Научная статья на тему 'Медиатехнологии и многовекторность адаптации журналистики'

Медиатехнологии и многовекторность адаптации журналистики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
405
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАРЕАЛЬНОСТЬ / ДИССИПАТИВНОСТЬ / КУЛЬТУРА КОММУНИКАЦИИ / МНОГОВЕКТОРНОСТЬ ТРАНСФОРМАЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ / MEDIA REALITY / DISSIPATIVITY / CULTURE OF COMMUNICATION / MULTI-VECTOR NATURE OF TRANSFORMATION OF JOURNALISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мальцева Раиса Ивановна

Проводится анализ трансформаций российской журналистики под воздействием стремительно меняющихся цифровых технологий, указаны инновации в области медиа. Актуальность исследования определяется применением междисциплинарного подхода синергетики при квалификации технологических достижений, так как медиатизация затронула все сферы деятельности информационного общества, в особенности гуманитарную. Глобальный процесс ускользающей реальности негативно сказался на духовной и национальной культуре, исказил доминанты морали, деформировал ортологические основы языков многих социумов; под давлением высоких технологий виртуальная неореальность приобрела новые онтологические свойства: современный пользователь общается и работает преимущественно в цифровой среде. Теоретико-практической значимостью является представление цифровой среды Интернета как структуры, обладающей информационной хаотичностью, диссипативным состоянием медиатекстов и развлекательных форматов визуального контента. Топологическое пространство медиа в целом дисперсно, точечно, прерывно, контентные границы диффузны. Традиционная аксиологическая парадигма журналистики как социально-духовной деятельности разрушена в результате воздействия глобальных моделей коммуникации. Подчеркивается важность аксиологических ориентиров обществ: к сожалению, эпистемы гуманитарного знания редуцируются; доминирование толерантности и креативности в журналистике искажает языковую картину мира, приводит к нарушениям нормативности и образцовости публичной речи. Установлено, что уровень культуры потребительского общества отражает хаотическое состояние ментальности: массовый пользователь не способен критически осмыслить как негативные, так и позитивные результаты наступления высоких технологий, журналистика с неизбежностью адаптируется к новым требованиям цифровой среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media technologies and multi-vector nature of journalism adaptation

The analysis is made of transformations of the Russian journalism under the influence of promptly changing digital technologies. Innovations in the field of media are specified. The relevance of this research lies in application of cross-disciplinary approach of synergetics at qualification of technological achievements as the mediatization touched all fields of activity of information society, in particular the humanities. Global process of the escaping reality negatively affected spiritual and national culture, distorted morals dominants, deformed orthological bases of languages of many societies; under pressure of high technologies the virtual neoreality gained new ontologic properties: the modern user communicates and works mainly in the digital environment. The theoretical-practical importance is representation of the digital environment of the Internet as the structure having information randomness, a dissipative condition of media texts and entertaining formats of visual content. Topological space of media in general is dispersive, pointwise, and discrete; content borders are diffusive. The traditional axiological paradigm of journalism as social and spiritual activity is destroyed due to influence of global models of communication. Importance of axiological baselines of societies is emphasized: unfortunately, epistemes of human knowledge are reduced; domination of tolerance and creativity in journalism distorts a language picture of the world, leads to violations of normativity and exemplarity of the public speech. It is established that the level of culture of consumer society reflects a chaotic condition of mentality: the mass user is not able to comprehend critically both negative, and positive results of approach of high technologies; the journalism inevitably adapts to new requirements of the digital environment.

Текст научной работы на тему «Медиатехнологии и многовекторность адаптации журналистики»

УДК 070.41:316.77

ББК 76.0

М 21

Мальцева Р.И.

