Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛЬНО‐ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ДЕПРЕССИВНЫХ РЕСПУБЛИК'

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛЬНО‐ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ДЕПРЕССИВНЫХ РЕСПУБЛИК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
экономический кризис / региональная экономика / налоговая политика / социальная справедливость / развитие человеческого капитала / economic crisis / regional economy / tax policy / social justice / human capital development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.Н. Зангионов, С.А. Аслаханова

Важнейшей ценностью демократического государства является успешная реализация социальных функций, повышение качества и уровня жизни населения, всестороннее развитие личности. Одним из основных рычагов социального регулирования является налоговая составляющая государственной финансовой политики. Грамотное (обоснованное) регулирование системы налогообложения физических лиц – одно из важнейших и перспективных направлений налоговой политики Российской Федерации. Эксперты отмечают, что, несмотря на постоянные изменения нормативно-правовых актов, многие вопросы налогообложения физических лиц все еще остаются несовершенными, действующая система налогообложения не учитывает интересы участников налоговых отношений. Известно, что высокоразвитое общество отличается, в т.ч., наличием отлаженного механизма взимания налогов и сборов, способного обеспечить осуществление государственных функций и удовлетворить материальные и нематериальные интересы налогоплательщиков. В депрессивных республиках Северного Кавказа крайне актуальна необходимость исследования социальной ориентированности региональной политики, ибо в регионе наблюдается довольно неравномерное распределение доходов в обществе (коэффициент Джини в 1991г. – 0,282; в 2017г. – 0,487); недостаточная реализация социальной справедливости в налоговых отношениях; высокий уровень дифференциации населения – особенно, горных территорий, по величине среднедушевых доходов и т.п. Все вышеизложенное, безусловно, говорит о необходимости незамедлительного совершенствования налоговой политики с учетом реальных возможностей региональных органов власти и управления в выстраивании социально-ориентированной налоговой политики. Речь идет л политике повышения уровня жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE CONSTRUCTION OF A SOCIALLY‐ORIENTED REGIONAL TAX POLICY IN THE DEPRESSED REPUBLICS

The most important value of a democratic state is the successful implementation of social functions, an increase in the quality and standard of living of the population, and the all-round development of the individual. One of the main levers of social regulation is the tax component of state financial policy. Competent (reasonable) regulation of the taxation system for individuals is one of the most important and promising areas of tax policy in the Russian Federation. Experts point out that, despite constant changes in regulatory legal acts, many issues of taxation of individuals are still imperfect, the current taxation system does not take into account the interests of participants in tax relations. It is known that a highly developed society is distinguished, inter alia, by the presence of a well-functioning mechanism for levying taxes and fees, capable of ensuring the implementation of state functions and satisfying the material and intangible interests of taxpayers. In the depressed republics of the North Caucasus, the need to study the social orientation of regional policy is extremely urgent, because in the region there is a rather uneven distribution of income in society (Gini coefficient in 1991 0.282; in 2017 0.487); insufficient implementation of social justice in tax relations; a high level of differentiation of the population, especially in mountainous areas, in terms of average per capita income, etc. All of the above, of course, speaks of the need to immediately improve tax policy, taking into account the real capabilities of regional authorities and administration in building a socially oriented tax policy. We are talking about the policy of raising the standard of living of the population.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛЬНО‐ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ДЕПРЕССИВНЫХ РЕСПУБЛИК»

8. Мисаков В.С. Функционально-стоимостный анализ сроков строительства //Бухгалтерский учет. - 1985. - №8. - С.0

9. Митрофанова И.А., Оникова Е.В. Дифференциация налоговых льгот как экономико-управленческие условия стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности предприятий (отечественный и зарубежный опыт) //Налоги и финансовое право. - 2013. - №3. - С.135-142

10. Останин В.А., Рожков Ю.В. Специфика налога в традициях мусульманского мира //Экономика и предпринимательство. - 2013. - №7. - С.21-27

11. Рамазанова Б.К. Научные подходы к экономико-правовой природе налогов //Теория и практика общественного развития. - 2014. - №3. - С.249-251

12. Рожков Ю.В., Черная И.П. Новая парадигма конкуренции регионов //Современная конкуренция. - 2009. - №3. -С.51-62

13. Уянаев Б.Б., Мисаков В.С. Новая модель развития сельских территорий и обеспечения продовольственной безопасности //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - № 3 (65). - 135-140.

