Научная статья на тему 'ПОСТМОДЕРНИЗМ: МЕЖДУ ЭЛИТОЙ И МАССАМИ'

ПОСТМОДЕРНИЗМ: МЕЖДУ ЭЛИТОЙ И МАССАМИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТМОДЕРНИЗМ / ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ТРЕТЬЯ СИМФОНИЯ Х. ГУРЕЦКОГО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Савенко Светлана Ильинична

Статья посвящена проблеме определения границы между массовым и элитарным искусством. С этих позиций Третья симфония Х. Гурецкого рассматривается как образец серьезной филармонической музыки, ставший фактом массовой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSTMODERNISM: BETWEEN ELITE AND MASSES

Postmodernism: between elite and masses (by Savenko S. I.) is devoted to a problem of definition of border between mass and elite art. From these positions Third symphony of H. Gуrecki) is considered as the sample of the serious philharmonic music which has become the fact of mass culture.

Текст научной работы на тему «ПОСТМОДЕРНИЗМ: МЕЖДУ ЭЛИТОЙ И МАССАМИ»

ибо мозаика зеркал может повернуться самым непредсказуемым образом. Автор этого текста тоже повязан условностями своего времени — времени постмодернизма, неспособного к авангардным взрывам и потому глубоко скептического и враждебного к ним.

Примечания

1 Орлов Генрих. Древо музыки. Н. А. Frager. Советский композитор. Вашингтон — Санкт-Петербург.

1992.

2 Dibelius Ulrich. Moderne Musik 1. 1945-1965. Piper-Schott. Miinchen-Mainz, 1984.

3 Stockhausen Karlheinz. Texte zur Musik. Bd. I. DuMont Buchverlag, Koln. 1988.

© Савенко С. И., 2012

ПОСТМОДЕРНИЗМ: МЕЖДУ ЭЛИТОЙ И МАССАМИ

Статья посвящена проблеме определения границы между массовым и элитарным искусством. С этих позиций Третья симфония Х. Турецкого рассматривается как образец серьезной филармонической музыки, ставший фактом массовой культуры.

Ключевые слова: постмодернизм, элитарная культура, массовая культура, Третья симфония Х. Гурецкого.

Сама постановка проблемы в подобном ракурсе может показаться — и вполне обоснованно — чистой тавтологией. Достаточно хорошо известно, что искусство последней трети XX столетия, которую принято определять как эпоху постмодернизма, одной из своих основных целей полагало избавление от проклятия элитарности — непременного спутника, родимого пятна высокого авангардного искусства, будь то поэзия, живопись, кино или музыка. Заниматься специальными обоснованиями этого положения, в общем, не требуется. Да и какие нужны доказательства, если, скажем, крупнейший композитор авангардной ориентации, Янис Ксенакис, — как известно, применявший изощренные математические методы в своих музыкальных сочинениях, — полагал, что слушатель для полноценного восприятия его музыки должен овладеть этими самыми методами, должен «научиться слушать», как вторит ему коллега Карлхайнц Штокхаузен. Известно также, что многие явления в музыке, которые обычно описываются под общим терминологическим обозначением «постмодернизм», имели характер антиавангардной реакции и были направлены, вольно или невольно, стихийно или расчетливо, «навстречу слушателю». Подобный пафос одушевлял полистилистику и ее более позднего потомка — так называемый «тотализм»1. Та же интенция была ощутима в «новой искренности» молодых немецких композиторов, выступивших в середине 1970-х годов, в неоромантизме и минимализме, особенно в его европейских модификациях. Обсуждать и доказывать тут как будто нечего, и исследователю остается лишь констатировать свершившийся факт.

И тем не менее: удалось ли искусству, в нашем случае музыкальному искусству постмодернизма, выполнить эту задачу — преодолеть границу между элитарной и массовой культурой? Наверное, это получилось не во всех случаях, а там, где получилось, результат оказался не совсем тем, какой предполагался.