Доктор филологических наук, профессор кафедры электронных СМИ и новых медиа Кубанского государственного университета, e-mail: evamalts@mail.ru

Медиатехнологии и многовекторность адаптации журналистики

(Рец ензирована)

Аннотация:

Проводится анализ трансформаций российской журналистики под воздействием стремительно меняющихся цифровых технологий, указаны инновации в области медиа. Актуальность исследования определяется применением междисциплинарного подхода синергетики при квалификации технологических достижений, так как медиатизация затронула все сферы деятельности информационного общества, в особенности гуманитарную. Глобальный процесс ускользающей реальности негативно сказался на духовной и национальной культуре, исказил доминанты морали, деформировал ортологические основы языков многих социумов; под давлением высоких технологий виртуальная неореальность приобрела новые онтологические свойства: современный пользователь общается и работает преимущественно в цифровой среде. Теоретико-практической значимостью является представление цифровой среды Интернета как структуры, обладающей информационной хаотичностью, диссипатив-ным состоянием медиатекстов и развлекательных форматов визуального контента. Топологическое пространство медиа в целом дисперсно, точечно, прерывно, контент-ные границы диффузны. Традиционная аксиологическая парадигма журналистики как социально-духовной деятельности разрушена в результате воздействия глобальных моделей коммуникации. Подчеркивается важность аксиологических ориентиров обществ: к сожалению, эпистемы гуманитарного знания редуцируются; доминирование толерантности и креативности в журналистике искажает языковую картину мира, приводит к нарушениям нормативности и образцовости публичной речи. Установлено, что уровень культуры потребительского общества отражает хаотическое состояние ментальности: массовый пользователь не способен критически осмыслить как негативные, так и позитивные результаты наступления высоких технологий, журналистика с неизбежностью адаптируется к новым требованиям цифровой среды.

Ключевые слова:

Медиареальность, диссипативность, культура коммуникации, многовекторность трансформации журналистики.

Maltseva R.I.

Doctor of Philology, Professor of Department of Electronic Media and New Media, Kuban State University, e-mail: evamalts@mail.ru

Media technologies and multi-vector nature of journalism adaptation

Abstract:

The analysis is made of transformations of the Russian journalism under the influence

of promptly changing digital technologies. Innovations in the field of media are specified. The relevance of this research lies in application of cross-disciplinary approach of synergetics at qualification of technological achievements as the mediatization touched all fields of activity of information society, in particular the humanities. Global process of the escaping reality negatively affected spiritual and national culture, distorted morals dominants, deformed ortho-logical bases of languages of many societies; under pressure of high technologies the virtual neoreality gained new ontologic properties: the modern user communicates and works mainly in the digital environment. The theoretical-practical importance is representation of the digital environment of the Internet as the structure having information randomness, a dissipative condition of media texts and entertaining formats of visual content. Topological space of media in general is dispersive, pointwise, and discrete; content borders are diffusive. The traditional axiological paradigm of journalism as social and spiritual activity is destroyed due to influence of global models of communication. Importance of axiological baselines of societies is emphasized: unfortunately, epistemes of human knowledge are reduced; domination of tolerance and creativity in journalism distorts a language picture of the world, leads to violations of nor-mativity and exemplarity of the public speech. It is established that the level of culture of consumer society reflects a chaotic condition of mentality: the mass user is not able to comprehend critically both negative, and positive results of approach of high technologies; the journalism inevitably adapts to new requirements of the digital environment.

Keywords:

Media reality, dissipativity, culture of communication, multi-vector nature of transformation of journalism.

В работе принимается тезис о дис-сипативном состоянии журналистики и системы новых медиа, функциональный статус которых - производство новой реальности [1: 7]. Поскольку медиареаль-ность затрагивает сегодня все сферы жизни, социум и атрибуты его гуманитарной сферы также трансформируются [2: 425]. С позиций теории синергетики, меняющийся материальный и идеальный миры неравновесны и хаотичны, таковы свойства и относящихся к ним объектов: социума, культуры, науки, политики, журналистики, языка и деонтологии меди-атекстов. Журналистика как духовно-социальная деятельность, политика, наука, культура соответствуют духовному состоянию общества, уровню его культурного развития [3: 2]. Медиадискурс адаптирован к новым условиям представления информации и сетевой коммуникации глобального характера, чему способствует перстратное состояние английского языка как конвенционального кода lingua franca.

