Научная статья на тему 'Постмодернистский стиль мышления. Проблема реальности'

Постмодернистский стиль мышления. Проблема реальности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
442
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБЩЕСТВА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБЩЕСТВО / БЕГСТВО ОТ РЕАЛЬНОСТИ / ГИПЕРРЕАЛЬНЫЕ МЕДИАОБРАЗЫ / ЭПОХА ПОСТЖУРНАЛИЗМА / КИБЕРЖУРНАЛИЗМ / MEDIA SOCIETY / INFORMATION SOCIETY / E-SOCIETY / ESCAPE FROM REALITY / HYPERREAL MEDIA IMAGES / THE EPOCH OF POSTJOURNALISMS / CYBERJOURNALISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Амкуаб Г.А.

В данной статье автор исследует проблемы реальности в постмодернистской стилистике, которые оказалась весьма пригодны для описания процессов, происходящих в самых разных сферах современной культуры и общественной жизни. Более того, с помощью понятийной сетки постмодернизма удается описать некоторые трансформации, произошедшие в современных СМИ благодаря новым компьютерным технологиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A POSTMODERN STYLE OF THINKING. THE PROBLEM OF REALITY

In this article the author explores the problems of reality in the postmodern stylistics, which turned out to be very suitable for describing the processes taking place in various spheres of modern culture and social life. Moreover, with the help of conceptual net of postmodernism, it is possible to describe some of the transformations that have occurred in the modern mass media due to new computer technologies .

Текст научной работы на тему «Постмодернистский стиль мышления. Проблема реальности»

ЖУРНАЛИСТИКА ИМЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

ББК:80; 76,0

УДК: 80; 070

Амкуаб Г.А.

ПОСТМОДЕРНИСТСКИЙ СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ. ПРОБЛЕМА РЕАЛЬНОСТИ

Amkuab G.A.

A POSTMODERN STYLE OF THINKING. THE PROBLEM OF REALITY

Ключевые слова: медиаобщества, информационное общество, электронное общество, бегство от реальности, гиперреальные медиаобразы, эпоха постжурнализма, кибержурнализм.

Keywords: media society , information society, e-society , escape from reality , hyperreal media images, the epoch of post- journalisms, cyberjournalism.

Аннотация: в данной статье автор исследует проблемы реальности в постмодернистской стилистике, которые оказалась весьма пригодны для описания процессов, происходящих в самых разных сферах современной культуры и общественной жизни. Более того, с помощью понятийной сетки постмодернизма удается описать некоторые трансформации, произошедшие в современных СМИ благодаря новым компьютерным технологиям.

Abstract: in this article the author explores the problems of reality in the postmodern stylis-tics, which turned out to be very suitable for describing the processes taking place in various spheres of modern culture and social life. Moreover, with the help of conceptual net ofpostmodern-ism, it is possible to describe some of the transformations that have occurred in the modern mass media due to new computer technologies .

Постмодернизм - чрезвычайно широкое идейное движение, обнаруживающее себя и в различных типах реальной творческой деятельности: в научных, прежде всего гуманитарных исследованиях, в архитектуре, в литературе, в живописи, в киноискусстве и т.д. Основные идеи постмодернизма сформировались во второй половине ХХ века, в основном в работах французских мыслителей - Л. Альтюссера, Ф. Гваттари, Ж. Делеза, Ж. Деррида, Ж. Лакана, Ф. Ли-отара, М. Фуко и др. Сложился также очень большой массив литературы, содержащий критику этого движения. Однако в цели данной работы не входит погружение в дискуссии на этот счет. Для нас важно, что постмодернизм как особый способ видения реальности задал концептуальную стилистику описания целого ряда областей современной социальной и культурной жизни, в частности, описания нынешнего состояния и проблем СМИ1. Причем особенность

1 Зверева Е.А. Журналистика эпохи постмодерна: вектор исследования // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 10. - С. 265-272.

постмодернистского подхода, помимо всего прочего, состоит еще и в том, что он навязывает свой способ видения реальности тем социальным и культурным феноменам, которые он описывает.

