Научная статья на тему 'Модельная структура региональной системы управления качеством подготовки специалистов'

Модельная структура региональной системы управления качеством подготовки специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карминская Татьяна Дмитриевна

Приведены исследования принципов и механизмов управления качеством подготовки специалистов, ориентированных на инновационную экономику. На основании моделирования объекта качества образования и среды, в которой объект функционирует, представлена модельная структура и ее анализ. Описана концепция информационного обеспечения системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карминская Татьяна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модельная структура региональной системы управления качеством подготовки специалистов»

УДК 303.732.4 Т.Д. Карминская

Модельная структура региональной системы управления качеством подготовки специалистов

Приведены исследования принципов и механизмов управления качеством подготовки специалистов, ориентированных на инновационную экономику. На основании моделирования объекта качества образования и среды, в которой объект функционирует, представлена модельная структура и ее анализ. Описана концепция информационного обеспечения системы.

Введение

Социально-экономическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на краткосрочную и долгосрочную перспективы ориентировано на инновационный путь, реструктуризацию в производственной и социальной сферах, диверсификацию производства. В округе реализуется стратегия развития, направленная на создание многосекторной экономики, социально ориентированной, базирующейся на инновационных технологиях, устойчивой к конъюнктурам мировых ресурсных рынков. Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности, высокая квалификация становятся ведущим производственным ресурсом. Приоритетом в инновационной деятельности округа является не сам по себе экономический рост, а обеспечение повышения качества жизни и уровня благосостояния населения.

Переход от сырьевой к инновационной модели развития региональной экономики происходит в условиях глобальной конкуренции. В этой связи главным фактором инновационного типа экономического роста является не экспорт невоспроизводимых природных ресурсов и продуктов их первичной переработки, а развитие и эффективное использование научного, интеллектуального и социального потенциала. Вопросы формирования региональной инновационной среды Ханты-Мансийского автономного округа — Югры становятся стратегически актуальными. Инновационная среда включает образовательные и научные организации, предприятия, имеющие ресурсы и мотивацию для обновления производства, региональную внедренческую инфраструктуру и экономические механизмы, обеспечивающие быстрое и эффективное превращение научно-технической продукции в востребованные рынком нововведения. В этих условиях значимость приобретают вопросы формирования новых жизненных стратегий, компетентности, усиление гибкости и мобильности социального поведения. Все это предъявляет новые требования к интеллектуальному уровню общества, его совершенствованию через образованность, профессионализм. Решение задачи возможно через формирование конкурентоспособной региональной системы подготовки кадров, внедрение эффективной системы управления качеством образования.

В этой связи необходимо приведение парадигмы развития образования в соответствие с инновационными ориентирами развития региона.

Цель данной работы — получить модельную структуру системы управления качеством подготовки специалистов, ориентированных на социально-экономический кластер региона.

В работе учтены основные результаты исследований по региональным проблемам подготовки специалистов для Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, включая особенности подготовки представителей коренных малочисленных народов Севера; создания региональной системы мониторинга качества образования; внедрению инновационных механизмов управления в систему образования; созданию региональной аналитической базы профессионального сопровождения инновационных процессов; формированию новой нормативно-правовой среды поддержки образования, науки и инноваций [1-3].

Постановка задачи

Региональная образовательная система формируется в условиях глобальных вызовов национальным системам образования и отдельным университетам. Среди них можно отметить:

- переход общества от индустриальной фазы в развитии экономики к экономике знаний и информационной цивилизации;

- экономическую, культурную и политическую глобализацию и связанную с этим интернационализацию образования, предполагающую рост конкуренции образовательных систем;

- введение международных образовательных стандартов и потребность в новом качественном образовании.

Адекватным ответом внешним вызовам и угрозам может служить построение системы управления качеством образования, способной реагировать на любые объективные и субъективные воздействия со стороны социально-экономического кластера региона, представляющего собой внешнюю среду относительно системы образования как объекта управления.

Социально-экономический кластер региона представлен ключевыми субъектами региональной инновационной среды: региональными органами власти и управления, учреждениями науки и образования, промышленными предприятиями и их объединениями, банками и иными инвестиционными институтами.

