УДК 338.24.01
Р. Р. Тимиргалеева, И. Ю. Гришин Кубанский государственный технологический университет, Краснодар
СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ БАЛЬНЕОЛОГИЧЕСКИХ КУРОРТНЫХ ТЕРРИТОРИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ НА ОСНОВЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ КОНЦЕПЦИИ ИННОВАЦИЙ
В статье обоснована необходимость развития бальнеологических территорий Краснодарского края в направлении повышения их конкурентоспособности на основе динамической модели концепции инноваций. В качестве основы инновационной активности бальнеологических курортных территорий Краснодарского края принята динамическая модель концепции инноваций, под которой понимается разработка, внедрение и сопровождение инновационного механизма развития их конкурентоспособности. Реализация данной концепции представляет собой сложную задачу системного уровня, требующую поиска возможных путей преодоления диспропорций регионального (территориального) развития, нерациональной территориальной организации, низкого качества предоставляемых услуг, повышения конкурентоспособности и уровня кооперации турист-ско-рекреационного комплекса с промышленно-производственной деятельностью, осуществляемой в регионе, использования потенциала трансграничного взаимодействия с соседними регионами. Внедрение на предприятиях бальнеологических курортных территорий Краснодарского края рассмотренной системы управления знаниями позволит существенно улучшить управление персоналом, предотвратить «утерю» знаний, что поможет оптимизировать эффективность отделов и организации в целом, повысить уровень конкурентоспособности. Для решения задач рационально предложен методический инструментарий. Решение задачи разработки и внедрения методического инструментария формирования механизма развития инновационной активности бальнеологических курортных территорий Краснодарского края на основе динамической модели концепции инноваций внесет вклад в достижение устойчивого роста уровня и качества жизни населения бальнеологических курортных территорий Краснодарского края на основе сбалансированной социально-экономической системы инновационного типа, гарантирующей экологическую безопасность, динамичное развитие экономики и реализацию стратегических интересов региона в Черноморском регионе; позволит реализовать поэтапное совершенствование информационно-аналитических систем, систем поддержки принятия решений; будет способствовать внедрению интенсивной модели экономического роста, освоению потенциала межрегиональной кооперации, преобразованию сотрудничества с другими регионами в ключевой фактор динамизации экономического роста Краснодарского края; приведет к развитию Краснодарского края как национального и международного центра бальнеологии; выровняет межрегиональные диспропорции и обеспечит экологическую безопасность.
Ключевые слова: управление развитием, бальнеологические курортные территории, динамическая модель концепции инновации, инновационный потенциал
Проблемы управления глубоки и разнообразны. Особое место в теории и практике управления занимают вопросы инновационного развития отдельных территорий. Это вызвано прежде всего необходимостью непрерывного роста конкурентоспособности каждого отдельного региона, а именно инновации являются в современной экономике ключевой движущей силой развития. Вопросам инноваций в том или ином аспекте уделяется достаточно много внимания и в науке, и в практике.
Особую актуальность приобретают данные вопросы для территорий, обладающих достаточно большим инновационным потенциалом, но в действительности не характеризующихся интенсивным социально-экономическим ростом. Как показало исследование, к числу таких территорий относятся бальнеологические курортные территории Краснодарского края.
В качестве основы инновационной активности бальнеологических курортных территорий Краснодарского края примем динамическую модель
© Тимиргалеева Р. Р., Гришин И. Ю., 2016
концепции инноваций, под которой будем понимать разработку, внедрение и сопровождение инновационного механизма развития их конкурентоспособности .
Реализация данной концепции представляет собой сложную задачу системного уровня, требующую поиска возможных путей преодоления диспропорций регионального (территориального) развития, нерациональной территориальной организации, низкого качества предоставляемых услуг, повышения конкурентоспособности и уровня кооперации туристско-рекреационного комплекса с промышленно-производственной деятельностью, осуществляемой в регионе, использования потенциала трансграничного взаимодействия с соседними регионами и др. При этом необходимо достичь устойчивого роста уровня и качества жизни жителей региона на основе сбалансированной социально-экономической системы инновационного типа, гарантирующей экологическую безопасность, динамичное развитие экономики и реализацию стратегических интересов страны в регионе.
