Научная статья на тему 'ПОСТРОЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЛОГИСТИКИ БАНКА'

ПОСТРОЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЛОГИСТИКИ БАНКА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА / БАНК / КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Полухина Е.А.

Необходимой частью информационной логистики любого банка является корпоративная информационная система. Основным требованием к таким системам выступает возможность интегрированно управлять территориально распределенной корпорацией, основываясь на углубленном анализе данных, широком использовании систем информационной поддержки принятия решений, электронных документообороте и делопроизводстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION OF CORPORATE LOGISTICS INFORMATION SYSTEM AS A MEANS OPTIMIZATION OF THE INFORMATION LOGISTICS OF THE BANK

A necessary part of the information logistics of any bank is a corporate information system. The main requirement for such systems is the ability to integrate the territorially distributed corporation in an integrated manner, based on in-depth analysis of data, the wide use of information support systems for decision-making, electronic document management and records management.

Текст научной работы на тему «ПОСТРОЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЛОГИСТИКИ БАНКА»

7. Ровенских В.А., Слабинская И.А. Бухгалтерская финансовая отчетность: учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°». - 364 с.

8. Ровенских В.А., Слабинская И.А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учебник для бакалавров. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°». - 364 с.

9. Слабинская И.А. К вопросу о сущности информации о движении денежных средств // Вестник Белгородского государственного технического университета им. В.Г. Шухова. 2014. № 4. С. 118-122.

10. Современный бухгалтерский учет и его проблемы: монография / Под ред. В.Г. Гетьмана, У.Ю. Блиновой, Л.Н. Герасимовой. М. Финуниверситет. 2014. - 152 с.

УДК 336.011

Полухина Е.А., магистр экономики старший преподаватель учреждение «Университет «Туран» Казахстан, г. Алматы ПОСТРОЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЛОГИСТИКИ БАНКА

АННОТАЦИЯ

Необходимой частью информационной логистики любого банка является корпоративная информационная система. Основным требованием к таким системам выступает возможность интегрированно управлять территориально распределенной корпорацией, основываясь на углубленном анализе данных, широком использовании систем информационной поддержки принятия решений, электронных документообороте и делопроизводстве.

Ключевые слова: информационная логистика, банк, корпоративная система, электронный документооборот

Polukhina E.A., Master of Economics

Senior Lecturer Institution "University " Turan" Kazakhstan, Almaty CONSTRUCTION OF CORPORATE LOGISTICS INFORMATION SYSTEM AS A MEANS OPTIMIZATION OF THE INFORMATION LOGISTICS OF THE BANK

ANNOTATION

A necessary part of the information logistics of any bank is a corporate information system. The main requirement for such systems is the ability to integrate the territorially distributed corporation in an integrated manner, based on in-depth analysis of data, the wide use of information support systems for decision-making, electronic document management and records management.

Keywords: information logistics, bank, corporate system, electronic document management

Необходимой частью информационной логистики любого банка является корпоративная информационная система. Основным требованием к таким системам выступает возможность интегрированно управлять территориально распределенной корпорацией, основываясь на углубленном анализе данных, широком использовании систем информационной поддержки принятия решений, электронных документообороте и делопроизводстве.

Следует признать, что в не во всех банках подобные системы в полной мере отвечает предъявляемым требованиям. Достаточно часто это выражается в недостоверной базе данных о клиентах банка - данная проблема порой приводит, например, к тому, что работники банков обращаются с требованиями погасить кредит к лицам, не являющимися клиентами банка - и убедить их в обратном бывает очень сложно. Иногда возникают ситуации, когда клиент поменял место жительства, анкетные данные - а работники банка пытаются найти его по старому адресу, либо ориентируются на старые данные. Это может быть как следствием упущений со стороны работников, не внесших своевременные изменения в базу данных, так и не налаженным информационным обменом между подразделениями банка. Кроме того, недостатки в организации информационной логистики в банке не позволяют должным образом вести кредитные истории клиентов, выступают в качестве причин сбоев в системе «банк-клиент», вызывают большие затруднения в работе Интернет-банкинга, затрудняют, а порой делают невозможным для юридических и физических лиц связь с обслуживающим персоналом банка. Для решения этой проблемы банку необходимо разработать и внедрить единую корпоративную информационную систему 74.

