Научная статья на тему 'Построение эффективных образовательных практик современного религиозного образования 1'

Построение эффективных образовательных практик современного религиозного образования 1 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / ТРАДИЦИИ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ВОСПИТАНИЕ / CULTUROLOGICAL PHENOMENON / SELF-IDENTITY / LIFE VALUES / EDUCATIONAL PRACTICES / TRADITIONS OF RELIGIOUS EDUCATION / THE ENLIGHTENMENT / MORAL VALUES / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илакавичус Марина Римантасовна, Якушкина Марина Сергеевна

Авторы статьи показывают, что современные образовательные практики, содержательно наполненные религиозными представлениями, репрезентуют два феномена, различающихся целями и содержанием. Первый связан с изучением религии как части культуры — это своеобразное получение информации о сущности религии как духовного учения, о транслируемых ею нравственных ценностях. Его результатом являются знания; в образном описании — человек знающий. Сущность второго феномена — вхождение в сознательную жизнь церкви как сообщества верующих. К получению описанной выше информации добавляется освоение культовой, обрядовой деятельности. Результат второго феномена — воцерковление, в образном описании — человек религиозный. В данном тексте авторы прежде всего обращают внимание на необходимость понимания религии как важнейшего культурологического феномена, неотъемлемой части национальной культуры. Восполнение культурно-исторической традиции религиозной составляющей, долгое время находившейся под запретом, основывается на понимании ее глубокой взаимосвязи с народными корнями. Анализируя образовательные практики религиозного наполнения, авторы приходят к обоснованию того, что такие современные практики, реализующиеся в созданном государством правовом поле, актуализируют переосмысление прошлого государства, народа, своей семьи с позиций важнейших смысложизненных ценностей, в результате чего авторы делают заключение, что расширение спектра практик религиозного образования, разворачивающихся в правовом поле, призвано предотвратить распространение идеи насилия и экстремизма как механизмов социальной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Илакавичус Марина Римантасовна, Якушкина Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION OF EFFECTIVE EDUCATIONAL PRACTICES OF MODERN RELIGIOUS EDUCATION1the research Institute of pedagogical and adult education» RAO (St. Petersburg)

The authors show that modern educational practices with religious views, will present two phenomena that are different by objectives and content. The first phenomenon is connected with the study of religion as a part of the culture. It creates an opportunity to obtain information about the nature of religion as a spiritual teaching, about religion translates moral values. Result is the knowledge and the man who knows. Another phenomenon is mastering of the cult, ritual activities. Result is churching and a religious man. First of all, the authors pay attention to the need for understanding of religion as the most important of cultural phenomenon, an integral part of the national culture. Replenishment of the historical and cultural traditions of religion is based on a deep understanding of its relationship with the folk roots. Analysis of educational practices leads to the conclusion that the expansion of the range of practices of religious education within the legal field prevents the spread of the ideas of violence and extremism.

Текст научной работы на тему «Построение эффективных образовательных практик современного религиозного образования 1»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2013. Вып. 4 (31). С. 18-25

ПОСТРОЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ОБРАЗОВ АТЕ ЛЬНЫХ ПРАКТИК СОВРЕМЕННОГО РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ1

М. Р. ИЛАКАВИЧУС, М. С. ЯКУШКИНА

Авторы статьи показывают, что современные образовательные практики, содержательно наполненные религиозными представлениями, репрезентуют два феномена, различающихся целями и содержанием. Первый связан с изучением религии как части культуры — это своеобразное получение информации о сущности религии как духовного учения, о транслируемых ею нравственных ценностях. Его результатом являются знания; в образном описании — человек знающий. Сущность второго феномена — вхождение в сознательную жизнь церкви как сообщества верующих. К получению описанной выше информации добавляется освоение культовой, обрядовой деятельности. Результат второго феномена — воцерковление, в образном описании — человек религиозный. В данном тексте авторы прежде всего обращают внимание на необходимость понимания религии как важнейшего культурологического феномена, неотъемлемой части национальной культуры. Восполнение культурно-исторической традиции религиозной составляющей, долгое время находившейся под запретом, основывается на понимании ее глубокой взаимосвязи с народными корнями. Анализируя образовательные практики религиозного наполнения, авторы приходят к обоснованию того, что такие современные практики, реализующиеся в созданном государством правовом поле, актуализируют переосмысление прошлого государства, народа, своей семьи с позиций важнейших смысложизненных ценностей, в результате чего авторы делают заключение, что расширение спектра практик религиозного образования, разворачивающихся в правовом поле, призвано предотвратить распространение идеи насилия и экстремизма как механизмов социальной коммуникации.