Существенным фактором эффективности инноваций является важность для общества в целом и конкретных потребителей продукции, полученных в результате инновационной деятельности. Несмотря на то, что вопросами развития микроэкономических и региональных производственных систем на основе активизации инновационных факторов занимаются многие ученые, анализ публикаций по данной проблематике показал, что в современной теории и практике к настоящему времени не сформировался комплексный подход понятия восприимчивости нововведений. Сами же инновации, создавая основу для инновационного развития, являются результатом совместной деятельности таких сфер, как ведущие отрасли науки, крупные секторы НИИКР, высшее образование и инвестиционная политика.
Несмотря на то, что проблемам формирования конкурентоспособности, управления изменениями, системного менеджмента, энтропии в экономических системах посвящено достаточно много публикаций, тем не менее вопрос адаптации инфраструктуры бальнеологических курортных территорий к требованиям современных стандартов, международному партнерству, преодолению дивергенции, внедрению инноваций и обновлению региональной идентичности Краснодарского края как конкурентоспособного субъекта экономического пространства в рамках национальной экономики и Черноморского субрегиона, привлечению инвестиций остается нерешенным.
Важной задачей исследования нам представляется разработка и внедрение методического инструментария формирования механизма развития инновационной активности бальнеологических курортных территорий Краснодарского края на основе динамической модели концепции инноваций.
Решение поставленной задачи начнем с краткой характеристики бальнеологических курортных территорий Краснодарского края. На юго-западе находится главный детский курорт России Анапа, на территории которого сосредоточено несколько источников с водами разнообразного химического состава, которые используются для питья, для ванн, ингаляций, орошений и других процедур. А в окрестностях Анапы - на Кизилташском и Витазеском лиманах и озере Соленом есть иловые среднесульфидные грязи различной минерализации. Недалеко от Анапы, на Таманском полуострове находятся месторождения сопочных грязей с высоким содержанием йода и брома - глинистых выделений грязевых вулканов. Хотя терапевтический эффект этих глин известен, они применяются лишь эпизодически в некоторых санаториях Анапы. Всего в Темрюкском районе на Таманском полуострове известно около 32 грязевых вулканов. Лишь вокруг некоторых из них -Шуго, Тиздара и Гефеста - есть облагороженная территория. В остальных местах сосредоточения бальнеологических ресурсов (Гладковские сопки, Ахтанизовский блевака, вулкан на мысе Пеплы в Кучугурах) инфраструктура отсутствует, нет даже воды (за исключением расположенных на берегу моря Кучугур), чтобы отмыться после самостоятельного применения грязевых процедур, не говоря уже о том, что любые процедуры должны проходить под контролем медицинского персонала.
На берегу Азовского моря Краснодарского края находится бальнеологический курорт Ейск, где используются слабосероводородные воды из местного источника и полезные иловые сульфидные грязи из месторождения Ханского озера, оказывающие целительное воздействие на людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, кожи, нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной систем. В основном здравницы Ейска расположены вдоль Ейской косы. Во многих из них созданы условия для полноценного отдыха и лечения. Восточнее Анапы на берегу Черного моря находится крупный курорт Большой Сочи, объединяющий несколько городов и поселков. В санаториях в Хосте, Мацесте и других поселках используется уникальная мацестинская
минеральная вода с самой большой в нашей стране концентрацией сероводорода, а также йодобром-ные, мышьякосодержащие и углекислые минеральные воды. Неподалеку от города Сочи находится Имеретинское месторождение, где добывают полезный пресноводный ил. С помощью этих ресурсов в санаториях Большого Сочи успешно лечат заболевания органов кровообращения, движения, нервной системы, кожи и гинекологические болезни. Есть в Краснодарском крае и бальнеологические курорты, удаленные от берега, и самый известный из них - расположенный в предгорьях Кавказа в 65 км от Краснодара Горячий ключ, построенный на источниках с термальными сульфидными хлоридно-гидрокарбонатными натриевыми водами, с помощью которых лечат гинекологические заболевания, болезни нервной системы и органов пищеварения и органов движения.
Учитывая, что потребители услуг бальнеологических территорий входят в общую категорию «туристы», а сами территории являются объектами туризма, обратим внимание, что в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [11] туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития нашей страны. Можем лишь добавить, что это же утверждение вполне актуально не только на макроуровне, но и на региональном уровне, с точки зрения развития Краснодарского края. Тем более что, по итогам работы предприятий санаторно-курортного и туристического комплекса за 2014 год, в консолидированный бюджет Краснодарского края объем налоговых поступлений оценивается в объеме 5,6 млрд рублей [9].