Проблема реальности в постмодернистской стилистике оказалась весьма пригодной для описания процессов, происходящих в самых разных сферах современной культуры и общественной жизни. СМИ в этом плане - лишь одна из этих сфер реальности, на адекватное представление которой претендует постмодернизм. Более того, следует признать, что с помощью понятийной сетки постмодернизма удается достаточно успешно описать некоторые трансформации, произошедшие в современных СМИ благодаря новым компьютерным технологиям. Другой вопрос, насколько полным, а потому в точном смысле слова «адекватным» является предлагаемое постмодернизмом описание деятельности современных СМИ и, соответственно, насколько адекватно постмодернизму удается представить отношение информации о мире,

представляемой в рамках СМИ к реальности.

При всей эффективности постмодернистской концептуальной стилистики в ее рамках не удается достаточно полно представить основные характеристики функционирования современных СМИ. Понятийный ряд постмодернизма отнюдь не исчерпывает их общественные измерения. Из его поля зрения полностью выпадает реальный культурно-исторический контекст их функционирования. Постмодернизм предельно акцентирует культурологические характеристики СМИ, связанные со знаково-символической природой технологических аспектов функционирования информации в обществе, но практически полностью игнорирует символические аспекты взаимодействия информации с историческим опытом различных культур. Культурные традиции для него - лишь один из вариантов, так сказать, виртуализации информации. В результате реальная деятельность СМИ представляется постмодернистами как прагматически ориентированная технология навязывания соответствующей информации, фактически не принимающая во внимание культурные измерения общественной жизни, историческую память народов, закрепленную в их культурных традициях и языке. Постмодернистский подход вполне вписывается в современные глобалистские тенденции, т.е., так сказать, видит реальность глазами глобализации1. Но этот взгляд не позволяют адекватно представить ни реальные социокультурные процессы в современном мире (которые отнюдь не сводятся к односторонне понятой глобализации), ни реальные перспективы развития современных СМИ, которые ведь функционируют в рамках различных национальных и этнических культур, отнюдь не желающих терять свою идентичность. Последнее особенно важно подчеркнуть применительно к перспективам СМИ, деятельность которых развертывается в среде немногочисленных народов, имеющих многотысячелетнюю историю и богатые этнокультурные традиции.

Постмодернистская стилистика позво-

1 Вартанова Е.Л. Глобализация СМИ и массмедиа России // Вестник Московского университета. -Сер. 10: Журналистика. - 2005. - № 4. - С. 9-25.

ляет акцентировать целый ряд важных особенностей и тенденций в работе современных СМИ. Кроме чувственного гедонизма, иронии и пародийного негативизма, которые выделяют в современном культурно-историческом сознании теоретики постмодернизма, а также кроме стратегии развлекательной игры, связанной с массовой культурой и рекламным инфотейнментом, получивших распространение в СМИ, эти теоретики особо отмечают ирреализм фантастических коллажных осмеяний и новых интерпретаций не только стандартов традиционного высокого искусства и культуры. Склонность современных СМИ к мистификации и пародированию реальности представляется постмодернистами в качестве важнейшей сущностной характеристики умонастроения, свойственного современной медиакультуре.

Надо признать, что акцентированная постмодернистскими теоретиками склонность современных СМИ к распространению рекламно-коммерческой псевдокультуры действительно находит соответствующее выражение в принципах организации ме-диабизнеса и медиасистемы в целом. И в принципе такая интерпретация деятельности СМИ созвучна известной в среде зарубежных исследователей оценке самого постмодернизма как выражения «культурной логики позднего капитализма». Автором этой оценки является американский литературный критик и теоретик марксизма Фредерик Джеймсон. Согласно этой концепции, отмечает отечественный исследователь Л.М. Землянова , на работы которой в этой области мы в значительной мере опираемся, важнейшие признаки постмодернизма, в числе которых называются отказ от элитарной креативности модернизма, нарушение границ между искусством и реальностью, слияние с массовой коммерческой культурой, влечение к зрелищам, китчу и рекламным шоу, неявно коррелируют, в характеристике СМИ, с версиями «медиа-общества», «информационного общества» или «электронного общества». Последние же формировались отнюдь не в недрах

2 Землянова Л.М. Гуманитарная миссия современной глобализирующейся коммуникативистики. -М.: МГУ, 2010. С. 199.

«классического капитализма», базирующегося на производстве товаров, а соответствуют, скорее, постиндустриальному обществу как выражению «культурной логики позднего капитализма»1 с акцентом на воспроизводстве с помощью медиаиндустрии, создающей эффективную рекламу.

