Научная статья на тему 'Количественные и качественные измерения - основа управления логистической компанией'

Количественные и качественные измерения - основа управления логистической компанией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
367
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / LOGISTICS COMPANY / INDICATORS / MANAGEMENT DECISION / OPERATIONAL MANAGEMENT / STRATEGIC MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гоголин С. С.

В процессе управления логистическими процессами используются количественные и качественные показатели, которые можно оценить на основе формализованной информации для принятия управленческого решения. Для эффективного управления необходимо учитывать ключевые показатели стратегического и оперативного управления. А наличие измерителей количественных и качественных показателей позволит реализовать целевое управление, при котором все сотрудники логистической компании, участвующие в определении системы показателей, должны быть уверены в их правильности и точности, так как они будут являться мотивирующими в принятии решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гоголин С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quantitative and qualitative measurements are the basis for managing a logistics company

In the process of managing logistics processes, quantitative and qualitative indicators are used, which can be assessed on the basis of formalized information for making management decisions. For effective management, key indicators of strategic and operational management must be considered. And the availability of quantitative and qualitative indicators will allow you to implement targeted management, in which all employees of a logistics company involved in determining a system of indicators must be confident in their accuracy and accuracy, since they will be motivating in decision making.

Текст научной работы на тему «Количественные и качественные измерения - основа управления логистической компанией»

Всероссийский журнал_54

Источники:

1. Стратегия развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации // Распоряжение от 26 ноября 2018 г. № 2581-р. [Электронный ресурс]. - http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72013422/ (дата обращения: 24.12.2018г.).

2. Разумов А.Н. Развитие санаторно-курортного комплекса России - основа сбережения здоровья населения, 2018. № 2(91). [Электронный ресурс]. - http:/Movmedicine.ru2018/2/razvitie-sanatomo-kurortaogo-kompleksa-rossii-osnova-sberezheniya-zdorovya-naseleniya.html (дата обращения: 24.12.2018г.).

3. Воробей Е.К., Борисова Т.Г. Инвестиционная привлекательность краснодарского края, как туристкого региона и перспективы его развития. // Олимпийское наследие и крупномасштабные мероприятия: влияние на экономику, экологию и социокультурную сферу принимающих дестинаций. Материалы Х Международной научно-практической конференции. 1718 мая 2018 г., с. 51-56.

4. Государственный реестр курортного фонда РФ. [Электронный ресурс]. - https://kurort.rosminzdrav.ru/ (дата обращения: 24.12.2018г.).

5. Краткий аналитический отчет по результатам мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынке санаторно-курортных и туристских услуг Краснодарского края. Сочинский государственный университет. Сочи 2018. [Электронный ресурс]. - http://economy.krasnodar.ru/standart-razvit-konkurencii/files/2.3-trebov4-2018.pdf

6. Концепции развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2030 года. [Электронный ресурс]. - http://economy.krasnodar.ru/razr-strat/files/Proekt_Strategii.pdf (дата обращения: 24.12.2018г.).

7. Статистический сборник Курортно-туристский комплекс Краснодарского края 2012 - 2016. - Управление Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, 2017.- Изд-во Краснодарстат.

- год издания 26.07.2017. - 91 с.

Sources:

1. Development Strategy of the Sanatorium-Resort Complex of the Russian Federation // Order of November 26, 2018 No. 2581-р. [Electronic resource]. - http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72013422/ (appeal date: 12/24/2018).

2. Razumov A.N. The development of the sanatorium-resort complex of Russia is the basis for saving the health of the population, 2018. Number 2 (91). [Electronic resource]. - http://ktovmedicine.ru/2018/2/razvitie-sanatorno-kurortnogo-kompleksa-rossii-osnova-sberezheniya-zdorovya-naseleniya.html (appeal date: 24.12.2018).

3. Vorobey E.K., Borisova T.G. Investment attractiveness of Krasnodar region, as a tourist region and its development prospects. // Olympic heritage and large-scale events: the impact on the economy, the environment and the socio-cultural sphere of host destinations. Proceedings of the X International Scientific and Practical Conference. May 17-18, 2018, p. 51-56.

4. The state register of the resort fund of the Russian Federation. [Electronic resource]. - https://kurort.rosminzdrav.ru/ (circulation date: 12/24/2018).