14. Юрзинова И.Л. Трансформация роли и места налоговых отношений в современной экономической системе //Финансы и кредит. - 2017. - №39. - С.43-51

References:

1. Alenikov A.S. Transposition oftaxes in Russia: problems of determining the carriers of taxes // Finance and Credit. - 2011. -No. 47. - S.45-50

2. Belova I.A. Evolution of the theoretical foundations of the fiscal policy of the state // Bulletin of the Chelyabinsk State University. - 2010. - No. 27. - P.17-20

3. Gorsky I.V. On tax regulation, tax benefits and functions (historical and methodological aspect) // Economics. Taxes. Right. -2014. - No. 3. - P.17-22

4. Libman A.M. Competition of jurisdictions, harmonization of economic policy and the formation of corporate strategies // Russian Management Journal. - 2006. - No. 4. - S.23-44

5. Misakov A.V. Some aspects of the development of the institutional environment of the agri-food complex // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2015. - No. 4 (66). - S. 92-98.

6. Misakov V.S. Development of financial analysis at the investment stage // Statistics issues. - 2002. - No. 2. - P. 47.

7. Misakov V.S. Comparison as a general scientific method of cognition // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - p.16

8. Misakov V.S. Functional and cost analysis of construction time frames // Accounting. - 1985. - No. 8. - C.0

9. Mitrofanova I.A., Onikova E.V. Differentiation of tax benefits as economic and managerial conditions for stimulating investment and innovative activities of enterprises (domestic and foreign experience) // Taxes and Financial Law. - 2013. -No. 3. - S. 135-142

10. Ostanin VA, Rozhkov Yu.V. Specificity of the tax in the traditions of the Muslim world // Economy and Entrepreneurship. -2013. - No. 7. - S.21-27

11. Ramazanova B.K. Scientific approaches to the economic and legal nature of taxes // Theory and practice of social development. - 2014. - No. 3. - S.249-251

12. Rozhkov Yu.V., Black I.P. New paradigm of regional competition // Modern competition. - 2009. - No. 3. - S.51-62

13. Uyanaev B.B., Misakov V.S. A new model for the development of rural areas and ensuring food security // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - No. 3 (65). - 135-140.

14. Yurzinova I.L. Transformation of the role and place of tax relations in the modern economic system // Finance and Credit. -2017. - No. 39. - S.43-51

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10506

А.Н. Зангионов - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение» ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагу-рова»,

A.N. Zangionov - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting and Taxation of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov ", zangionti@mail.ru;

С.А. Аслаханова - старший преподаватель кафедры управления региональной экономикой, ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет",

S.A. Aslakhanova - Senior Lecturer, Department of Regional Economy Management, Chechen State University, Zvezdochkagoodluck@mail.ru.

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ

НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ДЕПРЕССИВНЫХ РЕСПУБЛИК FEATURES OF THE CONSTRUCTION OF A SOCIALLY-ORIENTED REGIONAL TAX POLICY

IN THE DEPRESSED REPUBLICS

Аннотация. Важнейшей ценностью демократического государства является успешная реализация социальных функций, повышение качества и уровня жизни населения, всестороннее развитие личности. Одним из основных рычагов социального регулирования является налоговая составляющая государственной финансовой политики.

Грамотное (обоснованное) регулирование системы налогообложения физических лиц - одно из важнейших и перспективных направлений налоговой политики Российской Федерации.

Эксперты отмечают, что, несмотря на постоянные изменения нормативно-правовых актов, многие вопросы налогообложения физических лиц все еще остаются несовершенными, действующая система налогообложения не учитывает интересы участников налоговых отношений.

Известно, что высокоразвитое общество отличается, в т.ч., наличием отлаженного механизма взимания налогов и сборов, способного обеспечить осуществление государственных функций и удовлетворить материальные и нематериальные интересы налогоплательщиков.

В депрессивных республиках Северного Кавказа крайне актуальна необходимость исследования социальной ориентированности региональной политики, ибо в регионе наблюдается довольно неравномерное распределение доходов в обществе (коэффициент Джини в 1991г. - 0,282; в 2017г. - 0,487); недостаточная реализация социальной справедливости в налоговых отношениях; высокий уровень дифференциации населения - особенно, горных территорий, по величине среднедушевых доходов и т.п.