Синергетический, междисциплинарный подход в настоящее время достаточно актуален: данная методология используется многими известными специалистами в области коммуникации, теории медиа, дискурса политики, культуры и литературы. Исследователи справедливо полагают, что эволюционные траектории информационных технологий и журналистики представляют собой многовекторные, разнонаправленные, но не линейные и не последовательные процессы [4: 8385; 5: 84-87; 6: 13-15; 7: 9-11]. С.А. Кравченко, исследуя состояние современной науки, также обращает внимание на нелинейность ее развития. Динамическая сила ее преобразований настолько значительна, что доверие к объективности представления знаний падает [8: 121]. К тем же выводам приходит американский социолог Дж. Александер, утверждающий, что «в постмодернистском мире фактические суждения и фиктивные нарративы плотно переплетены. Бинарности символических кодов и истинных/ложных суж-

— Ill —

дений накладываются друг на друга» [9; цит по: 8:127].

Семантическая и социо-культурная амбивалентность журналистики приобретает все более универсальный характер. Так, в цикле статей «Телевидение и язык» Фабио Росси подчеркивает двойственность национальных телепередач. В большинстве текущих программ ведущие проявляют неспособность построить правильный, аргументированный монолог, самостоятельность суждений заменяют самореференцией, актуальную же общественную тематику передачи превращают в банальный диалог двух приятелей в гостиной [10]. В результате подобных воздействий деструктурируются и языковая картина мира, и понимание закономерностей реальности.

Что касается научных теорий, объясняющих динамическую картину мира, их последовательность циклична, и фиксация циклов, как правило, основана на метафорических номинациях. Например структуралисты манифестировали абсолютизм лингвоцентрического поворота («ничего нет, кроме текста»); постструктуралисты обращались к метафорам эпистемы, ризомы, потоков желания и интенсивности; постмодернисты дефинировали медийные сигнификаты, используя перифрастические наименования ускользающей реальности, власти образов и др. Постмодернизм и его сложная и хаотическая культура способствовали развитию постнеклассической философии [11: 249 -295].

Эволюция медиатехнологий, развитие новых каналов коммуникации и передачи информации осуществлялось и продолжает осуществляться многовекторными путями. Закономерно, что философы так же, как и представители других гуманитарных или естественных наук, отмечают корреляции между глобальными процессами коммуникации и технологическими циклами, порождающими новые медиа. Оказывается, цивилизационные

сдвиги тождественны волнам Н.Д. Кондратьева, наблюдавшего спады и подъемы экономики разных обществ. Еще в первой четверти XX века ученый обратил внимание на циклическую регулярность экономических индикаторов, когда фазы роста экономики сменялись фазами их относительного упадка. По наблюдениям Н.Д. Кондратьева, периоды таких долгосрочных колебаний составляли 50-60 лет. Подобные колебания он обозначил как большие, или длинные, циклы, которые впоследствии получили его имя. В память великого ученого, исследователи стали называть их кондратьевскими волнами, или К-волнами [12:90-92; цит. по: 13].

Теория Н.Д. Кондратьева оказалась универсальной: последующие теоретические исследования разных структур, в том числе медийных, подтвердили доказательность данной методологии [6:13-14;7: 546;12: 91]. Например З. Бауман в своих многочисленных аналитических сочинениях отмечает последовательность исторических культурных сдвигов, которые, по примеру своих коллег, также именует метафорически: текучая современность, от паломника к туристу [14:119; 15:133]. А.Е. Богоявленский, опираясь на концепцию академика В.С. Степина [11: 249 -295], в своих исследованиях интердисциплинарного характера также обращается к теории волн и положительно оценивает правомерность применения синергетического подхода к гуманитарным системам [16: 86].

