УДК 377.111.3
П.И. Ципорин, Т.Д. Карминская
Построение эффективной системы управления качеством образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
Представлен анализ принципов построения архитектуры эффективной системы управления качеством образования с учетом уже существующих элементов необходимой инфраструктуры. Дана логическая архитектура информационного обеспечения системы управления качеством образования и приведен ее анализ.
Дерево целей эффективной системы управления качеством образования отображает необходимые цели и задачи данной работы.
Введение
В системе международных сообществ сформировался самостоятельный спектр глобальных вызовов национальным системам образования и отдельным университетам. Среди них набирающие силу процессы глобализации в образовании; рост массовости высшего образования; интернационализация образования; рост конкуренции на международном рынке образовательных услуг и систем, вузовских консорциумов и отдельных университетов; движение к обществу, основанному на знании; растущая потребность в новом качестве образования; введение международных образовательных стандартов; глобальные формы воздействия социально-экономической и природной среды на общество и человека, включая глобальные изменения климата; «технологизация» общества; гармонизация отношений человека с обществом и окружающей действительностью; растущие противоречия процессов глобализации и культур (утрата национальных корней, языка) малых народов и др. [1-4].
Цель данной работы — анализ и построение информационно-технологической инфраструктуры (ИТ-инфраструктуры) для создания площадки под реализацию эффективной системы управления качеством образования (далее система) и построение дерева целей такой системы с учетом различных аспектов.
Постановка задачи
Проблема качества подготовки кадров в период перехода к рыночным отношениям стала весьма острой в силу следующих причин [8]:
1) ликвидации государственного распределения выпускников вузов;
2) дефицита специалистов, способных работать при рыночных отношениях, при количественной избыточности рынка традиционных специалистов;
3) неустойчивому спросу на специалистов со стороны потребителей;
4) снижению мотивации к овладению техническими знаниями и приобретению инженерской профессии, так как приоритет в основном отдается более «престижным» специальностям (например, экономическим и юридическим);
5) сокращению госбюджетного финансирования образовательной и научной деятельности.
Кроме того, система высшего образования не имеет четко выраженной ориентации на потребителя, то есть не учитывает требований будущего работодателя. Более того, система не принимает во внимание склонность выпускника к так необходимым в современной действительности инновациям. Для решения этих и ряда других проблем в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и других субъектах Российской Федерации, необходимо планомерно начинать построение системы управления качеством образования с обязательной проработкой нормативно-правовых вопросов.
Эффективное управление качеством образования с использованием имеющихся информационных ресурсов автономного округа (www.admhmao.ru, www.eduhmao.ru и пр.) возможно только при построении системы с проработкой вопросов ее информационного и орга-низационно-технологического обеспечения. Такой подход к построению системы позволит органам власти, курирующим структуры образования, получать общую информационно-аналитическую базу по статистике и прогнозированию для принятия соответствующих управленческих решений.
Построение эффективной системы должно начинаться с анализа существующей ИТ-ин-фраструктуры, а также построения дерева целей всей системы в делом. Для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры система уже будет включать в себя построенные ранее подсистемы окружной ИТ-инфраструктуры: образовательный информационный портал автономного округа (далее ОИП), инфраструктуру окружной информационной сети, внедряемые системы управления вузами автономного округа.
Информационное обеспечение системы управления качеством подготовки специалистов необходимо реализовать в среде интегрированной структуры с учетом имеющейся региональной информационно-управленческой системы поддержки и принятия инновационных управленческих решений, распределенной региональной образовательной среды, других информационных ресурсов. Для этого необходимо разработать полную ИТ-архитектуру, включающую как логические, так и технические компоненты. Логическая архитектура представляет высокоуровневое описание системы, функциональных и информационных требований, системных компонентов и информационных потоков между этими компонентами.
В первом приближении логическую архитектуру можно представить как взаимодействие четырех уровней (рис. 1).
На первом уровне происходит сбор и первичная обработка информации соответствующими структурами органов государственной власти и учебными заведениями автономного округа. На этом уровне ответственный исполнитель конкретной структуры направляет подготовленную информацию на образовательный информационный портал.
На втором уровне — уровне бизнес-логики — происходит структуризация и анализ по-ступаемой информации, вырабатываются прогнозы. На этом же уровне находится блок статистики, который является репозиторием (банком данных) всей информации, здесь же вносятся изменения и дополнения в концепцию развития ОИП. Управляющим воздействием и технологической поддержкой на этом уровне выступает Комитет по информационным ресурсам администрации губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, закрепленный постановлением Правительства №72-п от 12.02.2004 года в качестве курирующего органа [5, 9].
