Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2019, №1, Том 11 / 2019, No 1, Vol 11 https://esj.today/issue-1 -2019.html URL статьи: https://esj.today/PDF/17ECVN119.pdf Статья поступила в редакцию 29.12.2018; опубликована 27.02.2019 Ссылка для цитирования этой статьи:
Лукьянова Е.Ю., Крипак М.Н., Селиверстов Я.А., Селиверстов С.А., Шаталова Н.В., Выдрина Е.О., Подопригора Н.В., Киселев А.А. Формирование инновационно-логистического механизма стратегии развития конкурентоспособности предприятий курортно-рекреационной сферы г. Севастополя и Крымского региона // Вестник Евразийской науки, 2019 №1, https://esj.today/PDF/17ECVN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Lukyanova E.Yu., Kripak M.N., Seliverstov Ya.A., Seliverstov S.A., Shatalova N.V., Vydrina E.O., Podoprigora N.V., Kiselev A.A. (2019). Resort and spa sphere economic units competitiveness development strategy innovative and logistics mechanism formation for Sevastopol and Crimean Region. The Eurasian Scientific Journal, [online] 1(11). Available at: https://esj.today/PDF/17ECVN119.pdf (in Russian)
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ No 18-410-920016 в рамках инициативного проекта, проводимого совместно с Правительством Севастополя на тему: «Исследование социально-экономических и экологических процессов города Севастополя с ростом индустриального, транспортно-транзитного и туристского потенциалов»
УДК 338.48, 332.1, 65, 574, 330.3
ГРНТИ 06.56.21, 71.37.75, 73.47.49, 06.81.12, 06.61.33
Лукьянова Елена Юрьевна
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» Гуманитарно-педагогическая академия (филиал), Ялта, Россия
Институт экономики и управления Доцент кафедры «Менеджмента и туристского бизнеса» Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected]
Крипак Марина Николаевна
ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет», Севастополь, Россия
Доцент кафедры «Автомобильный транспорт» Кандидат технических наук, доцент E-mail: [email protected]
Селиверстов Ярослав Александрович
ФГБУН «Институт проблем транспорта им. Н.С. Соломенко РАН», Санкт-Петербург, Россия Старший научный сотрудник лаборатории интеллектуальных транспортных систем
Кандидат технических наук E-mail: [email protected]
Селиверстов Святослав Александрович
ФГБУН «Институт проблем транспорта им. Н.С. Соломенко РАН», Санкт-Петербург, Россия Старший научный сотрудник лаборатории интеллектуальных транспортных систем
Кандидат технических наук E-mail: [email protected]
Шаталова Наталья Викторовна
ФГБУН «Институт проблем транспорта им. Н.С. Соломенко РАН», Санкт-Петербург, Россия Ведущий научный сотрудник лаборатории проблем организации транспортных систем
Кандидат технических наук E-mail: [email protected]
Выдрина Евгения Олеговна
ФГБОУ ВО «Российский государственный гидрометеорологический университет», Санкт-Петербург, Россия Доцент кафедры «Инновационных технологий управления в государственной сфере и бизнесе»
Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]
Подопригора Николай Владимирович
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет», Санкт-Петербург, Россия
Доцент кафедры «Наземных транспортно-технологических машин»
Кандидат технических наук E-mail: [email protected]
Киселев Арсений Алексеевич
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия
имени А.Л. Штиглица», Санкт-Петербург, Россия Доцент кафедры «Промышленного дизайна» E-mail: [email protected]
Формирование инновационно-логистического механизма стратегии развития конкурентоспособности предприятий курортно-рекреационной сферы г. Севастополя и Крымского региона
Аннотация. В предлагаемой авторами статье сделан акцент, на том, что Российская Федерация ориентирована на взаимодействие с зарубежными партнерами, и, являясь участником Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, реализует ряд важных для мирового сообщества проектов. Требовалось исследование для построения базиса взаимодействия в Черноморском Еврорегионе (оно развивается менее активно) таким образом, чтобы отечественные бизнес -единицы были конкурентоспособными в условиях международного партнерства. При поддержке гранта РФФИ No 18-410-920016 для г. Севастополя и Крымского региона было выполнено исследование, изучены работы зарубежных авторов в направлении развития конкурентного потенциала предприятий и внедрения инноваций. Также были проведены практические исследования. Было выявлено, что первоочередно необходимо решить задачи достижения инновационности бизнеса, оптимизации логистических решений, разработки, развития и внедрения бизнес-проектов, создания равных возможностей в деловом пространстве взаимодействия с зарубежными контрагентами. Для чего была определена и обоснована методическая основа, включающая современные стандарты и экономико-управленческие методологии. Авторами обосновано, что в рамках предлагаемого ими инновационно-логистического механизма стратегии развития конкурентоспособности предприятий курортно-рекреационной сферы будут внедряться совершенствующие бизнес-проекты на основе итерационного подхода. Итерации должны быть адаптированы к применению регламентаций концепции устойчивого развития и требований экологического менеджмента в направлении достижения оптимального баланса между экологическими и экономическими показателями. В долгосрочном периоде они будут заключаться в выявлении локаций преобразования субъектов бизнеса, определении их очередности (для выбора зон, которые нуждаются в преобразовании в первую очередь, поскольку являются наиболее значимыми для предприятия, исходя из выбранных целевых показателей) и аккумуляции денежных средств для осуществления составленных планов. Первоочередным для трансформации предприятий будет внедрение технологических инноваций, которые помогут оптимизировать затраты и снизят экологическую нагрузку на окружающую среду, также произойдет логистическая оптимизация.
