ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
ПешнинА.С.*
ПОСТОЯННАЯ ПАЛАТА ТРЕТЕЙСКОГО СУДА КАК СРЕДСТВО МИРНОГО РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ
Ключевые слова: постоянная палата третейского суда, международный спор, Гаагская конференция мира.
The Permanent Court of Arbitration (PCA) was established by the Convention for the Pacific Settlement of International Disputes, concluded at The Hague in 1899 during the first Hague Peace Conference. The Conference was convened at the initiative of Czar Nicolas II of Russia «with the object of seeking the most objective means of ensuring to all peoples the benefits of a real and lasting peace, and above all, of limiting the progressive development of existing armaments». The most lasting achievement of the Conference was the establishment of the PCA: the first global mechanism for the settlement of interstate disputes. The 1899 Convention, which provided the legal basis for the PCA, was revised at the second Hague Peace Conference in 1907.
For PCA's 110-year histoiy PCA resolute approximately 60 international disputes, encompassing territorial, treaty, and human rights disputes between states; and commercial and investment disputes, including disputes arising under bilateral and multilateral investment treaties.
Although the 1899 and 1907 Conventions contain basic mles of procedure, parties may, by agreement, adopt their own procedural framework, or may elect to use the PCA's own modern mles of procedure, which are based on the highly regarded and widely used arbitration mles of the United Nations Commission on International Trade law (UNCITRAI). These are the Pemanent Court of Arbitration Optional Rules for Arbitrating Disputes between Two States (adopted in 1992); the Permanent Court of Arbitration Optional Rules for Arbitrating Disputes between Two Parties of Which Only One Is a State (1993); the Pemanent Court of Arbitration Optional Rules for Arbitration Involving International Organizations and States (1996); the Permanent Court of Arbitration Optional Rules for Arbitration between International Organizations and Private Parties (1996); the Permanent Court of Arbitration Optional Conciliation Rules (1996); the Permanent Court of Arbitration Optional Rules for Fact-finding Commissions of Inquiiy (1997); the Permanent Court of Arbitration Optional Rules for Arbitration of Disputes Relating to Natural Resources
* Аспирант Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина. [[email protected]]
and/or the Environment (2001); and the Pemanent Court of Arbitration Optional Rules for Conciliation of Disputes Relating to Natural Resources and/or the Environment (2002).
Initially conceived as an instmment for the settlement of disputes between states, the PCA was authorized, in the 1930s, to use its facilities for conciliation, and for the arbitration of international disputes between states and private parties, thus making it available for resolving certain commercial and investment disputes.
В настоящее время в мире чрезвычайно обострился вопрос разрешения кризисных и конфликтных ситуаций. В этой связи особую актуальность приобретает проблема выбора алгоритма действий при их разрешении. Данный выбор в значительной мере зависит от интересов сторон и при их содействии должен основываться на принципах международного права.
В международном праве в качестве императивного сложился принцип мирного разрешения споров, согласно которому международные споры должны разрешаться исключительно мирными средствами.
Принцип мирного разрешения споров развивался параллельно с принципом запрещения применения силы или угрозы силой. Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. о мирном разрешении международных столкновений содержат только пожелание «по возможности» воздержаться от применения силы и прибегать к мирным способам разрешения споров. «С целью предупредить, по возможности, обращение к силе в отношениях между Государствами, — говориться в ст. 1 Гаагской конвенции 1907 года, — Договаривающиеся Державы соглашаются прилагать все свои усилия к тому, чтобы обеспечить мирное решение международных несогласий». Статья 2 указанной Конвенции предусматривает обязательство «в случае важного разногласия или столкновения, прежде чем прибегнуть к оружию, обращаться, насколько позволят обстоятельства, к добрым услугам или посредничеству одной или нескольких дружественных Держав».
Таким образом, согласно Гаагской конвенции 1907 года, мирные средства разрешения споров не являлись даже обязательной стадией в разрешении споров. Содержащееся в Конвенции обязательство, «прежде чем прибегнуть к оружию», обращаться к мирным средствам разрешения споров сводилось, по существу, на нет и превращалось в простое пожелание оговоркой «насколько позволят обстоятельства»1.
Впоследствии принцип мирного разрешения споров был закреплен в Уставе ООН, а также в ряде других универсальных международно-правовых документов, разработанных в соответствии с ним. Среди таких документов
1 Tvhkuh Г.И. Теория международного права / под общ. ред. проф. JI.H. Шестакова. М., 2006. С. 48.
можно выделить Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 года, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 года, Манильскую декларацию о мирном разрешении международных споров 1982 года.
