Научная статья на тему 'Построение модели деятельности общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья'

Построение модели деятельности общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4955
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЙСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ОСУЩЕСТВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / STUDENT WITH DISABILITIES / CONCEPTUAL DESIGN / MODEL OF ACTIVITY OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS / THE ALGORITHM OF ACTIVITY OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS / EDUCATIONAL ACTIVITIES OF STUDENTS WITH DISABILITIES / ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES / ORGANIZATION ENGAGED IN EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сунько Татьяна Юрьевна

Статья посвящена проблеме концептуального поэтапного проектирования и апробации модели и алгоритма деятельности общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В статье представлена модель и алгоритм деятельности общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Building a Model Performance Educational Organization, Provides Education Studying with Disabilities

The article deals with the conceptual design and testing phased model and algorithm of activity of educational organizations engaged in educational activities of students with disabilities. The article presents a model and algorithm of activity of educational organizations engaged in educational activities in general education programs.

Текст научной работы на тему «Построение модели деятельности общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 376.2+373.3/.5

Сунько Татьяна Юрьевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры специального (дефектологического) образования, специалист по УМР, Московский государственный психолого-педагогический университет, tasunko@yandex.ru, Москва

ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме концептуального поэтапного проектирования и апробации модели и алгоритма деятельности общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В статье представлена модель и алгоритм деятельности общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам.

Ключевые слова: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, концептуальное проектирование, модель деятельности общеобразовательных организаций, алгоритм деятельности общеобразовательных организаций, образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, организация образовательной деятельности, организация, осуществляющая образовательную деятельность.

В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и распространения современных моделей социализации детей процедура концептуального проектирования связана с определением содержания в образовании и с проведением в укладе и организации школ необходимых изменений. Однако вместе с тем встает вопрос и о готовности педагогических работников к принятию изменений в образовательных организациях и реализации управленческих решений по нововведению.

Поэтому следует подробно рассмотреть, с одной стороны, деятельность педагогов, специалистов общеобразовательных организаций в свете происходящих изменений по построению модели школы, а с другой -процедуру концептуального проектирования модели и алгоритма деятельности общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, как средства изменения организационных механизмов.

В зарубежных исследованиях проблема проектирования была отражена в трудах исследователей В. Кузена [8], Г. Манна [9] и др., рассматривавших вопросы школьной политики, управления образованием за рубежом, финансирования и организации школьной системы, методы и формы обучения мо-

лодого поколения.

В советской психологии идеей личностного развития, реализованного в контексте деятельностного подхода, занимались ученые С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин.

Для предоставления равного доступа к качественному образованию и осуществлению социальной адаптации детей в деятельности общеобразовательных организаций следует провести, прежде всего, комплексный анализ имеющихся проблем, определить необходимые изменения в существующей организации образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и построить целостную систему регламентов в соответствии с системообразующими компонентами по видам ресурсов (материально-технические, финансово-экономические, информационно-методические, кадровые) [5, с. 31-41].

Процесс концептуального проектирования модели и деятельности общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, заключается в решении ряда проектных задач, состоящих в последовательном выполнении нескольких проектных процедур и операций, таких как анализ, планирование, построение, оценка, сравнение [5, с. 4]. Способом реализации модели деятельности общеобразовательных организаций, осущест-

вляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, выступает определенный алгоритм деятельности.

Поскольку модель должна описывать весь уклад общеобразовательных организаций, в условиях распространения современных моделей успешной социализации детей настоящая модель деятельности общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, может включать в себя следующие блоки: целевой, содержательный, результативный и прогностический [4, с. 3-8].

Целевой блок модели деятельности общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, определяет общее назначение модели, цель и задачи, способы достижения поставленной цели.

Целью построения модели деятельности общеобразовательных организаций, на наш взгляд, является поэтапное обеспечение доступности качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на основе развития образовательной организации.

Отсюда задачи построения модели деятельности формулируются следующим образом:

1) создать единую образовательную среду для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих разные стартовые возможности;

2) развить потенциальные возможности детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со сверстниками;

3) организовать систему эффективного процесса психолого-педагогического сопровождения посредством взаимодействия диа-гностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

4) способствовать успешному освоению общеобразовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

5) формировать у всех участников образовательных отношений адекватное отношение к проблемам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [1, с. 5-35].

Содержательный блок модели устанавли-

вает целостную систему регламентов в деятельности общеобразовательной организации [2, с. 29-38].

Система регламентов материально-технического обеспечения построения модели деятельности общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, состоит из необходимых условий по оснащению организации специальными лифтами и подъемниками, установке пандусов для физического доступа, а также условий для организации учебной деятельности, например, обустройство рабочего места в классе, оборудование устройств для чтения и письма, наличие современных специальных наглядно-дидактических пособий и комплектов, звукоусилителей и др. [6, с. 20].