Все вышеизложенное, безусловно, говорит о необходимости незамедлительного совершенствования налоговой политики с учетом реальных возможностей региональных органов власти и управления в выстраивании социально-ориентированной налоговой политики. Речь идет л политике повышения уровня жизни населения.

Abstract. The most important value of a democratic state is the successful implementation of social functions, an increase in the quality and standard of living of the population, and the all-round development of the individual. One of the main levers of social regulation is the tax component of state financial policy.

Competent (reasonable) regulation of the taxation system for individuals is one of the most important and promising areas of tax policy in the Russian Federation.

Experts point out that, despite constant changes in regulatory legal acts, many issues of taxation of individuals are still imperfect, the current taxation system does not take into account the interests of participants in tax relations.

It is known that a highly developed society is distinguished, inter alia, by the presence of a well-functioning mechanism for levying taxes and fees, capable of ensuring the implementation of state functions and satisfying the material and intangible interests of taxpayers.

In the depressed republics of the North Caucasus, the need to study the social orientation of regional policy is extremely urgent, because in the region there is a rather uneven distribution of income in society (Gini coefficient in 1991

- 0.282; in 2017 - 0.487); insufficient implementation of social justice in tax relations; a high level of differentiation of the population, especially in mountainous areas, in terms of average per capita income, etc.

All of the above, of course, speaks of the need to immediately improve tax policy, taking into account the real capabilities of regional authorities and administration in building a socially oriented tax policy. We are talking about the policy of raising the standard of living of the population.

Ключевые слова: экономический кризис, региональная экономика, налоговая политика, социальная справедливость, развитие человеческого капитала.

Key words: economic crisis, regional economy, tax policy, social justice, human capital development.

Анализ специальной научной литературы по проблемам развития концептуальных положений формирования социально-ориентированной региональной политики показывает, что действующая система налогообложения физлиц должна соответствовать планам стратегического развития и отвечать общеэкономической ситуации в стране, быть понятной, удобной и прозрачной для всех участников налоговых отношений. Иными словами

- современная российская система налогообложения физлиц должна быть ориентирована на удовлетворение основных социальных потребностей населения, рост качества и уровня жизни граждан, на обеспечение устойчивого развития и воспроизводства человеческого капитала в стране.

Концепцию социально-ориентированной региональной политики необходимо, на наш взгляд, строить, исходя из положений теории эндогенного развития, а именно:

- регион позиционируется в виде системы, обладающей самоорганизованностью, самодостаточностью и способностью формирования конкурентных преимуществ;

- регион характеризуется повышением эффективности задействования собственного потенциала;

- необходимо учитывать особенности рассматриваемого региона;

- создаются условия для наращивания финансовой самообеспеченности региона.

Нам представляется, что цель концепции социально-ориентированной региональной налоговой политики депрессивных республик состоит в разработке эффективных механизмов управления, позволяющих оперативно отвечать на возможные изменения в регионе. В основе такой концепции лежит социоцентрический подход. Он направлен на обеспечение экономического роста региона, повышение человеческого капитала, наращивание доходов бюджетов. При этом, социально ориентированная налоговая политика конкретного региона не должна нарушать единства экономического пространства и единства бюджетной и налоговой системы Российской Фе-дерации.[1,5,11]

Для реализации заданных целей необходимо добиться оптимального сочетания системы принципов, учитывающих интересы всех участников налоговых отношений. Речь идет о базовых положениях построения налоговой системы, являющихся основой формирования налогового законодательства.

В специальной литературе все эти принципы сгруппированы по содержанию в три группы: юридические, организационные и экономические. [2,7,19]

Группа принципов налогообложения юридического характера состоит из следующих принципов:

- равное налоговое бремя;

- установление налогов законами;

- отрицание обратной силы налоговых законов;

Организационные принципы налогообложения характеризуются следующими положениями:

- единство налоговой системы;

- подвижность и эластичность;

- стабильность;

- множественность налогов.

Экономические принципы налогообложения:

- принцип справедливости;

- принцип определенности;

- принцип удобности;

- принцип экономии.

Примечательно, экономические принципы были сформулированы еще Адамом Смитом в XVIII веке, получившие название «Декларация прав налогоплательщика».

