Научная статья на тему 'ПОСТРОЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ НАЛОГА В ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНАХ'

ПОСТРОЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ НАЛОГА В ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
рыночная экономика / финансовая политика / налоговая система / социальная функция налогов. / market economy / financial policy / tax system / social function of taxes

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Р.Б. Болгучева, Т.В. Фурсова

Анализ эффективности отечественной системы налогообложения позволяет говорить о наличии ряда проблем, требующих своевременного научного обоснования, в числе коих мы хотим остановиться на значимости социальной функции налога. Сложившийся характер отношений привел к деформации взаимосвязей между основными функциями налогов, к доминированию их фискальной ориентированности. Несмотря на то, что в новейшей истории России удалось сформировать принципиально новую финансовую политику, тем не менее, она все еще не выступает в качестве действенного инструмента органов власти при решении заданных перед ними обществом стратегических целей и задач. При этом, эксперты отмечают, что успешность реализации социальной функции налогов в сфере малого бизнеса существенно страдает, в первую очередь, из-за масштабности теневой экономики, задействования налогоплательщиками всевозможных методов оптимизации обязательных платежей, а значит, и целенаправленного ухода субъектов налоговых отношений от их современной и полной уплаты. Необходимость построения социально-ориентированного налогообложения требует, в т.ч., конструктивного изучения теории и практики передового опыта зарубежного налогообложения, изыскания возможностей его использования в условиях российских реалий. Все это и стало мотивом выбора темы нашего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION AND USE OF THE SOCIAL TAX FUNCTION IN DEPRESSED REGIONS

Analysis of the effectiveness of the domestic taxation system allows us to speak about the presence of a number of problems that require timely scientific substantiation, among which we want to focus on the importance of the social function of tax. The prevailing nature of relations led to a deformation of the relationship between the main functions of taxes, to the dominance of their fiscal orientation. Despite the fact that in the modern history of Russia it was possible to form a fundamentally new financial policy, nevertheless, it still does not act as an effective instrument of the authorities in solving the strategic goals and objectives set before them by society. At the same time, experts note that the success of the implementation of the social function of taxes in the field of small business suffers significantly, first of all, due to the scale of the shadow economy, the use by taxpayers of all kinds of methods to optimize compulsory payments, and hence the purposeful departure of subjects of tax relations from their modern and full payment. The need to build a socially-oriented taxation requires, inter alia, a constructive study of the theory and practice of the best practices of foreign taxation, the search for opportunities for its use in the context of Russian realities. All this became the motive for choosing the topic of our research

Текст научной работы на тему «ПОСТРОЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ НАЛОГА В ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНАХ»

Источники:

1. Блохина И. М. Основные направления бюджетной политики Российской Федерации // И. М. Блохина В сборнике: Научное обеспечение агропромышленного комплекса Сборник статей по материалам 71-й научно-практической конференции преподавателей по итогам НИР за 2015 год. Ответственный за выпуск А. Г. Кощаев. - 2016. - С. 660661.

2. Блохина И. М. Роль бюджетов муниципальных образований в повышении качества жизни населения / Блохина И. М., Неводова И. А., Мальцева А. А. // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2018. - Т. 4. № 10. - С. 4-9.

3. Блохина И. М. Эффективность бюджета Краснодарского Края / И. М. Блохина, А. С. Вертий, В.А. Черкашин // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2018. - Т. 2. № 3. - С. 99-104.

4. Манахова, И. В. Теория благосостояния: перераспределение и эффективность / И. В. Манахова // Известия Саратовского университета. - 2007. - № 1. - С. 22-26.

5. Международный валютный фонд (официальный сайт) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2019/02/weodata

6. Министерство финансов Германии (официальный сайт) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.bundesfinanzministerium.de

7. Федеральное казначейство (официальный сайт Казначейства России) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.roskazna.ru

References:

1. Blokhina I. M. Main directions of budget policy of the Russian Federation / / I. M. Blokhina in the collection: Scientific support of the agro-industrial complex Collection of articles based on the materials of the 71st scientific and practical conference of teachers on the results of research in 2015. Responsible for the release of A. G. Koschaev. - 2016. - P. 660-661.