Основой системы регламентов финансового планирования деятельности общеобразовательных организаций является бюджетирование. Сущность бюджетирования деятельности общеобразовательных организаций как формы планирования финансового обеспечения в рыночных условиях выражается в разработке его основных бюджетов и отчетов по ним. Система бюджетирования обеспечивает лучшую координацию его различных видов деятельности, повышает управляемость и адаптивность к изменениям во внутренней и внешней среде [6, с. 18-19].

Система регламентов информационно-методического обеспечения модели деятельности общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включает информационно-просветительские мероприятия для обучающихся, родителей, педагогических работников.

При анализе степени обеспеченности общеобразовательной организации кадровыми ресурсами необходимо учитывать и укомплектованность школы квалифицированными педагогическими работниками и их готовность к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование готовности педагогов к необходимым изменениям может начинаться с понимания собственного жизненного определения, рассмотренного еще С. Л. Рубинштейном, в качестве осознанного способа построения человеком бытия [3, с. 261]. В качестве субъекта человек вырабатыва-

ет свое отношение к жизни и выстраивает жизненную стратегию. Жизненная позиция может выступать и как результат самоопределения и как условие ее реализации [7].

В работе с педагогами и специалистами общеобразовательных организаций следует выявить личностные затруднения каждого для оказания адресной помощи в решении возникших проблем с помощью следующих форм работы: круглые столы по проблемам, проблемно-деловые игры, рефлексивно-ролевые игры, моделирование, педагогические чтения, групповые и индивидуальные консультации, мастер-классы.

Вместе с тем система регламентов кадрового обеспечения модели деятельности общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предъявляет запрос не только на наличие в штате высокопрофессиональных специалистов, с высоким уровнем образования, способных к эффективной, высокопродуктивной, в том числе и инновационной деятельности, таких как психолог, медицинский работник, тьютор, социальный педагог, логопед, дефектолог, но и на качество взаимодействия творческой группы методически грамотных единомышленников, осознающих и принимающих концепцию индивидуализации образовательной деятельности [6, с. 18].

При внедрении модели деятельности общеобразовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, следует учесть возможные риски, которые могут быть обусловлены динамикой объекта управления и его внешним окружением, а также ролью человеческого фактора в процессе образовательных отношений.

Перечислим предполагаемые внешние и внутренние риски при внедрении модели деятельности общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Внешние риски могут быть связаны с недостаточностью экономического обеспечения продвижения инклюзивного образования, а также с отсутствием механизма создания целостной системы регламентов по видам ресурсов в деятельности общеобразовательных организаций.

Выделим некоторые внутренние риски. Во-первых, влияние культурных стереотипов на отношение к людям с инвалидностью, нетерпимость и интолерантность; во-вторых, недостаток программ по сопровождению ребёнка с инвалидностью, обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях; в-третьих, недостаток программ реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от характера нарушений и структуры дефекта, в-четвертых, затруднения учителей при работе в разнородных средах.

Результативный блок модели деятельности общеобразовательных организаций содержит совокупность критериев оценки поэтапного развития организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а именно: наличие экономической основы законодательных актов, готовность педагогов и специалистов к коллективной совместной работе, соответствие системы мер мерам по профилактике, раннему выявлению и ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям, способствующим уменьшению последующих затруднений в совместном воспитании, развитии и обучении детей в общеобразовательной организации.

Прогностический блок модели включает прогноз возможных вариантов реализации модели деятельности общеобразовательных организаций. Прогноз деятельности общеобразовательной организации связан с различными вариантами включения детей с ОВЗ в общеобразовательные организации, реализующие адаптированные основные образовательные программы в отдельных классах, в общеобразовательные организации, реализующие адаптированные образовательные программы [6, с. 5-15].

Таким образом, качественное полноценное образование детей с ограниченными возможностями здоровья возможно в том случае, если при организации обучения действительно созданы специальные образовательные условия, учитывающие специфику образовательной деятельности различных категорий детей с ОВЗ в зависимости от характера нарушений и структуры дефекта, а также их возможности передвижения, общения, социального поведения. В связи

с этим наиболее важным является способность общеобразовательных организаций изменяться и искать ресурсные возможности, которые, актуализируясь в определенных условиях, способны обеспечить достижение поставленных целей.

Алгоритм деятельности общеобразовательных организаций предусматривает следующие этапы: план мероприятий реализации модели деятельности общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; ход реализации модели; описание специфики этапов реализации моделей; обоснование конкретных мероприятий по реализации модели, сроков реализации каждого этапа [2, с. 61].

