Научная статья на тему 'Построение адаптивной модели электронного обучающего курса'

Построение адаптивной модели электронного обучающего курса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
E-LEARNING / CORPORATE LEARNING / MODEL OF TRAINING COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дроздова Анна Александровна

Данная работа посвящена системе корпоративного обучения и, в частности, дистанционного. Выявлена специфика обучения, характерные особенности и отличительные черты. Проанализированы существующие в настоящее время проблемы и недостатки. Для решения некоторых из них автором предложена обобщенная модель построения электронного обучающего курса, ориентированная на максимально эффективное обучение. Выделен перечень результатов, на которые должно ориентироваться проводимое обучение. Данный перечень представлен в виде слоев, где каждый последующий включает в себя предыдущий. Рассмотрены свойства и критерии, которым должен соответствовать обучающий курс, а также проанализированы результаты от его внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This work is devoted to the system of corporate training, in particular distance learning. There are identified the specific of training in this area, the specific difference and distinctive features. It notes the existing problems and shortcomings. To solve some of this problems, authors propose a generalized model of e-learning course focused on the most effective instruction possible. The article selects the list of main results, on which training should be oriented. This list is presented like layers, where each further layer includes the previous one. The article describes properties and criteria that must be met for a training course, and analyzes the results from its implementation.

Текст научной работы на тему «Построение адаптивной модели электронного обучающего курса»

вой службе, за исключением ввоза товаров в Российскую Федерацию, когда эту функцию выполняет Федеральная таможенная служба. Неотъемлемым условием повышения экономической эффективности этих платежей является также ужесточение контроля за их целевым использованием.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду установлена Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в котором определены виды вредного воздействия, а с 01.01.2016 этим документом будет регламентироваться и порядок взимания платы, но ставки платы устанавливаются Правительством РФ. С 01.01.2016 в данный Федеральный закон вносятся значительные изменения, направленные на повышение экономической заинтересованности плательщиков в снижении объемов загрязнения. Объекты, оказывающие вредное воздействие, поделены на четыре категории, критерии которых устанавливаются Правительством РФ и зависят от уровня негативного влияния на окружающую среду. Учет таких объектов включает и определение плательщиков, что должно улучшить администрирование.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду рассчитывается путем умножения так называемой «платежной базы» на ставку и коэффициенты, которые могут быть как повышающими, так и понижающими. Платежной базой является объем или масса загрязняющих веществ, которая определяется плательщиками на основе данных производственного экологического контроля.

К нововведениям относятся возможность как уменьшения суммы платы на затраты по реализации мероприятий, снижающих вредное воздействие, так и ее увеличение с применением коэффициента 100 за несоблюдение обязательств по снижению загрязняющих веществ в течение шести месяцев после наступления сроков, определенных планом таких мероприятий.

Но даже такие меры будут эффективны только в случае жесткого контроля за полнотой и правильностью исчисления и уплаты соответствующих сумм платы со стороны государства. Администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду, как и экологического сбора, возложено на Ро-сприроднадзор. Эффективное администрирование -крайне сложная задача для такой структуры, учитывая

огромное количество плательщиков. Проверка Счетной палаты Российской Федерации показала наличие существенных недостатков в выполнении Росприрод-надзором закрепленных за ним полномочий. В частности, выяснилось, что на учете в этом ведомстве в связи с администрированием платы за негативное воздействие на окружающую среду стоят далеко не все плательщики, а лишь самые крупные, что составляет лишь 25% от зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Кроме того, Росприроднадзором не обеспечивается сбор даже плановых показателей доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду. В некоторых федеральных округах этот план выполняется менее, чем на 11% [6].

Подводя итог, необходимо выделить основные направления повышения экономической эффективности экологических платежей в Российской Федерации:

• объединение утилизационного и экологического сборов и их введение, наряду с платой за негативное воздействие, на окружающую среду в состав Налогового кодекса;

• передача администрирования экологическими платежами Федеральной налоговой службе (за исключением ввоза товаров в Российскую Федерацию, когда эту функцию выполняет Федеральная таможенная служба);

• предусмотреть целевое использование, путем аккумулирования средств в специальных фондах.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об отходах производства и потребления».

3. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

4. Косов М.Е., Ахмадеев Р.Г. Замедление роста в промышленном секторе экономики России и его последствия // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 20015. - N12 (246).

5. Голубцова Е.В. Роль налогов в экологическом развитии России // Российское предпринимательство. - 2012. - № 21 (219).

6. Пономарева Н.В., Голубцова Е.В. О введении экологического сбора. // Финансы. - 2015. - № 12.

ПОСТРОЕНИЕ АДАПТИВНОЙ МОДЕЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧАЮЩЕГО

КУРСА

Дроздова Анна Александровна

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

АННОТАЦИЯ

Данная работа посвящена системе корпоративного обучения и, в частности, дистанционного. Выявлена специфика обучения, характерные особенности и отличительные черты. Проанализированы существующие в настоящее время проблемы и недостатки. Для решения некоторых из них автором предложена обобщенная модель построения электронного обучающего курса, ориентированная на максимально эффективное обучение. Выделен перечень результатов, на которые должно ориентироваться проводимое обучение. Данный перечень представлен в виде слоев, где каждый последующий включает в себя предыдущий. Рассмотрены свойства и критерии, которым должен соответствовать обучающий курс, а также проанализированы результаты от его внедрения.

ABSTRACT

This work is devoted to the system of corporate training, in particular distance learning. There are identified the specific of training in this area, the specific difference and distinctive features. It notes the existing problems and shortcomings. To solve some of this problems, authors propose a generalized model of e-learning course focused on the most effective instruction possible. The article selects the list of main results, on which training should be oriented. This list is presented like layers, where each further layer includes the previous one. The article describes properties and criteria that must be met for a training course, and analyzes the results from its implementation.

Ключевые слова: дистанционное обучение, корпоративное обучение, модель построения обучающего

курса.

Keywords: e-learning, corporate learning, model of training course

Сегодня дистанционное образование является современным и эффективным методом обучения. Его популярность во всем мира растет значительными темпами. Тысячи людей обращаются к дистанционному обучению, чтобы при современном ритме жизни без отрыва от работы получить новые полноценные знания, отвечающие международным стандартам качества, повысить квалификацию, усовершенствовать имеющиеся навыки.

Дистанционное образование сочетает в себе лучшие элементы традиционного обучения, сложившиеся на протяжении веков с самыми современными методиками обучения и передовыми информационно -коммуникациоными технологиями.

Как правило, дистанционное обучение рассматривается организациями как самостоятельный, обособленный вид и подразделяется на:

• различные электронные курсы и обучающие программы, которые обеспечивают передачу и контроль усвоения информации и используются в основном для функциональной подготовки персонала;

• видеосеминары, которые направлены на специализацию и контроль усвоения информации, полученной при прохождении электронных курсов и самостоятельной подготовки, повышая эффективность обучения за счет активного вовлечения участников в учебный процесс и получения от них обратной связи по обсуждаемым вопросам в режиме реального времени.

Портал обучения и развития (далее - учебный портал) - это одно из современных средств организации дистанционного обучени. На учебном портале может размещаться актуальная информация об учебных мероприятиях, каталоги электронных курсов, тренажеры для обучения новым программам и приобретения специализированных навыков, тестовые задания для проведения плановых аттестаций и др. Назначенные курсы и тесты, а также их результаты доступны персонально каждому сотруднику после его регистрации на портале.

Следует учитывать то, что обучатся будут взрослые люди с высшим образованием, обладающие уже практическими навыками и сложившимися жизненными ценностями. Основная цель обучения взрослых - приобретение знаний по конкретным вопросам,

связанным с совершенствованием профессиональной деятельности, повышение общей культуры, а не приобретение знаний как таковых. В связи с этим для обучения и профессиональной переподготовки взрослых людей первостепенную важность приобретает методология обучения, а также применение современных образовательных технологий.