Принцип мирного разрешения международных споров означает обязанность государств решить все возникающие между ними споры и конфликты исключительно мирными средствами. При этом не играет роли, угрожает спор международному миру и безопасности или нет. Так как международный спор вне зависимости от его масштабов, силы и количества государств, вовлеченных в спор, угрозе миру и безопасности подлежит мирному урегулированию. При этом государства остаются свободными в выборе мирных средств урегулирования спора.
Сущность принципа мирного разрешения международных споров заключается не только в том, что международные споры должны разрешаться мирными средствами, а в том, что они должны разрешаться только мирными средствами, исключительно мирными средствами, т.е. недопустимо никакое применение силы при разрешении международных споров. Профессор П.П. Блищенко и М.Л. Энтин отмечают, что положения Устава ООН и Декларации принципов международного права 1970 года о том, что урегулирование международного спора должно проводиться «таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость» и «в согласии с принципами международного права», указывают еще на три существенных элемента, характеризующих принцип мирного разрешения споров. Результат мирного урегулирования ни в коем случае не должен создавать угрозу международному миру и безопасности, задевать интересы третьих стран, создавать новые конфликтные ситуации или, не решив спора по существу, не ликвидировав причин конфликта, оставлять постоянную возможность обострения «скрытого конфликта между государствами»2.
Все средства мирного разрешения международных споров традиционно делятся на две группы. Переговоры, консультации, примирение, следственная и согласительная комиссии, посредничество и добрые услуги составляют первую группу и определяются как дипломатические средства, потому что стороны всецело контролируют спор и могут принять или отвергнуть предложенный механизм его урегулирования. В другую группу входят международное арбитражное (третейское) и судебное разбиратель-
1 Блищенко И.П., Энтин М.Л. Мирное разрешение споров между государствами — один
из важнейших принципов международного права: международно-правовые формы сотрудничества государств в Европе. М., 1977. С. 60.
ства, которые известны в доктрине международного права как правовые средства. Основной характерной особенностью международного арбитражного (третейского) и судебного разбирательств является вынесение решений, имеющих обязательную юридическую силу для участвующих в споре государств, и то, что спор разрешается на основании норм международного права.
Международный арбитраж — одно из самых древних правовых средств мирного разрешения международных споров. Под международным арбитражем понимается особая процедура рассмотрения и урегулирования международных споров и временный международный орган, создаваемый по взаимному согласию государств для разрешения какого-либо конкретного спора, споров определенной категории или вообще любого спора между договаривающимися сторонами в случае их возникновения \
Обращение за разрешением международных споров к беспристрастному органу, который выносил бы решения на основе права, далеко не новая идея. Наиболее древняя форма международной юрисдикции — третейские суды. Современная история международного судебного разбирательства начинается с Договора Джея, заключенного в 1794 году Великобританией и США. Договор предусматривал создание смешанных комиссий для разрешения ряда споров между этими двумя странами. Комиссия состояла из равного числа членов, назначаемых каждой из сторон и возглавляемых третейским судьей. В XIX веке тенденция к судебному разбирательству международных дел получила дальнейшее развитие. Решающим этапом в ходе эволюции третейского суда стало в 1872 году третейское разбирательство спора между США и Великобританией, касавшегося претензии по делу о крейсере «Алабама», предъявленной США Великобритании в связи с нарушением последней нейтралитета во время гражданской войны в США.
Организационное оформление третейский способ разрешения международных споров получил лишь в начале XX века, после первой конференции мира 1899 года в Гааге. Конференция была созвана по инициативе императора Николая II «с целью найти наиболее подходящее средство убеждения людей в преимуществах существующего длительного мира и, превыше всего, в ограничении прогрессирующего роста существующих вооружений»2. Державы, участвовавшие в конференции, подписали Гаагскую конвенцию о мирном разрешении международных столкновений, в соответствии с которой обязались прилагать максимальные усилия, чтобы обеспечить урегулирование международных разногласий мирными средствами с целью избежать, насколько это возможно, применение силы в отношениях между госу-
1 Словарь международного права. М., 1982. С. 11—12.
