Сельскохозяйственные науки
УДК 619.636.52/58.616-018.611.36
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РОСТА ПЕЧЕНИ КУР-НЕСУШЕК ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В РАЦИОНЕ КОМБИНИРОВАННЫХ АДАПТОГЕНОВ
Бородулина Ирина Владимировна
к.вет.н., доцент кафедры анатомии, патологической анатомии и хирургии Красноярского государственного аграрного университета Россия, город Красноярск
Анатация: Статья посвящена изучению сравнительного роста печени кур-несушек при использовании в рационе комбинированных адаптогенов: облепихи, биоженьшеня (адаптогены растительного происхождения) и энтерофар (адаптоген животного происхождения).
Ключевые слова: куры-несушки, печень, адаптогены.
COMPARATIVE GROWTH OF LIVER HENS AT USE IN RATIONS
COMBINED ADAPTOGENS
Irina V. Borodulina
Candidate of Veterinary Sciences, assistant professor of Anatomy Pathological Anatomy and
Surgery, Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, the city of Krasnoyarsk
Abstract: The article deals with the comparative growth of the liver of laying hens, when used in the diet combined adaptogens: sea buckthorn, bioginshen (herbal adaptogens) and enterofar (adaptogen animal origin).
Keywords: laying hens, liver, adaptogens.
В Красноярском крае отмечается довольно высокая заболеваемость цыплят различных пород в раннем возрасте. Большой процент заболеваний приходится на болезни печени от 1,7% до 99%. На многих птицефабриках Красноярского края, в том числе, на птицефабрике «Заря», жировая дистрофия печени у кур-несушек довольно широко распространена и регистрируется не только у взрослых кур, но и в период подготовки их к яйцекладке (с 5-6 месяцев). Наиболее частой причиной является несбалансированное кормление, особенно, обусловленное недостатком липотропных факторов. В результате высокая заболеваемость кур, снижение продуктивности, их гибель, что приводит к большому экономическому ущербу [1,3].
Исходя из этого, целью нашего исследования было изучение печени кур-несушек кросса «Хайсекс браун», при использовании в рационе комбинированных адаптогенов: облепихи, биоженьшеня (растительные адаптогены) и энтерофара (адаптоген животного происхождения).
Для достижения поставленной цели был поставлен опыт. Объектом исследований являлись куры - несушки кросса «Хайсекс браун». Под опыт взято 2160 цыплят. Сформировано четыре группы цыплят по принципу аналогов, одна из них контрольная. В каждой группе по 540 голов
цыплят. Материалом для исследования служила печень кур.
Схема опыта: Раздачу адаптогенов производили вручную с момента вылупления цыплят, в течение 30 дней в одно и то же время с утренним кормом. Были включены следующие добавки [2,3]:
Первая группа - контрольная (без добавок к основному рациону ОР)
Вторая группа - ОР + энтерофар + шрот облепихи (энтерофар 0,2 г на 1кг живой массы, облепиха - 0,7г на 1кг ж.м.).
Третья группа - ОР + шроты биоженьшеня (0,3 г на 1кг ж.м.)
Четвертая группа - ОР + шрот облепихи + шрот биоженьшеня (облепиха - 0,7г на 1кг ж.м., биоженьшень 0,3г на 1кг ж.).
Исследования печени курочек контрольной группы показали, что масса органа увеличивалась в течении всего эксперимента. Так, с 1 по 10 день эксперимента печень курочек увеличилась на 0,08г; с 10-25 день на 0,09г; в период 25-40 дней на 0,34г; с 40 по 60 день - на 0,72г; с 60 по 120 день - на 1,88г; и в период 120-180 дней - на 2,39г. Наиболее интенсивный среднесуточный прирост массы печени курочек контрольной группы наблюдается в периоды с 60-120 дни и с 120-180 дни, и составил 0,036 и 0,039г соответственно.