Сама по себе дихотомия элитарного и массового — далеко не абсолютная категория. Качество элитарности или массовости культурного продукта в очень значительной степени зависит не столько от него самого, сколько от способа его восприятия или, иначе говоря, от способа потребления. Самый наглядный пример давно навяз в зубах: речь идет об использовании известных цитат, в том числе из классической музыки, в теле- и аудиорекламе. Совершенно очевидно, что ни шедевры прошлого, ни бесхитростная советская песня2 никакого отношения к постмодернистской ситуации сами по себе не имеют. В них нет этого качества, оно привнесено извне потребностями рынка. Оставшись на своем месте в целостном виде, то есть, скажем, в концертном зале, подобная музыка сохраняет присущие ей свойства высокого искусства — по крайней мере, сохраняла до недавнего времени. Другой пример, еще более анекдотический и в настоящее время еще более массовый, касается мобильных телефонов, точнее, их сигналов, для которых создатели невольно и неизбежно использовали постмодернистский прием коллажа: мотивы популярной классической музыки (Симфония соль минор Моцарта, Токката Баха и, конечно, Полонез Огиньского) в усеченном виде «этикеток» то и дело врезаются в городской шум. Иногда можно услышать довольно длинный кусок — всё зависит от того, с какой скоростью обладатель мобильника вытащит его из кармана или из сумки. У этого способа употребления классики есть, правда, предшественник: титры радиопередач, где тоже звучали фрагменты — например, «Широка страна моя родная», символ советского радио. Но это была все же не классическая музыка, а массовая песня. Коллажи из классической музыки,

звучащие в сотовых телефонах, превосходят в абсурдности даже рекламу, вызывая ощущение полного отчуждения звукового материала от новых условий его существования.

Таким образом, ключевым моментом в превращении элитарного — или, по крайней мере, штучного — художественного продукта в предмет массового потребления становится способ этого потребления, подчиняющегося своим специфическим законам. Эту проблему пристально изучают наши зарубежные коллеги, естественно опережающие российских исследователей, поскольку западный рынок, в отличие от дикого отечественного, представляет собой профессионально развитую систему, универсальную в отношении методов и масштабов своего действия. В дальнейшем изложении мы воспользуемся наблюдениями американских исследователей.

Самая определенная и резкая демаркационная линия проходит, как принято считать, между музыкой серьезных филармонических жанров и поп-культурой. Две эти разновидности в принципе существуют в разных социальных пространствах, у них разный потребитель, разная среда обитания, разные каналы распространения. С другой стороны, между ними, как известно, давно существуют разветвленные формы взаимодействия. Здесь можно вспомнить о существовании «третьего направления», об использовании джаза и рок-музыки в жанрах оперно-симфонической традиции, об адаптации рок-культурой элементов классики и академического авангарда. На этих традиционных вариантах взаимопроникновения нет необходимости останавливаться специально - обратим внимание на сравнительно новые явления.

Первое из них затрагивает сферу маркетинга — речь идет о специфической форме подачи академической (классической) музыки в форме, прямо заимствованной из поп-культуры. Американский музыковед Тимоти Тэйлор (Колумбийский университет) в своем исследовании приводит целый ряд примеров, когда диски классической музыки оформляются подобно альбомам рок-исполнителей или даже порнозвезд [2]. В большинстве случаев речь идет о скрипачках: это обстоятельство может спровоцировать рассуждения о скрытой сексуальной ауре данного инструмента, от которых мы в данном случае воздержимся. Одна из исполнительниц, выступающая под лихим именем Линда Брава, сфотографирована на обложке журнала Playboy в соответствующем стилю этого издания виде, украшенная сбоку заголовком: «Секс-музыкальный выпуск». Диск другой скрипачки, Лары Сент-Джон, записавшей сюиты Баха, снабжен фотографией, на которой скрипка оказывается единственным прикрытием ее тела. Третий, не столь эротически возбуждающий вариант предлагает знаменитая Ванесса Мэй Николсон; на обложке диска она изображена с электроскрипкой в процессе занятий виндсерфингом.

