Научная статья на тему 'Постмодерн как социокультурный проект'

Постмодерн как социокультурный проект Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1407
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТМОДЕРН / МОДЕРН / ПРОЕКТ / КРИЗИС / ПРОГРЕСС / ИДЕОЛОГИЯ / ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС / POSTMODERNISM / MODERNISM / PROJECT / CRISIS / PROGRESS / IDEOLOGY / PHILOSOPHICAL DISCOURSE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Маслаков Станислав Валерьевич

В статье анализируется постмодерн в качестве варианта глобального социокультурного проекта, противопоставляющего себя проекту модерна. Рассматривается исторический контекст формирования постмодернистской идеологии и постмодернистского философского дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Postmodernism as a social and cultural project

This article analyzes the postmodernism as a global social and cultural project, opposing to the project of modernism. The author considers the historical context of the formation of postmodern ideology and postmodern philosophical discourse.

Текст научной работы на тему «Постмодерн как социокультурный проект»

УДК 140.8

Маслаков Станислав Валерьевич

Maslakov Stanislav Valeryevich

аспирант кафедры философии Северо-Кавказского федерального университета

PhD student, Philosophy Department, North-Caucasus Federal University

ПОСТМОДЕРН

КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ

POSTMODERNISM AS A SOCIAL AND CULTURAL PROJECT

Аннотация:

Summary:

В статье анализируется постмодерн в качестве варианта глобального социокультурного проекта, противопоставляющего себя проекту модерна. Рассматривается исторический контекст формирования постмодернистской идеологии и постмодернистского философского дискурса.

This article analyzes the postmodernism as a global social and cultural project, opposing to the project of modernism. The author considers the historical context of the formation of postmodern ideology and postmodern philosophical discourse.

Ключевые слова:

постмодерн, модерн, проект, кризис, прогресс, идеология, философский дискурс.

Keywords:

postmodernism, modernism, project, crisis, progress, ideology, philosophical discourse.

Постмодернистская философия на первый взгляд не несет в себе предпосылок проектного характера. Сосредоточившись главным образом на критике социального бытия и методологических установок классической философии, постмодернисты не предлагают альтернативной модерну концепции мироустройства и организации человеческого общества. Между тем вторая половина XX в. и первые 16 лет нового столетия характеризуются как эпоха постмодерна применительно ко всем областям знания и общественной жизни. В политике господствуют характерные для данной парадигмы идеологические установки либерализма, плюрализма, толерантности и т. д. Экономика развитых стран характеризуется как постиндустриальная. Доминантами мирового искусства остаются стремление к разнообразию, синкретизму, борьба за снятие любых внешних ограничений в самовыражении художника. Все это говорит о том, что постмодерн можно характеризовать как глобальный исторический проект. Его социокультурный генезис обусловливается не только наблюдаемыми проявлениями в общественной жизни, но и самим происхождением термина, который возник ровно век назад, в 1917 г.

Впервые он звучит в монографии Рудольфа Панвица «Кризис европейской культуры». Немецкий историк описывает постмодернизм как силу, призванную «преодолеть нигилизм и декаданс, порожденный модерном» [1]. По словам А. Гулыги, на тот момент он представлял собой «всего лишь парафраз ницшеанской идеи сверхчеловека» [2, с. 153], широко известной на протяжении уже нескольких десятилетий, и сам по себе не нес той семантики, которая возникла позднее. Ф. де Онис в работе «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» в 1934 г. снова использует данный термин в еще более узком искусствоведческом значении как промежуточный период в развитии поэзии и культуры в целом между этапами модернизма (1896-1905 гг.) и ультрамодернизма (1914-1932 гг.) [3, с. 9].

Тем не менее термины «постмодернизм», а затем «постмодерн» неизбежно выходят за рамки культурологии и начинают использоваться для обозначения разного рода явлений общественной жизни, а также совокупности постклассических философских направлений, родовой характеристикой которых служит ревизия или прямое отрицание идеологических установок модерна.

