28.4. ТРАКТОВКА М. КАСТЕЛЬСОМ ВЛИЯНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СМИ НА МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ В СЕТЕВОМ ОБЩЕСТВЕ
Буркова Людмила Владимировна, соискатель кафедры философии естественных факультетов философского факультета
Место учебы: ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
Аннотация: ключевой вывод автора статьи состоит в том, что зиждимое на каскадной активации, прайминге, скандале, установлении повестки дня, фрейминге и пр. влияние современных масс-медиа на массовое сознание в сетевом обществе М.Кастельс считает более эффективным, чем аналогичное влияние в традиционном обществе, построенное на риторике, агитации, пропаганде, манипулировании. И тому есть, по меньшей мере, два объективных основания: во-первых, современные печатные, электронные СМИ, Internet-ресурсы, обусловившие в том числе становление сетевых сообществ и сетевой журналистики, представляют в массовой культуре сетевого общества базовый компонент коммуникационных процессов; во-вторых, небывалое разнообразие современных масс-медиа не изменило преимущественно односторонний характер массовой коммуникации, целевую ориентацию медиаполитики, применяющей информацию и ее обработку в качестве основного инструмента завоевания и (или) удержания публичной власти.
Ключевые слова: Викиликс, Интернет, информационное общество, информационно-коммуникационные технологии, информация, каскадная активация, массовое сознание, прайминг, сетевая журналистика, сетевое общество, скандал, средства массовой информации, установление повестки дня, фрейминг.
INTERPRETATION BY M. KASTELS OF THE INFLUENCE OF MODERN MASS-MEDIA ON MASS CONSCIOUSNESS IN NETWORK SOCIETY
Burkova Lyudmila V., applicant of department of philosophy of natural faculties of faculty of philosophy Study place: FSBEI of HE «Moscow state university named after M.V. Lomonosov»
Abstract: key conclusion of author of presented article is, that based on cascade activation, priming, scandal, setting of agenda, framing, etc. influence of modern mass-media on mass consciousness in a network society M.Castells considers more effective, than similar influence in traditional society, built on rhetoric, agitation, propaganda, manipulation. And there are, at least, two objective grounds: first, modern printed, electronic mass-media, Internet-resources, which determined including formation of network communities and network journalism, represent in mass culture of network society basic component of communication processes; secondly, unprecedented diversity of modern mass-media hasn't changed predominantly onesided nature of mass communication, target orientation of media policy, applying information and its processing as a main instrument of conquest and (or) retention of public authority.
Keywords: WikiLeaks, Internet, information society, information and communication technologies, information, cascading activation, mass consciousness, priming, network journalism, network society, scandal, mass-media, setting of agenda, framing.
Характеризуя труды М. Кастельса, можно утверждать, что при всей многогранности его философского творчества, в них доминирует тема глобальной информатизации. В связи с этим всестороннее осмысление взаимосвязи, взаимодействия информационно-коммуникационных технологий, характерных для нынешнего этапа истории цивилизации, привело мыслителя к выводу о том, что в эпоху глобальной информатизации имеют место экспоненциальное возрастание объема разнообразной по формам и содержанию информации, придание ей преимущественно символического статуса1.
1 Краткая биографическая справка: один из авторитетных современных обществоведов - исследователей постиндустриального (информационного) общества Мануэль Кастельс (Manuel Castells) родился 09.02.1942 в городе Хеллин провинции Ла Манча (Испания). В возрасте 16 лет он поступил в Барселонский университет, где изучал юридические и экономические дисциплины. В 1960 году Кастельс стал участником леворадикального Рабочего фронта Каталонии, но в 1962 году из-за усиления риска репрессий со стороны франкистского режима Испании вынужден был покинуть свою историческую родину, осесть в качестве политэмигранта в Париже и там реанимировать получение высшего образования в знаменитой Сорбонне. Испытав глубокое разочарование от непосредственного участия в политических протестных акциях, убедившись в том, что утопии обычно влекут за собой «вызов терроризма» [1, с.95; 4, с.90], если предпринимаются настойчивые попытки реализовать их на практике, Кастельс с головой окунулся в научную деятельность и в 1967 году защитил доктор-
По мнению Кастельса, в конце минувшего века в связи
скую диссертацию по урбанистической социологии. В 1972 году в свет выходит его первая солидная научная работа: «Городской вопрос: марксистский подход» [6]. В том же году Кастельс занял должность профессора Университета Западный Париж - Нантер-ля-Дефанс, одного из 13-ти университетов, расположенных в департаменте О-де-Сен, невдалеке от делового центра столицы Франции. В 1979 году Кастельс получил приглашение из США занять ставку профессора социологии и социального планирования в Калифорнийском университете, Беркли. Перебравшись в University of California, Berkeley, Кастельс сравнительно быстро стал одним из ведущих его штатных сотрудников, специализирующихся на проблематике постиндустриального (информационного) общества. Получившими высокую оценку научного сообщества и прославившими имя их автора стали фундаментальный 3-томный труд Кастельса: «Информационный век» [7; 8; 9] и такие его работы, как: «Галактика Интернета» [2; 5], «Власть коммуникации» [1; 4], вышедшие в свет в период 19982009 годов, - оригинальные «академические бестселлеры» о социально-экономических, политических, духовных явлениях и процессах конца XX - начала XXI веков, наблюдаемых в системе общественных отношений под влиянием глобальной информатизации. В настоящее время Кастельс продолжает заниматься научно-преподавательской деятельностью то в Каталонии, то в Калифорнии, нередко посещая в качестве «приглашенного» профессора и (или) эксперта различные страны, в том числе Россию. Проводимые им исследования по-прежнему посвящены комплексному анализу фундаментальных изменений системы общественных отношений, вызванных интенсивно-экстенсивным развитием информационно-коммуникационных технологий [3, с.55].