2 Permanent Court of Arbitration. The Hague. 2007. P. 6.
дарствами. Самое главное достижение Конференции было учреждение ППТС, первого глобального механизма по урегулированию межгосударственных споров. Конвенция 1899 года, обеспечившая правовую основу ППТС, была пересмотрена на второй Гаагской конференции мира в 1907 году. Ф.Ф. Мартенс в своей работе «Современное международное право цивилизованных народов» написал о первой конференции мира в Гааге, что «бессмертна слава Гаагской конференции мира, что она впервые организовала применение этого способа (третейского разбирательства) и узаконила его авторитет единогласным решением 24 государств Европы, Америки и Азии»1.
Палата образована для облегчения государствам возможности обращения к третейскому суду при возникновении споров, которые не могли быть урегулированы дипломатическим путем.
В международном праве сложились две формы международного арбитража: а) предусматриваемый в международных договорах для разрешения споров, могущих возникнуть при их толковании и применении (институционный или постоянный арбитраж); б) создаваемый по конкретному спору, так называемый арбитраж ad hoc, или изолированный арбитраж.
Институционные арбитражные суды предназначены действовать в будущем и разрешать разногласия, которые могут возникнуть между договаривающимися сторонами. Постоянный характер институционного арбитража заключается в том, что государства, подписавшие соглашение о нем, обязаны предстать перед ним в случае возникновения соответствующего спора, т.е. существует постоянное обязательство подчинения спора арбитражу. В этом отношении международный арбитраж во многом схож с международными судами. Но в системе институционного арбитража третейский суд образуется для каждого возникшего спора посредством компромисса 2.
Кроме институционного арбитража, как уже отмечалось, существует арбитраж ad hoc. Арбитраж ad hoc учреждается после возникновения спора по специальному соглашению сторон для вынесения решения по данному конкретному спору и после выполнения своих функций прекращает существование, т.е. носит временный характер
Уникальность ППТС в том, что Палата сочетает в себе качества арбитража ad hoc и институционного арбитража, так как суд существует только для того, «чтобы обеспечить возможность обращаться к третейскому суду в
1 Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. В 2-х томах / под ред. В.А. Томсинова. М., 2008. Т. 1. С. 320.
2 Казарян Г.Р. Некоторые специфические черты международного арбитража // Проблемы государства и права. М., 1975. № 11. С. 249—250.
3 Schlochauer H.J. Arbitration // Encyclopedia of Public International Law — Settlement of Disputes. Vol. 1. N. Y.1981. P. 19-20.
случае международных споров» (ст. 41 Гаагской конвенции 1907 года). После возникновения спора стороны все равно должны заключить компромисс для учреждения арбитражного суда ad hoc под эгидой ППТС согласно положениям Гаагской конвенции 1907 года.
В состав ППТС входят лица, назначенные договаривающимися сторонами (до четырех человек от одного государства-участника, которые вместе составляют так называемую «национальную группу» этого государства).
Арбитрами могут быть, как указано в ст. 44 Гаагской конвенции 1907 года, лица, которые были бы известны своими познаниями в вопросах международного права, пользовались бы полнейшим личным уважением и выразили бы готовность принять на себя обязанности третейского судьи.
На сегодняшний день Российская Федерация представлена в ППТС следующими лицами:
1) Бекяшев К.А. — доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой международного права Московской государственной юридической академии.
2) КолодкинА.Л. — доктор юридических наук, профессор, заместитель генерального директора Государственного научно-исследовательского института морского транспорта.
3) Колосов Ю.М. — доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой международного права Московского государственного института международных отношений (университета) МИДа России.
4) Черниченко С.В. — доктор юридических наук, профессор, руководитель Центра международного права и гуманитарных проблем Дипломатической академии МИДа России.
Назначенные лица вносятся в качестве членов ППТС в особый список, из которого формируется арбитраж, когда государства обращаются в ППТС для разрешения возникшего между ними спора. Члены ППТС назначаются на 6 лет.
В настоящий момент Конвенция о мирном решении международных столкновений 1907 года насчитывает 109 государств-участников. Так, 6 ноября 2008 года Объединенные Арабские Эмираты присоединились к Конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 года, и с 5 января 2009 года стали полноправным членом ППТС.