Среди русскоязычных авторов первым исследует постмодернизм в собственно философском ключе И.П. Ильин в книге «Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм». Здесь он рассматривает данное явление в первую очередь как современное ему состояние философской мысли и считает, что переход от модернизма к постмодернизму произошел в 50-х гг. ХХ в. [4].

Из вышесказанного следует, что постмодернизм проникает в культурологический, философский, а затем и социологический дискурс вследствие нарастающей тенденции к критике и разрушению традиционной модернистской парадигмы.

Определяя постмодерн в более широком социально-философском понимании как глобальный исторический проект, воплощенный во множестве аспектов, необходимо учитывать, что он не представляет собой авторский манифест, не имеет четкой идеологии, структуры и позитивной повестки дня. Ю. Хабермас рассматривает его не как особый феномен и принципиально новое состояние человеческой цивилизации, а как совокупность кризисных явлений модерна, по своему характеру временных и преодолимых [5]. При этом тенденция к определению модерна и постмодерна как глобальных исторических проектов доминирует в русскоязычной среде. В то же время

западные аналитики, занимающиеся схожей проблематикой (З. Бжезински, Ф. Фукуяма и т. д.), чаще всего не называют модерн и постмодерн именно глобальными проектами, опуская данное родовое определение.

Такие определения, как «глобальный исторический проект» и «социокультурный проект», в целом синонимичны и рассматривают одно и то же явление с незначительно разнесенных позиций, отдавая предпочтение либо генезису, либо конкретным проявлениям во всем многообразии культурной и общественной сфер. В обоих случаях у таких проектов можно выделить следующие родовые характеристики:

1. Глобальный, универсальный и, как правило, надгосударственный характер, благодаря которому в рамках реализации проекта происходят изменения широкого спектра аспектов социального бытия, науки, экономики, политики, искусства и философского знания.

2. Идеологические единство, выраженное в наличии общей парадигмы у множества различных концепций, социальных феноменов и тенденций в культурной жизни. Как правило, оно обусловлено общей картиной мироздания, схожей для многих авторов отношением к историческому процессу в рамках их сферы интересов, социальными нормами и т. д.

3. Общая предпосылка, сформированная нарастающими кризисными явлениями предыдущего исторического проекта, имеющими глобальный и системный характер, в конечном итоге обусловливающая необходимость тотальной ревизии всего предыдущего проекта и формирования нового.

Как было сказано выше, постмодерн в данном качестве характеризуется прежде всего как осознание кризиса, переосмысление и в конечном итоге отрицание модерна. Тот, в свою очередь, ассоциируется в историческом плане с эпохой Нового времени и обладает следующими родовыми чертами:

1. Переход от теоцентрической к антропоцентрической модели мироздания. Человек воспринимается как «мера всех вещей». Религиозные институты постепенно теряют политическое и экономическое влияние, происходит медленная, но неизбежная секуляризация общественной жизни. Данный аспект хорошо описан М. Вебером в работе «Протестантская этика и дух капитализма» [6].

2. Новую картину мира формирует не миф (при всем многообразии культур премодерна, начиная примитивными племенами и заканчивая Европой эпохи позднего Средневековья, в их основе лежит именно мифологизированное миропонимание), а наука, основанная на ньютоновской механике.

3. Идеологической доминантой благодаря этому становится вера во всесильный разум и прогресс как высшую ценность.

4. В экономике происходит переход от аграрного общества к индустриальному. Его основой становится капитализм как фундаментальный экономический строй.

5. В политике наблюдается поэтапный переход от абсолютной монархии к ее все более ограниченным формам и в конечном итоге - к республиканским формам государственности, выборной демократии и т. д.