В статье отмечается, что новая экономическая стратегия Европейского союза направлена на улучшение различных направлений деятельности, и особенно важны процессы конвергенции, связанные решением вопросов дальнейшего развития и продвижения информационно-коммуникативных технологий, улучшения инфраструктуры, усиления развития приоритетных отраслей экономики, укрепления позиций на внутреннем и внешнем рынках, что предлагается достигнуть, благодаря использованию процессно-ориентированного подхода. Авторами показаны проблемы, которые возникают при формировании управления бизнес-процессами и пути их решения.
Ключевые слова: туристские потоки; транспорт; логистика туризма; инновации в туризме; управление туристическим комплексом; предприятия туризма; стратегия развития туристического сектора; конкурентоспособность предприятий туристической индустрии; курортно-рекреационная сфера
Введение и постановка проблемы
В современных условиях Российская Федерация является страной, во многих направлениях ориентированной на взаимодействие с зарубежными государствами. В данной статье внимание направлено на сотрудничество с Европейскими странами. Россия присоединилась к участникам Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей1 и оказалась вовлечена в совместные действия, направленные на установление и углубление экономических, социальных, научно -технических, экологических и прочих взаимоотношений между территориальными сообществами, их представительскими органами, местными органами исполнительной власти РФ, ответственными органами власти иных государств в рамках компетенций согласно их национальному законодательству. В социально-экономическом направлении эта деятельность реализуется благодаря функционированию предприятий в кластерах на трансграничных территориях [1].
К приграничным субъектам Российской Федерации относятся2:
1. республики - Алтай, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Карелия, Крым, Саха (Якутия), Северная Осетия - Алания, Тыва, Чечня;
2. край - Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Хабаровский;
3. области - Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Волгоградская, Воронежская, Калининградская, Курганская, Курская, Ленинградская, Магаданская, Мурманская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Псковская, Ростовская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Смоленская, Тюменская, Челябинская;
4. города Санкт-Петербург и Севастополь;
5. автономии - Еврейская автономная область и автономные округа - Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий.
1 Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей. URL: http://docs.cntd.ru/document/901734774 (дата обращения 10.10.2018).
2 Приграничные субъекты Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/da7493ac-de83-4688-9e38-8f7a81c39a5f/2017021001.pdf?M0D=AJPERES (дата обращения 10.10.2018).
Европейское направление приграничного сотрудничества Российской Федерации сохраняет прогрессивный статус за счет реализации совместных проектов на условиях равноправия и софинансирования в рамках «Программ приграничного сотрудничества Россия - ЕС»3 [2]. Участниками указанных программ с российской стороны являются приграничные субъекты Северо-Западного федерального округа Российской Федерации.
В рамках программ Россия - ЕС «Эстония - Латвия - Россия», «Литва - Польша -Россия», «Карелия», «Коларктик» [3], «Юго-Восточная Финляндия - Россия» [4] в период 2007-2013 гг. реализовано более 200 совместных проектов, направленных на стимулирование малого и среднего предпринимательства, поддержку местных культур и обычаев, повышение уровня жизни населения приграничных регионов. Кроме того, завершена работа над более чем 50 крупномасштабными инфраструктурными проектами в таких областях, как обустройство государственной границы, экология, развитие транспортной инфраструктуры.
С 2014 г. ведется работа по реализации семи программ приграничного сотрудничества Россия - ЕС на период 2014-2020 гг.: «Карелия», «Коларктик», «Россия - Латвия», «Россия -Литва», «Россия - Польша», «Россия - Эстония» и «Россия - Юго-Восточная Финляндия».
В декабре 2015 г. Европейской комиссией были одобрены предварительно согласованные на национальном уровне тексты пяти совместных программных документов по программам приграничного сотрудничества «Карелия», «Коларктик», «Россия - Латвия», «Россия - Эстония» и «Россия - Юго-Восточная Финляндия».
В 2016 году одобрены тексты совместных программных документов по программам «Россия - Литва» и «Россия - Польша».
Сторонами также согласован предварительный список из 30 крупных инфраструктурных проектов, представляющих совместный интерес для России и приграничных государств-членов ЕС.
В декабре 2016 года Российской Федерацией подписаны межправительственные соглашения о финансировании и реализации 5 программ приграничного сотрудничества: «Карелия», «Коларктик», «Россия - Латвия», «Россия - Литва», «Россия - Польша», «Россия -Эстония» и «Россия - Юго-Восточная Финляндия».
Также Россия является членом Черноморского Еврорегиона 4 , включающего Азербайджан, Армению, Болгарию, Грецию, Грузию, Молдову, Румынию, Турцию, Украину. Очевидно, что данное направление особенно актуально для г. Севастополя и Крыма в рамках развития стратегического партнерства с указанными странами и выстраивания кластерного взаимодействия с зарубежными предприятиями туристко-рекреационой сферы [5]. Однако для достижения этого необходимо повышение региональной конкурентоспособности национальных субъектов бизнеса, их конвергирование в соответствии с международным социо-эколого-экономическим уровнем.
Анализ последних исследований и публикаций
В рамках развития конкурентного потенциала предприятий существуют работы, изданные за рубежом, которые могут быть адаптированы и полезны отечественным
3Программы приграничного сотрудничества Россия - ЕС. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/mps/programs (дата обращения 10.10.2018).
4 Европейские трансграничные регионы. URL: http://www.cesci-net.eu/euroregions-RO (дата обращения: 12.11.2018).
