Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ЛОГИСТИКЕ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ЛОГИСТИКЕ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
388
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ХРАНИЛИЩА ДАННЫХ / LOGISTICS SYSTEM / MANAGEMENT DECISIONS / LOGISTICS MANAGEMENT / AUTOMATED INFORMATION SYSTEM / MINING / DATA WAREHOUSING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гоголин С.С., Фаддеева Е.Ю.

В данной статье рассматриваются проблемы организации управленческого учеталогистиче-ской деятельности на основе использования информационных систем. Рассматриваются способы функционирования логистической автоматизированной системы,ее составляющие элементы и технологии, на основе которых можно проводить интеллектуальный поиск и оценить эффективность подготовки информации для обоснования принимаемого решения в автоматизированной системе хранения данных. Образующаяся, таким образом, логистическая система организует набор данных, сопровождающих материальный поток, представляющая собой основное звено логистической цепи, в которой функционируют все элементы логистической деятельности, включая снабжение, производство и сбыт. Обосновывается идея построения логистических систем на основе интеллектуального анализа данных, который в логистической системе должен выполняться в несколько этапов: подготовка данных, построение модели хранимых данных, а также проверка структуры модели. На основе проведенного анализа предложена модель функционирования хранилища данных в логистической системе для оптимизации процесса эффективного принятия управленческих решений, на основе интеллектуального анализа данных построенного на BI-технологиях, что в значительной степени позволит оптимизировать деятельность логистической организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the efficiency of management decisions in logistics based on applications of information and analytical systems

This article discusses the problems of organizing management accounting of logistics activities based on the use of information systems. The ways of functioning of a logistic automated system, its constituent elements and technologies, on the basis of which it is possible to conduct intelligent search and evaluate the effectiveness of preparing information to substantiate a decision made in an automated data storage system, are considered. The resulting logistics system organizes a set of data accompanying the material flow, which is the main link in the logistics chain, in which all the elements of logistics activities, including supply, production and sales, operate. The idea of building logistics systems based on data mining is substantiated, which in the logistics system should be carried out in several stages: data preparation, building a model of stored data, and checking the model structure. Based on the analysis, a model of data warehouse functioning in a logistic system was proposed to optimize the process of effective management decision making, based on data mining built on BI technologies, which will largely optimize the logistics organization.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ЛОГИСТИКЕ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ»

С.С. Гоголин,

доцент кафедры Менеджмента, к.т.н., Московский автомобильно-дорожный Государственный технический университет,

S.S. Gogolin,

Associate Professor of Management, Ph.D., Moscow automobile and road state technical university

(5025848@gmail. com) Е.Ю. Фаддеева, доцент кафедры Менеджмента, к.т.н., Московский автомобильно-дорожный Государственный технический университет,

E. Y. Faddeeva, Associate Professor of Management, Ph.D., Moscow automobile and road state technical university

(faddeeva84@mail. ru)

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ЛОГИСТИКЕ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ

СИСТЕМ

Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы организации управленческого учеталогистиче-ской деятельности на основе использования информационных систем. Рассматриваются способы функционирования логистической автоматизированной системы,ее составляющие элементы и технологии, на основе которых можно проводить интеллектуальный поиск и оценить эффективность подготовки информации для обоснования принимаемого решения в автоматизированной системехранения данных.Образующаяся, таким образом, логистическая система организует набор данных, сопровождающих материальный поток, представляющая собой основное звено логистической цепи, в которой функционируют все элементы логистической деятельности, включая снабжение, производство и сбыт.Обосновывается идея построения логистических систем на основе интеллектуального анализаданных, который в логистической системе должен выполняться в несколько этапов: подготовка данных, построение модели хранимых данных, а также проверка структуры модели.На основе проведенного анализа предложена модель функционирования хранилища данных в логистической системе для оптимизации процесса эффективного принятия управленческих решений, на основе интеллектуального анализа данных построенного на BI-технологиях, что в значительной степени позволит оптимизировать деятельность логистической организации.