Электронный инструмент Ванессы Мэй — это уже не просто прием маркетинга, то есть «упаковки» музыкального продукта. Если совсем неодетая Лара Сент-Джон играет Баха традиционным способом, не вторгаясь в сам текст сюит (и, кстати, считается неплохой исполнительницей), то Ванесса Мэй предлагает новые варианты звучания классической музыки, полученные благодаря электронному препарированию звука и свободному обращению с материалом. Самым известным примером подобной экспансии массовой культуры в сферу серьезной музыки является, по-видимому, знаменитый Кронос-квартет, американский коллектив, функционирующий ровно посередине между академической и поп-культурой. С одной стороны, Кронос играет серьезную музыку XX века, главным образом новейшую, выступая инициатором создания собственного репертуара и привлекая композиторов к сотрудничеству, которое те считают за большую честь — в первую очередь, по причине высочайшего исполнительского уровня квартета. С другой стороны, непременной принадлежностью концертов Кроноса является электроакустическое звучание, а также далекий от академизма «роковый» вид музыкантов и особый, тоже далекий от академических традиций «драйв», присущий их исполнительской манере. В этом стиле музыканты играют всё, весь свой огромный репертуар, включающий не только сочинения, написанные специально для квартета, но и многочисленные обработки, в том числе образцы этнической музыки — фольклора чуть ли не всех регионов, всех стран и рас. Кронос-квартет отличается настоящей постмодернистской всеядностью, и в нынешнем западном мире, где одной из главных священных коров является политкорректность, коллектив нередко обвиняют в культурном империализме.

В отечественной музыкальной жизни мы вряд ли можем найти нечто подобное. Однако движение в сходном направлении всё же заметно, хотя до поры до времени оно касается второстепенных деталей, если не сказать мелочей. Мелочи, впрочем, симптоматичны. Например, афиши респектабельных филармонических концертов с некоторых пор выглядят совсем иначе, чем прежде: они украшены крупными портретами музыкантов - еще не совсем такими, как у поп-звезд, но тоже весьма впечатляющими, по крайней мере, по размерам. Дизайн некоторых из них приближается к уличной рекламе. Это новшество воспринимается сейчас как нечто само собой разумеющееся, как приятный признак оживления академического концертного ритуала. Однако можно, наверное, задаться вопросом: а почему человек, играющий на рояле или, скажем, на виолончели, или дирижер, который вообще стоит к публике спиной, должен выставлять на всеобщее обозрение свою физиономию? Ведь на концерт идут, в общем, не за этим. Крупный уличный портрет в данном отношении принципиально отличается от фотографии в буклете диска или в программке концерта, где нет этого оттенка публичного присвоения чужой индивидуальности. Невольно вспоминается, каким уничтожающим взглядом одаривал не в меру ретивых фотографов Святослав Рихтер.

Впрочем, прямого отношения к музыке и к музыкальному постмодернизму подобные вещи как будто не имеют. Попробуем обратиться к самой художественной материи.

Хорошо известно, что некоторые новые сочинения, относящиеся к разряду академической музыки, достигли популярности, в какой-то степени сравнимой с образцами массовой культуры. Отечественный слушатель может, наверное, назвать в этой связи некоторые имена — первым скорее всего будет Ар-во Пярт, затем Альфред Шнитке... Однако самым подходящим в данном случае было бы вспомнить одно конкретное сочинение — образец серьезной филармонической музыки, который в буквальном смысле слова стал фактом массовой культуры. В буквальном потому, что количество распроданных дисков с его записью опередило диски Мадонны и других героев рынка, заняв в 1993 году шестое место в каталоге поп-музыки. Другими словами, речь шла о миллионах экземпляров. Никогда ранее, да и, наверное, позднее, ни одно современное академическое сочинение не удостаивалось подобной чести. Опус этот хорошо известен: речь идет о Третьей симфонии («Симфонии скорбных песен») Хенрика Турецкого, созданной в 1976 году, задолго до своего баснословного успеха и впервые исполненной в 1977 году на Международном фестивале современной музыки в Руайане (Франция), одном из центров авангардного искусства. Симфония была встречена там с недоумением, удостоившись не вполне печатного отзыва Пьера Булеза, который после исполнения весьма отчетливо произнес слово «merde» (дерьмо, франц.). Турецкий, впрочем, ничуть не смутился подобным приемом и даже заявил в одном из интервью, что его симфония была самым истинно авангардным сочинением на фестивале. Тут он был, конечно, прав: «Симфония скорбных песен» дерзко нарушала канон «благопристойности» — узаконенного к тому времени авангардного письма и с этой точки зрения действительно оказывалась новаторским опусом3. За пределами этой локальной войны Третья симфония, впрочем, никого особенно не шокировала — критики признали, что она, несомненно, хороша («beautiful»).