Сегодня в обществе растет интерес к религии как важнейшему культурологическому феномену, неотъемлемой части национальной культуры. Обществом принимается идея значимости религиозного образования как условия содействия духовно-нравственному становлению и самоопределению личности, построению социальных отношений в духе налаживания культурно-исторической преемственности, преодолению разобщения, нивелирования тенденций роста насилия и экстремизма. Восполнение культурно-исторической традиции религиозной составляющей, долгое время находившейся под запретом, основывается

1 Публикация поддержана грантом РГНФ № 13-06-00011.

на понимании ее глубокой взаимосвязи с народными корнями. Репрезентации этой связи мы обнаруживаем во всех ключевых позициях само- и жизнестро-ительства, искони присущих каждому этносу. Организация образовательных практик религиозного наполнения актуализирует переосмысление прошлого государства, народа, своей семьи с позиций важнейших смысложизненных ценностей.

В современной России каждый гражданин имеет право реализовать потребность в познании религии. Законодатель ввел два понятия описывающих данный процесс: «религиозное образование» и «обучение религии» (ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»). Первое является по отношению к последнему родовым. Обучение религии фиксирует существующие формы несветского, конфессионального процесса воцерковления. Религиозное же образование помимо этой фиксации разворачивает и религиозно-культурологическое направление, определяющее своей целью распространение научных знаний о религии как социальном явлении. «Оно стремится к воспитанию мировоззренчески, религиозно и национально терпимой личности, обладающей широким культурным кругозором и навыками доброжелательного общения с людьми иных национальностей, религиозных взглядов и мировоззренческих позиций» . Современное религиозное образование включает в себя школьное, приходское и профессиональное образование. К последнему относится, помимо подготовки будущих священнослужителей, обучение студентов факультетов религиоведения, теологии, религиозно-педагогических специальностей. Приходское образование осуществляется непосредственно в общине и связано с воцерков-лением. С этой целью в приходах организуются воскресные школы, лектории. В светском государстве школьное образование предполагает включение знаний о религиях мира как части общеобразовательного содержания. Оно не предполагает исповедание веры, оно неконфессионально. Однако сегодня имеются также конфессиональные школы, сочетающие общеобразовательное направление и практики исповедания веры.

Таким образом, современные образовательные практики, содержательно наполненные религиозными представлениями, ориентированные на познание религии, репрезентуют как минимум два феномена, различающихся целями и содержанием. Первый связан с изучением религии как части культуры — это своеобразное получение информации о сущности религии как духовного учения, о транслируемых ею нравственных ценностях. Результатом этого феномена являются знания; в образном описании — человек знающий. Определим этот результат, исходя из этимологии, как религиоведческое (ведение, знание о религии) направление. Сущность второго феномена — вхождение в сознательную жизнь церкви как сообщества верующих. К получению описанной выше информации добавляется освоение культовой, обрядовой деятельности. Его результат — во-церковление, в образном описании — человек религиозный (определим его, вслед за Л. И. Василенко, как человека, живущего с осознанием действенного присут-

2КолодинА. В. Религиоведческое и религиозное образование: сущность, специфика, проблемы реализации в государственных и образовательных учреждениях РФ. Автореф. ... канд. филос. наук. СПб.; М., 2007. С. 7.

ствия в мире Высшего начала)3. Данный процесс поддерживается религиозными общинами путем организации катехизации, миссионерскими практиками. Граница между первым и вторым феноменами условна. Она определяется мерой переживания субъектом образовательной деятельности того опыта, который ему предъявляется. Мера вживания обусловлена актуализацией ценностносмысловых процессов личности, зависящей от уникального сочетания разнообразных факторов жизненного пути человека.

После революции многогранные традиции религиозного образования, накопленные за тысячелетия, в связи с репрессивными действиями советского государства были утеряны. Сегодня российское общество восстанавливает их. оно решает задачу налаживания плодотворного взаимодействия государства и религиозных организаций в сфере образования. Ее решение будет способствовать развитию российского гражданского общества, укреплению нравственных основ социальной жизни.