В опытных группах курочек, в возрасте 10 дней, увеличение массы печени в группе с добавлением облепихи и энтерофара по сравнению с контрольной группой достоверно больше на 11,4%; у птиц, в группах, где применяли шроты биоженьшеня - на 14,83%; в группах, с применением шротов биоженьшеня и облепихи на 15,28%. В возрасте 25 дней увеличение, по сравнению с контролем, составило соответственно: в группе №2 - 12,70%; №3 - 12,25%; №4 -10,59%.
В 40 дней масса печени увеличилась в опытных группах курочек, с добавлением к основному рациону облепихи и энтерофара на 12,81%; в группе с биоженьшенем на 11,20%; в группе с добавлением шротов облепихи и биоженьшеня на 11,66%, по сравнению с контрольной.
В возрастной период 60 - 180 дней, масса печени увеличилась в среднем, по сравнению с птицей контрольной группы: на 12,62% в группах, с применением шротов энтерофара и облепихи; на 10,98% в группах с применением шротов биоженьшеня; на 11,09% в группах, с применением к основному рациону шроты биоженьшеня и облепихи.
Максимально зафиксированный среднесуточный прирост массы печени отмечается с 25-го по 40-й день в третьей и четвертой опытных группах, получавших к основному рациону шроты биоженьшеня в отдельности и в сочетании с облепихой. К концу эксперимента, максимальная масса печени и интенсивность роста, по сравнению с контролем и другими опытными группами была отмечена во второй группе, получавшей к основному рациону облепиху и энтерофар.
При морфологическом исследовании печени цыплят опытных групп в возрасте 25 дней, было видно, что строение печени четко выражено, границы между печеночными клетками сохранены, печеночные балки хорошо просматриваются, ядра печеночных клеток одинаковой величины, равномерно окрашены. В печени курочек контрольной группы обнаружена гиперемия артерий в системе триады. В этом возрасте увеличение массы печени опытной птицы достоверно выше: на 12,70%, в группе с применением энтерофара и облепихи; на 12,25% в группе с применением шротов биоженьшеня; на 10,59% в группе с применением шротов биоженьшеня и облепихи, по сравнению с птицей контрольной группы.
Таким образом, максимальный прирост массы печени зафиксирован в группе курочек, получавших к основному рациону энтерофар и облепиху.
В возрасте 40 дней, в печени контрольной группы курочек наблюдается гиперемия капилляров, пролиферация ретикулоэндотелиальных элементов в системе триады, в опытных группах цыплят, в печени балочное строение хорошо выражено, границы между печеночными клетками отчетливо видны. В этот период увеличение массы печени опытных курочек достоверно выше: на 12,81%, в группе с применением энтерофара и облепихи; на 11,20% в группе с применением шротов биоженьшеня; на 11,66% в группе с применением шротов
биоженьшеня и облепихи, по сравнению с птицей контрольной группы.
Таким образом, увеличение прироста массы печени в опытных группах курочек свидетельствует о более интенсивном увеличении массы печени, под влиянием адаптогенов растительного и животного происхождения.
В возрасте 60 дней, в печени у курочек контрольной группы отмечалась пролиферация в системе триады и жировая дистрофия. В печени некоторых цыплят опытных групп регистрировалась гиперемия в системе триады. В этом возрасте увеличение массы печени опытных курочек достоверно выше: на 12,74%, в группе с применением энтерофара и облепихи; на 11,13% в группе с применением шротов биоженьшеня; на 11,26% в группе с применением шротов биоженьшеня и облепихи, по сравнению с птицей контрольной группы.
При окраске гистосрезов печени на жир смесью Суданов III-IV, в возрасте 60 дней, в печени курочек опытных групп балочное строение хорошо выражено, в печеночных клетках видны мелкие вакуоли. В печени птиц контрольной группы отмечено диффузное отложение жира в печеночных клетках.
В печени курочек контрольной группы, в возрасте 120 дней, отмечается увеличение печеночных клеток, содержащих крупные вакуоли. Гиперемия сосудов, очаговая дискомплексация гепатоцитов. В печени опытных курочек в этом возрасте, регистрировалось хорошо выраженное балочное строение, в гепатоцитах видны мелкие вакуоли. В этом возрасте увеличение массы печени опытных курочек достоверно выше: на 12,39%, в группе с применением энтерофара и облепихи; на 10,23% в группе с применением шротов биоженьшеня; на 10,72% в группе с применением шротов биоженьшеня и облепихи, по сравнению с птицей контрольной группы.
