Научная статья на тему 'ПОСТОЯННАЯ ТРЕВОГА НЕГАТИВНО ВЛИЯЕТ НА ОБУЧЕНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА'

ПОСТОЯННАЯ ТРЕВОГА НЕГАТИВНО ВЛИЯЕТ НА ОБУЧЕНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
273
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ / ANXIETY / ADAPTATION OF THE CHILD / EMOTIONAL STATE / MANIFESTATION OF ANXIETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волобуева Елена Васильевна

В статье рассматривается тревожность младшего школьника как устойчивое личностное образование, которое может сохраняться долгое время. Рассмотрена мини-классификация видов тревожности, с которыми чаще всего сталкиваются учителя приведены примеры, описаны виды тревожных детей. Проанализировали особенности проявления школьной тревожности младших школьников. Описано много примеров проявления школьной тревожности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTANT ANXIETY HAS A NEGATIVE INFLUENCE ON YOUNGER STUDENT LEARNING

The article considers the anxiety of a younger schoolboy as a stable personal education that can be maintained for a long time. A mini-classification of the types of anxiety that teachers most often face is considered. examples are given and the types of anxious children are described. We analyzed the features of school anxiety in younger students. Many examples of school anxiety are described.

Текст научной работы на тему «ПОСТОЯННАЯ ТРЕВОГА НЕГАТИВНО ВЛИЯЕТ НА ОБУЧЕНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

переход к новой системе дополнительного профессионального образования. Новые социокультурные условия информационного общества обуславливают построение новой модели непрерывного профессионального развития педагога.

Литература:

1. Бурцева Е.Т. Педагогические условия развития инновационных процессов в контексте непрерывного профессионально образования: Монография. 2-е изд. Перераб. И доп. - Невинномысск: НГГТИ, 2004. - С. 85-86

2. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования. [Текст] / Э.Ф. Зеер: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования - 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 416 с. — (Сер. Бакалавриат). ISBN 978-5-7695-5895-5

3. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года. Режим доступа: http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095

4. Купцов, О.В. Непрерывное образование и его структура // Высшее образование в Европе. - Т. XVI.-№ 1. - Европейский центр по высшему образованию - ЮНЕСКО. - 1991

5. Маслов, В.И. Непрерывное образование: подходы к сущности / В.И. Маслов, Н.Н. Зволинская, В.М. Корнилов // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. - М. 1993

6. Санина Е.И. Непрерывное образование как фактор профессионального развития личности педагога. [Текст]. / Е.И. Санина, Е.В. Шемякина // Материалы всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Непрерывное математическое образование: проблемы, научные подходы, опыт и перспективы развития» Москва, 16-17 июня 2016 г. // Отв. ред. Е.И. Санина. - М: 2016. - С. 9-14.

7. Федоров В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. - 330 с. ISBN 5-8050-0089-Х

Педагогика

УДК 371

аспирант Волобуева Елена Васильевна

ФГБНУ Федеральное государственное бюджетное научное учреждение

«Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (г. Москва)

ПОСТОЯННАЯ ТРЕВОГА НЕГАТИВНО ВЛИЯЕТ НА ОБУЧЕНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Аннотация. В статье рассматривается тревожность младшего школьника как устойчивое личностное образование, которое может сохраняться долгое время. Рассмотрена мини-классификация видов тревожности, с которыми чаще всего сталкиваются учителя приведены примеры, описаны виды тревожных детей. Проанализировали особенности проявления школьной тревожности младших школьников. Описано много примеров проявления школьной тревожности.

Ключевые слова: тревожность, адаптация ребенка, эмоциональное состояние, проявление тревожности.

Annotation. The article considers the anxiety of a younger schoolboy as a stable personal education that can be maintained for a long time. A mini-classification of the types of anxiety that teachers most often face is considered. examples are given and the types of anxious children are described. We analyzed the features of school anxiety in younger students. Many examples of school anxiety are described.

Keywords: anxiety, adaptation of the child, emotional state, manifestation of anxiety.

Введение. В наше не простое время было замечено большое число эмоционально неустойчивых тревожных учеников, особенно их много в начальной школе.

Возможно, это связано с нестабильностью и опасностью современного мира, неблагоприятной экономической ситуацией. Помимо понятных причин беспокойства, существуют также скрытые причины, которые не очевидны для родителей и учителей.