2. Blokhina I. M. the Role of municipal budgets in improving the quality of life of the population / Blokhina I. M., Nevodova I. A., Maltseva A. A. / / Economics and management: problems, solutions. - 2018. - Vol. 4. No. 10. Pp. 4-9.

3. Blokhina I. M. Efficiency of the budget of the Krasnodar Territory / I. M. Blokhina, A. S. Vertiy, V. A. Cherkashin // Economics and management: problems, solutions. - 2018. - Vol. 2. No. 3. Pp. 99-104.

4. Manakhova, I. V. theory of welfare: redistribution and efficiency / I. V. Manakhova // Izvestia of the Saratov University, -2007 -, no. 1, Pp. 22-26.

5. International Monetary Fund (official site) [Electronic resource] - access Mode: https://www.imf.org/exter-nal/pubs/ft/weo/2019/02/weodata

6. Ministry of Finance of Germany (official site) [Electronic resource] - access Mode: https://www.bundesfinanzministerium.de

7. Federal Treasury (official website of the Treasury of Russia) [Electronic resource] - access Mode: http://www.ros-kazna.ru

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10505

Р.Б. Болгучева - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Налоги и налогообложение» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет»,

R.B. Bolgucheva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Taxes and Taxation, Ingush State University, mbc_@mail.ru;

Т.В. Фурсова - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы, налогообложение и финансовый учет» АОЧУ ВО «Московский финансовый юридический университет»,

T.V. Fursova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department "Finance, Taxation and Financial Accounting" AOCHU VO "Moscow Financial Law University", mbc_@mail.ru.

ПОСТРОЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ НАЛОГА В ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНАХ CONSTRUCTION AND USE OF THE SOCIAL TAX FUNCTION IN DEPRESSED REGIONS

Аннотация. Анализ эффективности отечественной системы налогообложения позволяет говорить о наличии ряда проблем, требующих своевременного научного обоснования, в числе коих мы хотим остановиться на значимости социальной функции налога. Сложившийся характер отношений привел к деформации взаимосвязей между основными функциями налогов, к доминированию их фискальной ориентированности.

Несмотря на то, что в новейшей истории России удалось сформировать принципиально новую финансовую политику, тем не менее, она все еще не выступает в качестве действенного инструмента органов власти при решении заданных перед ними обществом стратегических целей и задач.

При этом, эксперты отмечают, что успешность реализации социальной функции налогов в сфере малого бизнеса существенно страдает, в первую очередь, из-за масштабности теневой экономики, задействования налогоплательщиками всевозможных методов оптимизации обязательных платежей, а значит, и целенаправленного ухода субъектов налоговых отношений от их современной и полной уплаты. Необходимость построения социально-ориентированного налогообложения требует, в т.ч., конструктивного изучения теории и практики передового опыта зарубежного налогообложения, изыскания возможностей его использования в условиях российских реалий. Все это и стало мотивом выбора темы нашего исследования.

Abstract. Analysis of the effectiveness of the domestic taxation system allows us to speak about the presence of a number of problems that require timely scientific substantiation, among which we want to focus on the importance of the social function of tax. The prevailing nature of relations led to a deformation of the relationship between the main functions of taxes, to the dominance of their fiscal orientation.

Despite the fact that in the modern history of Russia it was possible to form a fundamentally new financial policy, nevertheless, it still does not act as an effective instrument of the authorities in solving the strategic goals and objectives set before them by society.

At the same time, experts note that the success of the implementation of the social function of taxes in the field of small business suffers significantly, first of all, due to the scale of the shadow economy, the use by taxpayers of all kinds of methods to optimize compulsory payments, and hence the purposeful departure of subjects of tax relations from their modern and full payment. The need to build a socially-oriented taxation requires, inter alia, a constructive study of the theory and practice of the best practices of foreign taxation, the search for opportunities for its use in the context of Russian realities.

All this became the motive for choosing the topic of our research.

Ключевые слова: рыночная экономика, финансовая политика, налоговая система, социальная функция

налогов.

Key words: market economy, financial policy, tax system, social function of taxes.