При окраске срезов печени курочек контрольной группы, в возрасте 120 дней на жир, смесью Суданов III-IV, отмечается жировая дистрофия гепатоцитов и периваскулярный отек. У курочек опытных групп в печени структура хорошо выражена, видно незначительное отложение жира в гепатоцитах, гиперемия кровеносных сосудов. И, несмотря на то, что интенсивность роста печени цыплят опытных групп была выше, чем в контрольных, в печени опытных цыплят инфильтративного ожирения не регистрировалось. В гепатоцитах печени цыплят опытных групп жир встречается в виде небольших пылевидных включений, в основном физиологического характера, что свидетельствует о функциональной активности печени под действием применения адаптогенов.
В возрасте 180 дней в печени курочек контрольной группы отмечен периваскулярный отек, клетки увеличены, границы видны не отчетливо, содержат крупные вакуоли, чего не отмечается в печени курочек опытных групп, в которых строение хорошо выражено, границы между клетками сохранены. В этом возрасте увеличение массы печени опытных курочек достоверно выше: на 12,73%, в группе с применением энтерофара и облепихи; на 11,59% в группе с применением шротов биоженьшеня; на 11,29% в группе с применением шротов биоженьшеня и облепихи, по сравнению с птицей контрольной группы.
В печени птиц опытных групп, в возрасте 180 дней, в отличие от контрольной группы, изменений гепатоцитов не отмечается. При окраске печени опытных курочек, смесью Суданов III-IV, наблюдается равномерное распределение жира в гепатоцитах, который сосредоточен в основном на периферии печеночных клеток, гиперемия капилляров. В контрольной группе курочек, в этом возрасте отмечена жировая дистрофия гепатоцитов, отек пространств Диссе.
Таким образом, в возрастной период 60 - 180 дней, масса печени в опытных группах курочек в среднем увеличилась, по сравнению с птицей контрольной группы: на 12,62%, с применением шротов энтерофара и облепихи; на 10,98% с применением шротов биоженьшеня; на 11,09, с применением к основному рациону шроты биоженьшеня и облепихи. Это свидетельствует о направленном действии адаптогенов на рост печени кур.
В заключении хотелось бы отметить, что сравнительная морфологическая характеристика печени показала, что у цыплят контрольной группы, в возрасте 60-120 дней регистрировалась
зернистая жировая дистрофия печени, чего не отмечалось в печени цыплят опытной группы. Наиболее уязвимый период развития печени кур-несушек является возраст 60-180 дней. Добавление адаптогенов в виде шротов облепихи, биоженьшеня и энтерофара, в течение 30 дней, способствуют не только приросту массы печени, по сравнению с контролем, но и профилактирует жировую дистрофию. Наиболее эффективной оказалась добавка к основному рациону цыплят шротов облепихи 0,7г/кг и энтерофара 0,2г/кг живой массы.
Список литературы:
1. Смердова, М.Д. Постнатальный морфогенез иммунокомпетентных органов и печени кур-несушек под влиянием адаптогенов / М.Д. Смердова, И.В.Бородулина // Аграрный вестник Урала. - 2009. № 3. С. 80-82. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=12910790 (дата обращения 13.10.2015)
2. Бородулина, И.В. Постнатальное развитие фабрициевой бурсы, тимуса, печени и яичников кур под влиянием некоторых адаптогенов : дис. ... канд.вет.наук. - Барнаул, 2009. -160 с. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=16207386 (дата обращения 13.10.2015)
3. Бородулина, И.В. Некоторые морфофункциональные показатели постнатального развития печени и тимуса у цыплят-курочек кросса «Хайсекс-браун» в возрасте от 1 до 180 дней под влиянием адаптогенов / И.В. Бородулина // Вестник Красноярского государственного аграрного университета 2008. № 2. - С. 334-339. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=10333334 (дата обращения 14.10.2015)