Данилов А. А.
доктор исторических наук, профессор кафедры журналистики факультета русской и чувашской
филологии и журналистики ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова»,
г. Чебоксары
ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В СРЕДНЕМ ПОВОЛЖЬЕ1
Аннотация: В центре внимания исследования несколько направлений, объединенных исследовательской проблематикой новых средств массовой коммуникации и информации (медиа). Эти темы рассматриваются в рамках общих теорий преобразования общества и типов коммуникаций. Каждая тема предполагает анализ новых медиа с точки зрения влияния на современную культуру и т. д. Новые медиа изучаются через призму отражения характера влияния медиа-технологий на культуру современного информационного общества, последовательного анализа новых культурных практик и форм, возникших в поле культуры в условиях распространения сетевых коммуникаций, цифровых технологий и появления новых медиа.
Ключевые слова: средства массовой коммуникации, информация, журналистика, культура, информационное общество, Россия.
Danilov A. A.
doctor of historical sciences, professor of chair ofjournalism offaculty of the Russian and Chuvash philology
and journalism
FGBOU VPO «Chuvash state university of name I. N. Ulyanova»,
Cheboksary
ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В СРЕДНЕМ ПОВОЛЖЬЕ
АЪ«1гае1: In the center of attention of research some directions united by a research perspective of new means of mass communication and information (media). These subjects are considered within the general theories of transformation of society and types of communications. Each subject assumes the analysis of new media from the point of view of influence on modern culture, etc. New media are studied through a prism of reflection of nature of influence of media technologies on culture of modern information society, the consecutive analysis new cultural the practician and the forms which have arisen in the field of culture in the conditions of distribution of network communications, digital technologies and emergence of new media.
Key words: mass media, information, journalism, culture, information society, Russia.
Настоящая тема исследования возникла в результате обобщения опыта различных стран, прежде всего Швеции (автор материала является победителем всероссийского конкурса инновационных проектов медиатехнологий, в связи с чем в ноябре 2013 г. прошел международную стажировку по интернет-журналистике в Швеции (г. Стокгольм), организованную Fojo Media Institute и Veronika Menjoun Consulting), в сфере изучения мультимедийной журналистики, специфики функционирования новых медиа, в которых развитие информационных технологий получило повсеместное распространение, и России (автор в апреле 2014 г. прошел стажировку по мультимедийной журналистике на базе Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ), которая предполагала знакомство с содержательной и технологической стороной мультимедийной журналистики, новых медиа. Изучение темы получит дальнейшее развитие в рамках Всероссийского семинара на базе факультета журналистики Воронежского государственного университета в мае 2014 года), сталкивающейся при формировании информационного общества со многими трудностями.
В ходе становления и развития новых информационных технологий, в первую очередь, связанных с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, трансформировались как формы масс-медиа, так и облик современного общества. Под влияние медиа-технологий попадают все сферы общественной жизни. Технологические новации стали неотъемлемой частью жизни современного общества. Меняется связь человека с реальностью. Пользователи различных интернет-платформ активнее проявляют себя в виртуальности, чем в реальной жизни, комментарии все в большей степени замещают реальное общение, бумажные носители информации заменяются электронными. При возникновении необходимости в получении информации о происходящих событиях человек все чаще отдает предпочтение интернет-СМИ.
В процессе взаимодействия аудитории со средствами массовой информации проявляется феномен медиареальности, который формирует картину мира человека. Это явление представляет несомненный интерес с позиции непосредственного влияния масс-медиа на социальную реальность, форм ее отображения средствами масс-медиа и воздействия на индивид и общество в целом. Растет многообразие различных форм масс-медиа,
1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-11-21003.
анализ этого процесса позволит объяснить их воздействие на жизнь общества, спрогнозировать последствия их развития.
Тема настоящего исследования несомненно актуальна, что, в частности, подтверждают активные дискуссии о роли средств массовой коммуникации и информации в процессе воспитания, формирования социальных, политических установок, повышении культурного уровня. В настоящее время происходят процессы, характеризующие переход от постиндустриального общества к информационному, в рамках которого социальные институты видоизменяются в контексте собственных стран. Характерные процессы увеличения объема информации получили название «информационный взрыв». Информатизация общества представляется неизбежным явлением, носит неоднозначный характер и требует теоретического анализа.