Annotation. This article discusses the problems of organizing management accounting of logistics activities based on the use of information systems. The ways of functioning of a logistic automated system, its constituent elements and technologies, on the basis of which it is possible to conduct intelligent search and evaluate the effectiveness of preparing information to substantiate a decision made in an automated data storage system, are considered. The resulting logistics system organizes a set of data accompanying the material flow, which is the main link in the logistics chain, in which all the elements of logistics activities, including supply, production and sales, operate. The idea of building logistics systems based on data mining is substantiated, which in the logistics system should be carried out in several stages: data preparation, building a model of stored data, and checking the model structure. Based on the analysis, a model of data warehouse functioning in a logistic system was proposed to optimize the process of effective management decision making, based on data mining built on BI technologies, which will largely optimize the logistics organization.

Ключевые слова: логистическая система, управленческие решения, управление логистической деятельностью, автоматизированная информационная система, интеллектуальный анализ, хранилища данных.

Keywords: logistics system, management decisions, logistics management, automated information system, mining, data warehousing.

Современный организационный и технологический уровень организаций транспортного комплекса в первую очередь определяется возможностью оперативного и динамичного управления производственными процессами. Текущая ситуация определяет необходимость автоматизации технологических процессов, начиная с формирования портфеля заказов и, заканчивая оперативным управлением производственной деятельностью, что невозможно без использования системы мониторинга, основанной на распределенной базе данных, что невозможно без использования новых информационных технологий [3].

Логистическая концепция как управленческий подход, предполагает объединение совокупности взаимосвязанных элементов в один процесс управления материальными и сопутствующими потоками, при этом сами задачи функционирования всех элементов системы объединены внутренними целями всей организации логистического бизнеса, что значительно позволяет уменьшить затраты, улучшить качество предоставления услуг.

Эффективность логистической деятельности заключается в оптимизации скорости выполнения грузоперевозок и сопутствующих операций, от быстродействия которых в дальнейшем будет зависеть взаимодействие-между специалистами разных подразделений логистической организации, начиная от финансово-экономческого подразделения,заканчивая технической поддержкой, а также диспетчерской и клиентской службами.

Деятельность логистических организаций отличается от других видов деятельности, необходимостью в постоянной координации сложных процессов, аобеспечение слаженной работы всех подразделений требует от руководства логистической организации постоянного контроля и быстрого принятия управленческих реше-ний[5].

Основной проблемой отечественной логистики является отсутствие на многих российских предприятиях главного информационного ресурса, которым может выступать информационная база логистических знаний, а также необходимые навыки управления таким ресурсом. Применительно к управлению действиями персонала логистическихпредприятий в области управления цепями поставок важнейшими задачами являются формирование и развитие знаний в области логистики и управления. Возникающие в этой связи цепивзаимодействия должны быть ориентированы на внедрение средств автоматизации функционирования данной деятельности, ведение и развитие транспортных перевозок с помощью систем поддержки принятия управленческих решений на основе информационных систем.

Несмотря на развитие логистической системы в цепи поставок, основной профессиональной деятельностью продолжают оставаться такие функции, как перевозка, экспедирование, складирование, грузопереработка, таможенное оформление грузов и т. п. А также действует и ряд более сложных логистических функций, таких, как выбор и обоснование единой стратегии логистики, совместное применение нескольких адаптивных логистических концепций и технологий.Все эти вопросы приходится решать специалистам разного уровня иерархии управления логистической организацией: топ-менеджерам, координаторам логистического процесса закупок, дистрибуторам, аналитикам, функциональным менеджерам и др. [5]

В настоящее время мы видим, как все более возрастают требования к бизнесу и бизнес-процессам в целом, что одновременно ведет к необходимостинепрерывного повышения уровня интеграции логистической деятельности в цепях поставок. Особое внимание уделяется межтранспортному взаимодействию в рамках удаленных логистических центров, узлов и терминаловв крупных городах России.

Для реализации бизнес-функций логистики в организации составляют программупо выполнению основных направлений работ, где:

- определяются технические средства для выполнения задания;

- составляются требования к качественным характеристикам и определяется необходимый объем финансовых и трудовых ресурсов;

- определяется набор базовых методов формирования программных заданий;

- происходит выбор организационной формы осуществления программных заданий;

- составляется план сетевой модели выполнения этапов и работ;

- разрабатываются системы критериев оценки и мотиваций действий всех подразделений;

- осуществляется организация контроля, учета и оценки хода работ.