5. A brief analytical report on the results of monitoring the state and development of the competitive environment in the market of sanatorium-resort and tourist services in the Krasnodar Territory. Sochi State University. Sochi 2018. [Electronic resource].

- http://economy.krasnodar.ru/standart-razvit-konkurencii/files/2.3-trebov4-2018.pdf

6. The concept of development of the spa and tourist complex of the Krasnodar Territory until 2030. [Electronic resource]. -http://economy.krasnodar.ru/razr-strat/files/Proekt_Strategii.pdf (appeal date: 12/24/2018).

7. Statistical collection Resort and tourist complex of the Krasnodar Territory 2012 - 2016. - Department of the Federal State Statistics Service for the Krasnodar Territory and the Republic of Adygea, 2017.- Krasnodarstat Publishing House. - year of publication 07/26/2017. - 91 s.

С.С. Гоголин - доцент кафедры Менеджмента, к.т.н., Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, (e-mail:5025848@gmail.com,тел. 8926363543),

S.S. Gogolin - Associate Professor of Management, Ph.D., Moscow automobile and road state technical university.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ - ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ КОМПАНИЕЙ QUANTITATIVE AND QUALITATIVE MEASUREMENTS ARE THE BASIS FOR MANAGING A LOGISTICS COMPANY

Аннотация. В процессе управления логистическими процессами используются количественные и качественные показатели, которые можно оценить на основе формализованной информации для принятия управленческого решения. Для эффективного управления необходимо учитывать ключевые показатели стратегического и оперативного управления. А наличие измерителей количественных и качественных показателей позволит реализовать целевое управление, при котором все сотрудники логистической компании, участвующие в определении системы показателей, должны быть уверены в их правильности и точности, так как они будут являться мотивирующими в принятии решения.

Ключевые слова. Логистическая компания, показатели, управленческое решение, оперативное управление, стратегическое управление.

Annotation. In the process of managing logistics processes, quantitative and qualitative indicators are used, which can be assessed on the basis of formalized information for making management decisions. For effective management, key indicators of strategic and operational management must be considered. And the availability of quantitative and qualitative indicators will allow you to implement targeted management, in which all employees of a logistics company involved in determining a system of indicators must be confident in their accuracy and accuracy, since they will be motivating in decision making.

Keywords. Logistics company, indicators, management decision, operational management, strategic management.

Как известно любой показатель служит для оценки объекта или процесса, и поэтому он должен быть измерим. Всем известна фраза Каплана и Нортона, в которой говорится, что мы не можем управлять, если нельзя измерять. Также существует классификация проблем, в которой проблемы можно поделить на четко структурированные (формализованные), слабоструктурированные и неструктурированные. Любая проблема является хорошо структурированной, если удовлетворяются следующие условия: множество альтернативных действий является конечным идентифицируемым; решение последовательно происходит на основе модели, которая показывает хорошее соответствие; эффективность или производительность альтернативных действий может быть частично оценена.

Четко структурированные проблемы (решения, цели) являются повторяющимися на основе существующей модели, которая показывает хорошее соответствие, эффективность или производительность похожих действий и может быть частично оценена, а значит повторяющиеся структурированные проблемы (решения, цели) могут быть формализованы и автоматизированы. Слабоструктурированные проблемы предполагают совмещение в процессе их разрешения знаний менеджера и возможностей информационной системы. Неструктурированная проблема предполагает свое решение лишь на основе интуиции человека и его рассуждений.

Большая часть управленческих задач в логистике обычно исключает строгую формализацию. Одним из путей снижения неопределенностей является создание такого информационного окружения менеджера, которое позволит выявить причины, потребовавшие быстрого принятия решения, а также определить возможные направления дальнейшей деятельности, в рамках проблемы, определенной функциональными обязанностями менеджера [1]. Информационное окружение должно позволять менеджеру объективно оценивать сложившуюся ситуацию, так и последствия принятия решений в условиях постоянно меняющихся факторов логистической системы и постоянного роста объемов информационных потоков.

Хорошо структурированные задачи упорядочены, так как их решения являются повторяющимися процессами, поскольку каждая задача имеет единственный метод решения. Слабоструктурированная задача имеет больше возможных методов решения, и сами решения могут отличаться друг от друга.

