УДК: 37.013.42
ПРОБЛЕМА ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
И ПУТИ КОРРЕКЦИИ
Алимирзаева Э.А.
ЧОУ «Социально-педагогический институт», Дербент
Аннотация. В статье исследуется проблема проявления тревожности у детей младшего школьного возраста. Экспериментальным путем доказывается, что практически у каждого младшего школьника наблюдается средний уровень тревожности с тенденцией к высокому, поэтому таким детям нужна целенаправленная и планомерная работа специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи.
Ключевые слова: младшие школьники, страх, тревога, тревожное состояние, тревожность.
THE PROBLEM OF ANXIETY IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN AND WAYS OF CORRECTION
Alimirzaeva E.A.
CHOU VO "Social and pedagogical institute," Derbent
Annotation. The article examines the problem of the manifestation of anxiety in children of primary school age. It is experimentally proved that almost every younger student has an average level of anxiety with a tendency to high, so these children need purposeful and systematic work of specialists in the provision of psychological and educational assistance.
Key words: younger schoolchildren, fear, anxiety, anxiety, anxiety.
Глобальные социально-экономические, информационно технологические изменения, происходящие в обществе, ускорение темпа жизни, внедрение различных образовательных инноваций, введение федеральных государственных образовательных стандартов, повышение учебных требований приводят к росту напряженности, тревожности, нарушениям поведения и межличностного взаимодействия.
В современной цивилизации увеличивается число событий, ситуаций, влияющие на психическую стабильность человека. Природные и техногенные катастрофы, социальная нестабильность существования общества, увеличение требований, предъявляемых личности в процессе обучения и трудовой деятельности, ведут к повышению тревожности и неуверенности младших школьников, нередко вызывая страхи по поводу настоящего и будущего. Огромную роль в возникновении личностной тревожности играе период дошкольного и школьного возраста.
Актуальность работы обоснована тем, что наблюдается рост числа тревожных школьников. По своим характеристикам они проявляют беспокойство, чувство неуверенности в себе, их психика и эмоции неустойчивы. До подросткового возраста тревожность усиливается и закрепляется, и это приводит к скоплению
углубленного чувственного навыка, что способствует повышению тревожного состояния.
Разные ученые полагают, что за последние годы произошло повышение количества детей, проявляющих тревожное поведение. Результаты современных исследований в данной области показали, что проявления тревожности стала более глубокой и личной. Следовательно, необходимо углубленное изучение возникшей трудности.
Ученые, которые занимаются исследованием проблемы (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.М.Прихожан, А. Фрейд, В.И. Гарбузов, В.С.Мухина, И.М.Никольская, М.М. Буянов, М.В. Осорина, Р.М. Грановская и др.) отмечают, что тревожное состояние детей связано с нарушением их эмоционального становления, со страхами, возникающими у них в процессе сталкивания с различными ситуациями, а также их психологической защитой, возникающей при испытании страха.
Практически на любом этапе развития личности у детей наблюдается повышенная тревожность, которую можно связать с возникающими проблемными ситуациями. Так, в трудах различных авторов отмечается, что тревожность, приобретенная в раннем детстве, может привести к тому, что у ребенка будут наблюдаться различные психосоматические и психические нарушения в развитии индивида. Поэтому, необходимо изучение не только причин возникновения проявления тревожности у ребенка, его особенностей, а также есть необходимость в разработке рекомендаций по оказанию эффективной психолого-педагогической помощи.
Многие ученые понятие тревожности определяют с различных точек зрения, но все определения данного понятия сводятся к единому пониманию того, что они рассматриваются с позиции изучения особенностей различного вида неблагополучия. Так, например, многие школьники могут испытывать чувство беспокойства, связанное с проблемой учебы в школе, низкой оценкой их способностей со стороны педагогов, родителей, непринятием их своими сверстниками, проблема адаптации ребенка в школе, трудности взаимоотношений в семье и многое другое. Как правило, потом у этих детей наблюдаются определенные комплексы и чувство неуверенности в своих способностях, поступках, что в дальнейшем, может привести к общей неудовлетворенност собой.
В словаре практического психолога под тревожностью понимается «...эмоциональное состояние и склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных реакций» [1].
В.В. Суворова в своей книге подчеркивает, что понятие тревожности рассматривается с позиции психологического состояния душевной неуравновешенности индивида [4]. А.М. Прихожан утверждает, что тревожность возникает у школьников в связи с тем, что они испытывают эмоциональный дискомфорт. Р.С. Немов отмечает, что тревожность проявляется тогда, когда ребенок испытывает беспокойство в проблемных ситуациях.