Достижение поставленных целей требует постоянного наблюдения и воздействия на логистические процессы посредством функций управления. Управление в этом случае направлено на координацию деятельности всех подразделений, занятых работой по реализации логистических функций. Инструментом подобного объединения служит информационное обеспечение, которое возникает при выполнении всех логистических операций и сопровождает материальный поток на всех этапах его продвижения, а также используется при выработке и принятии управленческих решений.

Значительную роль на объединение логистических операций в функции оказывают влияние отраслевая специфика и продуктовая направленность, корпоративная стратегии, функциональная структура управления организацией, объединение всех подразделений в единую корпоративную информационную систему.

Выбирая способ функционирования логистической автоматизированной системы,необходимо определить ее составляющие элементы и технологии записи и хранения данных,затем оценить эффективность качества и своевременности подготовки информации для обоснования принимаемого решения в автоматизированной системе при заданном способе ее функционирования и фиксированном составе применяемого программного и аппаратного комплекса. На следующем этапе необходимо определить наиболее эффективный способ функционирования системы при заданном составе комплекса средств автоматизации.

Здесь мы имеем в виду способподготовкинеобходимой информации для принятия управленческого решения о наиболее высоком уровне функционирования логистической системы, которое может быть достигнуто в определенный промежуток времени в предлагаемых условиях бизнес-процесса. На данном этапе необходимо определить требуемый состав корпоративной системы и рациональный способ функционирования внутри нее автоматизированной системы, где возможно обеспечение заданного уровня эффективности функционирования логистической системы.

Данная задача является наиболее сложной, так как выражает основную проблему автоматизации управленческой функции, в которой не все специалисты принимающие решение готовы работать. В процессе решения возникает человеческий факторс трудно формализуемыми качествами, такими как навыки управленца, уровень образования, практический опыт работы, стиль мышления, склонность к риску и др.

Автоматизированное выполнение управленческой задачи можно рассматривать как решение некоторой слабо формализуемой задачи управления. Одним из узловых вопросов постановки такой задачи является определение таких фундаментальных понятийслабо формализуемой задачи управления, как способ и качество ее решения. При этом под способом решения можно понимать такой вариант ее декомпозиции на ряд частных задач

и такую последовательность их решения, которые обеспечивают достижение глобальных целей управления за конечное время. Применительно к автоматизированному управлению понятие качества решения слабо формализуемой задачи управления обычно связывают с понятиями качества и оперативности подготовки управленческой информации. Если с этих позиций рассматривать множество всех возможных способов решенияслабо формализуемой задачи управления, то можно поставить вопрос об определении рационального способа, при котором достигается наиболее высокий уровень качества решения при заданном ограничении на время его разработки и принятия. Тогда порядок решения частных задачслабо формализуемой задачи управления, полученных при рациональном варианте ее декомпозиции, рассматривается как информационная технология данной функции управления. При этом важно учитывать реальные возможности пользователя и ориентацию на используемую в практике стратегического менеджмента последовательность принятия управленческого решения. В целом принципы построения интегрированных информационно-аналитических систем управления тесно связаны с принципами декомпозиции слабо формализуемой задачи управления, которые отражают общие и специфические закономерности выполнения данной автоматизируемой функции управления. При этом речь идет об информационных системах, в которых каждая технология обеспечивает реализацию данной управленческой функции с качеством, адекватным заданному ограничению на время ее выполнения, которое и рассматривается в качестве параметра.

Образующаяся информационная логистика,в этом случае,организует набор данных, сопровождающих материальный поток, которые являютсяосновным звеном, связывающимвсе этапы снабжения, производства и сбыта. Основным критерием функционирования информационной логистики является обеспечение высокой степени наполнения самой информацией системы принятия управленческих решений, а также предоставление каждому участнику логистического процесса необходимых данных требуемого качества и в заранее указанные сроки, что позволит обеспечитьэффективноефункционирование логистической системы [1].