В рамках этой постмодернистской стилистики ярко обнаруживается трактовка сознания современного человека как «бегства от реальности». Не случайно и оценки постмодернистского видения современной социокультурной реальности изобилуют такими характеристиками, как склонность к мистификациям и созданию фантастических компьютерных композиций. И, соответственно, совсем не случайно ведущей тенденцией динамики современного общества здесь видится развитие технологий, направленных на стирание границ между реальностью и ареальностью, между образом объекта и самим объектом, между знаковым рекламным имиджем и реальным товаром, что в итоге приводит к состоянию сознания, где имитации кажутся более "реальными", нежели то, что они намерены представлять. Соответственно, с постмодернистской точки зрения современные медиа не изображают реальность, а создают ее.

В деятельности СМИ зафиксированные постмодернистами состояния сознания находят себе выражение в ряде специфических медийных процессов. К примеру, размываются границы между различными телевизионными жанрами, в результате чего появляются «синкретические» программы - детские или музыкальные, перенасыщенные рекламной информацией, или новостные программы, содержащие в себе развлекательные вкрапления. При этом, по мнению постмодернистов, зачастую происходит полная «подмена реального знаками реального»2. И это, с точки зрения постмодернистов, - повседневная, так сказать, реальность современного общества. Концептуальные установки постмодернизма констатируют как норму ситуации, в которых «гиперреальные медиаобразы» вообще могут не

1 Jameson F. Postmodernism, Or the Cultural Logic of Late Capitalism. Durham, NC: Duke University Press, 1991.

2 Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции [Текст] / Ж. Бодрийяр; пер. с франц. А. Качалова. - М.: ПОСТУМ, 2015. С. 7.

иметь своего денотата в реальности. И действительно, очень ярко эта возможность проявляется в рекламных имиджевых программах, которые Джон Хармс и Дэвид Дикенс рассматривают как «хороший пример гиперреальных коммуникаций»3. Здесь иллюзорное видение мира в экранной информации возникает в результате тщательного отбора социальных контекстов, фона и моделей с последующим манипулированием световыми средствами и углами камерной съемки и, наконец, посредством ретуширования фотографических изображений .

К числу характерных «обретений» нынешней эпохи можно отнести и некий новый способ подачи текстов - их фрагментируют и представляют подобно потокам или коллажам телевизионных кадров. Помимо всего прочего, таким путем в текстах осуществляется «дереализация» предметности, о которой в них идет речь. Эти предметы в ходе их изображения подвергаются произвольным трансформациям путем нарушения их натуральных пропорций и связей, что оправдывается расширением информационных возможностей СМИ благодаря комбинированию реальных параметров этих предметов и дополнительных сведений о них общего характера. Очень часто этот прием используется при демонстрации географической реальности5. В связи с широким распространением такого рода способов подачи информации в современных медиа существующая реальность не изображается, а, фактически, моделируется таким образом, что как бы создается совершенно новая реальность, отвечающая заранее предположенным целям. В журналистской практике появилось даже понятие «эпоха постжурнализма», которое соседствует с термином «кибержурнализм».

К понятию и характеристикам «кибер-журнализма» мы еще вернемся. Здесь нам важно подчеркнуть, что отмеченные выше тенденции в работе СМИ, помимо всего прочего, свидетельствуют о наличии целого комплекса объективных факторов, способствую-

3 Harms J., Dickens D. Postmodern Media Studies: Analysis or Symptom? // Critical Studies in Mass Communication. 1996. № 13 (2). P. 210-227. С. 214]

4 Ewen S. All consuming images. New York: Basic Books, 1988., 85-90.

5 Jameson F. Postmodernism, Or the Cultural Logic of Late Capitalism. Durham, NC: Duke University Press, 199.1 С. 90.

щих возникновению подобных тенденций. Все эти новшества становятся сегодня актуальными в силу внедрения в журналистскую практику новых информационных технологий, позволяющих представлять «псевдореальность» в виде «мнимореальных» изображений и, благодаря возможностям этих технологий, порождать у слушателей и зрителей убеждение в реалистичности знаковых и кадровых «медиаконструкций». В частности, на этих возможностях основан «нерепрезентативный способ сигнификации»1 , предполагающий использование заданной собственными целями СМИ «медиалогики» и «медиаформатов». Так конструируются «медиасобытия» в формате информации о спортивных мероприятиях или политических новостей. В результате такого способа подачи информационного материала различного рода социальные институции (политические, экономические, личностно-семейные, религиозные, спортивные и пр.) фактически заново конструируются в информационном поле в соответствии с определенной «медиалогикой», превращаясь в медиаин-ституты вторичного порядка2. Таким образом, форматы современных коммуникаций создают "медиамиры" журнализма, политики, спорта и религии3. И именно так постмодернистская стилистика представляет информацию о мире, распространяемую СМИ по каналам общественной коммуникации - информацию, в которой можно уютно спрятаться от реального мира.