В процессе управления логистическими процессами используются показатели, которые оцениваются количественно на основе формализованной информации, для обработки которых необходимо преобразование слабоструктурированной информации [6]. Такое преобразование заключается во введении признаков качества, и шкалы балльной оценки.

Существуют следующие виды шкал:

- шкала наименований, используется для присваивания объектам наименований и идентификаторов;

- шкала рангов, задает отношения порядка, в которой критерии достаточно информативны и понятия более четче;

- шкала интервалов, позволяет что-либо изменить в фиксированных величинах;

- шкала отношений, используется для измерения величин (масса, длина, стоимость).

Показатели, характеризующие состояние экономического объекта управления измеряются в шкале отношений. Если выбрать из показателей тот, который по мнению менеджера, больше всего будет характеризовать объект управления по целевому назначению, то он и будет ключевым критерием оценки при принятии решения в информационном потоке логистической цепи.

Все методы оценки делятся на три группы:

- методы, используемые в условиях определенности;

- методы, применяемые в условиях риска;

- методы, используемые в условиях неопределенности.

Каждая группа ограничивает перечень критериев оценки. Наиболее распределенными методами выбора решения являются: функции предпочтения, матрицы решений и деревья решений, для которых используются информационные технологии, включающие базы данных и хранилища данных.

Одним из условий эффективного менеджмента в логистике является необходимость проверки полученной информации. Задача эффективного менеджмента заключается в создании условий для возможности развития сотрудников и для большего учета возможностей по получению максимальной прибыли [8]. Однако здесь возникает ситуация, когда организация должна предоставить свободу действий сотруднику принимающему решение, чтобы использовать его профессиональные способности, с другой стороны, логистическая организация, должна контролировать действия сотрудника, чтобы его действия не противоречили функциональной составляющей организации.

Поэтому такие противоречивые действия приводят к множеству проблем в менеджменте. Измерители, выставленные не правильно позволят менеджерам выставлять свои собственные бизнес-цели логистического процесса, определяя на свое усмотрение даже само понятие стратегии управления.

Таким образом, без системы измерений невозможно обеспечить информирование сотрудников о миссии, видении, стратегии развития из сегодняшнего состояния в новое состояние бизнес-цели, иначе исполнители будут оставаться в неведении о сложившейся экономической ситуации в логистической компании. Однако здесь тут же всплывает вопрос, насколько избранный показатель измеряет то, что хотели бы мы измерить, так как

Всероссийский журнал_56

правильные измерители правильно передают смысл поручения, и правильно будут мотивировать персонал логистической компании, если же показатели заданы неправильно, то и менеджмент будет неэффективен, а цели не достигнуты.

Неправильные показатели, не позволяющие превратить стратегию в эффективный экономический процесс:

- отсутствие стратегии;

- неправильное толкование или отсутствие единой стратегии;

- введение малого количества показателей, определяющих эффективность управления;

- введение слишком большого количества показателей, что приводит к непониманию системы измерений и приводит к ее бесполезности;

- введение формальных измерителей, приводящих к формальным действиям персонала;

- несогласованность между собой качественных и количественных измерителей;

- отсутствие полного анализа и учета факторов эффективности работы логистической компании.

Поэтому необходимо четкое формальное отображение всех состояний логистической компании, для достижения которых будет разрабатываться стратегия или цель эффективного менеджмента для улучшения экономического состояния [3]. При формулировании целей используются принципы: ясность и четкость, измеримость, достижимость и совместимость стратегии и интересов, а также указываются сроки. А так как стратегическое управление не может быть отделено от оперативного, то и показатели надо рассматривать в двух этих плоскостях.

Стратегией является обобщенная модель каких-либо действий, необходимых для решения поставленных целей с помощью имеющихся ресурсов компании, т.е. это набор регламентирующих действий для принятия эффективного управленческого решения, которыми руководствуется компания в процессе логистической деятельности. Сам процесс разработки стратегии состоит из:

- формулирования миссии;

- перспективы развития организации и определения целей;

- обоснования и реализации стратегии, направленной на достижение целей.