Сегодняшнее состояние экономики предъявляет необходимость поиска более конкурентоспособных методов к формированию оптимальных управленческих решений для функционирования всех областей экономической деятельности, в том числе и логистической, которые должны быть ориентированы на выполнение всех процессов и операций на достаточно высоком уровне.Информационные логистические системы могут быть созданы в отдельно взятой организации, построены внутри одного региона или охватывать значительную территориальную удаленность.

Принятие решений в логистичиских системах осложняется нестабильностью и неопределенностью внешней среды, а также большим числом факторов, влияние которых нужно учитывать. Следует особо отметить задачи, возникающие в ходе реализации процесса принятия управленческих решений, которые решаются в основном на приближенном, качественном уровне, с помощью интуиции и нестрогих рассуждений, например, задача анализа факторов, характеризующих ситуацию, задача разработки прогноза развития ситуации, задача генерации альтернативных вариантов решения.

В ходе реализации информационного процесса, протекающего в логистической системе, реализуются следующие функции:

- сбор информации в местах ее возникновения;

- анализ информации и ее преобразование;

- накопление информации и ее хранение;

- транспортировка информации;

- фильтрация потока информации, т.е. отбор необходимых для того или иного уровня управления данных и документов;

- объединение и разделение информационных потоков;

- выполнение элементарно-информационных преобразований;

- управление информационным потоком.

Весь логистический процесс можно охарактеризоватькак некое взаимодействие информационных потоков, где:

- информация опережает материальный поток, в котором от информационного потока поступают сведения о движении материальных потоков и информация о сведениях заказа;

- информация сопровождает материальный поток и движется одновременно с ним;

- информационный поток существует сам по себе, только для оценки результатов.

Разнообразные информационные потоки, циркулирующие внутри и между элементами логистической системы, внутри логистической системы и внешней средой, формируют своеобразную единую логистическую информационную систему, которая может быть определена как интерактивная структура, состоящая из персонала, оборудования и процедур (технологий), объединенных связанной информацией, используемой логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования.

Информационные логистические системы по-своему функциональному назначению обеспечивают всестороннюю интеграцию всех элементов управления материальным потоком, их оперативное и надежное взаимодействие, что в свою очередь предъявляет к информационным системам такие требования как:

- актуальность информации;

- обеспечение информационной потребности руководителей;

- необходимость и достаточность информации;

- обеспечение информационной связи между подразделениями;

- обязательность передачи информации.

Информационные логистические системы делятся на три группы:

- плановые - созданные на высшем уровне управления системой, которые предназначены для подготовки и принятия решений стратегического характера пооптимизациивсей логистической цепи, планированиюи общему управлению запасами и резервами и т.д.

- диспетчерские - созданные для управления складом или цехом для обеспечения эффективной работы, которые предназначены для управления запасами на складах, транспортом, погрузо-разгрузочных работ и т.п.

- оперативные - созданныена основе систем управления, которые предназначены для оперативного управления материальными потоками, контролем передвижениями грузов и др.

В настоящее время для обозначения аналитических технологий применяемых для решения различных бизнес-операций используют термин «Business Intelligence» (BI), ранее известные как системы поддержки принятия решений, который объединяет различные средства и технологии анализа и обработки данных в масштабе всей организации. На их основе разрабатываются BI-системы, построенных для информационно-аналитического анализа организации, цель которыхоптимизировать качество информации и данных для принятия управленческих решений.

В BI-системасостоит из ряда систем, включающих в себя:

- OLAP-средства;

- средства поиска данных;

- средства построения хранилищ данных;

- управленческие информационные системы и приложения;

- инструменты конечного пользователя для выполнения запросов и построения отчетов. [6]

Логическая система эффективна только тогда, когда создаются условия для ее интеграции в текущие

бизнес-процессы и учитывается специфика деятельности организации. А так как основная задача - минимизировать сроки получения товара, необходимо сделать так, чтобы товар доехал до конечного клиента без повреждений, в связи с этим вопросам оперативной доставки и качественной транспортировке необходимо уделять приоритетное значение и проводить работу над совершенствованием транспортирования.