ППТС компетентна для всех случаев арбитражного разбирательства. В ее структуру входят: Международное бюро, которое служит канцелярией Палаты, оно составляет список назначенных государствами членов Палаты, доводит его до сведения государств (возглавляется Бюро Генеральным секретарем) и Административный Совет, состоящий из аккредитованных дипломатических представителей государств-участников под председатель-
ством министра иностранных дел Нидерландов, рассматривающий вопросы, касающиеся деятельности Палаты (бюджетные, финансовые, функциональные вопросы). Местопребывание ППТС — г. Гаага (Нидерланды).
Несмотря на то, что Конвенция 1907 года содержит основные процессуальные нормы, стороны могут, по обоюдному согласию, принять собственные процессуальные правила. Таковыми Правилами являются: Факультативные арбитражные правила рассмотрения споров между двумя государствами (1992); Факультативные арбитражные правила рассмотрения споров между двумя сторонами, одной из которых является только государство (1993); Факультативные арбитражные правила по рассмотрению споров между международными организациями и государствами (1996); Факультативные арбитражные правила по рассмотрению споров между международными организациями и частными лицами (1996); Факультативные Примирительные правила (1996); Факультативные правила для Следственных Комиссий по установлению фактов (1997); Факультативные арбитражные правила рассмотрения споров, связанных с природными ресурсами и/или окружающей средой (2001); Факультативные Примирительные правила рассмотрения споров, связанных с природными ресурсами и/или окружающей средой (2002).
Приведенные процессуальные Правила и их содержание позволяют субъектам международного права обратиться к услугами ППТС и быть уверенными в объективном и всестороннем рассмотрении их спора.
Изначально созданная для урегулирования споров между государствами, в 1930-х ППТС была уполномочена использовать свои возможности для примирения и для арбитражного разрешения международных споров между государствами и частными лицами (Дело «Radio Corporation of America v. China»), что сделало возможным разрешение определенных коммерческих и инвестиционных споров.
За свою 110-летнюю историю ППТС рассмотрела приблизительно 60 дел \ в том числе по межгосударственным территориальным спорам; спорам, связанным с правами человека; коммерческим и инвестиционным спорам, включая споры, возникающие в рамках двусторонних и многосторонних договоров.
В октябре 1994 года Административный Совет ППТС принял решение об учреждении Фонда Финансовой Поддержки. Фонд, вклады в который вносятся на добровольной основе, обеспечивает финансовую поддержку государствам, имеющим право на получение такой финансовой помощи (как правило, развивающие государства) для того, чтобы позволить им час-
1 Permanent Court of Arbitration. The Hague. 2007. P. 50.
тично или полностью оплатить расходы, связанные с международным (третейским) арбитражем или с другими средствами урегулирования споров, предлагаемыми Гаагскими конвенциями. Так, Правительство Нидерландов в 2008 году пожертвовало в Фонд 700 тыс. евро.
Споры, возникшие в связи с Договором к Энергетической Хартии 1994 года, могут быть переданы на рассмотрение в третейский суд. В арбитражных (третейских) разбирательствах между государствами Генеральный Секретарь ППТС наделен функцией по назначению арбитров.
Арбитражный Регламент ЮНСИТРАЛ 1976 года возлагает на Генерального Секретаря ППТС полномочия по назначению компетентного органа по запросу сторон в целях ускорения процедуры арбитражного (третейского) разбирательства.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года предусматривает арбитраж (третейский суд) в качестве механизма разрешения споров, используемого по умолчанию. ППТС исполнял роль секретариата в нескольких арбитражных (третейских) разбирательствах в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года.
В последние годы ППТС занималась развитием так называемых «региональных процедур» с целью сделать знания и опыт ППТС более доступными. Данная инициатива нацелена на установление правовых основ, согласно которым будущие арбитражные (третейские) суды смогут проходить в принимающей стране на основе ad hoc без необходимости в постоянном физическом присутствии. Согласно указанным основам, ППТС и принимающая страна обязуются сотрудничать, чтобы удостовериться в том, что арбитры и служебный персонал ППТС способны выполнять свои функции в тех же условиях, которые гарантированы Соглашением о штаб-квартире ППТС с Правительством Нидерландов. С этой целью ППТС учредила практику заключения так называемых «договоров с принимающей страной».
Таким образом, многолетний опыт работы, список первоклассных арбитров позволяют с полной уверенностью говорить о необходимости существования ППТС, об огромном потенциале ППТС в будущем. В практике международного урегулирования споров Постоянная палата третейского суда занимает достаточно видное место, однако существует проблема его более широкого и эффективного использования.