В свою очередь все звенья, задействованные в создании и распространении результатов инновационной деятельности, рассматриваются как инновационный потенциал социально-экономического развития, или, по мнению Р. Нельсона, как «ядро национальных систем нововведений индустриально развитых стран».
В исследованиях российских ученых Р. А. Ко-сенкова и В. Н. Цыганковой в качестве источников всех изменений в экономической деятельности региона и основы для проведения анализа его инновационной активности, который проводится в пределах ранжирования экономической мощности региона по фазовому состоянию, инновационному характеру и направлениям экономического развития, выступают инновационная восприимчивость и инновационная способность. По мнению данных авторов, экономическая мощ-
ность региона представляет собой взаимодействие инновационной способности и восприимчивости, которые, в свою очередь, пронизывают четыре сферы деятельности региона: инвестиционную, финансовую, производственную и маркетинговую.
Разделяя мнение ведущих специалистов в данной сфере, считаем, что большое значение в инновационной активности субъектов хозяйствования играет их восприимчивость к нововведениям, являющимся основой развития инновационного потенциала. При этом восприимчивость к нововведениям изменяется в зависимости от факторов (табл.).
Факторы восприимчивости организации к нововведениям
Личностно- Структурные Контексту-
психологические факторы альные
Характеристики Ресурсообеспечен- - стабильность
руководителей: ность: и неопределен-
- установка - размер организации; ность внешней
на инновации; - величина ресурсов; среды;
- половозрастные - наличие резервных - изменения
характеристики; ресурсов; в спросе
- профессиона- - свободно распреде- на продукцию;
лизм; ляемые фонды; - межорганиза-
- «космополи- - наличие ционная
тизм»; отдельного кооперация;
- место в органи- подразделения - уровень
зационной для создания конкуренции;
иерархии; нововведений; - характеристики
- идеология - опыт в использова- региона;
(консерваторы, нии нововведений. - конкурентная
либералы и т. п.); Организационная позиция
- заинтересован- структура:
ность в карьерном - сложность;
росте;
- централизация;
- предрасполо-
женность к риску. - регламентация работ;
Характеристика - развитость
персонала: коммуникационных
- информацион- каналов;
ные контакты; - межорганиза-
- информи- ционная интеграция;
рованность - организационный
и мотивирование климат
к нововведениям;
- уровень
образования
Предлагая рассматривать инновационную деятельность в пространственно-динамическом контексте, автор работы [8] вполне обоснованно утверждает, что «Оценка инновационного потенциала территорий различного уровня осуществля-
ется постоянно, однако применяемые методы дают возможность оценить имеющиеся региональные инновации, но не позволяют судить о причинах возникновения нововведений на определенных территориях и механизмах их распространения на другие территории. Изучение инноваций в современном экономическом пространстве требует проведения динамического анализа, поскольку инновации должны иметь возможность выхода на «внешний» рынок, как и «внешняя» инновация - возможность реализации в каком-либо регионе».
Рассмотрев взгляды ученых относительно методологических аспектов инновационной восприимчивости, мы склонны выделять понятия инновационной восприимчивости и инновационного потенциала социально-экономических систем и рассматривать их в качестве основных системообразующих факторов, которые определяют характер инновационной активности и, как следствие, получение инновационно-экономических эффектов.
Автор работы [13] достаточно глубоко проанализировал проблемы бальнеологических курортов в Краснодарском крае и выделил ряд факторов, ограничивающих их развитие:
- недостаточно высокий уровень профессиональной подготовки менеджеров и обслуживающего персонала, наличие языкового барьера при общении с иностранными туристами;
- существующие технические возможности и состояние объектов инженерно-коммунальной инфраструктуры (энерго- и водоснабжение) не соответствуют потребностям развития туристско-рекреационных территорий Краснодарского края, а доступ к санаторно-курортным предприятиям ограничен пропускной способностью автодорожной и транспортной инфраструктуры;
- туристический профиль Краснодарского края носит преимущественно пляжный, что ограничивает привлекательность туристско-рекреацион-ных центров края для широкого круга туристов;
- сезонные ограничения;
- устаревшая материально-техническая база многих санаторно-курортных учреждений края, что негативным образом отражается на качестве туристических услуг;
- в настоящее время в Краснодарском крае используется только 15-20 % собственных запасов минеральных вод и менее 1 % запасов лечебных грязей. Несмотря на то, что лечебная составляющая в предлагаемых курортами края услугах постоянно увеличивается, использование в сана-
торно-курортном лечении природных минеральных вод снижается. Растет тенденция замены их искусственными (суррогатными) лечебными факторами с использованием различных видов современного оборудования зарубежного производства;
- низкий уровень кооперации туристско-ре-креационного комплекса с промышленно-произ-водственной деятельностью, осуществляемой на территории Краснодарского края;
- не в полной мере реализуется потенциал трансграничного взаимодействия с соседними странами и регионами;
- недостаточная конкурентоспособность системы продвижения (маркетинг и дистрибуция) туристского продукта Краснодарского края, которая намного менее эффективна аналогичных систем зарубежных курортов;
- недостаточная эффективность использования уникальных природных лечебных ресурсов Краснодарского края.