При этом выделяются факторы и показатели, характеризующие социально-экономический кластер региона, определяющие требования к структуре и содержанию модельной структуры системы управления качеством подготовки специалистов:

- изменение структуры рынка труда выдвигает требования к разработке модели комплексного прогнозирования потребностей в специалистах путем адекватного моделирования регионального рынка труда, так как агрегированная модель РФ не учитывает специфики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;

- сегментация общенационального рынка труда (низкая мобильность населения, неразвитая информационная и транспортная структура, дороговизна и слабая развитость рынка жилья и т.д.) определяет связь социально-экономического развития округа со структурой регионального образования при моделировании образовательной среды;

- подготовка конкурентоспособного специалиста, отвечающего современным требованиям со стороны региональной и национальной экономики, выдвигает требования инновационных подходов к управлению качеством образования, совершенствованию содержания, технологии и экономических механизмов для достижения эффективности управления в сфере образования (модели мониторинга качества подготовки, моделирование финансовой, наукоемкой и инвестиционной среды).

Моделирование системы управления качеством подготовки специалистов, обеспечивающей подготовку кадров «заданного» качества в соответствии с потребностями экономики региона, предполагает всестороннее рассмотрение исследуемого объекта. В качестве методологии в работе используется системный анализ, позволяющий рассмотреть во взаимодействии объект и управляющие системы разного уровня и назначения, вызывающие качественные изменения системы в процессе функционирования [4].

Модельная структура

На основе системного подхода построена модельная структура региональной системы управления качеством подготовки специалистов (рис. 1). Системный подход предполагает изучение объекта как системы целостного комплекса взаимосвязанных элементов в единстве со средой, в которой они находятся. Каждая система должна иметь целевое назначение, которое определяет характер взаимодействия и взаимосвязей всех элементов и подсистем системы.

Модельная структура представляет уровневую модель управления активной системой. В этой модели присутствует перечень этапов в некоторой упорядоченной последовательности действий, что позволяет понять и описать как система «работает», что происходит с ней самой и окружающей средой в ходе реализации поставленной цели. Очевидно, и подход к описанию, и степень подробности описания происходящих процессов различные. Однако общим при этом является то, что разрабатываемые модели должны отражать поведение систем, описывать происходящие с течением времени изменения, последовательность каких-то этапов, действий, причинно-следственные связи. В этой связи необходимо отчетливо определить, какой механизм управления применим по отношению к объекту, который имеет собственную модель себя и окружающей среды.

Образовательная система рассматривается как объект, имеющий экономико-социальную природу, связанный с функционированием экономико-социальных систем и проистекающих

в них процессов. Трудности формализации экономико-социальных систем обосновывают необходимость применения механизма управления, подразумевающего изменение структуры и параметров модели описания процесса в соответствии с изменением характеристик самого процесса. Таким образом, моделирование системы управления качеством подготовки специалистов предполагает сочетание «модели состава» и «модель структуры». Модель состава является целевой и для различных целей один и тот же объект может быть разбит на разные части. Модель структуры описывает способы взаимодействия системы со средой для достижения цели.

Модельная структура системы управления качеством подготовки специалистов представлена тремя уровнями формализации:

I — уровень информационно-семантических моделей (система логических и смысловых описаний, представление статистических матриц и другой информации);

II — уровень математического и имитационного моделирования;

III — уровень управления объектом, принятия управленческих решений.

Рис. 1. Модельная структура региональной системы управления качеством подготовки специалистов

Уровень информационно-семантических моделей включает три блока.

Блок «Модель объекта, модель среды» выделяет составляющую системы качества, которая характеризует текущее состояние объекта управления и управляющие факторы (состояние среды) как входные параметры системы. Объектом в данном случае является обучающийся. Среда — ресурсное обеспечение образовательного процесса (материально-техническая база и информационное обеспечение, профессорско-преподавательский состав).

Блок «Модель среды системы управления» описывает воздействующие подсистемы внешней среды (рынок труда, региональная образовательная среда, социально-экономическая среда, научно-инновационная среда). При этом подсистема «Рынок труда» представлена моделью комплексного прогнозирования потребностей в специалистах. Подсистема «Региональная образовательная среда» изображается моделью рейтингования образовательных учреждений, ориентированной на различные группы потребителей. Подсистема «Социально-экономическая среда» описывается моделью финансово-экономического (модель подушевого финансирования и др.), организационно-правового и инвестиционного обеспечения. Подсистема «Научно-инновационая среда» представлена моделью региональной инновационной среды

с обозначением интегральных субъектов (модель социологического мониторинга, модель формирования компетенций, ориентированных на инновационную внешнюю среду).

Блок «Модель управления объектом, модель управления средой» описывает управляющую подсистему (модель управления объектом) и обеспечивающую подсистему (модель управления средой).

Управляющая подсистема — интегрированная модель управления качеством образования, учебным процессом, персоналом.

Обеспечивающая подсистема — интегрированная модель стратегического управленйя, управления инновационной деятельностью, финансовыми и материальными ресурсами.

