Научная статья на тему 'Постнеклассическая интерпретация образовательного процесса'

Постнеклассическая интерпретация образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / CORPORATE CULTURE / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / CULTURAL-EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кропотова Наталья Викторовна

В статье анализируется концепт культурно-образовательной среды на основе методологии постнеклассической науки. Тип культурно-образовательной среды (корпоративной культуры), созданной и поддерживаемой в учебном заведении, выступает в качестве важного фактора социальной эффективности его образовательной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Postnonclassical Interpretation of the Educational Process

The article deals with the analysis of the concept of the cultural-educational environment on the basis of methodology of a postnonclassical science. The type of the cultural-educational environment (corporate culture) created and supported in an educational institution represents itself as the important factor of social efficiency of its educational activity.

Текст научной работы на тему «Постнеклассическая интерпретация образовательного процесса»

школьного, общего и высшего профессионального образования. А инновационное поведение является результатом непрерывного образовательного процесса.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются изменения муниципальной системы образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Описываются мероприятия, проведенные в данном направлении в г. Симферополе.

Ключевые слова: образование, школа, инновация, учитель, ФГОС.

SUMMARY

The article discusses the changes of a municipal education system in terms of the implementation of the federal state educational standards. It describes the activities carried out in this area in Simferopol.

Key words: education, school, innovation, teacher, FSES.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог»: приказ Мин. труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544 [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 12.04.2016).

2. Поздняков А. В. Концептуальные основы решения проблемы устойчивого развития. - Томск: КТИ Оптика СО РАН, 1995. -150 с.

3. Ройтблат О. В. Развитие теории неформального образования в системе повышения квалификации педагогических работников: дисс. ... д-ра пед. наук. - Тобольск: 2015. -С. 19-21.

4. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: ФГОС: Начальное общее образование: приказ Минюста России от 22 декабря 2009 г., рег. № 177856 [Электронный ресурс] -URL: http://Informacia/fgos_noo.html (дата обращения: 12.04.2016).

5. Об образовании в Российской Федерации: закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: в редакции от 21 июля

2014 г. [Электронный ресурс]. - URL: http:// минобрнауки.рф.

6. Ямбург Е. А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? -М.: Просвещение, 2014. - С. 89.

Н. В. Кропотова

УДК 378.1

ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

о недавнего времени по традиции, идущей от Дж. Локка, обучение, понимаемое как насыщение сознания ученика знаниями, принято было сравнивать с заполнением «чистого листа» - tabula rasa, а воспитание передавать метафорой «лепка», «формование» (отсюда - «формирование личности учащегося»). Новая метафора образовательного процесса - «рост», «развитие». Образование все более начинает осознаваться как сложный культурный процесс, как личностно ориентированная культурная деятельность, направленная на создание условий для становления и саморазвития личности. В категориальный аппарат педагогики активно вводятся новые понятия, в том числе педагогическая среда, обучающая среда, учебно-развивающая среда, культурно-образовательная среда и др., глубоко исследуются различные их аспекты (В. В. Авдеев, Г. Ю. Беляев, С. Л. Братченко, С. Д. Дерябо, Н. Б. Крылова, А. А. Леонтьев,

20/6/2

С. Ф. Сергеев, В. И. Слободчиков, В. А. Яс-вин и др.).

Меняются представления о характере деятельности педагога, его взаимоотношений с обучающимися, трактовка самого образовательного процесса. Так как данные концептуально-терминологические новации предполагают наличие активного взаимодействия личности с окружающей ее средой, то, несомненно, они имеют глубокие корни в тех смысловых сдвигах, которые осуществляются сегодня в научном понимании природы человека и процессов познания.

В связи с этим представляется интересным проследить внутреннюю связь между основными концептами, определяющими образовательный процесс, и общими положениями постнеклассической рациональности.

Цель данной статьи - выявление и анализ смысловой структуры феномена культурно-образовательной среды на основе методологии постнеклассической науки.