В дальнейшем, принципы, предложенные А. Смитом, были дополнены и усовершенствованы. Нам представляется уместным выделить научный труд российского ученого Н.И. Тургенева - «Опыт теории налогов» (1818г.), где он обосновал и выделил необходимость соблюдения принципов равного распределения налогов между гражданами в соответствии с их доходами. Он особо подчеркивал, что истинные выгоды государства никак нельзя сводить к получению наибольшего дохода. Он сформулировал новый общий подход, в соответствии с которым налог надо взимать не с самого капитала, а с чистого дохода.[12]

Развитие финансово-экономической науки сопровождается уточнением и выдвижением новых, наиболее актуальных принципов соответствующего этапа развития налоговой системы.

Ряд теоретико-методологических вопросов построения и развития социально-ориентированной налоговой политики на уровне региона сопряжен с необходимостью разграничения налоговых полномочий и распределения налоговых доходов между бюджетами соответствующих уровней власти. Подобное положение требует четкого формулирования научной проблемы о целесообразности построения и реализации социально-ориентированной региональной налоговой политики с учетом дифференциации субъектов РФ касательно уровня жизни населения и обеспечивающей достижение социальной справедливости в системе налогообложения и укреплении человеческого капитала.[4,14,19]

Совокупность принципов социально-ориентированного налогообложения физлиц состоит из общих и специальных принципов. К последним относятся - принцип социальной справедливости, принцип прогрессивности и принцип соразмерности.

Принцип социальной справедливости был «выкован» философами, политиками, социологами, экономистами...

Принцип соразмерности реализуется параллельно с принципом справедливости. Он означает, что нельзя взимать налог с дохода налогоплательщика, если его доход не превышает прожиточный минимум.

В последние годы в российском обществе идут широкие дебаты о «справедливых» налогах. Еще в IV веке до н.э. Платон указывал на необходимость стремиться не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов, справедливости, к изменению образа жизни основного населения.[3]

Понятие «социальная справедливость» целесообразно исследовать с двух позиций: с позиции юриспруденции - взаимоотношения государства и налогоплательщиков; и с позиции экономики (как налоги воздействуют на распределение доходов).

На практике используются следующие основные институциональные подходы к построению налоговой политики:

- фискальный подход - он ориентирован на увеличение объемов налоговых обязательств;

- функционально-стабилизирующий подход - он ориентирован на обеспечение текущих бюджетных потребностей и стабилизацию социальных процессов;

- инвестиционный подход - он ориентирован на активизацию развития государственного и частного капитала.

В последние годы все больше становится сторонников социально-ориентированного подхода, предполагающего мобилизацию ресурсов на развитие человеческого капитала через задействование механизмов налогообложения. Действительно, понятие «человеческий капитал» является важнейшей экономической категорией, общеэкономическим стержневым понятием, позволяющим раскрыть и объяснить через призму человеческих интересов и действий различные экономические процессы. [6,15,18]

Основными компонентами человеческого капитала выступают здоровье человека, его природные способности, общая культура, знания, опыт и навыки, мотивация и активность. Как видно из перечисленного, речь

идет о важных активах, обеспечивающих поток доходов на протяжении всей жизнедеятельности человека. Отсюда, можно утверждать, что сущность человеческого капитала заключается в предназначении обеспечивать поток доходов.

С 1990 года стало общепринятым использовать для измерения человеческого капитала индекс человеческого развития. Его автором и разработчиком является экономист из Пакистана - Махбубуль Хак. Он предложил измерять достижения страны по трем составляющим: состояние здоровья, возможность получения образования и фактические доходы граждан, оцениваемые через индексы. Итоговый индекс человеческого развития выводится в виде среднеарифметической суммы значений следующих компонентов:

- индекс уровня образования;

- индекс реального среднедушевого дохода ВВП.

Перейдем к рассмотрению основных типов современной налоговой политики - это политика максимальных налогов; политика экономического развития; политика социальной защиты.

В зарубежных странах активно используются такие методы налоговой политики как регулирование соотношений прямых и косвенных налогов; регулирование пропорций налогов разных уровней; перенос налоговой нагрузки с одних категорий плательщиков на другие.

В специальной литературе рассмотрено множество видов налоговой политики в зависимости от величины налогового бремени; достаточно существенного уровня налогообложения и т.д. [9,10,16]

Особенностью современного периода социально-экономического развития общества является настрой на гармонизацию налоговых отношений и задействование социально-ориентированной региональной налоговой политики, чтобы обеспечить справедливость в налогообложении физлиц, учет дифференциации регионов по уровню развития, а также разработать меры по наращиванию человеческого капитала через современные механизмы налогообложения.