Процесс синтеза и декомпозиции предполагает формирование последовательности задач: понятийно-концептуальных, математических, информационных, нормативно-правовых, организационных и финансовых. Уровень информационно-семантического моделирования обеспечивает входные параметры процессов синтеза и декомпозиции моделей систем. Одна из особенностей изучения системных процессов — наличие последовательных процессов. Процессу синтеза предшествует анализ. Суть анализа состоит в разделении целого на части, представлении сложного в виде совокупности более простых компонент. Но чтобы изучить целое, сложное, необходим и обратный процесс — синтез как процесс описания сложного из совокупности имеющихся представлений. Таким образом, процесс синтеза неразрывно связан с анализом и акцентирует внимание на том, как выполняются операции разделения целого на части и объединения частей в целое и почему они выполняются именно так, а также в какой степени анализ и синтез могут быть алгоритмизированы. Конечным этапом анализа является этап агрегирования, так как объяснить целое через его части можно лишь в виде структуры целого, т.е. создания так называемой «содержательной модели» [4].

Процесс декомпозиции выполняется по содержательной модели проблеморазрешающей системы. Операция декомпозиции представляется как сопоставление объекта анализа с некоторой моделью и выделение в нем того, что соответствует элементам в этой модели.

Моделирование и имитация являются центральным событием во всей структуре управления. Они определяют планы развития, набор существенных параметров, корректирующие воздействия. В процессе моделирования оценивается качество образовательных систем, учебного процесса, подготовленности обучающихся, научной и инновационной деятельности, управления образовательными системами [5, 6].

На этапе моделирования используются методы экспертных оценок, включая дельфийский метод прогнозирования, методы, основанные на статистике качества [7].

Процесс оптимизации и верификации управляющих параметров предполагает на основе мониторинга процессов ранжирования факторов по значению и силе их влияния на систему управления качеством подготовки.

Проводится оценивание методов, средств и процедур наблюдения за объектом управления (контрольно-оценочные, социологические, статистические, контент-анализ документов и др.) с целью выработки управляющих воздействий, определение набора регулируемых факторов для разработки и реализации соответствующих региональных программ в области управления качеством подготовки специалистов.

Таким образом, модельная структура определяет развитие системы управления качеством подготовки кадров в трех измерениях: структурном, институциональном и содержательном.

Модельная структура системы управления качеством образования предполагает процессы сбора и обработки большого объема информации, что делает необходимым процесс автоматизации. Информационное обеспечение системы является необходимым условием эффективной системы управления качеством образования.

Аддитивная концепция информационного обеспечения

Проблема создания информационного обеспечения системы управления качеством подготовки специалистов имеет сложную структуру, включающую понятийно-концептуальные, математические, социологические и информационно-технологические, а также организационные, юридические, кадровые и финансовые аспекты. Автоматизация представляет собой генеральное направление совершенствования процессов управления. В этой области накоплен огромный опыт, детально разработана математическая теория автоматизированного управления. Однако этот опыт прежде всего относится к автоматизированным системам

управления (АСУ) техническими объектами, от которых данная система принципиально и качественно отличается по целому ряду существенных параметров. Отличия обусловлены спецификой самого объекта управления, которым является обучающийся и учебный процесс. Необходимо также отметить большую длительность цикла управления, которая составляет как минимум срок обучения.

Как объект управления обучающийся является активной системой, т.е. имеет свои цели, которые отличаются от целей системы управления. Также он имеет модель окружающей среды, включающей и модель системы управления. Уровень сложности учащегося как объекта управления на порядок превосходит сложность технических объектов, поэтому АСУ качеством подготовки специалистов относится к рефлексивным АСУ активными объектами. Теория таких АСУ в настоящее время находится в процессе разработки. Для разработки информационного обеспечения данной АСУ принята аддитивная концепция.

Аддитивная концепция информационной системы управления предполагает участие человеческого ресурса (отсюда и название —- аддитивная).

Для рассматриваемых систем первоочередной задачей становится корректный сбор данных. Проектирование системы включает этапы разработки модулей сбора, хранения и вывода данных, их анализа и предоставления информации в виде, обеспечивающем принятие решений (обратная связь). Такая структуризация позволяет существенно упорядочить информационные потоки. Для оптимизации задачи информационное обеспечение системы управления качеством подготовки специалистов реализуется в среде интегрированной структуры с учетом имеющейся региональной информационно-управленческой системы поддержки и принятия инновационных управленческих решений, распределенной региональной образовательной среды, других информационных ресурсов. Интегрированная информационная структура предназначена для развертывания и поддержки существующих ИТ-решений и не исключает включения новых.