Страница 4 из 17
17ECVN119
экономическим единицам - публикации мирового банка5, теоретические и научно-прикладные труды таких авторов, как М. Хитт, Р.Д. Айланд, Р.И. Хоскиссон [6], Д.Б. Одретах, А.Н. Линк, М.Л. Волшок [7], Д. Коумин [8], Дж. Олейсейкинджу [9], Р. Хаггинс, П. Томпсон [10], П. Тряпчиньски, Л. Пушлечки, М. Яросиньски [11], К.И. Вестерен, А. Кейде, М. де Ф. Сейлез, Дж.О. Симиля, Дж. Стейдьюто [12], Э. Джонс, К. Хейвен-Тэнг [13] и другие. В то же время дополнительных исследований требует выявление базиса для повышения конкурентоспособности предприятий курортно-рекреационной сферы г. Севастополя и Крымского региона в современных условиях, что и послужило основой для формирования цели данной публикации.
Цель публикации - рекомендовать возможный путь формирования инновационно-логистического механизма стратегии развития конкурентоспособности предприятий курортно-рекреационной сферы г. Севастополя и Крымского региона.
Основное содержание
По информации Министерства курортов и туризма Республики Крым, в 2017 году в Крыму отдохнули 5395,1 тыс. туристов. Из общего числа отдыхающих в 43 % туристов прибыли авиатранспортом, 42 % - паромной переправой, 15 % - с помощью других видов транспорта6 (см. рис. 1).
Рисунок 1. Структура туристического потока в Крым по видам транспорта в 2017 г, %
Больше всего туристов отдохнули в 2017 году на Южном берегу Крыма - 45,3 % от общего количества туристов, отдохнувших с начала года в Крыму. На Западном побережье Крыма - 21,3 %; на Восточном побережье Крыма - 18,6 %; в других регионах (г. Симферополь, Симферопольский и Бахчисарайский районы) - 14,8 %7 (см. рис. 2).
Рисунок 2. Распределение структура туристического потока по районам Крыма в 2017 г., %
5 Global Investment Competitiveness Report 2017/2018: Foreign Investor Perspectives and Policy Implications / World Bank Group. - Washington DC: World Bank Publication, 2017. - 182 p.
6 https://www.russiatourism.ru/news/14541/.
7 http://vesti-sudak.ru/2018/01/v-2017-godu-v-krymu-otdoxnulo-bolee-5-millionov-turistov/.
Несмотря на традиционное лидерство ЮБ, в сравнении с предыдущими годами происходит перераспределение потоков с юга на восток полуострова, которое, по прогнозам Министерства курортов и туризма Республики, с открытием Крымского моста станет еще заметнее.
Также министерство отмечает, что важным показателем развития туристской отрасли в Крыму является открытие новых отелей, объектов туристского показа, модернизация санаториев. Так, в 2017 году более чем в 50 отелях и санаториях Крыма проведена модернизация, начали работу 6 новых отелей на 352 номера, открылось 6 новых объектов туристского показа в Ялте, Феодосии и Евпатории.
Всего на территории Республики Крым в течение купального сезона 2017 года функционировало 387 пляжей, оформивших все необходимые разрешительные документы, что на 20 пляжей больше, чем в 2016 году. Количество пляжей общего пользования увеличилось с 66 % в 2016 году до 73 % в 2017 году. На основании приведенной информации, можно сделать вывод о том, что необходимо активизировать туристские потоки и инфраструктуры г. Севастополя и Севастопольского региона8.
Для г. Севастополя и Крымского региона существует необходимость развития конкурентоспособности предприятий курортно-рекреационной сферы в условиях реализации современных бизнес-идей. При этом необходимо решить задачи достижения инновационности бизнеса, оптимизации логистических решений, разработки, развития и внедрения бизнес-проектов, создания равных возможностей в деловом пространстве взаимодействия с зарубежными контрагентами.
Формирование инновационно-логистического механизма стратегии развития конкурентоспособности предприятий курортно-рекреационной сферы г. Севастополя и Крымского региона становится возможным при выполнении научно-практического исследования с учетом реалий региональной экономики, векторов развития национального хозяйства, необходимости осуществления конвергенции Крыма с остальными административными субъектами страны, а также трансграничного сотрудничества в рамках Черноморского Еврорегиона. Методическую основу, необходимую для этого, составят контент-анализ - для раскрытия аспектов формирования указанного механизма, его развития и изучения научно-прикладных проблем его совершенствования; экономическое моделирование, корреляционный, регрессионный, дисперсионный, графический анализ - для оценки состояния и тенденций развития организационно-экономических комплексов; методы логики, диалектики, системного, процессного, кластерного подходов, системно-структурного анализа - для формирования инновационно-логистического механизма стратегии развития конкурентоспособности на уровне отдельных субъектов хозяйствования курортно-рекреационной сферы региона как основы для их конвергенции; методических подходов ISO 9001:2015, ISO 14001, ISO 31000:2009, ISO 50001:2011, ISO/PAS 8000:2007, ISO 10006:2003, CALS-технологий, процессного менеджмента, теории ограничений Э. Голдрата, планирования эксперимента, проверки гипотез, методы математического моделирования, системного анализа, кибернетического подхода - при разработке методических основ формирования указанного механизма; методы экспертных оценок, комплексных методов анализа надежности, анализа измерительных систем - для обоснования рекомендаций практической реализации предложенного механизма и оценки его эффективности [14]. Обработка компьютерных данных и моделирование выполняется с использованием стандарта функционального моделирования IDEF 0, средства функционального моделирования бизнес-процессов ERwin Data Modeler R9.7, программы обработки статистической информации IBM SPSS Modeler 18.1 и других.
8 http://chernomorskoe-rk.ru/v-respublike-krym-za-2017-god-otdoxnuli-5-mln-395-tysyach-turistov/.