Проанализировав данное понятие многими авторами, мы отмечаем, что особенности протекания данного процесса связано, прежде всего, с эмоциональным неблагополучием личности, которое можно связать с рядом причин. В ходе работы
были выявлены причины, сказывающиеся на эмоциональном неблагополучии ребенка. Это рассматривается в трудах таких исследователей, как Л.И. Божович, А.В. Захаров, М. И. Лисина, А.М. Прихожан, которые утверждают, что истоки тревожного поведения, наблюдаемы в основном у школьников, заложены еще в их детстве. Дети в своих семьях чувствуют постоянную тревогу, находятся в напряжении, испытывают чувство беспокойства. Однако, как утверждают авторы, данную проблему еще можно решить, если оказать реальную практическу помощь в работе с данной категорией детей.
Поэтому, наша исследовательская работа рассматривает вопрос об оказании реальной практической помощи детям с повышенной тревожностью. Работа велась с учащимися младших классов начальной школы. Для этого нами была выдвинута цель нашег исследования, которая заключалась в том, чтобы определить уровень тревожности младших школьников и в дальнейшем запланировать работу по решению данной проблемы.
Исходя из этого, нами была определена гипотеза исследования, которая состои в следующем: своевременное изучение выявленных причин возникновения повышенной тревожности младших школьников позволит нам спроектировать рекомендации специалистам образовательных учреждений для снижения уровня тревожности.
Для решения определенной цели нами были разработаны следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы изучения проблемы тревожности младших школьников в психолого-педагогической литературе;
2. Изучить особенности проявления тревожности младших школьников;
3. Изучить уровень тревожности младших школьников в условиях образовательной школы;
4. Разработать практические рекомендации, направленные на преодоление тревожности у младших школьников.
В качестве опытно-экспериментальной базы исследования была выбрана МБОУ СОШ 21 г. Дербента. В качестве выборки испытуемых принимали участие учащиеся начальных классов, возрастная категорм которых составляет 7 - 8 лет, всего 14 учащихся, из них 7 девочек и 7 мальчиков.
Для изучения уровня тревожности младших школьников нами подобраны и использованы следующие диагностические методики:
1. Тест тревожности «Выбери нужное лицо» Р. Теммла, М. Дорки, В. Амена;
2. Методика диагностики школьной тревожности Филлипса;
3. Методика измерения уровня тревожности Тейлора, которая помогает определить склонность к стрессу и депрессии [2].
Первая методика позволила нам выявить уровень тревожности детей на происходящие в их жизни различные ситуации. Для этого детям предлагалось рассмотреть предлагаемые рисунки, которые были отдельно подобраны для мальчиков и для девочек. Беседа велась с кажды ребенком в отдельности. На предлагаемых рисунках, учащиеся должны были рассмотреть предложенную ситуацию и ответить на вопрос о том, какое состояние испытывает ребенок в конкретной представленной ситуации - грустное или радостное?
Полученные ответы детей нами отмечались в бланк протокола, по которым были выявлены три уровня проявления тревожности: низкий, средний и высокий.
Среди опрошенных детей, у 2 испытуемых - 14,3 % был определен низкий уровень тревожности. 11 учащихся, что составило 71,4 % имеют средний уровень тревожности. У 2 испытуемых - 14,3 % выражен высокий уровень тревожности.
В ходе работы со школьниками по данной методике, дети, у которых наблюдался высокий уровень тревожности, реагировали на некоторые вопросы, задаваемые автором исследования, проявляя при этом чувство волнения и беспокойства, что также оказывало влияние на их дальнейший выбор рисунка с изображением грустного лица.
Следующую диагностику в нашей работе мы проводили по определению уровня школьной тревожности. Ученикам предлагались карточки с утверждениями, где им необходимо было дать ответы на поставленные вопросы. Полученные результаты ответов обрабатывались в соответствии с представленным ключом. Однако, мы отмечаем, что у некоторых школьников наблюдались ответы, не соответствующие ключу обработки результатов, что подтверждает проявления тревожности у них. Кроме того, была выявлена группа школьников, у которых таких ответов наблюдалось значительно больше, что подтверждает их повышенную тревожность. Также выявлена группа детей, имеющих высокую тревожность.
В предлагаемой методике нами были изучены показатели по следующим нижеперечисленным факторам тревожности. Было проанализировано, как складывается общая тревожност к школе у всех учеников.
По итогам шкалы «Общая тревожность в школе» было отмечено, что у испытуемых не выявлен высокий уровень тревожности. Мы отмечаем, что 7% испытуемых имеют повышенный показатель общей тревожности. Это доказывает, что учащиеся переживают ситуации, связанные с такими моментами обучения, как взаимодействие с педагогами, родителями и своими сверстниками.