Остановимся на некоторых факторах более подробно - с точки зрения возможности решения существующих проблем отрасли на основе использования динамической модели концепции инноваций [16].
Так, одним из положений концепции выделим развитие государственно-частного партнерства. Это вызвано тем, что функционирование экономических систем всех типов и уровней в значительной мере зависит от эффективного государственного регулирования, а институты публичной власти могут оказывать существенное воздействие на интенсификацию процессов экономического роста в регионе.
Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд и не поддерживает незащищенные слои населения.
Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. Обо всем этом должно позаботиться государство. Прерогативой государства является и обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, что, в свою очередь,
является основой для развития предпринимательства и экономики [5].
Таким образом, экономика в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующие условия для этого.
Затянувшийся экономический кризис в отдельных регионах РФ характеризовался в последние годы спадом производства, инфляцией, социальной напряженностью в обществе и во многом был обусловлен слабым руководством, а порой и некомпетентным вмешательством государства в происходящие экономические процессы [6]. Субъекты хозяйственной деятельности по мере усложнения решаемых ими задач все более нуждаются в сотрудничестве с органами государственной власти и управления.
С другой стороны, увеличение потребностей общества в повышении социальных стандартов вызывает потребность государства в привлечении частного капитала и инновационных технологий в решении этих проблем. Как следствие этих взаимоотношений возникают новые виды связей между предпринимательским частным сектором, органами государственной власти и органами местного управления, получившие определение «государственно-частное партнерство» (далее - ГЧП). ГЧП представляется как сотрудничество между местными, региональными, государственными органами власти и юридическими (кроме находящихся в государственной собственности) или физическими лицами - предпринимателями (частными партнерами), которое осуществляется на основании договора и в порядке, установленном законодательством [15].
В настоящее время в научных публикациях распространяется применение термина «публично-частное партнерство» вместо «государственно-частное партнерство», что в большей степени отвечает содержанию сотрудничества органов публичной власти и частного предпринимательского сектора. Публично-частное партнерство (далее - ПЧП) определяется как институциональное и организационное объединение органов, организаций, учреждений публичной власти на национальном, отраслевом, региональном уровнях (публичный партнер) и частного предпринимательства (частный партнер), отношения между которыми закрепляются на договорной основе на фиксированный или неограниченный период и предполагает взаимодействие партнеров путем инвестирования финансовых, имущественных, интеллектуальных и материально-технических ре-
сурсов для достижения конкретных целей реализации общественно значимых и стратегически важных проектов в разных сферах деятельности [4], в частности, это могут быть:
- национальные проекты - проекты по приоритетным направлениям социально-экономического и культурного развития отдельной отрасли реального сектора национальной экономики, региона, решения социальных проблем, а также влияют на улучшение качества жизни граждан и внесены в перечень проектов по приоритетным направлениям экономического и культурного развития;
- приоритетные инновационно-инвестиционные проекты, которые обеспечивают технологическое обновление и модернизацию на инновационной основе стратегически важных для национальной экономики производств.
Таким образом, ПЧП следует характеризовать как систему взаимодействия и сотрудничества между структурами бизнеса, государственными институтами и институтами гражданского общества для удовлетворения потребностей общества на долговременной и взаимовыгодной основе путем совместного использования материальных и нематериальных ресурсов при разделении полномочий, ответственности и риска. Это представляет собой институциональный и организационный альянс с частным бизнесом, государством и обществом, что должно предполагать развитые коммуникации между этими сторонами. ПЧП должно восприниматься всеми экономическими агентами как необходимое связующее звено, призванное обеспечить гармоническое единство, консолидацию интересов всех субъектов в сферах финансирования отдельных структурных элементов экономической системы, как отдельных регионов, так и государства в целом.