На третьем уровне — уровне предоставления информации — находится Front Office образовательного информационного портала автономного округа, с помощью которого структуры данной системы получают необходимую информацию, возможность качественного управления и воздействия на образовательные учреждения для повышения качества образования.
Четвертый уровень управляет взаимодействием всей системы при помощи электронных административных регламентов (ЭАР). ЭАР является неотъемлемой частью любой системы управления и отвечает за координацию работы всей системы в целом.
Электронные административные регламенты
Определение электронных регламентов, которое дается представителями Минэкономразвития РФ и Высшей школы экономики, достаточно расплывчато. «Под системой электронных административных регламентов следует понимать реализацию процедур, прав и обязанностей ведомств и отдельных должностных лиц на основе современных информационных технологий». Под это определение легко подойдет установка электронной почты у государственного служащего. В некоторых высказываниях ответственные руководители говорят несколько более конкретную формулировку — «описание и реализация административных регламентов и процедур в электронной форме» [12]. Более полно определить данный предмет можно так: «ERP-системы не в полной мере применимы в государственных учреждениях и бюджетных организациях. Для таких организаций необходим свой тип систем автоматизации, позволяющих решать задачи государственного сектора, который условно можно назвать GRP — «Government Resource Planning». То есть в этом случае речь идет о комплексной поддержке управления ресурсами государственных предприятий, как это делается в коммерческом секторе. Можно перечислить несколько наиболее общих для госучреждений проблем, имеющих отношение к регламентам: наличие непрозрачных процедур, зависящих от исполнителя; разрыв в инфраструктуре взаимодействия между подразделениями и организациями, связанными общими управленческими процессами. Последнее есть очевидное следствие автоматизации одной выделенной функции или автоматизации в рамках отдела (лоскутной автоматизации), что часто практикуется в государственных организациях.
Рис. 1. Логическая архитектура системы управления качеством образования автономного округа с точки зрения информационного обеспечения
3 §
й
Ьч
0 §
е
Перечислим основные требования к системам электронных регламентов: обеспечение обмена данными между подразделениями и организациями, автоматизация процессов движения информации, а также обеспечение формализации и стандартизации процедур и рабочих регламентов. Актуальность этих проблем очевидна, поэтому процесс обсуждения пригодности различных инструментов для реализации электронных регламентов и подходов к внедрению таких систем постепенно набирает обороты. Следует отметить серьезное различие в подходах к решению данной задачи. Размытость определений позволяет поставщиками решений на рынке автоматизации госуправления «натягивать» свои решения на новую «модную» концепцию электронных регламентов и выдавать их за полноценные. Ведь понятно, что часть описанных выше проблем можно решить достаточно стандартным функционалом системы документооборота.
Таким образом, внедрение полнофункциональных электронных административных регламентов позволит увязать логическую и техническую архитектуру, как единую систему управления качеством образования.
Построение технической архитектуры системы
Техническая архитектура определяет конкретные стандарты и правила, которые используются для реализации логической архитектуры. На рис. 2 представлена структурная схема окружной информационной сети Интранет (Intranet), включая аппаратно-программный комплекс образовательного информационного портала (www.eduhmao.ru). Портал представляет собой мультипортальное решение, где концентрируется интегрированная информация, представляющая социальный кластер региона (образование, культура, молодежь, народы Севера, библиотечное дело, спортивная жизнь).
При построении архитектуры и интеграции программных систем интегрированной среды использованы современные стандарты международных организаций SEI (Software Engineering Institute), WWW (консорциум World Wide Web), OMG (Object Management Group), организация разработчиков Java — JCP (Java Community Process), IEEE (Institute of Electrical and Electronics Engineers) [1-4].