Республики должны проводить свою налоговую политику посредством задействования специального механизма ее реализации, выступающего в виде совокупности организационно-правовых положений и методов управления налогообложением и форм налогового контроллинга.

Для обеспечения устойчивого равновесия интересов участников налоговых отношений (государство, бизнес, население) налоговая политика (касательно внутреннего ее содержания) задействуются две функции: фискальная и регулирующая.

В республиках практически игнорируется такой высокоэффективный инструмент как налоговое планирование, позволяющее планировать (прогнозировать) налоговые поступления с учетом реальных возможностей.

Говоря о налоговом регулировании, надо отметить, что оно представляет собой комплекс мер косвенного воздействия на экономику, на социально-экономические процессы посредством изменения состава налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот.[17] Иными словами, речь идет об экономической подсистеме, способной влиять на экономическую систему в целом. Налоговое регулирование позволяет обеспечить справедливую реализацию интересов всех участников налоговых отношений и достигать определенное экономическое равновесие.

Все вышеизложенное позволяет рассматривать налоговый механизм в качестве комплексного правового института, позволяющего публичной власти целенаправленно воздействовать на всех участников налоговых отношений, определять и устанавливать границы их регламентируемого поведения в налогообложении и гармонизацию интересов всех участников налоговых отношений.

Источники:

1. Александров А.Н. Налоговые системы России и зарубежных стран. - М.: Бератор-Пресс,2012. - 192 с.

2. Алиев Б.Х. Налоговый потенциал региона: проблемы и перспективы роста //Финансы и кредит. - 2011. - №4. - С.2-7

3. Аристотель. Сочинения. Т.4. /Пер. с древнегреческого; под ред. А.И. Доватура. - М.: Мысль,1983. - 830 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Викторова Н.Г. Инструментарий налогового менеджмента //Налоги и финансовое право. - 2012. - №7. - С.190-194

5. Голик Е.Н. Приоритетные направления развития налогообложения в России //Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2014. - №2. - С.111-114

6. Давыдова Л.В. Сравнительная характеристика и выбор метода оценки налогового потенциала региона //Финансы и кредит. - 2010. - №5. - С.14-22

7. Жидкова Е.Ю. налоги и налогообложение. - М.: Эксмо,2009. - 480 с.

8. Зозуля В.В. Гармонизация налоговых систем как способ ограничения налоговой нагрузки в условиях интеграции //Международный бухгалтерский учет. - 2014. - №31. - С.30-37

9. Караваева И.В. Теория социально ориентированного налогообложения: генезис, пути развития, особенности применения //Вестник международного института менеджмента ЛИНК. - 2012. - №28. - С.189-211

10. Кириенко А.П. Проявления региональной налоговой политики в условиях российского бюджетного федерализма //Регион: Экономика и социология. - 2014. - №1. - С.193-217

11. Крамаренко Л.А. Проблема распределения налогового бремени в обществе как одно из основных направлений налоговых реформ //Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №1. - С.277-284

12. Миллер А.Е. Исследование принципов построения налоговых систем //Вестник Омского государственного университета. Серия Экономика. - 2012. - №3. - С.5-9

13. Мисаков А.В. Некоторые аспекты развития институциональной среды агропродовольственного комплекса //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2015. - № 4 (66). - С. 92-98.

14. Мисаков В.С. Развитие финансового анализа на стадии инвестирования //Вопросы статистики. - 2002. - № 2. - С. 47.

15. Мисаков В.С. Сравнение как общенаучный метод познания //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2007. - №3. - С.16

16. Мисаков В.С. Функционально-стоимостный анализ сроков строительства //Бухгалтерский учет. - 1985. - №8. - С.0

17. Налоговое регулирование. Коллекция словарей и энциклопедий. /Под ред. А.А. Ябулганова. - [Электронный ресурс]. - 2007. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/abaut.news/2007/07/04

18. Окунь А.С. Методика прогнозирования налоговых поступлений в условиях репрезантивной налоговой системы //Успехи современного естествознания. - 2007. - №4. - С.24-30

19. Уянаев Б.Б., Мисаков В.С. Новая модель развития сельских территорий и обеспечения продовольственной безопасности //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - № 3 (65). - 135-140.