Обычно указывают на два типа факторов, которые, так сказать, обеспечивают информационное конструирование «новой реальности». Во-первых, это пассивность аудитории, ее готовность воспринимать все, что приходит от СМИ. Во-вторых, это, с другой стороны, активность «фреймирующей медийной системы», стимулированная собственными интересами и целями. И эти факторы действительно присутствуют сегодня в обществе и в деятельности СМИ. Однако необходимо учитывать, что дело обстоит не так просто и в первом, и во втором случае. Постмодернист-

1 Poster M. The mode of information: Poststructura-lism and social context. Chicago: University of Chicago Press, 1990, 62-63.

2 Altheide D.L., Snow R.P. Media worlds in the pos journalism era. New York: Aldine De Gruyter. 1991.

3 Ibid.

ские исследователи СМИ очень обстоятельно и подробно описывают то обстоятельство, что сегодняшняя аудитория, во всяком случае некоторая ее часть, обладает способностью произвольно интерпретировать получаемую от СМИ в виде медиаобразов информацию. С помощью такого рода смыслового варьирования люди противостоят манипулированию своим сознанием. Другой вопрос, каков смысл противостояния, на которое указывают постмодернистски ориентированные исследователи, и во что оно трансформируется. Они констатируют, что в качестве ответной реакции на попытки манипулировать созданием современная аудитория вырабатывает собственную «культурную политику протеста»4. Впрочем, этот «протест» в данном случае (вполне в рамках постмодернистской стилистики) ограничивается игрой со значениями и отнюдь не становится содержательным протестом против попыток манипулирования. Ибо этот протест в данном случае может опираться только на психо-физиологические способности человека. Так что авторы, описывающие эту форму «противостояния», сами же справедливо трактуют подобную позицию как выражение «необоснованного оптимизма»5. К тому же, по их мнению, на выработку собственной «культурной политики протеста» способна лишь весьма незначительная «креативная» часть аудитории СМИ. И признают - эта ее часть в настоящее время отнюдь не обнаруживает тенденцию к расширению.

Бесспорно, склонные к постмодернистской методологии американские социологи Джон Хармс и Дэвид Дикенс очень точно распознали наше постмодернистское состояние и честно призывают не подчиняться ему6. Однако они не видят в современной социальной реальности оснований противостоять манипу-ляционной активности и фактически предлагают большей части аудитории «играть» со СМИ, утешаясь иллюзией свободы и самостоятельности.

4 Chen K-H. MTV: The (dis)appearance of postmodern semiosis, or the cultural politics of resistance // Journal of Communication Inquiry. 1986. № 10 (1). P. 66-69.

5 Harms J., Dickens D. Postmodern Media Studies: Analysis or Symptom? // Critical Studies in Mass Communication. 1996. № 13 (2). P. 219.

6 Harms J., Dickens D. Postmodern Media Studies: Analysis or Symptom? // Critical Studies in Mass Communication. 1996. № 13 (2). P. 225.

Ниже мы попытаемся описать основные характеристики постмодернистской модели менталитета, присутствующие ныне в различных сферах общественного и индивидуального сознания на Западе, а также соответствующего этой модели постмодернистского же представления о реальности современного со-циума1. Этой моделью и соответствующими представлениями реальности, действительно, в значительной мере определяются политика современных западных СМИ и медийной культуры в целом. Описывая состояние современной медиареальности, Джон Хармс и Дэвид Дикенс утверждают, что оно «характеризуется резкими изменениями материальных и культурных измерений социальной жизни», связанными со смещением акцента с прежних позитивистских принципов объективного научного изучения мира на «постмодернистскую чувствительность»2. «Отрицая все возможные притязания на истину, в науке ли или в повседневной жизни, эта "чувствительность" ориентирует менталитет современного человека на отношение к межчеловеческим коммуникациям и языку (т.е. к общению) в рамках, так называемого, "лингвистического по-ворота"»3. И «поворот», по мнению этих авторов, состоит в том, что язык полностью определяет чувствование мира, а стало быть, и его видение. Соответственно, это видение мира определяет тем самым описанные выше способы интерпретации получаемой информации и в деятельности СМИ и аудиторией.

