Научная статья на тему 'Постмортальная репродукция в Российской Федерации: проблемы правового регулирования и возможные пути решения'

Постмортальная репродукция в Российской Федерации: проблемы правового регулирования и возможные пути решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
60
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
вспомогательные репродуктивные технологии / постмортальная репродукция / наследственные и семейные права

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коновалова Алла Борисовна, Шишкина Елизавета Юрьевна

Статья посвящена исследованию такого современного феномена как постмортальная репродукция. В ходе изучения категориального аппарата отмечается, что в Российской Федерации отсутствуют правовое закрепление «отложенного материнства», в то время как в других странах правовое положение постмортальных детей урегулировано. Отмечены основные проблемы, которые возникают при применении вспомогательных репродуктивных технологий: кто является родителем родившегося данным способом ребенка, разрешил ли человек вообще брать у него биологический материал? Делается вывод о необходимости внесения дополнений и изменений в действующее российское законодательство в области здравоохранения и семейного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постмортальная репродукция в Российской Федерации: проблемы правового регулирования и возможные пути решения»

DOI: 10.24412/CL-37131-2023-1-427-430

Постмортальная репродукция в Российской Федерации: проблемы правового регулирования и возможные пути решения

Коновалова Алла Борисовна, кандидат юридических наук, доцент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Шишкина Елизавета Юрьевна,

студент

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Аннотация: статья посвящена исследованию такого современного феномена как постмортальная репродукция. В ходе изучения категориального аппарата отмечается, что в Российской Федерации отсутствуют правовое закрепление «отложенного материнства», в то время как в других странах правовое положение постмортальных детей урегулировано. Отмечены основные проблемы, которые возникают при применении вспомогательных репродуктивных технологий: кто является родителем родившегося данным способом ребенка, разрешил ли человек вообще брать у него биологический материал? Делается вывод о необходимости внесения дополнений и изменений в действующее российское законодательство в области здравоохранения и семейного права. Ключевые слова: вспомогательные репродуктивные технологии, постмортальная репродукция, наследственные и семейные права.

Экономические, политические и социальные явления и процессы стимулируют повсеместное внедрение новых технологий в различных областях, в том числе и в репродуктологии. Появление и использование вспомогательныхрепро-дуктивных технологий обуславливает возможность рождения детей и после смерти одного или двух биологических родителей. Дети, зачатые и рождённые таким образом, характеризуются термином «постмортальная репродукция». Зачастую этот термин неправомерно отождествляют с термином «посмертная репродукция», что является ошибкой, так как в данном случае зачатие ребёнка

происходит при живых родителях, а «постмортальные» дети появляются после смерти родителей, как справедливо отметила Исупова О. Г [1, с. 36]. Постмортальные программы, как правило, осуществляются in vitro («в пробирке») с использованием криоконсервации генетического материала человека.

Регулируется ли правовое положение постмортальных детей отечественным законодательством? В ходе исследования данного вопроса было выявлено, что в Российской Федерации отсутствуют нормы, которые бы регулировали именно этот аспект. Однако следует отметить, что существуют документы, закрепляющие крио-консервацию, которая и является основной частью применения репродуктивных технологий при изъятии и хранении генетического материала умершего родителя. Семейный кодекс Российской Федерации содержит п. 4 ст. 51, в котором говорится, что лица, состоящие в браке и давшие свое согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, в случае рождения у них ребенка в результате применения этих методов записываются его родителями в книге записей рождений [2]. Как видим, речь идет о ситуации, когда оба родителя живы. Лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери).

Если ребенок родился от лиц, состоящих в браке между собой, а также в течение трёхсот дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка, отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное. Отцовство супруга матери ребенка удостоверяется записью об их браке (п. 2 ст. 48 СК РФ).

Применение вспомогательных репродуктивных технологий регламентируется также Федеральным законом «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» - им посвящена ст. 55 [3]. Стоит отметить, что такими технологиями могут воспользоваться не только супружеские пары, но и сожители,и одинокие женщины при наличие информированного добровольного согласия. Более подробное регулирование вопроса содержится в Приказе Минздрава России «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению».

Студент. Наука. Регион

В связи с этим встаёт ряд проблемных вопросов, в частности: наличие информированного согласия донора на изъятие и использование его генетического материала после смерти, установление родителей рождённых таким образом де-тейи возникающих в данном случае наследственных прав.

Обратимся к зарубежному законодательству, где данные вопросы уже получили своё законодательное закрепление. Запись о том, что умерший человек является родителем постмортального ребёнка, вытекает из совокупности следующих документов: информированного согласия человека на изъятие генетического материала после смерти и согласия на установление родительских отношений при использовании этого материала. Данные условиярегламентированы в английском и американском законодательстве, а именно в Единообразном законе «Об установлении происхождения детей» («Uniform Parentage Act») и Закон Великобритании «Об оплодотворении и эмбриологии человека» («Human fertilization and Embriology Act»). Запись об отцовстве умершего мужчины будет произведена, если женщина написала заявление об этом не позднее 42 дней со дня рождения ребёнка [4].

Представляется логичным и эффективным принятие аналогичных правовых норм, которые бы устанавливали порядок и обеспечение согласия человека на использование после смерти генетического материала, а также установление отцовства и материнства рождённого постмортального ребёнка с указанием конкретного периода подачи заявления об установлении родительских отношений. Необходимо также определить круг лиц, которые смогут использоватьгенетиче-ский материал умершего (учитывая пожелания самого донора).

Соответственно, целесообразно внести коррективы и в Гражданский кодекс РФ [5] в нормы о всех возможных наследниках. В ст. 1116 ГК РФ указано, что к наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в момент открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства, что приводит к выводу о том, что постмортальные дети дискриминированы в наследственных правах. Следует включить таких детей в список наследников наравне с теми детьми, кто был рождён при жизни наследодателя.

Таким образом, применение репродуктивных технологий нуждается в правовой регламентации, в частности коррекции и внесении новых норм в гражданское и семейное законодательство.

Библиографический список

1. Исупова О.Г. Вспомогательные репродуктивные технологии: новые воз-можности.Демографическое обозрение. 2017; 4 (1): 35-64.

2. Семейный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 29.12.1995 N 223-ФЗ ред. от 31.07.2023 // Российская газета. 2001 № 256 Доступ из справ.-правов. системы «КонсультантПлюс».

3. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный источник]/http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/(дата обращения 01.11.2023)

4. Uniform status of children of assisted conception act (1988) // law.cornell.edu.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 01.11.2001 № 156-ФЗ (ред. От 18.03.2022) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс»

6. О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению: Приказминистерства здравоохранения в Российской Федерации N 803н от 31.07.2020//0фициальный интернет-портал правовой информации http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202010190041 ?index=77&rang eSize=1 № 60457

7. Алламярова Наталья Валерьевна, Санакоева Элина Георгиевна, Гараева Амина Султановна Этико-правовые аспекты постмортальной репродукции // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2018. №11-12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etiko-pravovye-aspekty-postmortalnoy-reproduktsii (дата обращения: 01.11.2023).

8. Аминова Ф.М. Юридическая роль установления происхождения ребенка в наследственных правоотношениях при применении вспомогательных репродуктивных технологий. Lex russica (Русский закон). 2019;(5):30- 39. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2019.150.5.030-039

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.