На первом этапе выстраивается план мероприятий реализации модели деятельности общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация модели представляется актуальной на современном этапе развития общества, так как учитывает организацию процесса образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие и апробация модели деятельности общеобразовательных организаций, во-первых, будет способствовать расширению вариативности и доступности образования для всех групп детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, во-вторых, обеспечит высокий потенциал развития детей с ограниченными возможностями здоровья на этапе обучения по общеобразовательным программам.

Развитие модели деятельности затрагивает инфраструктуру общеобразовательных организаций, которая должна быть ориентирована как на ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так и на всех участников образовательных отношений.

План мероприятий по реализации модели деятельности общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, отражает ход реализации модели, описание специфики этапов реализации моделей, обоснование конкретных мероприятий по реализации модели, сроков реализации каждого этапа.

На втором этапе алгоритма деятельности

общеобразовательных организаций осуществляется ход реализации модели деятельности общеобразовательных организаций.

Ход реализации определяет создание в общеобразовательной организации Совета по апробации модели, который должен обеспечивать координацию действий всего педагогического коллектива, а также осуществлять информационное, консалтинговое и научно-методическое сопровождение процесса апробации модели. Деятельность этого временного органа управления предлагается регламентировать специальным Положением о Совете. Затем должен быть осуществлен переход к созданию рабочей группы по изучению выстраиваемой модели и ее апробации в соответствии с алгоритмом деятельности.

Таким образом, после определения изменений в деятельности общеобразовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, проводится конкретизация настоящей модели в соответствии с концепцией реализации модели применительно к данной общеобразовательной организации.

Третий этап - описание специфики этапов реализации моделей. Спецификой процедуры создания рабочей группы по апробации модели в соответствии с концепцией и планом мероприятий реализации модели деятельности общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, является включение всех педагогов, специалистов сопровождения, медицинских работников, администрации общеобразовательной организации. Руководство деятельностью рабочей группы целесообразно поручить представителю администрации образовательной организации или руководителю методического объединения учителей. Состав рабочей группы и порядок ее работы утверждается приказом директора образовательной организации.

Поскольку участие в деятельности рабочей группы требует дополнительных усилий, желательно заранее определить формы дополнительного материального и морального поощрения за полученные результаты и довести их до сведения участников.

Спецификой определения рабочей группой изменений в деятельности общеоб-

разовательной организаций будет являться перечень несоответствий, имеющихся ресурсов и целостной системы регламентов по видам ресурсов, необходимых для реализации модели деятельности общеобразовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Результаты комплексного анализа и определение необходимых изменений в существующей организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья показывают полноту и достаточность построения целостной системы регламентов.

Процедура построения целостной системы регламентов по видам ресурсов в соответствии с компонентами образовательного

процесса и их инновационным содержанием в общеобразовательной организации может осуществляться после конкретизации настоящей модели применительно к данной общеобразовательной организации.

На четвертом этапе осуществляется обоснование конкретных мероприятий по реализации модели деятельности общеобразовательных организаций и выполняется обоснование сроков реализации каждого этапа алгоритма деятельности общеобразовательных организаций.

Таким образом, концептуальное поэтапное проектирование и апробация модели и алгоритма деятельности общеобразовательных организаций позволят доработать механизмы управления и внедрить в практику обновленную структуру и содержание деятельности образовательных организаций.

Библиографический список

1. Алехина С. В., Кутепова Е. Н., Дмитриева Т. П., Дедюхина Г. В., Сабельникова С. И., Самсо-новаЕ. В., СемагоН. Я., СемагоМ. М., ФадинаА. К. Обеспечение доступности качественных образовательных услуг общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. - М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2012. - 162 с. - (Инклюзивное образование) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=165658 (дата обращения: 25.07.16).

2. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: методические рекомендации / отв. ред. С. В. Алехина. - М.: МГППУ, 2012. - 92 с.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2008. - 713 с.

4. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: методическое пособие / ред. С. В. Алехина, М. М. Семаго. - М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2012. -156 с. - (Инклюзивное образование). - URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=160947 (дата обращения: 25.07.16).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образова-

ния (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N° 373; в ред. Приказов от 26 ноября 2010 г. №> 1241, от 22 сентября 2011 г. №> 2357) [Электронный ресурс]. - URL: http://nsportal. ru/user/736542/page/federalnyy-gosudarstvennyy-obrazovatelnyy-standart-nachalnogo-obshchego (дата обращения: 25.07.16).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Минобрнауки России 19 декабря 2014 г. № 1598; в ред. Приказов от 3 февраля 2015 г. №»35847 [Электронный ресурс]. - URL: http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/akty_minobrnauki_rossii/prikaz-minobrnauki-rf-ot-19122014-no-1598 (дата обращения: 25.07.16).

7. Филинкова Е. Б. К проблеме перехода от исполнительской (педагогической) деятельности к управленческой: концептуальное понимание и теоретическая модель // Социальная психология и общество. - 2015. - Том 6. - № 3. - С. 5-20.

