Ветеринария
Нами всего было исследовано 234 пробы продуктов убоя (мышечная ткань, печень и почки). При этом отмечена в печени концентрация афлаток-сина В1 (9,3 мкг/кг) выше ПДК (5 мкг/ кг), а в мышечной ткани и почках - следовые концентрации.
При исследовании аминокислотного состава проб мяса от больных и здоровых животных нами установлены значительные различия в соотношениях незаменимых и заменимых амино-
кислот, выражающих относительную биологическую ценность мяса.
Так, изолейцина, валина, лейцина, метионина, аргинина, глутаминовой кислоты и глицина в пробах мяса от туш больных якутских лошадей содержалось меньше, чем в аналогичных пробах от здоровых животных. При этом отмечались следы лизина и цистина в контрольной и подопытной группах, что указывает на некоторые нарушения обмена серы в организме животных.
Следует отметить, что у подопытных животных увеличивается количество гистидина, участвующего в образовании гистамина в организме животных, который имеет важное значение в патологических процессах при афлатоксикозе.
Таким образом, при афлатоксикозе у якутских лошадей снижается мясная продуктивность и ухудшаются качественные показатели мяса по аминокислотному составу.
Литература
1. Готовцев Б. В. Коневодство Республики Саха (Якутия). 1995.
2. Кривошапкин В. Г. Питание - основа формирования здоровья человека на Севере // Наука и образование. Изд-во АИ РС(Я), 2002.
3. Петров С. В. Микозы животных. М., 1989.
4. Шманенков Н. А. Аминокислоты в кормлении животных. М., Колос, 1970.
5. Сидоров М. Н. Некоторые показатели мяса северных оленей при афлатоксикозе : материалы Международной науч. конф. «Возрастная физиология и патология сельхоз. животных», посвященной 90-летию профессора В. Р Филлипова. Изд-во БГСХА, 2003.
ПОСТНАТАЛЬНЫЙ МОРФОГЕНЕЗ ИММУНОКОМПЕТЕНТНЫХ ОРГАНОВ И ПЕЧЕНИ КУР-НЕСУШЕК ПОД ВЛИЯНИЕМ АДАПТОГЕНОВ
М.Д. СМЕРДОВА,
доктор ветеринарных наук, профессор,
И.В. БОРОДУЛИНА,
аспирант, Красноярский ГАУ, г. Красноярск
Ключевые слова: куры, тимус, фабрициева бурса, печень.
На птицефабриках Красноярского края, в том числе на птицефабрике «Заря», жировая дистрофия печени у кур-несушек довольно широко распространена и регистрируется не только у взрослых кур, но и в период подготовки их к яйцекладке (с 5-6 месяцев). Наиболее частой причиной является несбалансированное кормление, особенно обусловленное недостатком липотропных факторов [3]. В результате наблюдается высокая заболеваемость кур, снижение продуктивности, их гибель. Это приводит к большому экономическому ущербу. Многочисленные исследования показывают, что наиболее эффективным способом снижения заболеваемости животных, повышения их продуктивности и качества продукции от них является укрепление их иммунобиологического статуса [4, 6,
7, 8]. Важным фактором иммунологического гомеостаза животных наряду с улучшением кормления является полноценное постнатальное развитие иммунокомпетентных органов у молодняка, в частности, у птиц. Дефинитивное развитие иммунокомпе-тентных органов обеспечивается нормальным обменом веществ, который обуславливается функциональным состоянием печени. Однако в литературе сведений по вопросу по-стнатального становления иммуно-
компетентных органов и печени мало. Поэтому очевидна необходимость установления наиболее уязвимых возрастных периодов и сроков их развития от неблагоприятных факторов внешней среды.
В птицеводстве для повышения иммунобиологического статуса птицы используют иммуномодуляторы, ассортимент которых очень широк. Однако многие из них дороги, что затрудняет их применение в ветеринарной практике. Поэтому представляет интерес иммуномодулирующая способность природных адаптогенов
- лекарственных растений, - которые экологичны и эффективны, поскольку повышают неспецифическую сопротивляемость организма животных. Наиболее экономично применять их в виде шротов (выжимок после экстракции), а также в комплексе с универсальными адаптогенами животного происхождения, полученными также из вторичного сырья: энтерофар (кишечная мука), экстракты из селезенки и др. [2, 7, 8].