В рамках работы инновационно-логистического механизма стратегии развития конкурентоспособности предприятий курортно-рекреационной сферы будут внедряться совершенствующие бизнес-проекты на основе итерационного подхода. Итерация, необходимая для генерирования последовательности запланированных результатов, рассматривается как повторение процесса; при этом последовательность будет приближаться к некоторой конечной точке или конечному значению, а каждое повторение процесса представляет собой единую итерацию, и результат каждой итерации является отправной точкой следующей итерации. Таким образом, начальная итерация должна быть адаптирована к применению регламентаций концепции устойчивого развития и требований экологического менеджмента в направлении достижения оптимального баланса между экологическими и экономическими показателями. В долгосрочном периоде она будет заключаться в выявлении локаций преобразования субъектов бизнеса, определении их очередности (для выбора зон, которые нуждаются в преобразовании в первую очередь, поскольку являются наиболее значимыми для предприятия, исходя из выбранных целевых показателей) и аккумуляции денежных средств для осуществления составленных планов. Такие проекты должны быть посвящены адаптации предприятий курортно-рекреационной сферы г. Севастополя и Крымского региона к применению регламентаций концепции устойчивого развития и требований экологического менеджмента в направлении достижения оптимального баланса между экологическими и экономическими показателями. В долгосрочном периоде необходимо выявить «узкие места» преобразования субъектов бизнеса, определить их очередность и осуществить аккумуляцию денежных средств для осуществления составленных планов. Первоочередным для трансформации предприятий будет внедрение технологических инноваций, которые помогут оптимизировать затраты и снизят экологическую нагрузку на окружающую среду, также произойдет логистическая оптимизация. К таким технологическим инновациям можно отнести следующие технологии: рекуперация тепла использованного подогретого воздуха; рециркуляция очищенного и повторно используемого воздуха; принудительное перераспределение воздуха по высоте помещения; регенерация воды; теплоизоляция магистралей с повышенной температурой; снижение материалоемкости, вырабатываемой и потребляемой мощности и габаритов; неодновременная работа энергопотребляющих устройств; внепиковое использование ресурсов; минимизация издержек и потерь; использование новейших разработок (светодиодные светильники, плавные регуляторы скорости вращения и мощности); оптимизация и автоматизация технологических процессов; учет и оперативный контроль расхода энергоресурсов; унификация технических и программных средств; экономия людских ресурсов; смарт-технологии («умный дом», «умные окна» и т. д.); альтернативные источники выработки, накопления и использования энергии и прочее.
При этом обоснование выбора определенного направления бизнес-проектирования должно иметь четкую доказательную основу, включающую актуальность проекта, его значимость, клиент-ориентированность, новизна, указание пути реализации, последовательность выполнения в виде четкого алгоритма и его описания, предусматриваемые организационно-экономические схемы для развития разрабатываемой бизнес-идеи и соответствующие исполнители, средства визуализации создаваемого продукта или услуги.
Следует отметить, что новая экономическая стратегия Европейского союза направлена на улучшение различных направлений деятельности. Особенно важны процессы конвергенции. Предложить универсальный механизм для этого в отечественных условиях пока невозможно, но решение вопросов дальнейшего развития и продвижения информационно-коммуникативных технологий, улучшения инфраструктуры, усиления развития приоритетных отраслей экономики, укрепления позиций на внутреннем и внешнем рынках может быть достигнуто благодаря использованию процессно-ориентированного подхода в деятельности
предприятий курортно-рекреационной сферы г. Севастополя и Крымского региона. Это также повысит их конкурентоспособность.
При проектировании деятельности организационных единиц в условиях еврорегиона и выхода на трансграничные рынки на них в обязательном порядке распространяются требования ISO 9001:2015, регламентирующие процессный подход9, целью которого является улучшение результативности, эффективности организаций в достижении целей, что означает повышение удовлетворенности потребителя путем выполнения его требований. Основные преимущества этого подхода: интеграция бизнес-процессов для достижения целевых ориентиров деятельности; клиент-ориентированный подход; фокусировка усилий эффективности бизнес-процесса; обеспечение заинтересованных сторон; четкость операций в единицах; меньшие затраты и производственный цикл благодаря результативному использованию ресурсов; более предсказуемые результаты; обеспечение возможности для приоритетных действий по совершенствованию и другие. В трансграничных кластерах процессный подход поможет преодолеть разногласия между предприятиями, синхронизировать, упорядочить деятельность и структуру предприятий, сделать их взаимодействие рациональным.
Следует отметить, что использование инструментария бизнес-процессов и управления проектами в менеджменте инновационной деятельности предприятия существенно облегчает задачу внедрения любых инноваций благодаря определению их предметной области, применению алгоритма решения выделенной задачи, скорректированного в соответствии с нотацией каждого бизнес-процесса предприятия. Становится возможным сбалансировать использование времени расходов и качества работ более удобно для максимального удовлетворения клиента. Во внутренней среде предприятия сокращается неопределенность и минимизируется риск, что после внедрения адекватной инновации должно в некоторой мере произойти и в отношении внешней среды.