References:

1. Alexandrov A.N. Tax systems of Russia and foreign countries. - M .: Berator-Press, 2012. - 192 p.

2. Aliev B.Kh. Tax potential of the region: problems and growth prospects // Finance and Credit. - 2011. - No. 4. - P.2-7

3. Aristotle. Compositions. T.4. / Per. from ancient Greek; ed. A.I. Dovatura. - M .: Thought, 1983. - 830 p.

4. Viktorova N.G. Tax Management Toolkit // Taxes and Financial Law. - 2012. - No. 7. - P.190-194

5. Golik E.N. Priority directions of development of taxation in Russia // Humanitarian and socio-economic sciences. - 2014. -No. 2. - P.111-114

6. Davydova L.V. Comparative characteristics and choice of the method for assessing the tax potential of the region // Finance and Credit. - 2010. - No. 5. - P.14-22

7. Zhidkova E.Yu. taxes and taxation. - M .: Eksmo, 2009. - 480 p.

8. Zozulya V.V. Harmonization of tax systems as a way of limiting the tax burden in the context of integration // International accounting. - 2014. - No. 31. - S.30-37

9. Karavaeva I.V. The theory of socially oriented taxation: genesis, development paths, application features // Bulletin of the International Institute of Management LINK. - 2012. - No. 28. - S.189-211

10. Kirienko A.P. Manifestations of regional tax policy in the context of Russian budgetary federalism // Region: Economics and Sociology. - 2014. - No. 1. - S.193-217

11. Kramarenko L.A. The problem of distribution of the tax burden in society as one of the main directions of tax reforms // Modern problems of science and education. - 2014. - No. 1. - S.277-284

12. Miller A.E. Study of the principles of constructing tax systems // Bulletin of the Omsk State University. Series Economics. -2012. - No. 3. - p.5-9

13. Misakov A.V. Some aspects of the development of the institutional environment of the agri-food complex // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2015. - No. 4 (66). - S. 92-98.

14. Misakov V.S. Development of financial analysis at the investment stage // Statistics issues. - 2002. - No. 2. - P. 47.

15. Misakov V.S. Comparison as a general scientific method of cognition // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - p.16

16. Misakov V.S. Functional and cost analysis of construction time frames // Accounting. - 1985. - No. 8. - C.0

17. Tax regulation. Collection of dictionaries and encyclopedias. / Ed. A.A. Yabulganova. - [Electronic resource]. - 2007. -Access mode: http://www.consultant.ru/abaut.news/2007/07/04

18. Okun A.S. Methods for forecasting tax revenues in a representative tax system // Success of modern natural science. - 2007. -No. 4. - P.24-30

19. Uyanaev B.B., Misakov V.S. A new model for the development of rural areas and ensuring food security // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - No. 3 (65). - 135-140.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10507

М.А. Мирошниченко - доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, к. э. н., доцент, Кубанского государственного университета, г. Краснодар, marina_kgu@mail.ru,

M.A. Miroshnichenko - associate Professor of General, strategic, information management and business processes, Ph. D., associate Professor, Kuban state University, Krasnodar;

E.r. Руссу -студентка Кубанского государственного университета, г. Краснодар, twinstwii@

mail.ru,

E.G. Russu -student of Kuban state University, Krasnodar;

К.Г. Руссу - студентка Кубанского государственного университета, г. Краснодар, bliz.blizzz@mail.ru,

K.G. Russu -student of Kuban state University, Krasnodar.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ТРАНСФОРМАЦИИ БАНКОВСКОГО БИЗНЕСА MODERN TECHNOLOGIES OF DIGITALIZATION AND TRANSFORMATION OF BANKING BUSINESS

Аннотация. В статье аргументированы различные технологии цифровизации и трансформации в финансовой отрасли, а также необходимость масштабных преобразований, повышение прозрачности бизнес-процессов, улучшении качества обслуживания клиентов и рост доходности банковского бизнеса в целом. Обосновано состояние финансового рынка в период развития цифровых проектов. Приведены примеры уникальных достижений российских банков в период становления цифровой экономики. Так банк «Открытие» запустил уникальную систему обработки и хранения архивов на базе технологий Big Data. Обозначены этапы внедрения банком

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.