Популярность симфонии Турецкого не ограничилась цифрами проданных дисков. Этим опусом заинтересовались рок-музыканты, употребившие ее материал в своих композициях [см. об этом: 1, р. 195196]. Подобных случаев было несколько; появилась даже песня «Турецкий» — своего рода hommage, дань признательности мэтру. Кроме того, симфония была использована в нескольких фильмах, вместе с музыкой рок-групп и поп-солистов. В общем, как констатирует Хоуард, Турецкий стал одним из героев молодежной субкультуры, «поколения X», которое услышало в его музыке нечто близкое [1, р. 196].

Все эти факты подводят, казалось бы, к соблазнительному своей неопровержимостью выводу, что «Симфония скорбных песен» является образцовым примером стирания границ между высоким и низким, между элитарным и массовым — то есть в ней достигнута одна из главных целей постмодернизма. Третья симфония Турецкого действительно функционирует как идеальное постмодернистское произведение. Однако обладает ли постмодернистскими качествами сам ее музыкальный материал? Люк Хоуард, написавший о Третьей симфонии Турецкого диссертацию (1997), склонен усомниться в этом, и его доводы вполне основательны [1, p. 203]. Действительно, в вокальной симфонии Турецкого, использующей цитаты разного происхождения, по-видимому, полностью отсутствует постмодернистская дистанция — ироническая, ностальгическая или какая иная — по отношению к заимствованному материалу4. Нет у Турецкого и разрушения времени, той специфической амнезии — в художественном смысле слова, — которая заставляет постмодернистского художника прибегать к столкновениям чужеродного материала, коллажным или иного рода, дабы продемонстрировать расколотость мира и своего собственного сознания. Вообще чувство времени в симфонии Турецкого вполне традиционно, если не считать медленного темпа, выдерживаемого на протяжении всей композиции. Время здесь четко структурировано и линейно: так, в первой части возникает ощущение постепенного погружения в прошлое (инструментальный канонический раздел), затем недолгого пребывания в нем (вокальное соло) и обратного движения к настоящему (вновь канон, аналогичный первому, но в ракоходном движении). Другими словами, Третья симфония Турецкого — сочинение вполне конвенциональное, обновляющее традицию изнутри и внушающее чувство глубокого пиетета перед нею. Очевидно, именно эти качества позволили «Симфонии скорбных песен» побить рекорды массовой популярности. Поп-музыка, так сказать, узнала в ней родственницу: ведь сама она в очень сильной степени питается классической традицией, — привлекаемой, разумеется, в специфическом и, как правило, облегченном виде.

Примечания

1 Термин американской журналистики (употребляемый, в частности, в авторитетном еженедельнике «Village Voice»), обозначающий соединение, вне всякого иерархического различения, любых слоев музыки — классической, этно-, поп-музыки, авангарда и т.д.

2 Например, «Обрати внимание, сделано в Термании» в рекламе фирмы Siemens.

3 Почти одновременно с Третьей симфонией Турецкого в отечественной музыке появились «Тихие песни» В. Сильвестрова (1974-1977) и Tabula rasa А. Пярта (1977), также продемонстрировавшие разрыв с авангардной стилистикой и также негативно встреченные большинством коллег-композиторов.