Кроме того, при использовании технологий дистанционного обучения возникают и определенные трудности. Основной сложностью при разработке и сопровождении обучающих и тестовых программ является необходимость наличия методической поддержки. Кроме того, не стоит забывать и про трудоемкость и высокой стоимости данной разработки.

Несмотря на активное использование технологий дистанционного обучения в банковской системе, на текущий момент имеется ряд проблем, препятствующих развитию данного направления. Можно выделить некоторые общие проблемы:

• недостаточность нормативно-методического обеспечения в части использования технологий дистанционного обучения;

• недостаточная организационно-управленческая и техническая поддержка процесса обучения с использованием технологий дистанционного обучения;

• наличие нескольких автоматизированных систем дистанционного обучения, создававшихся и развивавшихся независимо друг от друга, что затрудняет реализацию единых подходов к организации обучения с использованием технологий дистанционного обучения и организацию взаимодействия между системами.

Таким образом, на основе всего вышесказанного предлагается следующая общая модель построения электронных обучающих курсов:

1. Электронный обучающий курс должен содержать элементы адаптивности - в частности, гибкую траекторию обучения (что является кардинальным отличием от систематического и обязательного изучения материала на очных курсах). При этом важен модульный подход к представлению учебного материала, который позволяет осуществлять обучение в зависимости от уже имеющегося уровня знаний.

I

±

Итоговоый тест по курсу

Не выполнен

(Выполнен

V

Завершение изучения курса

Рис. 1. Пример структуры компьютерного учебного курса с элементами адаптивности

В начале работы с электронным курсом специалисту предлагается пройти специальный пре-теста, позволяющий определить его исходный уровень знаний. В зависимости от результата выполнения этого пре-теста, обучающемуся рекомендуется та или иная образовательная траектория.

Кроме модулей учебного материала, содержательная часть дистанционного курса так же должна включать в себя:

• Библиотеку ресурсов (тематическую литературу, списки полезных веб-ресурсов, статьи, действующие Указания и Законы);

• Предметный или тематический словарь (глоссарий);

• Дополнительные информационные материалы (например, ответы на часто задаваемые вопросы, контактные телефоны и адреса ответственных за обучающие курсы).

Блок Элементы содержания

Инструктивный Общая инструкция по работе с курсом, примерный график работы с материалами курса, контактные телефоны и т.д.

§ к о в 1 X к Модули Учебные материалы Глоссарий

Модуль 1 Глоссарий к модулю 1

Модуль 2 Глоссарий к модулю 2

Модуль 11 Глоссарий к модулю и

Контролирующий Тестовые задания Практические задания

Коммуникативный Форумы Чаты Рефлексивные материалы

Рис. 2. Пример общей формы компьютерного обучающего курса

Все это позволит создать курс максимально ориентированным на обучающегося, с широким спектром дополнительных материалов и источников информации.

2. Обучающий курс должен быть максимально ориентирован на самостоятельную работу обучающегося, а также обеспечивать его заинтересованность в процессе обучения. Объем образовательного контента должен быть необходимым и в то же время достаточным для изучения предмета курса. Таким образом курс должен содержать набор различных инструментов обучения: различные компьютерные тренинги и ситуационные практикумы, обучающие тренажеры, справочную литературу, а также пре- и пост-тренинговых тесты.

3. Обучающий курс должен учитывать специфику обучения в банковской сфере, а именно:

• Необходимость постоянного самообразования. Частые изменения нормативных документов, сокращение жизненных циклов банковских продуктов, частые инновации в окружающей среде ведут к резкому повышению требований к образовательному и квалификационному уровню банковского персонала.

• Высокие квалификационные требования. Необходим постоянный контроль за уровнем квалификации с целью выявления пробелов в знаниях с учетом развития технологий, изменения нормативной базы.