Аддитивная концепция позволяет формализовать процессы интеграции информационных систем, которые содержат разностороннюю информацию об одних объектах, когда множества идентификационных классов атрибутов в системах пересекаются, а множества функциональных и дополнительных классов атрибутов различаются.

В концепции информационного обеспечения системы используется аппаратно-программный ресурс — распределенная региональная Интранет (Intranet) образовательная сеть, которая включает образовательный информационный портал (www.eduhmao.гu). Портал представляет собой мультипортальное решение, где концентрируется интегрированная информация, представляющая социальный кластер региона (образование, культура, молодежь, народы Севера) и может использоваться для аккумулирования статистической информации [8].

Заключение

Региональная система управления качеством образования — важнейшая составляющая образовательной политики региона, инструмент обеспечения фундаментальных прав личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, эффективных технологий развития современного общества и человека. Системный подход обеспечил построение модельной структуры системы управления качеством образования, на основе которой выявлена необходимость реформирования образования в трех измерениях: структурном, институциональном и содержательном.

По результатам проведенных исследований сформулированы выводы и рекомендации по эффективному формированию в округе инновационной образовательной среды, которая обеспечит качественную подготовку кадров:

- структурные изменения в системе образования необходимы в направлениях управления содержанием образования, качества образования и взаимодействия с работодателями;

- активно использовать программно-целевые формы поддержки развития науки и образования, направленных на развитие инновационных процессов, обеспечивая их среднесрочную финансовую поддержку наряду с оперативной грантовой формой;

- программно-целевые формы подготовки кадров, развития науки и образования в сочетании с инновационной деятельностью должны стать элементами всех программ развития автономного округа;

- учреждения высшего профессионального образования, научные лаборатории, исследовательские центры должны стать инициаторами новых исследований при определении направлений развития округа;

- развитие трехстороннего взаимодействия предприятий, науки и образования, предполагающее создание профильных инновационных учебно-научно-производственных площадок, становление системы государственного партнерства для формирования инновационной образовательной среды в автономном округе.

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра является экспериментальной площадкой многих пилотных проектов инновационного развития науки и образования, внедряет лучшие модели эффективного управления. Решение обозначенных в работе вопросов в полном объеме будет способствовать системному прорыву в сфере подготовки кадров, созданию собственной интеллектуальной базы в регионе.

Литература

1. Карминская Т.Д. Актуальные вопросы подготовки специалистов из числа коренных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре / Т.Д. Карминская // Проблемы правового обеспечения этнического представительства коренных народов в органах власти. Опыт и перспективы : сб. тр. Межд. науч.-практ. конф. - Ханты-Мансийск. - 2006. -С. 111-112.

2. Карминская Т.Д. Роль университетов в инновационном развитии регионов / Т.Д. Карминская // Формирование инновационного потенциала вузов в условиях Болонского процесса : сб.тр. Межд. науч.-метод. конф.- Тюмень.- 2007.- С. 71-73.

3. Карминская Т.Д. Система взаимодействия Югорского государственного университета с работодателями / Т.Д. Карминская, М.В. Барбашова // Непрерывное образование: региональный аспект, взаимодействие с работодателями : сб. тр. 2-й Всерос. науч.-практ. конф. -Екатеринбург. - 2006. - С. 121-126.

4. Перегудов Ф.И. Основы системного анализа: учебное пособие / Ф.И. Перегудов, Ф.П. Тарасенко. - Томск : НТЛ, 1997.- 396 с.

5. Болотов В.А. Система оценки качества образования: учебное пособие / В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова. - М. : Университетская книга, Логос, 2007.- 192 с.

6. Садков В.Г. Управление качеством образования в регионах России: монография / В.Г. Садков [и др.]. - М. : Прогресс, 2007. - 172 с.

7. Васильев В.И. Оценка качества деятельности образовательного учреждения / В.И. Васильев. - М. : ИКАР, 2005. - 320 с.

8. Ханты-Мансийский автономный округ-Югра. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры №72-п от 12.02.04 (с изменениями от 15.03.07) «Об образовательном информационном портале Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.admhmao.ru, свободный.

Карминская Татьяна Дмитриевна

Канд. техн. наук, доцент, проректор по учебной работе ГОУ ВПО «Югорский государственный университет» Тел.: (34671) 57 05 07; 3 41 16; 8 912 902 10 15 Эл. адрес: ktd@mail.ru

T.D. Karminskaya

Model structure of a regional control system of preparation of experts quality.

Results of researches of the preparation quality management principles and mechanisms of the experts focused on innovative economy are presented. On the basis of modelling of the education's quality object and environment, in which the object functions, the modelling structure and its analysis is presented. The concept of a system's information supply is described.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.