Стратегическое управление логистической системой заключается в определении логистических целей, задач организации во взаимоотношении с внешними экономическими объектами, которые позволяют организации достичь поставленных целей, а также соответствуют ее направлениям деятельности. В данном случае стратегическое управление будет выступать как управление по результатам деятельности организации основанный на логистическом контроле. Который в свою очередь является упорядоченным и непрерывным процессом обработки всех показателей поступающих в логистическую систему для обнаружения отклонений или расхождений между плановыми и фактическими величинами логистических показателей, а также анализ этих отклонений для выявления причин расхождений.

Оперативное управление должно охватывать все элементы или показатели управления материальными и сопровождающими их информационными и финансовыми потоками в цепях логистических поставок, которые представляют собой обширную сеть по преобразованию ресурсов в готовую продукцию, которую получает в будущем потребитель. Для того, чтобы доставить потребителю тот продукт, который ему необходим надо четко определять количественные и качественные показатели и уметь управлять логистическими цепями поставок [7]. В основе, которых лежит конфигурация логистических цепей поставок, планирование материальных потоков и производственных мощностей и контроль над процессом выполнения планов.

Таким образом, стратегическое планирование формируется на основе показателей полученных в результате анализа ситуации, на основе миссии и видения процесса. Стратегические цели связываются с показателями всех уровней управления, начиная с самого верхнего, устанавливаются плановые значения показателей всех уровней на основе множества решений, отслеживаются их фактические значения, выявляются отклонения фактических значений от плановых, осуществляется анализ сложившейся ситуации и ее распознавание, то есть происходит преобразование и деление в дерево целей.

Однако данный процесс неоднозначен, потому что если в качестве цели выбрать повышение рентабельности логистической компании, то путей для ее достижения всегда существует несколько: с помощью повышения объема прибыли или снижения стоимости основных фондов, сокращение стоимости оборотных средств, снижение себестоимости продукции и т.д. Так же существует несколько вариантов расчета одних и тех же показателей, что может усложнить ход поиска оценочной информации логистического процесса. Для исправления ошибок, допущенных пользователем, требуется введение коэффициентов корреляции проведенного разделения, задаваемых пользователем. Корреляция может производиться и автоматически. Эти коэффициенты по приоритетности целей, должны указывать предпочтения пользователем одного пути над другим, т.е. они могут выступать инструментом выбора направления в достижении целей. Для его эффективного применения менеджер должен руководствоваться следующим правилом: сумма коэффициентов по приоритетности целей на одном уровне дерева и касающихся одного процесса, должна быть равна единице.

Мы знаем, что большая часть управленческих решений базируется на следующих этапах:

- оценка ситуации;

- выбор из существующих решений;

- оценка существующих решений и выбор лучшего решения;

- анализ будущих последствий принимаемых решений.

Таким образом, управление на основе измерителей основывается на стратегическом и оперативном управлении, и ориентируется на систему многоступенчатых измерителей по уровням управления. В основе данного процесса лежит целевое управление, которое в дальнейшем предполагает трансформацию графа показателей в граф целей. А если данный процесс будет автоматизирован, то и сам процесс будет более формализованным, так как будет строится на наилучших и рациональных показателях результативности. Под целью в данном случае понимается характеристика логистической компании, отражающая идеальный результат. А так как принятие управленческого решения всегда базируется на системе ценностей лица, принимающего это решение, то ценности условно можно разделить на собственные и нормативные, которые общеприняты в обществе. Как известно из практики именно собственные ценности являются основанием для принятия управленческих решений.

Именно наличие измерителей позволит реализовать целевое управление, при котором все сотрудники, участвующие в определении системы показателей, должны быть уверены в их правильности и точности, так как они будут являться мотивирующими. А для каждой логистической компании должны быть определены свои показатели [4].

При отсутствии взаимосвязи между стратегическим и оперативным управлением, применение количественных показателей приводит к появлению проблем, которые в дальнейшем будут стимулировать кратковременные показатели, в том числе и получение прибыли, а также количественные показатели, отражающие эффективность принятых решений. То есть возникает вопрос о необходимости показателей нацеленных на будущее, построенных на основе аналитической платформе.