Банк в качестве своего корпоративного стандарта может выбрать единую систему управления информацией о пользователях (в дальнейшем -ЛИС), позволяющую создать эффективное и безопасное

автоматизированное решение, обеспечивающее единый контроль данных о пользователях и их правах в корпоративной информационной системе банка.

Главной задачей корпоративной информационной системы является эффективное управление всеми ресурсами банка для получения максимальной прибыли и удовлетворения материальных и профессиональных потребностей всех сотрудников. такая система по своему составу является совокупностью различных программно-аппаратных платформ, универсальных и специализированных приложений

74 Колодизева Т.А. Банковская логистика как инновационная технология финансового менеджмента банка. businessinform.net/pdf/2011/2_2/18_19.pdf

различных разработчиков, интегрированных в единую информационно -однородную систему, которая наилучшим образом будет решать задачи банка. То есть, корпоративная информационная система - это человеко-машинная система и инструмент поддержки интеллектуальной деятельности человека, которая под его воздействием будет: накапливать определенный опыт и формализованные знания; постоянно совершенствоваться и развиваться; быстро адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды и новым потребностям банка.

Под корпоративной информационной системой будем понимать информационную систему банка, отвечающую следующему минимальному перечню требований:

- функциональная полнота системы;

- надежная система защиты информации;

- наличие инструментальных средств адаптации и сопровождения системы;

- реализация удаленного доступа и работы в распределенных сетях;

- обеспечение обмена данными между разработанными информационными системами и другими программными продуктами, функционирующими в банке;

- возможность консолидации информации;

- наличие специальных средств анализа состояния системы в процессе эксплуатации.

Если банк динамично развивается, его функционирование которого сопровождается постоянным увеличением числа розничных отделений, ростом штата сотрудников и их частой миграцией между отделениями. Быстрый рост филиальной сети, а также перспективы развития банка на ближайшие годы выдвинули на первый план вопросы создания централизованной системы управления информацией о пользователях и их правах в корпоративной информационной системе банка. С этой целью перед банком встает необходимость реализовать следующие бизнес-задачи:

- автоматизация процессов авторизации новых сотрудников к ресурсам информационных систем банка;

- обработка и контроль изменений кадровой информации, необходимой для регулирования прав доступа пользователей;

- минимизация затрат на внедрение новых информационных систем;

- создание единой системы управления учетными записями и правами пользователей в информационных систем банка;

- построение централизованного хранилища информации учетных данных и прав пользователей в информационных систем;

- построение централизованного хранилища информации учетных данных и прав пользователей в информационных системах;

- стандартизация прав пользователей в корпоративных информационных системах за счет внедрения ролевой модели;

- сокращение времени ожидания предоставления прав пользователям в корпоративных информационных системах до двух часов;

- сокращение ручного труда, как бизнес-пользователей, так ГГ-сектора (группы HelpDesk и администраторов ИС) за счет автоматизации изменений прав доступа в информационных системах;

- повышение уровня информационной безопасности путем четкого разграничения прав пользователей на доступ к информации;

- разработка и внедрение корпоративного стандарта «Требования к информационным системам в части управления учетными записями пользователя»;

- возможность своевременного и надежного обмена информацией в электронном виде между всеми подразделениями банка. При этом часть приложений банка должна функционировать в режиме онлайн;

- обеспечение бизнес-подразделения банка новыми сервисами, которые позволили бы повысить оперативность и качество работы сотрудников банка. В числе сервисов — корпоративная УГР-телефония, система для проведения телефонных конференций в рамках корпоративной сети, эффективная служба обмена сообщениями и средства коллективной работы, а также внутренний информационный портал;

- быстрое подключение в единому информационному пространству новых подразделений банка во всех регионах;

- окупаемость проекта в течение первых трех лет. Причем не только с точки зрения косвенных финансовых выгод, которые достаточно сложно просчитать, но и за счет прямой экономии на устранении издержек при эксплуатации различных сервисов, трафик которых можно было бы направить в корпоративную сеть. 75

Эти требования были положены в основу требований к пропускной способности, информационной безопасности, надежности и мультисервисности сети. Для решения описанных бизнес-задач в банке необходимо создание единой системы управления информацией о пользователях и их правах в информационных системах банка. Этот процесс должен начинаться с анализа деятельности банка и заканчивается внедрением разработанной системы. Этапы этого процесса будут состоять из:

- проведение предпроектного обследования;

- формулирование целей и ограничений проекта, разработка стратегии реализации проекта;

- инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов, консалтинг в различных областях;

- выбор платформы, разработка системы, интеграция с используемым программным обеспечением;

- поставка оборудования и программного обеспечения;

75 Берков М.В. Информационные технологии в логистике, М.:Фин. и статистика, 2012

- пусконаладочные работы по вводу системы в эксплуатацию

- сопровождение созданной системы в процессе эксплуатации, работы по ее дальнейшему развитию.