Проходящее этап становления информационное общество зиждется на создании, обработке и передаче информации, что является базовым источником роста производительности труда. С точки зрения ряда исследователей, в настоящее время технологическая составляющая социально-культурного развития общества в большей степени существенно значима, чем в начале XX века, и скорость происходящих под ее воздействием трансформаций велика настолько, что одно поколение становится свидетелем нескольких циклов технологического обновления, чего не наблюдалось за всю историю человечества. Подобные явления вызывают необходимость теоретического изучения процессов нового этапа научно-технического прогресса и аспектов его воздействия на трансформацию культуры общества.
В ходе происходящей в настоящее время информационной революции возникает постиндустриальный тип общества - так называемое информационное общество. Поскольку медиа-технологии определяют картину современных реалий, они будут определять и будущее. Основа изменений, которым подвергается современный мир, связана с коммуникациями и различными технологиями обработки информации. Вместе со стабильным расширением масштабов использования информационных технологий происходит виртуализация человеческой деятельности в культурном пространстве. К тому же за основу культурных трансформаций современного общества берутся так называемые «сетевые» структуры, поскольку именно через них происходит становление и развитие новых форм разнообразных сообществ и социальных институтов. Именно они, в конечном итоге меняют формы бытия человека. Появление виртуальной реальности активирует многообразные социальные вызовы, рождает необходимость их изучения, объяснения как на прикладном, так и на теоретическом уровнях.
Информационное давление провоцирует увеличение рисков массового добровольного перехода индивидов в электронную виртуальную реальность. Серьезной проблемой в настоящее время является несоответствие процессов глобализации мира стремлениям к идентичности локальных культур. Бурное развитие электронных СМИ и виртуальных форм коммуникаций создало предпосылки для глобального распространения «массовой культуры», которая несет в себе в большей степени антигуманные ценности. Помимо этого, электронная виртуализация затронула и другие сферы общественной жизни: экономику, политику, образование и др. Переход в виртуальное пространство идет как в области сетевых технологий, так и в некомпьютерной виртуализации социальных институтов. Благодаря новейшим коммуникационным технологиям в настоящее время культура трансформируется в геокультуру, приобретает все большее значение в стратегиях формирования государственной политики во всех сферах общественной жизни.
В XXI в. существенное влияние на организацию информационного пространства оказывает Интернет, включивший Россию в международную информационную среду. В современных условиях регионы России с помощью Интернета, спутниковых новаций интегрируются в глобальное информпространство. В регионах повсеместно внедряются новые информационные технологии. В настоящее время индивид находится среди большого количества информации. Стабильное увеличение объема цифровой информации является главным трендом последних десятилетий, ориентация на персонализацию контента в последнее время объясняется информационной перегрузкой современного потребителя, который все в большей степени негативно реагирует на абстрактную, не имеющую персональной ценности информацию.
В последнее время интернет-журналистика Среднего Поволжья активно развивается. Далеко не в последнюю очередь это вызвано повсеместным внедрением новых информтехнологий, реализацией различных программ в данной области. По мнению исследователя интернет-журналистики А. А. Градюшко «персонализируется процесс коммуникации, в результате чего классическая журналистика вынуждена приспосабливаться к новым коммуникационным моделям» [1, с. 69]. И действительно, новые информтехнологии вносят коррективы в трансформацию традиционных средств массовой информации. На региональном уровне все в большей степени популяризируются интернет-составляющие СМИ. В настоящее время получила повсеместное развитие печатная интернет-журналистика, в том числе информационные агентства. На начальном этапе представительство в глобальной сети получили региональные газеты и районные печатные издания. В последующем на информационный рынок вышли местные информагентства.
На сегодняшний день ведущие средства массовой информации включают структурные элементы, продвигающие свои информационные продукты в Интернете. Однако большинство сайтов традиционных средств массовой информации пока не в состоянии конкурировать с сугубо сетевыми изданиями, хотя и могут занимать значительный сектор информационного рынка в Интернете.
В настоящее время рассматриваемая проблематика еще не нашла всестороннего отражения в трудах ученых на региональном уровне в географических границах исследуемого региона. Наши исследования будут являться первым опытом комплексного изучения феномена современных медиа-технологий, новых медиа,
выработки стратегий преодоления кризиса в развитии культуры информационного общества в регионах Среднего Поволжья России. Будем надеяться, что последующая серия работ внесет определенный вклад в изучение сложных вопросов функционирования феномена современных медиа-технологий, представит практическую значимость с точки зрения выработки моделей развития культуры информационного общества в регионах России.
Список литературы
1. Градюшко, А. А. Социальные медиа как инструмент современной интернет-журналистики / А. А. Градюшко // Веснж Беларускага дзяржаунага утверспэта. Серыя 4, Фшалопя. Журналтстыка. Педагогжа. - 2012. - № 2. - С. 69.