Формирующийся в настоящее время пост-неклассический тип научной рациональности, адаптированный к комплексным исследованиям сложных саморазвивающихся систем, значительно расширяет поле рефлексии: он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ее ценностно-целевыми структурами. В рамках пост-неклассической науки проблема формирования теории и ее понятийного аппарата предстает, в первую очередь, в качестве проблемы генезиса теоретических схем, которые создаются вначале как гипотезы, а затем обосновываются опытом. Построение теоретических схем зачастую осуществляется путем перенесения абстрактных объектов из других областей знания и соединения этих объектов в новой «сетке отношений». Этот способ формирования гипотетических моделей может осуществляться в том числе и за счет содержательных операций с понятиями. При построении гипотетических моделей такие понятия, как абстрактные объекты, наделяются новыми признаками, поскольку они вводятся в новой системе отношений, и опираются на

новые факты и результаты измерений, для объяснения которых создавалась модель. Такую процедуру предложено называть методом конструктивного обоснования теоретической схемы [1]. От «качества» (адекватности) теоретических схем в конечном итоге зависит успешность осуществляемой на их основе практической деятельности.

Методология постнеклассической науки обогащена конкретно-научным опытом естествознания, прежде всего, таких наук, как синергетика и нейробиология, которая достигла определенных успехов в исследовании познавательных способностей человека. В англоязычных странах новое направление выявления генетических основ когнитивной системы человека получило название «эволюционная эпистемология», в немецкоязычных странах его называют «эволюционная теория познания» [2].

Предельно упрощая ситуацию, можно констатировать, что новая педагогическая концепция базируется на таких общенаучных и социально-философских концепциях: эволюционная теория познания, в том числе концепция инактивированного познания У. Ма-тураны и Ф. Варелы; теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса; концепция коммуникативных систем Н. Лумана.

Современное социально-гуманитарное знание выявило всеобщий характер коммуникации в качестве универсального способа социокультурного взаимодействия, пронизывающего различные сферы общественного бытия. Свое наиболее яркое воплощение коммуникационный подход получил в теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса, который отвел коммуникации ведущую роль в рациональной интеграции общества [3]. Коммуникативное действие, по Хабермасу, квалифицируется как межиндивидуальная (межсубъектная) интеракция, направленная на достижение понимания, выработку общей оценки происходящего и соглашений по поводу будущих актов.

Изначально теоретические представления о природе коммуникации формировались вокруг кибернетической идеи передачи (трансляции) информации. Однако время показа-

ло, что метафора «переданной информации», которая зарождается в определенном источнике и, распространяясь по каналу связи, поступает к адресату на другом его конце, не верна. Концепция инактивированного познания и автопоэтических (самовоспроизводящихся) систем (авторами которой являются У. Матурана и Ф. Варела [4]) сформировала новый взгляд на феномен коммуникации: значение имеет не то, что передается, а то, что происходит с получателем передаваемого, так как и отправитель и адресат - субъекты, обладающие характеристиками сложных самоорганизующихся систем [5; 6].

Самоорганизующиеся системы обладают целым рядом особых свойств, определяющих их поведение. Главная особенность подобных систем - автономность - проявляется в рекурсии (циркуляции воспринимаемого сигнала по конфигурации внутренних сетей), операциональной замкнутости (выборочном восприятии среды, когда изменение системы определяется не возмущающим агентом, а ее собственной структурной динамикой), рефлексивности (непрерывном уточнении стратегии и модели взаимодействия со средой), самореферентности (способности интерпретировать реальность, строить в сознании ее модель) [7].