На подготовительном этапе проекта необходимо провести аудит информационных систем центрального офиса банка, которые необходимо перевести под централизованное управление. Выбор базовой платформы и конфигурации системы представляет собой чрезвычайно сложную задачу. Это связано, в частности, с характером прикладных систем, который в значительной степени может определять рабочую нагрузку вычислительного комплекса в целом. Рабочая нагрузка определяется "типом использования" системы. Выбор базовой платформы должен определяться рядом общих требований, которые предъявляются к характеристикам современных вычислительных систем. К ним относятся: отношение стоимость/производительность; надежность и отказоустойчивость; масштабируемость; совместимость и мобильность программного обеспечения. 76

Первая стадия внедрения включает в себя подключение к ЛИС пользователей Active Directory и Lotus Notes, Service Desk и АБС Банка. В результате будут автоматизированы следующие процессы, при которых вносятся изменения в права доступа пользователей в корпоративную информационную систему:

- прием на работу сотрудника;

- перевод сотрудника из одного подразделения в другое;

- смена должности сотрудника;

- увольнение сотрудника;

- актуализация данных о сотруднике и аудит текущих прав доступа.

Вторая стадия внедрения ЛИС затронет АБС, систему кредитного

конвейера, и другие финансовые системы, а так же, значительно расширит функционал системы в целом, позволит увеличить количество пользователей, подключенных к единому центру управления, в том числе внештатных сотрудников банка при наличии таковых.

Третья стадия проекта объединит в себе интеграцию ЛИС с системой «Заявки ИТ», системой по работе и ведению просроченной задолженности по кредитам и системой ведения и обработки заявок по кредитам для блока розничный бизнес. На данном этапе будет создана новая ролевая модель, графический интерфейс к ней с модулями истории и отчетности.

Концепция построения корпоративной информационной системы будет предусматривать наличие типовых компонентов:

- ядро системы, обеспечивающее комплексную автоматизацию совокупности бизнес-приложений, содержит полный набор функциональных модулей для автоматизации задач управления;

- система автоматизации документооборота;

76 Рынок и логистика / Под ред. М.П. Гордона. - М.: Экономика, 2013

- вспомогательные инструментальные системы обработки информации (экспертные системы, системы подготовки и принятия решений и др.) на базе хранилищ данных корпоративной информационной системы;

- программно-технические средства системы безопасности корпоративной информационной системы;

- сервисные коммуникационные приложения (электронная почта, программное обеспечение удаленного доступа);

- компоненты интернет для доступа к разнородным базам данных и информационным ресурсам, сервисным услугам;

- офисные программы - текстовый редактор, электронные таблицы, СУБД настольного класса и др.;

- системы специального назначения - системы автоматизированного проектирования (САПР), автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУТП), банковские системы и др.

После тщательно проведенного анализа перспектив возможных технологий, закладываемых в архитектуру сети, выбор сделан в пользу IP/MPLS и VPN. Будет уделено особое внимание вопросам обеспечения информационной безопасности и качества обслуживания различных видов трафика. Защита сетевого трафика от подмены и искажения будет реализована за счет применения функций динамического шифрования. Также будет использована функция межсетевого экранирования и системы предотвращения вторжений. 77

К основным принципам построения корпоративной информационной системы будет относиться:

- принцип интеграции, заключающийся в том, что обрабатываемые данные вводятся в систему только один раз и затем многократно используются для решения возможно большего числа задач; принцип однократного хранения информации;

- принцип системности, заключающийся в обработке данных в различных разрезах, чтобы получить информацию, необходимую для принятия решений на всех уровнях и во всех функциональных подсистемах и подразделениях банка; внимание не только к подсистемам, но и к связям между ними; эволюционный аспект - все стадии эволюции продукта, в фундаменте корпоративной информационной системы должна лежать способность к развитию;

- принцип комплексности, подразумевающий автоматизацию процедур преобразования данных на всех стадиях продвижения продуктов банка.