Таких характерных черт можно выделить значительно больше, в рамках статьи приведены лишь базовые. В каждом из данных аспектов во второй половине XIX - начале XX в. наблюдаются нарастающие кризисные явления. Так, развитие естественных и гуманитарных наук к этому времени приводит к пониманию, что механистическая картина мира не универсальна в своих описательном и прикладном аспектах. Демократические институты и капиталистическая экономика демонстрируют свое несовершенство, что в конечном итоге приводит к ряду кровавых революций и двум мировым войнам, рефлексия которых побуждает к переосмыслению антропоцентризма и подрывает идеологическую основу модерна.

Несмотря на то что термин «постмодернизм» впервые возникает в культурологическом контексте, определяющую роль в генезисе проекта постмодерна сыграл аналогичный идеологический разворот в философской мысли. Все многообразие постклассической философии, начиная с Ницше и заканчивая фигурами, в первую очередь ассоциирующимися с постмодернистским типом философствования (М. Фуко, Ж.Ф. Лиотар, Ж. Бодрийяр и т. д.), сводится к установкам не дальнейшего развития, а опровержения, деконструкции, иронического неприятия смыслов модерна.

Рассматривая постмодерн как социокультурный проект, отрицающий модерн, можем выделить следующие его характерные черты:

1. Отказ от антропоцентрической, а затем и вообще какой-либо общепринятой картины мира, который приводит к некоторой ресекуляризации, усилению религиозных институтов.

2. Релятивистская теория Эйнштейна и квантовая физика становятся основой новой научной картины мира.

3. Сам факт наличия обязательной идеологической доминанты рассматривается как проявление тоталитаризма, что приводит в развитых обществах к развитию плюралистических концепций, а в отсталых - к деградации социальной жизни.

4. Переход от индустриальной к постиндустриальной экономике, усиление роли информации как основного продукта производства, виртуализация экономики, развитие медиа как доминирующего социального института.

5. Доминантами политической жизни становятся неолиберализм, деградация выборной демократии, сращивание политики и маркетинга. Формируемое постмодерном общество атоми-зировано и плюралистично, не имеет четкого вектора развития и позитивной повестки будущего. Философы-постмодернисты, такие как Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, Ж.Ф. Лиотар, Ж. Деррида и М. Фуко, сосредоточены на последовательной критике смыслов модерна, но не предлагают альтернативного проекта. Более того, в рамках их философствования отрицается любая проектная деятельность как проявление тоталитаризма. В сформированной парадигме социологи и аналитики отрицают общественный прогресс как таковой и приходят в своих футурологических концепциях к идеям исчезновения личности, конца истории и т. д.

Таким образом, «постмодернизм констатирует, формулирует и, уже в своем проектном воплощении, усугубляет кризис как таковой. С этой точки зрения его можно рассматривать как кризисное мировоззрение» [7, с. 163].

Постмодернистская мысль радикальным образом меняет взгляды на онто-, гносео- и аксиологические аспекты человеческого бытия. Их глобальный и всеобъемлющий характер не позволяет рассматривать постмодерн с сугубо культурологических позиций, выводя данную проблему на философский уровень.

Представленные черты постмодерна не в полной мере описывают его как социокультурный проект, но характеризуют его с этих позиций, а также иллюстрируют те причины, из-за которых на современном этапе наблюдаются нарастающие кризисные явления этого проекта и возникают различные альтернативные концепции по его преодолению.

Ссылки:

1. Pannwitz R. Die Krisis der europäishen Kultur. Nürnberg, 1917.

2. Гулыга А.В. Что такое постсовременность // Вопросы философии. 1988. № 12. С. 153-159.

3. Силичев Д.А. Постмодернизм: экономика, политика, культура : учеб. пособие. М., 1998. 196 с.

4. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996. 256 с.

5. Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект // Вопросы философии. 1992. № 4. С. 40-52.

6. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 808 с.

7. Сергодеева Е.А., Маслаков С.В. Контрмодерн как проектное воплощение архаизации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 12-4 (62). С. 163-166.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.