Теоретическая концепция инактивиро-ванного познания базируется на следующих основных положениях:

- познание инкорпорировано (отелесне-но), детерминировано телесностью человека как познающего (когнитивного субъекта) -его способностью видеть, слышать, ощущать;

- познание ситуационно - в когнитивном акте (акте познания) актуализируется одна из множества потенций (возможностей), присущих миру, одновременно отвечающая познавательным устремлениям и потребностям познающего субъекта; каждый конструирует мир по-своему, открывает для себя свой собственный мир;

- познание инактивировано - осуществляется в действии - через действие, двигательную активность формируются когнитивные способности;

- познание неотделимо от общения -индивидуальное познание протекает во вза-

имной связи, ко-детерминации Я-Другой, их обоюдном и синхронном становлении, коэволюции Я с Другим/Другими;)

- познание динамично - субъект и объект познания взаимно детерминируют друг друга, используют взаимно предоставленные возможности, сотворятся, изменяются в когнитивном действии и благодаря ему.

Н. Луман распространил новые представления на социальные системы, и, благодаря этому, понятие коммуникации стало базисным фактором для определения понятий общества и социальности. Коммуникация трактуется Н. Луманом как структурное сопряжение, координированное поведение, которое взаимно запускают друг у друга члены социального единства, находящиеся в отношении кодетерминации, взаимного побуждения [8].

В контексте эволюционно-эпистемологи-ческой методологии понимание образовательного процесса как процесса саморазвития личности задает главные параметры новой концептуальной модели. В этой модели образовательный процесс трактуется как коммуникативное взаимодействие в некотором культурно-образовательном пространстве; в центре культурно-образовательного пространства - личность учащегося (ребенка, студента), реализующего свои задатки и способности посредством осуществления индивидуальной траектории своего развития; траектория выстраивается в различных культурно-информационных средах при соответствующей педагогической поддержке.

Понятие «культура» в данном контексте интерпретируется достаточно широко как система исторически развивающихся надбиоло-гических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Такая система включает идеи, верования, ценностные ориентации, поведенческие установки, нормы, образцы поведения, знания, умения, навыки, технологии, благодаря которым осуществляется коллективная и индивидуальная жизнь людей, мотивируется, программируется и физически обеспечивается их активность, организуются и развиваются человеческие коллективы.

20/6/2

Трактовка образовательного процесса (обучения и воспитания) как выражения структурного сопряжения, обеспечивающего совместимость деятельности организма с его окружающей средой, позволяет выявить ведущую роль в образовательном процессе самого учащегося. Отсюда становится понятным, почему ключевые понятия новой педагогической концепции - это самореализация, самоактуализация, саморазвитие личности. Обучающая деятельность педагога трансформируется в педагогическое управление (управление образовательным процессом), педагогическая коммуникация предстает как взаимная детерминация двух субъектов: учителя и ученика (преподавателя и студента), способствующая самореализации, личностному развитию каждого из них (что особенно важно и естественно вытекает из концептуальной модели).

В контексте новых научно-теоретических представлений важнейшим условием саморазвития является наличие благоприятной среды. В современном понимании благоприятная (активная) среда может быть истолкована как открытая коммуникационная система, поддерживающая развитие личности.

Активная среда может трактоваться и как культурно-образовательная среда учебного заведения, и как корпоративная культура учебного заведения в виду того, что в своем широком понимании благоприятная среда организуется «внутри» определенной культуры, пронизана ею и содействует развитию личности в русле этой культуры.

Обеспечивая педагогическую коммуникацию, культурно-образовательная среда (так же как корпоративная культура) не сводится только и исключительно ни к материальным объектам («артефактам» культуры - «стенам», компьютерам, наглядным материалам и т. п.), ни ценностно-смысловой сфере (целям, ценностным установкам, символам, традициям и пр.).

Будучи коммуникационной системой, она включает такие составляющие:

- содержание коммуникации (ценностно-смысловая сфера - цели, ценностные установки, на которые ориентирована образователь-

ная деятельность и которые определяют ее содержательное наполнение);

- формы и методы коммуникации (поведенческие установки и традиции общения как на учебных занятиях, так и во внеурочное время, включая используемые методы обучения, разнообразные внеклассные мероприятия и др.);

- средства коммуникации (материально-техническое и информационное обеспечение учебного процесса и внеклассных мероприятий).