Предприятия России при разработке процессно-ориентированного менеджмента сталкиваются со следующими базовыми методологиями внедрения этих проектов:
1. постоянным улучшением и совершенствованием существующих процессов (проводится отслеживание качественных характеристик бизнес-процессов предприятия, в частности, фиксируется время процессов, их стабильность и качество, параллельно ведется работа по поиску направлений оптимизации этих параметров: проводятся тренинги и выстраивается система мотивации, направленные на повышение качества, оцениваются новые технологии производства и т. д.);
2. реинженирингом бизнес-процессов (полная реорганизация всех бизнес-процессов), который, как правило, проводится в начале работы с предприятием; является достаточно сложным по реализации и дорогим по стоимости мероприятием; за каждый процесс (производство, закупки, продажи, маркетинг и т. д.) отвечает специально созданная рабочая группа: описывает процесс, определяет различные формализованные критерии его выполнения, сроки и стоимость, проводит оптимизацию, например, сокращает время на согласование сделок, организует систему планирование процесса и работы с отклонениями и т. д.;
3. системой тотального улучшения производства: повышение операционной эффективности компании путем оптимального распределения затрат, которое сводится к выявлению наиболее затратных (как по времени, так и по стоимости) процессов и поиска путей их удешевления; например, в области управления кадрами эта методология обычно заключается в оценке оплаты труда специалистов, сопоставлении оплаты с выполняемыми ими функциями и возможном перераспределении обязанностей;
9 ISO 9001:2015. URL: https://www.iso.org/standard/62085.html (accessed: 01.10.2018). Страница 8 из 17
4. системой объективного систематического сопоставления собственной деятельности с работой лучших предприятий (или различных стратегических бизнес -единиц своего предприятия), выяснением причин эффективности бизнес-партнеров, организацией соответствующих действий для улучшения собственных показателей и их реализации; выявлением тех аспектов деятельности предприятия, по которым потребители выделяют поставщиков, добившихся делового совершенства; установлением эталонного предприятия или стратегической бизнес-единицы, на которую будут равняться показатели работы; определением способов достижения эталонным предприятием высокого уровня эффективности; установлением стандартов эффективности для ключевых аспектов деятельности предприятия; выявлением того, что должно быть сделано для доведения показателей работы предприятия до оптимального уровня; разработкой плана реализации полученных идей с целью приведения бизнеса в соответствие со стандартами и получения преимущества над ними.
При проведении исследования на предприятиях курортно-рекреационной сферы г. Севастополя и Крымского региона были выделены и систематизированы наиболее распространенные препятствия и ошибки при использовании указанных выше методологий:
1. излишнее описание и регламентация существующих процессов «AS-IS», медленный переход к их реструктуризации, к «TO-BE» состоянию;
2. избыточные ожидания от моделей бизнес-процессов и консультантов без готовности к осуществлению усилий по внедрению: консультанты и модели являются лишь инструментами и средствами достижения цели, основная роль должна принадлежать сотрудникам предприятия, они должны научиться новому управленческому подходу и освоить новые инструменты;
3. нет мотивации к совершенствованию процессов и повышению эффективности (слабая конкурентная среда позволяет многим предприятиям функционировать с текущим малым уровнем эффективности без внедрения проектов реструктуризации бизнес-процессов);
4. низкая управленческая культура для работы с процессами как достаточно сложными объектами управления и отсутствие эффективной управленческой команды; слабая способность акционеров и менеджеров договариваться о будущем предприятия; недостаточное участие высшего руководства в процессе разработки и внедрения проектов изменений; преимущество «политики» над «делом», конфликты интересов между руководителями различных подразделений; невладение топ-менеджерами командными методами управления, отсутствие у руководителей навыков командного взаимодействия и выработки согласованных решений; отсутствие организационной базы внедряемых изменений, то есть отсутствие или неэффективная работа органа управления объединяет представителей акционеров, менеджеров, членов управленческой команды и наиболее перспективных сотрудников предприятия, в задачи которых бы входили контроль и координация внедрения необходимых изменений;
5. недоказанность содержания и целей реструктуризации коллективу; цель изменений сформулирована недостаточно понятно; изменения диктуются сверху, с мнением сотрудников никто не считается; потенциал идей сотрудников в процессе разработки проектов изменений и их реализации используется недостаточно;
6. культурная и профессиональная неготовность персонала предприятия к серьезным нововведениям, к работе в новых рыночных условиях; привычность и простота функционального подхода для создания дополнительных подразделений, а не пересмотра бизнес-процессов, нежелание использовать процессный подход и жесткость системы управления для повышения эффективности без создания дополнительных подразделений, а путем совершенствования деятельности существующих; процессный подход требует
изменения зон влияния, что очень часто воспринимается негативно менеджерами предприятия; сложность контроля регламентов как инструмента процессного управления; выбор неподходящего для цели описания бизнес-процессов инструмента;
7. неправильная постановка задачи для формирования сети бизнес-процессов «TOBE» и сроков ее выполнения; несоразмерность задач и усилий, избыточная декомпозиция моделей, перегружено деталями описание бизнес-процесса «AS-IS», что вызывает увеличение продолжительности проекта; описание бизнес-процесса без цели его дальнейшего совершенствования, без автоматизации, без привлечения бизнеса; отсутствие единой методологии описания бизнес-процессов; нет строго определенного заказчика и четких требований при описании бизнес-процессов.
Можно отметить, что внедрение процессно-ориентированного подхода, как социально-экономического механизма (а на практике - процессно-ориентированного менеджмента предприятия) - это задача, которая решается с помощью методик управления проектами и инновациями. В г. Севастополе и Крымском регионе в современных условиях экономического и социального развития производственной сферы в направлении менеджмента проектной и инновационной деятельности является обязательным решение следующих основных проблем:
1. определение предмета инноваций;
2. управление проектом внедрения инноваций.
Практический аспект реализации этих двух направлений почти всегда сталкивается с факторами неопределенности и риска в принятии управленческих решений. Для решения первой проблемы - определение предмета инноваций - стоит использовать методологию BPM, согласно которой необходимо провести описание сети бизнес-процессов предприятия в констатирующей виде, затем в ожидаемой проекции для достижения сложившейся цели функционирования, учитывая принцип «цепочки создания стоимости». Предмет проведения инноваций определяется при следующей постановке задач: либо частичного совершенствования бизнес-процессов, либо их реинжиниринга. Именно на этом этапе выясняется, что из компонентов ICOM бизнес-процессов подлежит корректировке, а что -полному преобразованию. Дальше не в стохастической порядке, а исходя из найденных «точек действия» - предметных областей инноваций, строится решение второй проблемы -управление проектом внедрения инноваций. Здесь стоит формировать проект процессного менеджмента с учетом индивидуального подхода к решению о трансформации и/или реформировании конкретной выделенной области нововведений во взаимосвязи с общей системой предприятия или обычной группой предприятий.