При создании и развитии системы должно быть обеспечено выполнение следующих требований [11]:
системность — возможность рациональной декомпозиции системы, в том числе на компоненты и подсистемы, предоставляющая возможность автономной разработки и внедрения составных частей системы на основе единой технической политики, что обеспечивает целостность системы при ее взаимодействии с изменяющейся внешней средой;
открытость — способность системы к расширению состава предоставляемых услуг и технологий и увеличению числа источников информации и пользователей без нарушения ее внутреннего функционирования и ухудшения эксплуатационных характеристик;
стандартизация (унификация) — состоит в рациональном применении типовых, унифицированных или стандартизированных проектных решений и технологий, внутренних и внешних интерфейсов и протоколов, что закладывает фундамент для блочного, модульного построения компонентов и подсистем системы в целом, обеспечивающих ее постоянную адаптацию к изменяющимся требованиям;
переносимость элементов системы — возможности функционирования разрабатываемых компонентов системы на любых однотипных элементах информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
комплексная безопасность — защита системы от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, связанных с возможностью нанесения ущерба системе и ее пользователям.
Построение дерева целей всей системы в целом
При построении дерева целей основанием всякой декомпозиции является сама модель рассматриваемой системы [7]. Операция декомпозиции представляется как сопоставление объекта анализа с некоторой моделью, как выделение в нем того, что соответствует элементам взятой модели. Поэтому на вопрос, сколько частей должно получиться в результате декомпозиции, можно дать следующий ответ: столько, сколько элементов содержит в себе модель, взятая в качестве основания. Вопрос о полноте декомпозиции — это вопрос завершенности модели.
Электронный гражданин
Образовательная информационная сеть автономного округа -технологическая база развития дистанционного образования Югры
Modem
Cisco
Управление
ЛВС Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-1 Югры
Hub 10/100 16 port
Сервер Центрального образовательного портала
ЛВС учебного класса
Сервер образовательного портала
Modem
Интернет-Ингранет,
в том числе Образовательный информационный портал
ЛВС учебного класса
Cisco
Управление образования района
рЗШЩВЗЕЗИ Университеты Hub 10/100 16 port
Сервер образовательного портала
ЛВС окружной и муниципальных библиотек
Modem
ЛВС ЮГУ, СурГУ
Городское образовательное учреждение Modem ЛВС учебного класса
Hub 10/100 16 port
Рис. 2. Структурная схема региональной образовательной Интранет-сети
Объект декомпозиции должен сопоставляться с каждым элементом модели-основания. Однако и сама модель-основание может с разной степенью детализации отображать исследуемый объект. Например, в системном анализе часто приходиться использовать модель типа «жизненный цикл», позволяющую декомпозировать анализируемый период времени на последовательные этапы от его возникновения и до окончания. Такое разделение на этапы дает представление о последовательности действий, начиная с обнаружения проблемы и заканчивая ее ликвидацией (иногда такую последовательность рассматривают как «алгоритм системного анализа»).
Ясно, что всякий анализ проводится для чего-то, и именно эта цель анализа и определяет, какую систему следует рассматривать. Система, с которой связан объект анализа, и система, по моделям которой проводится декомпозиция, не обязательно совпадают, и хотя они имеют определенное отношение друг к другу, это отношение может быть любым: одна из них может быть подсистемой или надсистемой для другой, они могут быть и разными, но как-то связанными системами.
Отметим также, что иногда в качестве оснований декомпозиции полезно не только перебирать разные модели целевой системы, но и брать сначала модели надсистемы, затем самой системы и, наконец, подсистем [6].
При построении дерева целей за основание декомпозиции берем всю систему управления качеством образования в целом. Разбивая построение системы на цели и подцели, разработано дерево целей (рис. 3).
Первой и основной целью является разработка нормативно-правовой базы создаваемой системы. Для этого проводится анализ существующего законодательства РФ и автономного округа, разрабатывается концепция создания системы управления качеством образования, назначаются ответственные по каждому направлению и создаются соответствующие электронные регламенты взаимодействия между каждым исполнителем и курирующей организацией. После этого проводятся разработка и утверждение соответствующих нормативно-правовых актов.
Второй целью является создание технологической инфраструктуры, которая сможет обеспечить систему управления качеством образования соответствующими инструментами, функциями и подсистемами. Для этого необходимо оснастить соответствующим образом все образовательные учреждения автономного округа автоматизированными рабочими местами (АРМ), серверами, телекоммуникационным оборудованием, объединить образовательные учреждения в единую сеть, разработать регламенты обслуживания инфраструктуры и создать подсистему информационной безопасности. Создание технологической подсистемы уже начато в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре. С 1997 г. этим направлением занимается Комитет по информационным ресурсам администрации губернатора автономного округа, активное содействие оказывает департамент образования и науки. На сегодняшний день создана образовательная информационная сеть (ОИС — Intranet), большинство образовательных учреждений оснащено компьютерной техникой и комплектующими, существуют структуры, ответственные за обслуживание инфраструктуры, прорабатывается вопрос информационной безопасности. То есть в нашем случае необходимо только доработать существующую технологическую инфраструктуру, сделать ее более гибкой, безопасной, разработать регламенты взаимодействия во внутренней инфраструктуре.
