Научная статья на тему 'Критика постмодернизма как глобальный тренд современности'

Критика постмодернизма как глобальный тренд современности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3273
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТМОДЕРН / ПОСТМОДЕРНИЗМ / МОДЕРН / ИДЕОЛОГИЯ / ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / СОВРЕМЕННОСТЬ / POSTMODERN / POSTMODERNISM / MODERN / IDEOLOGY / IDEOLOGICAL PROJECT / MODERNITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Маслаков Станислав Валерьевич

В статье постмодернизм рассматривается как идеологический проект, теряющий свою онтологическую актуальность и подвергающийся все более жесткой критике. Представлены основные постулаты постмодернистской философии в их развитии, а также признаки все большего культурного «устаревания» постмодернизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITICISM OF POSTMODERNISM AS A GLOBAL TREND OF OUR TIME

The article deals with postmodernism as an ideological project that loses its ontological relevance, and is exposed to increasingly harsh criticism. The author considers the basic tenets of postmodern philosophy in their development, as well as the signs of growing cultural "obsolescence" of postmodernism.

Текст научной работы на тему «Критика постмодернизма как глобальный тренд современности»

УДК 130.2

Маслаков Станислав Валерьевич

Maslakov Stanislav Valerievich

аспирант кафедры философии Северо-Кавказского федерального университета

PhD student, Philosophy Department, North Caucasus Federal University

КРИТИКА ПОСТМОДЕРНИЗМА КАК ГЛОБАЛЬНЫЙ ТРЕНД СОВРЕМЕННОСТИ

CRITICISM OF POSTMODERNISM AS A GLOBAL TREND OF OUR TIME

Аннотация:

Summary:

В статье постмодернизм рассматривается как идеологический проект, теряющий свою онтологическую актуальность и подвергающийся все более жесткой критике. Представлены основные постулаты постмодернистской философии в их развитии, а также признаки все большего культурного «устаревания» постмодернизма.

The article deals with postmodernism as an ideological project that loses its ontological relevance, and is exposed to increasingly harsh criticism. The author considers the basic tenets of postmodern philosophy in their development, as well as the signs of growing cultural "obsolescence" of postmodernism.

Ключевые слова:

постмодерн, постмодернизм, модерн, идеология, идеологический проект, современность.

Keywords:

postmodern, postmodernism, modern, ideology, ideological project, modernity.

Постмодернизм в философской рефлексии все в меньшей степени представляется в качестве феномена предельной новизны. Сталкиваясь с жесткой критикой на всем протяжении своего развития, постмодернистская философия до недавнего времени проявляла невиданный иммунитет к любой критике самых разных своих аспектов и проявлений. Причина кроется в самой ее природе, которая проявляется в том числе в «отрицании утверждения», отказе от спора как источника истины, в самом существовании этой истины и какой-либо подлинности. Вторая половина ХХ в. стала эпохой торжества постмодернистской мысли - ироничной, гибкой, отрицающей авторитеты, не знающей табу и догматов. Вместе с тем по мере воплощения ее идеологических постулатов во всех аспектах социального бытия человека ее победоносное шествие стало все более тормозиться, а проектное начало - терять свою привлекательность на фоне возникших альтернатив.

Следует отметить, что в различных социокультурных аспектах постмодернизм как проект актуализировался в разное время. Если говорить о сфере искусства, то характерные черты постмодернизма стали проявляться еще столетие назад. Первые крупные философы-постмодернисты раскрываются несколько позже: в середине ХХ в. Вместе с тем постмодерновое переустройство социального бытия характерно для западного общества в конце ХХ - начале XXI вв. Что касается собственно идеологии постмодернизма как совокупности идей, обусловленных парадигмой постмодерна, они формируются на протяжении всего этого хронологического периода.

При этом ни в одном из перечисленных аспектов постмодерн лишь на первый взгляд не потерял своей актуальности. В современном искусстве по-прежнему, до некоторой степени и в определенных кругах, востребованы перформансы в духе Pussy Riot. В политике и общественной жизни явления, характерные для постмодернового сознания, носят массовый характер (экологические движения, эмансипация, предоставление особых прав меньшинствам, диффузные войны, цветные революции и т. д.) и находятся в тренде как в развитых странах Запада, так и в наиболее прогрессивных государствах Дальнего Востока. Несмотря на то что в современной западной общественной мысли фукуямовский «конец истории» сменился менее постмодерновым по своей сути хантингтоновским «столкновением цивилизаций», а в последнее время все большую силу набирает парадигма «многоэтажного человечества», все они отрицают и «отменяют» характерный для модерна прогрессизм и универсализм и в общем и целом могут рассматриваться как разные трактовки одного подхода.

Тем не менее, именно в то время, когда постмодерн по инерции представляется актуальным цивилизационным феноменом и социальной данностью, в нем все отчетливее проявляются кризисные явления и нарастающие противоречия, которые неизбежно приведут и по некоторым признакам уже приводят к формированию нового глобального исторического проекта, либо сразу нескольких проектов, либо столь же глобальной цивилизационной катастрофе, которая отменит саму возможность существования таких проектов.

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

В частности, З. Бауман отмечает, что постмодерн формирует такие условия социального бытия, в которых неизбежно возникает кризис идентичности индивида и общностей. Он описывает бытие человека в обществе постмодерна следующим образом: «Правила жизненной игры, в которую играют потребители эпохи постмодерна, постоянно меняются. Поэтому в игре разумно придерживаться стратегии ведения коротких партий, а, следовательно, всю свою жизнь с ее гигантскими всеохватывающими ставками разумно разбить на серию коротких ограниченных партий...» [1, с. 226]. Постмодернистская философия парадоксальным образом ниспровергает универсалии, но претендует на собственную универсальность, что хорошо отражено, к примеру, в концепции «конца истории». Ж.-Ф. Лиотар, один из основоположников и апологетов философии постмодернизма, противопоставляет «большому синтезу», который он связывает с именами таких теоретиков, как Маркс и Парсонс, «уменьшенные, локализированные повествования».