Рассматривая периодизацию циклических изменений медиатехнологий, А.Е. Богоявленский отмечает их совпадение с другими цивилизационными сдвигами. В частности, первая фаза К-волн, или первый цикл зрелых печатных медиа (1803 г.), оказывается началом медиаглобали-зации; второй цикл, или период изобретения телеграфа, А.Е. Богоявленский называет подготовительным этапом аналоговой революции — телеграфной коммуникационной глобализацией и становле-

нием неклассической научной парадигмы конца XIX в. Период глобального распространения радио составляет третий цикл (1896 - 1945 - 1947 гг.). Четвертый цикл приходится на глобальное распространение телевидения (1945 г. - 1981 - 1983 гг.). Третья фаза К-волн вызвала цифровую революцию и становление постне-классической научной парадигмы конца XX в. [11: 295]. Наконец, пятый цикл знаменует развитие глобальной сети Интернет: Web 1.0; Web 2.0; Web 3.0. (1981г. -2018 г.) [4: 83-85].

Медиологи А. Веселов, В. Дятли-кович, Д. Карцев, А. Константинов, К. Мильчин и др. в статье «Дивный информационный мир» отметили интересную аналогию: СМИ еще несколько десятилетий назад отражали происходящее в обществе, а теперь в том, как изменяются сами медиа, можно увидеть сгусток тенденций развития мира в целом [17].

Коллективная статья была написана этими авторами давно, однако суть происходящего к концу 2018 года она отражает правильно. Клиповый формат медиамате-риалов объясняется допущением, что массовый читатель не в состоянии воспринимать и анализировать большие объемы информации. К такому выводу пришли еще несколько лет назад социологи, психологи, которые диагностировали у современного человека синдром дефицита внимания. Изменение телеформатов, возникновение видеоклипа как жанра, нарастание шума и скорости информационных потоков привели к тому, что нелинейное мышление, непонимание причинно-следственных связей реальности сформировали новую рациональность видения мира - клиповый тип мышления. Иконический поворот в СМИ, преобладание фото-видеоконтента, обилие коротких и дробных текстов породили цитатное мышление, причиной которых стали известные аллюзии, повторяющиеся перифразы, популярные прецедентные заголовки сообщений, анонсов. Междисциплинарная теория синергетики,

постнеклассической философии концептуализируют современное состояние культуры коммуникации как хаотическое и дис-сипативное.

Текст, похожий на слоган, непременно скандальный, стал еще одним важным последствием визуального поворота. Увеличение громкости выступлений многочисленных участников разных ток-шоу, броскости их заявлений превысили порог чувствительности аудитории. Видеорепортажи, видеоблоги и видеоколонки окончательно отвратили массовую аудиторию и от СМИ на бумажных носителях, и от ТВ.

С развитием интернет-изданий, как мы уже сказали, обыватель сам выступает в роли журналиста, имея в руках смартфон или видеокамеру. Очевидец эксклюзивных событий, не имеющий представления о культуре коммуникации, деонтологии журналистики, о стилистике публичной речи, сообщает массам новости, используя не нормативный, образцовый вариант медиаречи, а его грубо-сниженный трэш-аналог. По мере того как все больше людей втягивается в интернет-журналистику, возрастает ценность креативно-выразительных свойств речи, допускается толерантность к нарушениям норм всех языковых уровней, в особенности лексико-фразеологического. Поэтому с экранов ТВ часто звучат субстандарные единицы, а медиатексты содержат вульгарные инвективы, арготизмы, жаргонизмы, просторечные экспрессивы, модальность сообщений носит преимущественно агрессивно-оскорбительный характер, а сам дискурс построен с употреблением диффамационных слов и выражений, оскорбляющих честь, достоинство и деловую репутацию тех или иных лиц.