Третьей целью является создание блока сбора, обработки и хранения информации. На данном этапе все участники системы, путем выхода на единое портальное решение, предоставляют информацию о текущем состоянии дел своей структуры: образовательные учреждения предоставляют статистику, необходимую структурам управления, структуры управления передают управляющие воздействия.
Необходимым является и информационно-управленческий блок, включающий в себя создание единого портального решения, внедрение систем управления вузами, создание систем управления остальными образовательными учреждениями, интеграция всех систем управления с образовательным информационным порталом автономного округа. Также этот блок включает в себя создание единого по всем образовательным учреждениям, функционирующим в единой сети, электронного документооборота, IP-телефонии и видеоконференц-связи. Создание всех подсистем информационно-управленческого блока позволит организовать единое информационное пространство образовательных учреждений и структур управления ими, что в свою очередь будет способствовать ведению единой политики в управлении качеством образования в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре.
Система управления качеством образования
■{ Нормативно-правовая база
Технологическая инфраструктура
Блок сбора, обработки и хранения информации
Информационно-управленческий ;
блок I
Анализ существующего законодательства
Разработка концепции
Разработка регламентов взаимодействия
Разработка норма-тано-правовых аюгов
Оснащение АРМами и серверами образовательных учреждений (ОУ)
Мониторинг оснащенности ОУ
Разработка методики оснащения ОУ
Поставка АРМ и серверов в ОУ
Утверждение нормативно-правовых актов
X
Создание единой сети образовательных учреждений
Анализ существующих решений
Выбор концептуального решения с учетом специфика округа
Закупка оборудования
Сдача проекта ^
Обслуживание
Разработка методики обслуживания
Обслуживание сети
Обслуживание — АРМов и I серверов в ОУ
Безопасность и защита информации
Разработка типовых форм сбора информации
Разработка автоматизированной системы обработки информации
Создание единого репозитария
Использование резервного копирования данных
Построение инфраструктуры на основе протоколов безопасности
Восстановление после сбоя
[ЗеркалированиёП ресурсов _ \
[Обслуживание
_| всей системы
! управления | образованием
Использование средств защиты информации
Использование программных средств защиты
Использование
аппаратных средств защиты
и
Разработка единого портального решения
Внедрение системы управления ВУЗом
внедрение системы управления ССУЗом
Внедрение системы управления НПО
Создание единого
электронного документооборота
—5 3
Создание единой видеоконференция зи и 1Р-телефонии
^ Анализ существующих I | решений I
| Выбор решения с ^ учетом специфики \ округа
Г Внедрение или • • доработка портального решения
Использование лицензионного ПО с открытым кодом
Использование антивирусных программ
::1__
Использование межсетевых экранов
(Использование | фаерволов
Разработка технического задания
Разработка методики внедрения
Выбор пилотной зоны
Внедрение системы управления в пилотной зоне
Анализ полученных результатов
Внедрение в оставшихся учреждениях
Анализ существующих решений
Разработка технического задания
"Создание единого сервера-электронного документооборота______
Создание единого глобального классификатора исполнителей__
Внедрение системы
Анализ существующих решений
Разработка технического задания
Создание единого сервера аидаоконференцсвяэи и 1Р-телефонии
Внедрение системы
Обучение персонала
Ри. 3. Дерево целей системы управления качеством образования автономного округа
Заключение
Использование в процессе исследования принципов системного анализа позволило выявить, что разрабатываемое организационно-технологическое и информационное обеспечение системы управления качеством образования автономного округа, построенной на государственно-общественном механизме управления, базируется на следующих системных элементах:
1) управляющая подсистема со специфическим нормативно-правовым обеспечением;
2) средства осуществления требуемого управления, включающие общественные организации, структуры, инициативы, материализующие запросы к образовательным учреждениям, кадры администраторов и педагогов, сориентированных на работу по запросам общества;
3) механизм, описывающий цикл процессов по обеспечению качества образования.