История религиозного образования насчитывает не одно тысячелетие. Она неразрывно связана с разворачиванием мирового историко-педагогического процесса. И. А. Колесникова предлагает в качестве инструмента его осмысления следующую типологию педагогических парадигм, последовательно сменявших друг друга: парадигма традиции, научно-техническая и гуманитарная4. Первая из них является самой древней. Задаваемый ею масштаб определяет меру обусловленности человеческого бытия трансцендентными законами, аккумулируемыми традицией, — эзотерической, религиозной. Освоение этих законов и осмысление миропорядка как подчиненной верховной инстанции архитектоники в разные эпохи было то ведущим знанием, определявшим цели и ценности образования в целом, то лишь одним из рядоположенных элементов целостности накопленного человечеством опыта, подлежащего передаче подрастающим поколениям. Данная трансформация зафиксирована в акте смен педагогических парадигм в указанной выше очередности и обнаруживает себя в заявившей о себе современной тенденции гуманизации образования. Согласно ей, преодолевается абсолютизация технократического подхода, достигается полнота историко-культурной традиции, предъявляемой в целокупности содержания образования.

Первая парадигма разворачивалась в России в эпоху Средневековья, когда Церковь была главным организатором образовательного процесса, как для элитарных социальных страт, так и для широких масс. она претендовала на решение самой главной образовательной задачи — воспитание нравственности и духовности (И. А. Колесникова) — и организовывала процесс параллельно с народной педагогикой и практиками мастеров грамоты. Домонгольский период носил просветительский характер: при православных монастырях и епископских кафедрах для мирян открывались школы, где растолковывались евангельские истины. Послемонгольские образовательные практики Православной церкви (именно эта конфессия была главенствующей) являют в высшей степени продуктивный воспитательный подход. Классическое триединство — храм, школа,

3Василенко Л. И. Краткий религиозно-философский словарь. М., 2000. С. 178.

4Колесникова И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб., 1999.

богадельня — позволяли неофитам разного возраста познать полноту христианства как образа жизни, как истинного пути милосердия и сострадания. Степень заботы об образовании как пути самосовершенствования при Божием вспомоществовании в эпоху церковной педагогики можно себе представить благодаря агиографии (например, житию Евфросинии Полоцкой).

В эпоху Нового времени религиозное содержание не было исключено из совокупности общего содержания образования, однако оно стало лишь составляющей: секуляризация, акцентирование приоритетов гражданского воспитания существенно расширили содержание образования, определив генеральным направлением обучения овладение востребованных обществом профессий. Для широких народных масс допетровская система с некоторыми изменениями оставалась прежней в целеполагании. Так в «Правилах в церковно-приходских школах» 1884 г. оно описывается так: данный тип образовательного учреждения нацелен на утверждение в народе православного учения веры и нравственности христианской и сообщение первоначальных полезных знаний. Поэтому все предметные области должны были ориентировать учащихся на освоение универсалий христианской культуры. В общественно-государственный период (периодизация П. Ф. Каптерева) в педагогической мысли обнаруживала себя тенденция становления симфонии разных областей человеческого знания. Она обнаруживает себя в мировоззрении многих видных деятелей того периода. Человек осмыслялся как личность, созданная по образу и подобию Божию (К. Д. Ушин-ский, Н. Ф. Бунаков, С. А. Рачинский, А. А. Штевен).

После революции полнота культурной традиции была уничтожена: религиозная проблематика освещалась только в контексте антирелигиозной пропаганды. Современный период можно охарактеризовать как своеобразный ренессанс всего, что было накоплено за предыдущие тысячелетия. Но как всякое восстановление, этот период таит опасности распространения религиозных образовательных практик сектантского толка. Религиозное образование, находящееся в правовом поле, имеет все шансы стать противовесом в данной тревожной ситуации, осуществляя просветительскую функцию.

Сегодня гуманизация и гуманитаризация общественной жизни способствуют освоению идеи прошлого века — непрерывности образования, образования длиною в жизнь. Специфика человеческого бытия сделала религиозную составляющую значимым элементом содержания образования, предназначенного представителям разных возрастных периодов. Парадигмы, бывшие главенствующими в определенные исторические эпохи, в современном образовательном пространстве оставили свой след в виде направлений изучения проблем, значимых для формирования мировоззрения.

В современной системе образования, идеальной моделью которого является целостность, состоящая из формального, неформального и информального секторов, существует возможность выбора видов и форм освоения религиозной составляющей.

Религиозное образование рассматривается сегодня как освоение религиозной культуры. Последняя осмысляется наукой по-разному. Согласно одной точке зрения, главной ее составляющей является вера, дополняемая знаниями

о культе и догматах5. Согласно другой, отраженной в Словаре культурологии, ее компонентами являются художественное творчество, научно-просветительская деятельность, философско-политическая мысль, мораль. В рамках конструирования религиозной культуры как дидактической единицы общего образования она состоит из истории религий, священных писаний, религиозной символики, религиозной литературы, религиозного календаря, жизни святых, права, морали, музыки, искусства, архитектуры, одежды и т. д.6. Перечисленные выше элементы содержания могут стать генеральными направлениями неформальных образовательных практик в освоении религиозной культуры.