Одним из важнейших свойств, формирующих особенности построения региональной налоговой политики, выступает ее сбалансированность, находящая отражение соотношения заданной пропорциональности развития региональной инфраструктуры, а также комплекс конкретных специфичных методов и способов организации деятельности фискальных органов, при помощи коих обеспечивается поступление финансовых средств в региональный бюджет. Понятно, что порядок реализации региональной социально-экономической политики в депрессивных субъектах РФ имеет специфические особенности.[1,4,8]

Доходы бюджета депрессивных республик СКФО образуются в соответствии с бюджетным законодательством о налогах и сборах РФ и принятыми в соответствии с ними региональными законами и нормативно-правовыми актами. Сюда входят:

1. Налоговые доходы, зачисляемые в бюджет республики в соответствии с бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах РФ;

2. Налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ;

3. Доходы, полученные в форме безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций.

Надо отметить, что основная часть поступлений доходов депрессивных республик обеспечивается безвозмездными поступлениями, поступлениями НДФЛ и налогом на прибыль предприятий.

В условиях трудоизбыточного, малоземельного депрессивного региона особо ощущается значимость социальной ориентации налогообложения как формы совершенствования взаимодействия государства и налогоплательщика. Это взаимодействие выступает в виде целенаправленного процесса, связанного с организацией работы органов власти по сокращению дифференциации доходов населения и роста эффективности в деятельности предприятий. Бесспорно, рассматриваемая проблема не только крайне актуальна, но также и крайне сложна, что требует активного внимания и поддержки со стороны государства.

Все это требует определенных институциональных социально-экономических преобразований системы государственной социальной защиты населения. [1,6,11]

На наш взгляд, уместно исследовать зарубежный опыт использования социальной функции налога и возможности его использования с учетом специфических особенностей развития экономики национального хозяйства.

Анализ специальной литературы по рассматриваемой проблематике позволяет говорить о наличии четырех базисных систем налогообложения. Речь идет об англосаксонской, евро-континентальной, латино-американской и смешанной. Эти системы различаются, в основном, соотношением доли прямых и косвенных налогов, размерами отчислений и количеством социальных налогов.

Общим для всех них является ориентированность на устойчивое развитие малого бизнеса как основного фактора реализации социально-ориентированной экономики. При этом, надо сказать, что используется группа моделей социальной экономики, такие, как социально-демократическая, неолиберальная, социальная и экономическая демократия. Они различаются значимостью государства как регулятора всевозможных отношений; уровнем (глубиной) его вмешательства в соответствующие процессы; объемом денежных средств, направляемых на проведение социальной политики и др. [2,10]

В экономически развитых государствах используется комплекс различных налоговых преференций для юридических и физических лиц, а также набор разных ставок налога для индивидуального налогоплательщика, исходя из его статуса.

Бесспорно, нельзя просто копировать те или иные аспекты налогообложения западных стран, т.к. этому в них предшествовала продолжительная история. Так, например, частная собственность в странах Западной Европы насчитывает многовековую историю, она выстроена и выверена под влиянием множества политических, экономических и иных условий, и в зависимости от проводимой финансово-экономической модели экономики обеспечивалась соответствующим набором мер госрегулирования.

Несмотря на то, что процесс аккумулирования налоговыми органами обязательных платежей в разных странах имеет свои особенности, и, естественно, отличаются друг от друга по структуре, ставкам, способам взимания, предоставляемым льготам, налоговой базой, полномочиями разных уровней власти, тем не менее, для них

характерна общая организационная основа, позволяющая им функционировать с наименьшими затратами, и отличается направленностью на оптимизацию фискальной функции налогов. Последнее происходит путем введения новых видов налогов, расширения налогооблагаемой базы, применения прогрессивной шкалы налогообложения, перераспределения налоговой нагрузки и др.

В США, Канаде, Австралии и еще ряде стран социальная поддержка населения обеспечивается посредством системы страхования. Что характерно, государство старается минимизировать свое вмешательство в эти программы...