• Повышенные требования к информационному обеспечению трудовой деятельности. Результаты труда прямо связаны с качеством поступающей работнику информации.

• Высокая техническая оснащенность и массовая автоматизация рабочих мест [1].

Таким образом, для обеспечения необходимого уровня подготовленности персонала должна быть организована практически непрерывная возможность обучения в условиях ограниченных финансовых ресурсов, территориальной удаленности и невозможности отрыва персонала от основного места работы на длительный срок.

4. В обучающий курс обязательно должны быть включены элементы активного обучения, предусматривающие визуализацию учебного материала, использование мультимедиа и применение современных компьютерных технологий. Для этого наиболее подходящими являются :1^^технологии, позволяющие заменить трудновоспринимаемые текстовые инструкции, на наглядную и понятную анимацию.

5. Компьютерные средства обучения должны содержать актуальный учебный материал и быть снабжены актуальной нормативной базой. Для этого возможна реализация он-лайн подключения к соответствующим базам

6. Средства обучения должны быть ориентированы на использование в Web-среде. То есть обучение может происходить не только путем подключения к внутренней корпоративной сети Интранет, но и удаленно, например, через интернет-портал банка, где путем ввода личного логина и пароля, каждый сотрудник может продолжить или начать обучение в любом месте и в любое время.

7. Обеспечение непрерывности и цикличности процесса обучения и тестирования, например:

• регулярное проведение обучение и тестирование сотрудников при изменении их должностных или функциональных ролей;

• проведение обучения и тестирования сотрудников при существенных изменениях, происходящих в типовых программных комплексах;

• проведение обучения и тестирования вновь принятых сотрудников.

Например, в состав учебных курсов можно включить «программу адаптации» - специально созданную программу для новых сотрудников, на период испытательного срока, которая будет проводиться через учебный портал. Непрерывный и циклический характер обучения и тестирования позволит поддержи-

Первый уровень - базовые навыки, которые являются необходимым условием для приобретения профессиональных знаний и влияют на эффективность их использования.

Второй уровень - профессиональные навыки: способность осуществлять деятельность в конкретном профессиональном контексте.

Третий уровень - межличностные навыки: организованность, коммуникабельность, умение работать в команде, владение искусством переговоров.

Четвертый уровень - навыки обучения: умение применить имеющиеся знания в новых условиях, быстрая профессиональная адаптация.

Пятый уровень - личностные изменения, характеризующиеся способностью переосмысливать ценности, лежащие не только в основе профессиональной деятельности, но и выходящие за ее рамки.

В настоящее время дистанционное обучение в России развивается еще не достаточно быстро, и российский рынок дистанционного образования отстает

вать необходимый уровень знаний сотрудников и соответствовать квалификационным требованиям с минимальными затратами, так как в основном будут использоваться уже существующие и разработанные дистанционные курсы.

8. Образовательная программа должна быть нацелена на решение профессиональных проблем обучающихся специалистов банковской отрасли. Таким образом, основным результатом обучения является приращение профессиональной компетентности обучающихся. Учитывая изменение профессиональных навыков и умений как важнейший результат обучения, система повышения квалификации специалистов в идеале должна ориентироваться на более широкий перечень результатов, которые были бы адекватны вышеуказанным потребностям [2]. Этот перечень можно представить в виде слоев, где каждый последующий включает в себя предыдущий (рис. 3)

от западных стран, где активно проводятся научно-исследовательские работы в области дистанционных технологий, и многие организации уже имеют собственные постоянно действующие университеты, институты, учебные центры внутреннего профессионального образования. Однако, в последние годы и в России многие банки начали рассматривать расходы на обучение персонала как основные и необходимые, понимая, что именно высококвалифицированный персонал является ключевым звеном в конкурентной борьбе в современных рыночных условиях.

Пока основными заказчиками и потребителями систем дистанционного обучения являются крупные организации с регионально распределенной структурой. Они все больше стараются внедрить электронные системы обучения среди своих сотрудников различных должностей, начиная от операторов и заканчивая руководителями структурных подразделения, по всем возможным направлениям.