Современное представление о содержании образования, мыслящееся как изоморфная культуре структура дидактических единиц, основывается на принципе фундаментальной полноты его компонентов. Именно на этом основании религиозная культура является важным для развития личности компонентом, отсутствие которого становится невосполнимой недостачей в деле духовнонравственного становления. Существующие точки зрения на соотношение культуры и религии (религия как ядро культуры — А. С. Хомяков, о. П. Флоренский, Н. Бердяев, О. Г. Флоровский; религия и культура как антагонистические силы — Д. Дидро, К. Маркс, В. И. Ленин; культура и религия как взаимодействующие и взаимообогащающие направления — Г. Н. Волков, Б. Т. Лихачев,

Н. Д. Никандров) представлены сегодня в содержании образования в исторической ретроспективе. В контексте психолого-педагогической науки и практики выделяются несколько подходов к объяснению религии7: теологический, философский, биологический, психологический, этнологический, культурологический, педагогический.

Продуктивными для построения образовательных практик в условиях светского государства, стремящегося наладить культурную преемственность во всей ее полноте, являются два последних, транслирующих представление о религии как значимой составляющей культуры, ее духовном векторе. Религия мыслится как неотъемлемая часть и общечеловеческой, и конкретнонациональной культуры (культурологический подход), религиозная культура рассматривается как значимый компонент духовно-нравственного развития и воспитания (педагогический подход). Уточняя данное положение, отметим педагогическую традицию осмыслять религиозную культуру как важный этнокультурный элемент (К. Д. Ушинский, Г. Н. Волков). Исследования Г. В. Мухаметзяновой, Ф. Ф. Харисова обосновывают ее значимость в качестве национально-регионального компонента учебного плана общего образования. Однако ученые подчеркивают: до сих пор «проблема определения места религиозной культуры в системе государственного образования остается почти не исследованной, а педагогическая практика требует решения»8.

Мало исследована и проблема методов работы в области религиозного образования. Ее осознают и педагоги общего образования, и религиоведы, и ре-

5 Петрова М. М. Теория культуры: конспект лекций. СПб., 2000.

6Харисова Л. А. Религиозная культура в содержании образования. М., 2002. С. 24.

7 Там же. С. 15.

8 Там же. С. 18.

лигиозные педагоги. Показательны мысли Патриарха Кирилла о миссии РПЦ в молодежной среде. Главная ее опасность — путь наставления и назидания. «У молодого человека это сразу ассоциируется с нотациями, которые им годами читают родители и учителя. И происходит рефлекторное отторжение.»9. Педагогическая наука находится в поиске адекватных методов и форм работы со сложнейшим материалом. Масштаб поиска практики отражается в растущем числе участников Всероссийского педагогического конкурса «За нравственный подвиг учителя», в многочисленных региональных конкурсах, учреждаемых совместно государственными и религиозными организациями (например, петербургские конкурсы «Уроки добра и милосердия», «Уроки любви и верности» и т. д.). Продуктивным для построения практик религиозного образования нам видится событийный подход, заявляющий о себе и в разработках педагогов. В его рамках взаимодействие одного человека с другим представляется как событие и совместное бытие, как встреча субъекта религиозного образования со значимым для него взрослым, историческим, национальным героем, святым.

Проблема определения содержания образования и методов построения образовательного процесса являет свою актуальность в контексте формирования цивилизационного подхода, который исходит из следующего положения: в основе существующих цивилизаций нахсдится религиозная составляющая, определяющая идеалы и ценности данной цивилизации. В основательном геополитическом труде «Столкновение цивилизаций» С. Хантингтона зафиксирована новая политическая реальность: после окончания холодной войны произошла трансформация самоидентификации народов, символов их идентичности, что выразилось в выстраивании государств и их политики вдоль новых культурных линий. «Вдруг» выяснилось, что в современном мире, будто бы нацеленном на всеобщее, общечеловеческсе символы культурной идентичности (флаги, головные уборы, религиозные знаки), то есть символы отличия, а не сходства, имеют значение. Автор характеризует современное политическое мироустройство как явление новой парадигмы, основанной на осознании большинством планеты культурной идентичности как важнейшей. Данная парадигма представляет мир как многополюсный, полицивилизационный. Каждая цивилизация имеет свои, отличные от иных философские воззрения, взгляды на жизнь. Потребность ощущать себя частью цивилизации определяется ученым как коренное отличие человека от других биологических видов. В лоне цивилизации человек ощущает себя как дома в культурном плане, «это самые большие "мы"». В многочисленных выдержках из трудов классиков и современных культурологов о цивилизации, приведенных С. Хантингтоном, культура является стержневым понятием.