Надо также отметить, что в структуре показателя уровня социальных расходов развитых государств доля расходов на социальную защиту населения достигает 42-47% от общих расходов, тогда как в РФ она не превышает 27%. Примечательно, во Франции, Австрии, Германии и др. странах до 70% налоговых доходов возвращается обратно населению. Понятно, что подобные перераспределительные отношения позволяют увеличить уровень и качество жизни населения, создавать стимулы для активного развития человеческого капитала. Во многих мусульманских странах (Саудовская Аравия, Ливия, Судан, Пакистан и др.) введен закят, на основе чего реализуются принципы социальной справедливости, выравниваются доходы населения и т.п. Закят узаконивает права бедного населения на часть богатства состоятельных граждан. [10]

Вместе с тем, не все так гладко и в этих экономически развитых странах. Так, например, улучшение качества жизни в странах Западной Европы привело к существенному росту ее продолжительности, а значит, и к росту численности нетрудоспособных граждан страны. Далее, рост расходов на социальные выплаты требует увеличения количества налогов (их ставок), чтобы уменьшить дефицит госбюджета.

В любом случае, страны стараются использовать различные налоговые преференции налогоплательщикам, а также поддерживать и развивать малый бизнес. Так, например, в Канаде малые предприятия с налогооблагаемым доходом менее $200 тыс. в год получают налоговую ставку в 16%. В Испании имеются существенные льготы предприятиям, имеющим инвестиции инновационной направленности. [5]

Примерно такое же положение и в Китае - здесь малые предприятия, занимающиеся производством новых технологий, освобождаются от налога на прибыль. Им также предоставляются льготные кредиты и иные формы финансовой поддержки. [5]

Эксперты отмечают, что при этом, вклад малого бизнеса достигает 20% всех новых технологий, а их расходы не превышают 4% от общих расходов, предусмотренных на эти цели. [3,14]

В целом, надо подчеркнуть, что за рубежом малый бизнес получает весьма разнообразный и широкий ассортимент налоговых льгот, учитывающий всесторонние аспекты и особенности современного налогообложения. В их числе - уменьшение ставок налога на прибыль; продажа патентов (налогового характера); налоговый кредит; налоговые каникулы и др.

Анализ особенностей реализации действующей отечественной налоговой политики позволяет установить характер ее воздействия на построение национальной и региональной экономики. Так. Например, популярная в регионах западных стран модель «налоговой конкуренции», построенная на задействовании всевозможных инструментов фискальной политики и активно используемая в депрессивных (низконалоговых) республиках (Ингушетия, Калмыкия и др.), в большей части субъектов РФ заменена «конкуренцией налоговых проверок». [12]

Примечательно, что, несмотря на то, что практика льготного налогообложения, предоставления специальных налоговых режимов и т.п. привело к тому, что регионы существенно отличаются друг от друга по объемам собранных налогов, тем не менее, при этом, практически нет особых различий в уровне жизни населения этих территорий. [3,7,14]

Нам представляется целесообразным для РФ синтезировать свой собственный опыт с многолетним опытом реформирования системы налогообложения других стран. Именно такой подход к налогообложению малого бизнеса позволит увеличить занятость населения, переложить часть финансового обеспечения социальной поддержки с государственного бюджета на бюджеты работодателей и работников, стать стимулом развития предпринимательства и активности населения, способствовать росту поступлений обязательных платежей и др.

Необходимо в кратчайшие сроки добиться того положения, что региональная налоговая политика стала выступать в качестве консолидирующего фактора, интегрирующего экономические результаты воспроизводственных процессов малого бизнеса и домашних хозяйств, функционирующих в данном регионе.

Источники:

1. Алеников А.С. Переложение налогов в России: проблемы определения носителей налогов //Финансы и кредит. -2011. - №47. - С.45-50

2. Белова И.А. Эволюция теоретических основ фискальной политики государства //Вестник Челябинского государственного ун-та. - 2010. - №27. - С.17-20

3. Горский И.В. О налоговом регулировании, налоговых льготах и функциях (историко-методологический аспект) //Экономика. Налоги. Право. - 2014. - №3. - С.17-22

4. Либман А.М. Конкуренция юрисдикций, гармонизация экономической политики и формирование корпоративных стратегий //Российский журнал менеджмента. - 2006. - №4. - С.23-44

5. Мисаков А.В. Некоторые аспекты развития институциональной среды агропродовольственного комплекса //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2015. - № 4 (66). - С. 92-98.

6. Мисаков В.С. Развитие финансового анализа на стадии инвестирования //Вопросы статистики. - 2002. - № 2. - С. 47.