Следующая составляющая динамической модели инновации связана с вопросами качества предоставляемых в отрасли услуг. В настоящее время на фоне общей рецессии, перенаправления логистических потоков, снижения туристкой активности обостряется конкурентная борьба между различными рекреационными регионами. Побеждают в ней субъекты хозяйствования, ведущие свою деятельность на основе инновационных подходов, реализация которых достигается за счет информации, инноваций, знаний, источником которых выступает человек. Инновационный процесс в соответствии с предлагаемой концепцией развития бальнеологических курортных территорий (в сфере менеджмента
и технологической сфере) должен проходить непрерывно и неограниченно во времени. Это может быть обеспечено за счет эффективного использования интеллектуального капитала (человеческих авуаров).
Как видно из работ [1; 2; 3; 7; 10; 14], роль интеллектуального капитала в мире все больше возрастает, он становится фактором повышения конкурентоспособности и включает в себя человеческие авуары, структурные и рыночные авуары и активы. Рыночные активы и авуары связаны непосредственно с операциями на рынке и обеспечением конкурентных преимуществ субъектов хозяйствования. Структурные активы и авуары могут обеспечить успешное функционирование основного процесса производства бальнеологических услуг. Человеческие авуары включают в себя совокупность индивидуальных и коллективных знаний персонала предприятия, знание и опыт в конкретной области, а также творческие способности, управленческие навыки и компетентность.
Неразрывно с человеческими авуарами предлагаем использовать модель управления знаниями, предложенную Икуджиро Нонакой. Управление знаниями - это чрезвычайно быстро развивающаяся наука и дисциплина, созданная на стыке других наук: управление человеческими ресурсами, брэнд-менеджмент, управление развитием организации, управление изменениями, информационные технологии, а также измерение и оценка эффективности деятельности. Одной из причин повышенного интереса к управлению знаниями является развитие коммуникационных и информационных технологий, которые позволяют обмениваться существенными объемами информации независимо от географического положения участников процесса и без учета реального времени.
Мысль о существовании различных форм знаний была высказана Икуджиро Нонакой и Хиро-такой Такеучи, одними из наиболее влиятельных ученых-мыслителей в области управления интеллектуальными ресурсами [10]. Вопрос о применении на практике отдельных моделей управления знаниями (на примере «спирали знаний» И. Нона-ка и Х. Такеучи) для повышения эффективности управления предприятием сейчас особенно актуален. «Спираль знаний» была предложена Икуджи-ро Нонакой для объяснения того, каким образом при создании новых знаний явные и неявные знания взаимодействуют в организации.
«Спираль знаний» может найти применение в сфере бальнеологического курортного бизнеса, быть внедрена или сформирована в системе уп-
равления. Бальнеологические курортные организации используют такие виды знаний, как профессиональный опыт работников, индивидуальное понимание и практика, творческие решения и другие. При этом для функционирования модели неизвестные (неявные) знания должны быть выявлены и распространены, чтобы стать частью каждой индивидуализированной базы знаний. «Спираль знаний» возобновляется для подъема на новые и новые уровни, расширяя знания, применимые к разным областям деятельности организации. Большую роль в этом играют современные информационные технологии и использующие их работники. Именно благодаря им знания становятся источником высокой производительности, инноваций и конкурентных преимуществ бальнеологических курортных территорий.
По мнению западных специалистов, внутренний трансферт знаний и их менеджмент становятся решающими факторами борьбы организации за конкурентоспособность - в этом модель, предложенная И. Нонакой, призвана помочь.
Таким образом, внедрение на предприятиях бальнеологических курортных территорий Краснодарского края рассмотренной системы управления знаниями позволит существенно улучшить управление персоналом, предотвратить «утерю» знаний, что поможет оптимизировать эффективность отделов и организации в целом, повысить уровень конкурентоспособности. Результаты внедрения данной системы напрямую повлияют на деятельность организации - повысят качество предоставляемых услуг, что повлечет за собой увеличение числа клиентов, которое в свою очередь положительно скажется на финансовых и общехозяйственных показателях региона.