Итальянский исследователь современного языка Симонетта Лози в одном из подразделов исследования «Лингвистическая норма» отмечает бинарность деструктивных факторов, расшатывающих нормы стандартной речи. Флорентийскому стандарту публичной коммуникации всег-

да противостояла римская норма, помимо нее, литературная речь испытывала давление всего полидиалектного континуума Италии. В последние годы тональность телеречи напоминает американский разговорный сленг [18: Il concetto di norma].

Сегодняшним медиа свойственна двусторонняя модель коммуникации: они информируют и осуществляют общение с аудиторией в условиях дистрибуции новостей - в соцсетях и мессенджерах.

Под влиянием новых технологий изменились абсолютно все аспекты журналистской работы. Иными стали сбор информации, характер коммуникации с ньюсмейкерами и коллегами, трансформировались медиатексты и их жанры, изменились требования к профессиональным навыкам журналистов, поменялись оценки эффективности фрилансеров, даже организационная структура редакции и стиль руководства теперь другие.

К сожалению, спрос на качественный контент со стороны массовой аудитории как нашей страны, так и других стран, по-прежнему невелик. Многомиллионная публика «нечитающего» поколения недостаточно образованна в области медиа, чтобы самостоятельно определить тематическую и жанрово-стилистическую ценность визуального контента, тем более потребовать от журналистов выполнения социальных информационно-образовательных функций.

Рынок новейших технологий постоянно расширяется, отражая цикл технологического подъема, тем не менее, массовые и популярные медиа и культура постмодерна в целом репрезентируют в своих продуктах фантомную глубину. Наличие в веб-доках мультимедийных интерактивных симулякров не уничтожает одномерности виртуального мира, даже благодаря технологии дополненной реальности.

Примечания:

1. Медиафилософия. Основные проблемы и понятия / под ред. В.В. Савчука. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. филос. общества, 2008. С. 7-39.

2. Шакиров А.И., Сафиуллина Г.Р. Трансформация журналистики в условиях «визуального поворота» // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360), вып. 94: Филология. Искусствоведение. С. 425-431.

3. Тулупов В.В. Современная журналистика: перерождение или подмена деятельности? // Акценты: альманах. Воронеж, 2017. Вып. 5-6 (148-149). С. 2-5.

4. Богоявленский А.Е. Четвертая медиареволюция: трансдисциплинарный подход // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. Филология. Журналистика. 2018. № 2. С. 83-85.

5. Богоявленский А.Е. Понимание медиа: внутреннее сжатие цивилизации // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. Филология. Журналистика. 2016. № 1. С. 84-87.

6. Прохоров Е.П. Идеи синергетики и методология журналистики // Вестн. Моск. унта. Сер. 10. Журналистика. 2009. № 2. С. 13-30.

7. Свитич Л.Г. Журнализм в контексте современных научных парадигм // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. T. 5, № 4 С. 546-561.

8. Кравченко С.А. Нелинейная динамика научного знания: проблема доверия к нему // Вестник Адыгейского государственного университета. 2018. Вып. 1 (214). С. 119-130.

9. Alexander J.C. The Meanings of Social Life. A Cultural Sociology. Oxford University Press, 2003. 296 p.

10. Rossi F. Televisione e lingua- Enciclopedia dell'Italiano. 2011. URL: http://www.trec-cani.it/enciclopedia/televisione-e-lingua_(Enciclopedia-dell%27Italiano)/

11. Степин В.С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения // Пост-неклассика: философия, наука, культура. СПб.: Mip^ 2009. С. 249 -295.

12. Костюк В.Н. Длинные волны Кондратьева и теория долговременного экономического роста // Общественные науки и современность. 2002. № 6. С. 90-97.

13. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения: избр. труды. М.: Экономика, 2002.

14. Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008. 240 с.

15. Бауман З. От паломника к туристу // Социологический журнал. 1995. № 4. С. 133-154.