7. Мисаков В.С. Сравнение как общенаучный метод познания //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2007. - №3. - С.16

8. Мисаков В.С. Функционально-стоимостный анализ сроков строительства //Бухгалтерский учет. - 1985. - №8. - С.0

9. Митрофанова И.А., Оникова Е.В. Дифференциация налоговых льгот как экономико-управленческие условия стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности предприятий (отечественный и зарубежный опыт) //Налоги и финансовое право. - 2013. - №3. - С.135-142

10. Останин В.А., Рожков Ю.В. Специфика налога в традициях мусульманского мира //Экономика и предпринимательство. - 2013. - №7. - С.21-27

11. Рамазанова Б.К. Научные подходы к экономико-правовой природе налогов //Теория и практика общественного развития. - 2014. - №3. - С.249-251

12. Рожков Ю.В., Черная И.П. Новая парадигма конкуренции регионов //Современная конкуренция. - 2009. - №3. -С.51-62

13. Уянаев Б.Б., Мисаков В.С. Новая модель развития сельских территорий и обеспечения продовольственной безопасности //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - № 3 (65). - 135-140.

14. Юрзинова И.Л. Трансформация роли и места налоговых отношений в современной экономической системе //Финансы и кредит. - 2017. - №39. - С.43-51

References:

1. Alenikov A.S. Transposition oftaxes in Russia: problems of determining the carriers of taxes // Finance and Credit. - 2011. -No. 47. - S.45-50

2. Belova I.A. Evolution of the theoretical foundations of the fiscal policy of the state // Bulletin of the Chelyabinsk State University. - 2010. - No. 27. - P.17-20

3. Gorsky I.V. On tax regulation, tax benefits and functions (historical and methodological aspect) // Economics. Taxes. Right. -2014. - No. 3. - P.17-22

4. Libman A.M. Competition of jurisdictions, harmonization of economic policy and the formation of corporate strategies // Russian Management Journal. - 2006. - No. 4. - S.23-44

5. Misakov A.V. Some aspects of the development of the institutional environment of the agri-food complex // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2015. - No. 4 (66). - S. 92-98.

6. Misakov V.S. Development of financial analysis at the investment stage // Statistics issues. - 2002. - No. 2. - P. 47.

7. Misakov V.S. Comparison as a general scientific method of cognition // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - p.16

8. Misakov V.S. Functional and cost analysis of construction time frames // Accounting. - 1985. - No. 8. - C.0

9. Mitrofanova I.A., Onikova E.V. Differentiation of tax benefits as economic and managerial conditions for stimulating investment and innovative activities of enterprises (domestic and foreign experience) // Taxes and Financial Law. - 2013. -No. 3. - S. 135-142

10. Ostanin VA, Rozhkov Yu.V. Specificity of the tax in the traditions of the Muslim world // Economy and Entrepreneurship. -2013. - No. 7. - S.21-27

11. Ramazanova B.K. Scientific approaches to the economic and legal nature of taxes // Theory and practice of social development. - 2014. - No. 3. - S.249-251

12. Rozhkov Yu.V., Black I.P. New paradigm of regional competition // Modern competition. - 2009. - No. 3. - S.51-62

13. Uyanaev B.B., Misakov V.S. A new model for the development of rural areas and ensuring food security // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - No. 3 (65). - 135-140.

14. Yurzinova I.L. Transformation of the role and place of tax relations in the modern economic system // Finance and Credit. -2017. - No. 39. - S.43-51

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10506

А.Н. Зангионов - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение» ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагу-рова»,

A.N. Zangionov - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting and Taxation of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov ", zangionti@mail.ru;

С.А. Аслаханова - старший преподаватель кафедры управления региональной экономикой, ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет",

S.A. Aslakhanova - Senior Lecturer, Department of Regional Economy Management, Chechen State University, Zvezdochkagoodluck@mail.ru.

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ

НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ДЕПРЕССИВНЫХ РЕСПУБЛИК FEATURES OF THE CONSTRUCTION OF A SOCIALLY-ORIENTED REGIONAL TAX POLICY

IN THE DEPRESSED REPUBLICS

Аннотация. Важнейшей ценностью демократического государства является успешная реализация социальных функций, повышение качества и уровня жизни населения, всестороннее развитие личности. Одним из основных рычагов социального регулирования является налоговая составляющая государственной финансовой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.