После внедрения ЛИС время простоя пользователей в ожидании

77 Промыслов Б.Д., Жученко И.А. Логистические основы управления материальными и денежными потоками: Проблемы, поиски, решения, М., 2012

Каточков В.М. Вопросы методологии логистики взаимодействующих потоковых процессов// Известия ЧНЦ УрО РАН, 2015. - Вып.3. - №3(29),

изменения прав доступа к корпоративной информационной системе будет сокращено, что будет являться явным показателем экономии рабочего времени сотрудников банка. За счет автоматизации будут устранены рутинные операции сотрудников группы Help Desk, службы экономической безопасности и администраторов корпоративной информационной системы в рамках процессов управления правами пользователей, что также обеспечит экономию рабочего времени высококвалифицированных специалистов. 78

При внедрении корпоративных информационных систем банк получит преимущества:

- получение достоверной и оперативной информации о деятельности всех подразделений банка;

- повышение эффективности управления банком;

- сокращение затрат рабочего времени на выполнение рабочих операций;

- повышение общей результативности работы.

Внедрение в работу банка ЛИС позволит организовать работу по управлению учетными записями пользователей по принципу ААА (Authentication, Authorization, Accounting).

Данная система сможет обеспечивать четкое управление учетными записями сотрудников в информационных системах банка:

- наделять правами доступа сотрудников по ролевой модели, согласно должности и структурной принадлежности;

- обеспечивать единый контроль информационной безопасности с точки зрения доступа во все информационные системы банка (аутентификация и авторизация);

- сводить к минимуму затраты на внедрение новых информационных систем и описание в них ролей, благодаря тому, что ЛИС станет корпоративным стандартом банка.

Реализованный проект окажет положительное влияние и на повышение информационной безопасности за счет централизованного автоматического контроля за правами доступа сотрудников банка к корпоративной информационной системе. К примеру, при увольнении сотрудника система будет производить автоматическую блокировку и последующее удаление учетных записей пользователей, тем самым, устраняя возможность несанкционированного доступа в корпоративную информационную систему, а автоматическая авторизация исключит возможность попадания идентификационных данных пользователя лицам, не имеющим соответствующих прав доступа.

Таким образом, внедрение логистической информационной системы в

78 Дроздов А. Использование средств описания процессов при внедрении корпоративных информационных систем / А. Дроздов, А. Коптелов // Проблемы теории и практики управления. - 2014 Еремин Л. Информационные технологии в системах организационно-экономического управления: перспективы развития и применение / Л. Еремин // Проблемы теории и практики управления. - 2016

банке позволит не только оперативно решать все поставленные бизнес-задачи и формировать стабильную систему управления информацией о пользователях и их правах в корпоративной информационной системе банка, но и создать условия для сокращения расходов дальнейших внедрений.

УДК 33.338

Пономарева К.В. студент 4 курса научный руководитель: Бородай В.А., доктор социологических наук

профессор

Донской государственный технический университет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Россия, г. Ростов-на-Дону ОЦЕНКА ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА

В ФОРСАЙТ-ПРОЕКТАХ

Аннотация: В статье рассматриваются современные тренды развития бизнеса. Нашу жизнь постепенно заполняют новые понятия, например, искусственный интеллект, бинарные коды, роботизация. Показано как подготовить себя к изменениям. Необходимо: учиться анализировать, развивать интуицию и посвящать время изучению дополнительных дисциплин - таких как психология, маркетинг, социология, изучение новых моделей бизнеса. Уметь ориентироваться в нарастающем информационном потоке. Подобная грамотность обеспечит преимущество перед теми, кто не желает становиться умнее и образовываться дополнительно. Это влечет за собой множество возможностей, и кроме того, позволит чувствовать себя уверенно в переменчивой социальной и бизнес-среде.

Ключевые слова: Информационные потоки, технологии, трансформация, стратегия, бизнес-среда.

Ponomareva K. V. Student 4 course Don State Technical University Russia, Rostov-on-Don Scientific adviser: Boroday V.A.

Doctor of Sociology, Professor Don State Technical University Russia, Rostov-on-Don EVALUATION OF LONG-TERM PROSPECTS OF BUSINESS DEVELOPMENT IN FORSIGHT PROJECTS

Abstract: The article considers modern trends of business development. Our life is gradually filled with new concepts, for example, artificial intelligence, binary codes, robotization. It shows how to prepare yourself for change. It is necessary: to learn to analyze, develop intuition and devote time to studying

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.