Проведенное исследование показало, что современные внутривузовские системы управления качеством образования должны быть интегрированы в единую среду информационного взаимодействия с целью решать задачи по эффективному использованию ресурсов образовательных учреждений, их наращиванию в интересах повышения качества образования, а также определению приоритетов в перспективах развития вузов, совершенствованию самооценки высших учебных заведений, их аттестации и государственной аккредитации, положив в основу единую систему показателей уровня качества образования.
В этих целях следует внедрять новые принципы менеджмента качества, совершенствовать организационную и функциональную структуры высшего учебного заведения, разрабатывать планы его стратегического развития, формировать инновационные инфраструктуры с продуманным кадровым обеспечением инновационной деятельности, обратить особое внимание на взаимодействие с работодателем, обеспечивающим обратную связь «вуз — потребитель» [10].
Литература
1. Карминская Т.Д. Опыт организации образовательных ресурсов/ Т.Д. Карминская // Информационные потребности молодежи: современное состояние и возможности удовлетворения: сб. тр. межрегион, конф. - Ханты-Мансийск. - 2004. - С. 45-48.
2. Карминская Т.Д. Актуальные вопросы подготовки специалистов из числа коренных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре / Т.Д. Карминская // Проблемы правового обеспечения этнического представительства коренных народов в органах власти. Опыт и перспективы: сб. тр. Международной науч.-практ. конф. - Ханты-Мансийск. — 2006. - С. 111-112.
3. Карминская Т.Д. Методическое обеспечение создания, освоения и использования инновационных технологий в образовательном процессе / Т.Д. Карминская [и др.] // 3-я Международная конференция «ИТОЭУ»: сб. науч. тр. - Воронеж. - 2006. - С. 215-217.
4. Карминская Т.Д. Система взаимодействия Югорского государственного университета с работодателями / Т.Д. Карминская, М.В. Барбашова // Непрерывное образование: региональный аспект, взаимодействие с работодателями : сб. тр. 2-й Всерос. науч.-практ. конф.-Екатеринбург.- 2006.- С. 121-126.
5. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры №72-п от 12.02.04 (с изменениями от 15.03.07) «Об образовательном информационном портале Ханты-Мансийского автономного округа -Югры» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.admhmao.ru, свободный.
6. Перегудов Ф.И. Основы системного анализа: учебное пособие / Ф.И. Перегудов, Ф.П. Тарасенко. - Томск : НТЛ, 2001.- 396 с.
7. Перегудов Ф.И. Системное проектирование АСУ хозяйством области / Ф.И. Перегудов [и др.]. - М. : Статистика, 1977. - 412 с.
8. Садков В.Г. Управление качеством образования в регионах России: монография / В.Г. Садков [и др.]. - М. : Прогресс, 2007. - 172 с.
9. Ханты-Мансийский автономный округ. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 октября 2001 года №574-рп. «О создании образовательной информационной сети Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.admhmao.ru, свободный.
10. Федеральное агентство по образованию РФ. Решение коллегии Федерального агентства по образованию №3/1 от 16 ноября 2004 г. «О разработке и внедрении внутривузовской системы управления качеством образования в высших учебных заведениях (на примере Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/ofinf/colleg/decisions/, свободный.
11. Российская Федерация. Распоряжение Правительства РФ от 24.04.07 № 516-р «Концепция создания государственной автоматизированной системы информационного обеспечения управления приоритетными национальными проектами» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru, свободный.
12. Экспертная группа «Автоматизация и внедрение электронных административных регламентов». Предложения по направлениям работ над электронными административными регламентами на федеральном уровне в Российской Федерации и обзор международного опыта реализации электронных административных регламентов в органах исполнительной власти [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-ms.ru/site.shtml?id=82.
Ципорин Павел Игоревич
Аспирант Югорского государственного университета, главный специалист Комитета по информационным ресурсам администрации губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, г. Ханты-Мансийск Тел.: (346 71) 92 506
Эл. почта: e-mail: [email protected] Карминская Татьяна Дмитриевна
Канд., техн. наук, доцент, проректор по учебной работе Югорского государственного университета Тел.: (346 71) 57 507, 341 16 Эл. почта: e-mail: [email protected]
P. Tsiporin, Т. Karminskaya
Building of an effective education quality control system in Khanty-Mansiysk autonomous okrug- Yugra
This article presents the analysis of principles of construction of architecture of an effective education quality control system in view of already existing elements of a necessary infrastructure with use of the system approach. Also the logic architecture of an information supply of education quality control system and its analysis is presented. The tree of the purposes of an effective education quality control system displays the necessary purposes and problems of the presented work.