Если в логистических системах осуществляется автоматизированная обработка информации, то техническое обеспечение включает в себя компьютерную технику и средства связи между самими компьютерами, апрограммное обеспечение позволяет на каждом рабочем месте решать сложные вопросы по обработке информации. Эта способность информационной техники дает возможность с системных позиций подходить к управлению материальными потоками, обеспечивая обработку и взаимный обмен большими объемами информации между различными участниками логистического процесса [3].А так как для большинства логистических систем затруднено применение традиционного эконометрического подхода при анализе принятия решений, то автоматизация процесса принятия управленческих решений в логистических системах в значительной мере позволит упростить данный процесс,с помощью информационных систем построенных на основе BI-технологийдействующих по принципу интеллектуально-аналитической системы.

Эффективно построенная логистическая система производительна только тогда, когда создаются условия для ее интеграции в текущие производственные и коммерческие бизнес-процессы. Данная задача может быть решена путем внедрения информационно-аналитической системы, которая позволит модернизировать процесс логистической деятельности, так какоптимизация всех логистических операций нуждается в централизованном управлении, а управление в свою очередь требует периодической оптимизации при изменившихся условиях во внешней экономической среде.

В настоящее время существует тенденция внедрения различных интегрированныхинформационно-ана-литических систем, в основе которых лежит комплексная система автоматизации, представляющая собой систему процедур, методов и средств, охватывающих основные задачи и функции управления деятельностью организации, позволяющих автоматизировать процесс принятия управленческих решений на основе информации, получаемой с помощью современных информационных технологий и телекоммуникационных средств.

В логистике понятие информационная системаиспользуется для обозначения информационной инфраструктуры логистической системы (ЛС), которая формируется организацией при реализации цепи поставок, где осуществляется взаимодействиес ресурсамиорганизации во взаимодействии со средствами поддержки принятия управленческих решений.Логистическая система включает в себя одну или несколько баз данных, в которых хранятся записи о различных фактах и объектах (товары и их реализация, клиенты, поставщики и т.д.). Такая запись может содержать лишь описание, например, факт доставки груза из пункта А в пункт Б водителем В, работающим в компании Г. По истечению времени ценность данной информации значительно снижается, но накопленная совокупность подобных фактов может служить источником новой информации, которую невозможно выявить из сведений о единичном факте.

Такой «своеобразно новой» информацией становятся сведения о закономерностях и взаимозависимостях между элементами логистической системы. Важность данной информации высока, так как она может использоваться специалистами логистической системы, например, при выполнении управленческих функций планирования, прогнозирования, анализе рисков, формирования спроса на услуги и т.д.

Таким образом, формируется своеобразный интеллектуальный анализ данных, который можно трактовать как «обнаружение знаний в базах данных», которое приравнивается к популярному в настоящее время термину datamining. А информационная логистическая система, реализующая метод datamining является базовой для экономического анализа данной сферы. Так как, из нее можно извлечь данные в хронологическом контексте для принятия управленческих решений в условиях неопределенности. При этом желательно, чтобы все данные находились в хранилище данных.

Процесс интеллектуального анализа данных в системе выполняется в несколько этапов: подготовка данных, построение модели хранимых данных, а также проверка структуры модели. Процедура выполнения анализа данных состоит из:

- сбора данных;

- систематизации данных;

- поиска модели, трактующей имеющиеся данные;

- проверка полученной модели практикой;

- эксплуатация;

- добавление или исключение новых данных.

В свою очередь необходимо помнить, что программные средства, использующиеся в интегрированных системах, для интеллектуального анализа данных не заменят функции человека, а только упрощают процесс поиска знаний и являются базой для поиска информации аналитиками логистической системы, которые в данном случае являются узкими специалистами. Информационная система, построенная на основе интеллектуального анализа данных, позволяет автоматизировать все этапы процесса, включая этапы: подготовку исходного набора документов, переработку данных, нормализацию данных, datamining и интерпретацию результатов полученных на предыдущих этапах, а также разработку механизмов применения результатов в логистической системе.