При этом должны быть выполнены основные требования к проекту: четко установлены цель, определена продолжительность выполнения (включая пункт начала и завершения; построение сетевого графика) и участники проекта (деятельностные блоки предприятия, специалисты, консультанты); создается нечто новое, чего не было раньше, формируются особые требования к своевременности, стоимости, качеству работ. Реализуются фазы жизненного цикла проекта инноваций: постановка задачи (определение сути работ), проектирование, имитационный запуск, тестирование, ввод в эксплуатацию, посттестирование, коррекционное внесении изменений в результаты проекта инновационной деятельности.
Следует отметить, что использование инструментария бизнес-процессов и управления проектами в менеджменте инновационной деятельности предприятия существенно облегчает задачу внедрения любых инноваций благодаря определению их предметной области, применению алгоритма решения выделенной задачи, скорректированной в соответствии с нотацией каждого бизнес-процесса предприятия. Становится возможным удобнее сбалансировать использование времени, расходов и качества работ при максимальном удовлетворения клиента. Во внутренней среде предприятия сокращается неопределенность и
минимизируется риск, что после введения адекватной инновации должно в некоторой мере произойти и в отношении внешней среды. Последовательность внедрения процессно-ориентированного подхода как социально-экономического механизма региональной конвергенции при вхождении на трансграничные рынки должна быть следующей. Изучение стандартного и альтернативного методов внедрения процессно-ориентированного подхода в деятельность стратегических бизнес-единиц показывает, что они не являются совершенными и требуют улучшения, проведенные исследования управления проектами внедрения процессно-ориентированного менеджмента в отечественных условиях позволили разработать усовершенствованный метод реструктуризации бизнес-процессов предприятий с учетом ограниченности ресурсов и требований системы сбалансированных показателей (ССП), что более подходит для предприятий, действующих в трансграничных кластерах.
Метод реализуется следующим образом: формирование команды из специалистов организационной единицы и независимых консультантов; выбор бизнеса и определение «товара сегмента»; определение целей ССП организационной единицы с учетом специфики «товаров сегментов»; подбор ССП-критериев для совершенствования бизнес-процессов; построение модели «Ought-To-Ве» бизнес-процессов, обеспечивающих свойства «товаров сегментов», в соответствии с выбранными критериями, в условиях ограниченных ресурсов, включая процесс корректировки бизнес-процессов в условиях стохастического среды (если бизнес-процессы «Ought-To-Ве» не соответствуют ситуации в организационной единице, то могут потребоваться дополнительные исследования, построение модели «As-Is» и проведения критериальной и интегральной оценки), поэтапное совершенствование бизнес-процессов в соответствии с «Ought-To-Ве» моделью и приоритетами товаров сегмента, ограниченными ресурсами; проведение второй интегральной оценки; стандартизация бизнес-процессов; проведение третьей интегральной оценки. Исследования по внедрению данной системы на предприятиях показали прямую зависимость в положительном изменении целевой функции деятельности предприятия от применения процессного подхода в его работе.
Далее при создании основы механизма, описываемого в данной публикации, необходимо внедрение в практику деятельности государственно-частного партнерства и логистического подхода к управлению туристским потенциалом региона. При этом следует отметить, что туристский потенциал региона состоит из взаимосвязанных подсистем: инфраструктуры размещения, транспорта [15; 16], питания, экскурсионных услуг, страхования, природных и культурно-исторических комплексов, законодательного обеспечения и др. Именно через призму туристского потенциала региона можно получить сбалансированное видение рекреационного комплекса как единого блока взаимосвязанных компонентов и управлять им, основываясь не только на краткосрочных преимуществах, но и достигать баланса стратегических целей развития экономики определенного региона и государства в целом.
В сравнении с сценариями социально-экономического развития Республики Крым на период до 2030 года - консервативным, модернизационным и инновационным [17], которые в большинстве своем опираются на прогнозные экономические оценки и скрывают механизмы непосредственной реализации рассматриваемых сценариев, инновационно-логистический сценарий (с учетом стратегии развития рекреационного туризма) позволит получить больший экономический эффект, так как учитывает апробированные механизмы и инструменты реализации. Сравнение консервативного, модернизационного и инновационного сценариев с инновационно-логистическим представлены в таблице 1 и рисунках 3, 4 и 5.
В качестве ключевых показателей сравнения выбраны следующие показатели утвержденные в Стратегии социально-экономического развития республики Крым до 2030 года 10 : удельный вес высококвалифицированных работников в общей численности
10 http://crimea.gov.ru/textdoc/ru/7/act/352z.pdf.
квалифицированных работников, %; доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте, %; объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств), млрд руб.11
В качестве базового года для сравнения выбран 2015 год, так как в экономической сфере Республики Крым в этом году наметились устойчивые позитивные тенденции, а именно: индекс промышленного производства вырос на 12,4 %, объём строительных работ в текущих ценах - на 73,9 %, грузооборот автомобильного транспорта - на 126,7 %, количество туристов увеличилось на 21 %, также увеличился импорт из стран СНГ, зарегистрированная безработица сократилась с начала 2015 года в 2,4 раза, уменьшились темпы снижения оборота потребительского рынка (-5,3 %) и темпы роста инфляции (рост на 27,6 %).