5-йуровень. Личностные изменения

4-й уровень. Навыки обучения.

3-й уровень. Межличностные навыки

2-й уровень. Профессиональные навыки

1-йуровень. Базовые навыки

Рис. 3 Навыки обучения

Реализация предложеной модели построения адаптивного обучающего электронного курса в банковской сфере позволит обеспечить:

• четкую структуру курса и его упорядоченность;

• возможность организации индивидуального подхода к обучению специалиста, гибкость предоставления информации;

• многофункциональность обучающего курса;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• поэтапный самоконтроль обучения специалиста и контроль со стороны руководства;

• постоянную заинтересованность в обучении;

• актуальность учебного курса;

• возможность профессионального самосовершенствования без отрыва от производства.

Список литературы

1. Гусева А.И., Дроздова А.А. Анализ применения электронных обучающих курсов в системе корпо-

ративного обучения банковских сотрудников // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11-4. - С. 845851;

2. Дроздова А.А., Гусева А.И. Современные технологии дистанционного обучения в банковской сфере// Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5.

3. Дроздова А.А. Корпоративное обучение как ключевое звено управления персоналом в банковской деятельности //Материалы XVIII Международной научно-практической конференция «Проблемы и перспективы развития образования в России». - Новосибирск. - 2013. - С. 288-295.

4. Магура М.И., Курбатова М.Б. Обучение персонала как конкурентное преимущество. - М.: Интел-Синтез, 2004. - С. 6-45.

5. Сидоров В.А. Образование и подготовка кадров в условиях новой технической реконструкции. -М.: Высш. шк., 2004.

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Журавлева Марина Николаевна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учёта и аудита Оренбургского ГАУ

Артюшина Анастасия Игоревна Студентка 2 курса специальности «Экономическая безопасность» Оренбургского ГАУ

Аннотация

В статье раскрываются методы отражения государственных субсидий в бухгалтерском учете, а также формы предоставления субсидий. Рассматривается учет государственной помощи в программе 1С:Бухгалтерия 8.3. Abstract

The article discusses the account of state aid in the program 1C: Accounting 8.3. Disclosed are methods of reflection of government subsidies in the accounting, as well as the form of grants.

Ключевые слова: Государственная помощь, программа 1С Бухгалтерия 8 ред. 3.0,Бджетный кодекс. Keywords: State aid, the program 1С Accounting 8 Ed. 3.0 Budget Code.

В современных условиях ключевой проблемой агропромышленного комплекса страны являются организация рациональной и эффективной государственной политики в области регулирования данной отрасли и совершенствование механизма предоставления государственных субсидий.

Распределение, получение и использование государственных субсидий - достаточно сложные экономические процессы, как и отражение этих операций на счетах бухгалтерского учета и в финансовой отчетности предприятия. Признание государственной помощи в бухгалтерском учете сельскохозяйственных предприятий имеет ряд особенностей, связанных с разнообразием форм государственной помощи, направлением финансирования, степенью влияния на производство и реализацию продукции[3].

Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 устанавливает единые правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных организаций), являющимся юридическими лицами по законодательству

РФ. В соответствии с документом государственная помощь признается как увеличение экономической выгоды конкретного предприятия в результате поступления активов денежного и неденежного характера.

Государственная помощь коммерческим предприятиям, занятым производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, предоставляется в большинстве случаев в форме различного рода субсидий. Согласно Бюджетному кодексу РФ субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе для возмещения затрат или недополученных доходов, связанных с производством и реализацией основных видов продукции и товаров, выполнением работ и оказанием услуг[3].

Предприятиям аграрной отрасли государственная помощь предоставляется в форме денежных средств, т.е. субсидий, носящих безвозмездный и безвозвратный характер, и бюджетных кредитов, возмездных и возвратных. Кроме этого, также могут быть предоставлены ресурсы, отличные от денежных средств, т.е. земельные участки, природные ресурсы,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.