На основе методов моделирования,использующихся в интеллектуальных системах, построенных на основе методологии datamining, можно решать различные аналитические задачи, существующие в логистической сфере, такие как классификация объектов, прогнозирование, управление динамическими объектами и т.д. При этом полученные результаты выполненной ими операций представляют собой набор выражений, понятных для принятия эффективного управленческого решения, где дерево решений представляет собой иерархическую структуру, в которой переход от одного уровня к другому основан на четко сформулированном ответе - «да» или «нет». Это будет также и преимуществом перед методами математической статистики, так как дерево решений позволяет анализировать не только числовые, но и символьные данные.

Технологии интеллектуального анализа данных тесно связаны с технологиями построения хранилищ данных, а также с технологиями оперативной аналитической обработки и вместе являются составными частями процесса принятия управленческих решений. А значит и наиболее эффективным будет их комплексный подход к внедрению в информационную логистическую систему. Перспективным направлением их интеграции будет объединение этих технологий в рамках корпоративной информационной системы логистической организации в единое хранилище данных, что также может способствовать принятию эффективного управленческого решения. Для этого менеджеру, принимающему решение, необходимо предоставить информацию в удобной для него форме и обеспечить инструментами для доступа к данным логистического хранилища и инструментами для обработки этих данных.

Соответственно единое хранилище данных в логистической системе обеспечит пользователю доступ ко всем необходимым данным, но для их обработки необходимо использование специализированных программных средств, наиболее простейшими являются так называемые информационные системы руководителя, представляющие собой статистические системы, которые достаточно просты в применении. Средства проектирования хранилищ данных входят в состав реляционных и многомерных СУБД от таких производителей как Microsoft, Oracle, IBM, Sybase и других. Также часто применяются универсальные CASE-инструменты, такие как BPWin и ErWin. Набор предполагаемых запросов к данным системам должен быть внедрен в такие системы на этапе их разработки. А так как таких запросов существует большое количество для выполнения рутинных операций, но они не могут включать все, так как в процессе принятия управленческого решения могут возникнуть новые, поэтому можно считать данную систему динамической. Следовательно, логистическая система должна включать в себя программные средства, ориентированные на простой поиск, который можно осуществлять с помощью реляционных систем управления базой данных со встроенной информационно-поисковой системой. Также необходимо внедрить в основу функционирования единого хранилища данных учетные системы, включающие в себя средства аналитической обработки данных (OLAP) для обеспечения руководства комплексной информацией по данным занесенным в хранилищеи средства интеллектуального анализа данных (datamining).

Для эффективного функционирования в логистической системе должна содержаться подробная инструкция о том, как проводить анализ в различных ситуациях на всех стадиях бизнес-процессов и выявлять необходимые данные для принятия управленческого решения. Так как при возникновении нестандартной ситуации необходимо извлечь знания, не всегда известные, то одними системами визуализации данных не обойтись, в этом случае и применяются средства интеллектуального анализа данных, которые помогут решить задачи стратегического управления путем выявления и структурирования знаний в логистической системе.

Таким образом, можно сказать, что в основе применения информационно-аналитических систем в логистике, возможно формировать информационные потоки и реализовать информационные процессы, позволяющие

оптимизировать логистическую систему. А использование концепции интегрированных информационных систем в логистике может стать одним из основных (базовых) источников устойчивого конкурентного преимущества организациипри принятии управленческого решения.

Учитывая тенденцию возрастания объема грузоперевозок, организациистараются повысить эффективность функционирования цепей поставок, опираясь на все более увеличивающееся количество логистических провайдеров при выстраивании процессов в единую логистическую систему. Информационная система, построенная по принципу интеллектуального анализа и ориентированнаяна принятие эффективных управленческих решений в функциональных областях логистики предприятия, выбор и корректировку программных продуктов, поддерживающих и моделирующих логистические процессы,позволит повысить производительность в функционирующей логистической подсистеме.

Логистическую подсистему,построенную на основе интеллектуального анализа можно соотнести с иерархической структурой управления организацией,состоящей из нескольких компонентов:

- автоматизированного рабочего места специалиста, с которого координируется весь логистический процесс;

- непосредственно участка, где располагаются автоматизированные рабочие местаспециалистов и происходит перемещение грузов;

-информационной системы,включающей весь процесс от отгрузки до поставки.

