «Forbes» Казань заняла 2-е место в рейтинге. Рейтинг составлен на основе анализа 22 показателей социальноэкономического развития крупнейших российских городов, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга. В данном рейтинге Казань занимает лидирующее положение по таким показателям, как социальные характеристики, деловой климат и комфортность ведения бизнеса.

Эффективной формой анализа ситуации в бизнесе для принятия решений в процессе подготовки программ на местном уровне является бизнес-карта территории. Главной целью её создания является анализ ресурсной базы для наиболее эффективного её использования; она показывает средства, запасы, возможности, источники экономической деятельности, которые могут приносить прибыль.

В целом бизнес-карта позволяет добиться нескольких целей:

— оценки предпринимательской активности в решении социально-экономических задач города;

— координации усилий рыночных агентов в конкретных условиях местного рынка;

— формирования благоприятных условий для деятельности малого бизнеса в приоритетных для данной территории направлениях;

— повышения эффективности использования всех видов местных ресурсов;

— привлечение внешних инвесторов.

Одним из важных условий создания благоприятного инвестиционного климата является взаимодействие органов власти с инвесторами и негосударственными предприятиями. На наш взгляд,

важными мерами, способствующими созданию благоприятного взаимодействия на местном уровне, будут:

— прямое финансовое участие города в том или ином проекте;

— предоставление земельных участков или продажа их по льготной

цене;

— обсуждение интересов инвестора и местных властей в области развития муниципальной инфраструктуры;

— обсуждение взаимных обязательств, сроков и возможных санкций при их нарушении;

— обеспечение открытости целей муниципального развития и конкретных производств.

Казань имеет развитую рыночную инфраструктуру, широко использует современные информационные технологии, уникальный научный потенциал, что способствует повышению имиджа территории.

Консультативной службой по иностранным инвестициям МБРР (FIAS) были проведены исследования и разработаны бизнес-карты 10 городов и районов Республики Татарстан, в т.ч. г.Казани [2].

Можно предложить некоторые меры, способствующие более полному использованию информационных аспектов привлечения инвестиций [4]:

— формирование информационной инвестиционной среды;

— разработка системы мер, стимулирующих деятельность местных предпринимателей, частных инвесторов;

— освещение перспектив развития районов города, отдельных городских территорий;

— предоставление доступной и достоверной информации об условиях и возможностях ведения инвестиционной деятельности в городе;

— представление инвестиционных проектов города в сети Интернет;

— издание отраслевых каталогов инвестиционных проектов и программ развития, которые представляются на российских и международных выставках и ярмарках;

Одним из направлений инвестиционной политики при создании благоприятного инвестиционного климата является организация правовой среды, что подразумевает создание и совершенствование законодательной и нормативной базы инвестиционной деятельности, развитие налогового, валютного, тарифного регулирования для эффективного влияния на инвестиционную активность.

Отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой инвесторами в форме инвестиций в основной капитал, на территории Республики Татарстан регулируются международными договорами Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами и нормативными правовыми актами Республики Татарстан.

Принятый 19 июля 1994 года Закон РТ «Об иностранных

инвестициях в Республике Татарстан» направлен на привлечение

иностранных инвестиций и эффективное их использование в экономике республики. Закон определяет условия деятельности иностранных

инвесторов на территории Татарстана по вопросам, относящимся к ведению РТ. Закон предоставляет инвесторам гарантии правовой защиты, определяет порядок компенсации и возмещения убытков, меры по стимулированию иностранных инвестиций в области налогообложения, предоставления льготных займов, конверсии задолженности в акции, другие нефинансовые меры содействия. Закон также регулирует вопросы приобретение права собственности и ценных бумаг, участия в приватизации [1,6].

Закон Республики Татарстан от 6 марта 1996 года «О статусе одобренного инвестиционного проекта с участием иностранного

инвестора» направлен на обеспечение условий, способствующих активной инвестиционной деятельности, и определяет условия и порядок предоставления статуса одобренного инвестиционного проекта с участием иностранного инвестора на основе Закона Республики Татарстан «Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан». Закон также определяет виды льгот предоставляемых иностранным инвесторам [1].

Закон «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан» от 25 ноября 1998 года определяет общие правовые, экономические условия инвестиционной деятельности на территории РТ, формы государственной поддержки в целях ее развития, обеспечение защиты прав субъектов инвестиционной деятельности [1,5].