Для решения описанных выше задач рационально использовать следующий методический инструментарий:
- контент-анализ (для раскрытия аспектов формирования конкурентоспособности региона и изучения проблем ее повышения);
- экономическое моделирование, корреляционный, регрессионный, дисперсионный, графический анализ (для оценки состояния и тенденций развития бальнеологических курортных территорий Краснодарского края);
- методы логики, диалектики, системного, процессного, кластерного подходов, системно-структурного анализа (для формирования инновационных механизмов улучшения конкурентного потенциала предприятий бальнеологических курортных территорий Краснодарского края в рамках
региональной конвергенции, трансграничной кластеризации, применения международных стандартов, определения их роли в развитии предприятий отрасли);
- методологии стандартов ISO 9001:2015, ISO 31000:2009, ISO 50001:2011, ISO/PAS 8000:2007, ISO 14001, ISO 10006:2003, CALS-тех-нологий, процессного менеджмента, теории ограничений Э. Голдрата, планирования эксперимента, проверки гипотез, методы математического моделирования, системного анализа, кибернетического подхода (при разработке методических основ формирования инновационного механизма повышения конкурентоспособности бальнеологических курортных территорий Краснодарского края);
- методы экспертных оценок, комплексных методов по анализу надежности, анализу измерительных систем (для обоснования рекомендаций по практической реализации предложенного механизма и оценки его эффективности).
Обработка данных должна осуществляться с использованием современных компьютерных технологий, программного обеспечения, стандартов и нотаций моделирования (AllFusion Process Modeler, SPSS, ProjectExpert, IDEF0 и др.).
Исходя из вышеизложенного, с учетом особенностей трансграничного сотрудничества и необходимости региональной конвергенции, предлагаем использовать следующую последовательность управления развитием бальнеологических курортных территорий Краснодарского края на основе динамической модели концепции инновации:
- раскрыть теоретические аспекты формирования предлагаемого инновационного механизма и изучить научно-прикладные проблемы повышения конкурентоспособности бальнеологических курортных территорий Краснодарского края;
- дать характеристику инновационным механизмам повышения конкурентного потенциала отдельных субъектов хозяйствования бальнеологических курортных территорий Краснодарского края как базиса для региональной конвергенции;
- исследовать особенности применения международных стандартов и методику организации трансграничного партнерства в современных условиях и определить их роль в процессе развития бальнеологических курортных территорий Краснодарского края;
- формализовать задачу формирования инновационного механизма повышения конкурентоспособности бальнеологических курортных территорий Краснодарского края в условиях необходимости трансграничного сотрудничества
и региональной конвергенции, предложить алгоритм и методический инструментарий ее решения;
- обосновать рекомендации по практической реализации предложенного механизма для бальнеологических курортных территорий Краснодарского края и оценить практическую эффективность предложенных мероприятий.
В заключение отметим, что решение задачи разработки и внедрения методического инструментария формирования механизма развития инновационной активности бальнеологических курортных территорий Краснодарского края на основе динамической модели концепции инноваций:
- внесет вклад в достижение устойчивого роста уровня и качества жизни населения бальнеологических курортных территорий Краснодарского края на основе сбалансированной социально-экономической системы инновационного типа, гарантирующей экологическую безопасность, динамичное развитие экономики и реализацию стратегических интересов региона в Черноморском регионе;
- позволит реализовать поэтапное совершенствование информационно-аналитических систем, систем поддержки принятия решений;
- будет способствовать внедрению интенсивной модели экономического роста, освоению потенциала межрегиональной кооперации, преобразованию сотрудничества с другими регионами в ключевой фактор динамизации экономического роста Краснодарского края;
- приведет к развитию Краснодарского края как национального и международного центра бальнеологии;
- выровняет межрегиональные диспропорции и обеспечит экологическую безопасность.
_Ш_
1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами: пер. с англ. СПб.: Питер, 2004. 832 с.
2. Астахова Т., Толкачева Е. Человеческий ресурс и человеческий капитал. URL: http://www.mag-consulting.ru/ asp/showarticle/
3. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азри-лияна. М.: Институт новой экономики, 2004. 1376 с.
4. Вольчик В. В. Эволюционная парадигма и институциональная трансформация экономики. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 2013. 309 с.
5. Гамильтон У. Институциональный подход к экономической теории // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2009. № 2. 174 с.