Количество основных показателей в системе измерения должно быть необходимым и достаточным для управления логистической компанией. Для эффективной деятельности логистической компании надо использовать ограниченное количество показателей (решений, целей), учитывающих параметры, которые действительно будут влиять на эффективность. Внедрение системы измерителей должно проходить в рамках проекта по оптимизации деятельности логистической компании. Для качественного информационного обмена между участниками по внедрению системы основанной на ключевых показателях эффективности должны быть созданы коммуникации, в том числе проектные - межуровневые и одноуровневые. Первые обеспечивают прямую и обратную связь руководства и менеджеров различных уровней управления, построенную на основе потоков информации «снизу вверх» - отчетность и корректировка планов и потоков «сверху вниз» - управляющее воздействие. Для установления взаимосвязи межу ними необходимо использовать отчетность о состоянии проекта, содержащую информацию о возникших проблемах и решениях, а также информацию о выполнении работ. Одноуровневые же коммуникации должны установить права информационного доступа всех участников проекта к системе, определить их компетенции при принятии управленческих решений. Только использование в процессе внедрения совокупности показателей процедур по их оценке даст возможность сделать вывод об успешном завершении проекта по достижению целей. Для этого необходимо использовать специально выработанные показатели, которые могут носить качественный характер, и для их использования необходима либо статистическая информация, либо экспертные оценки конечных пользователей, позволяющие определить степень соответствия логистической системы ее потребностям.

Система измерителей логистической информации не может заработать немедленно и полноценно, а значит, их применение должно носить поэтапный характер, при этом необходимо проводить обучение топ-менеджеров, среднего звена и конечных пользователей, разъясняя цели, задачи, стратегию, которой необходимо придерживаться в период внедрения.

Источники:

1. Вдовин В.М. Предметно-ориентированные экономические информационные системы: Учебное пособие / В.М. Вдовин, Л.Е. Суркова и др. - М.: Дашков и К, 2016. - 388 с.

2. Ищенко О.В. Формирование службы внутреннего аудита на предприятии. Вестник Академии знаний / О.В. Ищенко, С.Х. Берлина 2015. № 14 (3). С. 14-19.

3. Карр Ч., Количественные методы принятия решений в управлении и экономике / Ч. Карр, Ч.Хоув - Мир. -Москва, 2014. - 464 с.

4. Организация баз данных системы мониторинга технико-экономических показателей предприятий промышленности и транспортного комплекса: дис. ... канд. техн. наук: 05.13.06 / С.С. Гоголин. - М., 2009. - 187 с.

5. Паклин Н. Бизнес-аналитика. От данных к знаниям / Н. Паклин, В. Орешков. - М.: Питер, 2013. - 704 с

6. Салий В.В. Архитектура предприятия: учебное пособие / В.В. Салий, О.В. Ищенко, Ж.А. Аксенова - Краснодар: Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, 2018. - 173 с.

7. Системы поддержки принятия решений и управления эффективностью бизнеса: учеб. пособие / В.В. Дик, А.И. Урицов. М.: МЭСИ, 2009. - 120 с.

8. Черноруцкий И. Г. Методы оптимизации и принятия решений; Лань - Москва, 2013. - 384 с.

Sources:

1. Vdovin V.M. Subject-oriented economic information systems: Textbook / V.M. Vdovin, L.E. Surkov et al. - Moscow: Dashkov and Co., 2016. - 388 c.

2. Ischenko O.V. Formation of the internal audit service in the enterprise. Bulletin of the Academy of Knowledge / O.V. Ishchenko, S.Kh. Berlin 2015. No. 14 (3). P. 14-19.

3. Carr C., Quantitative decision-making methods in management and economics / C. Carr, C. Hove - Mir. - Moscow, 2014.

- 464 p.

4. Organization of databases of the monitoring system of technical and economic indicators of industrial enterprises and the transport complex: dis. ... Cand. tech. Sciences: 05.13.06 / S.S. Gogolin. - M., 2009. - 187 p.

Всероссийский журнал_58

5. Paklin N. Business Analyst. From data to knowledge / N. Paklin, V. Oreshkov. - M .: Peter, 2013. - 704 c

6. Saliy V.V. Enterprise architecture: a tutorial / V.V. Saliy, O.V. Ishchenko, J.A. Aksenova - Krasnodar: Krasnodar Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation, 2018. - 173 p.