Все данные, поступающие из этих компонентов, должны собираться в единую информационную базу, которая в дальнейшем будет интегрирована в хранилище данных

Таким образом, функционирование информационных логистических систем построенных на основе интеллектуального анализа в виде хранилищ данных должно реализовать следующие принципы:

- осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы передача информации, ее переработка, хранение и использование учитывали потребности всех подразделений организации;

-моделировать логические связи взаимодействия между организацией и поставщиками, клиентами и пунктами отправок, промежуточного складирования и потребителями;

- обмениваться информацией между компонентами логистической системы с наименьшими временными затратами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- информационное наполнение должно быть ориентировано на конкретного потребителя;

- необходим учет интеграцииаппаратных и программных платформ;

- использование единойсистемыэлектронного документооборота.

На основе изученной информации, мы можем сказать, что современная логистическая система находится в одном ряду с информатизацией по части развития и внедрения автоматизации во все процессы по основным направлениям логистической деятельности. Наиболее эффективные средства информатизации только улучшат эти процессы, не изменяя их содержания.

Таким образом, внедрение в практику работы логистических структур средств автоматизации, реализующих интеллектуальный метод подготовки решения, фактически означает решение управленческой про-блемы,что в целом позволит повысить эффективность осуществления данного процесса.

Автоматизированная логистическая система должна соответствовать следующим требованиям:

- быстрому и надежному, автоматизированному сбору информации и данных о транспортных средствах и средствах хранения и реализации;

- структурированию информационной системы поддержки принятия решений, которая в каждый момент времени предоставляет актуальную информацию о выполнении логистических задач на каждомучастке.

А информационно-аналитические системы должны базироваться в основном на экономико-математических моделях и должны включать следующие элементы:

- техническое обеспечение, т.е. комплекс технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информации;

- информационное обеспечение - справочники, классификаторы, кодификатор и т. д.;

- математическое обеспечение - совокупность методов решения функциональных задач и программное обеспечение.

Источники:

1 Веселова О. С. Внедрение централизованных информационных систем как способ реинжиниринга бизнес-процессов операторов связи / О.С. Веселова. - М.: Синергия, 2016. - 459 с.

2. Информационные системы в экономике: Учебник для академического бакалавриата/ В. Н. Волкова, В. Н. Юрьев, С. В. Широкова, А. В. Логинова; под ред. В. Н. Волковой, В. Н. Юрьева. — М : Издательство Юрайт, 2017. — 402 с.

3. Информационный менеджмент: учебник / под ред. Н.М. Абдикай - М.: ИНФРА. - 2014. - 295 с.

4. Ищенко О.В., Минаков А.А., Проблемы перехода российских предприятий на МСФО. Актуальные вопросы экономики и менеджмента: теория и практика. Материалы I Международной научно-практической конференции. КСЭИ Краснодар 2015. - С. 110-113.

5. Ищенко О.В., Берлина С.Х. Формирование службы внутреннего аудита на предприятии. Вестник Академии знаний. 2015. № 14 (3). С. 14-19.

6. Организация баз данных системы мониторинга технико-экономических показателей предприятий промышленности и транспортного комплекса: дис. ... канд. техн. наук: 05.13.06 / С.С. Гоголин. - М., 2009. - 187 с.

7. Репин Владимир Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление / Владимир Репин. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 851 с.

8. Родкина Т. А. Логистика / Под редакцией Б.А. Аникина, Т.А. Родкиной. - М.: ТК Велби, Проспект, 2017. - 408

с.

9. Салий В.В. Методы анализа больших объемов слабоструктурированной информации: учебное пособие / В.В. Салий, Э.В. Кузьмина, В.Л. Шапошников, Н.Г. Пьянкова - Краснодар: Центр научно-технической информации (ЦНТИ), 2017. - 114 с.

10. Салий В.В. Архитектура предприятия: учебное пособие / В.В. Салий, Ж.А. Аксенова, О.В. Ищенко - Краснодар: Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, 2018. - 173 с.

Sources:

1. Veselova, O. S. Introduction of centralized information systems as a way to reengineer the business processes of telecom operators / O.S. Veselov. - M .: Synergy, 2016. - 459 c.