Согласно Закону Республики Татарстан от 25.11.1998 №1872 «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан» для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой на территории Республики Татарстан, органы государственной власти Республики Татарстан могут использовать различные формы и методы [5]:

• предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в собственности Республики Татарстан, в соответствии с законодательством;

• разработка, утверждение и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов на объекты государственной собственности Республики Татарстан, финансируемых за счет средств бюджета Республики Татарстан;

• проведение государственной экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством;

• предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств бюджета Республики Татарстан в порядке, устанавливаемом законами Республики Татарстан;

• предоставление бюджетных кредитов Республики Татарстан для реализации приоритетных инвестиционных проектов на территории Республики Татарстан;

• разработка, утверждение и финансирование инвестиционных программ на очередной финансовый год;

• предоставление льгот по региональным налогам и сборам, понижение ставок налога на прибыль организаций в соответствии с законодательством, а также иных льгот по налогам и сборам, предоставление которых отнесено законодательством к компетенции субъектов Российской Федерации. При этом льготы по региональным налогам и сборам предоставляются субъектам инвестиционной деятельности всех форм собственности, реализующим инвестиционные проекты в соответствии с приоритетными направлениями инвестиционной политики Республики Татарстан, определяемыми программой социальноэкономического развития Республики Татарстан и инвестиционным меморандумом Республики Татарстан.

К экономическим методам привлечения инвестиций можно отнести следующие [3]:

— освобождение инвесторов от части налогов;

— гарантирование инвестиций на уровне местных нормативных актов;

— регулирование рынка недвижимости, передача прав на земельные участки на ранних стадиях инвестиционного цикла;

— создание системы предоставления гарантий;

— участие инвесторов в приватизации местных предприятий;

— заключение инвестиционных договоров в области недвижимости,

предусматривающих долевое распределение площадей

реконструированных зданий между местными властями и инвесторами;

— кредитование инвестиционных проектов;

— льготы по бюджетным платежам.

Использование этих методов привлечения инвестиций в Казани также ощущается. В 2009, кризисном, году в Казани на 25% снизили стоимость аренды муниципальной недвижимости, наполовину снизили стоимость аренды рекламных площадей. Работала программа льготного кредитования предпринимателей через Банк Казани. В течение последних пяти лет ставка земельного налога оставалась неизменной. А это основной и самый стабильный источник пополнения местного бюджета [8].

Таким образом, можно констатировать, что создание благоприятного инвестиционного климата — довольно сложная задача, требующая от органов власти активных действий во многих направлениях хозяйственной жизни. Но, несмотря на все трудности, органы власти не должны устраняться от ее решения, поскольку формирование благоприятного инвестиционного климата — залог успеха инвестиционной политики.

Конечно, у Казани, имеются по сравнению с другими городами большие и экономические и правовые возможности для привлечения инвестиций. Однако позитивный опыт данного города может быть использован и в других крупных городах.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Абдрахманов Р.Ф. Татарстан в начале XXI века. - ЦКЬ:

http://www.tataroved.rU/publication/kazan/6/1/. Проверено 25.10.2011.

2. Гимадиева Л.Ш. Бизнес-карта — паспорт инвестиционного потенциала муниципального образования //Проблемы социально-экономической устойчивости региона: Сборник научных трудов; ПГСХА. Пенза, 2010. С.23-25.

3. Зарукина Е.В. Недвижимое имущество и социальная сфера как объекты привлечения капитала на территорию города: основные понятия и возможные подходы // Муниципальная власть. 2004. №3. С 55-59.

4. Инвестиционная политика на территории муниципального образования /Под общ. ред. В.И. Шеина. М.: РИЦ "Муниципальная власть", 2001. 310 с.

5. Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан: Закон Республики

Татарстан от 25.11.1998 №1872. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой

системы «КонсультантПлюс».

6. Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан: Закон Республики Татарстан от 19.07.1994 №2180-Х11. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой

системы «КонсультантПлюс».

7. Обозов С. А. Привлечение инвестиций в экономику города: теория и практика. Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 1998. 42 с.

8. Отчет о деятельности Мэра Казани в 2010 году. - ИКЬ:

www.kzn.ru/news/show/22305. Проверено 25.10.2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.