Но тогда у нас возникает вопрос: о каком «бегстве от реальности» может идти речь, если в основании сознания человека лежит не отображение реальности (от которой он, возможно, и желает сбежать), а эмоционально насыщенная игрой «чувствительность», которая изначально никакой реальности не предполагает?! Точнее, реальность для такого человека не есть объективное положение дел, а лишь об-

1 Миронов В.В. Средства массовой коммуникации как зеркало поп-культуры // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. - М.: МГУ, 2003. - 312 с.; Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием - М.: Экс-мо, 2012. - 864 с.; Шкондин М.В. Журналистика как фактор освоения мира социумом // Социально-гуманитарные знания. - 2013. - № 4. - С. 62-73.

2 Harms J., Dickens D. Postmodern Media Studies: Analysis or Symptom? // Critical Studies in Mass Communication. 1996. № 13 (2). P. 211.

3 Ibid., P. 212.

раз, который эмоционально его устраивает и в языке закрепляется. Бесспорно, окружающий современного (в основном европейского) человека реальный мир дает повод и для такого рода представлений. Но это лишь один из моментов этого мира, далеко не исчерпывающий жизнедеятельность современного человека. В данном же случае, применительно к нашей теме, подчеркнем: «постмодернистская чувствительность» к тому же - особая «чувствительность», которая обуславливает умение ориентироваться не в реальном, а, скорее, в виртуальном мире компьютерных коммуникаций; «чувствительность», предполагающая жизнь-игру в пространстве мнимореальных образов.

Так называемый «коллажный стиль», который превалирует в постмодернистски ориентированных медиа и который зачастую описывают как «мешанину беспорядочных обра-зов»4, не предполагает, что аудитория будет разбираться в получаемой информации, что она будет ее анализировать и оценивать в сопоставлении с реальностью. Этот стиль стимулирует, так называемое, «игровое ироническое отношение», как раз усиливающее, как замечают Хармс и Дикенс, «нерепрезентативную природу коммуникации»5. Современное общество буквально «наводнено» фрагменти-зированными потоками медиаобразов, постоянно меняющих ракурсы и окраску. Видеоинформация такого рода навязывается «потребителю» электронными массмедиа. При этом значительная часть этой информации изначально производится не с целью указать на нечто в реальности - она производится для того, чтобы, апеллируя к глубинной человеческой страсти к зрелищам, чувственно вовлечь зрителей в мир постмодернистской медиа-культуры. В рамках этой цели умение представлять информацию интригующе, в виде увлекательного шоу, особенно ценится в некоторых профессиональных журналистских кругах. Иными словами, ныне в деятельности СМИ высоко ценится умение использовать своеобразные, так сказать, эмоционально-образные, ориентированные не на смысл, а на «чувствительность» коммуникационные стра-

4 Harms J., Dickens D. Postmodern Media Studies: Analysis or Symptom? // Critical Studies in Mass Communication. 1996. № 13 (2). P. 216.

5 Ibid

тегии, где зрительное подменяет вербальное, а эмоциональное рациональное.

То, что фиксирует постмодернистская стилистика, действительно происходит в СМИ. Но это признание будет верным, если говорить лишь о внешней форме происходящих на наших глазах медиапроцессов. То есть, если ограничиться лишь бросающимися в глаза, так сказать, трендами. Если же принять во внимание оценку информации дифференцированной аудиторией, учесть позицию пусть и немногочисленной, но независимой журналистики, ситуация в области «медиадеятельности» потребует более сложного, построенного на иных основаниях подхода. Но даже и в случае постмодернистского способа представления деятельности СМИ более широкий и внимательный анализ может показать внутренние дефекты этих господствующих сегодня во многих странах тенденций, дефекты, которые как бы изнутри разрушают их и создают им оппозицию. И определенная часть аудитории, и многие журналисты различают за внешней постмодернистской, а по сути, технической, формой описанных тенденций скрытые за ней намерения и интересы. Более того, сама по себе эта абсолютизированная форма медиадеятельности, если она господствует в деятельности СМИ, есть антигуманизм и технологический детерминизм. Об этом, собственно, и предупреждают Джон Хармс и Дэвид Дикенс - это реальный результат, к которому ведут СМИ игры с информацией и, так называемая, «кочующая» переменчивая субъективность1, с которой связывается удовольствие, получаемое в «шизоидной структуре опыта, более ощущаемого чувствами, нежели постигаемого рационально»2. В рамках такой деятельности с «забавными играми» рассматривается и экспериментирование с миром посредством культурных кодов или моделей. Как результат «забавных игр» должны восприниматься, согласно данной позиции, и знания о мире, которые в рамках такого обращения с информацией утратили свою