6. Гусев В. А., Радинская-Калиниченко А. В. GR-деятель-ность как инструмент утверждения института публично-частного партнерства. Симферополь: Крымский научный центр НАН Украины и МОН Украины, 2013. 382 с.
7. Климов С. М. Интеллектуальные ресурсы общества. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002. 199 с.
8. Летаева Т. В. Инновационное развитие закрытых административно-территориальных образований: теория и методика регулирования: монография / науч. ред. Н. Ю. Власова. Озёрск: ОТИ МИФИ. 2005. 108 с.
9. Министерство курортов и туризма Краснодарского края [Офиц. сайт]. URL: http://min.kurortkuban.ru/ (дата обращения: 13.02.2015).
10. Нонака И., Такеучи Х. Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инновации в японских фирмах. М.: ЗАО «Олимп - Бизнес», 2003. 384 с.
11. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 05.09.2011 года № 1538-р.
12. Пратт Ш. Оценивая бизнес: анализ и оценка закрытых компаний. Избранные главы. М.: Ин-т экономического развития Всемирного банка, 2008. 411 с.
13. Савицкий О. Г. Программно-целевой подход к развитию санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края. Состояние и проблемы бальнеологических курортов // Молодой ученый. 2015. № 12. С. 631-636.
14. Стюарт Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций. М.: Поколение, 2007. 368 с.
15. Тимиргалеева Р. Р., Гришин И. Ю., Казак А. Н. Модель государственно-частного партнерства // Информатика, управление и искусственный интеллект: тезисы научно-технической конференции. Харьков: НТУ «ХПИ», 2014. 106 с. С. 75.
16. Тимиргалеева Р. Р., Гришин И. Ю. Новый метод решения задачи совместимости линейных неравенств в экономических задачах планирования расхода ресурсов // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Сельскохозяйственные науки. Экономические науки. 2015. № 1 (1). С. 82-86.
Статья поступила в редакцию 16.12.2015 г.
Для цитирования: Тимиргалеева Р. Р., Гришин И. Ю. Современная парадигма управления развитием бальнеологических курортных территорий Краснодарского края на основе динамической модели концепции инноваций // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2016. № 1 (5). С. 95-103.
Об авторах
Тимиргалеева Рена Ринатовна, доктор экономических наук, профессор, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, [email protected]
Гришин Игорь Юрьевич, доктор технических наук, профессор, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, [email protected]
R. R. Timirgaleeva, I. Yu. Grishin Kuban State University of Technology, Krasnodar
MODERN PARADIGM OF MANAGEMENT OF KRASNODAR BALNEOLOGY RESORT TERRITORIES DEVELOPMENTON THE BASIS OF THE CONCEPT OF INNOVATION DYNAMIC MODEL
The article substantiates the need for the development of balneology resorts in Krasnodar Region in the direction of improving their competitiveness based on the concept of innovation dynamic model. Dynamic model of the concept of innovation serves as a basis of innovation activity of Krasnodar balneology resort territories. This model means development, implementation and maintenance of an innovative mechanism of competitive development. The implementation of this concept is a challenge at the system level, which requires a search for possible ways to overcome regional (spatial) development disparities, irrational territorial organization, low quality of services, improving the competitiveness and the level of cooperation of tourist-recreational complex with industrial-production activities carried out in the region, using the potential of cross-border cooperation with neighboring regions. The introduction in the enterprises Krasnodar balneology resort territories with the considered knowledge management system could significantly improve the management of personnel, prevent the "loss" of knowledge, that will help to optimize the effectiveness of the departments and the organization as a whole, increase the level of competitiveness.
The study provided methodological tools to solve the problems rationally. Meeting the challenge of development and implementation of methodological tools of the innovation activity development mechanism of Krasnodar balneology resort territories based on the concept of innovation dynamic model contributes to the sustainable growth of the level and quality of life of the population of these territories based on balanced economic and social innovation system, that guarantees environmental safety, the dynamic development of the economy and the implementation of the strategic interests of the region in the Black Sea region. In addition, the new system will implement a gradual improvement of information-analytical systems, and decision support systems.This will facilitate the implementation of an intensive model of economic growth, development of the potential of interregional cooperation. Cooperation with other regions will be transformed into a key factor dynamizing economic growth of Krasnodar region. This will lead to the development of Krasnodar region as a national and international center for balneology; leveled regional disparities and ensure environmental safety.