Т7 10

Ее ключевые элементы — «кровь, язык, религия, стиль жизни» .

В обозначенном выше контексте важнейшей целью образования мыслится формирование цивилизационной идентичности. М. В. Захарченко определяет данную цель как вхождение личности или народа в цивилизацию. «В современном мире более эффективно ... хорошо обоснованное в гуманитарном знании представление о цивилизации как о полипроцессе развития, в котором слож-

9 Патриарх и молодежь: разговор без дипломатии. М., 2009. С. 7.

10Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2006. С. 47.

но переплетаются различные цивилизационные традиции. Основу цивилизационной традиции составляет вера, устойчиво сохраняющаяся на протяжении тысячелетий, и в пространстве культуры выражающая себя как религиозное предание. Цивилизационная традиция имеет аксиологический характер, она передается посредством идеалов, смыслов и ценностей, которые задают жизненные ориентиры, характер и направление деятельности народов, образующих цивилизацию»11. Образование призвано сохранить неизменность аксиосфе-ры культуры, для чего и постулируется как главный его результат налаживание культурно-исторической преемственности. Эти положения, осмысляемые в рамках общего образования, в его формальной части, являют себя в процессах самоорганизации неформального и информального секторов и поддерживаются обществом и государством в силу признания приоритета духовно-нравственного развития личности.

Процесс достижения понимания основ материнской культуры, освоение, ее обживание является генеральным условием формирования пакета идентичностей, становления уважительного отношения к иным культурам. Данный процесс невозможен без осмысления религиозной составляющей. Степень приближения к ее смыслам — личное дело субъекта образовательного процесса. К. П. Победоносцев в работе «Учение и учитель. Педагогические заметки» высказал актуальную для нас мысль: отсутствие ясных истинных представлений о разнообразных явлениях жизни у отдельного гражданина приводит целый народ к катастрофе. Расширение спектра практик религиозного образования, разворачивающихся в правовом поле, призвано вывести Россию из состояния духовного омертвения, предотвратить распространение идеи насилия и экстремизма как механизмов социальной коммуникации.

Ключевые слова: культурологический феномен, самоопределение личности, смысложизненные ценности, образовательные практики, традиции религиозного образования, просветительство, нравственные ценности, воспитание.

CONSTRUCTION OF EFFECTIVE EDUCATIONAL PRACTICES OF MODERN RELIGIOUS EDUCATION

M. R. ILAKAVICHUS, M. S. YAKUSHKINA

The authors show that modern educational practices with religious views, will present two phenomena that are different by objectives and content. The first phenomenon is connected with the study of religion as a part of the culture. It creates an opportunity

11 Захарченко М. В. Воспитание на основе традиций как ключевой концепт новых образовательных стандартов // Стратегии и практики духовно-нравственного развития и воспитания личности учащихся в образовательном учреждении / Под общ. ред. Т. А. Берсеневой. СПб., 2012. С. 17.

to obtain information about the nature of religion as a spiritual teaching, about religion translates moral values. Result is the knowledge and the man who knows. Another phenomenon is mastering of the cult, ritual activities. Result is churching and a religious man. First of all, the authors pay attention to the need for understanding of religion as the most important of cultural phenomenon, an integral part of the national culture. Replenishment of the historical and cultural traditions of religion is based on a deep understanding of its relationship with the folk roots. Analysis of educational practices leads to the conclusion that the expansion of the range of practices of religious education within the legal field prevents the spread of the ideas of violence and extremism.

Keywords: culturological phenomenon, self-identity, life values, educational practices, traditions of religious education, the enlightenment, moral values, upbringing.

Список литературы

1. Василенко Л. И. Краткий религиозно-философский словарь. М., 2000.

2. Захарченко М. В. Воспитание на основе традиций как ключевой концепт новых образовательных стандартов // Стратегии и практики духовно-нравственного развития и воспитания личности учащихся в образовательном учреждении / Под общ. ред. Т. А. Берсеневой. СПб., 2012.

3. Колесникова И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб., 1999.

4. Колодин А. В. Религиоведческое и религиозное образование: сущность, специфика, проблемы реализации в государственных и образовательных учреждениях РФ. Авто-реф. ... канд. филос. наук. СПб.-М., 2007.

5. Патриарх и молодежь: разговор без дипломатии. М., 2009.

6. Петрова М. М. Теория культуры: конспект лекций. СПб., 2000.

7. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2006.

8. Харисова Л. А. Религиозная культура в содержании образования. М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.