Изложение основного материала статьи. В психологии под тревожностью понимается «устойчивое личное образование», которое сохраняется длительное время», как переживание эмоционального дискомфорта, как предчувствие надвигающейся опасности (А.М. Парихожан). Чувство страха может возникнуть в определенной ситуации, это «личный страх» или это также может быть фоном в жизни ребенка, это «общий страх» [4].

В большинстве случаев дети могут реагировать на травмирующие обстоятельства (например, госпитализацию, развод родителей, смерть близких и т.д.) или на хронические травматические последствия (неправильное воспитание в семье, негативное отношение одноклассников или учителей).

Неприятные события, сложные ситуации неизбежны в жизни каждого человека, но дети сталкиваются с ними чаще, чем взрослые, и очень чутко реагируют на них, что кажется взрослому привычным и естественным, может причинять боль и вызвать беспокойство и страх у детей [2].

Постоянное беспокойство в большинстве случаев негативно влияет на качество обучения и общения детей, но в некоторых случаях оно может иметь мобилизующий эффект, «заменяя и замещая другие мотивации и потребности» [4].

Преодоление повседневных трудностей, с одной стороны, позволяет ребенку накапливать жизненный опыт, а с другой - травмирует и невротизирует.

Преодоление повседневных трудностей дает возможность ребенку, с одной стороны, получать жизненный опыт, а с другой - травмирует и невротизирует.

Предлагаем рассмотреть мини-классификацию видов тревожности, с которыми чаще всего сталкиваются учителя.

Беспокойство как черта личности: этот тип беспокойства относится к ребенку с астенией, который склонен к пессимистическому взгляду на жизнь. Чаще всего такой подход к жизни ребенок перенимает от родителей, (например, Неуверенная в себе мама девочки Лизы 8 лет, во время разговора все время сидит на краю стула, ломает пальцы, вся напряжена, все время ни разу не улыбнулась. Лиза перед всем классом выглядит так же, лицо серьезное, испуганное, здоровается сухо, никому не улыбается, как будто ожидает чего-то плохого).

Возрастная тревога: этот тип тревоги, с которым сталкиваются учителя первого класса. Новое неизвестное окружение пугает ребенка, он чувствует себя неуверенно, не знает, чего ожидать, что заставляет его беспокоиться. Ребенок может плакать с небольшими затруднениями (линейка забыла, ручка протекла, родители забрали его из школы позже). Учителя о таких детях говорят, что они еще маленькие. По мере взросления ребенок становится менее эмоционально отзывчивым на трудности, набираясь опыта, начинает переносить его в новые ситуации. Чувствуя себя более уверенным, ребенок будет меньше бояться перемен и быстрее к ним адаптироваться.

Ситуативная тревога: эмоциональный дискомфорт связан с определенной ситуацией. Например, у ребенка может возникнуть страх перед новыми людьми, боязнь публичных выступлений. Школьная тревожность является разновидностью ситуативной тревожности. Ребенка волнует и беспокоит все что связано со школой. Он боится контрольных работ, боится получить двойку, боится отвечать у доски это не потому, что он не знает урока, боится ошибиться. Такой вид тревожности чаще всего проявляется у детей, к которым предъявляют завышенные требования или если ребенка постоянно сравнивают с более успешными братьями с сестрами.

Условно тревожных детей можно разделить на четыре вида [6]:

- Невротики, это дети с соматическими проявлениями (тики, энурез, заикание и т.д). В работе с психосоматическими проявлениями тревожности требуется много терпения и уверенности в себе. Этого обычно не хватает учителю. Чаще всего таким проявление тревожности страдают мальчики. Например, мальчик Саша 7 лет, общительный и дружелюбный мальчик с множеством повторяющихся страхов и тиков (спазмы в голове), Саша с удовольствием пошел к школьному психологу, сказал, что боится, расписал свои страхи. Но во время этих разговоров о страхах ее тик усилился. Этим детям необходима консультация невролога, а иногда и психиатра. Детям, страдающим подобными видами тревожности, следует прежде всего надо выговориться, необходимо попросить родителей не заострять внимание на соматических проявлениях ребенка. Таким детям полезно рисовать страхи, также поможет проявление активности (битье подушкой, обниматься пухом).