16. Богоявленский А.Е. Четвертая медиареволюция: трансдисциплинарный подход // Вестник ВГУ Серия: Филология. Журналистика. 2018. № 2. С. 83-85.

17. Дивный информационный мир / А. Веселов, В. Дятликович, Д. Карцев [и др.]. URL: http://expert.ru/russian_reporter/2012/35/divnyij-informatsionnyij-mir/ (дата обращения: 15.08.18).

18. Losi S. La televisione buona maestra di italiano? // Lingua italiana d'oggi. 2005. P. 269-279. URL: http://www.treccani.it/enciclopedia/norma-linguistica_(Enciclopedia-dell%27Italiano)

References:

1. Mediaphilosophy. The main problems and concepts / ed. by V.V. Savchuk. SPb.: Publishing house of St. Petersburg Philosophical Society, 2008. P. 7-39.

2. Shakirov A.I., Safiullina G.R. Transformation of journalism in the conditions of «a visual turn» // Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 5 (360), Iss. 94: Philology. Art History. P. 425-431.

3. Tulupov V.V. Modern journalism: rebirth or substitution of activity? // Accents: an almanac. Voronezh, 2017. Iss. 5-6 (148-149). P. 2-5.

4. Bogoyavlensky A.E. The fourth media revolution: a transdisciplinary approach // Bulletin of Volgograd State University. Ser. Philology. Journalism. 2018. No. 2. P. 83-85.

5. Bogoyavlensky A.E. Understanding media: internal compression of civilization // Bulletin of Volgograd State University. Ser. Philology. Journalism. 2016. No. 1. P. 84-87.

6. Prokhorov E.P. Ideas of Synergetics and Methodology of Journalism // Bulletin of Moscow Univercity. Ser. 10. Journalism. 2009. No. 2. P. 13-30.

7. Svitich L.G. Journalism in the context of modern scientific paradigms // Problems of the theory and practice of journalism. 2016. Vol. 5, No. 4, P. 546-561.

8. Kravchenko S.A. Nonlinear dynamics of scientific knowledge: the problem of confidence in it // Bulletin of Adyghe State University. 2018. Vol. 1 (214). Pp. 119-130.

9. Alexander J.C. The Meanings of Social Life. A Cultural Sociology. Oxford University Press, 2003. 296 pp.

10. Rossi F. Television e lingua- Enciclopedia dell'Italiano. 2011. URL: http://www.trec-cani.it/enciclopedia/televisione-e-lingua_(Enciclopedia-dell%27Italiano)/

11. Stepin V.S. Classics, non-classics, post-non-classics: criteria for distinguishing // Post-non-classics: philosophy, science and culture. SPb.: Mir, 2009. P. 249 -295.

12. Kostyuk V.N. Kondratyev long waves and the theory of long-term economic growth // Social sciences and the present. 2002. No. 6. P. 90-97.

13. Kondratyev N.D. Large conjuncture cycles and the theory of foresight: selected works. M.: Economics, 2002.

14. Bauman Z. Flowing modernity. SPb.: Piter, 2008. 240 pp.

15. Bauman Z. From the pilgrim to the tourist // Sociological journal. 1995. No. 4. P. 133-154.

16. Bogoyavlensky A.E. The fourth media revolution: a transdisciplinary approach // Bulletin of VSU. Ser.: Philology. Journalism. 2018. No. 2. P. 83-85.

17. Wondrous informational world / A. Veselov, V. Dyatlikovich, D. Kartsev [etc]. URL: http://expert.ru/russian_reporter/2012/35/divnyij-informatsionnyij-mir/ (access date: 15.08.18).

18. Losi S. La televisione buona maestra di italiano? // Lingua italiana d'oggi. 2005. p. 269-279. URL: http://www.treccani.it/enciclopedia/norma-linguistica_(Enciclopedia-dell%27Italiano)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.