Задачи исследования
В задачи исследования входило изучить постнатальный рост, морфогенез иммунокомпетентных органов и печени у цыплят кросса "Хайсекс Браун" в возрасте от 1 до 180 дней и влияние на эти процессы адаптоге-нов.
Материалы и методы исследования
Объектом исследований являлись куры-несушки кросса "Хайсекс Браун". Опыты проводились в период с апреля по октябрь 2007 года на птицефабрике "Заря" Емельяновско-го района Красноярского края. Под опыт было взято 2160 цыплят. Сформировано четыре группы цыплят по принципу аналогов. Одна из них - контрольная. В каждой группе - по 540 голов цыплят.
Добавляли адаптогены к основному рациону вручную с момента вылупле-ния цыплят в течение 30 дней однократно с утренним кормом. Шроты применяли в соответствии с рекомендациями авторов, проводивших эксперименты по изучению влияния оптимальных доз адаптогенов [2, 5, 7, 8].
Схема опыта
Первая группа - контрольная (без добавок к основному рациону ОР); вторая группа: ОР + энтерофар + шрот облепихи (энтерофар - 0,2 г на 1 кг живой массы, облепиха - 0,7 г на 1 кг живой массы); третья группа: ОР + шроты биоженьшеня (0,3 г на 1 кг живой массы); четвертая группа: ОР + шрот облепихи + шрот биоженьшеня (облепиха - 0,7 г на 1 кг живой массы, биоженьшень - 0,3 г на 1 кг живой массы).
Chicken, thimus, bursa fabricius, liver.
контрольная группа
энтерофар 0,2 г + облепиха 0,7 г
□ биоженьшень 0,3 г
биоженьшень 0,3 г + облепиха 0,7 г
Рисунок 1. Динамика роста абсолютной массы печени курочек в возрасте от 1 до 180 дней под влиянием адаптогенов растительного и животного происхождения
" ............... ЯШ
Ь-Е».
Рисунок 2. Печень курочки контрольной группы. Возраст - 60 дней. 1. Застойная гиперемия кровеносных сосудов. 2. Периваскулярный отек. Окраска: гематоксилин-эозин (об. х10)
Рисунок 3. Печень курочки контрольной группы. Возраст - 120 дней. 1. Расширение синусоидов. 2.
Активизация звездчатых ретикулоэндотелиоцитов. Окраска: гематоксилин-эозин (об. х40)
Продолжительность опыта - 180 дней, в течение которых проводились контрольные убои цыплят до начала опыта, а также через 10, 25, 40, 60, 120, 180 дней от начала опыта по 6 цыплят из каждой группы.
Материалом для морфологических и морфометрических исследований служили тушки кур и их внутренние органы (тимус, бурса, печень). Исследовали возрастную динамику живой массы цыплят, абсолютную и относительную массу внутренних органов, рассчитывали среднесуточные приросты и интенсивность роста. В течение всего периода опыта велись клинические наблюдения за цыплятами, учитывались случаи заболеваний и вынужденного убоя, проводились контрольные взвешивания.
Фиксировали материал в 10-процентном нейтральном формалине. Заливку в парафин и изготовление парафиновых срезов толщиной 5-6 мкм с их окрашиванием гематоксилин-эозиномом делали на санном микротоме. Окрашивание суданом III-IV на липиды проводили на замораживающем микротоме.
Живую массу и абсолютную массу внутренних органов цыплят определяли взвешиванием на электронных весах с точностью до 0,001 г. О скорости роста живой массы и внутренних органов птиц судили по абсолютной и относительной величине
прироста, рассчитанной по формуле Броди [1].
Результаты эксперимента
Исследования печени курочек контрольной группы показали, что масса органа увеличивалась в течение всего эксперимента. Так, с 1 по 10 день эксперимента печень курочек увеличилась на 0,08 г; с 10 по 25 день - на 0,09 г; в период 25-40 дней -на 0,34 г; с 40 по 60 день - на 0,72 г; с 60 по 120 день - на 1,88 г и в период 120-180 дней - на 2,39 г.
Таким образом, наиболее интенсивный среднесуточный прирост массы печени курочек наблюдается в периоды с 60 по 120 день и со 120 по 180 день и составляет 0,036 и 0,039 г соответственно.
Введение цыплятам в кормовой рацион адаптогенов растительного и животного происхождения показало, что абсолютная масса печени (рис. 1) в 10 дней возросла у цыплят во всех опытных группах более интенсивно, чем в контроле, но максимальной по сравнению с контролем была в четвертой группе, получавшей к основному рациону шроты биоженьшеня и облепихи.