- Расторможенные или очень активные, эмоционально возбудимые дети с глубоко спрятанными стражами. Они стараются хорошо учится в школе, но у них не получается, тогда они становятся нарушителями дисциплины. Могу специально изображать из себя клоуна в классе, так ка боятся на самом деле стать такими из-за не успешности. Таким образом они пытаются спрятать свой страх. Таким детям необходимо доброе отношение окружающих, поддержка со стороны учителя и одноклассников, им надо помочь поверить в свои силы.

- Застенчивые - это тихие, обаятельные дети, они бояться отвечать у доски, не поднимают руки пока учитель их не спросит, не проявляют инициативы, не вступают в контакт со сверстниками, очень старательны и прилежны в учебе. Боятся спросить учителя, пугаются если учитель повышает голос. Все ошибки аккуратно замазывают и стирают, не успокоятся пока не сделают все что задано. Таким детям может помочь группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны им оказывать поддержку, если будут какие-то затруднения предлагать им выход из положения, признавать за ребенком право на ошибку, больше хвалить.

- Замкнутые. Такие дети мрачные, неприветливые. Не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят отдельно от всех. У них могут быть проблемы в учебе, так как нет заинтересованности и включенности в процесс. Например, мальчику Диме 8 лет, все задания он выполнял формально, просто чтобы отстали, нам нужно сблизиться с этими детьми, мальчик Дима интересуется динозаврами, поэтому через его интересы нам удалось заставить его поговорить, со временем отношения в классе наладились, он перестал бояться учителя и своих одноклассников. С такими детьми необходимо развивать их интересы, проявлять участие и доброту.

Рассмотрим особенности проявления тревожности [6]:

- Страх перед неизвестным, этот страх лежит в основе всех видов тревожности. Многие первоклассники, проболев неделю или больше не хотят возвращаться в школу. Перед тем как они заболели у них только стали налаживаться какие-то отношения, они только начали привыкать к школе, а вдруг за время болезни все изменилось, что они будут не к месту, что их не узнают, не примут? Лучше всего в такой ситуации устроить так чтобы одноклассники пока ребенок болеет звонили ему, и он сам звонил им, если позволяет состояние здоровья ребенка можно зайти проверить больного. Если ребенок до болезни посещал какой ни будь кружок, то выход из болезни лучше начать с посещения секции или кружка.

- Идеальный ребенок. Ребенок с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в нужной последовательности. Он не может продолжать работу, пока не закроет все колпачки речек и маркеров, даже если их придется снова открывать через минуту. Когда он садится учиться, на столе должен быть полный порядок. Об этом могут только мечтать родители других детей, а родители тревожного ребенка приходят в ярость от его педантизма. Эти симптомы обычно являются симптомами обсессивно-компульсивного расстройства.

- Чужие страхи. Ребенок заражается тревожностью от своих близких, об этом говорили и писали много раз. Особенно часто это происходит если ребенок легко возбудимый и внушаемый. При этом его родителям не всегда известно происхождение его страхов. Например, Петя 9 лет, он отказывается идти домой один, хотя сам боролся за это и гордился тем, что одним из первых кто будет возвращаться домой один. Оказывается, она всю неделю провела с бабушкой, которая, по словам мамы, всегда всего боится. Бабушка рассказала Пете несколько ужасных историй, которые могли бы случиться с ним, если бы он пришел домой один, попросила его перезвонить ей перед выходом из школы и сразу после возвращения домой, очень нервничала, если вдруг позвонит позже, чем была она ожидала. В таких ситуациях помогут помочь беседа и разъяснения, можно проиграть как он будет добирать один домой.

- Оптимум мотивации. При усилении мотивации деятельность улучшается до определенного предела, а с какого-то момента начинает разрушаться. Это известный закон особенно ярко проявляется на тревожных детях. Первоклассники практически все сильно замотивированы на успешной учебе, но в ситуации повышенной значимости (контрольные, ответ у доски) очень нервничают и ничего не могут с этим сделать, забывают слова, делают самые глупые ошибки. Поэтому не следует говорить ученикам о том, что завтра будет серьезная контрольная работа, от которой будет зависеть ваша четвертная оценка. Часто родители хотят повысить мотивацию ребенка и говорят ему об опасности не перейти в следующий класс, и остаться на

второй год. Все это пугает ребенка, тем самым он все забывает и путает или вообще ничего не делает. Такие дети постоянно спрашивают правильно ли они делают, требуют подробного пояснения каждого последующего шага, не проявляют инициативы.