4 B первой части «Симфонии скорбных песен» использованы польский гимн и народная песня, а также духовный стих XV столетия (Богоматерь у креста); в третьей — фольклорный текст начала XX века, повествующий о разгроме восстания, в музыке — отрывки из Бетховена и Шопена. Во второй части цитированы только слова — предсмертная надпись на стене гестаповской тюрьмы. Не подлежит сомнению, что выбор и порядок следования цитат обусловлены вполне традиционной драматургической логикой, далекой от постмодернистских экспериментов.

Литература

1. Howard L. Production vs. Reception in Postmodernism: The Gorecki Case. Postmodern Music/ Postmodem Thought.

2. Taylor T. D. Music and Musical Practices in Postmodernity. Postmodern Music/ Postmodern Thought. Ed. by J. Lochhead and J. Auner. N. Y. and London, 2002.

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

© Николаева А И., 2012

О ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

В статье характеризуются функции интерпретации в жизни человека и в культуре; прослеживается изменение отношения к этой категории, а также проводится сравнение понятий «интерпретация» и «понимание». Ключевые слова: интерпретация, культура, философия, педагогика, герменевтика, смысл, сознание, структура, диалог, традиция.

Слово «интерпретация» (по латыни — interpretation) означает «истолкование», «объяснение», «трактовку». Следовательно, интерпретатор — это истолкователь какого-либо художественного явления, текста, смысла. Согласно мнению В. В. Медушевского, интерпретатор — это не только истолкователь, посредник, это еще и «прорицатель», «вестник». И действительно, основная проблема интерпретации сводится именно к тому, какую весть несет это лицо и в какой мере она соответствует той вести, которая послана ее автором. Для того чтобы приблизиться к решению этой проблемы, стоит пристальнее рассмотреть эту категорию, пытаясь раскрыть её особенности и роль в человеческой жизни и культуре.

Интерпретация — понятие межпредметное. Оно является едва ли не важнейшим для философии, логики, семиотики, литературоведения, искусствознания. Сравнительно недавно оно стало предметом изучения в психологии. И конечно, интерпретация — это одно из центральных понятий музыкального исполнительства и музыкальной педагогики.

Особую роль приобретает явление интерпретации в философской герменевтике. «В гуманитарном знании интерпретация понимается как истолкование текстов, смыслополагающая и смыслосчитывающая операция. ...Многие проблемы интерпретации, связанные со знаком, смыслом, значением, изучаются в семиотике. И только герменевтика поставила проблему интерпретации как способа бытия (курсив наш — А. Н.), которое существует, понимая, тем самым, выводя эту, казалось бы, частную процедуру на фундаментальный уровень бытия самого субъекта» [7, с. 304]. Следовательно, обретя статус фундаментальности по отношению к бытию, интерпретация становится посредником между человеческой субъективностью и объективностью действительности, выполняя роль вестника Мира в сознании человека.

Что дает основание сделать подобный вывод? Как доказано современной психологией, интерпретация есть базовое свойство человеческой психики соотносить все воспринятое — услышанное, увиденное, прочитанное — со структурами своего сознания. Иными словами, между любым явлением действительности и восприятием человека находится некий фильтр, промежуточная структура, которая окрашивает эти явления в тона его собственной индивидуальности. Поэтому все, с чем мы встречаемся в мире, не отражается в нашем сознании, как в зеркале, а присваивается нами в соответствии с особенностями нашего внутреннего мира. Инструментом же, осуществляющим подобную «личностную кривизну», выступает интерпретация. Это дает основание утверждать, что интерпретация является связующим звеном между двумя полюсами в системе Человек — Мир. При создании же внутреннего образа Мира в психике человека тот или иной «коэффициент преломления» оказывается неизбежным и не зависящим от его сознания.

В свете сказанного фактически теряет смысл возникшее в последние десятилетия XIX века противопоставление музыкальной интерпретации как явления творческого, личностного «исполнению» как простому воспроизведению текста. По-видимому, последнее просто невозможно, поскольку уже само декодирование текста требует интерпретации. Столь же лишенными смысла оказываются разговоры о «субъективном» и «объективном» исполнении. Интересно, что гениальная интуиция Антона Рубинштейна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.