7. Decision support systems and business performance management: studies. manual / V.V. Dick, A.I. Uricov. M .: MESI, 2009. - 120 p.

8. Chernorutsky I. G. Methods of optimization and decision making; Lan - Moscow, 2013. - 384 c.

С.Ш. Довтаев - к.э.н., заведующий кафедрой «Экономика предприятий», ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», 89286944041, mbc_@mail.ru,

S.Sh. Dovtaev - Ph.D., Head of the Department "Economics of Enterprises", FSBEI of HE "Chechen State University";

М.А. Арсанов, магистр Института экономики и финансов - ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», 89286944041, mbc_@mail.ru,

M.A. Arsanov, Master of Economics and Finance FSBEI of HE "Chechen State University".

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ПОТОКОВ ПРОДУКЦИИ НЕФТЕДОБЫВАЮЩИХ И НЕФТЕХИМИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ PRIORITY DIRECTIONS OF EXPORT-IMPORT DEVELOPMENT PRODUCT FLOWS OF OIL PRODUCING AND

PETROCHEMICAL ENTERPRISES

Аннотация. Глобализация разнонаправленно воздействует на развитие территориальных хозяйственных комплексов РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Противодействие негативным последствиям глобализации и параллельное задействование ее возможностей для модернизации отечественной нефтяной отрасли требует разработки сбалансированных стратегий ценовой политики на нефть отечественного товарного экспорта.

В этих условиях для повышения конкурентоспособности нефтегазового комплекса необходимо разработать научно-обоснованные национальные программы, согласовать взаимодействия между отдельными ведомствами, допускать разумный прагматизм при заключении международных нефтегазовых контрактов, жестко отстаивать национальные энергетические интересы на международной арене, эффективно прогнозировать динамику цен на углеводородное сырье на соответствующих мировых рынках и др.

Надо отметить, что несмотря на наличие повышенного интереса ученых к проблемам устойчивого развития экспортно-импортных потоков продукции нефтедобывающих и нефтехимических предприятий, ряд вопросов, связанных с его методами, формами и инструментами, особенностями регулирования нефтегазового комплекса с учетом воздействия глобализационных факторов на состояние и перспективы НГК, исследованы недостаточно.

Annotation. Globalization in different directions affects the development of territorial economic complexes of the Russian Federation.

Countering the negative effects of globalization and the parallel use of its capabilities to modernize the domestic oil industry requires the development of balanced strategies for pricing oil on domestic commodity exports.

Under these conditions, to increase the competitiveness of the oil and gas sector, it is necessary to develop scientifically based national programs, coordinate interactions between individual departments, allow reasonable pragmatism when entering into international oil and gas contracts, firmly defend national energy interests in the international arena, and effectively predict the dynamics of prices for hydrocarbon raw materials on relevant global markets, etc.

It should be noted that despite the increased interest of scientists to the problems of sustainable development of export-import flows of products of oil and petrochemical enterprises, a number of issues related to its methods, forms and tools, peculiarities of oil and gas complex regulation taking into account the impact of globalization factors on the NGK , investigated insufficiently.

Ключевые слова: глобализация, нефтяная отрасль, мировые цены, конкуренция, инновационное развитие.

Keywords: globalization, oil industry, world prices, competition, innovative development.

Исследование экономически обоснованных масштабов и отраслей структуры внешнеторговой деятельности с позиций текущей рыночной конъюнктуру мировых цен на нефть имеет два аспекта.

Первое - это сравнительный анализ разных вариантов достижения конечного спроса с точки зрения эффективности валютных операций при внешнеторговом обмене.

Второе - это исследование возможных экономических последствий альтернативных условий развития регионального хозяйственного комплекса с позиции структуры производства, уровня задействования производственного оборудования, трудовых и иных ресурсов и т.д. [3]

Анализ и диагностика эффективности валютных операций при экспорте и импорте, в принципе, равнозначен исследованию и оценке конечных результатов импортозамещения. Отказ от какой-то части экспортируемого объема и отпуск определенного объема продукции на внутреннее потребление дает возможность наращивать объемы российского производства в тех отраслях экономики национального хозяйства (в т. ч. нефтяная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.