2. Information systems in economics: Textbook for academic bachelor / V.N. Volkova, V.N. Yuryev, S.V. Shirokova, A.V. Loginova; by ed. V.N. Volkova, V.N. Yuriev. - M: Yurait Publishing House, 2017. - 402 p.

3. Information management: the textbook / ed. N.M. Abdikai - M .: INFRA. - 2014. - 295 s.

4. Ischenko OV, Minakov AA, Problems of transition of Russian enterprises to IFRS. Current issues of economics and management: theory and practice. Materials of the I International Scientific and Practical Conference. KSEI Krasnodar 2015. - p. 110-113.

5. Ischenko OV, Berlin S.Kh. Formation of the internal audit service in the enterprise. Bulletin of the Academy of Knowledge. 2015. No. 14 (3). P. 14-19.

6. Organization of databases for the monitoring system of technical and economic indicators of industrial enterprises and the transport complex: dis. ... Cand. tech. Sciences: 05.13.06 / S.S. Gogolin. - M., 2009. - 187 p.

7. Vladimir Repin. Business Processes. Modeling, implementation, management / Vladimir Repin. - M .: Mann, Ivanov and Ferber, 2017. - 851 p.

8. Rodkina TA Logistics / Edited by B.A. Anikina, T.A. Rodkina. - M .: TK Velbi, Avenue, 2017. - 408 c.

9. Saliy V.V. Methods for analyzing large amounts of semistructured information: a tutorial / V.V. Saliy, E.V. Kuzmina, V.L. Shaposhnikov, N.G. Pyankova - Krasnodar: Center for Scientific and Technical Information (CSTI), 2017. - 114 p.

10. Saliy V.V. Enterprise architecture: a tutorial / V.V. Saliy, J.A. Aksenova, O.V. Ischenko - Krasnodar: Krasnodar Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation, 2018. - 173 p.

К.Н. Горпинченко доктор эконом. наук, доцент, доцент кафедры статистики и прикладной математики Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина

K.N. Gorpinchenko

assistant professor Department of Statistics and Applied Mathematics Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin

РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ИННОВАЦИЙ В АПК

Аннотация. Выявлены положительные факторы, влияющие на развитие отраслей АПК, главными из которых - государственная поддержка, импортозамещение. Изучены проблемы и необходимость внедрения инноваций в агропромышленном комплексе. В условиях отсутствия в регионе механизма доведения инновационных разработок до потребителя, предложено создания центра коммерциализации и трансфера на базе аграрного ВУЗа, обеспечивающий доступ широкого круга пользователей к существующим в различных отраслях АПК инновациям в условиях формирования базы данных, активизации их внедрения в производство и сопровождения в использовании. Изучены возможные источники финансирования на примере зарубежных стран. Сформулированы направления коммерциализации инноваций: трансфер инноваций крупным компаниям по принципу франчайзинга, при условии косвенной поддержки государства; трансфер малому бизнесу за счет бюджетных средств; создание безлицензионных прав. Представленные механизмы внедрения и поддержки инновационной деятельности ускорят развитие всех отраслей АПК.

Abstract. The positive factors influencing the development of the agro-industrial complex branches are revealed, the main of which are state support and import substitution. The problems and the need for innovation in the agro-industrial complex are studied. In the absence of a mechanism for bringing innovation to the consumer in the region it was proposed to create a center for commercialization and transfer on the basis of an agrarian university, providing access for a wide range of users to existing innovations in various sectors of the agro-industrial complex in the context of forming a database, activating their implementation in the production and the support in use. Possible sources of funding on the example of foreign countries are studied. The directions of the innovations commercialization are formulated: transfer of innovations to large companies on the principle of franchising, subject to indirect state support; transfer to small business at the expense of budget funds; creation of unlicensed rights. Presented mechanisms for the implementation and innovation support will accelerate the development of all sectors of the agro-industrial complex.

Ключевые слова: сельское хозяйство, рынок, инновация, поддержка, коммерциализация, трансфер, инвестиции.

Keywords: agriculture, market, innovation, support, commercialization, transfer, investment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.