При интерпретации корпоративной культуры (культурно-образовательной среды) учебного заведения как сложно-дифференцированной системы выявление ее структуры начинается с «поверхностного» уровня («слоя»), включающего видимые внешние факторы -все то, что можно воспринимать непосредственно:

- внешний вид здания, аудиторий, кабинетов и других помещений учебного заведения;

- внешний вид персонала и учащихся (если есть принятая форма одежды);

- наличие особого стиля: символика, ее применение в оформлении помещений и документов (лозунги, плакаты, флажки, эмблемы, значки);

- наблюдаемые образцы поведения, способы коммуникации;

- специальные документы, в которых описаны принятые учебным заведением ценностные установки и морально-этические принципы и др.

Ниже лежит второй, более глубокий, уровень культуры - совокупность фактических ценностей и убеждений, разделяемых педагогами и учащимися (студентами), раскрывающих смысл феноменов внешнего слоя.

Третий, глубинный, слой корпоративной культуры включает фундаментальные представления, с трудом поддающиеся измерению и обобщению. Однако именно они опосредовано управляют конкретной практической деятельностью как отдельных участников образовательного процесса, так и учебного заведения в целом.

Стихийно формирующаяся в учебном заведении корпоративная культура способна как благоприятствовать образовательной (учебно-воспитательной) деятельности, так и подавлять ее.

Важным показателем качества корпоративной культуры (культурно-образовательной среды) учебного заведения является удовлетворенность ею со стороны всех заинтересованных лиц (прежде всего, учащихся, их родителей, педагогов) [9]. Без такой удовлетворенности невозможно формирование привлекательного имиджа учебного заведения и достижение им конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг.

Таким образом, в новой образовательной парадигме - новой системе педагогических смыслов и ценностей - достойное место занимают концепты «культурно-образовательная среда» и «корпоративная культура», синонимичные при определенных допущениях. Оба понятия отражают особенности одного и того же феномена - активной среды для самореализации и саморазвития личности как учащихся, так и педагогов. Тип корпоративной культуры (культурно-образовательной среды), созданной и поддерживаемой в учебном заведении, выступает в качестве важного фактора социальной эффективности его образовательной деятельности.

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется концепт культурно-образовательной среды на основе методологии постнеклассической науки. Тип культурно-образовательной среды (корпоративной культуры), созданной и поддерживаемой в учебном заведении, выступает в качестве важного фактора социальной эффективности его образовательной деятельности.

Ключевые слова: высшее образование, корпоративная культура, культурно-образовательная среда.

SUMMARY

The article deals with the analysis of the concept of the cultural-educational environment on the basis of methodology of a postnonclassical science. The type of the cultural-educational environment (corporate culture) created and supported in an educational institution represents

itself as the important factor of social efficiency of its educational activity.

Key words: higher education, corporate culture, the cultural-educational environment.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стёпин В. С. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 743 с.

2. Аронов Р. А. Происхождение знания: истоки и основы / Р. А. Аронов, О. Е. Баксан-ский // Вопросы философии. - 2008. - № 4. -С. 98-108.

3. Костенко Н. В. Ценности и символы в массовой коммуникации. - К.: Наукова думка, 1993. - 130 с.

4. Матурана У. Древо познания: биологические корни человеческого понимания / У. Матурана, Ф. Варела. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 223 с.

5. Князева Е. Н. Творческий путь Франси-ско Варелы: от теории автопоэзиса до новой концепции в когнитивной науке // Вопросы философии. - 2005. - № 8. - С. 91-104.

6. Князева Е. Н. Нелинейная паутина познания // Человек. - 2006. - № 2. - С. 21-33.

7. Хиценко В. Е. Несколько шагов к новой системной методологии // Социологические исследования. - 2001. - № 3. - С. 8-15.

8. Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии / под. ред. А. О. Бороноева. - СПб., 1994. - С. 25-42.

9. Васильева Е. Удовлетворенность студентов качеством образовательного процесса как критерий социальной эффективности функционирования вуза // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2007. - № 11. - С. 9-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.