- Социальная желательность. Это тревожные дети, которые хотят произведи хорошее впечатление. Они твердо знают, как надо себя вести, чтобы не было проблем и замечаний (не говорить не правду, не опаздывать, не испытывать ни к кому неприязни, переходить улицу только не зеленый свет). У них есть сильное желание быть хорошим. Например, Мише 7 лет, беспокойный, незащищенный ребенок из многодетной семьи, у него проблемы в школе и с дисциплиной. У него высокий уровень учебной мотивации, он знает, чем хочет заниматься в школе, и хочет стать настоящим учеником.

Часто у тревожных детей высокая самооценка. Они действительно хотят, чтобы их принимали и хвалили, что часто выдают желаемое за действительное. Это можно назвать «защитной реакцией».

- Переутомление. Как известно, тревожные дети быстро устают и им сложно переключиться на другой вид деятельности. Это связано с постоянным напряжением.

Например, Дане 7 лет, у него активная и требовательная мама. Даня тоже активный ребенок, поэтому ему часто делают замечания, так как мама Дани работает в одной школе, она постоянно за ним присматривает. Идя с ним в школу, она говорит ему, чтобы он вел себя хорошо, не дрался, был внимателен в классе. Даня всегда знает: что бы ни случилось, мама все равно узнает. Мальчик устал от такого контроля и нуждается в отдыхе.

- Большая ответственность. Обеспокоенные дети чувствуют себя более ответственными за все происходящее, они склонны винить себя во всех проблемах, которые случаются с их близкими. Ребенок должен знать пределы своей ответственности. С одной стороны, когда вы отвечаете за кого-то, вы перестаете бояться, но с другой стороны, это создает большое напряжение. Как следствие, повышается тревога.

Выводы. Учителю нужно помнить, что процесс адаптации ребенка к школе во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно и комфортно ребенок будет себя чувствовать на уроке, в ситуациях взаимодействия с одноклассниками.

Используя игровые приемы и упражнения, педагог может создать в классе дружескую атмосферу взаимодействия, что поможет детям снять внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом. В процессе обучения ребенок усваивает правила поведения в школе, осознает необходимость соблюдения норм взаимоотношений со сверстниками и учителем.

Литература:

1. Акбаева Д.Д., Текеева А.А. Эмпирическое исследование гнева в юношеском возрасте и способы его коррекции // International Journal of Medicine and Psychology. 2019. Том 2. №3. С. 180-187.

2. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей: СПб.: Речь, 2000. — 507 с.

3. Цахаева А.А., Аминова Д.К. Психологическое исследование подростков с различным уровнем организации правового самосознания // International Journal of Medicine and Psychology. 2019. Том 2. №3. С. 201-206.

4. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика - М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. - 304 с.

5. Шамаева И.В. Особенности работы с подростками, переживающими утрату, в условиях образовательного учреждения закрытого типа // International Journal of Medicine and Psychology. 2019. Том 2. №4. С. 233-238.

6. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб.: Гиппократ, 1995.

7. Цахаева А.А. Восстановление нравственного здоровья личности подростка как акмеологическая проблема // International Journal of Medicine and Psychology. 2019. Том 2. №3. С. 227-233.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Газизов Андрей Равильевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донской государственный технический университет» (г. Ростов-на-Дону); кандидат физико-математических наук, доцент Газизов Евгений Равильевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный аграрный университет» (г. Казань)

ПРОБЛЕМАТИКА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблематика защиты ресурсов информационной системы образовательной организации высшего образования, а также предлагаются механизмы для разрешения существующих проблем. Оптимальным решением в данной ситуации является: формирование «Политики безопасности» и подсистемы управления доступом к ресурсам информационной системы. Такой подход гарантирует обеспечение целостности, конфиденциальности и доступности информационных ресурсов образовательной организации, подлежащих защите.

Ключевые слова: диаграмма Исикавы, информационный ресурс, информация, межсетевой экран, подсистема контроля доступа, политика безопасности информационной системы.

Annotation. The article deals with the problem of protecting the resources of the information system of an educational organization of higher education, and also offers mechanisms for solving existing problems. The optimal solution in this situation is to form a «security Policy» and a subsystem for managing access to information system resources. This approach guarantees the integrity, confidentiality, and availability of the educational organization's information resources that are subject to protection.

Keywords: access control subsystem, firewall protection, information, information resource, information system security policy, the Ishikawa diagram.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.