Буркова Л. В.
ТРАКТОВКА М. КАСТЕЛЬСОМ ВЛИЯНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СМИ НА МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ В СЕТЕВОМ ОБЩЕСТВЕ
с бурным развитием Internet-технологий, телевидения, иных электронных масс-медиа складывается массовая культура, основанная на медиатизации, компьютеризации, виртуализации, интеллектуализации. Формируется «сетевое общество» («network society»), где публичная власть «переопределена, но не исчезла, как и социальная борьба» [1, с.96]. Логику изменений системы общественных отношений определяют «успешные» акторы сетевого сообщества, способные к гибкости, реконфигурации. Существовавшая прежде социально-экономическая, политическая, идеологическая и пр. конфронтация собственников средств производства и наемных работников сменяется оппозицией Internet-имущих и Inter-net-неимущих. По сути, Кастельс формулирует тезис о переходе современного общества от капитализма к ин-формационализму, в условиях которого успех зависит, в первую очередь, от способности субъектов общественных отношений генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях. Но при этом он вынужден опираться на понятия «коммуникационная система», «сетевое общество», «образы», «информация» а не на категории, четко фиксирующие атрибутивные признаки знаний.
Кастельс утверждает, что получение информации по принципу: «здесь и сейчас», внедряемое в сетевом обществе в массовое сознание (рассматриваемое как сознание, отличимое от индивидуально-личностного и общественного сознания, имеющее своим носителем большие социальные группы в массовом обществе, умонастроения, ценностные ориентации, установки представителей этих групп) порождает у многих людей наивное чувство окрыляющей свободы. На самом деле, речь нередко идет о чувстве вседозволенности, а за порождающей его информацией скрывается не столько передача сведений о чем-то (ком-то), т.е. рациональная их (сведений) денотация, сколько создание образов, иллюзий, вызывающих аффективные, эмоционально окрашенные коннотации.
Аддикция массового сознания от, как правило, неподконтрольных ему информационных воздействий формирует и у индивидуально-личностного сознания приверженность доминирующему общественному мнению, конформизм, инфантилизм, некритичность мышления. Массовые ценностные ориентации и установки, преподносимые аудитории медиа-профессионалами, видными представителями сетевой журналистики, политтехнологами через печатные, электронные СМИ и Internet-ресурсы, стирая традиционные национально-этнические и пр. различия индивидов и социальных групп, формируют новый вид Homo sapiens - массовый человек, который постепенно утрачивает самостоятельность, обезличивается.
Кастельс полагает, что акторы (например, блоггеры, лидеры сетевых групп и пр.), действующие в рамках сетевых сообществ в Internet, создают «свою» журналистику, но именно такая журналистика, по его мнению, периодически возвращает массовое сознание из пространства символов в плоскость материальной реальности, оперативно распространяя или, во всяком случае, пытаясь оперативно распространять информацию, производящую эффект «информационной бомбы». Наглядный пример - деятельность ныне всемирно известного сетевого сообщества Викиликс (WikiLeaks), которая, как пишет Кастельс, «представляет серьезный вызов монополии правительств и других могущественных организаций на важную информацию, которую они хотели бы утаить от общественности, нарушая тем са-
мым права граждан, критерии которых установлены самими этими организациями» [1, с.22-23].
Специфика web-сайта WikiLeaks, по Кастельсу, помимо аккумулирования и распространения разоблачительной информации, состоит в обеспечении безопасности «ликеров» - тех, кто «сливает» WikiLeaks информацию, официально проходящую под грифом: «секретно». По сути, речь идет о сетевом сообществе в рамках Internet, опирающемся в своей деятельности не только на действующие правовые нормы о конфиденциальности источников информации медиа-профессионалов, но и на новейшую кибер-криптографию, чтобы еще больше закамуфлировать свои анонимные источники информации [1, с.25].