В возрасте 10 дней увеличение массы печени было на 11,4% у птиц в группе с применением облепихи и энтерофара; в группе, где применяли шрот биоженьшеня, на 14,83%; в группе с применением шротов биожень-
Ветеринария
шеня и облепихи - на 15,28% по сравнению с контрольной группой.
В возрасте 25 дней это увеличение по сравнению с контролем составило соответственно в группе №2 -12,70%; №3 - 12,25%; №4 - 10,59%.
В 40 дней масса печени увеличилась в группе с облепихой и энтеро-фаром на 12,81%; в группе с биоженьшенем - на 11,20%; в группе с применением шротов облепихи и биоженьшеня - на 11,66% по сравнению с контрольной.
В возрастной период 60-180 дней масса печени увеличилась в среднем по сравнению с птицей контрольной группы на 12,62% в группе с применением шротов энтерофара и облепихи; на 10,98% - в группе с применением шротов биоженьшеня; на 11,09%
- в группе с применением к основному рациону шротов биоженьшеня и облепихи (рис. 1).
Среднесуточный прирост с 25-го по 40-й день максимально зафиксирован в третьей и четвертой опытных группах, получавших к основному рациону шроты биоженьшеня в отдельности и в сочетании с облепихой. К концу эксперимента максимальная масса печени и интенсивность роста по сравнению с контролем и другими опытными группами была отмечена во второй группе, получавшей к основному рациону энтерофар.
При морфологическом исследовании печени цыплят опытных и контрольных групп в возрасте 25 дней было выявлено, что дольки печени хорошо развиты, сформирована система триад, видны лимфоидные фолликулы, печеночные балки четко разграничены, ядра печеночных клеток одинаковой величины, равномерно окрашены.
В возрасте 40 дней в печени птиц контрольной и опытных групп видимых изменений не наблюдали.
В возрасте 60 дней (рис. 2) в печени курочек контрольной группы отмечалась гиперемия капилляров, в некоторых случаях - периваскуляр-ный отек.
В возрасте 120 дней (рис. 3) выявлена жировая дистрофия гепатоци-тов, расширение синусоидов, появление в них единичных или множественных лимфоидных клеток и размножение звездчатых ретикуло-эндотелиоцитов.
У опытных курочек в возрасте 40120 дней (в единичных случаях - у цыплят) регистрировалась очаговая гиперемия межбалочных капилляров.
При окраске гистосрезов печени на жир смесью суданов 111-ІV в возрасте 40-60 дней у курочек опытных групп в печени отмечаются мелкие жировые капли без изменения структуры ядра. В печени птиц контрольной группы отмечено инфильтративное ожирение гепатоцитов, в некоторых случаях -
Рисунок 4. Печень курочки опытной группы.
Возраст - 120 дней. Окраска: судан ИМУ (об. х10)
со сдвигом ядра к периферии клетки.
При окраске срезов печени курочек контрольной группы в возрасте 120 дней на жир смесью суданов 111-1У отмечается еще более выраженное инфильтративное ожирение печеночных клеток. В печени опытных цыплят инфильтративного ожирения нет, несмотря на то, что увеличение интенсивности роста печени цыплят у опытных групп было выше, чем в контроле (рис. 4, 5).
Кроме того, наряду с ожирением печеночных клеток в печени цыплят контрольной группы в возрасте 120 дней отмечается очаговая дискомплек-сация гепатоцитов, а также гиперемия крупных сосудов и капилляров. В печеночных клетках цыплят опытных групп жир встречается в виде небольших пылевидных включений (в основном физиологического характера).
В печени птиц опытных групп в возрасте 180 дней в отличие от контрольной изменений морфострукту-ры паренхимы печени не отмечается. При окраске печени смесью суда-нов II1-1V наблюдается равномерное распределение жира в гепатоцитах, который сосредоточен в основном на периферии печеночных клеток. Это свидетельствует о функциональной активности печени под действием применения адаптогенов.
В контрольной группе курочек в
Рисунок 5. Печень курочки контрольной группы. Возраст - 120 дней. 1. Очаги инфильтративного ожирения. Окраска: судан 111-1У (об. х40)
возрасте 180 дней отмечена жировая дистрофия печени. Кроме того, наряду с ожирением печеночных клеток в печени цыплят контрольной группы отмечаются очаговая дискомплекса-ция гепатоцитов, очаговые микрокровоизлияния, гиперемия крупных сосудов и капилляров.