1 Harms J., Dickens D. Postmodern Media Studies: Analysis or Symptom? // Critical Studies in Mass Communication. 1996. № 13 (2). P. 210-227, 220

2 Harms J., Dickens D. Postmodern Media Studies: Analysis or Symptom? // Critical Studies in Mass Communication. 1996. № 13 (2). P. 212; Delueze G., Gua-ttari F. A thousand plateaus. Minnesota: University of Minnesota Press, 1987.

интерпретацию в качестве точных представлений о внешнем объективном порядке в мире вещей. Все знание, включая научное, предстает при этом «результатом структурирующего дискурса», т.е. только как одна из многих возможных способов видения мира.

В рамках такого постмодернистского взгляда на деятельность СМИ, которые в силу ряда причин действительно подталкиваются к тому, чтобы функционировать по постмодернистским канонам, мы получаем совершенно безысходную картину. И ограниченность постмодернистской концептуальной стилистики (о которой мы говорили выше) в трактовке деятельности современных СМИ обнаруживает себя в том, что исследователи, ориентированные этой стилистикой, не замечают реальных оснований для противостояния происходящему, что применительно к аудитории оборачивается оправданием «децентрирован-ных шизоидных блужданий одиноких странников в сети киберпространства»3.

Оценивать приведенную постмодернистскую трактовку деятельности СМИ можно также в контексте рассуждений многих современных философов, считающих, что сегодня, уже в наше время, «техногенная цивилизация» подходит к «точке бифуркации», которая будет началом движения к новому, употребляя выражение В.С. Степина, «постне-классическому» качественному состоянию общества4. Однако каким конкретно будет это

3 Harms J., Dickens D. Postmodern Media Studies: Analysis or Symptom? // Critical Studies in Mass Communication. 1996. № 13 (2). P. 223

4 Степин В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего [Текст] / В.С. Степин. - М.: ИФ РАН, 1996.; Степин В.С. Цивилизация и культура [Текст] / В.С. Степин. - СПб.: СПбГУП, 2011.; Степин В.С. Перелом в цивилизацион-ном развитии. Точки роста новых ценностей [Текст] / В.С. Степин // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция. - М.: Издательство МБА, 2013.; Порус В.Н. У края культуры (философские очерки) [Текст] / В.Н. Порус. - М.: Канон+, 2008.; Пружинин Б.И. Культурно-историческая эпистемология: концептуальные возможности и методологические перспективы [Текст] / Б.И. Пружинин // Вопросы философии. - 2014. - № 12. - С. 4-13.; Федотова В.Г. Единство и многообразие культур в условиях глобализации [Текст] / В.Г. Федотова // Вопросы философии. -2011. - № 9. - С. 45-54; Единство мира и многообразие культур (материалы «круглого стола» украинских и российских философов) [Текст] / М.Н. Громов, А.А. Гусейнов, В.А. Лекторский, Б.И. Пружинин, М.Т. Степанянц и др. // Вопросы философии. - 2011. - № 9. - С. 3-33.

состояние, определяется лишь путем выбора из набора потенциальных возможностей, содержащихся в этой «точке бифуркации». Так утверждает синергетика. И в принципе, от того, какой путь «предначертан» для дальнейшего развития, зависит само дальнейшее существование человечества.

В этом, так сказать, синергетическом контексте мы, применительно к нашей теме, можем утверждать, что современные информационные технологии, позволяющие конструировать виртуальные миры, действительно способствуют «разрушению» неудовлетворяющей человека «переходной» повседневности. Но вместе с тем необходимо признать также, что они не в состоянии оценить, а стало быть, и определить достойные образцы будущего, т.е. сделать тот самый выбор, который необходим для движения в приемлемое будущее. Постмодернистская концептуальная стилистика способна лишь констатировать действительно присутствующие в тенденциях деятельности современных СМИ установки на «бегство от реальности», получающее популярность в самой разнообразной