Показательна реакция правящих национальных и наднациональных элит, транснациональной финансовой олигархии на деятельность WikiLeaks. Так, благодаря координации усилий на международном уровне уголовному преследованию по сомнительным основаниям подвергнут основатель WikiLeaks Дж.Ассанж, чья персона - «яркое воплощение нового бренда - активиста, пришедшего из мира хакеров», дело жизни которого - «сохранить свободу в Интернете», используя «Всемирную паутину» для реализации «важнейшей демократической практики информационного общества - права на информацию» [1, с.23]. Серверы WikiLeaks регулярно подвергаются кибератакам. Производятся постоянные поиск, обнаружение и блокирование источников финансирования сетевого сообщества и т.п. Причина травли WikiLeaks «заключается в том, что тысячи конфиденциальных документов, добытых и обнародованных WikiLeaks, показали нам их «кухню» - чем занимаются правительства и корпорации втайне от граждан и клиентов» [1, с.26].
Все-таки представляется, что и позицию, когда акторы сетевого сообщества воспринимаются как создатели неискаженной, истинной информации, нельзя переоценивать. Нередко именно акторы соцсетей, блоггеры оказываются инициаторами фейков, троллинга и пр.
Весьма значимый аспект исследования массового сознания связан с механизмом его формирования. Существует множество концепций, так или иначе, раскрывающих суть данного феномена. Одна из них непосредственно связана с творчеством Кастельса, и поименована им как концепция «повестки дня». В соответствии с ней масс-медиа «навязывают» своей аудитории перечень наиболее актуальных новостных тем («повестку дня»).
Как подчеркивает М.Кастельс, когда новостной контент подсказывает новостным аудиториям, что конкретно они должны использовать в качестве ориентиров «для оценки эффективности деятельности лидеров и правительств, это часто понимается как расширение повестки дня». Делая некоторые вопросы более заметными для индивидуально-личностного и массового сознания «(установление повестки дня), масс-медиа могут также формировать соображения, которые люди принимают во внимание, вынося суждения о политических кандидатах или проблемах» [1, с.213]2
2 Представляется, что указанная концепция акцентирует внимание лишь на одном аспекте формирования и функционирования массового сознания. При этом следует учесть, что статика и динамика содержательных компонентов феномена массового сознания зависит от комплекса факторов, и, прежде всего, от развитости (неразвитости) этого вида сознания, как, собственно, и от развитости (неразвитости) других видов сознания - индивидуально-личностного и общественного.
Среди наиболее популярных и эффективных, по мнению Кастельса, современных масс-медийных технологий воздействия на массовое сознание - скандал: первоклассный материала «для привлечения аудитории, что приобрело особую важность с появлением круглосуточного, 24-часового, цикла производства новостей с непременными «главными новостями» для утоления постоянной тяги публики к сенсационности и новизне». В то же время: «из-за распространенности политики скандала
- независимо от конкретных результатов в данном контексте - весь политический ландшафт изменяется (здесь и далее выделено Кастельсом), потому что широко распространенные ассоциации политиков и недостойного поведения способствуют развитию недовольства граждан в отношении к политическим институтам и политическим классам, содействуя общемировому кризису политической легитимности» [1, с.306, 313].
Кастельс связывает эффективность влияния современных СМИ на массовое сознание и с использованием масс-медиа новейших достижений в сфере нейронауки, реализованных в практиках инфотейнмента, прайминга («чем чаще вопрос рассматривается, тем с большей вероятностью люди будут основываться на представленной в его освещении информации, делая свои политические оценки»), фрейминга («процесс отбора /селекции/ и выделения некоторых аспектов событий и проблем и установления связей между ними таким образом, чтобы способствовать распространению определенной интерпретации, оценке и /или/ решения») [1, с.212-213] и пр. По мнению Кастельса, именно они обусловливают формирование в массовом сознании склонности к иррациональным формам и содержанию информации, которые умышленно искажают материальную реальность, а также предвзятость принятия решений, относимую по большей части к мотивации штатных сотрудников масс-медиа-организаций, которые и производят искаженный контент [1, с.216].
Непосредственно использующие данные практики СМИ в значительной мере подконтрольны ведущим публично-властными субъектам, транснациональным корпорациям и банкам, что, так или иначе, находит иллюстрацию в аналитической модели «каскадной активации». Она показывает механизм функционирования конкретных политических систем с включенными в них СМИ, а также взаимосвязи между подбором новостей, массовым сознанием и публичной властью. В этой модели массовое сознание условно приравнивается к воспринимаемому им общественному мнению, отражаемому затем в соцопросах, паттернах голосования и пр. показателях массового поведения. При этом все участники процесса коммуникации
- «когнитивные скупцы, которые отбирают информацию на основе своих стереотипов (габитусов)». В частности, медиа-профессионалы, видные представители сетевой журналистики, политтехнологи «отбирают новости, которые могут быть наиболее привлекательны для аудитории без риска возмездия со стороны влиятельных игроков». Именно такие новости «потребляет» массовый человек, как правило, обращаясь к СМИ, транслирующим близкие ему взгляды [1, с.217-220].