Сравнительное морфологическое исследование печени показало, что у цыплят контрольной группы выявлена жировая дистрофия, чего не отмечалось в печени цыплят опытной группы. Наиболее уязвимым периодом развития печени кур-несушек является возраст 60-180 дней. Это проявляется нарушением кровоснабжения органа в виде гиперемии и жировой дистрофией.
Как показывают результаты опыта, добавление к основному рациону шротов адаптогенов способствует профилактике жировой дистрофии печени в раннем онтогенезе по сравнению с курочками контрольной группы, у которых в этом возрасте регистрировалась жировая дистрофия печени.
Анализ гистологических и морфометрических исследований тимуса и фабрициевой бурсы показал, что достоверные различия показателей контрольной и опытных групп наблюдаются в возрасте 10 дней. Разница между показателями контрольной и опытных групп становится наиболее
Ветеринария
выраженной в период с 25-го по 40-й день, что указывает на целенаправленную нормализацию развития им-мунокомпетентных органов под влиянием адаптогенов. В контрольной группе в возрасте 120 дней наблюдается ранняя возрастная инволюция тимуса и фабрициевой бурсы, то есть до наступления половой зрелости кур. В опытных группах инволютив-ные процессы в фабрициевой бурсе и тимусе у курочек происходят в 180 дней и совпадают с периодом полового созревания.
Клинические наблюдения показали, что у цыплят контрольной группы за период эксперимента пало 49 голов. В опытной группе гибели не было. Инфекция была исключена. В возрасте 100 дней молодняк птицы перевозился из одного корпуса в другой. В результате перевозки птицы произошла гибель 9% кур из контрольной группы. В группе опытных курочек, которым давали с кормом комплекс адап-тогенов растительного и животного происхождения, гибель птицы составила 1%. Полученные результаты свидетельствуют о том, что адаптогены обладают стресспротективным действием, поскольку перевозка, по всей вероятности, явилась стрессом.
Заключение
Наиболее уязвимым периодом развития печени, тимуса и бурсы кур-несушек является возраст 60-120 дней, на что указывает жировая дистрофия печени у контрольных курочек и ранняя инволюция иммуноком-петентных органов. Добавление адаптогенов в виде шротов облепихи, биоженьшеня и энтерофара способствует не только приросту живой массы тела по сравнению с контролем, но и профилактирует жировую дистрофию печени, раннюю инволюцию тимуса и бурсы, обеспечивая иммунобиологический гомеостаз.
На протяжении всего опытного периода более эффективной оказалась добавка к основному рациону цыплят шротов облепихи 0,7 г/кг и энтерофара 0,2 г/кг живой массы.
Литература
1. Brody S. Bioenergetics and growth. N.Y. : Hafner, 1945. 1023 p.
2. Вахрушева Т. И. Влияние некоторых адаптогенов на развитие фабрициевой сумки, тимуса и семенников петушков : автореф. дис. ... канд. вет. наук. Омск : Изд-во Крас.ГАУ, 2005. 19 с.
3. Davis C. Y., Sell I. L. Effect of all - trans retinol and retinoic acid Nutritive on the immune system of chickens // 1. Nutr. 1983. V. 113. P 1914-1919.
4. Квиткин Ю. П. Стресс сельскохозяйственной птицы. М. : ВНИИТЭИСХ, 1977. 120 с.
5. Колосова О. В. Морфофункциональные изменения при гепатозах норок и способы их коррекции : автореф. дис. ... канд.
вет. наук. Барнаул : Изд-во Крас.ГАУ, 2008. 19 с.
6. Придыбайло Н. Д. Иммунодефициты с.-х. животных и птиц: профилактика и лечение. М. : ВНИИТЭИ, 1991. 45 с.
7. Смердова М. Д. Биологически активные экологически чистые препараты в ветеринарии - залог безопасности жизнедеятельности // Реконструкция гомеостаза : материалы 9-го Междунар. симпоз. Крас.ГАУ, Красноярск, 1998. Т. 4. С. 218-222.
8. Смердова М. Д. Коррекция иммунологического статуса телят путем обогащения кормового рациона шротом био-
женьшеня и энтерофаром // Вест. Краснояр. гос. аграр. ун-та. Красноярск, 1999. № 5. С. 68-71.