Почти 93% детей из всего количества испытуемых имеют обычную степень школьной тревожности, что наблюдается у 13 школьников. Школьные запросы, проблемы не считаются для данных детей травмирующими. Это создает условия для обычного развития школьника в школе, установления дружески отношений в коллективе.
Все испытуемые, 100% (14 детей), не имеют социального стресса. Следовательно, отношения с социальным окружением у них удовлетворительные.
Наблюдается небольшое повышение показателя уровня страха самовыражения у 8% испытуемых. У многих школьников страх самовыражения не преобладает над другими чувствами, и наблюдается в конкретных ситуациях. 92% детей не имею проблем взаимодействия с социумом.
Все школьники, что составило 100%, отметили, что для них более значима личная оценка происходящего и ориентир на личные эталоны, так как они не чувствуют страха перед ожиданиями окружающих. Наряду с этим, 86% младших школьников проявляют чувство страха в ситуациях, когда учитель в классе проверяет домашнюю подготовку учащихся на уроке. Многие из них считают, что многие учителя предъявляют к ним повышенные запросы а значит, могут не оценить их, а отрицательные оценки в высшей степени болезненны для них и предполагают опасность их положению между одноклассниками.
У 7% школьников (1 учащийся) в ходе общения с педагогами наблюдается сильное эмоциональное напряжение. У остальных же школьников (93%) данной проблемы не было выявлено.
Кроме того, было выявлено, что 1 школьник имеет выраженный показатель высокой тревожности к стрессовым ситуациям, и уровень сниженной приспособляемости к ним. У остальных 13 школьников, что составило 93 %, наблюдалась обычная реакция на данные ситуации (вызов учителя к доске и т.д.). Полученные результаты проведения доказывают, что у испытуемых тревожность часто возникает в ходе социального характера воздействий учителей.
Третья методик дала нам возможность определить как учащиеся склонны к стрессу и депрессии [3].
В результате у 5 учащихся, что составляет 30 %, отмечен высокий уровень тревожности. Почти у 50% ребят (7 учащихся наблюдается средни уровень тревоги, с тенденцией к высокому. У 2 учеников был выявлен средни уровень тревожности, с тенденцией к низкому уровню, что составило 14 %. И только у 7% испытуемых (1 учащийся) наблюдается низкий уровень тревожности.
Данные третьей методики подтверждают то, что 63 % испытуемых имеют средний уровень тревожности. Это доказывает то, что в условиях класса и школы большинство учеников в ходе взаимодействия с учителями и своими одноклассниками испытывают неуверенность в себе.
Как итог нами отмечается, что у большинства ребят класса наблюдается средний уровень тревожности с тенденцией к высокому, что доказывает то, что в школе необходимо проводить в дальнейшем планомерную и системную работу с учениками. Исходя из этого, в перспективе планируется написание рекомендаций специалистам общеобразовательных учреждений по решению данной проблемы.
Литература:
1. Быстрова Е.В., Митичева Т.И. Изучение особенностей проявления тревожности у детей младшего школьного возраста // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57749 (дата обращения: 24.09.2018).
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.- Москва-Воронеж: МОДЭК, 1997.- 352с.
3. Лисина М. И. Общение, личность и психология ребенка. - Воронеж, 1997.
4. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // Тревога и тревожность. - СПб., 2001, (215 - 223 с.)
5. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум. - СПб., 2006, ( 255 с.)
6. Сидоров К.Р. Самооценка в психологии // Мир психологии, 2006, №2.
7. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. - СПб., 2007, (192 с.)
8.Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко. - М., 2006, (479 с.)
Literature:
1. Bystrova E.V., Miticheva T.I. Study of the manifestations of anxiety in children of primary school age // Modern scientific research and innovation. 2015. № 9. Part 2
[Electronic resource]. URL: http://web.snauka.ru/issues /2015/09/57749 (appeal date: 09/24/2018).
2. Bozovic L.I. Problems of the formation of personality. - Moscow-Voronezh: MODEK, 1997.- 352s.
3. Lisina MI Communication, personality and psychology of the child. - Voronezh,
1997.
4. May R. The Summary and Synthesis of Theories of Anxiety // Anxiety and Anxiety. - SPb., 2001, (215 - 223 p.)
5. Rean A.A. Psychology and psychodiagnostics of personality. Theory, research methods, workshop. - SPb., 2006, (255 p.)
6. Sidorov K.R. Self-esteem in psychology // World of Psychology, 2006, №2.
7. Parishioners A.M. Psychology of anxiety: preschool and school age. - SPb., 2007, (192 p.)
8. Psychological Dictionary / Ed. V.P. Zinchenko. - M., 2006, (479 p.)