8. Cousin V. Report on the state of public instruction in Prussia. - London: Effingham Wilson, Royal Exchange, 1834. - 333 p.

9. Mann H. Mr. Mann's seventh annual report: Education in Europe // Common School Journal. -1844. - Vol. VI. - P. 65-196.

Поступила в редакцию 08.08.16

_КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА_

Sunko TatianaYurievna

Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of Special (Defectological) Education, Moscow State Psychological and Pedagogical University, tasunko@yandex.ru, Moscow

BUILDING A MODEL PERFORMANCE EDUCATIONAL ORGANIZATION, PROVIDES EDUCATION STUDYING WITH DISABILITIES

Abstract. The article deals with the conceptual design and testing phased model and algorithm of activity of educational organizations engaged in educational activities of students with disabilities. The article presents a model and algorithm of activity of educational organizations engaged in educational activities in general education programs.

Keywords: Student with disabilities, conceptual design, model of activity of educational institutions, the algorithm of activity of educational institutions, educational activities of students with disabilities, the organization of educational activities, organization engaged in educational activities.

References

1. Alekhina, S. V., Kutepov, E. N., Dmit-rieva, T. P., Dedyukhina, G. V., Sabelnikova, S. I., Samsonova, E. V., Semago, N. Ya., Semago, M. M., Fadina, A. K., 2012. Obespechenie dostup-nosti kachestvennyx obrazovatel'nyx uslug obsh-hego obrazovaniya dlya detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Ensuring access to quality education of general education services for children with disabilities]. Moscow: Moscow City Psychological-Pedagogical University Publ., 162 p. [online]. Available at: http://www.psychlib.ru/inc/ absid.php?absid=165658 (Accessed 15 June 2016) (in Russ.).

2. Alekhina, S. V., ed., 2012. Organizaciya spe-cial'nyx obrazovatel'nyx uslovij dlya detej s ogran-ichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v obsh-heobrazovatel'nyx uchrezhdeniyax [Organization of special educational conditions for children with disabilities in educational institutions]. Moscow: MGPPU Publ., 92 p. (in Russ.).

3. Rubinstein, S. L., 2008. Osnovy obshhej psix-ologii [Fundamentals of general psychology]. St. Petersburg: Peter Publ., 713 p. (in Russ.).

4. Alekhina, S. V., Semago, M., ed., 2012. Sozdanie i aprobaciya modeli psixologo-pedagog-icheskogo soprovozhdeniya inklyuzivnoj praktiki [Create and test a model of psychological and pedagogical support of inclusive practices]. Moscow: Moscow City Psychological and Pedagogical University Publ., 156 p. Available at: http://www.ps-ychlib.ru/inc/absid.php?absid=160947 (Accessed 15 June 2016) (in Russ.).

5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovaniya (utver-zhden prikazom Minobrnauki Rossii ot 6 oktyabrya 2009 g. № 373; v red. Prikazov ot 26 noyabrya 2010 g. № 1241, ot 22 sentyabrya 2011 g. № 2357) [The

federal state educational standard primary education (approved by Order of the Russian Ministry of October 6, 2009 № 373, as amended by the Orders of November 26, 2010 № 1241 of September 22, 2011 № 2357)] [online]. Available at: http://nspor-tal.ru/user/736542/page/federalnyy-gosudarstven-nyy-obrazovatelnyy-standart-nachalnogo-obshchego (Accessed 25 Jule 2016) (in Russ.).

6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovaniya obu-chayushhixsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya (utverzhden prikazom Minobrnauki Rossii 19 dekabrya 2014 g. № 1598; v red. Prikazov ot 3 fevralya 2015 g. №35847 [The Federal state educational standard primary education of students with disabilities (approved by order of the Ministry of Education of Russia December 19, 2014 № 1598, as amended by the Orders of February 3, 2015 №35847] [online]. Available at: http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/akty_minobrnauki_rossii/prikaz-minobrnauki-rf-ot-19122014-no-1598 (Accessed 25 Jule 2016) (in Russ.).

7. Filinkova, E. B., 2015. K probleme perexoda ot ispolnitel'skoj (pedagogicheskoj) deyatel'nosti k up-ravlencheskoj: konceptual'noe ponimanie i teoretich-eskaya model' [On the problem of the transition from performing (educational) activities to management: conceptual understanding and theoretical model]. So-cial'naya psixologiya i obshhestvo [Social Psychology and Society], 6, No 3, pp. 5-20. (in Russ.).

8. Cousin, V., 1834. Report on the state of public instruction in Prussia. London: Effingham Wilson, Royal Exchange, 333 p.

9. Mann, H. Mr., 1844. Mann's seventh annual report: Education in Europe. Common School Journal, VI, pp. 65-196.

Submitted 08.08.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.