Опыт внедрения логистического подхода к управлению бизнес-единицами различного уровня свидетельствует, что формирование и внедрение логистической стратегии развития рекреационного туризма позволит достичь высокого уровня обслуживания потребителей и, как следствие, способствовать процессам социально-экономической конвергенции в регионах. Эта стратегия должна быть направлена на оптимизацию расходов за счет обеспечения взаимного соответствия человеческих, материальных, сопутствующих им информационных и финансовых потоков, контроль указанных выше потоков и передачи данных о них в единый информационный центр, определение стратегии и технологии предоставления комплексных туристских услуг объектами инфраструктуры рекреационного туризма и разработку эффективных способов управления ими, установление форм их стандартизации, определение объема производства туристского продукта, уменьшение различия между требованиями и возможностями его создания и оптимального распределения.
Экономический субъект в сфере туризма в г. Севастополе и Крымском регионе должен ориентироваться на требования современных международных стандартов, которые придают ему не только правовой, но и методический базис функционирования: ISO 9001:2015, ISO 8402, ISO 14001, ISO 31000:2009, ISO/IEC 31010:2009 и др. Это обеспечит конкурентоспособность предприятий по предоставлению туристских услуг рекреантам, которые представляют собой микрологистические субсистемы региональной мезологистической системы и коррелируют с макрологистическими цепочками поставок туристского продукта, а также позволит достичь устойчивых конкурентных преимуществ и формирования партнерских отношений в этом направлении [18].
Формирование комплексного инновационно-логистического механизма стратегии развития конкурентоспособности предприятий курортно-рекреационной сферы г. Севастополя и Крымского региона позволит получить общественно и экономически значимые результаты, достичь устойчивого роста качества жизни жителей полуострова на основе сбалансированной социо-экономической системы инновационного типа, которая гарантирует активное применение современных бизнес-проектов, повышение качества транспортных услуг [19], создание благоприятной среды для обеспечения занятости, формирование экологического сознания, получение условий для интеллектуального самосовершенствования, творческого развития личности, повышение уровня правовой культуры граждан, в том числе в вопросах уважения к правам и свободам человека, ответственности за собственную жизнь, утверждения духовности, моральности и формирования общечеловеческих ценностей, пропаганды и формирования здорового образа жизни, повышения уровня гражданской активности, противодействия дискриминации и т. д.
11 http://djankoiadm.ru/ifiles/1805/strategiya_respubliki_krym_kratkaya_versiya_strateg2030_short.pdf.
Выводы
Вестник Евразийской науки 2019, №1, Том 11 ISSN 2588-0101
The Eurasian Scientific Journal 2019, No 1, Vol 11 https://esi.today
Таблица 1
Сравнение различных сценариев социально-экономического развития республики Крым
Консервативный сценарий
Модернизационный _сценарий_
Инновационный сценарий
Инновационно-логистический сценарий в границах стратегии _развития_
3
<
Я м
Н g
щ в
и < и
Реализация ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020
года», отсутствие заметных изменений в со циально -эко номическо й
политике Республики _Крым_
Реализация ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», а также решение наиболее критичных проблем
Реализация ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», широкое внедрение инноваций, создание новых стандартов жизни
Реализация ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», широкое внедрение инноваций, создание новых стандартов жизни, в рамках интеграционного научно -практического подхода с учетом реалий региональной экономики, векторов развития национального хозяйства, необходимости осуществления конвергенции Крыма с остальными административными субъектами страны, за счет стратегии развития рекреационного туризма, а также трансграничного и международного сотрудничества в рамках Черноморского Еврорегиона и заинтересованных стран_
I
Базовый сценарий 2015;
I
Консервативный сценарий;
I
Модернизационный сценарий;
I
Инновационный сценарий;
I
Инновационно-логистический сценарий в границах стратегии развития.
Рисунок 3. Удельный вес высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных _работников, %_
Рисунок 4. Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких
отраслей в валовом региональном _продукте, %_
Рисунок 5. Объем инвестиций в основной капитал в душу населения за _год, тыс. руб. / чел._
Страница 13 из 17
17ECVN119
Издательство «Мир науки» \ Publishing company «World of science» http://izd-mn.com
ЛИТЕРАТУРА
1. Мираньков Д.Б. Основные типы и направления трансграничного сотрудничества приграничных регионов Российской Федерации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 7-1. С. 195-199.
2. Зайцева Н.А., Кропинова Е.Г. Проблемы и перспективы развития трансграничного сотрудничества российской федерации со странами Европы в сфере туризма // Балтийский регион. 2016. Т. 8. № 3. С. 133-146.
3. Шлапеко Е.А. Международное межрегиональное сотрудничество в Арктике (на примере программы Коларктик) // Труды Ферсмановской научной сессии ГИ КНЦ РАН. 2017. № 14. С. 571-572.
4. Шутаева Е.А., Черемис А.А. Экономические аспекты программы "Юго-Восточная Финляндия - Россия" в рамках трансграничного сотрудничества двух государств // Таврический научный обозреватель. 2016. № 4 (9). С. 53-59.
5. Полухина А.Н. Кластерный подход к экономическому анализу деятельности организаций сферы туризма в регионе // Инновационное развитие экономики. 2012. № 2 (8). С. 151-156.
6. Hitt, M.A. Strategic Management: Concepts and Cases: Competitiveness and Globalization / M.A. Hitt, R.D. Ireland, R.E. Hoskisson. - Boston: Cengage Learning, 2016. - 896 p.
7. Audretach, D.B. The Oxford Handbook of Local Competitiveness / D.B. Audretach, A.N. Link, M L. Walshok. - Oxford: Oxford University Press, 2015. - 528 p.