Утверждая локальность и плюрализм в противовес «тоталитарной метафизике», постмодернизм демонстрирует успехи на фронте борьбы против идеологических установок модерна. Человек как мера всех вещей, прогресс как безусловная ценность, универсальность бытия и онтологическое единство подвергаются сомнению, деструкции и в конечном итоге ниспровержению. Исторические события, связанные с феноменами нацизма и двух мировых войн, часто предъявляются постмодернистами в качестве весомых аргументов в пользу краха проекта «модерн».

Вместе с тем некоторые философы не склонны рассматривать постмодерн в качестве нового исторического проекта или этапа развития философской мысли, пришедшего на смену модерну. Так, Ю. Хабермас полагал, что постмодернизма как такового не существует, что это лишь собирательное название кризисных явлений незавершенного модерна [2]. Этот кризис носит временный характер «болезней роста», которые будут безусловно побеждены. Вторит ему и В. Велш, утверждающий, что постмодерн - это не антимодерн, ибо он включает в себя модерн [3]. Подвергая модерн жесткой, эффективной и в определенной степени обоснованной критике, он не предлагает альтернативной позитивной повестки дня. Более того, он отрицает саму возможность существования таковой. Он констатирует, формулирует и уже в своем проектном воплощении усугубляет кризис как таковой.

«С одной стороны, возрастает свобода выбора человеком способа своего существования, стиля жизни и типа поведения, с другой - разрушаются прежние культурные ценности, становятся невостребованными готовые схемы и образцы поведения» [4, с. 145]. На смену акту приходит его имитация, стремление к подлинности замещается карнавализацией, а в конечном итоге растворяется субъект действия, теряясь в отражениях симулякров. Вслед за смертью автора лишается смысла и сам акт творения, а любое значение теряется в «болоте контекстов». Сознание, порожденное совокупностью метарассказов, теряет не только значение, но и значимость, а любая его активность бессмысленна.

Однако жизненная практика, во многом сформированная постмодернистским мышлением, все сильнее отличается от его теоретизирований. Человек, которому суждено раствориться «в тени молчаливого большинства», все настойчивее требует подлинности и ориентиров. Постмодернистские концепции в их практических воплощениях отторгаются как отдельными субъектами, так и все более значимыми социальными структурами. В этом отношении события последних лет и обозримой перспективы следует рассматривать не как победу постмодернизма, а как нарастающий конфликт между явлениями и структурами, порожденными постмодерном и отрицающими его.

В искусстве наблюдается запрос на произведения, сочетающие по меньшей мере претензию на подлинный акт творения и насыщенность позитивными смыслами. Принято считать, что общество постмодерна во многом порождается развитием информационных и телекоммуникационных технологий, но если последние демонстрируют устойчивый количественный и качественный прогресс, то количество обществ, в которых очевидным образом победили ценности постмодернизма, неуклонно сокращается. В международной политике постмодернистские явления, такие как диффузные войны и цветные революции, сталкиваются со все более системным и эффективным противодействием со стороны государств и структур, отрицающих такую «повестку дня». Что характерно, в государствах, где произошли цветные революции, происходит не постмодернизация, а стремительный откат в контрмодерн. Поэтому в философских кругах и общественном дискурсе все сильнее подвергаются сомнению основные постулаты постмодернизма, которые во все меньшей степени описывают действительность и теряют свое проектное начало.

Все большую привлекательность приобретают разного рода фундаменталистские идеологии. Несмотря на то что они существовали в разных формах на всем протяжении исторического процесса, традиционно они находились вне рамок базового общественного дискурса, оставаясь своего рода черной стороной социального бытия и актуализируясь только в кризисные моменты.

Характерный для современности идеологический вакуум (во многом связанный с практическим воплощением постмодернистских постулатов о плюрализме и отсутствии истины как таковой) создал для них необходимую базу. И несмотря на все несомненные достижения последних десятилетий (в том числе всеобщий доступ к знаниям благодаря развитию медийной сферы, успехи в борьбе с маргинализацией меньшинств и прочих позитивных явлений, в том числе связанных с глобализацией), именно фундаментализм за счет его примитивной, но доступной и универсальной картины мира и бинарных позиций по всем вопросам приобретает все большую популярность.

Для более зрелых сообществ характерно сближение с позицией Хабермаса. В общественно-политической жизни, искусстве, где поиск подлинного и возвышенного снова актуализируется, а деконструкция и ниспровергание идеалов уже не воспринимаются в качестве безусловно актуального тренда, в философской мысли все сильнее становятся позиции реставраторов проекта «модерн».

Так же актуальны и по мере осознания кризиса постмодернистской идеологии все более привлекательны идеи, связанные с поиском «сверх-», «супер-», «пост-пост-», «над-» и прочих вариаций на тему некоего принципиально нового исторического проекта, который будет способен по-настоящему решить проблемы модерна, вобрать достижения постмодерна, но при этом предложить подлинно новую повестку дня.

Ссылки:

1. Бауман З. Индивидуализированное общество / пер. с англ. В.Л. Иноземцева. М., 2002.

2. Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект // Вопросы философии. 1992. № 4. С. 40-52.

3. Вельш В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. 1992. № 2. С. 109-136.

4. Сергодеева Е.А., Сапрыкина Е.В. Философский дискурс в культуре постмодерна // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 9 (47). С. 142-146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.