Keywords: management development, balneology resort area, dynamic model concept of innovation, the innovation potential
_m_
1. Armstrong M. Praktika upravlenija chelovecheskimi resursami: per. s angl. SPb.: Piter, 2004, 832 p.
2. Astahova T., Tolkacheva E. Chelovecheskij resurs i che-lovecheskij kapital. URL: http://www.mag-consulting.ru/asp/ showarticle/
3. Bol'shoj jekonomicheskij slovar', pod red. A. N. Azrilijana. M.: Institut novoj jekonomiki, 2004, 1376 p.
4. Vol'chik V. V. Jevoljucionnaja paradigma i institucion-al'naja transformacija jekonomiki. Rostov-na-Donu: Izd-vo Ros-tovskogo un-ta, 2013, 309 p.
5. Gamil'ton U. Institucional'nyj podhod k jekonomicheskoj teorii. Jekonomicheskij vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009, no. 2, 174 p.
6. Gusev V. A., Radinskaja-Kalinichenko A. V. GR-dejatel'nost' kak instrument utverzhdenija instituta publichno-chastnogo part-nerstva. Simferopol': Krymskij nauchnyj centr NAN Ukrainy i MON Ukrainy, 2013, 382 p.
7. Klimov S. M. Intellektual'nye resursy obshhestva. SPb.: IVJeSJeP, Znanie, 2002, 199 p.
8. Letaeva T. V. Innovacionnoe razvitie zakrytyh adminis-trativno-territoriarnyh obrazovanij: teorija i metodika regulirovani-ja: monografija, nauch. red. N. Ju. Vlasova. Ozjorsk: OTI MIFI. 2005, 108 p.
9. Ministerstvo kurortov i turizma Krasnodarskogo kraja [Ofic. sajt]. URL: http://min.kurortkuban.ru/ (data obrashhenija: 13.02.2015).
10. Nonaka I., Takeuchi H. Kompanija - sozdatel' znanija. Zarozhdenie i razvitie innovacii v japonskih firmah. M.: ZAO «Olimp - Biznes», 2003, 384 p.
11. Ob utverzhdenii Strategii social'no-jekonomicheskogo razvitija Juzhnogo federal'nogo okruga do 2020 goda. Rasporjazhe-nie Pravitel'stva RF ot 05.09.2011 goda no. 1538-r.
12. Pratt Sh. Ocenivaja biznes: analiz i ocenka zakrytyh kompanij. Izbrannye glavy. M.: In-t jekonomicheskogo razvitija Vsemirnogo banka, 2008, 411 p.
13. Savickij O. G. Programmno-celevoj podhod k razvitiju sanatorno-kurortnogo i turistskogo kompleksa Krasnodarskogo kraja. Sostojanie i problemy bal'neologicheskih kurortov. Molodoj uchenyj. 2015, no. 12, pp. б31-б3б.
14. Stjuart T. Intellektual'nyj kapital. Novyj istochnik bogatstva organizacij. M.: Pokolenie, 2007, Зб8 p.
15. Timirgaleeva R. R., Grishin I. Ju., Kazak A. N. Model' gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. Informatiкa, upravlenie i istusstvennyj intelleht: tezisy muchm-teh^^es^ honferencii. Har'kov: NTU «HPI», 2014, 10б p. P. 75.
16. Timirgaleeva R. R., Grishin I. Ju. Novyj metod reshenija zadachi sovmestimosti linejnyh neravenstv v jekonomicheskih zadachah planirovanija rashoda resursov. Vestnik Marijs^go gosudarstvennogo universiteta. Serija: Sel'skohozjajstvennye naufá. Jekonomicheskie nautó. 2015, no. 1 (1), pp. 82-8б.
Submitted 16.12.2015.
Citation for an article: Timirgaleeva R. R., Grishin I. Yu. Modern paradigm of management of Krasnodar balneology resort territories developmenton the basis of the concept of innovation dynamic model. Vestnik of Mari State University. Chapter "Agriculture. Economics". 2016, no. 1 (5), pp. 95-103.
About the autors
Timirgaleeva Rena Rinatovana, Doctor of Economic Sciences, Professor, Kuban State University of Technology, Krasnodar, [email protected]
Grishin Igor' Jur'evich, Doctor of Technical Sciences, Professor, Kuban State University of Technology, Krasnodar, [email protected]