8. Comin, D. Drivers Of Competitiveness / D. Comin. - Singapore: Wspc, 2016. - 576 p.
9. Olasakinju, J. Rebranded: Practices That Guarantee both Personal and Corporate Competitiveness / J. Olasakinju. - NY: Kingspears Books, 2015. - 63 p.
10. Huggins, R. Handbook of Regions and Competitiveness: Contemporary Theories and Perspectives on Economic Development / Huggins R., Thompson P. - Cheltenham: Edward Elgar Pub, 2017. - 592 p.
11. Tr^pczynski, P. Competitiveness of CEE Economies and Businesses: Multidisciplinary Perspectives on Challenges and Opportunities / P. Tr^pczyñski, L. Puslecki, M. Jarosinski. - Berlin: Springer, 2016. - 223 p.
12. Competitiveness and Knowledge: An International Comparison of Traditional Firms (Routledge Advances in Regional Economics, Science and Policy) / Westeren K.I., Cader H., Sales M. de F., Simila J.O., Staduto J. - London: Routledge, 2018. - 214 p.
13. Jones, E. Tourism SMES, Service Quality and Destination Competitiveness / Jones E., Haven-Tang C. - Wallingford: CABI, 2005. - 400 p.
14. Лукьянова Е.Ю., Казак А.Н. Использование технологических инноваций предприятиями туристской отрасли: проблема достижения устойчивого эколого-экономического развития и пути ее решения // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2018. № 4. С. 116-123.
15. Селиверстов Я.А., Селиверстов С.А. Формальное построение цепочек транспортной активности городского населения // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического
16.
17.
18.
19.
университета. Информатика. Телекоммуникации. Управление. 2015. № 4 (224). С.
16.Селиверстов С.А., Селиверстов Я.А. О разработке показателей анализа оценки транспортной составляющей в структуре городского квартала // Вестник транспорта Поволжья. 2015. № 4 (52). С. 55-69.
Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 г. // Министерство экономического развития Республики Крым. 2016. 60 с.
Реутов В.Е. Региональная конкурентоспособность: теоретико-методологический подход к оценке ее трансформации // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-1 (62). С. 277-281.
Селиверстов С.А., Селиверстов Я.А. Метод построения пути субъективного предпочтительного следования // Известия СПбГЭТУ ЛЭТИ. 2016. № 4. С. 31-37.
91-104.
Lukyanova Elena Yuryevna
V.I. Vernadsky Crimean federal university Humanities and education science academy (branch), Yalta, Russia
Institute of economics and management E-mail: [email protected]
Kripak Marina Nikolaevna
Sevastopol state university, Sevastopol, Russia E-mail: [email protected]
Seliverstov Yaroslav Aleksandrovich
Solomenko institute of transport problems of the Russian academy of sciences, Saint Petersburg, Russia
E-mail: [email protected]
Seliverstov Svyatoslav Aleksandrovich
Solomenko institute of transport problems of the Russian academy of sciences, Saint Petersburg, Russia
E-mail: [email protected]
Shatalova Natalia Viktorovna
Solomenko institute of transport problems of the Russian academy of sciences, Saint Petersburg, Russia
E-mail: [email protected]
Vydrina Evgenia Olegovna
Russian state hydrometeorological university, Saint Petersburg, Russia
E-mail: [email protected]
Podoprigora Nikolay Vladimirovich
Saint Petersburg state university of architecture and civil engineering, Saint Petersburg, Russia
E-mail: [email protected]
Kiselev Arseny Alekseevich
Saint Petersburg Stieglitz state academy of art and design, Saint Petersburg, Russia
E-mail: [email protected]
Resort and spa sphere economic units competitiveness development strategy innovative and logistics mechanism formation for Sevastopol and Crimean Region
Abstract. In the suggested article emphasis is made on the fact that Russian Federation is oriented to interaction with foreign partners, and it is participant of European Outline Convention on Trans frontier Co-operation between Territorial Communities or Authorities, and realizes projects series that are important to global community. It was needed to research interaction basics in Black Sea Euroregion (that is not so active) in the way that national business units be competitive in international partnership terms. With the support of the RFBR grant No 18-410-920016 for Sevastopol and Crimean Region it was made research, studied papers of authors abroad that reveal competitive potential development and innovations applying. Also were taken praxis research. It was revealed that primary are tasks of business innovations, logistic solutions optimization, preparing, development and implementation of business projects, creating equal opportunities in the business space of interaction with foreign counterparties. For the mentioned above was defined and substantiated. The methodological basis, including modern standards and economic and managerial methodologies. The authors substantiated that, within the framework of the innovation-logistical mechanism proposed by them, strategies for the development of the competitiveness of enterprises in the resort and recreational
sector will be implemented to improve business projects based on an iterative approach. The iterations should be adapted to the application of the regulations of the concept of sustainable development and the requirements of environmental management in order to achieve an optimal balance between environmental and economic indicators. In the long term, they will consist in identifying locations for transforming business entities, determining their order of priority (for selecting zones that need to be transformed first, because they are most significant for an enterprise, based on selected targets) and accumulating funds for implementing the plans. The priority for the transformation of enterprises will be the introduction of technological innovations that will help optimize costs and reduce the environmental burden on the environment, and logistic optimization will also occur. The article notes that the new economic strategy of the European Union aimed at improving the various activities, and particularly important convergence process related with issues of further development and promotion of information and communication technology, improving infrastructure, strengthening the development of priority sectors of the economy, strengthen its position in the domestic and foreign markets that are suggested to achieve through the use of a process-oriented approach. The authors show the problems that arise in the formation of the management of business processes and their solutions.
Keywords: tourist flows; transport; tourism logistics; innovations in tourism; management of tourist enterprises; strategy of development of the tourist sector; competitiveness of enterprises of the tourist industry; resort and recreation sphere