В конечном итоге, воздействие современных масс-медиа на массовое сознание в сетевом обществе Ка-стельс считает гораздо более эффективным, чем аналогичное воздействие в традиционном социуме, основанное на риторике, агитации, пропаганде, манипулировании. И тому есть, по меньшей мере, два объективных основания:
1. Современные печатные, электронные СМИ, Internet-ресурсы, обусловившие в т.ч. становление сетевых сообществ и сетевой журналистики, представляют в массовой культуре сетевого общества «основной материал коммуникационных процессов. Мы живем в их среде, и из них приходит большинство наших символических стимулов» [7, с.119];
2. Небывалое разнообразие современных масс-медиа не изменило преимущественно односторонний характер массовой коммуникации, а также целевую ориентацию медиаполитики, которая фактически «является одним из основных компонентов более широкой формы политики - информационной политики, использующей информацию и ее обработку в качестве решающего инструмента» завоевания и (или) удержания публичной власти [1, с.253].
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 94%.
Список литературы:
1. Кастельс М. Власть коммуникации /Перевод с английского Н.М.Тылевич; предисловие к изданию 2013 года А.А.Архиповой; под научной редакцией А.И.Черных. 2-е издание, дополненное. -М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. - 591 с.
2. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе /Перевод с английского А.Матвеева. -Екатеринбург: Издательство «У-Фактория», 2004. - 328 с.
3. Птицына С.С. Теория сетевого общества М.Кастельса: теоретико-социологический анализ //Всероссийский журнал научных публикаций. - 2011, май. - Выпуск 3 (4). - С.55-56.
4. Castells M. Communication Power. - Oxford, USA: Oxford University Press, 2009. - 608 p.
5. Castells М. La galaxie Internet. - Paris: Fayard, 2002. - 368 s.
6. Castells M. La question urbaine: une approche marxiste. - Paris: François Maspéro, 1972. - 455 s.
7. Castells M. L'ère de l'information. Tome 1. La société en réseaux.
- Paris: Fayard, 1998. - 614 s.
8. Castells M. L'ère de l'information. Tome 2. Le pouvoir de l'identité.
- Paris: Fayard, 1999. - 538 s.
9. Castells M. L'ère de l'information. Tome 3. Fin de millénaire. -Paris: Fayard, 1999 - 496 s.
РЕЦЕНЗИЯ
В представленной на рецензию статье с позиции социально-философского анализа рассмотрено влияние современных СМИ на массовое сознание в сетевом обществе в том виде, как оно показано в работах видного зарубежного исследователя М.Кастельса: «Информационный век»; «Галактика Интернета»; «Власть коммуникации». Целью данной статьи было раскрыть позицию М.Кастельса по вопросам, что представляет собой массовое сознание в условиях глобальной информатизации, как происходит влияние на него со стороны СМИ, как традиционные СМИ сосуществуют с акторами в сетевом сообществе. Автор статьи совершенно справедливо соглашается с мнением М.Кастельса, что именно информационно-коммуникационные технологии формируют постиндустриальное (информационное) общество. Мир глобальной информатизации порождает общество, которое является не только глобальным, но и сетевым, в нем создана массовая культура, основанная на медиатизации, компьютеризации, виртуализации, интеллектуализации. Интернет с его неограниченными возможностями и ресурсами, задействованными в т.ч. современными масс-медиа, превращается в обязательный атрибут повседневной жизнедеятельности все большего числа индивидов и социальных групп, политики, экономики, социальной сферы общества. Автор статьи делает вывод, что М.Кастельс считает воздействие современных масс-медиа на массовое сознание в сетевом обществе гораздо более эффективным, чем аналогичное воздействие в традиционном социуме, основанное на риторике, агитации, пропаганде, манипулировании. Хотя программировать сети коммуникации и, соответственно, воздействовать на массовое сознание, стало более сложно.
Работа Л.В.Бурковой выполнена на высоком теоретическом уровне, и, полагаю, привлечет внимание ученых, специалистов, занимающихся соответствующей проблематикой. Язык и стиль статьи отвечают требованиям, предъявляемым к такого рода статьям. Тезисы, аргументированные автором, лаконичны, убедительны. Представленная на рецензию статья заслуживает положительной оценки и может быть рекомендована к публикации в ведущих научных журналах страны.
Доктор философских наук, профессор
С. А. Хмелевская