аудитории. Но сама по себе эта констатация, представляемая ими в качестве единственно возможной современной программы деятельности СМИ, может быть лишь разрушительной и для СМИ, и для человеческого общежития в целом. Ибо эта констатация связана с односторонним пониманием динамики современного общества. Постмодернизм фактически идейно созвучен с глобализацион-ными процессами и преувеличивает их негативную роль и значимость в современном мире. Он видит перспективы развития общества лишь через призму глобализации, акцентируя в ней не возможности культурного взаимодействия, не рост технической оснащенности человеческого потенциала, но лишь виртуализацию и, благодаря этому, стандартизацию реальных возможностей человека, а стало быть его «манипулируемость». Человек отрывается от своей культурной среды, теряет с ней ценностно-смысловую связь и становится объектом манипуляций, в том числе и средствами СМИ. СМИ при этом превращаются в инструмент манипуляций.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляции [Текст] / Ж. Бодрийяр; пер. с франц. А. Качалова. - М.: ПОСТУМ, 2015.

2. Вартанова, Е.Л. Глобализация СМИ и массмедиа России [Текст] / Е.Л. Вартанова // Вестник Московского университета. - Сер. 10: Журналистика. - 2005. - № 4. - С. 9-25.

3. Единство мира и многообразие культур (материалы «круглого стола» украинских и российских философов) [Текст] / М.Н. Громов, А.А. Гусейнов, В.А. Лекторский, Б.И. Пру-жинин, М.Т. Степанянц и др. // Вопросы философии. - 2011. - № 9. - С. 3-33.

4. Зверева, Е.А. Журналистика эпохи постмодерна: вектор исследования [Текст] / Е.А. Зверева // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 10. - С. 265-272.

5. Землянова, Л.М. Гуманитарная миссия современной глобализирующейся коммуни-кативистики [Текст] / Л.М. Землянова. - М.: МГУ, 2010. - 272 с.

6. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием [Текст] / С.Г. Кара-Мурза. - М.: Эксмо, 2012. - 864 с.

7. Миронов, В.В. Средства массовой коммуникации как зеркало поп-культуры [Текст] / В.В. Миронов // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. - М.: МГУ, 2003. -312 с.

8. Порус, В.Н. У края культуры (философские очерки) [Текст] / В.Н. Порус. - М.: Ка-нон+, 2008.

9. Пружинин, Б.И. Культурно-историческая эпистемология: концептуальные возможности и методологические перспективы [Текст] / Б.И. Пружинин // Вопросы философии. -2014. - № 12. - С. 4-13.

10. Степин, В.С. Перелом в цивилизационном развитии. Точки роста новых ценностей [Текст] / В.С. Степин // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция. - М.: Издательство МБА, 2013.

11. Степин, В.С. Цивилизация и культура [Текст] / В.С. Степин. - СПб.: СПбГУП,

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 2, том 2, 2019 2011.

12. Степин, В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего [Текст] / В.С. Степин. - М.: ИФ РАН, 1996.

13. Федотова, В.Г. Единство и многообразие культур в условиях глобализации [Текст] / В.Г. Федотова // Вопросы философии. - 2011. - № 9. - С. 45-54.

14. Шкондин, М.В. Журналистика как фактор освоения мира социумом [Текст] / М.В. Шкондин // Социально-гуманитарные знания. - 2013. - № 4. - С. 62-73.

15. Симакова, С.И., Мультимедийный сторителлинг - теоретическое осмысление [Текст] / С.И. Симакова, А.П. Енбаева, Т.Б. Исакова // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2019. - № 1. Том 1. - С. 237 -245.

16. Altheide, D.L., Snow, R.P. Media worlds in the pos journalism era. New York: Aldine De Gruyter. 1991.

17. Chen, K-H. MTV: The (dis)appearance of postmodern semiosis, or the cultural politics of resistance // Journal of Communication Inquiry. 1986. № 10 (1). P. 66-69.

18. Delueze, G., Guattari, F. A thousand plateaus. Minnesota: University of Minnesota Press,

1987.

19. Ewen, S. All consuming images. New York: Basic Books, 1988.

20. Harms, J., Dickens, D. Postmodern Media Studies: Analysis or Symptom? // Critical Studies in Mass Communication. 1996. № 13 (2). P. 210-227.

21. Jameson, F. Postmodernism, Or the Cultural Logic of Late Capitalism. Durham, NC: Duke University Press, 1991.

22. Poster, M. The mode of information: Poststructuralism and social context. Chicago: University of Chicago Press, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.